Научная статья на тему 'Моделирование студенческого самоуправления в воспитательной системе вуза'

Моделирование студенческого самоуправления в воспитательной системе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / МОДЕЛИ САМОУПРАВЛЕ) НИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТА) ТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарыпин А. В.

В статье рассматриваются социально)педагогические и правовые основы коллективной са) моорганизации студентов, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности и направления воспитательной работы в вузе. На основе анализа форм воспитания и социального взаимодействия, а также моделей педагогической и управлен) ческой деятельности разработана концепция моделирования и представлена модель организа) ции студенческого самоуправления на примере педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование студенческого самоуправления в воспитательной системе вуза»

Шарыпин А.В.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

В статье рассматриваются социально-педагогические и правовые основы коллективной самоорганизации студентов, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности и направления воспитательной работы в вузе. На основе анализа форм воспитания и социального взаимодействия, а также моделей педагогической и управленческой деятельности разработана концепция моделирования и представлена модель организации студенческого самоуправления на примере педагогического вуза.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, формы воспитания, модели самоуправления, педагогическое сопровождение, коллективная самоорганизация, моделирование воспитательной системы.

Особенностью организации образовательного процесса в высшей школе является его ориентация не только на подготовку специалистов высокой квалификации, но и на развитие социальной активности, управленческих умений, в конечном итоге на подготовку руководителей различных уровней, организаторов производства. Социальная активность студенчества обусловлена «наличием у него собственной позиции по отношению к различным событиям жизни общества, стремлением участвовать в социально-экономических и политических процессах, которые воплощаются в социально полезной и социально значимой деятельности и предполагают различные формы коллективной самоорганизации» [9, с. 73]. Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы предложить и внедрить в практику высшей школы приемлемые и наиболее перспективные формы общественного управления, одной из которых является самоуправление, подразделяющееся на самоуправление преподавателей и сотрудников и студенческое самоуправление.

Современная действительность требует социализации молодежи, развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе самообразования, самовоспитания, самоуправления. Достаточно эффективно эти качества личности формируются в процессе студенческого самоуправления как основной формы участия студентов в управлении студенческой жизнью вуза. Студенческое самоуправление представляет собой попытку соединения интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества учебного заведения в подготовке профес-

сиональных кадров для гармоничной социализации молодого человека в обществе. Участие в студенческом самоуправлении - это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов.

Изучение публикаций ученых, нормативных документов, программ, статистики по молодежной проблематике показывает, что в настоящее время в российском законодательстве сложилась достаточно эффективная система правовых норм, имеющих отношение к самоуправлению в учебных организациях. Под студенческим самоуправлением в учебном заведении законодатель понимает прежде всего участие студентов в управлении образовательным учреждением (в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательного учреждения), т. е. в планировании, организации, мотивации и контроле учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством попытки поддержки общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений на практике не всегда удается мобилизовать в общественных интересах молодежную инициативу, предложить оптимальные формы участия молодежи, в основном учащейся и студенческой, в управлении. В стратегическом отношении эта черта современной молодежной политики делает ее результаты минимальными [4, с. 321]. Таким образом, и в социальной практике, в деятельности института высшего образования существует потребность внедрения адекватных современности форм управления.

Студенческое самоуправление мы рассматриваем как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Студенческое самоуправление также есть одна из форм воспитания в вузе.

Студенческое самоуправление сегодня разнообразно по своим формам и содержанию. Это и общественные объединения, и профсоюзы, и студенческие советы, комитеты, ассоциации, клубы, отряды. Широко представлен в вузах институт старост, студенческие деканаты, центры, научные общества, студенческие правительства и парламенты, думы, братства и многие другие общественные организации. У студенчества сегодня есть все возможности сделать самостоятельный выбор оптимальной формы самоуправления в вузе. В определении сущности деятельности по самоуправлению студентов очень важно сделать акцент на предоставлении им реальных полномочий соучастия вместе с педагогами в жизни вуза во всех его основных сферах.

Сочетание разнообразных постоянно действующих форм студенческого самоуправления на различных уровнях поможет найти оптимальные внутри- и межведомственные механизмы и пути решения проблем студентов, в том числе силами самих студентов, позволит развивать их инициативу не только в рамках учебных заведений, но и за их пределами, повысит роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив в судьбе России.

Наряду с понятием формы в теории и практике воспитательной работы широко используется понятие модели.

Модель - это прежде всего продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто моделирует [6, с. 106]. Учитывая, что студенческое самоуправление может быть представлено в качестве как знаковой, так и вербальной модели, то к нему применимо построение моделей, имеющих реальное воплощение (структурных, содержательных, технологических, нормативных) и описывающих процессы, которые строятся на принципах, ценностных установках, способах взаимодействия всех структурных элементов.

Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования, мы предполагаем, что основные принципы построения модели мо-

гут быть следующими: принцип уровневой иерархичности, модульный, принцип гуманизации, междисциплинарности и самоопределения.

Реализация в модели студенческого самоуправления данных принципов означает для студентов возможность конструирования своего собственного образа, проектирования своей жизненной траектории, утверждает доверие как феномен личностно ориентированного подхода.

Не все множество найденных и теоретически описанных фактов может быть включено в модель студенческого самоуправления. Это связано с тем, что модель никоим образом не может быть полностью идентична воспроизводимой ею действительности, ее основная функция как раз и заключается в выделении существенных сторон и связей университетской действительности.

Разрабатывая инновационную модель студенческого самоуправления следует учитывать, что модель - это акт социального действия, он немыслим без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать; модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций и нахождения альтернатив в развитии с учетом главного - связи между процессом студенческого самоуправления и организации образовательного процесса. Изучаемые участниками проблемы, выдвигаемые ими и решаемые в ходе коллективной работы над моделью, наталкивают их на другие альтернативные решения.

При моделировании студенческого самоуправления в вузе следует опираться на следующие приоритетные принципы:

- свободный выбор вузом и его подразделениями модели студенческого самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций и прецедентов;

- ориентация на индивидуальные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (студенты, преподаватели, родители, работодатели, местная власть, общественные организации);

- равноправная позиция всех субъектов самоуправления;

- деятельностный подход, позволяющий направить индивидуальную и коллективную деятельность студентов на полезные дела;

- тесное взаимодействие вуза и его подразделений с местным сообществом, властью, бизнесом, общественными организациями.

Построение управленческой модели заключается в построении и установлении связей и

отношений между субъектами, включенными в деятельность студенческого самоуправления, возникающими на основе основных идей (целей) этой деятельности.

Под «моделью управления» следует понимать теоретически выстроенную целостную систему представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система студенческого самоуправления, как она воздействует и как она должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как она должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

Управленческая модель включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику [5].

В вузовской практике известно немало различных форм и моделей воспитательной работы, в связи с чем возникает актуальность их систематизации и дифференциации, что касается в том числе и форм организации студенческого самоуправления.

В процессе моделирования студенческого самоуправления могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативноправовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

В случае, когда мы моделируем какие-то варианты студенческого самоуправления, нас интересует и моделирование структуры рассматриваемого объекта и моделирование его функционирования. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, некоторые исследователи советуют строить модель на основе установлений вероятностных событий, т. е. использовать стохастическое моделирование. Возможность переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал основана на том, что модель в определенном смысле отражает определенные черты оригинала.

Своевременность применения той или иной модели должна быть привязана к задачам определенного этапа развития студенческого самоуправления как целостного процесса. Опираясь

на данную исходную позицию и была разработана модель процесса развития организационных форм развития студенческого самоуправления в педагогическом вузе, в которой на каждом этапе оказываются востребованными формы организации студенческого самоуправления, рассчитанные на достижение определенного результата.

Реализация идей студенческого самоуправления в педвузе как компонента целостного воспитательного процесса связана с организацией целенаправленного специфического педагогического процесса. Суть его состоит в том, что вызревание студенческой самодеятельности происходит постепенно - от зарождения, возникновения общей увлеченности (и педагогов, и студентов) соответствующими идеями и установками, их принятием, до их освоения в процессе обучения студентов организаторской компетентности, что позволяет им впоследствии осуществлять полномочия в управлении жизненно важными делами вуза на уровне достижения запланированного результата.

В этих условиях немаловажную роль играет педагогическое управление или сопровождение развитием самоуправления как создание организационных, идеологических и методических гарантий в самоопределении и саморазвитии коллектива. Организационные гарантии обеспечивают функционирование органов самоуправления, идеологические гарантии — признание прав и обязанностей этих органов в жизнедеятельности коллектива, а методические реализуются в процессе инструктивной помощи самодеятельным органам самоуправления.

В понятии педагогического сопровождения отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания, взгляды сторонников «педагогики сотрудничества», мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп, о педагогической поддержке. Разумеется, следует отказаться от жестких постулатов, воплощенных в понятиях - «управление», «руководство», «формирование», желательно рассматривать социальное самоопределение личности с позиций педагогического сопровождения [8, с. 93].

Модель педагогического сопровождения студенческого самоуправления как фактор самореализации подростков заключается в трех этапах: диагностическом, этапе социальных проб и рефлексивном [1]. В данном случае педагогическое сопровождение воспитаннику рассматрива-

ется как помощь в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание воспитанника, на открытое общение; как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития; как пролонгированная педагогическая поддержка; как направление деятельности педагога в сфере социальнопрофессионального самоопределения молодежи.

Модель сопровождения инновационной деятельности студенческого самоуправления в процессе профессионального становления педагога разрабатывается с учетом сочетания принципов непрерывности образования, индивидуализации образовательных целей и программ, коллективной природы образовательного процесса. Она включает:

а) структуры, посредством которых она реализовывается: сводные группы, группы постоянного состава, а также структуры, посредством которых осуществлялось управление процессом;

б) технологии и способы реализации процесса: технологию коллективных учебных занятий (разные типы коопераций участников на основе использования четырех организационных форм: индивидуальной, парной, групповой и коллективной), рефлексию и другие способы образования;

в) средства для организации процесса - индивидуальные образовательные программы педагогов;

г) содержание процесса профессионального становления педагога - программу образования педагога, занимающегося инновационной деятельностью;

д) условия взаимодействия участников: сотрудничество и самоуправление;

е) методы - конструирование понятий и смыслов, моделирование профессиональных задач и инновационной образовательной среды, проектирование собственной деятельности и индивидуальной образовательной программы.

Данная модель направлена на совершенствование профессиональных качеств педагога (в том числе профессиональной компетентности), необходимых для успешного выполнения инновационной деятельности. Процесс профессионального становления осуществляется путем разрешения индивидуальных образовательных дефицитов, посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ.

Особенностью акта практического воспитательного действия в условиях студенческого

самоуправления выступает выражение доверия студентам со стороны вузовского педагога по отношению к их возможностям в нахождении правильных управленческих решений, отражающееся в различных формах педагогического сопровождения.

Задача теоретической работы по моделированию педагогического сопровождения связана как минимум с двумя направлениями развития и совершенствования организационных форм студенческого самоуправления.

Первое направление предполагает творческое развитие имеющихся методических принципов и технологий управления в рамках сложившихся организационных форм.

Второе - поиск новых организационных форм. Например, возможно формирование самоуправления не в групповой, кружковой и других видах работ, а на основе студенческого содружества, объединения, сообщества, активными исполнителями которого становятся сами студенты, что может оказаться эффективным средством развития и совершенствования данного самоуправления.

Для воспитательного процесса важно, чтобы формы организации студенческого самоуправления постоянно совершенствовались и обновлялись. Наиболее ценно то, что они зарождаются по инициативе и из потребностей студентов. Они также должны вытекать из запросов социальной практики и иметь общественную направленность. Что особенно специфично для применения форм организации студенческого самоуправления в педвузе - это усиление и в содержательном плане, и в технологическом их профессиональной направленности.

Опираясь на изложенные теоретические посылы, мы моделировали воспитательную систему Оренбургского государственного педагогического университета. Этот процесс включал в себя формулирование замысла, разработку исходной концепции, создание научного описания строящейся системы. При этом мы опирались на идеи отечественных и зарубежных исследователей, которые позволили нам определить подходы к разработке социокультурной модели [2, с. 3]. Результатом моделирования явилась открытая модель, отражающая сущность и основные компоненты управления внеучебной и воспитательной работой.

В основе развития студенческого самоуправления лежат функции стандартизации, универсализации, дифференциации и интеграции,

принципы преемственности, адаптивности, доминантности, целостности и оптимальности. Новые концептуальные идеи развития студенческого самоуправления имеют в качестве целевых ориентиров компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность [3, с. 8]. На базе Оренбургского государственного педагогического университета осуществляют свою деятельность студенческий совет, городская общественная организация, студенческий спасательный отряд (кафедра ОБЖ), студенческие советы общежитий, штаб студенческих педагогических отрядов ОГПУ «Созвездие», старостаты и др.

В многолетней практике в ОГПУ оправдала себя организация факультетских студенческих советов, которые способны достойно выполнять весь объем необходимых работ. Реализация концепции воспитания в университете осуществляется в студенческих группах, на кафедрах, факультетах (институтах), в подразделениях вуза среди докторантов, аспирантов, студентов и слушателей посредством оптимального сочетания традиций, современных методов и форм осуществления воспитательного процесса [3, с. 11]. Особо отметим наличие на факультетах комнат для органов студенческого самоуправления, где активисты собираются в свободное от занятий время, обсуждают проблемы, ищут пути решения. Оформлены стенды, на которых четко видна вся структура студенческих советов, планы работы на факультетах и в общежитиях, последняя информация, объявления. Создаются и совершенствуются нормативные документы и методические рекомендации по организации и развитию студенческого самоуправления в помощь ответственным за воспитательную работу, кураторам и председателям студенческих советов факультетов. Успешно действуют такие формы студенческого самоуправления, как студенческий совет вуза, студенческая профсоюзная организация, студенческое научное общество, штаб студенческих отрядов, а также студенческие клубы, кружки и секции. На современном этапе идет активный поиск новых эффективных форм организации студенческого самоуправления. Задача ОГПУ состоит в том, чтобы не только подготовить высокопрофессионального специалиста, но и богатую духовно-нравственную личность, способную к самореализации. Данную задачу и решает администрация и педагогический коллектив университета.

Студенческий совет - одна из наиболее эффективных форм студенческого самоуправления. Основной целью деятельности совета является: организация системной работы и проведение мероприятий по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни в учебном заведении, создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов, а также содействие улучшению их профессиональной подготовки.

По нашему мнению, для создания эффективной системы органов студенческого самоуправления необходимо постоянно проводить обучение и тренинг студенческого актива. Для этого необходимы наставники, обладающие всем комплексом необходимых знаний, - привлеченные специально для этого работники, прежде всего из числа бывших руководителей студенческой организации, кураторов, представителей воспитательных структур, имеющих организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.

В ходе исследования нами апробировалась деятельность ежегодной «Школы студенческого самоуправления», в рамках которой прошло обучение молодого актива и лидеров органов студенческого самоуправления по различным направлениям. Особый акцент при обучении делается на формирование активов факультетов ОГПУ.

Система студенческого самоуправления позволяет студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности. В качестве стратегической цели студенческого самоуправления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.

Студенческое самоуправление активизирует выбор видов деятельности, побуждает студентов самостоятельно выбирать наиболее эффективный стиль в любом виде деятельности и общения, становиться авторами-разработчи-ками проектов и программ. В этих условиях студенты более рационально и осознанно используют большой арсенал скрытых возможностей в биологической, личностной и социально-психологической детерминантах, взаимодействие которых позволяет не только расширить различные виды общественной деятельности студентов, но и совершенствовать

их с учетом индивидуальных особенностей и профессионального выбора.

Подводя итоги, отметим, что в решении задачи формирования социально и профессионально компетентной личности будущего учителя важна не только деятельность преподавателей, но и собственная активность студентов. Участие молодежи в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности во время обучения в вузе реализуется через систему студенческого самоуправления.

Условиями развития студенческого самоуправления являются педагогическое сопровождение личности студента, социально-профессиональная направленность воспитательной работы в вузе, соблюдение преемственности между традиционно сложившейся в учреждении воспитывающей средой и инновационным содержанием и формами студенческой активности.

Под формами организации студенческого самоуправления в вузе мы понимаем специально создаваемые внешние условия взаимодействия субъектов соуправления и самоуправления (студенты, студенты-лидеры, педагоги-наставники), определяемые характером и содер-

жанием организаторской задачи, а также положительной мотивацией, высокой степенью самостоятельности и творческого отношения студентов к способам ее решения.

Модель студенческого самоуправления как системный результат моделирования имеет личностную, социальную и профессиональную направленность в целевом компоненте, интегрирует различные виды студенческой активности, инициативы, формы воспитания и коллективной организации, модели управления и педагогического сопровождения в содержании. Результатом является воспитание в студентах таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность наряду с овладением конкретной предметной и профессиональной деятельностью.

Воспитательная система, реализующая в своей основе модель студенческого самоуправления, обеспечение субъектности студента в собственном жизнетворчестве, становится фактором развития и конкурентоспособности высшего педагогического учебного заведения.

14.09.2011

Список литературы:

1. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностью ориентированного образования // Педагогика. - 2001. - №1. - С. 17-24.

2. Борытко, Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001 - 214 с.

3. Воспитательная система государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Новая редакция) / ГОУ ВПО «Оренбургский гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. — 84 с.

4. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. - 350 с

5. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Управляющий совет общеобразовательного учреждения как институт гражданского общества // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября.

6. Соболев, B.C. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / В.С. Соболев, А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. -2004. - №2(30). - С. 102-110.

7. Цымбаленко С., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. - 1996. - №1-2.

8. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М., 2002. -488 с.

9. Шаламова, А. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в России. - 2007. - №8. - С. 72-74.

Сведения об авторе:

Шарыпин А.В., начальник отдела социальной и воспитательной работы Оренбургского государственного педагогического университета 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 343, тел. (3532) 772452, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.