Научная статья на тему 'Роль кураторов в становлении субъектной позиции школьников и студентов'

Роль кураторов в становлении субъектной позиции школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина М.С.

В статье представлены данные исследования, направленного на разработку проблемы создания воспитательного пространства, в основе механизма которого формирование доменов и глобул. Управление развитием воспитательного пространства предполагает становление особого механизма координации взаимодействующих субъектов многоуровневой системы кураторства, связанной с расширением сферы деятельности куратора. Предложена типология кураторства, система вариативной подготовки кураторов, тьюторов, вожатых, волонтеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of tutors in formation of schoolboys and students' subject position

In the clause the author describes a research undertaken to deal with the problem of creating educational space based on the mechanism of domains and globules formation. Management of educational shere development involves the development of special mechanism of cooperating subjects'coordination multilevel system of counsellors, connected with expansion of their activity. The typology of curators, the system of various types of education for cousellors, tutors, volunteers is offered.

Текст научной работы на тему «Роль кураторов в становлении субъектной позиции школьников и студентов»

Сер. 6. 2007. Вып. 4

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М. С. Якушкина

РОЛЬ КУРАТОРОВ В СТАНОВЛЕНИИ

СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Постоянное изменение социокультурной ситуации в России влечет за собой изменение понимания эволюции образовательных процессов и потребность их переосмысления в свете новых идей и представлений. Уже очевидно, что образование сегодня перестало быть одной из отраслей хозяйства, государственным ведомством; оно становится формой общественной практики, особой сферой, которая все более субъективируется в своем статусе и обретает свои интересы, цели, ценности и политику. В соответствии с этим меняется и наше понимание самого образования и тех инновационных процессов, которые осуществляются внутри него. Основной функцией образования сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом, а не объектом социального бытия1, свободно реализующейся в динамичном мире. Одним из механизмов развития личности и феноменом педагогической действительности в условиях гуманизации образования является воспитательное пространство. В основе формирования воспитательного пространства лежат идеи целостности образования, приоритета воспитания в системе образования, понимания неразрывной связи человека и социокультурной среды, их со-действия, со-бытия, диалога, творческой самореализации личности. В ходе исследования воспитательного пространства мы показали, что способом его формирования является организация среды посредством пополнения новыми моделями взаимодействия внутривузовских структур, различных социокультурных институтов района. С точки зрения синергетики, в основе механизма формирования и развития воспитательного пространства лежит формирование доменов и глобул. Доменом может быть развивающийся проектный, творческий коллектив, молодежное сообщество, организация, движение, совет, редакция школьной или студенческой газеты. Домены, поддерживая друг друга, образуют глобулы из факультетов или школ-партнеров, молодежных сообществ, иных социокультурных институтов. Внутри глобул инициируются проекты с участием различных факультетов или школ, доменов - идет процесс саморазвития целостного пространства определенной территории2.

Анализ государственно-общественных форм управления в системе образования позволил нам выделить несколько основных вариантов управления развитием воспитательного пространства. Особым видом общественного управления выступает кураторство3.

История кураторства уходит корнями в историю становления российского образования. Вот некоторые термины, связанные с историческими видами кураторства. Мамка кормилица, нянька (устар.)4. Дядька5 - слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье (устар.)6. Духовник - священник, который принимает исповедь у кого-нибудь7. Мадам-до 1917г. воспитательница-иностранка в богатой семье в России8, Гувернер (гувернантка) (франц. gouverneur, gouvernante) - наемный домашний воспитатель (воспитательница) детей9. Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель10.

© М. С. Якушкина, 2007

Педагог - специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой11. Наставник - учитель, воспитатель, руководитель. Попечитель - в царской России: звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание; сейчас в некоторых общественных организациях: член руководящего органа такой организации12. Классная дама - воспитательница в женских гимназиях и прогимназиях13. Аудитор - в некоторых учебных заведениях: ученик, которому учитель поручает выслушивать уроки других учеников (устар.)14. Вожатый - руководитель детской общественной организации в школе, пионерском лагере15. Тьютор16 - освобожденный классный руководитель, который находится с детьми на всех уроках, имеет представление о каждом ребенке в классе, о его успехах или проблемах в предмете, отслеживает динамику развития ребенка в целом, помогает детям выстроить отношения друг с другом и во внеурочном пространстве. Тьютор - это творческая личность, активно работающая со студентами. Тьютор-это носитель готовых, хорошо сформированных учебных материалов, проверенных методик и знаний. Тьютор - это преподаватель-консультант в области менеджмента, маркетинга или финансов, способный оценить студенческую работу с тем, чтобы дать компетентный совет своему подопечному. В нем соединены ненасильственный подход к обучению, формирование нового взгляда на жизнь и приобретение новых качеств делового человека. Тьютор не учит, он поддерживает студента до тех пор, пока он не станет более компетентным и самостоятельным. Куратор - человек, который курирует кого/что17. Куратор (от лат. curator - попечитель) - в некоторых учебных заведениях - преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).

Кураторство обычно относилось к общественной деятельности и не всегда воспринималось положительно. Из истории кураторства студентов университета известно, что Е. Р. Дашкова как заинтересованный воспитатель вникала во все частности учебного процесса, вела переписку с доктором Вилихом, который за 25 дукатов в год был куратором русских студентов. Кураторство в советские времена было общественной нагрузкой, которая распределялась партбюро и деканатами. К концу 80-х гг. институт кураторства упразднили. В конце 90-х г. на факультете журналистики СПбГУ возродили классический институт кураторства младших курсов (по направлениям и по группам в 20-25 студентов) на добровольной основе. Многие на факультете были против, считая, что задачей университета является, прежде всего, образование. Тем не менее пришли к выводу, что студентам необходима помощь, чтобы адаптироваться к условиям пребывания в университете. В конце 90-х гг. на физическом факультете был введен штатный психолог, к которому студенты обращались со своими личными и учебными проблемами.

Институт кураторства сегодня в большинстве случаев представляет собой традиционную форму работы вузов со студентами. Кураторы приобщают абитуриентов и студентов к корпоративной культуре, общим правилам и традициям, активной студенческой жизни и оказывают поддержку студентам в решении проблем с жильем, работой и здоровьем.

Куратор академической группы студентов 1-2 курса назначается из числа штатных преподавателей или студентов 3-6 курса на основе предложений заведующего кафедрой при согласовании с деканом.

Куратор кафедральной студенческой группы - полномочный представитель, отстаивающий интересы объединенной кафедральной группы студентов 1-2 курса. Благодаря своей посреднической функции, он участвует на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности студентов курируемой кафедры. Многие студенты не знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, возникающих

в профессиональной деятельности. Их адаптация связана с личностным общением, в котором важны этические нормы, умение строить диалог. В поле деятельности кураторов входят организация совместной со студентами работы, клубов по интересам, посещение профессиональных выставок с последующим обсуждением, встречи с известными людьми, вопросы временного трудоустройства студентов. Так, например, биржу труда первоначально задумывали в вузах в помощь выпускникам, а затем стали собираться любые предложения временной работы, единичные заказы, чтобы дать возможность попробовать себя студентам младших курсов, особенно иногородним.

Нами была поставлена задача поиска инновационных форм взаимодействия студентов и кураторов. Одной из эффективных форм такого сотрудничества стал метод проектов студенческих коллективов как педагогическая идея, технология и практика - один из механизмов интегрирования студентов в реальность воспитательного пространства университета. Студенты сами выдвигают идеи, планируют, выполняют, координируют действия проектной группы, анализируют, оценивают. Строя отношения в проектной группе, универсанты получают интегрированные, синтетические знания, опыт, не разложенный на отдельные его составляющие. При становлении системы проектов в вузе важна на первых порах роль соруководителя - координатора-куратора проекта, который может оказать проектной группе педагогическую поддержку. Это важное условие успешности проекта.

На начальном этапе координатор-куратор участвует в проекте, выполняя собственные функции, направляя работу участников к достижению определенного результата. С развитием системы самоуправления координатор не обнаруживает своих функций, а выступает как один из полноправных участников проекта. Куратор - не просто «главный организатор», но, что немаловажно, проводник проектного начала. Куратор обычно оказывается активным соучастником, соавтором или даже автором проекта, преобразующего студенческую жизнь. Куратор способен быть автором идеи, инициировать процесс взаимодействия субъектов, корректировать деятельность сообщества по реализации идеи. Таким образом, кураторская деятельность - это принципиально новая форма авторства проекта.

Куратор проекта осуществляет инновационные функции куратора, который формирует механизмы актуализации творческого потенциала представителей разноведомственных учреждений или иных членов проектной группы. В основе деятельности такого куратора лежат творчество, проектная деятельность, методология сохранения традиций (сложившиеся традиции являются организующей формой, позволяющей более основательно работать над постоянно меняющимся содержанием), формирование сообщества как формы сотрудничества творческих людей разных возрастов и специальностей, воспитание толерантности.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, коллективную, - и, таким образом, соответствует по сути своей развитию системы студенческого самоуправления. Практика организации и реализации проектов показала, что на начальном этапе могут быть краткосрочные проекты, далее долгосрочные, которые представляют собой программу взаимосвязанных проектов. Были выделены два типа проектов по доминирующей деятельности в системе студенческого самоуправления: творческие проекты и проекты социально ориентированные. Реализация творческого проекта подчинена конечному результату и форме его предъявления. Пути реализации творческого проекта зависят от логики совместной деятельности творческой группы. В социально ориентированном проекте четко обозначены конечные результаты, направленные на удовлетворение социальных потребностей участников проекта. Структура проекта продумана, план деятельности и функции каждого участника строго расписаны.

Для такого проекта важна координация по этапам, презентация конечного продукта и способов его использования на практике, организация внешней оценки проекта. Примерами краткосрочных проектов, разработанных студентами Санкт-Петербургского государственного университета, могут служить такие творческие проекты, как проект фотовыставки «Останови мгновение», посвященный юбилею СПбГУ, проект поддержки молодых поэтов «ПОЭТому», проект «Университетский бал», проект знакомства студентов с историей и культурой Санкт-Петербурга «Миражи». Примерами социально ориентированных проектов могут служить проект создания в студенческом городке информационного центра, проект тематических выездов первокурсников на университетскую базу отдыха, проект проведения общеуниверситетской недели спорта, проект создания групп по охране правопорядка в студенческом городке18.

Опытная работа позволила утверждать, что в ходе реализации проектов у студентов среде вырабатываются новые нормы и ценности, регулирующие их взаимоотношения, формируются качества личности и умения, позволяющие им успешно овладевать различными формами социокультурного взаимодействия. Кураторы активно помогают им в этом. Система кураторства побуждает первокурсников вступать в социокультурный контакт с людьми разного возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности; основной задачей становится понять другого, понять логику его мысли, его систему отношений к миру, другому, самому себе. Создание дружеских отношений между людьми разных возрастов, культурных традиций, типов поселений - принципиально значимое условие такого необходимого качества личности, как, например, толерантность. Организация межличностного общения - один из самых тонких и практически неуправляемых процессов. Важно, чтобы общение стало не временным, а переросло в устойчивые эмоциональные связи (дружбу). Во многом это зависит от деятельности куратора.

Опытная работа позволила сделать следующий вывод: для создания условий организации межличностного общения необходимо найти или создать реальные «точки соприкосновения» и «точки развития»:

- для студентов старших курсов: ощущение чувства общности универсантов через работу над общим делом; формирование у студентов позиции «хозяев дома» (повышение чувства ответственности за себя, за коллектив, за общее дело, воспитание коммуникативных умений); расширение круга знакомств и сферы социокультурной деятельности;

-для первокурсников: включение в единое пространство университета; помощь в ориентации в вузе; помощь в учебной деятельности; знакомство со студенческой жизнью университета; формирование межличностных связей с другими студентами.

Нами были выделены категории учащихся, сотрудников университета, других организаций, включенных в систему кураторства: студент-куратор, старший студент-куратор, преподаватель-куратор, интерпретатор культуры, социальный работник. Основные функции кураторов: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая.

В соответствии с ориентацией на расширение сферы деятельности куратора можно говорить о трехуровневой системе кураторства19.

Первый уровень направлен на адаптацию студентов 1-2 курсов к системе университетского обучения. Виды кураторства: куратор академической группы, куратор кафедральной группы, куратор научно-исследовательской деятельности студентов, куратор образовательной программы, куратор студенческой практики.

Второй уровень направлен на развитие навыков самоуправления. Виды кураторства: куратор факультетской структуры самоуправления, куратор общежития, куратор по работе с молодыми семьями.

Третий уровень нацелен на социализацию студентов в пространстве Санкт-Петербурга. Виды кураторства: школьное кураторство, музейное кураторство, кураторство студенческого педагогического отряда, поискового отряда, студенческого отряда охраны правопорядка, студенческого клуба, волонтерского сообщества.

Особое место в системе кураторства занимают школьные кураторы. Например, система школьных кураторов органически вписывается в структуру внеучебной работы СПбГУ. Она входит в содержание программно-целевого подхода к управлению воспитательным пространством СПбГУ. Одним из центральных направлений деятельности школьного куратора является проектирование и формирование воспитательного пространства муниципального района, исходя из запросов преподавателей и учащихся СПбГУ, пожеланий представителей партнерских средних образовательных учреждений. Важным направлением школьного кураторства является взаимодействие с различными ученическими общественными объединениями, помощь студентов в обучении актива, в осуществлении деятельности по различным направлениям, реализация совместных проектов.

Своеобразным вариантом системы школьного кураторства является формирование системы кураторства, начиная с подготовительных курсов. Оно позволяет значительно сократить период адаптации первокурсников к требованиям вуза, создавая оптимальные условия для освоения факультетского пространства и становления их как активных его субъектов. Основной задачей деятельности кураторов - представителей СНО факультета психологии было создание условий для адаптации первокурсников. Однако начать строительство системы решено было не с кураторства первокурсников. По инициативе студентов в 2004-2005 г. была сформирована рабочая группа активных старшекурсников, курирующих школьников-старшеклассников, занимающихся на подготовительных курсах. Студенты 3-4 курса - кураторы будущих абитуриентов и первокурсников - поддерживали тесную связь со слушателями подготовительных курсов. Старшеклассники, в свою очередь, еще не став студентами, уже принимали активное участие в жизни факультета, на котором мечтали учиться.

Музейный куратор. Музей сегодня - это уникальное образовательное и воспитательное пространство, которое позволяет посетителю не только активно познавать накопленный поколениями социокультурный опыт, но и развивать свои творческие, креативные способности. Перспективным в этом отношении является развитие музейного кураторства через реализацию школьных и студенческих культурно-образовательных инициатив в музейном пространстве. Результаты проведенных краеведческих олимпиад в таких музеях, как Кунсткамера, Меншиковский Дворец, музей-ледокол «Красин» позволяют говорить о ведущей роли музейного куратора в формировании сетевого взаимодействия в пространстве музея. Сетевое взаимодействие свидетельствует о возрождении традиций петербургских салонов - проведении литературно-поэтических и музыкальных встреч для студентов в музеях-квартирах известных исторических личностей, для которых культура салонного общения была составляющей их активной научной и творческой жизни.

Отмечая многообразие форм кураторства в университете, хотелось бы обратить внимание на деятельность педагогических отрядов вуза, участие студентов в программах по формированию лидерских позиций школьников и молодежи, волонтерском движении. В 2004 г. Санкт-Петербургский государственный университет дал старт проекту школы

«Лидер-рейд». Проект был направлен на создание условий для взаимодействия структур университетского студенческого самоуправления и школьных объединений Василео-стровского района Санкт-Петербурга. Технологии реализации проекта школы таковы: проведение мастерских по организации самоуправления в образовательных учреждениях; взаимодействие студентов и школьников при реализации районных культурно-образовательных программ. Выездные культурно-образовательные программы «POSITIVE», «Точка отсчета» для студентов первого курса представляют собой многоуровневый интерактивный выездной обучающий курс с использованием новых информационных технологий, оригинальных психологических тренингов, ролевых индивидуальных и командных игр, разноплановых мастер-классов, семинаров, работы по группам и по интересам, консультирования потенциальных участников будущих проектов с целью создания проектных команд. «Позитив» - поддержка творческих, современных, активных студентов. Летние студенческие отряды являются традиционной школой кураторов. Педагогическую практику в студенческом отряде можно считать одной из форм обучения студента-куратора. Каждый участник студенческого педагогического отряда - кандидат в студенты-кураторы.

В последние годы студенческие общественные организации университета активно включаются в лидерские программы, предлагаемые общественными организациями России и ближнего зарубежья. В летний период группа студентов СПбГУ принимает участие в летней школе студенческого актива «Лидер XXI века». Это профильный лагерь, программа которого разработана Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи» и ориентирована на студентов, активно участвующих в жизни своего вуза. В лагере «Лидер XXI века» студенты проходят обучение по программе, состоящей из трех основных блоков: командообразование, развитие лидерских качеств, развитие органов студенческого самоуправления. В результате двухнедельного марафона студенты получают опыт в области культуры межличностных отношений и совместной деятельности; учатся сочетать индивидуальные и коллективные интересы; апробировать различные социальные роли и позиции; использовать значимый для себя социальный опыт.

Общение студентов разных регионов России происходит в творческой атмосфере, менявшей во многом традиционные взгляды на воспитание в школе и вузе. Разнообразная программа лагеря включает в себя обучающий блок, который позволяет участникам лагеря приобрести знания и навыки в сфере управления и продвижения общественного объединения, организации деятельности коллектива, коммуникаций, связей с общественностью и работе со СМИ, психологии личности и лидерства. В рамках обучающей программы лагеря проходят встречи с представителями органов государственной власти, общественных объединений, бизнеса, научной и культурной сферы. Культурная программа лагеря насыщена тематическими вечерами, играми, дискотеками, позволяющими участникам неформально общаться и поддерживать атмосферу единого целого - корпорации «РОСТ». По возвращении в университет ребята проявили себя как действенная группа, готовая создавать и реализовывать студенческие проекты, быть реальной силой, способной динамично менять жизнь факультета и вуза в целом.

Волонтеры по призванию. Волонтеры - постоянные спутники любого праздника, семинара, конференции и т. д. В 2005 г. в СПбГУ заявила о себе волонтерская организация, созданная на философском факультете. Волонтерство сегодня - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Для подбора волонтеров используют разные методы, включая опросы друзей и коллег, публичные объявления; беседы с друзьями друзей, проведение интервью, плакаты; участие в собраниях избранных групп. Наиболее

важные задачи при работе с волонтерами - определение значения работы волонтера в данном проекте; определение круга деятельности волонтеров в организации или проекте; описание характеристик человека и умений, ожидаемых организацией от волонтера; понимание потребностей как волонтера, так и организации; разработка процедуры приема волонтеров в организацию; координирование обучения и развития волонтеров; поддержка и контроль волонтеров; создание системы поощрения волонтеров.

Школа лидеров для студентов старших курсов. Современные тенденции в организационном развитии крупных компаний-лидеров требуют новых организационных форм и новых сотрудников, способных взять на себя ответственность за создание новых продуктов и новых перспективных проектов. В 2004 г. в университете начала работу школа лидеров для студентов старших курсов. Эта школа была создана выпускниками Университета. Ее цель - подготовка будущих выпускников университета к работе в крупных компаниях, новых сотрудников, способных видеть цель и эффективно добиваться результата, превышающего стандарты. Заказчики данной школы - представители крупных компаний-лидеров.

Сегодня многие талантливые студенты - будущие менеджеры - еще в студенческие годы стараются вводить свои «правила игры» и достигают блестящего результата при получении высшего образования. Таким студентам школа предлагает целостную программу, участие в которой помогает проявить свои способности «ведущего за собой людей», стать лидером и созидателем. Программа основана на тренингах по личностному развитию, мотивации и управлению, системе кураторства и мониторинга результативности деятельности студентов. Выпускник школы достигает достаточно высокого уровня коммуникативной компетентности, имеет базовую подготовку по проектному управлению, опыт достижения практических результатов по реализации проектов в различных сферах деятельности. Это творческие люди, способные к реализации своей идеи. В школе четыре ступени. На первой ступени студент получает возможность проявить себя. Он участвует в мероприятиях школы, взаимодействует с куратором, выполняет практические задания, получает первичные консультации. На второй ступени студент получаст возможность пройти испытания в идеальных - игровых условиях. Третья ступень - обучающая. Обучение - это уникальная возможность общения с другими людьми, возможно, более компетентными в каких-либо вопросах. Четвертая ступень - развивающая. Задача каждого - научиться тому, что, возможно, не знают и не умеют другие.

Представленный нами материал позволяет говорить о выделении трех вариантов - трех вертикалей подготовки различных категорий кураторов, которые можно характеризовать следующим образом20. Первый вариант, условно называемый нами «Найди себя», заключается в привлечении студентов к участию в деятельности педагогических отрядов. Такая деятельность становится связующим звеном между школьниками и студентами, позволяет формировать поле непрерывного диалога, планировать и тем и другим свою совместную деятельность круглогодично. Второй вариант - «Самоутверждение» - совместная деятельность школьников и студентов в лидерских программах - позволяет координировать динамику развития организационный навыков и навыков самоуправления у школьников и студентов. В этом случае более динамично развивающийся субъект «подтягивает» отстающего. Третий вариант - «Самореализация» - способствует самореализации школьников и студентов в разных сферах социокультурной деятельности в качестве волонтеров в соответствии с их интересами и сферой будущей профессиональной деятельности.

В ходе настоящего исследования в педагогику введено расширительное толкование понятия «куратор» и предложено изменение традиционного содержания деятельности куратора. Многоуровневая система кураторства является условием формирования и развития воспитательного пространства определенной территории. Система кураторства представляет собой три уровня, связанные с расширением пространства, содержания деятельности куратора, а также изменением его позиции от традиционной опекунской до авторской в условиях создания инновационного проекта. Первый уровень - традиционный, он предполагает, что педагог-куратор опекает, информирует группу курируемых, помогая им адаптироваться к неким условиям. Второй уровень предусматривает участие куратора в разработке и реализации социальных, культурных и иных программ и проектов, которые будут предложены курируемой группе, действующей в пределах одного социокультурного института. Третий уровень кураторства представляет инновационные функции куратора, который формирует механизмы актуализации творческого потенциала представителей разноведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность на данной территории или за ее пределами21. Один из механизмов состоит в том, что куратор вначале является равноправным участником формирующегося творческого сообщества, в процессе формирования сообщества он постепенно выходит из его состава. Другой механизм состоит в том, что куратор готовит лидера творческой группы, курируя только его далее в процессе развития сообщества. Таким образом, система кураторства позволяет не только транслировать в среду первокурсников факультетские традиции, манеру поведения, но и создавать условия для формирования новых традиций молодого поколения, сохраняя особое воспитательное пространство определенной территории. Сегодняшние кураторы молоды и способны, интересны друг другу, неравнодушны и любознательны. Они разные. Они готовы к динамичной, активной жизни. Они - кураторы тех, кто поступает в университет или еще учится в школе, значит, они лидеры. А лидерство - это, прежде всего, уникальность. Это многообразие его и украшает.

1 Фромм Э Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты. М., 1982,

2 Якушкина М. С. Механизм формирования воспитательного пространства // Тезисы всероссийской научно-практической конференции «Диагностика и мониторинг в сфере воспитания».Тольятти; М., 2006. С. 147-154,

3 Якушкина М. С., Дерюгина Е. Г., КураеваЛ. К. Роль кураторства в развитии воспитательного пространства вуза. СПб., 2006.

4 Ожегов С. И., Шведова Н Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992,

5 Рыжов К. Бее монархи мира. Россия. Романов А. М. Тишайший: Справочник. М., 1992.

6 Любжин А. И. Академические гимназии при Московском университете// Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 2. С. 21-27; № 3. С. 25-37.

7 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч.

8 Сабанеева Е. А. Воспоминания о былом // История жизни благородной женщины. М., 1996. С. 363.

9 Белявский М. Т. Ломоносов и основание московского университета. М., 1955.

10 Ломоносов М. В. О воспитании и образовании // Сост. Т. С. Буторина М., 1991.

11 Ожегов С. И. Указ. соч.

12 Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. М., 1961.

13 Скворцова С. Духовная жизнь гимназисток по литературным журналам, издававшимся гимназистками // Вестник воспитания. 1986. № 6. С. 124.

м Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч.

15 Там же.

16 Якушкина М. С. Дерюгина Е. Г., КураеваЛ. К. Воспитательное пространство вуза: вопросы теории и практики. СПб, 2004.

" Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч.

18 Роль системы кураторства в формировании воспитательного пространства университета // Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. М.; СПб, 2005.

" Якушкина М. С, Дерюгина Е. Г,, КураеваЛ. К. Кураторство в условиях развития воспитательного пространства вуза// Вестник Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа. 2005. № 4. С. 18-20.

20 Якушкина М. С. Роль кураторов в формировании личностной и профессиональной позиции будущих специалистов - выпускников вуза // Тезисы межрегиональной научно-методической конференции «Личностное и профессиональное определение будущих специалистов в современных условиях». Тверь, 2006.

21 Якушкина М. С. Кураторство как условие развития воспитательного пространства вуза // Тезисы пятой межрегиональной научно-методической конференции «Воспитательная среда вуза как факт ор профессионального становления специалистов». Воронеж, 2005.

Статья принята к печати 24 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.