НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (из опыта работы Сыктывкарского государственного университета)
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CURATORS OF THE STUDENT GOVERNMENT (FROM THE EXPERIENCE OF SYKTYVKAR STATE UNIVERSITY)
О. В. Уваровская, В. А. Залевский, В. О. Светопольская
В статье описывается актуальность поставленной проблемы в современном вузе, описываются направления научно-методического обеспечения кураторов студенческого самоуправления и их реализация. В частности, предложены некоторые методологические основы воспитательной деятельности в вузе, структура воспитательной системы жизнедеятельности студенческого самоуправления. Представлены модули курсов повышения квалификации кураторов студенческого самоуправления, технологии их проведения и индикаторы.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, воспитательная деятельность.
Система воспитания студентов в вузе призвана акцентировать внимание на развитии потребностей студентов в достижении успеха, реализации своих целей и самоутверждения, формировать качества личности, обеспечивающее ей включенность в различные сферы жизнедеятельности общества. Говоря другими словами, в качестве главной интегральной цели воспитания можно считать формирование культурной, разносторонне развитой личности студента, жизнеспособной и социально активной в условиях изменяющейся социальной среды. Воспитание студентов в вузе определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования.
Сыктывкарский государственный университет, в лице Института педагогического образования, является российской опорной инновационной площадкой в сетевом проекте «Инновации в воспитании» по проблеме «Научно-педагогическое сопровождение кураторов студенческого самоуправления» с 2009 г.
Данное направление работы было взято в связи с тем, что в воспитательной деятельности вузов появились проблемы и причины, затрудняющие вести эффективную воспитательную деятельность в свете современных требований, предъявляемых к выпускникам высших профессиональных образовательных учреждений.
Среди них можно отметить следующие проблемы:
V. A. Zalewski, O. V. Uvarovskaya, V. O. Svetopolskaya
The article presents the topicality of the raised problem in a modern higher educational institution, the trends of the scientific-methodological basis of the tutors' work in the students' self-government and their fulfillment. In particular, some methodological basis of the educational development in a higher educational institution, the structure of the educational system in the aspect of the students' self-government are suggested. The modules of the courses of improving tutors' qualifications, the applied technology and the indicators are pointed out.
Keywords: scientific-methodical support, educational activities.
• низкая социально-позитивная инициативность студентов;
• содержание и организация мероприятий не всегда соответствует возрастным потребностям и интересам студентов;
• вузовские формы обучения и социализации остаются недостаточными для развития профессиональной компетентности будущего специалиста.
Анализ литературы по вопросам воспитания современной молодежи позволил выявить и причины возникновения этих проблем. Они таковы:
1. Недостаточен, а то и вовсе отсутствует учет современных тенденций развития мирового сообщества (расширение информационной среды, глубокие изменения в мире труда, смена человеком в течение жизни нескольких специальностей и т. д.).
2. Изменение социокультурной ситуации в стране, которая предполагает новые требования к человеку (мобильность, умение сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, чувство ответственности за судьбу страны, умение не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и формировать эти качества у студентов, пришедших в вуз).
3. Изменение в структуре личности молодых людей (стали свободнее, раскованнее, понимают, что их благополучие зависит от них самих, у них появляются новые ценности, среди которых имеются и эгоцентрические позиции и настроения).
4. Изменения, происходящие в системе образования (вступление в Болонский процесс, учет опыта организации студенческой жизни в странах, подписавших Болон-ское соглашение, опыт включения студентов не только в деятельность по интересам, но и социально значимую, руководствование стратегией государственной молодежной политики в РФ и другие)
5. Приоритет в российском образовании, в системе высшего образования, в последнее десятилетие отдавался организации учебного процесса, воспитательная функция заметно угасла. Это привело к утрате опыта общественной жизни у молодых людей, утрате опыта воспитательной деятельности у профессорско-преподавательского состава и его неготовности к инновациям в воспитательной деятельности и пересмотру своих позиций в свете гуманистической образовательной парадигмы.
Выявленные проблемы и причины свидетельствуют о необходимости новых акцентов в продуктивной методологической основе воспитания студентов, а именно смысловом наполнении основных ценностных ориентиров в воспитательной деятельности в вузе, учета того, что в центре воспитательной деятельности находится студент, его жизнь в конкретной российской социокультурной ситуации; опоры на имеющийся в отечественной и зарубежной науке фундамент педагогического знания в области воспитания и переосмысления этого знания с позиций нынешних жизненных реалий.
Участие в данном сетевом проекте натолкнуло нас прежде всего на то, что необходимо разработать методологию воспитательной деятельности в нашем университете, чтобы на основе ее построить воспитательные системы жизнедеятельности студенческого сообщества в университете, на факультете и студенческой группе, а также разработать технологии их внедрения и систему повышения квалификации кураторов студенческого самоуправления через семинары и курсы, что позволит формировать и развивать воспитательное пространство университета и поможет определиться в воспитательной деятельности кураторам студенческого самоуправления.
В частности, в методологию воспитательной работы вошли идеи ассамблейности и сетевых проектов, поэтому воспитательная деятельность строится на следующих подходах:
• антропологический;
• компетентностный;
• ассамблейности;
• проектный;
• событийный;
• синергетический.
Данные идеи и подходы реализуются посредством следующих принципов:
1. Возрастосообразность воспитания студентов.
2. Научность в определении целей и задач воспитания, в разработке форм и методов реализации основных направлений воспитательной деятельности; реализация
воспитательной функции вуза в единстве учебной, научной и внеучебной воспитательной работы.
3. Диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса через демократичность внутренней жизни вуза, предполагающую активное взаимодействие студентов и администрации вуза и факультетов.
4. Преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта воспитательной работы, сохранение и развитие традиций вуза в условиях двухуровневого образования.
5. Инициатива и самостоятельность каждого из участников воспитательного процесса через их саморазвитие на основе диалектического разрешения противоречий между свободой и ответственностью, традицией и творческой инициативой.
6. Открытость воспитательной системы вуза через усиление роли партнерских связей в реализации воспитательной функции образования.
7. Системность.
8. Плюрализм и вариативность воспитательных практик через увеличение степени свободы студента, лич-ностно-деятельностной направленности образования, оптимизацию процессов социализации и индивидуализации.
9. Информированность участников и организаторов воспитательного процесса равноправная и в полном объеме.
10. Толерантность в отношении к различным культурам, этносам, убеждениям.
11. Опора на базовые потребности личности (здоровье, социальная защищенность, психологический комфорт, наличие условий для самореализации).
На основе принципов были определены следующие цели воспитательной деятельности в вузе:
1. Развитие новой практики воспитания студентов в высшей школе, способствующей переходу отечественной высшей школы на уровневое образование в контексте Болонского соглашения, путем активизации и повышения качества инновационной составляющей в воспитательной работе.
2. Обогащение созидательного опыта молодых людей по решению для них личных и общественных проблем на основе активной субъективной позиции студента.
3. Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
На основе целей были выработаны и задачи:
1. Разработка системы воспитательной работы в вузе на основе положений и стратегий современной молодежной политики.
2. Внедрение системы студенческого самоуправления, выстроенной на основе проектной и матричной структур управления.
3. Существенное повышение качества воспитательной деятельности в университете в условиях перехода на уровневое образование.
4. Существенное обновление научно-методического обеспечения воспитательной деятельности со студентами в современных социокультурных условиях.
5. Модернизация научно-методической поддержки кураторов студенческого самоуправления на основе современных концептуальных подходов к воспитательной деятельности.
6. Внедрение проектного метода в работу кураторов студенческого самоуправления по всем направлениям деятельности.
7. Переход на проектирование воспитательных систем студенческого сообщества факультетов и студенческих групп.
8. Обновление форм воспитательной работы (студенческое инновационное агентство, лаборатория социально-педагогического проектирования и других), традиций, ритуалов и церемоний.
9. Обновление методических средств воспитания.
10. Широкое использование в воспитательной работе современных воспитательных технологий.
11. Дальнейшее расширение условий для проявления и развития творческого потенциала студентов.
Реализация задач воспитательной деятельности в вузе на основе указанных выше принципов, идей и подходов осуществляется через разработку воспитательных систем студенческих сообществ академических групп и факультетов, выполнение тематических, комплексных целевых программ и проектов, организацию массовых студенческих мероприятий - как досуговых, так и социально значимых.
Формирование воспитательного пространства может идти на основе следующих форм и средств, направленных на обогащение созидательного опыта молодых людей:
• обновление позиций студента и преподавателя;
• ассамблейность;
• сетевые сообщества студентов и преподавателей;
• проекты;
• конкурсы проектов;
• студенческие советы по реализации проектов.
Определились следующие ведущие технологии в реализации воспитательной деятельности: поликультурные, рефлексивные, КТД, индивидуальной поддержки, мастерская, тренинги, проектные, информационные, критического мышления.
Мы исходим из того, что только совместное (куратор, студенты) проектирование воспитательных систем жизнедеятельности студенческих сообществ академических групп является одним из основных видов деятельности, ведущих к созданию и развитию воспитательного пространства в вузе.
Кроме того, проектирование студенческого самоуправления на основе проектов различного типа, в том числе и сетевых, способствуют взаимодействию и взаимообогащению студентов всех факультетов университета. В связи с этим каждая структура университета, непосредствен-
но созданная для организации внеучебной воспитательной работы, разрабатывает и осуществляет свои проекты в рамках всех студенческих групп. А руководители этих структур определены как кураторы студенческого самоуправления. Каждой такой структуре было предложено разработать и проект органа студенческого самоуправления, что позволило вовлечь большое количество студентов в деятельность самоуправления. Появились различные по структуре и форме студенческие советы. И, как результат, определился целый ряд сетевых проектов, реализацию которых взял на себя студенческий совет «Инновационное студенческое агентство».
Вторым направлением научно-методического обеспечения явилась разработка проектирования воспитательной системы жизнедеятельности студенческого сообщества академической группы. Кураторам была предложена следующая ее структура:
1. Название факультета.
2. Специальность.
3. № группы.
4. Анализ особенностей студентов группы, отношений, общения и деятельности в группе.
5. Концепция воспитательной системы группы (Может быть представлена образом жизнедеятельности студенческого сообщества или моделью жизнедеятельности студенческого сообщества).
В концепцию могут войти:
1) приоритеты молодежной политики, принципы реализации молодежной политики в РФ, цели, задачи, принципы организации воспитательной деятельности в группе, основные походы, уровни организации воспитательной деятельности;
2) модель компетентности первокурсника;
3) модель компетентности второкурсника;
4) модель компетентности бакалавра или специалиста;
5) системообразующий вид деятельности студенческого сообщества, определяющий лицо группы;
6) основные направления воспитательной деятельности в группе.
План действий по реализации жизнедеятельности студенческого сообщества:
• годовой круг традиционных воспитательных дел вуза;
• систематизация дел по направлениям;
• тематические программы;
• социальные студенческие проекты;
7) календарный план воспитательной работы в группе (таблица);
8) пути, формы и способы совершенствования общения членов студенческого сообщества;
9) пути и способы создания более комфортного и защищенного положения для каждого студента;
Таблица
Календарный план воспитательной работы
Направление, Мероприятие Сроки Ответственный Ожидаемый
задача результат
10) внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство студенческого сообщества, в котором осуществляется процесс воспитания членов сообщества и их деятельность;
11) друзья группы ближайшего социального окружения, чем они интересны для класса;
12) место и роль группы на факультете;
13) ожидаемые результаты от реализации воспитательной системы группы;
14) индикаторы результативности воспитательной системы студенческого сообщества.
Следующее направление нашей деятельности - это проведение семинаров и курсов повышения квалификации для кураторов студенческих групп, заместителей деканов, начальников отделов, кураторов общежитий, то есть всех тех, кто и является непосредственно кураторами студенческого самоуправления в университете.
Целый ряд семинаров был включен непосредственно в систему заседаний совета по внеучебной воспитательной работе. Курсы повышения квалификации проходили по различным программам, в которые были включены следующие модули:
• организация воспитательной работы в группе;
• проектирование воспитательной деятельности органов студенческого самоуправления;
• проектирование воспитательной системы жизнедеятельности студенческого сообщества факультета, группы;
• государственная молодежная политика;
• современные формы воспитательной деятельности в вузе;
• современные технологии воспитательной деятельности в вузе;
• современные подходы к организации студенческого самоуправления в вузе;
• адаптация первокурсников;
• воспитание лидеров и многое другое.
Обязательным элементом каждой программы является модуль «Информационные и коммуникационные технологии в организации воспитательного процесса в вузе».
Каждый модуль программы предусматривает конечный результат. Это, например, проведение «вечера знакомств» на первом курсе, защита проекта по организации студенческого совета по конкретному направлению, защита отдельных составляющих воспитательной системы жизнедеятельности студенческого сообщества, создание блога и многое другое.
Для эффективного проведения курсов повышения квалификации и их практико-ориентируемой направленности широко используются технологии обучения взрослых, основанные на андрагогических принципах обучения.
В основе технологии обучения взрослых лежат такие аспекты, как учет жизненного и производственного опыта, ориентированность на проблемы, системность и кон-текстность обучения, развитые образовательные потреб-
ности слушателей, осознанность обучения, неформальная атмосфера взаимодействия, что учитывается как при разработке содержательных материалов, так и непосредственно при проведении занятий. Все занятия на курсах повышения квалификации и семинарах проходят в дея-тельностном режиме с использованием интерактивных форм обучения. Используются такие организационно-деятельностные методы, как чередование групповой и пленарной работы, лекционное инструктирование, педагогическая рефлексия, мыслетехнические и коммуникационные тренинги.
Для реализации этих методов широко используются следующие педагогические технологии: деловая игра, проектирование, мастерская, тренинги, информационные и коммуникационные технологии, технология критического мышления и другие, что позволяет значительно усилить практико-ориентированную направленность курсов и сформировать за короткий период курсов целый ряд новых компетенций у кураторов.
Большое значение на курсах придается педагогическому проектированию. Обсуждение и анализ совместной работы слушателей по проектированию проектов различной тематической направленности, разработанных ими, постоянная рефлексия и метарефлексия помогают выявить ключевые моменты, своевременно обнаружить непонимание слушателей по тем или иным вопросам, организовывать обмен опытом, систематизацию и обобщение их знаний.
Использование современных образовательных технологий при проведении курсов повышения квалификации требует очень высокого уровня компетентности преподавателей, так как приходится проводить анализ работ сразу «с листа», во время предоставления и обсуждения проектов и различных ситуаций. Кроме того, приходится учитывать и то, что у многих кураторов недостаточно опыта воспитательной деятельности в университете, поэтому выбраны те формы и технологии, которые они могут использовать при работе со студентами во внеучебной воспитательной деятельности.
Как преподавателю, так и слушателям полезно осознавать результаты образовательного процесса. С этой целью используются групповая и индивидуальная рефлексия. Как показал опыт, это позволяет направить слушателей на осознание позитивного приращения, полученного во время занятий, а преподавателям увидеть свой результат и переосмыслить те недопонимания, которые высказаны слушателями. Ежедневное осознание результата собственного образования слушателями позволяет решать следующие задачи (М. Т. Громкова):
• укрепление субъектной позиции;
• повышение ответственности за собственные действия, собственную деятельность в течение дня;
• проведение сопоставления целей и результата;
• осознание внешней информации, которая стала усвоенной, и собственным знанием;
• осознание, что усвоенный прием, метод, технология, способ деятельности развили определенные способности и сформировали новые компетентности;
• осознание, что образовательный процесс в течение дня завершается результатом - позитивным изменением.
В связи с этим разработаны и индикаторы качества проведения курсов и семинаров, которые сегодня широко применяются в нашей деятельности.
В качестве одного из индикаторов качества проведенных курсов слушателям предлагается анкета, включающая в себя следующие вопросы: В каком эмоциональном состоянии Вы находитесь сейчас, когда семинар заканчивается? Что Вы чувствуете по его завершении? Анализ и своевременность предложенных курсов; Соответствие содержания обучения тому, что Вы хотели получить; Организация обучения (расписание, удобное расположение и т. д.); Удобство помещения и вспомогательного оборудования; Комфортность во время обучения на курсах; Возможность быть равноправным субъектом обучения; Учет вашего уровня опыта на данных курсах; Использование междисциплинарного подхода при обучении на курсах; Решение Ваших проблем в ходе обучения по данной образовательной программе; Насколько новым был для Вас теоретический материал курсов; Насколько новым был для Вас практический материал курсов; Удовлетворение Ваших потребностей при реализации данной программы; Развитие Ваших потребностей при реализации данной программы. Вопросы оценивались по трехбалльной шкале (высокий, средний и низкий уровни).
Дополнительно были включены такие вопросы: Будете ли Вы безотлагательно применять в практической деятельности те знания и умения, которые получили на курсах и в какой мере (полностью, частично, не буду); Причины, затрудняющие Вас применять полученные знания и умения безотлагательно в практической деятельности; Какие из занятий были для Вас более значимыми; Ваши предложения и пожелания; Ваши дополнительные комментарии.
Кроме того, ежедневно в качестве индикаторов используются следующие методики:
• открытый доступ всех желающих по оценке проведения курсов и знакомству с отзывами непосредственно в Интернете с использованием сетевых технологий;
• ваши горизонты и ожидания в отношении курсов;
• цветозапись настроения по каждому дню курсов;
• радуга приращений;
• круг критериев оценки;
• теги: технология.
Анализ индикаторов курсов свидетельствует, что слушатели высоко оценивают семинары и курсы повышения квалификации, направленные на научно-методическую поддержку кураторов студенческого самоуправления, их актуальность и своевременность.
Целенаправленная и систематическая работа по научно-методическому обеспечению кураторов уже начала приносить свои плоды.
Так, в качестве студенческого совета университета появилась ассамблея студенческих советов всех проектов, реализуемых студентами в университете. По инициативе ректора Василия Никифоровича Задорожного ежегодно объявляется конкурс финансируемых проектов, реализующих различные значимые инициативы студентов.
Целый ряд проектов, разработанных и реализуемых студентами непосредственно в университете, положил начало новым традициям. В рамках креативного ситуационного центра при институте педагогического образования открылась лаборатория социально-педагогического проектирования.
Исходя из вышесказанного можно констатировать, что правильно выстроенная стратегия воспитательной деятельности со студентами позволит действительно подготовить специалиста нового времени, способного к инновационным изменениям в нашем обществе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
2. Федеральные государственные стандарты третьего поколения.
3. Целевая программа Федерального агентства по делам молодежи «Молодежь - основа инновационного развития страны» (проект от 22 сентября 2008 г. № 32).
4. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М., 2004.
5. Воспитание: системность и технологичность: практико-ориентруемая монография / под. ред. О. В. Уваровской. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2010. 164 с.