Научная статья на тему 'Защита прав потребителей в договорных отношениях'

Защита прав потребителей в договорных отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3908
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ДОГОВОР / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / CONSUMERS’ RIGHTS PROTECTION / CONTRACT / LEGAL MECHANISM / CIVIL LAW / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Д. И.

В статье рассмотрены проблемы реализации прав на защиту от недобросовестных действий одной из сторон потребительского договора, включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя, правовой механизм регулирования рассматриваемых правоотношений. В ходе исследования анализировалась судебная практика. Автором обосновывается вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMERS’ RIGHTS PROTECTION IN CONTRACT RELATIONS

The article deals with the problem of the rights protection against fraud of one of the parties of the consumer contract, the inclusion into the contract conditions that infringe the legitimate rights of consumers, the legal mechanism of regulation of such relations. Judicial practice has been analyzed in the research. The author substantiates the conclusion about the need to improve legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей в договорных отношениях»

Д.И. Медведева I). Medvedeva

26

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 347.451.031

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В статье рассмотрены проблемы реализации прав на защиту от недобросовестных действий одной из сторон потребительского договора, включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя, правовой механизм регулирования рассматриваемых правоотношений. В ходе исследования анализировалась судебная практика. Автором обосновывается вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: защита прав потребителей, договор, правовой механизм, гражданское законодательство, административная ответственность, правоприменительная практика.

CONSUMERS’ RIGHTS PROTECTION IN CONTRACT RELATIONS

The article deals with the problem of the rights protection against fraud of one of the parties of the consumer contract, the inclusion into the contract conditions that infringe the legitimate rights of consumers, the legal mechanism of regulation of such relations. Judicial practice has been analyzed in the research. The author substantiates the conclusion about the need to improve legislation in this area.

Keywords: consumers' rights protection, contract, legal mechanism. Civil Taw, administrative responsibility, law enforcement practice.

Система правовых мер, реализуемых путем регулирования общественных отношений, возникающих между потребителем и продавцом, направлена на создание комплексного института защиты прав потребителей, который составляют нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного и других отраслей российского права.

В соответствии с общими принципами гражданского права участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом согласно п. 1 ст. К) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) «нс допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» 111.

В правовом регулировании отношений, связанных с участием потребителя применение договора как правового средства, имеются свои особенности. Это связано с обязанностью контрагента потребителя заключить публичный договор с любым потребителем, который посредством договора реализует свои потребности в товарах, работах, услугах.

Эта специфика проявляется в использовании законодателем императивных норм для определения содержания договора, что выражается в установлении повышенной ответственности одной из сторон договора (изготовителей, продавцов, исполнителей).

Контрагенты, обращающиеся к коммерческой организации с предложением заключить публичный договор, имеют различные цели: извлечение прибыли, удовлетворение личных потребностей и т.п., но в большинстве случаев контрагентами коммерческих организаций выступают граждане, удовлетворяющие свои личные или иные потребности, нс связанные с предпринимательской деятельностью, т е. потребители. Соответственно, большая часть публичных договоров являются потребительскими.

В 2013 год\ в органы местного само} правления по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, посту пило 374,8 тыс. обращений. Устные консультации по вопросам защиты прав потребителей получили более 232 тыс. человек. Несмотря на имеющийся у органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере правоотношений несомненный потенциал, защита прав потребителей для подавляющего большинства из них является скорее исключением из правил, чем общепринятой системной практикой |4, с. 147|.

Для реализации прав на защит} от недобросовестных действий одной из сторон договора законодатель устанавливает правовой механизм регулирования. В случае нарушения прав потребитель имеет возможность обратиться в административные гос} дарственные органы, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, полномочные выступить в зашит} его прав. Кроме того, потребитель может инициировать административное производство в отношении

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

27

продавца (глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ): ст. 14.1-14.8. 14*10, 14.15. 14.16, 14.18) |5|.

Правоприменительная практика показывает необходимость совершенствования механизма правовой защиты рассматриваемых правоотношений. Так. например, общая сумма наложенных административных штрафов за нарушение норм и правил торговли в сфере нарушения прав потребителя в 2014 году по России составила 198145,43 рубля, из которых уплачено 153277,62 рубля, а в 2013 году общая сумма штрафов приравнивалась к 172797 рублям |2|.

Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует о том, что неоднозначно подходят к решению споров по рассматриваемой категории дел и судебные органы. Верховный Суд РФ в обзоре применения судами законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел указал, что в споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине |6|. Так, например, заявитель К. обратился в суд с иском к ООО «Урал-Авто», в котором просил обязать ответчика произвести замену проданного с существенными недостатками автомобиля, взыскать неустойку за просрочку исполнения требований, компенсацию морального вреда и расходы на оплат} услуг представителя. Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда К. в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда отменила по следующим основаниям. В суде истец обосновал свои требования тем, что, по его мнению, проданный ему автомобиль подвергался ремонт}, однако об этом обстоятельстве продавец ему нс сообщил, в связи с чем было нарушено его право на получение достоверной информации о покупаемом товаре, гарантируемое ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» |7|.

В соответствии с п. 2 названной нормы, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Проблема включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя

по-прежнему является актуальной |3, с. 62|. Такие нарушения со стороны исполнителя образуют состав нс только гражданского, но и административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Пункт I ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предполагает обязанность возвратить (передать) товар с недостатками соответствующему субъекту (лицу), которому предъявляется требование, ап, 5 данной статьи закрепляет обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера принять товар ненадлежащего качества у потребителя.

Неисполнение условий по прием} -передаче (возврату ) товара с недостатком приводит к несоблюдению тех норм Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», которые возлагают на соответствующих лиц обязанность по проведению проверки качества (экспертизы) такого товара в рамках досудебного рассмотрения требований потребителя, а также устанавливают сроки для удовлетворения соответствующих требований потребителя. При рассмотрении таких обстоятельств судом должен быть установлен факт несоблюдения добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, выражающийся в уклонении от рассмотрения и/или удовлетворения соответствующего требования. |7|.

Публичный договор вполне можно рассматривать и как средство охраны прав потребителей. Согласно п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии с п. 3 ст. 428 ГК РФ требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договор} в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, нс подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование отношений с участием потребителей имеет свою специфик} , которая выражается в экономическом содержании регулируемых законодательством о защите прав потребителей общественных отношений. Правовой механизм регулирования таких отношений носит

28

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

охранительный характер с целью получения потребителем безопасных товаров и надлежащего качества работ, услуг. Такой правовой институт как договор приобретает охранительный характер, который выражается в том, что у сторон договора появляются дополнительные права

(право на безопасность, на информацию, на получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и т. д.) и обязанности по обеспечению указанных прав, которые контрагент потребителя обязан исполнить в силу административноправового предписания.

X--------------------------------

Примечания

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (рсд. от 06 апреля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. -Ст. 3301.

2. Единая межведомственная информационно-статистическая система. - http://www.fcdstat.ni/ indicators/org.do?id= I

3. Жданова Е. И. Административная ответственность юридических лиц за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей // Административное право и процесс. - 2012. - № 5. -С. 62-66.'

4. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году : государственный доклад. -М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014.

5. Кодеке Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (рсд. от 06 апреля 2015 г.) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

6. Обзор по отдельным вопросам судебной практики Верховного Суда РФ о применении •законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел : утв. Президиумом Верховного Суда РФ от I февраля 2012 г. - http://zpp74.ru/jurisprudcncc/

7. О защите прав потребителей : федеральный закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (рсд. от 05 мая 2014 г.) // Российская газета. - 1996. - 16 января.

МЕДВЕДЕВА Диана Игоревна старший преподаватель кафедры Государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, кафедры Предпринимательского права и защиты прав потребителей Института экономики, торговли и технологий, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).

E-mail: medvcdcvsl2012?/,yandcx.ni

MEDVEDEVA Diana, senior lecturer. Chair of State and Civil-and-Lcgal Subjects, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, Chair of Entrepreneurial Law and Consumers' Rights Protection, Institute of Economics, Trade and Technologies, South Ural State University.

E-mail: mcdvedcvsl2012'//yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.