Научная статья на тему 'Преемственность как принцип организации студенческого самоуправления'

Преемственность как принцип организации студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / STUDENTS SELF-MANAGEMENT / CONTINUITY / SOCIAL ACTIVITY / EDUCATION SYSTEM OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарыпин А. В.

Анализируются проблемы воспитания молодежи, развития социальной активности личности через участие в школьном и ученическом самоуправлении. Рассматриваются вопросы преемственности в воспитании и организации самоуправления в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AS PRINCIPLE STUDENTS SELF-MANAGEMENT ORGANIZATION

The problems of education of youth and development of social activity of the person through participation in school and students self-management are analyzed in the article. The author considers questions of continuity in education and organization of self-management in high school.

Текст научной работы на тему «Преемственность как принцип организации студенческого самоуправления»

УДК 378. 4

А. В. Шарыпин

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Анализируются проблемы воспитания молодежи, развития социальной активности личности через участие в школьном и ученическом самоуправлении. Рассматриваются вопросы преемственности в воспитании и организации самоуправления в вузе.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, ученическое самоуправление, преемственность, социальная активность, воспитательная система вуза.

На современном этапе развития российского общества основным ресурсом является высококвалифицированный человек, способный принимать решения и работать в быстро меняющихся условиях. Концепция модернизации российского образования ставит задачу воспитания нового поколения, способного не только жить в правовом государстве и демократическом обществе, но и создавать их. Для этого необходима соответствующая организация социальной практики в целях обеспечения устойчивости формируемых навыков. Применительно к воспитанию это означает необходимость привлечения учащейся и студенческой молодежи к участию в процессе управления образовательным учреждением. Сложности, возникающие при реализации этого требования, связаны с необходимостью создания условий, гарантирующих положительный результат участия молодежи в процессе управления образовательным учреждением или муниципальной образовательной системой. В реализации этой задачи главным является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс. Исследование основных проблем студенчества на базе Оренбургского государственного педагогического университета свидетельствует, что развитие органов студенческого самоуправления является значимым компонентом процесса воспитания и подготовки будущих специалистов. В то же время социализация современного студента, его участие в общественной жизни вуза проходят в реальных социально-экономических обстоятельствах. Рыночные отношения, борьба экономических амбиций, целеполаганий материального и карьерного успеха неоднозначно влияют на организацию студенческого самоуправления.

Это касается как индивидуальных стереотипов поведения, так и коллективных форм. Еще с начальной школы педагогами ставится задача организации классного коллектива. На следующей ступени уже имеет место создание органов самоуправления на уровне актива класса, старшеклассники участвуют в ученическом самоуправлении на уровне школы. Переход в профессиональное образование связан с утратой созданной в школе системы

отношений учащегося со сверстниками и необходимостью создания новой. Появляется возможность проявить себя «с чистого листа», ориентируясь на будущую взрослую жизнь. Именно поэтому студенчество - наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентируемая на перспективу часть молодежи. Данный переход характеризуется внутренними и внешними конфликтами, нередко потерей статуса личности в новой жизненной реалии.

На стыке общеобразовательной и высшей школы в работе со школьниками и студентами должна быть реализована преемственность, сглаживающая стремительные переходы из одних обстоятельств обучения и воспитания в другие.

Преемственность есть одна из сторон закона отрицания отрицания, а диалектический подход к решению социально-педагогических вопросов взаимосвязи начальной, средней и высшей школы, всех стыкующихся звеньев системы непрерывного воспитания является единственно приемлемым и необходимым. Диалектическое мышление ориентирует, в частности, на анализ имеющихся несоответствий между потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и возможностями их удовлетворения в современных вузах, между организационно последовательной системой воспитания и осуществлением преемственности в учебном процессе.

Преемственность рассматривается и как закон функционирования всех специально организуемых, управляемых процессов. Без нее невозможно прогрессивное развитие. В связи с этим понятие «преемственность» может рассматриваться в различных контекстах: в социальном плане это развитие тех или иных явлений, процессов, состояний в сфере материальной, общественной, духовной жизни; в методологическом значении - изучение таких процессов, явлений, состояний, в которых принцип преемственности адекватен природе их последовательного развертывания; в педагогической сфере -преемственность любого явления или процесса. При этом преемственность универсальна, она является общепедагогическим законом.

Преемственность в воспитании предполагает совершенствование настоящего и обоснованное

программирование будущего с опорой на прошлое, на дальнейшее развитие прогрессивного и конструктивного из предшествующего. Если рассматривать развитие личности в образовании, то преемственность означает, что личность на каждом новом этапе своего развития включает в себя ранее приобретенные качества, а образование - элементы ранее сложившихся систем обучения и воспитания, ибо оно представляет собой органическое единство обучения и воспитания и в этом качестве служит важнейшей составной частью процесса развития личности.

Можно утверждать, что преемственность в образовании образует механизм его непрерывности, ибо каждый последующий этап образования базируется на достижениях предыдущего, включает их в себя в качестве базиса дальнейшего развития. Не абсолютное отрицание, а смена новых образовательных качеств, включающих в себя элементы старых как основы для качественных скачков, характерна для преемственности в образовании.

Человек на протяжении своей жизни выступает в основном в двух ролях: будучи ребенком, является объектом преемственности и выполняет в этом процессе субъективные функции; после окончания вуза, будучи уже главным образом субъектом преемственности, продолжает наследовать в качестве объекта передовые традиции общества [1]. Преемственность средней и высшей школы приобретает важный социальный контекст. В преемственности как социальном процессе различают две стороны: передачу тех или иных ценностей и их усвоение. Отсюда вытекает двусторонняя природа этого процесса, наличие в нем субъекта (субъектов) и объекта (объектов).

Преемственность как условие непрерывности образования в системе «школа - вуз» обеспечивает последовательность, системность и целостность процесса профессиональной подготовки личности, связь общего и профессионального образования и должна реализовываться с учетом всех компонентов системы профильного обучения: целевого, содержательного, деятельностного и результативного; осуществление преемственности в работе школы и вуза позволяет наиболее полно решать вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.

Условия непрерывного образования учащихся создаются посредством преемственности в формировании базовых умений и навыков (социальных, политических, коммуникативных и др.), через систему предметных кружков и факультативов, научных обществ учащихся, организацию подготовки обучающихся к поступлению в вузы. Основные направления в работе системы: «Я учусь строить отношения», «Я и мое здоровье», «Я и мои права»,

«Я и мое Отечество», «Четвертая власть». Произнося слова «школьное самоуправление», подразумевается особый способ воспитательной работы, когда дети играют в демократию. Ключевым словом, относящимся к структуре управления школой, является не демократия, но именно самоуправление. Самоуправление - сложная структура, в которой действуют разные принципы, в том числе и начала демократии и свободы. Однако сфера применения каждого принципа должна быть ясно очерчена, в противном случае можно прийти к нежелательным последствиям в педагогической работе школы. Участие в самоуправлении учащихся формирует у них навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. В самоуправлении «факторы воспитания трансформируются из самих общественных условий, жизненного уклада школьников по мере их вовлечения в соци-ально-преобразующую деятельность» [2, с. 63].

Потребность в ученическом самоуправлении возникла на основе необходимости освоения учащимися основ самоорганизации, изучения законов, прав и обязанностей граждан. Затем самоуправление учащихся стали связывать с решением задач дисциплинарного воздействия на школьников, нравственного формирования личности, а также дифференцированного воспитания молодежи, принадлежащей к различным социальным группам и классам общества. Идея ученического самоуправления как средства гражданского воспитания раскрывается в трудах Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера. Многие известные просветители ХУШ-Х1Х вв. (А. Дистервег, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский,

Н. А. Добролюбов) считали, что у подрастающего поколения «нужно формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, активность, и вместе с тем воспитывать у него «общественные инстинкты», умение жить в коллективе - товарищество, стремление к взаимопомощи, готовность приносить свою деятельностную пользу обществу...» [3].

Проблема ученического самоуправления в русской педагогике приобрела особую актуальность в конце XIX - начале XX в., что было обусловлено прогрессивными идеями педагогической мысли либерально-демократического направления. Попытки внедрения ученического самоуправления жестоко преследовались министерством просвещения, в казенной школе оно было единичным и редким явлением. Наиболее развито было ученическое самоуправление в петербургских Выборгском и Лесном коммерческих училищах, гимназии и реальном училище К. И. Мая, гимназии Л. Д. Ле-вонтовской, школе С. Т. Шацкого. Педагоги указанных школ, представляя учащимся значитель-

ную самостоятельность в работе по самоуправлению и не подавляя активности и инициативы детей, умели в то же время руководить работой ученического самоуправления очень тактично, бережно и осторожно [4].

В советский и постсоветский период ученическое самоуправление в сочетании с другими формами и методами воспитания является эффективным средством формирования социальной активности, инициативы и самодеятельности учащихся. Организации самоуправления посвящены теоретические наработки и практика выдающихся педагогов и ученых А. С. Макаренко, К. Н. Вентцеля, В. А. Ка-раковского, Л. И. Уманского и мн. др.

Современная система школьного самоуправления естественным образом формируется в реальной жизни учеников как в семье, так и учебных учреждениях. Она позволяет ученикам в пространстве микросоциума сформировать навыки вхождения в общественную жизнь. Школа может выполнять свою роль в решении проблемы, связанной с профориентационной работой, при условии, что предполагается следующий ее этап - профориентационная работа в системе высшего образования. Одним из направлений решения основной задачи профессиональной ориентации - профессионального самоопределения старшеклассников и выбора ими образовательного учреждения для получения профессионального образования - является обеспечение преемственности между школой и вузом в обучении и воспитании учащейся молодежи.

Перед школой в наши дни стоит задача воспитания личности, адаптированной к жизни в современном обществе, с активной жизненной позицией, высокой гражданской ответственностью. Одним из важнейших воспитательных направлений школы, решающих эту задачу, является создание системы преемственных связей. В течение ряда лет наша школа работает над решением этой задачи, и поэтому на данный момент мы считаем главным создание самоорганизующейся системы преемственных связей.

В широком плане процесс преемственности воспитания «вписан» в динамику вузовского педагогического процесса, который должен рассматриваться и организовываться рационально и изучаться как управляемая динамическая система. Будучи управляемой, она создает соответствующую основу для последующей динамики образовательного процесса от курса к курсу. При этом преемственность выступает в виде логики развития данного процесса от школы к вузу, последовательного разрешения противоречий в системах педагогических процессов высшей и средней школы в качестве их движущих сил, одновременно преемственность - фактор обратной внешней связи средней и высшей школы.

Успешное рыночное функционирование вуза требует формирования адекватной системы обратной связи со студенчеством для гибкой реакции на быстро изменяющуюся внешнюю среду и конъюнктуру рынка [5].

Нынешний этап развития рыночной экономики требует специалистов, обладающих разносторонними знаниями, рационализмом и практическими навыками управления. Вполне естественно, что у молодежи возникает осознанное стремление к реализации своих способностей и жизненных планов через органы студенческого самоуправления. Имеющийся практический опыт позволяет сделать вывод, что студенческое самоуправление стало нормой жизни молодежного коллектива и располагает ресурсными возможностями для своей деятельности. Самоуправление стало частью государственной политики в области образования. Взаимодействуя с людьми через органы студенческого самоуправления студенты не только реализуют свои социальные потребности, но и помогают решать социальные и личные проблемы окружающих, налаживать коммуникацию. В нашем понимании в деятельности студенческого самоуправления социальная направленность является ключевой.

Студенческое самоуправление представляет собой универсальный воспитательный механизм, основанный не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию. Работая в организованном студенческом коллективе, молодой человек учится быть самостоятельным, принимать решения, соблюдать субординацию. Такая практика деятельности студента создает предпосылки для гармоничного встраивания его в систему социальных отношений и преуспевания. При этом традиционная модель взаимоотношений администрации и студенческого коллектива «воспитатель - ученик» трансформируется в партнерские взаимоотношения, где администрация берет на себя роль старшего партнера-тренера и предоставляет необходимые ресурсы (материальные, организационные, информационные) для эффективного функционирования студенческой организации.

В организации студенческого самоуправления, на наш взгляд, существует два существенных противоречия: а) между расширением прав студентов в управлении всеми сферами жизни колледжа и отсутствием знаний, умений и навыков для того, чтобы эффективно включаться в эту работу; б) между стремлением со стороны администрации и преподавателей регламентировать деятельность студентов и необходимостью дать им как можно больше самостоятельности, привить им необходимые навыки самоорганизации и ответственности.

Мы рассматриваем студенческое самоуправление как одну из форм социального партнерства, как «особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив» [6, с. 12]. Социальное взаимодействие, совместное движение вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие) обеспечивают сопровождение развития человека в течение всей жизни. Следовательно, социально-педагогическое сопровождение может рассматриваться как совместные действия людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, пространстве и в соответствии с присущими им ролями. В процессе сопровождения развития человека он сам и его окружение занимают определенные социальные позиции, образуя ячейки социального пространства со своими функциями по отношению друг к другу. Действуя в рамках этих ролей, каждый из них выполняет своего рода «социальный заказ», выполняя предписанную им общественными ожиданиями функцию. Стратегия социально-педагогического сопровождения личности обусловлена, как уже указывалось, категорией «взаимодействие», а учитывая социальность проблемы, категорией «социальное взаимодействие», под которой понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью [7, с. 283].

Вузы по своему статусу обязаны не только профессионально готовить дипломированных специалистов, но и воспитывать разносторонне развитых граждан. Вот почему сегодня студенческое самоуправление приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самореализации и участия в управлении делами вуза.

Следует отметить, что развитие системы непрерывного профессионального, в том числе педагогического, образования не может ограничиться простым дополнением существующих звеньев новыми. Без преемственного изменения содержания, форм и методов работы не может быть обеспечена непрерывность, а значит, и высокая эффективность системы профессиональной подготовки учителя.

Оренбургский государственный педагогический университет располагает солидным ресурсом и опытом инноваций функционирования различных моделей студенческого самоуправления, научных идей по их совершенствованию и повышению

эффективности деятельности. Организация студенческого самоуправления в педагогическом университете базируется на совокупности теоретикометодологических подходов к обоснованию сущности данного процесса и обеспечивает качество реализации данных подходов в практике профессиональных образовательных учреждений.

Развитие студенческого самоуправления в нашем университете выделяется как одна из самых актуальных задач, непрерывно связанных с демократизацией нашего общества, совершенствованием системы высшего образования. Самоуправление выступает действенным инструментом повышения качества подготовки молодого специалиста, школой воспитания самостоятельности и ответственности, нравственных и гражданских качеств личности. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.

В университете социально-воспитательная работа со студентами - это взаимосвязанный целостный процесс работы администрации вуза, деканов, преподавателей кафедр, кураторов студенческих групп и органов студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление представляет собой соединение интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства, в формировании дееспособного и сознательного сообщества высшего педагогического учебного заведения, подготовке профессиональных кадров для страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе. Стремление и готовность студентов принимать активное участие в решении учебно-воспитательных задач, стоящих перед педагогическим университетом, формирует самостоятельное мышление, социальную активность, организаторские и коммуникативные способности, что, несомненно, важно для формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя. Участвуя в работе по расширению социального пространства внеучеб-ной деятельности, разработке социально-психологических технологий развития личности студента, поддержке их общественных инициатив, администрация и педагогический коллектив университета реализуют принцип преемственности в воспитании, являются инициаторами и организаторами социальной активности студенческой молодежи и школой демократического взросления студентов.

Как и во многих других учреждениях образования, активисты студенческого самоуправления взяли на себя решение части студенческих проблем, таких как досуг, охрана правопорядка, поддержка студенческих инициатив, информационное обеспечение

студенческой молодежи, защита прав, временная занятость. Безусловно, все это позволяет студентам занять достойное место в общественной жизни, видеть перспективы будущего.

Во многих вопросах студенческому самоуправлению помогает профессорско-преподавательский состав вуза и кураторы студенческих групп. Благодаря советам, знаниям и непосредственному участию в студенческой жизни кураторы пропагандируют и регулируют нравственное, эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание молодого поколения. Поддержка и развитие штаба студенческих отрядов, создание и функционирование движения студенческих трудовых, строительных отрядов позволяют сократить проблему с вторичной и временной занятостью студентов. Жизненным первоочередным успехом для молодого человека является хорошее образование, поэтому учреждения образования сегодня играют основную роль в социальном продвижении молодежи. Учеба, активное участие студентов в общественных делах способствуют самореализации студенчества [8]. И это возможно в первую очередь благодаря личной заинтересованности самих студентов в развитии студенческого движения и успешно сложившимся взаимоотношениям с кураторами групп, преподавателями университета, со структурами управления воспитательным процессом и органом студенческого самоуправления.

Педагогический потенциал самоуправления достаточно действенен: это банк идей, обмен которыми обогащает представление о мире; это взаимодействие с интересными людьми, взгляды и действия которых расширяют интеллектуальный, социальный, коммуникативный, эмоциональный горизонты; это активная деятельность, приносящая радость и пользу людям; это рефлексия, диагностика и прогностика. Логическим центром функционирования самоуправления должно быть удовлетворение потребностей в социализации, самоактуализации личности, расширении сферы интересов и развитии гражданского самосознания.

Подчеркивается сложность решения проблемы самоуправления, поскольку это всегда связано с сочетанием традиций и инноваций. В качестве ведущих технологий, используемых в процессе самоуправления, представлены социальное проектирование, деловые и ролевые игры, гражданский форум, КТД и др. На наш взгляд, развитие студенческого самоуправления требует активизации участия педагогов. Это особенно важно для студентов младших курсов, поскольку именно данный возрастной период является наиболее значимым в личностном становлении и индивидуальном развитии студентов.

На базе Оренбургского государственного педагогического университета осуществляют свою де-

ятельность студенческий совет, городская общественная организация - студенческий спасательный отряд (кафедра ОБЖ), студенческие советы общежитий, штаб студенческих педагогических отрядов ОГПУ «Созвездие», старостаты и др.

Студенческий совет - одна из наиболее эффективных форм студенческого самоуправления. Основной целью деятельности совета является организация системной работы и проведение мероприятий по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни в учебном заведении, создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов, а также содействие улучшению их профессиональной подготовки.

По нашему мнению, для создания эффективной системы органов студенческого самоуправления необходимо постоянно проводить обучение и тренинг студенческого актива. Для этого необходимы наставники, обладающие всем комплексом необходимых знаний, привлеченные специально для этого работники, прежде всего из числа бывших руководителей студенческой организации, кураторов, представителей воспитательных структур, имеющих организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.

В ходе исследования нами апробировалась деятельность ежегодной «Школы студенческого самоуправления», в рамках которой прошло обучение молодого актива и лидеров органов студенческого самоуправления по различным направлениям. Особый акцент при обучении делается на формирование активов факультетов ОГПУ

Система студенческого самоуправления позволяет студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности. В качестве стратегической цели студенческого самоуправления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.

Существующая в настоящее время ориентация системы высшего педагогического образования на воспитание социально активных кадров требует тщательного изучения состояния и динамики социальной активности современного студента педагогического вуза, подготовки будущих педагогов к формированию и развитию социальной активности у учащихся в процессе профессиональной деятельности, создания новых и модернизации ранее применявшихся воспитательных методов и форм.

Таким образом, самоуправление становится частью системы управления, органически включенной в нее. В целях придания работе самоуправ-

ления целенаправленного и системного характера необходимо формирование не просто команды энтузиастов, а объединения, имеющего четкие целевые ориентиры. Для эффективной реализации молодежной политики государства и представления интересов обучающихся важно, чтобы самоуправление представляло их интересы и управляло важнейшими аспектами жизни. Фокусирование внимания самоуправления на приоритетности решения проблем учащихся и студентов позволит избежать центробежных тенденций и конъюнктурных соображений. При этом самоуправление представляет собой универсальный воспитательный механизм, основанный не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании обучающимися необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию. Работая в организованном коллективе, молодой человек учится быть самостоятельным, принимать решения, соблюдать субординацию. Такая практика создает предпосылки для гармоничного встраивания его в систему социальных отношений и преуспевания. Таким образом, работа с молодежью в учебных заведениях должна строиться на сбалансированной системе взаимоотношений студенческого самоуправления и администрации учебного заведения. А. П. Дьяков пишет: «...в области воспитания требование преемственности предполага-

ет такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень» [9, с. 18]. Одна из основных задач преемственности заключается в формировании такой направленности студента, которая бы психологически настраивала его на активное преодоление естественных трудностей перехода из одной системы в другую. При этом важно не упустить важнейшей задачи профессионального воспитания - формирование внутренней позиции, перспективных устремлений, нравственное, профессиональное и гражданское становление современного специалиста.

Преемственность в воспитании как принцип, как первостепенный приоритет в системе образования становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Самоуправление - не просто модная тенденция в воспитании. В современном образовании самоуправление решает задачи формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и успешной адаптации на рынке труда.

Список литературы

1. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та,1981. 207 с.

2. Луткин С. С. Воспитательное пространство становления молодого лидера // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. № 12. С. 61-65.

3. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т. 1: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке / сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. М., 1988. 447 с.

4. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т. 2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н. Н. Кузьмин. М., 1989. 462 с.

5. Рабцун Н. В. Работа со студентами как важнейший компонент государственной молодежной политики и место вуза в ее реализации // Вестник КАСУ. 2006, № 3. С. 48-55.

6. Миронова Т. Н. Моделирование внеучебной деятельности в ссузе на основе студенческого самоуправления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 1 (79). С. 11-14.

7. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 280-287.

8. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. № 1. С. 12-18.

9. Образ жизни современного студенчества // Рук. иссл. группы А. П. Дьяков. Воронеж: ВГУ. 1986. 34 с.

10. Эстрайх В. А. Развитие преемственности между школой и вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6 (28). С. 126-128.

Шарыпин А. В., аспирант.

Оренбургский государственный педагогический университет.

Ул. Советская, 19, г. Оренбург, Оренбургская область, Россия, 460844.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.09.2010.

— —

A. V Sharypin

CONTINUITY AS PRINCIPLE STUDENTS’ SELF-MANAGEMENT ORGANIZATION

The problems of education of youth and development of social activity of the person through participation in school and student’s self-management are analyzed in the article. The author considers questions of continuity in education and organization of self-management in high school.

Key words: students self-management, continuity, social activity, education system of high school.

Orenburg State Pedagogical University.

Ul. Sovetskaya, 19, Orenburg, Orenburg region, Russia, 460844.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.