3. БелгородскийВ.С. Модернизация управления системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-прикладной анализ. Автореферат дисс....д.соц.н. — Москва, 2007 — С. 46.
4. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002 — С. 126.
5. Высшее образование в ХХ1 веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию (5-9.10.1998г.) Париж. Юнеско, 1998.
6. Гавриков А.Л., Гудилов С.А., Покровский Г.С., Исаев В.А., Селезнев Б.И., Андреев С.С. О концепции системы качества НовГУ // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика: Материалы 1Х симпозиума. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 2000.
7. Малявина А.Б. Государственное управление приоритетным национальными проектами (на примере проекта образования) Автореферат дисс... канд.экон.наук. — 2006. — С. 22.
8. Владимиров Д. Университеты и розы // Российская газета. — 18 января 2007.
9. Концепция Федерального университета на Юге России (проект). Электронный ресурс. http://www/sfedu/rn
УДК 338.46
воспитательная деятельность в вузах: управленческий и маркетинговый аспект
Вапнярская О.И.,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва
The latest developments in education system, complexity of the training model, and the growing demands of employers for the professional qualities of graduates are evidence for the importance of the leadership training in academia. The article presents an analysis of the implementation of the key organizational approaches to leadership training at universities and colleges in the Russian Federation. Specifically, the author examines the marketing aspect of leadership training.
Развитие системы образования, усложнение моделей подготовки специалистов, растущие требования работодателей к выпускникам вузов обусловили особую актуальность системы воспитательной деятельности. В статье представлены результаты анализа отечественной практики реализации основных управленческих подходов к ведению воспитательной работы в вузах. Автором рассмотрен маркетинговый аспект воспитательной деятельности вуза.
Актуальность развития системы воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования обусловила необходимость проведения сравнительно-сопоставительных исследований для выявления современных тенденций в подходах к организации и содержательном наполнении данного вида деятельности. Для проведения сравнительно-сопоставительных исследова-
ний воспитательной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования была сформирована выборка из 14 вузов (по 2 в каждом федеральном округе). Информационную базу для проведения сравнительно-сопоставительных исследований воспитательной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования составили следующие документы
Подходы к определению места и роли воспитательной деятельности в системе управления образовательного учреищения
1. Включение воспитательной 2. Выделение
деятельности в комплекс восп итательной
сопутствующих видов деятельности в отдельный
деятельности объект управления
1.1.
Включение воспитания в систему «воспитательная и
социальная деятельно сть»
1.2.
Включение воспитания в систему «учеба и воспитание»
Воспитание Воспитание
играет роль создает
подготовки условия для
члена развития
общ ест во, специалиста
воспринимаю- определенной
щего культуру модели
и традиции подготовки,
местного обладающего
сообщества и заданными
общества в компетенциям
целом
Воспитание создает условия для организации условий для предметной, культурнодосуговой, спортивно-оз дор о вит ель ной и др. деятельности личности
И_
3. Включение воспитания в определенную систему и реализация це ленап рав ле нного управл енчес кого воздействия
Воспитание
выполняет
функцию
социализации
будущего
конкурент о-
способного
специалиста
Системный
подход,
отражающий
воспитание
личности как
члена
общества, как конкурентного специалиста, как
самостоятельной творческой личности
Рис. 1. Идентификация места и роли воспитательной деятельности в системе управления образовательным учреждением
указанных выше организаций: 1) концепции, программы и планы воспитательной деятельности; 2) положения об организационных структурах, ведущих воспитательную деятельность.
Разработка концепций и программ воспитательной деятельности осуществляется образовательными учреждениями с различными целями, отражающими место и роль воспитательной деятельности в системе управления образовательной организацией и в процессе обучения слушателей. Проведенный анализ позволяет обобщить накопленный опыт и выделить в нем две категории подходов к управлению и осуществлению воспитательной деятельности: 1) включение воспитательной деятельности в комплекс сопутствующих видов деятельности; 2) выделение воспитательной деятельности в отдельный объект управления (рис. 1).
Воспитательная деятельность может быть представлена в системы «социальная сфера — воспитание». Основной целью воспитательной деятельности выступает формирование профессионально-педагогической культуры студентов, развитие духовно-нравственного потенциала каждой личности, становление у студентов гражданских позиций по отношению к большой и малой Родине, к окружающей природе, формирование здорового образа жизни. Преимущество такого подхода заключается в системности охвата социальных и учебно-воспитательных отношений. Здесь воспитательные программы направлены на развитие личности как члена местного сообщества, общества в целом.
Как правило, воспитательная деятельность рассматривается как часть системы «учеба—воспитание». Современная парадигма образования связывает воедино учебный
и воспитательный процесс, определяя воспитание как важнейший системный компонент в общей структуре образовательной деятельности, осуществляемой университетом. Поэтому функциональная роль воспитания не ограничивается дополнением к учебному процессу и не сводится к внеучебным занятиям. В целях воспитания студентов используются возможности учебного процесса через включение в учебные программы по всем дисциплинам культурологических и региональных компонентов. Такой подход обосновывается, прежде всего, стремлением к сохранению и творческому развитию системы образования, основанного на принципах фундаментальности подготовки, ориентации на базовые ценности общей и профессиональной культуры, взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания, интеграции учебной и научной деятельности, опережающем характере образования. В данных условиях воспитание признается органичной частью образовательной системы, создающей условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения.
В ряде вузов воспитательная деятельность признана составной частью образовательной деятельностии представляет собой согласованную практическую работу всех должностных лиц академии по формированию у студентов государственно-патриотического сознания, верности конституционному долгу, нравственности, профессиональных и моральнопсихологических качеств, трудолюбия, добросовестного отношения к учёбе и стремления в совершенстве овладеть специальностью. Интересно отметить, что такой подход позволяет в полной мере раскрыть, прежде всего, профессиональные требования к воспитанию специалиста. При этом роль воспитательной деятельности заключается в поддержке и развитии теоретических знаний и практических навыков слушателями, создание условий для развития будущего специалиста. Так, например, целью воспитательной работы может выступать реализация единой с учебным процессом задачи по формированию будущего профессионала как высокообразованной целостной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью, способной творчески, соответственно усложняющимся задачам, самонастраиваясь, осуществлять свое человеческое и социальное предназна-
чение. Воспитательная деятельность определяется как длительный процесс, направленный на изменение отношения молодых людей к окружающему миру и к своей деятельности. При этом она направлена на организацию и создание особой учебно-воспитательной среды, в которой действует принцип командной и групповой организации любых работ, поддерживается соревновательный дух; создаются ситуации, требующие самоопределения и самоорганизации; воспитывается готовность к действию в ситуациях неопределенности и высоких интеллектуальных и физических нагрузок; формируется способность учиться и готовность осваивать разные типы деятельности.
Все это позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимальной реализовать способности и дарования каждой личности. Примером может выступать цель воспитательной деятельности — обеспечение оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Как показывает практика, такой подход более свойственен образовательным учреждениям определенной специализации.
Выделение воспитательной деятельности в самостоятельное направление работы сопровождается восприятием воспитательной деятельности как отдельного объекта управления. Несомненно, это наиболее распространенный взгляд на воспитательную деятельность. Данная ориентация позволяет осуществлять целенаправленное воздействие, разрабатывать целевые программы, более точно планировать ресурсное обеспечение. Однако при этом наблюдаются различия в роли воспитательной деятельности, ее назначении для слушателя.
Воспитательная деятельность может рассматриваться как целенаправленный процесс создания условий для предметной, культурнодосуговой, спортивно-оздоровительной и другой деятельности личности, определяемой потребностями и интересами, способствую-
щими развитию личных и профессиональных качеств студентов. При этом ее целью является формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста, сочетающего в себе высокую нравственность, образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России. Это и формирование новой системы духовных ценностей российского общества, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма, и стремление к самообразованию и самовоспитанию, культуре общения и поведения.
Интересна практика реализации компе-тентностного подхода, в рамках которого цель воспитательной деятельности заключается в создании условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью. Организация компетентностного подхода в воспитательном процессе предусматривает формирование специалистов высокой квалификации, обеспечивает целенаправленную активную социально полезную деятельность каждого участника учебно-воспитательного процесса, направленного на активизацию позитивных качеств всех участников учебновоспитательного процесса и сориентированного на высокий уровень индивидуальной работы, обеспечивающей формирование у студентов ценностей в системе «человек— общество—природа».
Целью воспитательной деятельности может выступать также социализация личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Иными словами, цель может быть представлена в виде выполнения социального заказа, включающего в себя набор качеств личности, которыми должен обладать студент по окончании высшего учебного заведения. К ним относятся: нравственность, интеллигентность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни,
общая и профессиональная образованность, социальная активность, предприимчивость, готовность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способность к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Главной задачей воспитательной деятельности в компетентностном подходе выступает создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.
Системный подход к организации воспитательной деятельности объединяет основные характерные черты представленных выше концепций. Целью воспитательной деятельности, соответственно, выступает профессионально-личностное развитие будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего ключевыми компетенциями: в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере социально-трудовой деятельности, в бытовой сфере, в сфере культурно-досуговой деятельности; социально-профессиональной, коммуникативной, информационной, когнитивной и др. компетентностью; высокой культурой, социальной активностью и гражданской ответственностью. Роль воспитательной деятельности здесь заключается в систематизации воспитательного процесса индивидуума как будущего специалиста, как члена общества, как самостоятельной личности.
Таким образом, наиболее предпочитаемыми подходами являются включение воспитательной деятельности в систему «учеба— воспитание», что, очевидно, обусловлено такой трактовкой в большинстве нормативных и методических документов. Широко распространен подход, выделяющий воспитательную работу в отдельный объект управления (рис. 2).
Как известно, основными категориями ресурсного обеспечения какого-либо объекта или процесса выступают финансовые, человеческие, материальные, информационные. Однако в случае воспитательной деятельности категории необходимого обеспечения расширяются. Как правило, информация об обеспечении процессов воспитательной деятельности указывается образовательными учреждениями в концепции воспитательной деятельности, а в программе раскрываются источники фи-
□Включение воспитательной деятельности в систему Социальная и воспитательная деятельнхтъ" □Включение воспитания в систему "учеба-воспитание"
□Выделение воспитательной деятельности в отдельный объект управления □Системный подход
Рис. 2. Предпочтения использования управленческого подхода в организации воспитательной деятельности образовательного учреждения, %
нансирования. В данном разделе мы обобщаем опыт образовательных учреждений по поддержке воспитательной деятельности. Как показала практика, наиболее часто планирование обеспечения и поддержки воспитательных программ осуществляется по следующим разделам:
• нормативно-правовая поддержка;
• научно-методическая поддержка;
• финансовая поддержка;
• организационно-управленческая поддержка;
• материально-техническая поддержка;
• информационная поддержка;
• психолого-педагогическая поддержка. Нормативно-правовая поддержка. Анализ
законодательства, регламентирующего воспитательную работу в учебных заведениях, показывает наличие многоуровневого правового поля для организации воспитательной работы со слушателями.
К нормативным актам международного уровня принято относить:
• Всеобщая хартия университетов (Принята ректорами европейских университетов в г. Болонье 18 сентября 1988 г.);
• Хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (принята Конгрессом местных и религиозных властей Европы 21 мая 2003 г.). Нормативную базу российского федерального уровня образуют следующие документы:
• Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
• Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006—2010 годы» (11 июля 2005 г. № 442);
• приказ Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»;
• приказы и другие руководящие документы Федерального агентства по образованию. На региональном уровне воспитательная
деятельность регулируется нормативными актами субъекта РФ или региона:
• Законом субъекта РФ «О государственной молодежной политике» (например, в Красноярском крае);
• Положением о воспитательном поле региона (на уровне края, области и пр.). Воспитательная деятельность на внутри-
университетском уровне нормируется:
• Уставом образовательного учреждения;
• Стратегией и Программой развития образовательного учреждения;
• Постановлениями Ученого совета образовательного учреждения;
• Приказами ректора и другими внутриуни-верситетскими документами. Научно-методическая поддержка предполагает создание необходимой научнометодической базы для эффективной организации воспитательного процесса, данный вид обеспечения воспитательных программ включает в себя:
• нормативные и рекомендательные документы, обеспечивающие функционирование и развитие системы воспитательной деятельности, в т.ч. положения об органах, осуществляющих воспитательную деятельность, планы работ и пр.;
• повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области воспитательной работы со слушателями,
а также семинары-тренинги для ППС, заместителей деканов (директоров институтов) по внеучебной работе и кураторов групп по проблемам воспитания слушателей;
• мониторинговые исследования по проблемам воспитания на факультетах (институтах) и в образовательном учреждении в целом;
• научно-методическое сопровождение воспитательной работы, проведение конференций, семинаров, круглых столов, обучающих программ для студентов, способствующих эффективной реализации воспитательной функции.
Финансовая поддержка планируется по
основным группам источников:
1) бюджетные средства: средства федерального бюджета (финансирование вуза, целевое финансирование программ, проектов, мероприятий); средства районного, городского, областного бюджетов;
2) внебюджетные средства — грантовая поддержка молодежных инициатив на уровне города, края, страны; средства образовательных и научно-технических программ; отчисления от предпринимательской деятельности образовательного учреждения; средства молодежных организаций, отвечающих за реализацию молодежной политики города, области; спонсорские средства; иные средства, не запрещенные действующим законодательством РФ.
Основными статьями расходов является финансирование следующих направлений.
1. Содержание необходимого аппарата, входящего в структуру управления внеу-чебной работой и осуществляющее ее организационно-методическое обеспечение.
2. Финансирование мероприятий, включенных в программу развития воспитательной деятельности и ежегодный план работы.
3. Развитие материально-технической базы подразделений внеучебной работы и социальной сферы.
4. Материальное стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих во внеаудиторной работе.
5. Повышение квалификации сотрудников университета, занимающихся воспитательной деятельностью.
6. Поддержка студенческих общественных организаций.
Организационно-управленческая поддержка, как правило, включает в себя две составляющие — кадровое и организационное обеспечение. Под кадровым обеспечением рассматривается выделение в штатном расписании должностей для специалистов, ответственных за воспитательную работу. Кроме того, к данной категории относят порядок наделения воспитательными функциями ряда должностей и их подготовку. К организационному обеспечению относится создание и поддержка специальных структур, обеспечивающих целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания с учетом специфики факультетов (институтов), их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов.
Материально-техническая поддержка заключается в выделении помещений и оборудования для проведения внеучебной деятельности, например, актового зала, репетиционного помещения, спортивного зала, помещения для клубов, студий, кружков, причем не только в образовательном учреждении, но и в общежитиях.
Информационная поддержка выступает важнейшей составляющей воспитательной деятельности. Как правило, она предполагает создание особого воспитательного поля образовательного учреждения, а также реализации информационно-просветительской функции, главными задачами которой являются:
• освещение общественно-значимой деятельности студентов;
• пропагандистские функции, в т.ч. по пропаганде здорового образа жизни, истории и традиций образовательного учреждения;
• оперативное и качественное информирование через СМИ образовательного учреждения о планируемых и реализованных мероприятиях научной, культурной и спортивной жизни;
• издательская деятельность по вопросам воспитания.
Психолого-педагогическое обеспечение заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства, в методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ, в формировании методических рекомендаций для лучшей адапта-
ЩРектор
□Кураторы
□Студенческие администрации
□Заместители деканов по воспитательной деятельности
ЕЮтуденческая пресса
ЩУченый совет
^Студенческие советы, Советы студенческого самоуправлешя ^Студенческие профсоюзы ^Студенческие арганиза^и и объединения ■Деканы, заведующие кафедрой
Рис. 3. Частота упоминания основных органов управления воспитательной деятельностью образовательных учреждений
ции студентов, в консультации и оказании им психологической помощи.
Поскольку воспитательная деятельность является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений профессионального образования, то ее управление находится в компетенции высших органов управления образовательным учреждением. Вне зависимости от характера и содержания воспитательной деятельности основные управленческие решения принимаются Ректором и Ученым Советом образовательного учреждения. К их компетенции относятся следующие вопросы:
• разработка и принятие концепций и программ развития воспитательной деятельности;
• определение места в системе управления, формы управления, содержательного направления основных мероприятий воспитательной работы;
• создание, контроль и участие в работе отдельных структурных подразделений по воспитательной деятельности;
• создание условий для развития студенческо -го самоуправления в различных формах;
• контроль и оценка воспитательной деятельности.
При этом выделение отдельных органов управления и структурных подразделений в сфере воспитательной деятельности зависит от степени централизации принятой практи-
ки управления образовательным учреждением. Частота упоминания основных органов управления и реализации воспитательной деятельности представлены на рис. 3.
Как видно, выделяется группа традиционных органов управления (ректор, ученый совет, деканы, кураторы, заведующие кафедрой, профсоюз), что обусловлено нормативным регулированием. Наиболее часто упоминаются студенческие коллективные органы управления (советы, группы и пр.). Крайне редко формируются специализированные студенческие органы управления (студенческая пресса, студенческие администрации).
В случае централизованного подхода формируется, как правило, функциональная организационная структура управления воспитательной деятельностью. В ней выделяются следующие уровни:
• институциональный уровень (ректор, ученый совет; проректор по воспитательной работе);
• управленческий уровень (деканы, заместители деканов по воспитательной работе, руководители отделов, связанных с воспитательной работой);
• технический уровень (кураторы, профессорско-преподавательский состав).
В данной структуре осуществляется целенаправленная воспитательная работа, наиболее эффективно используются ресурсы. Однако следует подчеркнуть, что роль студенческих
инициатив, студенческого самоуправления, как правило, сводится к минимуму. Следовательно, эффективность и потенциал воспитательной работы при такой организации нельзя считать высокими.
Децентрализованный подход воплощается в появлении двух направлений: планирования и осуществления воспитательной работы. Во-первых, руководство образовательного учреждения, действующее на различных уровнях и в различных формах. Во-вторых, студенческое самоуправление, также действующее в различных формах и на различных уровнях. К категории общеучережденческих органов управления воспитательной деятельностью в данном случае относятся:
• институциональный уровень (ректор, ученый совет, в котором участвуют представители студенчества; проректор по воспитательной работе, управление или отдел по воспитательной работе, совет и/или комиссия по воспитательной работе);
• управленческий уровень (деканы, заместители деканов по воспитательной работе, руководители отделов, связанных с воспитательной работой, отделы по внеучебной, профилактической и иной работе; научное сообщество, отделы по связям с общественностью, центры занятости, клубы и т.д.);
• технический уровень (студенческие профсоюзы, объединения студентов по интересам, культорги, кураторы, совет кураторов, профессорско-преподавательский состав). К категории студенческого самоуправления
на различных уровнях относят:
• институциональный уровень (студенческий совет, лига или дума, совет студенческого самоуправления образовательного учреждения, студенческая администрация образовательного учреждения, научное сообщество, молодежные культурные центры);
• управленческий уровень (студенческие советы на уровне факультета, студенческая администрация факультета, студенческие центры или отделы организации культурно-досуговой,физкультурно-оздоровительной, внеучебной и т.д. деятельности);
• технический уровень (кураторы, куль-торги).
Такой подход позволяет в более полном объеме выполнять задачи воспитательной деятельности. Воспитательная работа в данном случае воспринимает потребности студентов и
становится более гибкой в управлении. Студенты получают возможность участия и формирования воспитательной деятельности. При этом данный подход требует большего ресурсного обеспечения, больших усилий по управлению и контролю над воспитательной работой.
Воспитательная деятельность, как показала практика, играет все большую роль в системе маркетинговой деятельности вуза. Маркетинговый аспект воспитательной деятельности заключается в следующем.
Воспитательная работа регламентирует и направляет процесс социализации студента, который обладает определенными компетенциями как личность и как специалист. Это позволяет вузу формировать «уникальный продукт», представлять его на рынок. В свою очередь, такая роль воспитательного процесса обусловливает активное сотрудничество вуза с работодателями с целями определения ключевых компетенций выпускника.
Уровень подготовки, в т.ч. воспитания, выпускника прямо влияет на имидж и репутацию учебного заведения. Степень охвата студентов, их вовлечения в воспитательные мероприятия, многообразие форм и мероприятий создает имидж вуза, не только как организации, способной научить определенным навыкам, но и как площадки, где студент учится жить, взаимодействовать, работать в команде, находить друзей, завязывать деловые взаимоотношения
и, тем самым, готовиться к будущей карьере.
Отдельные направления и программы воспитательной деятельности выступают как рекламные и PR мероприятия, а их освещение в СМИ создает дополнительную маркетинговую коммуникацию.
Воспитательная деятельность инициирует коммуникации и формирует определенный объем информации по модели «из уст в уста». В процессе реализации воспитательных программ выделяются «влиятели» и «лидеры мнений» среди студентов, которые несут эту информацию не только своим одногруппникам, но и за пределы вуза.
Тем самым воспитательная деятельность обогащает основную — образовательную — услугу. Согласно многоуровневой концепции маркетингового продукта она выступает как элемент подкрепления, дополнительная выгода потребителю от обучения в вузе.
В целом проведенный анализ показывает, что воспитательная деятельность образователь-
ных учреждений профессионального образования соответствует нормативным требованиям. Она формируется на основе современных представлений о содержании и организации воспитательного процесса. Разработка воспитательных программ предусматривает участие различных органов управления и использование разных источников ресурсного обеспечения. Осуществление воспитательной деятельности связано, в первую очередь, с историей развития образовательного учреждения и зависит от того, какое место исторически отводилось воспитанию слушателей.
Воспитательная деятельность становится важным фактором в маркетинговой политике образовательного учреждения. Удовлетворяя потребности формирования личности определенных компетенций студента и общества в целом, воспитательная деятельность, неотрывная от учебной, дополняет ее и позволяет вузу создавать уникальную концепцию подготовки. Процессы воспитательной деятельности образуют дополнительные каналы маркетинговых коммуникаций, обогащая и усложняя маркетинговую деятельность вуза.