Е. С. Горохова
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА
Показана роль воспитательной деятельности в образовательном процессе и обоснована целесообразность применения маркетингового подхода к ее управлению. Приводятся результаты апробации предложенного подхода, позволившей выявить основные недостатки воспитательной деятельности в исследуемых вузах и определить направления ее совершенствования. Ключевые слова: образование; воспитательная деятельность; маркетинговый подход; мониторинг; качество и результативность воспитательной деятельности.
Современное образование нацелено не только на обучение, но и на воспитание человека. В процессе воспитания происходит социальное формирование личности, способной жить в сложившихся и постоянно меняющихся условиях, принимать решения, нести ответственность за них, уметь вести диалог и сотрудничать с другими людьми [1]. Образовательное учреждение призвано воспитать самостоятельного и инициативного человека, способного эффективно решать жизненно важные проблемы в процессе организации обучения, работы, быта, досуга.
К задачам воспитательной деятельности относятся: формирование профессионально-педагогической культуры студентов, развитие духовно-нравственного потенциала каждой личности, становление гражданских позиций по отношению к отечеству, к окружающей природе, формирование здорового образа жизни и т.п. [2].
Организационные механизмы и формы ведения воспитательной деятельности могут быть различны и зависят от роли и места, отводимого ей руководством образовательного учреждения, а также используемых подходов к ее управлению. На наш взгляд, очевидна необходимость использования маркетингового подхода в управлении и совершенствовании воспитательной деятельности образовательного учреждения. Причем маркетинговый аспект воспитательной деятельности заключается в том, что воспитательная работа регламентирует и направляет процесс социализации студента, который обладает определенными компетенциями как личность и как специалист. Это позволяет вузу формировать «уникальный продукт». В свою очередь, такая роль воспитательного процесса обусловливает активное сотрудничество вуза с работодателями с целями определениями ключевых компетенций выпускника. Уровень подготовки, в том числе воспитания, выпускника прямо влияет на имидж и репутацию учебного заведения. Степень охвата студентов, их вовлечения в воспитательные мероприятия, многообразие форм и мероприятий создают имидж вуза не только как организации, способной научить определенным навыкам, но и как площадки, где студент учится жить, взаимодействовать, работать в команде, находить друзей, завязывать деловые взаимоотношения и тем самым готовиться к будущей карьере. Отдельные направления и программы воспитательной деятельности выступают как рекламные и РЯ-мероприятия, а их освещение в СМИ создает дополнительную маркетинговую коммуникацию. Тем самым воспитательная деятельность обогащает основную, образовательную, услугу.
Однако, как показывают проведенные исследования, отсутствуют единые подходы к разработке про-
грамм воспитательной деятельности и встречаются случаи ограничения воспитательной работы, ее низкой результативности. В связи с этим существует необходимость использования маркетингового инструментария для постоянного мониторинга качества воспитательной деятельности образовательных учреждений профессионального образования с целью ее совершенствования [3-5].
В рамках проведенного исследования была разработана методика мониторинга воспитательной деятельности учреждений профессионального образования, позволяющая непрерывно отслеживать показатели состояния воспитательной деятельности: ее потенциал, качество и эффективность, определять факторы и процессы, воздействующие на нее.
Мониторинг воспитательной деятельности строится на основе функционирования следующих систем: организационной, технико-технологической, методической, информационной. Результатом мониторинга является база данных, включающая комплекс фактических значений показателей, характеризующих воспитательную деятельность вуза в динамике за определенный период времени.
Организационная база мониторинга включает в себя организационную структуру мониторинга и функциональное распределение обязанностей ответственных лиц.
Технико-технологическая база мониторинга представляет собой комплекс технических средств и технологий сбора, регистрации, передачи и обработки информации.
Методическая база мониторинга включает в себя комплекс методов и инструментов сбора и анализа информации, характеризующей воспитательную деятельность образовательного учреждения [6].
Информационная база включает в себя определенный перечень показателей, характеризующих воспитательную деятельность вуза, и складывается из трех основных блоков показателей, определяющих:
1) потенциал воспитательной деятельности, формируемый организационными, методическими, информационными, материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами (ресурсный блок);
2) качественный уровень воспитательной программы, оцениваемый по таким направлениям, как духовнонравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, культурно-эстетическое воспитание, физическое воспитание, социальная поддержка, поддержка студенческих инициатив; определяется уровнем организации и проведением:
- внеучебной работы;
- психолого-консультационной работы;
- специальной профилактической работы;
- работы по поощрению студентов;
3) результативность воспитательной деятельности, выражающуяся в экономическом и социальном эффекте реализации воспитательных программ.
Разработанная методика была апробирована в ряде вузов, что позволило сделать следующие выводы и заключения.
Одним из наиболее слабо проработанных направлений в воспитательной деятельности вузов является «организация и проведение специальной профилактической работы», которое в 57% случаев не выделяется как самостоятельное, хотя и является одним из наиболее важных. Причинами сложившейся ситуации являются:
- ограниченное количество проведенных мероприятий по наркотической, алкогольной, табачной и иным видам зависимостей;
- низкий охват студентов мероприятиями по профилактике правонарушений;
- низкий уровень информированности студентов о проводимых мероприятиях;
- недостаточная активность вузов в организации диспансеризации студентов.
Кроме того, существуют не только внутренние, но и внешние причины, влияние которых можно спроецировать на деятельность по данному направлению вузов РФ, определяющие общую ситуацию:
- низкая общая социальная активность молодежи (по результатам социологических исследований компании ООО «Лима Консалтинг», проведенных в г. Москве в июне-июле 2008 г. по заказу Департамента «Семейной и молодежной политики г. Москвы» - только 2,5% молодежи активны и принимают участие в молодежных объединениях), в связи с чем посещаемость специальных мероприятий минимальна;
- здоровый образ жизни не является приоритетным в структуре жизненных ценностей молодежи и занимает только 8-е место (по данным вышеупомянутого исследования);
- в молодежной среде нередко романтизируются образы наркоманов и преступников, что часто снижает эффективность профилактических мероприятий в этой области;
- в вузах недостаточно специалистов, способных профессионально, убедительно и в доступной форме донести информацию о рисках заболевания ВИЧ-инфекцией в связи со специфичностью последней;
- необходимо учитывать, что рассматриваемые мероприятия должны быть направлены, прежде всего, на учащихся, попавших в различного рода зависимости. Для них желателен особый подход, учитывающий специфику поведения, интересы и образ жизни.
Еще одно направление, по которому были выявлены некоторые недостатки, - это психолого-консульта-ционная работа. Следует отметить, что наиболее качественно и подробно раскрываются мероприятия по корпоративному воспитанию студентов посредством дней выпускника, первокурсника, дней учебного заведения, традиционных праздников, конкурсов, фестивалей и пр. Корпоративному воспитанию активно способствуют преподаватели и кураторы как носители культуры учебного заведения.
Вопросы социально-психологической адаптации студентов, как правило, в программах не раскрываются, психологической помощи как отдельного вида деятельности практически не ведется.
Причинами недостаточной результативности воспитательной деятельности по данному направлению являются:
1. Преобладание в структуре мероприятий одной направленности - ориентированных на формирование лидерских качеств, построение карьеры, выработку деловых коммуникационных навыков и т.п. Остальным проблемам (половому воспитанию, семейным ценностям, межличностному общению и пр.) уделяется гораздо меньше внимания.
2. Сравнительно небольшое количество привлеченных к работе со студентами кураторов. Поскольку работа по адаптации во многом возложена именно на кураторов, результативность этой деятельности недостаточна.
3. Возложение функций по решению задач психологоконсультационной работы на кураторов не всегда эффективно, поскольку оказание квалифицированной психологической помощи нельзя отнести к их компетенции.
Кроме внутренних обстоятельств, влияющих на ситуацию, необходимо остановить внимание и на некоторых внешних причинах.
1. Несоответствие структуры проводимых мероприятий существующим потребностям современной молодежи.
Как было показано выше, в данной структуре преобладают мероприятия, формирующие качества будущего руководителя, лидера, которые в итоге позволяют построить успешную карьеру. Однако по результатам социологических исследований компании ООО «Лима Консалтинг», проведенных в г. Москве в июне-июле 2008 г. по заказу Департамента «Семейной и молодежной политики г. Москвы», цель «сделать карьеру» у молодежи занимает только 7-ю позицию в структуре ценностей. На приоритетных позициях у современной молодежи находятся такие ценности, как (указаны в порядке убывания значимости):
1) «Иметь хорошую семью» и «Иметь хороших друзей»;
2) «Любить и быть любимым», «Воспитать хороших детей», «Заниматься любимым делом»;
3) «Быть хорошим человеком»;
4) «Жить в согласии с самим собой», «Получить хорошее образование», «Профессионально развиваться», «Иметь хорошую репутацию»;
5) «Быть свободным (независимым)», «Заниматься самосовершенствованием».
2. За последнее время произошли определенные изменения в спектре проблем, с которыми сталкивается молодежь, при которых необходима психологическая поддержка. Согласно данным социологических исследований количество суицидов среди отечественной молодежи за 10 лет выросло в 80 раз. Среди основных проблем: связанные с личной жизнью, положением в семье, самоопределением в обществе (отсутствие идеалов, уверенности в завтрашнем дне, несформирован-ность и чувства собственной значимости), здоровьем (социальные болезни и их последствия), финансами
(недостаток средств для «достойного», по мнению молодежи, уровня, наличие неоплаченных долгов) и пр. Необходимо исследование основ возникновения подобных проблем и учет этих аспектов в ходе подготовки специалистов, работающих с молодежью в службах психологической поддержки.
3. Как показывает практика, у студентов (как и у большинства россиян) не сформирован опыт общения с профессиональными психологами в силу сложившихся традиций. Поэтому обращение в социально-психологическую службу не приносит удовлетворения и не дает ожидаемого результата обратившемуся.
Еще одно направление, выделенное как проблемное,
- это «Организация и проведение работы по поддержке и поощрению студентов». Как показал проведенный анализ, поощрение студентов многими вузами как особое направление воспитательной деятельности не рассматривается: лишь в 14,3% учебных заведений приняты программы или регламенты, нормирующие поощрение студентов в различных сферах деятельности.
Причинами недостаточной результативности по направлению «Организация и проведение работы по поддержке и поощрению студентов» являются:
1. Недостаточно активная пропаганда форм морального и материального поощрения, низкая вовлеченность кураторов к осуществлению данного процесса.
2. Несовершенство механизма отбора претендентов на поощрение, которое проявляется в отсутствии сис-
темного подхода в сборе необходимой информации о них, существовании возможности дублирования при назначении поощрительных выплат.
Кроме внутренних обстоятельств на ситуацию влияют следующие внешние причины:
1. Уровень финансовых запросов современной молодежи чрезвычайно завышен, вследствие чего материальное стимулирование и поддержка в вузах не воспринимаются как значимые.
По данным ВЦИОМ, 80% нынешних студентов планируют по окончании вуза получать не менее 20 тыс. руб. Причем наиболее высока планка у столичных студентов, учившихся в основном на «удовлетворительно»: 18% собираются зарабатывать не менее 50 тыс. руб., 21% - от 50 до 100 тыс. руб., 4% - претендуют на зарплату свыше 100 тыс. руб.
2. Для современной молодежи моральное поощрение не является значимым стимулом. По данным социологических исследований (ООО «Лима Консалтинг», 2008 г.), цели «Получить признание, известность» и «Добиться власти, стать влиятельным» занимают лишь 11-е и 12-е места соответственно (в списке из 13 пунктов).
Таким образом, привлечение маркетингового инструментария позволило выявить наиболее значимые проблемы в организации воспитательной работы образовательных учреждений, что помогло разработать необходимые меры по их устранению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вапнярская О.И. Воспитательная деятельность в вузе: управленческий и маркетинговый аспекты // Вестник Ассоциации вузов в области
туризма и сервиса. 2008. № 2.
2. Вапнярская О.И., Панфилова Н.В. Правовые основы организации воспитательной деятельности в высшем учебном заведении // Сервис plus.
2008. № 3.
3. Воспитательная деятельность вуза - мониторинг и оценка качественного уровня и результативности: Учеб. пособие / Вапнярская О.И.,
Горохова Е.С., Колгушкина А.В., Морозова Л. С. и др.; Под ред. И.В. Христофоровой. М.: РГУТиС, 2008.
4. Организационно-методические аспекты оценки и повышения эффективности реализации воспитательных программ вуза / Вапнярская О.И.,
Горохова Е.С., Колгушкина А.В., Морозова Л.С. и др.; под ред. И.В. Христофоровой. М.: РГУТиС, 2008.
5. Панфилова Н.В., Горохова Е.С. Потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки // Сервис plus. 2008.
№ 4.
6. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Касаткина И.Г. Маркетинговый инструментарий как основа формирования баз данных для оценки
качества образовательных слуг // Сб. материалов IX научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». М., 2008.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 апреля 2009 г.