Научная статья на тему 'Потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки'

Потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилова Н. В., Горохова Е. С.

В статье освещается методика оценки потенциала воспитательной деятельности высших учебных заведений, включающая набор абсолютных и относительных показателей оценки потенциала, подходы к их расчету и критерии их оценки. лагает вариант такой разработки на примере отдельных подразделений ФГОУВПО «РГУТиС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of the pedagogical component in colleges and universities includes a set of absolute and relative performance evaluation criteria, calculation methods, and assessment guidelines.

Текст научной работы на тему «Потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки»

УДК 378

потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки

Н.В. Панфилова, кандидат экономических наук,

Е.С. Горохова, помощник проректора,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The assessment of the pedagogical component in colleges and universities includes a set of absolute and relative performance evaluation criteria, calculation methods, and assessment guidelines.

В статье освещается методика оценки потенциала воспитательной деятельности высших учебных заведений, включающая набор абсолютных и относительных показателей оценки потенциала, подходы к их расчету и критерии их оценки.

лагает вариант такой разработки на примере отдельных подразделений ФГОУВПО «РГУТиС».

Ключевые слова: воспитательная деятельность; потенциал воспитательной деятельности вуза; показатели воспитательной деятельности, критерии оценки воспитательной деятельности.

Основополагающими государственными документами в области образования — Национальной доктриной российского образования [1] и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [2] — в качестве одного из приоритетных направлений в области образования выделяется воспитательная составляющая образовательного процесса. Возлагая на учебные заведения задачи в области воспитания подрастающего поколения, заключающиеся в формировании определенных личностных и гражданских качеств, необходимо учитывать потенциал учебных заведений, от которого во многом зависит успех в достижении поставленных задач.

Под потенциалом воспитательной деятельности учебного заведения авторами понимается совокупность ресурсов учебного заведения, позволяющих ему эффективно реализовывать функции в области воспитания.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30 сентября 2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» [3] вводится показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения», в котором заложены параметры, позволяющие оценить

состояние воспитательной работы в образовательном учреждении. Среди данного перечня присутствуют показатели, оцениваемые экспертом, которые характеризуют потенциал воспитательного процесса:

1) информационное обеспечение организации внеучебной работы в образовательном учреждении;

2) система управления воспитательной деятельностью;

3) наличие студенческих общественных организаций;

4) наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы;

5) финансовое обеспечение воспитательной работы;

6) психолого-консультационная работа;

7) специальная профилактическая работа;

8) внутренняя система оценки состояния воспитательной работы;

9) система поощрения студентов.

Однако количественную оценку потенциала воспитательной деятельности данная методика не позволяет определить. Кроме того, определяемый упомянутым приказом набор показателей, на наш взгляд, не охватывает все аспекты воспитательного процесса.

В данной статье предлагается к рассмотрению авторская методика оценки воспитательного потенциала вуза. Показатели, позволяющие оценить потенциал воспитательной деятельности, сгруппированы по следующим ресурсным блокам: организационный, методический, информационный, материальнотехнический, финансовый и кадровый.

Методика оценки потенциала воспитательной деятельности включает ряд этапов:

1) определение в каждом ресурсном блоке абсолютных показателей, характеризующих определенный аспект процесса воспитания;

2) определение относительных показателей на основе абсолютных показателей, значение которых в абсолютной величине не позволяет однозначно определить их уровень воздействия на потенциал воспитательной деятельности;

3) установление по относительным и абсолютным показателям шкалу оценки, в основу которой заложен один из подходов:

— нормативный, предусматривающий использование документов, регламентирующих деятельность вузов;

— сравнение показателя оцениваемого вуза с аналогичным показателем передового вуза в области организации воспитательной работы;

— сопоставление показателя оцениваемого вуза со средним значением аналогичного показателя по группе образовательных учреждений (по профилю, размеру, типу региона и т.д.);

— соотнесение показателя оцениваемого вуза с оценками экспертов, полученных в ходе группового экспертного опроса;

4) расчет балльной оценки потенциала воспитательной деятельности по формуле

U = 100 +±к,

i=l

где U — потенциал воспитательной деятельности;

K — балльная оценка i-го показателя воспитательной деятельности;

n — количество оцениваемых показателей.

В рамках организационного ресурса в методике выделены следующие абсолютные показатели (в скобках указаны относительные показатели и критерии оценки):

1) наличие должности проректора по воспитательной работе;

2) наличие должности заместителя декана по воспитательной работе;

3) наличие кураторов в учебных группах (относительный показатель «Количество студентов, приходящихся на одного куратора», критерий оценки: 1 куратор на группу до 25 человек);

4) наличие попечительского совета (относительный показатель «Количество членов совета на 1000 студентов», критерий оценки — не менее 3 членов на 1000 студентов);

5) наличие студенческого совета (относительный показатель «Количество членов совета на 1000 студентов», критерий оценки — не менее 100 членов совета на 1000 студентов);

6) наличие профсоюзной организации студентов (относительный показатель «количество членов организации на 1000 студентов», критерий оценки — не менее 750 членов профсоюзной организации на 1000 студентов);

7) наличие совета студенческого общежития;

8) наличие студенческих отрядов (критерий оценки: численность отряда не менее 15 человек);

9) наличие студенческих клубов, союзов, ассоциаций, творческих коллективов;

10) наличие службы социальнопсихологической поддержки;

11) наличие клуба выпускников;

12) наличие должностной инструкции проректора по воспитательной работе;

13) наличие должностной инструкции заместителя декана по воспитательной работе;

14) наличие положений о попечительском совете; студенческом совете; профсоюзной организации; совете студенческого общежития; студенческих отрядов; клубах, союзах, ассоциациях, творческих коллективах; клубе выпускников; кураторе учебных групп; службе социально-психологической поддержки; положения о поощрении студентов за достижения в учебе и во внеучебной деятельности;

15) наличие утвержденной на ученом совете концепции воспитательной деятельности;

16) наличие утвержденной ректором, проректором програм-

мы воспитательной деятельности;

17) наличие утвержденного ректором, проректором календарного плана воспитательной деятельности на год;

18) наличие утвержденной программы (плана) по профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей;

19) наличие утвержденной программы (плана) по профилактике

вич-инфекций;

20) наличие утвержденной программы (плана) по профилактике

правонарушений;

21) наличие утвержденной программы (плана) формирования толерантного сознания;

22) наличие полноценной базы данных «Социальный паспорт обучающихся»;

23) наличие соглашений о сотрудничестве с общественными и государственными организациями.

Каждый показатель организационного блока оценивается в баллах по шкале от 0 до 10, например, показатели под номерами 1, 2, 7, 9—23 оцениваются следующим образом: при наличии параметра присваивается балл равный 10 единицам, при отсутствии — устанавливается 0 баллов (промежуточных значений при оценке этих показателей не закладывается). Показатели под номерами 3—6 оцениваются иначе: при достижении установленного критерия оценки или при достижении лучшего результата присваиваются 10 баллов. Если показатель не соответствует установленному критерию, то для расчета количества баллов используется коэффициент к, который рассчитывается по формуле k = г/п х 10,

где г — установленное значение показателя,

п — фактическое значение показателя.

Рассмотрим, например, расчет показателя «Наличие Попечительского совета» в случае, если контингент студентов очной формы обучения в вузе составляет 8500 человек, количество членов Попечительского совета — 15 человек. Тогда количество студентов, приходящихся на одного члена Попечительского совета, составляет 566 человек. Количество баллов по данному показателю будет рассчитываться следующим образом:

k=333/566 х 10,

где 333 — рекомендуемое экспертами количество студентов, приходящихся на одного члена совета (1000/3).

Таким образом, количество баллов по показателю «Наличие Попечительского совета» составит 5,8 единиц.

По показателю «Наличие студенческих отрядов» количество баллов будет зависеть от количества отрядов, при условии, что один отряд составляет не менее 15 человек. В этом случае, если в вузе действуют 3 отряда с численностью

от 15 человек каждый, по данному показателю устанавливается 30 баллов.

По 14 показателю «Наличие положений о: попечительском совете; студенческом совете и т.п.)» количество баллов зависит от количества разработанных положений (при наличии одного положения устанавливается балл, равный 10 единицам, двух положений — 20 единицам и т.д.).

Количество баллов по показателям под номерами 15—21 определяется аналогично предыдущему. Однако если все эти программы (планы) нашли отражение в одном документе — программе по воспитательной деятельности, в этом случае необходимо к 10 баллам прибавлять баллы в зависимости от того, сколько подпрограмм в ней есть (на каждую подпрограмму по 10 баллов).

Методический ресурс в методике оценивается по следующим показателям:

1) наличие в учебных планах гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного блоков дисциплин имеющих воспитательную, гуманистическую и личностно развивающую направленность (оценивается, если в концепции воспитательной деятельности или ином внутривузовском документе, определен перечень таких дисциплин, которые в обязательном порядке включаются в учебные планы всех образовательных программ, реализуемых в вузе);

2) наличие в рабочих программах гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного блоков тем, посвященных проблемам: развития современного общества (социальный, политический, конфессиональный, национальный, экологические аспекты); психологии общения и коммуникативной культуры, этики; правового положения молодежи в РФ, ее правах, обязанностях, поведении в обществе и студенческих коллективах; экономической свободы личности и свободы предпринимательства; семьи, материнства и детства; эстетики, отечественной и мировой культуры);

3) наличие учебно-методических пособий для студентов (согласно рабочей программе) по данным дисциплинам (относительный показатель «Обеспеченность учебными пособиями» (на основе рабочей программы));

4) наличие учебно-методических пособий для преподавателей (кураторов и лиц, занимающихся воспитательной деятельностью) о

вреде наркомании, алкогольной зависимости и табакокурении; проблемах здоровья подрастающего поколения; правах и обязанностях молодежи; экологических проблемах; особенностях современного общества, конфессиональных и национальных проблемах; методах профилактической (разъяснительной) работы (относительный показатель «Обеспеченность пособиями кураторов и лиц, занимающихся воспитательной деятельностью»);

5) наличие программ (плана) по организации и проведению научно-исследовательской работы студентов.

Показатели методического ресурса под номерами 1, 2, 5 оцениваются в баллах по шкале от 0 до 10: при наличии параметра присваивается балл, равный 10 единицам, при отсутствии устанавливается 0 баллов (промежуточных значений при оценке этих показателей не закладывается). Баллы по показателям под номерами 3, 4 рассчитываются исходя из обеспеченности учебными пособиями по каждой дисциплине по каждому наименованию учебной литературы: при обеспеченности 0,75 до 1 на одного студентов — 10 баллов; при обеспеченности ниже 0,75, баллы определяются на основе пропорции

75% — 10 баллов, фактическая обеспеченность — х баллов.

Например, при фактической обеспеченности 50% учебной литературой на одного студента количество баллов будет составлять 6,6: х=50% х10:75%.

Оценка информационного ресурса в методике осуществляется по следующим показателям:

1) наличие внутривузовской газеты (журнала);

2) тираж газеты/журнала/ (относительный показатель «Охват студенческой аудитории»; критерий оценки: 1 экземпляр на 25 студентов);

3) периодичность выхода газеты/журнала;

4) наличие сайта образовательного учреждения в сети Интернет;

5) наличие музея истории образовательного учреждения;

6) организация и проведение социологических исследований по изучению: личностных качеств студентов; нравственно-этических позиций; духовных интересов;

7) организация и проведение социологических исследований по изучению проблем студенческой жизни;

8) наличие результатов опроса студентов с целью выявления и учета их мнения об организации внеучебной деятельности;

9) наличие отчетов, протоколов, тезисов выступлений с сообщениями на совещаниях, семинарах, конференциях, лиц ответственных за воспитательную работу;

10) наличие информации о студентах, страдающих наркотической, алкогольной и иными видами зависимости; состоящих на учете в наркологическом диспансере; правонарушениях, совершенных студентами образовательного учреждения; студентах, задействованных в студенческих отрядах, клубах, творческих коллективах, кружках, спортивных секциях, общественных организациях; обращениях в службу социально-психологической поддержки;

11) расписание работы студенческих клубов, кружков, секций, творческих коллективов и др.;

12) программное обеспечение по обработке данных мониторинга и опросов, характеризующих качество и результативность воспитательной деятельности.

Показатели информационного ресурса под номерами 1, 4—9, 11, 12 оценивается в баллах по шкале от 0 до 10: при наличии параметра присваивается балл, равный 10 единицам, при отсутствии устанавливается 0 баллов (промежуточных значений при оценке этих показателей не закладывается).

По показателю «Тираж газеты/журнала» присваивается 10 баллов при наличии не менее одного экземпляра на 25 студентов; если на 25 студентов приходится меньшее количество экземпляров, используется коэффициент 1, который рассчитывается следующим образом: ^=р/0,04х10,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где 0,04 — рекомендуемое экспертом количество экземпляров, приходящихся на 25 студентов, рассчитывается как 1/25.

р — фактическое количество экземпляров, приходящихся на 25 человек. Например, если на 25 человек приходится 0,3 экземпляра, тогда р = 0,012 (0,3/25), I = 3 балла (0,0012/0,04x10).

По показателю «Периодичность выхода газеты/журнала» присваивается 10 баллов, если издание выходит не реже одного раза в месяц; если периодичность выхода реже одного раза в месяц, используется коэффициент ^), который рассчитывается следующим образом:

8=Ь/0,033х10,

где 0,033 — рекомендуемая экспертом частота выхода, рассчитанная как отношение 1-н выпуск/ 30 дней,

Ь — фактическая частота выхода, которая рассчитывается как отношение количества выпусков к периодичности выхода в днях. Например, если номер издания выходит 1 раз в 90 дней, тогда Ь = 0,011 (1/90), тогда

ж = 3,3 (0,011/0,033х 10).

Блок «Материально-технический ресурс» характеризуют следующие показатели:

1) наличие актовых залов (относительный показатель «Количество посадочных мест на 1000 студентов и профессорско-преподавательского состава»);

2) площадь актовых залов (относительный показатель «Площадь на одного студента на одно место в зале, на 100 обучающихся»);

3) наличие медицинского центра;

4) площадь медицинского центра;

5)наличиепомещенийдлязанятий спортом;

6) общая площадь крытых помещений для занятий спортом (относительный показатель «Площадь на одного студента, аспиранта»);

7) наличие оборудования, обеспечивающего культурно-массовые мероприятия;

8) наличие оборудования и инвентаря для спортивных мероприятий;

9) наличие помещений для организации самостоятельной работы студентов;

10) наличие компьютерной оргтехники для обработки данных мониторинга и ведения баз данных;

11) количество мест в общежитии;

12) площадь общежития (относительный показатель «кв. м. на одного студента, проживающего в общежитии»; критерий оценки 6 кв. м на одного студента, проживающего в общежитии).

Для правильного определения количества баллов по показателю «Наличие актовых залов» необходимо воспользоваться удельными нормативами актовых залов и клубных помещений, разработанные организацией «Аверспроект»[4]. Если обеспеченность посадочными местами равна или превышает нормативный уровень, присваивается балл, равный 10; при обеспеченности ниже нормативного уровня используется коэффициент d,

он рассчитывается следующим образом: d=g/v х 10,

где g — фактическая обеспеченность посадочными местами студентов вуза, рассчитыва-

ется как отношение количества мест к контингенту студентов,

V — нормативное значение обеспеченности посадочными местами. Например, в актовом зале вуза 200 мест, численность студентов очной формы обучения и численность профессорско-преподавательского состава (ППС) составляет 2000 человек (т.е. 0,1 место на одного студента/преподавателя рассчитано как 400/2000). При данной численности удельный норматив количества посадочных мест составляет 400 единиц (т.е. 0,2 места на одного студента/ППС рассчитано как ). Тогда количество баллов по данному показателю составит 5 (0,1/0,2 х 10).

Количество баллов по показателю «Площадь актовых залов» рассчитывается аналогично предыдущему показателю.

Количество баллов по показателю «Наличие медицинского центра» определяется исходя из наличия помещений, перечень которых разработан организацией «Аверспроект». При наличии всех предусмотренных помещений присваивается 10 баллов. Для правильного определения количества баллов следует воспользоваться табл. 1.

Таблица 1

Перечень объектов медицинского обслуживания

Помещение Балл Вес Взве- шенные баллы

Кабинет заведующего здравпунктом и дежурной медсестры 10 0,1 1

Терапевтический кабинет с приемной 10 0,2 2

Процедурный кабинет 10 0,2 2

Кабинет стоматолога 10 0,2 2

Физиотера- певтический кабинет 10 0,2 2

Кладовая 10 0,1 1

Итого 10

Исходными данными для шкалирования показателя «Площадь медицинского центра» являются удельные нормативы площадей объектов медицинского обслуживания, разработанные организацией «Аверспроект». Баллы определяются по каждому помещению в отдельности. Базой для сравнения являются усредненные нормативные показатели. Если площадь соответствует или превышает нормативный уровень, присваивается балл, равный 10; если площадь меньше нормативного значения (например, 8 кв. м), то для определения балла по каждому помещению необходимо воспользоваться пропорцией:

15 кв.м — 10 баллов,

8 кв.м — х баллов.

Показатель «Наличие помещений для занятий спортом» оценивается в баллах исходя из количества спортивных сооружений, перечень которых для вузов определен организацией «Аверспроект». При наличии одного помещения присваивается 10 баллов, двух помещений — 20 баллов, трех — 30 баллов и т.д.

Расчет количества баллов по показателю «Общая площадь крытых помещений для занятий спортом» определяется исходя из удельного норматива площади, разработанных организацией «Аверспроект»: не менее 1 кв.м игровой площади зала (без вспомогательных помещений) на одного студента, не менее 0,5 кв.м игровой площади зала на одного сотрудника и аспиранта. Если площадь соответствует или превышает нормативный уровень, присваивается балл, равный 10; если площадь меньше нормативного значения (например, 0,6 кв. м.), то для определения балла по каждому помещению необходимо воспользоваться пропорцией:

1 кв.м — 10 баллов,

0,6 кв.м — х баллов.

Показатели материально-технического ресурса под номерами 7—10 оценивается в баллах по шкале от 0 до 10: при наличии параметра присваивается балл, равный 10 единицам, при отсутствии устанавливается 0 баллов (промежуточных значений при оценке этих показателей не закладывается).

В блоке «Финансовый ресурс» выделен следующий перечень показателей:

1) размер средств на культурно-массовую работу и спортивно-оздоровительные мероприятия (относительный показатель «Сумма

средств на одного студента»; критерий оценки — 1800 руб.);

2) размер средств на поощрение студентов за активное участие во внеучебной деятельности (относительный показатель «Сумма средств на одного участника»; критерий оценки — 900 руб.);

3) размер средств, выделяемых на организацию студенческой научной деятельности (относительный показатель «Сумма средств на 1000 студентов», критерий оценки — 25 руб.);

4) размер средств, выделяемых на материальную поддержку студентов (относительный показатель «Сумма средств на одного студента», критерий оценки — 14 000 руб.);

5) размер средств, выделяемых на содержание общежитий (относительный показатель «Сумма средств на кв. м»; критерий оценки — 700 руб./кв. м);

6) размер средств, выделяемых на медицинское обслуживание студентов (относительный показатель «Сумма средств на одного студента», критерий оценки — 50 руб.);

7) размер средств, выделяемых на оплату деятельности кураторов (относительный показатель «Сумма средств на одного куратора в год»; критерий оценки — 18 000 руб.).

Критерии оценки для показателей по блоку «Финансовый ресурс» соответствуют среднему значению аналогичных показателей образовательных учреждений Московского региона. Если размер выделяемых средств по перечисленным показателям составляет установленным величинам или превышает их, присваивается балл, равный 10; если сумма выделяемых средств ниже обозначенного уровня, то для определения балла необходимо воспользоваться пропорцией

установленное значение показателя — 10 баллов,

фактическое значение показателя — х баллов.

Блок «Кадровый потенциал» характеризуется следующими показателями:

1) количество преподавателей, имеющих специальную подготовку по организации воспитательной деятельности (критерий оценки — не менее 30% от численности ППС);

2) количество руководителей секций, кружков и др. подразделений, задействованных в воспитательной деятельности (относительный показатель «Количество руководителей на 500 студентов»; критерий оценки — один руководитель).

Если количество преподавателей и количество руководителей секций соответствует экспертной оценке или выше этого значения, присваивается балл, равный 10, если их численность ниже этого уровня, то для определения балла необходимо воспользоваться пропорцией, приведенной выше.

Таблица 2 Шкала оценки уровня потенциала воспитательной деятельности

После того, как все показатели оценены в баллах, определяется общий уровень потенциала воспитательной деятельности в соответствии со шкалой, приведенной в табл. 2.

Описанная в статье методика оценки потенциала воспитательной деятельности может быть использована для определения потенциала вуза при реализации этого вида работы в целом и для решения задач в рамках отдельных ресурсных блоков, а также для выявления недостатков и проблем в обеспечении эффективности выполнения задач по воспитанию будущего специалиста.

Итоговая оценка Уровень потенциала

Низкий Средний Высокий

Значение показателя U 100—450 0 5 51 4 751 и выше

Литература

1. Постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г. «Национальная доктрина образования РФ».

2. Приказ Министерства образования РФ № 393 от 11 февраля 2002 г. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30 сентября 2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»

4. Федеральные требования к образовательным учреждениям. Нормативные материалы. Аверспроект, 1997.

УДК 338.46; 378.001.891

мониторинг WEB-CAйтов учреждений дополнительного профессионального образования в российской федерации

Е.Ш. Танеева, кандидат экономических наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The unified section of the website maintained by complementary vocational training institution is the central component of automatic monitoring tool in the management system of complementary vocational training. Specifically, this section in the marketing website of the institution supports the participation of this organization in the system of automatic monitoring. For example, the section successfully completes the task of multicriterion comparative rapid evaluation of such institutions. The author analyzes the information offered by the complementary vocational training institution websites in the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.