Научная статья на тему 'Потребительский экстремизм'

Потребительский экстремизм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3455
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевяхова Анна Сергеевна

В статье анализируется недавно появившийся термин «потребительский экстремизм». Законодательство о защите прав потребителей совершенствуется, судебная практика сформировалась и суды, как правило, на стороне потребителей. Потребитель начинает злоупотреблять своим правом и предъявляет необоснованные иски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевяхова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительский экстремизм»

Список литературы

1. Ильюшихин И.Н. Понятие и признаки налогового правоотношения / Правоведение,2002. № 2. С. 127.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. «Основы налогообложения». Европейский дом,. С.-П., 2002. С. 321-322.

4. Налоговое право России: Учебник для вузов. Отв. ред. Ю.А. Крохина. М: Норма, 2003. С. 233.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ Шевяхова А.С.

Шевяхова Анна Сергеевна - студент заочной формы обучения, направление: 40.04.01 Юриспруденция, кафедра конституционного, международного права и правосудия, факультет магистратуры

и аспирантуры, Поволжский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Саратов

Аннотация: в статье анализируется недавно появившийся термин «потребительский экстремизм». Законодательство о защите прав потребителей совершенствуется, судебная практика сформировалась и суды, как правило, на стороне потребителей. Потребитель начинает злоупотреблять своим правом и предъявляет необоснованные иски. Ключевые слова: потребитель, экстремизм.

Законодательство России о правах потребителей международные эксперты относят к наиболее гуманным. Закон РФ «О защите прав потребителей» [1], действительно, после нескольких редакций, стал максимально эффективным средством для урегулирования потребительского рынка и разрешения споров на нем. Он регулирует порядок оказания услуг и продажи товаров, а также гарантирует защиту интересов потребителей. При этом он является самым гуманным в мире после американского — только в России и в США потребитель имеет такое количество прав. К несчастью, нормы права все чаще используют в основанных на корысти целях. Этому явлению дали название «потребительский экстремизм или терроризм».

Понятие «потребительского экстремизма» появилось у нас с Запада, и сводится к тому, что потребитель совершает неоправданные действия, с соблюдением всех формальностей по закону, но на деле нацеленные на получение с продавца выгодного для себя экономического результата, и как следствие этого - нанесение предпринимателю ущерба. Показательный случай, произошедший на Западе -возрастная посетительница "Макдоналдса" отсудила большую сумму за разлитый на нее кофе. Пришел потребительский экстремизм и к нам.

Западные покупатели выступают наглядным образцом для россиян, подающих нелепые иски в суды. Истории о миллионных выплатах за пролитый кофе или не имеющуюся в наличии салфетку уже не изумляют правозащитников. Действительно, иногда граждане защищают нарушенное право. Но размер компенсации не всегда соответствует реально нанесенному ущербу.

Так что же такое «потребительский экстремизм»? То, что проблема существует, это признают независимые юристы. В законодательстве России такого термина не существует. Более того, это понятие носит литературное, а не правовое течение. Но по

сути, если ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации связать со ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно дать определение потребительскому экстремизму:

- действия потребителей, совершаемые с целью нанести ущерб предпринимателю, а также злоупотребления своими правами в иных формах;

- злоупотребление потребителями своей исключительной ролью на рынке товаров и услуг;

- злонамеренное поведение потребителей;

- преднамеренные, противозаконные действия потребителей, посредством лжи или злоупотребления особым местом потребителя, с целью обратить себе в выгоду имущество предпринимателя.

Статьяю 2 Конституции РФ [2], гласит, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, именно на эту статью, в исковых заявлениях, часто ссылаются потребители. Ее можно растолковать таким образом, что преимущество, при защите прав, будет у гражданина, несмотря на равный объём прав у гражданина и юридического лица. По сути дела, Закон «О защите прав потребителей» и взявшие от него свое начало нормативные акты определяют гражданам больший объём преимуществ, которые и используют недобросовестные потребители. Проанализируем их по порядку:

Распределение бремени доказывания (ст. 475 ГК РФ). На протяжении срока гарантии потребитель не должен доказывать присутствие недостатка в товаре, а продавец обязан установить, что дефект связан с нарушением правил эксплуатации или определить отсутствие дефекта. Чаще всего, заключение по этому вопросу можно вынести только после выполнения экспертизы, которая может по стоимости быть выше цены спорного товара [3].

Презумпция неосведомлённости потребителя (ст. 12 ЗоЗПП). Согласно этой норме в спорных ситуациях суд должен исходить из соображений, что у потребителя нет соответствующих знаний в оценке качеств и характеристик товара.

Неустойка (ст. 23 ЗоЗПП). Также закон дает потребителю право требования неустойки за несоблюдение сроков устранения дефектов товара, его обмена или возврата денег, за нарушение срока передачи оплаченного товара и за нарушение сроков выполнения работ или устранения их недостатков. Потребители-экстремисты часто завышают суммы неустоек до чудовищных размеров.

Возмещение убытков (ст. 13 ЗоЗПП). Убытки потребителя компенсируются в полном объеме. Экстремально настроенный потребитель, при обращении в суд с исковым заявлением, в качестве оплаты услуг юриста может заявить неоправданно завышенную сумму.

Компенсация морального вреда (ст. 15 Закона о ЗИП). Нечестные потребители, зачастую, настаивают на компенсации морального вреда в явно преувеличенных суммах, так как моральные страдания, оценить очень сложно, то всякая оценка будет субъективной.

Подсудность по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ). Потребитель имеет право подать исковое заявление в суд по своему месту жительства либо по месту заключения или исполнения договора, что может повлечь значимые убытки для продавца [4].

Обеспечительные меры (ст. 139 ГПК РФ). Суд может наложить арест на имущество или банковский счёт предпринимателя, даже, до рассмотрения дела, если у суда есть повод предполагать, что решение будет трудно исполнить. Так как судебные тяжбы могут идти месяцами, то для компании арест счета или имущества, может быть хуже, чем проигрыш в суде, чем и пользуются потребители-экстремисты.

Штраф за неисполнение требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП). При положительном для потребителя исходе дела в суде на предпринимателя дополнительно возлагается штраф в размере половины от присуждённой истцу суммы. Но, если потребитель проиграл дело в суде, то он не будет подвержен штрафу.

Законодательство в России устроено с позиции добросовестности потребителя, и этим с успехом пользуются экстремисты. Ведь чем больше прав дает закон, тем больше потенциала для манипулирования им со стороны недобросовестных граждан. Отличие от гражданина, отстаивающего свои права, и экстремистом определяется целями. Экстремисты стараются обогатиться на ошибках бизнесменов и это становится инструментом их заработка. Потребителей-экстремистов можно символически разделить на две категории:

1. Потребители, преследующие материальные цели (за счет продавца);

2. Потребители, преследующие другие цели (например, получить моральное удовлетворение за счет предпринимателя, самоутвердиться, «добиться классовой справедливости» и т.д.). К этой же группе следует отнести людей с отклонениями в психике, неадекватно себя ведущих не только в области торговли и услуг, но и других сферах.

Итоги изучаемого явления могут быть разнообразны. Сильным потрясением могут быть материальные притязания со стороны потребителей-экстремистов для малого предпринимательства. Компенсация финансовых требований потребителя, при отсутствии достаточных средств оборота, может поместить компанию в тяжелое материальное положение. А для крупной компании наименьшее значение имеют финансовые проблемы, доставляемые действиями потребителя, здесь важнее репутационные риски. Потребитель-экстремист старается обнаружить слабые места в деятельности предпринимателя, вчиняет ему соответствующие требования и создает угрозу привлечения к этому процессу интерес широкой публики. В процессе используется и явный шантаж, и угроза вовлечения государственных органов для осуществления внеочередных проверок и т. д. Зачастую такие угрозы очень эффективны и компании идут на компромиссы с целью не позволить допустить огласку конфликта.

Философия у «потребительских экстремистов» проста - если товар испортился (даже по вине потребителя) - виновником является, конечно же, продавец. А если он виноват, то должен компенсировать моральный вред, заплатить неустойку и конечно же, обменять товар на новый. Иногда, требуемая сумма потребителем превосходит все рамки разумного - при стоимости товара в 5000 рублей сумма требований может достигать 100 000 рублей. И это без компенсации морального вреда. И все это происходит в рамках Закона «О защите прав потребителей».

Настоящих профессионалов торговые центры и интернет-магазины знают в лицо и поименно, их персональные данные содержатся в базах данных недобросовестных покупателей. Такие потребители не ждут, когда вещь сломается или не будет выполнена услуга. Они имитируют необходимые им ситуации, и пользуются ими.

Сейчас во всех российских судах находится на рассмотрении множество дел, возбужденных по исковым заявлениям потребителей-экстремистов. Чаще всего шантаж потребителей нацелен на компании, продукция которых массово распространена у россиян. Так как даже и недоказанный факт негативно отразится на имидже компании, чтобы сохранить доброе имя и репутацию, производитель готов выплатить огромные компенсации шантажистам в обмен на их молчание.

В настоящий момент создаются организации, деятельностью которых является -потребительский экстремизм. Это якобы общественная организация, состоящая из нескольких человек, со звучным названием, занимающаяся защитой прав потребителей. Являются якобы с проверкой какой-либо компании. При обнаружении каких-либо отклонений от законодательства РФ предприятие запугивают судом, и чтобы этого не случилось, рекомендуют откупиться. Самое грустное - что значительное большинство предпринимателей согласны платить потребителям-«экстремистам», только бы избежать судебной тяжбы и не терять свое время и деньги ради неизвестного итого, вместо противостояния этому явлению.

Единодушны в своем мнении различные специалисты, утверждающие, что время потребительского экстремизма в России вступит в полную мощь, в ближайшие годы, но уже сегодня надо предстоять ему.

Список литературы

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

2. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 г.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.