-т
SCIENCE TIME
ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕМ»: ПРОБЛЕМЫ НЕВЕРНОГО ТОЛКОВАНИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ
Шагалиева Виктория Александровна, Институт Сферы Обслуживания и Предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье освещаются проблемы законодательной базы и, как следствие, возможность манипулирования и злоупотребления нормами закона на примере Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей». Рассматривается проблема развития потребительского экстремизма в Российской Федерации.
Ключевые слова: потребитель, защита прав потребителя, потребительский экстремизм, недобросовестные общественные организации, пробелы в законодательстве.
В настоящее время торговая отрасль России является одной из крупнейших бюджетосодержаших систем, сочетающая в себе интересы нескольких сторон: производителей и продавцов - в получении доходов, покупателей - в получении высококачественных товаров и услуг, государства - в пополнении бюджета налогами, а также в защите своих граждан от некачественной продукции и неправомерных действий со стороны производителей и продавцов. Для современной России предпринимательство - явление развивающееся и относительно новое. История нынешнего российского предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». До этого момента, как отмечает Д.С. Выголовский в учебном пособии «Предпринимательское право», вопросы теории и практики предпринимательской деятельности не изучались: «предпринимательство официально расценивалось только критически, относилось к чуждому социализму пережитку прошлого, к формам эксплуатации человека
человеком» [1]. Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов рыночной экономики, еще недавно находились под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы.
Помимо того, что в России пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей, в настоящее время происходит глобальная интернизация, технологические изменения производства, открытия в области информационных и коммуникационных методах передачи данных, разработка новейших материалов, биогенетических способах производства продукции, которые в свою очередь, обуславливают появление принципиально новых товаров и услуг. И как следствие, возникает необходимость в разработке новых и совершенствовании уже существующих механизмов государственной и общественной защиты участников данных правоотношений, которые бы соответствовали международно-правовым стандартам в этой сфере. Именно этим обусловлена актуальность более тщательного, всестороннего изучения законов, призванных защитить права не только потребителей, но и остальных участников гражданских правоотношений в сфере торговли.
С одной стороны, казалось бы, именно в период бурного развития рыночной экономики и развития законодательной базы в сфере торговли, наиболее уязвимым и нуждающимся в усиленных формах защиты со стороны государства звеном в данных правоотношениях является потребитель. В связи с чем, в последнии десятилетия, наблюдается проведение в нашей стране активной политики по защите прав потребителей. Ярким воплощением государственной политики в сфере защиты прав потребителей является принятый 07 февраля 1992 г. Закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей». Он определяет круг прав потребителей и устанавливает механизм реализации этих прав, наделяет потребителей огромными привилегиями и правовыми средствами, уравнивая тем самым «экономически слабых» потребителей с предпринимателями. Об эффективности Закона свидетельствует тот факт, что целый ряд международных экспертов признали его лучшим из российских законодательных актов. Кроме того, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное [2]. Проводимые в современной России реформы направленны на процесс гуманизации, «очеловечивания» российской правовой системы. В стране создается и бурно развивается такая правовая система, при которой в центре внимания находится не абстрактный, но конкретный человек, его права и свободы.
Но с другой стороны, наделив потребителей особыми правами, законодатели рассчитывали на соответствующую законность и правопорядок в
обществе, правомерное поведение всех сторон данной сферы правоотношений, предполагали неукоснительное осуществление предписанных правовых норм всеми участниками общественных отношений, в том числе и потребителей. В ГК РФ законодатели прямо устанавливают: «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются» [3]. Однако, как справедливо отмечает Г.Я. Цехер в своем исследовании «Потребительский экстремизм: Природа, формы проявления и меры противодействия»: «жизнь вносит свои коррективы в добрые замыслы законодателя, и мы все чаще сталкиваемся с проявлением крайнего поведения потребителей» [4]. Правовые механизмы в сфере защиты прав потребителей, которые, по мнению законодателя, призваны защитить нарушенные права потребителей, на сегодняшний момент являются предметом многочисленных злоупотреблений со стороны особых участников этих отношений, получивших неофициальное название «потребительских рэкетиров» или «потребительских экстремистов».
Термин «потребительский экстремизм» в последнее время все чаще звучит в отечественных судах, хотя в российском законодательстве ему не дается какое-либо легальное определение. Попытки недобросовестных потребителей, манипулируя правовыми нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход получили неофициальное название «потребительский экстремизм». По смыслу положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ, во взаимосвязи с главой 21 ст. 159 и ст.165 Уголовного Кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что под «потребительским экстремизмом» следует понимать:
а) действия потребителей, осуществляемые с намерением причинить «имущественный ущерб (предпринимателю) путем обмана или злоупотребления доверием» [5];
б) злоупотребление потребителями своим особым положением на рынке товаров, работ и услуг;
в) недобросовестное поведение потребителей;
г) умышленные противоправные деяния потребителей, совершаемые с целью «приобретения права на чужое имущество (имущество предпринимателей) «путем обмана или злоупотребления доверием» [6].
Несмотря на то что, Закон «О защите прав потребителей» является довольно динамичной правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим количеством изменений и дополнений (более 20 с 1993 г.) [2], по мнению ряда международных экспертов, самым лояльным в мире после американского, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.
Пробелы законодательной базы и возможность неверного толкования отдельных пунктов Закона, а также наделение потребителей особым правовым статусом («Потребитель всегда прав») создает предпосылки для манипулирования и злоупотребления нормами Закона.
Необходимость исследования появления такого явления как потребительский экстремизм вызвана стремительным перерастанием правонарушений со стороны некоторых потребителей в уголовные деяния (мошенничество), и возникновением организованного преступного промысла с использованием особого правого положения потребителей, а также необходимостью разработать превентивные меры и способы противодействия потребительскому экстремизму. Наряду с отдельными потребительскими экстремистами создаются целые организации, которые, ведут целенаправленную деятельность по вымогательству и использованию закона в своих корыстных целях. Роспотребнадзор России отмечает, что «отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона о защите прав потребителей» [7]. Деятельность подобных организованных групп потребительского экстремизма направлена не на защиту прав граждан, а на взыскание с объектов своего нападения, как правило довольно крупных компаний, стоимости своих юридических услуг, которые они зачастую оказывают подставным покупателям, по суду.
Неверное толкование недобросовестными общественными организациями некоторых пунктов Закона, приводит также и к подстрекательству, и даже пособничеству правонарушений среди потребителей. Так среди прав общественных объединений потребителей Закон «о защите прав потребителей» указывает «право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них» [8]. Данное право нередко используется недобросовестными экспертами, либо лицами, не имеющими специального необходимого образования и разрешения, для выдачи поддельных заключений, либо заключений, содержащих недостоверную информацию. По сути, в таких случаях, т. н. «эксперты» выступают пособниками правонарушения и имеют своей целью не установление истины, а извлечение определенной материальной выгоды, в связи с чем, зачастую готовы выдать заключение, которое устроит заказчика, то есть потребителя.
Существенным упущением Закона «О защите прав потребителей» является
и то, что в нем не предусмотрено никакой нормы ответственности за предъявление необоснованных претензий, и даже, как отмечалось ранее сам термин «потребительский экстремизм» или любое другое понятие или формулировка, соответствующее ему по смыслу, то есть отражающее по сути потребительское мошенничество, отсутствуют. Как отмечено в журнале «Корпоративный юрист», в настоящее время по всей России рассматривается множество дел, возбужденных по искам потребителей - экстремистов [9]. Как правило, объектами вымогательства становятся довольно крупные компании, который дорожат своей репутацией и имиджем. Именно в расчете на это вымогатели и требуют компенсации в обмен на мирное урегулирование конфликта. Хотя по количеству исков Россия, несомненно, уступает США, в частности, согласно публичной информации в 2006 году ущерб от подобной деятельности, понесенный американскими компаниями составил 230 млрд. долларов, а в России за этот же год, всего 68% от этой суммы [10], потребительский экстремизм в нашей стране стремительно набирает обороты.
Одной из причин бурного развития этой деятельности президент Всероссийской лиги защитников потребителей, директор екатеринбургского муниципального «Центра правозащиты» А. Артемьев называет правовую неграмотность и некомпетентность и потребителей, и предпринимателей: «Если бы они знали что последует за нарушение закона, возможно и права не пришлось бы нарушать» [11]. Несмотря на то, что Закон «О защите прав потребителей» предусматривает просвещение потребителей и предпринимателей, в бюджете РФ на эти цели средств не предусмотрено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одновременно с развитием рынка и экономических отношений набирает обороты и такое сложное и неоднозначное правовое явление, как потребительский экстремизм, которое требует всестороннего изучения и разработки мер противодействия. Необходим надзор за деятельностью общественных объединений, подозреваемых в потребительском экстремизме, либо в его содействии со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов, а также обеспечение высококвалифицированной юридической помощи не только потребителям, но и продавцам, не имеющим возможности оказать адекватное противодействие организованным общественным объединениям. Конечно, не всех потребителей, защищающих свои права нужно подозревать в экстремизме, граждане стали более образованными, правовые ресурсы более доступными и зачастую претензии потребителей являются обоснованными. Определить является ли требование потребителей законными или же это вымогательство, довольно сложно и стоит надеяться, что в России данное явление не превратиться в индустрию, так как пока нет адвокатов, которые делали бы на этом бизнес. Но в любом случае, уже на данном этапе развития потребительского экстремизма
SCIENCE TIME
необходим комплекс мероприятий по противодействию потребительскому экстремизму с привлечением квалифицированных специалистов в соответствующей области для разработки комплекса механизмов противоборства этому явлению современности
Литература:
1. Выголовский Д.С. Предпринимательское право: учеб. пособие. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. -. 6 с.
2. Ашурков О.А. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // Общественный доклад. - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: www.ashurkovoa.ru/ download/aktualnye-problemy-zashchity-prav-potrebitelej .pdf
3. ГК РФ глава 2 ст. 10 п.5
4. Цехер Г.Я. Потребительский экстремизм: Природа, формы проявления и меры противодействия // Бизнес, менеджмент и право. - 2003.-№2.-с.115
5. УК РФ глава 21 ст.165
6. УК РФ глава 21 ст.159
7. О полномочиях общественных объединений потребителей // Письмо Роспотребнадзора. - 29.06.2005.- № 0100/4938-05-32
8. Закон РФ «О защите прав потребителей» Глава IV, ст.45 п.2
9. Потребительский экстремизм: современные тенденции и механизмы противодействия // Корпоративный юрист.- апрель 2009, [Электронный ресурс]. - URL: www.vegaslex.ru/text/31827
10. Потребительский экстремизм: как на него не напороться // Помещик.- январь -февраль 2006 г.
11. Горлов А. Учитесь! Вас обманывают. Права потребителей надо знать с детства //Российская газета-Неделя. - 04.06.2014- № 126 (6398). Разрешение на перепечатку материала № 3- Б от 19.01.2015 г