Научная статья на тему 'Судебный порядок защиты субъективных гражданских прав сторон в договорах с участием граждан-потребителей'

Судебный порядок защиты субъективных гражданских прав сторон в договорах с участием граждан-потребителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1152
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН-ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР / ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Внуков Николай Александрович

В статье рассматривается механизм судебной защиты субъективных гражданских прав граждан-потребителей. Автором выделены особенности и проблемы реализации права граждан-потребителей на судебную защиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебный порядок защиты субъективных гражданских прав сторон в договорах с участием граждан-потребителей»

УДК 347.9:347.45/.47

ВНУКОВ Н.А. Судебный порядок защиты

субъективных гражданских прав сторон в договорах с участием граждан-потребителей

В статье рассматривается механизм судебной защиты субъективных гражданских прав граждан-потребителей. Автором выделены особенности и проблемы реализации права граждан-потребителей на судебную защиту.

Ключевые слова: гражданин-потребитель, потребительский договор, предмет доказывания.

Право на защиту нарушенных прав и интересов граждан-потребителей по потребительскому договору реализуется путем обращения в суд, органы исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченные на осуществление защиты прав потребителей. Принуждение характерно для всех отраслей права, не исключением является и гражданское право. Однако в каждой отрасли права имеется своя специфика применения государственного принуждения, в том числе и при привлечении нарушителя к ответственности. Так, В.Ф. Яковлев отмечает, что гражданское право не может обойтись без государственного принуждения, иное означало бы, что гражданское право вообще не является правом. При этом особенность принуждения в гражданском праве заключается в том, что оно носит в данной отрасли производный, обеспечительный характер1.

Следует отметить, что эти вопросы наиболее полно разработаны применительно к праву на обращение в суд как в процессуальном законодательстве, так и в науке гражданского процессуального права. В процессуальной литературе общепризнано, что возбуждение гражданского дела зависит от наличия предпосылок права на предъявление иска и соблюдения порядка обращения в суд. Субъекты, по заявлению которых суд возбуждает

гражданские дела, определены в ст. 3 ГПК и ст. 4 АПК РФ. Эту норму конкретизируют положения ст. ст. 17, 40, 44, 45 Закона "О защите прав потребителей". Согласно указанным нормам правом на обращение в суд за защитой нарушенных прав потребителей обладает ряд субъектов.

С точки зрения характера юридического интереса к исходу дела эти субъекты могут быть подразделены на две группы:

1. Лица, имеющие материально-правовой интерес к исходу дела, т.е. обращающиеся в суд в защиту своих прав. Это потребители, изготовители, продавцы, исполнители.

2. Лица, имеющие только процессуально-правовой интерес, т.е. обращающиеся в суд в защиту чужих интересов на основании предоставленных им законом полномочий. Это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Судья возбуждает дело о защите прав гражданина-потребителя при наличии у

лица, обращающегося в суд, предпосылок права на предъявление иска и соблюдении им порядка предъявления иска.

Традиционно в научной и учебной литературе по гражданскому процессуальному праву к предпосылкам права на предъявление иска относят наличие процессуальной правоспособности сторон, подведомственность дела суду, отсутствие по данному делу вступившего в законную силу судебного решения, определения суда о принятии отказа истца от иска, утверждении мирового соглашения или о прекращении производства по делу за отсутствием права на предъявление иска, отсутствие между сторонами договора о передаче данного спора на разрешение третейского суда. В качестве специальной предпосылки называется соблюдение предварительного порядка разрешения спора2.

Содержание общих предпосылок применительно к делам, возникающим в связи с нарушением прав граждан-потребителей, не имеет особенностей и устанавливается судьей при принятии искового заявления, как и по любым другим категориям гражданских дел.

Наличие специальной предпосылки -соблюдение установленного законом претензионного порядка разрешения споров - необходимо проверять в отношении исков, вытекающих из отдельных видов обязательств.

Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает специального требования о соблюдении потребителем претензионного порядка. Однако по отдельным видам обязательств предъявление претензии до обращения в суд обязательно. Так, в соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Также претензионный порядок может быть предусмотрен самим потребительским договором. Учитывая это, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предва-

рительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена.

Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" от 29.09.94 № 7 (в ред. Постановлений Пленума Верховного суда РФ от 25.04.1995 № 6, от 25.10.1996 № 10, от 17.01.1997 № 2, от 21.11.2000 № 32, от 10.10.2001 № 11, от 06.02.2007 № 6, от 11.05.2007 № 24, от 29.06.2010 № 18)3 "истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону Российской Федерации". Так, если потребителем, обратившимся в суд с иском по поводу нарушения его прав при перевозке груза, не было соблюдено требование ст. 797 ГК РФ об обязательном предъявлении претензии перевозчику, то суд должен принять такое исковое заявление и рассмотреть его по существу.

Предъявление претензии к продавцу (изготовителю, исполнителю) имеет не только процессуально-правовое (как предпосылка права на предъявление иска), но и материально-правовое значение. Факт предъявления претензии важен для определения момента, с которого начинает исчисляться неустойка при нарушении сроков удовлетворения требований потребителя (ст. 22, 31 Закона "О защите прав потребителей"). Попытка в досудебном порядке урегулировать спор может рассматриваться судом в качестве одного из доводов, обосновывающих требования о компенсации морального вреда и взыскании штрафа с продавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядке урегулировать возникший конфликт. В то же время отсутствие письменных документов, подтверждающих обращение потребителя к ответчику в досудебном порядке, не следует рассматривать в качестве препятствия для заявления требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

В случае обращения в суд в защиту прав других лиц проверяется не только наличие права на обращение в суд у истца, но и наличие особой предпосылки - предоставления специальным законом такого права лицу, обратившемуся в суд. Так, например, сами граждане-потребители не наделены правом предъявлять иски в интересах неопределенного круга потребителей. В таких случаях этим лицам должно быть отказано в принятии искового заявления на основании п. 1 ст. 134 ГПК. Также будет отказано в принятии заявления лицу, обращающемуся в защиту чужих интересов, если у гражданина-потребителя, в интересах которого предъявляется иск, отсутствует право на обращение в суд.

Рассмотрим порядок предъявления исков по поводу нарушения договорных прав граждан-потребителей.

1) Иск должен предъявляться с соблюдением требований к его форме и содержанию. Эти требования установлены в ст. 131, 132 ГПК и ст. 125-126 АПК РФ. Однако к искам, предъявляемым в защиту интересов неопределенного круга потребителей, требования ст. 131 ГПК об указании наименования истцов, их места жительства не подлежат применению, поскольку данный иск предъявляется в защиту интересов именно неопределенного, неперсонифицированного круга лиц. Поэтому неправомерно оставление такого заявления без движения вследствие несоблюдения требований ст. 131 ГПК.

2) Гражданин-потребитель, обращающийся в суд за защитой своих нарушенных прав, должен обладать процессуальной дееспособностью, т.е. способностью осуществлять процессуальные права и обязанности с целью защиты в суде материальных субъективных прав. В случае недееспособности истца от его имени должен действовать его законный представитель.

3) Требование надлежащего оформления полномочий представителя (ст. ст. 53, 54 ГПК).

4) Требование порядка предъявления исковых заявлений - оплаты государственной пошлины. Однако в соответствии со ст. 17 Закона "О защите прав потреби-

телей" потребители по искам, связанным с нарушением их прав, федеральные органы исполнительной власти(их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Аналогичная норма также закреплена в Налоговом кодексе.

5) Соблюдение правил подсудности, т.е. подача иска в суд, компетентный рассматривать данное дело. Правила подсудности исков, возникающих по поводу нарушения прав граждан-потребителей, установлены нормами, содержащимися в ГПК и в Законе "О защите прав потребителей" (ст. 17). Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, -его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При принятии искового заявления судья должен установить:

- иск заявлен в интересах гражданина, а не юридического лица или гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности;

- спорные правоотношения носят возмездный характер;

- правоотношения возникли по поводу приобретения или использования приобретенных товаров, работ, услуг, а не из других договорных отношений (займа или дарения, приобретения акций, имущественного найма и т.п.);

- товары, работы, услуги приобретаются или используются гражданином в целях удовлетворения нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Установление указанных признаков не представляет особой сложности. Как пра-

вило, вся необходимая для этого информация содержится в исковом заявлении в виде обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования как потребитель. Не вызывает затруднений квалификация отношений, вытекающих из договора розничной купли-продажи, бытового подряда, традиционных услуг, предоставляемых в рамках бытового обслуживания (услуги парикмахерских, прачечных, химчисток и т.п.).

Согласно ст. 131 ГПК в исковом заявлении истцом должны быть указаны обстоятельства, на которых он основывает свои требования. Как отмечалось выше, это прежде всего обстоятельства, свидетельствующие о том, что он в понимании Закона "О защите прав потребителей" является гражданином-потребителем. Судья, принимая исковое заявление, для решения вопроса о соблюдении порядка предъявления иска должен проанализировать изложенные обстоятельства и сделать вывод о том, что истец является потребителем и обладает процессуальными правами, предусмотренными Законом "О защите прав потребителей". В этом будет содержаться суждение, основанное на предварительной квалификации фактов, указанных в исковом заявлении.

Если лицо, обращающееся в суд, руководствуется Законом "О защите прав потребителей", но не приводит в исковом заявлении факты, необходимые для признания его гражданином-потребителем, то судья должен оставить такое заявление без движения, как не соответствующее требованиям 131 ГПК.

В случае, если у судьи возникают сомнения или затруднения в квалификации отношений в качестве потребительских, то, несмотря на это, такой иск следует принять с учетом позиции истца-потребителя (по месту его жительства и без оплаты государственной пошлины). В подобных ситуациях должна применяться презумпция добросовестности гражданина, в данном случае - добросовестного использования прав, предоставленных Законом "О защите прав потребителей". Судье необходимо обратить внимание истца на недостаточность указываемых им в иско-

вом заявлении обстоятельств. На этапе подготовки дела к судебному разбирательству, если ответчик представит свои возражения по поводу того, что истец не является потребителем, а истец не укрепит свои доводы, судья может признать, что истец неправомерно воспользовался правами, предоставленными Законом "О защите прав потребителей". В этом случае ошибка может быть исправлена передачей дела в другой суд (ст. 33 ГПК).

При этом следует учитывать, что ст. 32 ГПК устанавливает, что стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для данного дела. Поставленная проблема тесно связана с вопросом о свободе потребительского договора.

Интерес по делу о защите прав граждан-потребителей состоит в получении решения суда, в правосудии по конкретному делу, т.е. предоставлении защиты нарушенным правам и интересам граждан-потребителей.

Дела о защите субъективных прав потребителей в суде возникают по заявлению гражданина-потребителя, чьи права были нарушены неправомерными действиями продавца (изготовителя, исполнителя), или лиц, уполномоченных предъявлять иски в защиту прав других лиц. Сторонами по делу о защите прав потребителей являются лица, спор которых о праве суд должен рассмотреть4. Это предполагаемые субъекты спорного правоотношения, регулируемого Законом "О защите прав потребителей".

Основными субъектами отношений, регулируемых Законом "О защите прав потребителей", являются потребители, продавцы и изготовители товаров, исполнители работ и услуг.

Истцы по делам о защите прав потребителей - это лица, в чьих интересах суд возбуждает гражданское дело: граждане-потребители, обращающиеся в суд за защитой своих нарушенных прав, предусмотренных Законом "О защите прав потребителей", либо граждане-потребители, в чьих интересах указанные выше субъекты предъявляют иск в суд о защите их нарушенных прав. Все эти категории граж-

дан должны отвечать общим требованиям, вытекающим из понятия "потребитель". Во-первых, заключаемые ими потребительские договоры должны иметь возмездный характер. Во-вторых, предметом потребительского договора может быть только передача товаров, выполнение работ, оказание услуг. Стороны иных гражданско-правовых договоров (например, о совместной деятельности, авторских договоров и т.п.) не являются потребителями в понимании Закона "О защите прав потребителей" и, следовательно, не могут выступать истцами по делам о защите прав граждан-потребителей. В-третьих, товары (работы, услуги) должны приобретаться в целях удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исходя из содержания Закона "О защите прав потребителей", ответчиками по делам о защите прав потребителей могут быть изготовители, продавцы товаров, исполнители работ и услуг.

В случае предъявления иска к продавцу (изготовителю) целесообразно рассматривать вопрос о привлечении изготовителя (продавца) в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (ст. 43 ГПК). Также, если гражданином-потребителем предъявлен иск к изготовителю в отношении недостатков, возникших до передачи товара потребителю (или по причинам, возникшим до этого момента), и при этом будет выяснено, что эти недостатки возникли из-за действий третьих лиц (продавца, перевозчика, хранителя), то эти лица могут быть привлечены в процесс в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. Впоследствии изготовитель вправе предъявить к ним иск о возмещении убытков. Аналогично решается вопрос при предъявлении иска к продавцу. Если будет установлено, что недостатки в товаре возникли вследствие действий изготовителя (т.е. носят производственный характер) или других лиц (перевозчика, хранителя и т.д.), то эти лица могут быть привлечены на стороне ответчика-продавца в качестве третьих, не заяв-

ляющих самостоятельных требований на предмет спора.

Разрешению правовых вопросов предшествует установление фактических обстоятельств, с которыми норма материального права связывает наступление определенных правовых последствий. Установление необходимых обстоятельств (юридических фактов) осуществляется в процессе доказывания при помощи определенных средств - доказательств. Это правило действует и в сфере гражданского судопроизводства по делам о защите прав по потребительским договорам.

По делам о защите прав граждан-потребителей предмет доказывания формируется на основе фактов, указываемых истцом-потребителем в обоснование своих требований, обстоятельств, излагаемых ответчиком, а если в процессе участвуют в интересах потребителей субъекты, перечисленные в Законе "О защите прав потребителей", то в предмет доказывания включаются факты, приводимые этими лицами. Как правило, обстоятельства, указываемые лицами, действующими в процессе в интересах граждан-потребителей, совпадают с основанием иска. Только в том случае, если эти субъекты укажут в процессе факты, на которые истец или ответчик не ссылались (например, факты нарушения ответчиком прав потребителей, установленные в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей), то предмет доказывания будет ими расширен.

Применительно к делам о защите прав потребителей представляет интерес классификация фактов предмета доказывания. Следует согласиться с мнением С.В. Курылева о том, что практическую и теоретическую значимость имеет та классификация фактов предмета доказывания, составным частям которой свойственны особенности доказывания. Основываясь на этом утверждении, С.В. Курылев выделял положительные и отрицательные факты, указывая при этом на то, что доказывание отрицательных фактов более затруднительно5.

Трудность доказывания отрицательных фактов хорошо видна по отдельным

категориям дел о защите прав потребителей. Так, например, согласно п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, - общей цены заказа. Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. от 29.06.2010) предусмотрено, что суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения интерес ответчика. Между тем, как показывает практика, в большинстве случаев сделать это крайне затруднительно. В итоге действующее общее правило о распределении бремени доказывания (сторона доказывает те факты, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений) ставит стороны в неравное положение при доказывании оснований своих требований или возражений. По нашему мнению, в отношении отдельных видов неустойки, предусмотренной в Законе «О защите прав потребителей», следует установить исключительный характер, а для некоторых видов - минимальный предел, до которого она может быть уменьшена судом.

Кроме специфичного деления фактов предмета доказывания на отрицательные и положительные ряд авторов в качестве особых фактов в составе предмета доказывания выделяют конкретные обстоятельства дела, которые обусловлены су-

ществованием норм материального права с относительно определенными гипотезами и диспозициями6.

В настоящее время в семейном, гражданском законодательстве, в том числе законодательстве о защите прав потребителей, содержится множество норм, применение которых основывается на судебном усмотрении при исследовании обстоятельств, прямо не указанных в норме права, но с наличием которых связывается наступление определенных юридических последствий.

Так, согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" гражданин-потребитель имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его прав. Применение рассматриваемой нормы осложнено не только необходимостью оценки фактических обстоятельств дела, но и определения размера компенсации морального вреда. В соответствии со ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" и ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом. В отличие от требований о взыскании убытков и возмещении имущественного вреда, по которым размер истре-буемых сумм доказывается самими сторонами, по требованиям о компенсации морального вреда суду предоставляется право определять в качестве соответствующего размер компенсации за перенесенные физические и нравственные страдания.

Однако это не означает, что размер компенсации определяется судом произвольно. Решения по таким требованиям могут считаться законными и обоснованными лишь в том случае, если выводы суда о размере компенсации будут сделаны, исходя из принципов разумности и справедливости (как того требует ст. 1101 ГК РФ), с учетом характера причиненных физических и нравственных страданий, степени вины причинителя, индивидуальных особенностей потерпевшего. Между тем, как свидетельствует изучение многочисленных судебных дел о защите прав потребителей, суды, не указывая в решениях на мотивы и конкретные обстоятельства дела, значительно снижают размеры сумм, истребуемых истцами в возмещение морального вреда.

В пункте 1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" закреплено, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара. Приведенная норма содержит два оценочных понятия, различных в применении. С одной стороны, в определении существенного недостатка не указаны критерии, направляющие судью для признания недостатка существенным. Таким образом, судье при необходимости признания недостатка существенным приходится изучать самые различные индивидуальные обстоятельства спорной ситуации и, руководствуясь в большинстве случаев экспертным заключением, признавать наличие существенного недостатка в товаре, т.е. придавать этим фактам юридическое значение. Автор считает необходимым закрепить в Законе «О защите прав потребителей» критерии определения недостатка товара как существенного. Другое оценочное понятие - "технически сложный товар" применяется судьей, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Кроме указанных в Законе "О защите прав потребителей" имеется еще ряд норм, содержащих оценочные понятия: в ст. 20 установлено в отношении товаров длительного пользования: изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок

безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет, а в ст. 24 предусмотрено, что при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. В этих и других случаях судье, рассматривающему конкретный иск, приходится самостоятельно, по собственному усмотрению давать юридическую оценку самым разнообразным индивидуальным особенностям рассматриваемых дел.

Таким образом, с учетом изложенного в предмет доказывания по делам о защите прав граждан-потребителей входят юридические факты, на которые прямо указывает подлежащая применению норма материального права, а также конкретные обстоятельства дела, прямо не названные в норме, но приобретающие юридическое значение при применении судьей норм, содержащих оценочные понятия.

1 Яковлев В.Ф. Принуждение в гражданском праве / Проблемы современного гражданского права. Сборник статей под ред. В.Н. Литовкина и В.А. Рахмиловича. М.: Городец, 2000. С. 102.

2 См., например, Гурвич М. А. Право на иск. М., 1978; Курс советского гражданского процессуального права. В 2-х т / Под ред. А.А. Мельникова. М., 1981; Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2006. С. 182 и др.

3 Российская газета. 1994. 26 ноября. (Далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей").

4 Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права. М., 1970. С. 120.

5 Курылев С.В. Основы теории доказывания в советском правосудии. Минск, 1969. С. 61.

6 Курылев С. В. Основы теории доказывания в советском правосудии. Минск, 1969. С. 205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.