Научная статья на тему 'Возникновение потребительского экстремизма'

Возникновение потребительского экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1433
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нилов Иван Леонидович

Цель: Исследовать истоки возникновения и наиболее яркие классические примеры потребительского экстремизма. Методология: Применялись историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Результаты: Рассмотрено возникновение потребительского экстремизма, выявлены его особенности, изучены источники, позволяющие судить о времени и особенностях возникновения потребительского экстремизма. Проанализированы предпосылки возникновения рассматриваемого явления, а также факторы, способствующие его появлению. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является попыткой исследования относительно новой научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergence of consumer extremism

Purpose: To study the sources of emergence and the most visible classical examples of consumer extremism. Methodology: Historical, comparative and formal-legal approaches were used. Results: Emergence of consumer extremism is analysed, its features are revealed, the sources allowing to examine the time and features of emergence of consumer extremism are studied. Prerequisites of emergence of the considered phenomenon and also the factors promoting its emergence are analysed as well. Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as it attempts to research the rather new scientific problem.

Текст научной работы на тему «Возникновение потребительского экстремизма»

Нилов И.Л.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Цель: Исследовать истоки возникновения и наиболее яркие классические примеры потребительского экстремизма.

Методология: Применялись историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Результаты: Рассмотрено возникновение потребительского экстремизма, выявлены его особенности, изучены источники, позволяющие судить о времени и особенностях возникновения потребительского экстремизма. Проанализированы предпосылки возникновения рассматриваемого явления, а также факторы, способствующие его появлению.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является попыткой исследования относительно новой научной проблемы.

Ключевые слова: защита прав потребителей, штрафные санкции, злоупотребление правом, потребительский экстремизм, потребительский терроризм.

Nilov I.L.

EMERGENCE OF CONSUMER EXTREMISM

Purpose: To study the sources of emergence and the most visible classical examples of consumer extremism. Methodology: Historical, comparative and formal-legal approaches were used.

Results: Emergence of consumer extremism is analysed, its features are revealed, the sources allowing to examine the time and features of emergence of consumer extremism are studied. Prerequisites of emergence of the considered phenomenon and also the factors promoting its emergence are analysed as well.

Novelty/originality/value: Article has the high scientific value as it attempts to research the rather new scientific problem.

Keywords: consumer protection, penalties, abuse of the right, consumer extremism, consumer terrorism.

На современном этапе развития правовых систем, как зарубежных, так и национальной, все более существенной проблемой становится потребительский экстремизм.

Для проведения исследования, посвященного возникновению потребительского экстремизма, необходимо, во-первых, уделить внимание содержанию понятия «потребительский экстремизм» (поскольку априори невозможно изучение возникновения какого-либо правового явления, содержание которого неизвестно), а во-вторых, провести ретроспективный анализ явлений, случаев, казусов, связываемых правоведами с потребительским экстремизмом, и выявить тенденции, характерные для развития потребительского экстремизма.

Под потребительским экстремизмом (или потребительским рэкетом [10], злоупотреблением правами потребителей [16], потребительским терроризмом [19]) традиционно понимается недобросовестное поведение потребителей, которое заключается в манипулировании правовыми нормами с целью получения выгоды или дохода, а не защиты нарушенных прав и интересов [11].

В качестве основной предпосылки возникновения потребительского экстремизма исследователями называется наличие эффективного законодательства о защите прав потребителей,

санкции которого носят карающий, а не право-восстановительный характер.

Таким образом, возникновение рассматриваемого негативного правового явления характеризуется яркой особенностью: оно является прямым следствием наличия и применения эффективного законодательства. То есть высокий уровень и штрафной характер законодательства о защите прав потребителей обусловливает возникновение злоупотреблений потребителями своими правами.

Формирование потребительского экстремизма как правового явления, как правило, ассоциируется с громкими прецедентами, возникшими в правоприменительной практике США, - казусом с животным в микроволновой печи и прецедентом с разлившимся кофе. По крайней мере, именно эти примеры чаще всего используются авторами для иллюстрации потребительского экстремизма. Однако тщательное изучение зарубежной научной периодики и судебной практики позволяет усомниться в действительном существовании судебных дел, с решениями по которым современные исследователи связывают возникновение потребительского экстремизма, по крайней мере, в том виде, в каком их традиционно представляют в академической литературе.

Например, С. Патрик Райан провел фундаментальное исследование, одной из задач которого стало отделение реально произошедших событий и состоявшихся судебных решений от так называемых «городских легенд» в части штрафных санкций, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей в США [4]. Автор подробно анализирует различные доктри-нальные источники и судебные решения. Сопоставляя преподнесение прецедента с разлившимся кофе средствами массовой информации (СМИ) и фактические обстоятельства дела, содержащиеся в судебных решениях по «кофейному делу McDonald's», автор формулирует вывод о намеренном искажении обстоятельств дела для демонстрации несоразмерности причиненного ущерба и примененных к ответчику штрафных санкций. Рассматриваемый случай произошел в феврале 1992 года. 79-летняя жительница США Стелла Ли-бек получила ожоги третьей степени передней и внутренней поверхности бедра, паховой области в результате непреднамеренного пролития кофе, приобретенного в McDonald's. В прессе, как правило, этот пример иллюстрирует несоответствие размера штрафных санкций причиненному вреду. Так, в Zeit данное дело освещалось как пример легкомысленности судебной системы и явно завышенных требований истца [5]. Исследование же, проведенное С. Патриком Райаном, позволяет, во-первых, оценить фактические обстоятельства, имеющие отношение к данному делу, во-вторых, проследить изменение размера штрафных санкций, применяемых к ответчику судами разного уровня (этот размер в течение нескольких лет был постепенно снижен с 2,7 млн долларов, взысканных присяжными заседателями, до 480 тыс. долларов в апелляционной инстанции). В 1994 году в СМИ появилась информация о снижении штрафа на 75 % в результате конфиденциального соглашения между истцом и ответчиком [3].

Кроме того, дело о «пролитом кофе» не является прецедентом в традиционном понимании этой дефиниции. О рассматриваемом деле нет официальных публикаций, не имеется судебных решений ни в опубликованном, ни в электронном варианте. Следовательно, по закону США данное дело не имеет силы прецедента и не может использоваться в каких-либо юридически значимых целях.

Объективный учет всех перечисленных факторов в совокупности с последствиями травмы для истца позволяет усомниться в правильности отнесения данного случая к проявлениям потребительского экстремизма в современном понимании.

Аналогичная ситуация складывается и с казусом с животным в микроволновой печи. Автор намеренно употребляет термин «животное», поскольку в разных источниках в роли такового выступают и кошка[2], и собака [1]. Рассматриваемый случай упоминается в СМИ США еще с 1970-х годов, однако не имеет ни документальных подтверждений, ни отсылок к конкретным судебным делам. В научных исследованиях казус с животным в микроволновой печи отождествляется с так называемыми «городскими легендами» [1] или «фиктивными делами» [4], обстоятельства которых не основаны на реальных событиях.

Тем не менее, обоснованным будет вывод о формировании массового, значительного правового явления - потребительского экстремизма территориально именно в США, а периодом возникновения рассматриваемого явления следует считать 90-е годы XX века. Ярким примером потребительского экстремизма можно считать «табачное дело R.J. Reynolds», когда недостаточное информирование о вреде курения послужило причиной для выплаты беспрецедентной компенсации вдове курильщика в размере 23,6 млн долларов. Иные проявления потребительского экстремизма менее популярны в средствах массовой информации, а результаты соответствующих судебных тяжб являются менее впечатляющими в материальном эквиваленте.

Как возникновению, так и распространению потребительского экстремизма на территории США очень способствовала популярность групповых исков, представляющих собой «специальный процедурный механизм заявления требований истцами-представителями в интересах группы лиц, пострадавших от поведения ответчика» [7]. Анализ современных исследований позволяет сформулировать вывод о том, что основными факторами, обусловившими появление и развитие потребительского экстремизма в США, следует считать специфику материального (высокий уровень правовой регламентации защиты прав потребителей, штрафной характер санкций) и процессуального (прецедентный характер, широкая популярность групповых исков) права.

Применительно к Российской Федерации момент возникновения потребительского экстремизма как правового явления определяется исследователями по-разному.

Одни связывают его с моментом вступления в силу Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) и датируют возникновение массового злоупотребления правами потребителей 1992 годом [9].

Приведенная позиция обосновывается высоким, максимальным уровнем защиты прав потребителей, гарантированным Законом «О защите прав потребителей». Кроме того, отечественный нормативно-правовой акт, направленный на защиту прав потребителей, на межгосударственном уровне признается одним из самых действенных и суровых из действующих ныне. Так, одни правоведы довольно часто, изучая нормативно-правовую основу защиты прав потребителей в различных государствах, признают отечественный Закон «О защите прав потребителей» одним из самых эффективных правовых регуляторов в сфере экономических отношений [15], а другие ставят его на второе место после американского по степени защищенности прав потребителей и воспроизводят сведения о признании его лучшим из российских законодательных актов [13].

Вторая группа авторов, учитывая массовость в качестве необходимого признака потребительского экстремизма, связывает момент его возникновения с внесением в Закон «О защите прав потребителей» изменений и поправок, усиливающих защиту прав покупателей [8], или с принятием иных актов, например Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [14] от 28 июня 2012 года [19, с. 9.], посредством которого разъяснена возможность взыскания в судебном порядке штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в пользу самого потребителя.

Е. Березина полагает, что первым публичным казусом в Российской Федерации, открыто называемым в прессе проявлением потребительского экстремизма, можно считать попытку вымогательства в 2002 году денежной суммы в размере 100 тыс. рублей с производителя популярных безалкогольных напитков за нераспространение порочащей информации в средствах массовой информации. Основанием предъявления к производителю финансовых претензий стало наличие у физических лиц пяти единиц недоброкачественной продукции, полученных данными лицами в результате хищения со склада производителя [8]. Однако данный случай можно назвать лишь попыткой проявления потребительского экстремизма либо попыткой вымогательства, поскольку давление на хозяйствующего субъекта не имело никакого материального результата.

Отечественная научная литература содержит множество примеров из правоприменительной практики, соотносимых авторами с явлением потребительского экстремизма. Однако в отличие

от «американского» потребительского экстремизма их последователи на территории Российской Федерации редко добиваются удовлетворения заявленных требований. Так, отказом в удовлетворении иска закончилось «дело Прокопенко» (иск курильщика, а затем его правопреемника к табачной компании «Петро») [6]. Отказом в удовлетворении исковых требований либо отказом истца от требований закончились также судебные процессы о возмещении вреда, причиненного пролитым кофе («Дело О. Кузнецовой»), наличием посторонних предметов (мыши) в продуктах питания («Дело П. Хохлова против Московской Ореховой компании». Дело № 2-176/2011. Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 2 марта 2011 г.). Отечественный потребительский экстремизм характеризуется, как правило, «волновым» характером, обусловленным внесением изменений, усиливающих позиции потребителя в той или иной сфере.

В частности, можно говорить о потребительском экстремизме заемщиков [10], обусловленном конструкциями действующего законодательства, направленными на защиту прав потребителя в отношениях с кредитными организациями, о «потребительском экстремизме дольщиков» [12], который был выделен в отдельную разновидность злоупотребления правами потребителей после принятия федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ (ред. от 29.07.2018)), потребительском экстремизме пациентов [17], опосредованном спецификой правового регулирования ответственности медицинских организаций (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17) и т. д.

Выявленная особенность позволяет сформулировать вывод также о неоднородном и неодновременном распространении потребительского экстремизма в разных сферах общественных отношений. Например, всплеск потребительского экстремизма дольщиков характерен для 20052010 гг., а проявления потребительского экстремизма пациентов стали встречаться в судебной практике после 2010 года [18].

Итак, анализ научной литературы, нормативно-правовых актов и правоприменительной практики, проведенный в настоящем исследовании, приводит к следующим выводам.

Во-первых, территориально потребительский экстремизм возник в США, а временем возникно-

вения рассматриваемого правового явления следует считать 90-е годы XX века.

Во-вторых, тщательное изучение зарубежной научной периодики и судебной практики позволяет усомниться в действительном существовании судебных дел, с решениями по которым современные исследователи связывают возникновение потребительского экстремизма, по крайней мере, в том виде, в каком их традиционно представляют в академической литературе.

В-третьих, на территории Российской Федерации данное явление появилось позже. Несмотря на наличие отдельных попыток со стороны потребителей получить несоразмерное возмещение еще в 90-х годах, массовое появление соответствующих исков характерно уже для 2000-х.

В-четвертых, отечественный потребительский экстремизм характеризуется, как правило, «волновым» характером, обусловленным внесением изменений, усиливающих позиции потребителя в той или иной сфере.

Пристатейный библиографический список

1. Emery D. The Microwaved Pet Urban Legend [Электронный ресурс]. URL: https://www.thought-co.com/the-microwaved-pet-3299150.

2. Le monde. La 'société contentieuse' - Aux États-Unis, hommes d'affaires et médecins dénoncent la multiplication des procès en tout genre, Aug. 18, 1992.

3. McDonald's Settles Lawsuit Over Bum From Coffee // Wall Street JOURNAL. 1994. Dec. 2.

4. Patrick S. Ryan Revisiting the United States application of punitive damages: separating myth from reality // ILSA Journal of International and Comparative Law. 2003. Vol. 10. № 1. Р. 69-94 [Электронный ресурс]. URL: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=545243.

5. Schweilen M. Anwalt Grenzenlos, DlEZEIT, week 35, 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit. de/2001/35/Anwalt_Grenzenlos.

6. Антитабачные кампании. Прецеденты // РИА Новости. 31.05.2006 [Электронный ресурс]. URL: https:// ria.ru/spravka/20060531/48847803.html.

7. Афанасьева Е.Г. Групповые иски в США (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Государство и право. 2016. № 2. С. 139-145.

8. Березина Е. Облился кофе - подал в суд [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/05/potrebitel. html.

9. Буторина И.А., Перестюк Д.А. Потребительский терроризм в России: суть, причины и перспективы // Маркетинг и поведение потребителей: сборник / под ред. Н.В. Полякова, К.А. Татаринова. Иркутск, 2011. С. 35-38.

10. Закупень Т.В. Потребительский экстремизм как форма злоупотребления правом при заключении банками кредитного договора с гражданами-заемщиками // Банковское право. 2015. № 1. С. 23-30.

11. Коноплянникова Т.В., Пашкова Е.П. Потребительский экстремизм как правовое явление // European Scientific Conference: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2017. С. 142-146.

12. Крылов А. Потребительский экстремизм дольщиков // ЭЖ-Юрист. 2015. № 8. С. 1, 6.

13. Мельникова Т.Ф., Гизатуллина Г.Р., Дусенова Ж.Д. Потребительский экстремизм // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей. Оренбург, 2013. С. 134-135.

14. Ожегова Г.А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист. 2014. № 14. С. 15-19.

15. Помазкова С.И. Проблемы применения процедур медиации при урегулировании и разрешении споров в сфере медицинской деятельности // Российский судья. 2014. № 10. С. 9-12.

16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 // Российская газета. 2012. № 156.

17. Согияйнен А.А. Правовые риски медицинской деятельности в современных условиях // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 4. С. 35-42.

18. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н. Правовая грамотность - защита профессиональной деятельности врача // Медицинское право. 2014. № 2. С. 25-28.

19. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ч. 1. Ст. 40.

20. Фрейтак Н. Потребительский терроризм в автобизнесе // ЭЖ-Юрист. 2014. № 45. С. 9.

References

1. Emery D. The Microwaved Pet Urban Legend [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.thoughtco. com/the-microwaved-pet-3299150.

2. Le monde. La 'société contentieuse' - Aux États-Unis, hommes d'affaires et médecins dénoncent la multiplication des procès en tout genre, Aug. 18, 1992.

3. McDonald's Settles Lawsuit Over Bum From Coffee // WALL STREET JOURNAL. 1994. Dec. 2.

4. Patrick S. Ryan Revisiting the United States application of punitive damages: separating myth from reality // ILSA Journal of International and Comparative Law. 2003. Vol. 10. № 1. R. 69-94 [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=545243.

5. Schweilen M. Anwalt Grenzenlos, DlEZEIT, week 35, 2001 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.zeit. de/2001/35/Anwalt_Grenzenlos.

6. Antitabachny"e kampanii. Precedenty" // RIA No-vosti. 31.05.2006 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://ria.ru/ spravka/20060531/48847803.html.

7. Afanas"eva E.G. Gruppovy"e iski v SShA (obzor) // Social"ny"e i gumanitarny"e nauki. Otechestvennaya i za-rubezhnaya literatura. Gosudarstvo i pravo. 2016. № 2. S. 139-145.

8. Berezina E. Oblilsya kofe - podal v sud [E4ektronny"j resurs]. URL: https://rg.ru/2013/11/05/potrebitel.html.

9. Butorina I.A., Perestyuk D.A. Potrebitel"skij terror-izm v Rossii: sut", prichiny" i perspektivy" // Marketing i povedenie potrebitelej: sbornik / pod red. N.V. Polyakova, K.A. Tatarinova. Irkutsk, 2011. S. 35-38.

10. Zakupen" T.V. Potrebitekskij e'kstremizm kak forma zloupotrebleniya pravom pri zaklyuchenii bankami kreditnogo dogovora s grazhdanami-zaemshhikami // Bankovskoe pravo. 2015. № 1. S. 23-30.

11. Konoplyannikova T.V., Pashkova E.P. Potrebitekskij e'kstremizm kak pravovoe yavlenie // European Scientific Conference: sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. 2017. S. 142-146.

12. Kry'lov A. Potrebitekskij e'kstremizm dokshhikov // E"Zh-Yurist. 2015. № 8. S. 1, 6.

13. Meknikova T.F., Gizatullina G.R., Dusenova Zh.D. Potrebitekskij e'kstremizm // Formirovanie ry'nochnogo xozyajstva: teoriya i praktika: sbornik nauchny'x statej. Orenburg, 2013. S. 134-135.

14. Ozhegova G.A. K ponyatiyu «potrebitekskij e'kstremizm» // Yurist. 2014. № 14. S. 15-19.

15. Pomazkova S.I. Problemy" primeneniya procedur mediacii pri uregulirovanii i razreshenii sporov v sfere

medidnskoj deyateknosti // Rossijskij sud'ya. 2014. № 10. S. 9-12.

16. Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 28 iyunya 2012 goda № 17 // Rossijskaya gazeta. 2012. № 156.

17. Sogiyajnen A.A. Pravovy'e riski medidnskoj deya-teknosti v sovremenny'x usloviyax // Pravo v Vooruzhen-ny x Silax. 2017. № 4. S. 35-42.

18. Trusova L.N., Rasskazova V.N. Pravovaya gramot-nost" - zashhita professionaknoj deyateknosti vracha // Medicinskoe pravo. 2014. № 2. S. 25-28.

19. Federakny'j zakon ot 30 dekabrya 2004 goda № 214-FZ (red. ot 29.07.2018) // Sobranie zakonodatekstva Ros-sijskoj Federacii. 2005. № 1. Ch. 1. St. 40.

20. Frejtak N. Potrebitekskij terrorizm v avtobiznese // E'Zh-Yurist. 2014. № 45. S. 9.

EURASIAN LEGAL PORTAL

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Наш портал состоит из следующих разделов:

а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация

www.eurasialegal.info

Целями проекта являются:

1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.

2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).

Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.