УДК 378
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Вапнярская О.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», Панфилова Н.В., кандидат экономических наук,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The paper analyzes the fundamental documents for the organization of educational activities in universities. The authors describe the application of different forms and mechanisms for the educational management, based on university experience.
Анализируются документы, лежащие в основе организации воспитательной деятельности в вузах; приводятся результаты исследования опыта вузов по применению различных направлений, форм и механизмов организации воспитательной деятельности.
Ключевые слова: воспитательная деятельность; социальная эффективность воспитательной деятельности; формы и механизмы воспитательной деятельности.
Задачи, поставленные перед отечественным образованием в области воспитательной деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективы, определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Национальная доктрина российского образования является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В этом документе определены задачи в области воспитания, стоящие перед системой образования, которая должна обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. В Доктрине определены ожидаемые результаты реализации, которые в основном характеризуют гарантии в получении образования. Показатели, которые бы позволили оценить достижения в области воспитательной деятельности, в Доктрине не заложены.
концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные идеи образовательной политики в России, которые заложены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. В Концепции определено, что воспитание является первостепенным приоритетом в образовании и должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи, которые задает Концепция образовательным учреждениям в области воспитания, — это формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, само-
стоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Таким образом, система образования не перекладывает обязанности в области воспитания на другие структуры и приняла на себя значительную долю ответственности за результат этой деятельности. Тем не менее, в Концепции подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.
Для достижения задач, поставленных Национальной доктриной и Концепцией модернизации российского образования, Министерством образования Российской Федерации была принята и реализована Программа развития воспитания в системе образования на 1999—2001 годы, в которой подчеркивалась необходимость усиления внимания к созданию условий для выполнения воспитательной миссии образования, обеспечению системными научными исследованиями проблем воспитания, вариативными разработками концептуальных подходов к его осуществлению, моделированием воспитательного процесса в непрерывном образовании.
В указанной Программе заложены основные принципы организации воспитания, которые позволяют правильно определить его содержание и организационные формы:
1) принцип гуманистической направленности воспитания, предполагающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
2) принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за саморазвитие и экологические последствия своих действий;
3) принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
4) принцип эффективности социального взаимодействия подразумевает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает
условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации;
5) принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Особое место в воспитательной деятельности в Программе отводится учреждениям профессионального образования. Программой определены основные направления деятельности вузов в области воспитания:
• утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;
• развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
• использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности;
• для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности; создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов;
• возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
• развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;
• развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;
• изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона. Министерством образования РФ итоги
реализации упомянутой Программы были оценены как положительные. Однако следует отметить, что при оценке итогов реализации Программы не приводятся конкретные показатели, позволяющие охарактеризовать социальную эффективность Программы, например, такие как снижение уровня наркомании, правонарушений; количество детей и подростков, занятых в деятельности общественных объединений и движений; положительные изменения в отношении к людям другой национальности и другого вероисповедания; количество подростков, вовлеченных в деятельность молодежных научно-технических производственных центров; количество детей и подростков, получивших социальнопсихологическую поддержку и т.п.
На сегодняшний день нет федерального документа, определяющего вектор воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, в т.ч. и в вузах. Реализуемая в настоящее время Целевая программа развития образования на 2006—2010 годы, в качестве основной стратегической цели предполагает: обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения стратегической цели в Целевой программе определены следующие задачи в области профессионального образования:
• совершенствование содержания и технологий образования;
• развитие системы обеспечения качества образовательных программ;
• повышение эффективности управления в системе образования;
• совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Как видно из приведенного перечня направлений упомянутой Целевой программы, совершенствование и усиление воспитательной составляющей в образовательном процессе не выделено в отдельное направление программы; в перечне установленных целевых индикаторов и показателей реализации программы (среди которых — повышение качества общего образования; улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования; повышение конкурентоспособности профессионального образования; интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования; повышение эффективности финансирования образования; расширение социального партнерства), отсутствуют показатели, характеризующие социальный эффект от воспитательной деятельности. Однако качество подготовки выпускников учебных заведений, являющееся фактором повышения конкурентоспособности профессионального образования, характеризуется не только профессиональными компетенциями, но и личностными качествами выпускников.
Основные направления в области организации воспитательного процесса в вузах, механизмы его реализации обозначены в Рекомендациях Минобрнауки России по организации воспитательного процесса в вузе. Данные рекомендации направлены на усиление воспитательной составляющей образовательного процесса, повышение социального и культурного потенциала общества, формирование общечеловеческих ценностей у молодого поколения. На основе обобщения положительного опыта вузов в данном документе обозначены:
1) основные механизмы воспитательной деятельности: разработка целевых программ; создание специальных подразделений; интеграция внеаудиторной работы с учебным процессом;
2) система управления воспитательной деятельностью в вузе, состоящая из:
• общеуниверситетского уровня, включающий (ученый совет вуза; совет вуза по воспитательной работе/координационный совет; совет студенческого самоуправления вуза);
• факультетского уровня (заместитель декана по воспитательной работе, организацион-
ные структуры, решающие вопросы воспитательного процесса);
• уровня кафедры (заместители заведующих кафедрами, отвечающими за воспитательную деятельность, кураторы студенческих групп);
3) психолого-педагогические условия организации воспитательного процесса.
Данный документ нельзя считать базовым при организации воспитательной деятельности, так как он является рамочным и имеет статус «рекомендации».
Сегодня единственным документом, определяющим ответственность вуза за качество воспитания личности будущего специалиста и гражданина, является приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений». Этим документом вводится показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения», в котором заложены параметры, позволяющие оценить состояние воспитательной работы в образовательном учреждении:
• целевые установки в воспитательной деятельности;
• информационное обеспечение организации и проведения внеучебной работы в образовательном учреждении;
• система управления воспитательной деятельностью;
• наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций;
• наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы;
• финансовое обеспечение воспитательной работы;
• организация и проведение внеучебной работы;
• психолого-консультационная работа;
• специальная профилактическая работа;
• внутренняя система оценки состояния воспитательной работы;
• система поощрения студентов.
Введение показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» в перечне показателей процедуры аккредитации подчеркивает неотделимость воспитательного процесса от учебного и его значимость в создании условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском
и профессиональном становлении; создании условий для самореализации личности. Вместе с тем складывается парадоксальная ситуация: при отсутствии основополагающего документа в области организации процесса воспитания в вузе введена процедура оценки воспитательной деятельности вуза при прохождении им процедуры государственной аккредитации с целью повысить ответственность высшего учебного заведения за качество высшего образования, включая качество воспитания личности будущего специалиста и гражданина.
В этих условиях вузы организуют воспитательную деятельность исходя из требований Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, предъявляемых в ходе государственной аккредитации, и на основе и в рамках следующих нормативно-правовых документов федерального значения:
1. Федеральных целевых программ научнопрактической направленности:
• формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы);
• федеральная целевая программа «Молодежь России» (2001—2005 годы);
• комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы;
• патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы. Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422;
2. Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
3. Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации;
4. Концепции «Развитие физической культуры в Российской Федерации на 2006—2015 годы».
Рассмотрим опыт вузов в организации воспитательного процесса. Информационной базой для анализа послужили концепции, программы, планы воспитательной деятельности 14 вузов России.
Организация воспитательной деятельности в вузах планируется по следующим блокам: внеучебная работа; психолого-
консультационная работа; специальная профилактическая работа; работа по поощрению студентов.
□ Только основные направления
0 Расширение направлений □ Только некоторые
Рис. 1. Упоминания направлений воспитательной деятельности в воспитательных программах, %
Внеучебная работа, как показал проведенный анализ, осуществляется по следующим направлениям:
1) духовно-нравственное воспитание реализуется, как правило, через участие в культурных событиях, лекции и семинары, встречи, посвященные вопросам духовного и нравственного развития личности;
2) гражданско-патриотическое воспитание реализуется, прежде всего, посредством участия в патриотических праздниках, встречах, посвященных историческим моментам развития региона, страны;
3) культурно-эстетическое воспитание реализуется через различные конкурсы, фестивали, творческую деятельность;
4) физическое воспитание охватывает весь комплекс возможной спортивной работы, в т.ч. спортивные праздники, соревнования;
5) научно-исследовательская деятельность студентов организуется на факультетах и кафедрах и направлена на более полную, выходящую за рамки государственного образовательного стандарта, профессиональную подготовку выпускника;
6) общественная деятельность студентов связана с различными направлениями социальной работы;
7) трудоустройство выпускников и службы занятости студентов, ярмарки вакансий и пр. решают задачи адаптации студента в профессии и социализации выпускников. Направления 5, 6 и 7 зачастую трактуются
как формы или механизмы воспитательной деятельности, отдельные мероприятия. По нашему мнению, поскольку они требуют си-
стематического подхода в организации, целесообразно выделять их в качестве отдельных направлений воспитательной работы. Встречаются случаи более подробного представления направлений внеучебной работы, например, выделяются экологическое воспитание, моральное, семейное воспитание, выделяются в различные направления культурное и эстетическое воспитание.
Наиболее широко используемым подходом является выбор направлений 1—4, как правило, они отражаются практически во всех программах воспитательной деятельности образовательных учреждений профессионального образования. Соотношение вузов, по указанию в программах воспитательной деятельности полного, расширенного или уменьшенного списка направлений организации воспитания, представлено на рис. 1. Как видно из рисунка, 78,6% образовательных учреждений отражают в нормативных документах только основные (1—4) направления воспитания, 14,3% предпочитают развивать этот перечень, добавляя, как правило, направления 5—7 и детализируя содержание направлений 1—4. Реже встречаются случаи, когда учебные заведения профессионального образования стремятся сократить перечень направлений, ограничивая их двумя-тремя направлениями из числа основных.
Можно заключить, что организация воспитательной деятельности в вузах не характеризуется единым подходом в выборе направлений мероприятий. С одной стороны, это позволяет образовательным учреждениям предлагать уникальную концепцию воспита-
□ Указание на формы 1-6
^Указание на формы 1-4
Рис. 2. Предпочтения образовательных учреждений по использованию форм внеучебнойработы, %
тельной деятельности, формировать уникальное воспитательное пространство вуза, становящееся дополнительным конкурентным преимуществом, дополняющим выбранную модель подготовки специалистов. С другой стороны, следует подчеркнуть, что сложилась негативная, на наш взгляд, ситуация, когда учебные заведения осознанно сужают поле воспитательной работы. Организация внеучебной деятельности по указанным семи направлениям позволяет формировать и развивать личность слушателей с заданными качествами и компетенциями.
На успешность реализации того или иного направления, т.е. на степень достижения целей воспитательной деятельности, прежде всего, влияет правильно выбранная форма или механизм ее реализации. Обобщая опыт образовательных учреждений профессионального образования по применению различных форм внеучебной работы, можно заключить, что к таковым относят:
1) встречи с интересными людьми позволяют ознакомить обучающихся с современными взглядами, достижениями, успехами, расширить кругозор и т.д.;
2) различные «дни» (выпускника, первокурсника, специальности и пр.) служат, прежде всего, задаче социализации слушателей на различных этапах обучения;
3) проведение фестивалей и конкурсов развивает профессиональную и творческую подготовку слушателей, позволяет проявить свои способности, показать уровень подготовки, вовлекает активную молодежь в профессиональную и творческую деятельность;
4) информационное сопровождение вне-учебной деятельности во внутривузовских СМИ позволяет повысить статус внеучебной деятельности, пропагандировать те или иные мероприятия;
5) информационные мероприятия, в т.ч. лекции, круглые столы и пр., посвященные различным вопросам, решают задачи ознакомления слушателей с актуальными проблемами развития общества;
6) совместные проекты образовательного учреждения с учреждениями культуры региона развивают личность обучающегося как гражданина страны, знакомят с историей и культурой малой родины, усиливают патриотическую и культурную составляющую вне-учебной деятельности.
Предпочтения образовательных учреждений по выбору форм внеучебной работы показаны на рис. 2.
Преимущественно используются формы 1—4, тогда как информационные мероприятия и особые проекты, связывающие воспитательное пространство образовательного учреждения и региона, упоминаются реже. На наш взгляд, это обедняет содержание воспитательной работы, не дает полностью реализовать ее потенциал. Причиной такой ситуации, по нашему мнению, становится тот факт, что формы 5 и 6 требуют особой организационной подготовки, выделения материальных и финансовых ресурсов. В условиях, когда не везде еще воспитательная работа сформировалась как самостоятельное направление деятельности, эти формы использовать достаточно сложно.
И Псияолого-консультационная работа выделена Q Псияолого-квнсультационная работа не выделена
Рис. 3. Выделение психолого-консультационнойработы в воспитательных программах, %
Совокупность форм внеучебной деятельности позволяет решать различные задачи. В первую очередь, это социализация обучающихся в соответствии с этапом обучения и выбранной специальностью. Внеучебная деятельность позволяет влиять на развитие профессиональных и творческих качеств, качеств личности, воспитание характера, происходит расширение кругозора личности и воспитание мировоззрения слушателей.
Механизмами внеучебной работы становятся, прежде всего, институты кураторства и студенческого самоуправления, а также уполномоченные должности администрации образовательного учреждения. Нельзя не отметить интересный опыт Белгородского государственного университета, в котором институту кураторства придан особо важный характер. Куратор является членом ректората университета и осуществляет функции социального партнерства, создания университетской корпорации, взаимодействия коллектива с руководством, повышения управляемостью коллектива.
В организации внеучебной работы со студентами образовательного учреждения профессионального образования можно выделить несколько уровней.
1. Федеральная составляющая — участие студентов в событиях (праздниках, мероприятиях, конкурсах и соревнованиях) федерального уровня. Это позволяет повысить престиж образовательного учреждения, показывает перспективы обучения в нем, уровень подготовки.
2. Региональная составляющая — участие студентов в событиях (праздниках, мероприя-
тиях, конкурсах и соревнованиях) регионального уровня, ознакомление с историей и культурой малой родины. Эта составляющая усиливает работу по социализации обучающихся, усиливает связь выпускника с родным регионом.
3. Организационная составляющая охватывает традиции, историю и культуру образовательного учреждения. Данный элемент способствует не только социализации личности, но и усиливает общую эффективность воспитательной работы, позволяет вовлечь во внеучебную деятельность как можно больше заинтересованных лиц. Психолого-консультационная работа среди слушателей образовательных учреждений профессионального образования решает следующие задачи:
• социально-психологическая адаптация студентов (различных курсов, в т.ч. помощь в социализации выпускников);
• корпоративное воспитание студентов;
• психологическая помощь.
Данное направление работы, хотя и часто отражаемое в концепциях и программах воспитательной деятельности образовательных учреждений, как правило, подробно не раскрывается (рис. 3). Поэтому практически невозможно оценить качество планируемых мероприятий.
Данные показывают, что больше половины образовательных учреждений не указывают психолого-консультационную работу в качестве отдельного блока мероприятий в воспитательных программах. Очевидно, это связано со значительной спецификой работы.
Рассматривая выполняемость задач психолого-консультационной работы, следует отметить, что наиболее качественно и подробно раскрываются мероприятия по корпоративному воспитанию студентов посредством дней выпускника, первокурсника, дней учебного заведения, традиционных праздников, конкурсов, фестивалей и пр. Корпоративному воспитанию активно способствуют преподаватели и кураторы, как носители культуры учебного заведения.
Вопросы социально-психологической адаптации студентов, как правило, практически в программах не раскрываются, можно встретить лишь указания на посвящение в первокурсники, дни первокурсника или выпускника.
Что касается психологической помощи, то такой вид деятельности практически не ведется.
В практике психолого-консультационной работы следует выделить две категории мероприятий: материальную и нематериальную поддержку студенчества. К первой категории, как правило, относят уровень обеспеченности студентов общежитиями, количество студентов, прошедших лечение и оздоровление, объем помощи студентам, находящихся на полном государственном обеспечении, социально незащищенным студентам, незащищенным категориям студентов. Материальные меры поддержки отражаются в сметах образовательного учреждения, специальных программах и иных аналогичных документах.
К нематериальным мерам принято относить психологическое консультирование, профессиональное и иное консультирование.
Как правило, в документах, регламентирующих воспитательную деятельность образовательного учреждения, раскрываются источники оказания студентам нематериальной психологической и консультационной помощи. В качестве таковых, прежде всего, выступают профессорско-преподавательский состав и кураторы. Однако, на наш взгляд, роль данных лиц в решении задач психологоконсультационной работы ограничена. Преподаватели и кураторы могут ознакомить студента с нормами и традициями учебного заведения, помочь в процессе вхождения студента в вузовское сообщество. Адаптация первокурсников к условиям обучения является одной из важнейших учебно-воспитательных проблем, поскольку стресс, естественно воз-
никающий при вхождении абитуриентов в вузовскую среду, негативно сказывается на успеваемости. В немалой степени влияет на это и несформированность учебных коллективов, их разобщенность, что также требует направленного социально-психологического воздействия. Безусловно, статус преподавателей и кураторов помогает в решении данных задач. Однако оказание квалифицированной психологической помощи нельзя отнести к компетенции преподавателей и кураторов. Поэтому ориентацию в данном направлении исключительно на указанных лиц следует считать недостаточной. Если учебное заведение планирует работу в направлении психологической и консультационной помощи, следует привлекать специалистов соответствующей подготовки.
Среди механизмов и форм осуществления психолого-консультационной работы широко используются такие мероприятия, как посвящение в студенты, проведение общеакадемических и факультетских праздников, Дни выпускника. Образовательные учреждения, имеющие общежития, указывают в программах воспитательной деятельности на ведение психологической и консультационной работы на учебной территории и в общежитиях. В данном случае становится целесообразным и необходимым выделение помещения, где данная помощь может оказываться. Следует отметить, что большинство образовательных учреждений, указывая на ведение психологоконсультационной работы, не отмечает в планах и программах работы методическое обеспечение этой деятельности, что при учете ее специфики, представляется необходимым.
Проведенный анализ показывает, что психолого-консультационная работа среди слушателей образовательных учреждений профессионального образования развита недостаточно. Общими недостатками ведения этой деятельности являются неудовлетворительная кадровая обеспеченность, методическая обеспеченность, непродуманность и ограниченность мероприятий.
Специальная профилактическая работа среди слушателей образовательных учреждений ведется практически во всех исследованных образовательных учреждениях. Причем, в 43% из них она выделяется в отдельное направление. Интерес представляет опыт образовательных учреждений по организации специ-
альных профилактических центров, таких как Центр воспитания и здорового образа жизни в Дальневосточном государственном аграрном университете.
В большинстве случаев специальная профилактическая работа отражается по всем направлениям внеучебной деятельности, к наиболее распространенным мерам следует отнести:
• мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, в т.ч. по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ;
• мероприятия по борьбе с национализмом;
• мероприятия по поддержке студенческих семей, поддержке семейных ценностей;
• мероприятия по поддержке и пропаганде престижности образования;
• мероприятия по правовому просвещению студентов и профилактике правонарушений;
• мероприятия по защите окружающей среды.
Среди форм ведения профилактической работы приоритет отдан различным информационным и пропагандистским мероприятиям. Также широко развита практика планирования участия студентов в соответствующих мероприятиях местного, регионального и федерального уровней.
Проведенный анализ показал, что поощрение студентов практически не рассматривается вузами как особое направление воспитательной деятельности. Лишь в 14,3% из учебных заведений разработана продуманная политика поощрения студентов. В частности, приняты программы или регламенты, нормирующие поощрение студентов в различных сферах деятельности. Например, продумывается программа поощрения студентов за деятельность не только на территории вуза, но и за работу в общежитиях. Вузы, развивающие данное направление работы, связывают поощрение и порицание. К категории поощрения, как правило, относят все материальные стимулы: премии, призы, выплаты. В остальных случаях поощрение сводится к награждению победителей соревнований, конкурсов и фестивалей.
Показателен пример Тольяттинской академии управления (ТАУ), где создана своя система поощрений и наказаний, которая предполагает поощрение и стимулирование индивидуальных и командных достижений; наказаний за нарушение дисциплинарных
требований и установленных правил. Механизмы поощрения лучших студентов включают в себя следующие мероприятия:
• академические именные финансовые обязательства — возможность для самых дисциплинированных, упорных и успешных студентов получать значительные скидки по оплате обучения (от 20 до 100%) в соответствии с Положением об оплате обучения;
• система материального поощрения за достижения при участии во внешних мероприятиях городского, регионального или федерального масштаба: спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и выставках;
• дополнительные возможности для самых дисциплинированных и самоорганизован-ных студентов: участие в международных программах в соответствии с Положением об участии студентов Академии в международных программах обучения (стажировки) за рубежом; мастер-классах с опытными специалистами;
• вручение дипломов и сертификатов за достижения в спортивных и других мероприятиях;
• награждение лучших студентов орденом «Молодое дарование России» в честь 15-летия Академии (при поддержке Совета по общественным наградам России и Российской Геральдической Палаты);
• награждение лучших студентов-дипломни-ков в соответствии с Положением о знаке отличия Клуба выпускников Академии. Система наказаний за нарушение установленных правил основана на работе службы безопасности, которая обеспечивает порядок на территории и следит за соблюдением дисциплины. В ТАУ реализована технология лишения так называемых «дисциплинарных кредитов», что предполагает наказание студента за нарушение дисциплины и правил поведения внутреннего распорядка в соответствии с Технологической картой использования «дисциплинарных кредитов» в учебном процессе Академии. Правила и нормы, которые все студенты обязаны соблюдать, зафиксированы в Правилах внутреннего распорядка для студентов, слушателей, аспирантов и соискателей Академии и Правилах поведения студентов, слушателей, аспирантов, соискателей Академии на тестовом занятии.
вузов в области организации воспитательной деятельности, в том числе и проведение постоянного мониторинга качества воспитательной деятельности образовательных учреждений профессионального образования с целью оценки ее эффективности в динамике, для распространения и внедрения положительного опыта в вузах.
Таким образом, анализ качества воспитательных программ показал, что отсутствуют единые подходы к разработке программ воспитательной деятельности. Встречаются случаи ограничения воспитательной работы.
Проведенный анализ доказывает необходимость подготовки на федеральном уровне документов, регламентирующих деятельность
Литература
1. Постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г. «Национальная доктрина образования РФ».
2. Постановление Правительства РФ № 803 от 23 декабря 2005 г. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы».
3. Приказ Министерства образования РФ № 393 от 11 февраля 2002 г. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
4. Приказ Министерства образования РФ № 574 от 18 октября 1999 г. «Программа развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы».
5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30 сентября 2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».
6. Рекомендации Министерства образования и науки РФ № 06-197 от 22 февраля 2006 г. «Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе»
7. Письмо Министерства образования РФ № 30-51-78/16 от 7 февраля 2002 г. «Об итогах реализации программы развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы».
УДК 659.117
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДмЕТНОБЫТОВОЙ СРЕДЫ В ОБщЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Певницкая Е.Л., доцент кафедры иностранных языков,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The study focuses on the attitudes towards material and consumer culture (in a society with a developed system of mass-produced goods). In addition, the paper investigates the perception of household items in a modern society, including in the Russian Federation. The process of using and purchasing goods is becoming the main content of public life in the consumer society. Advertising plays the major role in maintaining interest in the consumption process, especially in the society where every individual participates in the process of goods acquisition. The functions of advertisement constantly change: advertisement transforms into an autonomous structure, forcing the consumer to live and make choices according to its laws, rather than just serving as a mechanism in the commodity-money relations.
В статье рассматриваются особенности отношения к предметно-бытовой культуре в обществе с развитой системой производства товаров массового потребления. Для общества потребления процесс использования и приобретения товаров становится главным содержанием общественной жизни, поэтому огромное значение в поддержании интереса к процессу потребления начинает играть реклама, функции которой непрерывно изменяются. Из простого рычага в механизме товарноденежных отношений реклама превращается в автономную структуру, заставляя потребителя жить и действовать по ее законам.