МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ШИРОКИМ СПЕКТРОМ ОБШЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ1
Инновационная воспитательная среда, условия формирования среды, развитие будущих педагогов, компетенции, культурно-образовательная деятельность, социально-просветительская деятельность, объединение ресурсных возможностей социокультурной среды.
Необходимость модернизации инфраструктуры внеучебной и воспитательной деятельности обусловлена внешними вызовами современного общества, обозначена в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Стратегии развития университета до 2020 года» и др.; направлена на формирование инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций. Формирование инновационной воспитательной среды связано с возросшей потребностью в качественном образовании и воспитании будущих педагогов для территорий Красноярского края и Сибири, так как их развитие напрямую зависит от притока молодых квалифицированных кадров, способных решать социально-экономические задачи развития городов и районов края. Однако большинство территорий края испытывает недостаток в кадрах и остро нуждается в молодых инициативных специалистах, способных восполнить имеющиеся дефициты в осуществлении мониторинга социально значимых проблем, продвижении гуманитарных инноваций, культурно-образовательной, социально-просветительской, психолого-педагогической деятельности и др.
Таким образом, основными внешними вызовами являются: подготовка инновационных кадров для территорий Красноярского края и Сибири; вовлечение значительной части студентов в творческую, общественную и социально значимую деятельность; требование к созданию инновационной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов, готовых к выполнению инновационной социально-гуманитарной деятельности.
Следовательно, стратегической задачей университета в соответствии с социальным заказом является подготовка компетентного специалиста сферы образования, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное и интеллектуальное творчество. Как показывают исследования и практика, воспитательная среда университета обладает значительным потенциалом для удовлетворения потребности студентов в развитии, формировании их компетенций, и для этого в университете имеются определенные условия и ресурсное обеспечение:
Статья печатается в рамках реализации Программы стратегического развития (2011-ПР-2011), из средств субсидий по проекту «Формирование инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций» (07-12).
— сформирован совет по внеучебной работе, координирующий воспитательную деятельность, в который входят заместители деканов и групповые кураторы по воспитательной деятельности; руководители волонтерского центра студентов КГПУ, Центра развития творческих инициатив студентов, спортивного клуба, учебно-методического центра психолого-педагогического сопровождения (тью-торский центр);
— укомплектована материально-техническая база, которая представлена оборудованными актовыми, спортивными, тренажерными и танцевальными залами, репетиционными и другими помещениями;
— частично разработано научно-методическое сопровождение воспитательного процесса, в том числе локальные акты: положения, должностные обязанностями, инструкции, программы и др.
Несмотря на это, значительная часть студентов (более 45 %) неохотно включаются в социально ориентированную и просветительскую деятельность; у студентов (более 60 %) отсутствует потребность в творческом, культурном и физическом саморазвитии и др. Одной из причин, на наш взгляд, являются недостаточные ресурсные и организационные возможности университета: оборудование актовых залов и студий составляет 60 %; обеспеченность инфраструктуры для творческого, культурного и физического саморазвития составляет на более 60 %; научно-методичес-кое сопровождение воспитательного процесса осуществляется не в полной мере; уровень квалификации групповых руководителей и заместителей деканов по воспитательной работе не соответствует требованиям (не более 30 % прошли повышение квалификации за последние два года); недостаточный уровень взаимодействия с социокультурными учреждениями города и края и др.
Таким образом, можно зафиксировать объективно существующие противоречия между необходимостью формирования компетентного, самостоятельного выпускника университета с широким спектром общекультурных компетенций, инновационным стилем мышления, способного участвовать в формировании инновационного общества края и несоответствием воспитательной среды университета в процессе становления будущего профессионала.
Определение проблемы позволило выявить один их вариантов ее решения в рамках проекта «Формирование инновационной воспитательной среды развития будущего педагога с широким спектром общекультурных компетенций» и сформулировать тему нашего исследования: «Разработка модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций».
Цель исследования: структурировать модель инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций.
Формирование инновационной воспитательной среды мы связываем с расширением воспитательного пространства университета через взаимодействие с социокультурной средой города и края, основанной на взаимном сотрудничестве, объединении ресурсных возможностей учреждений социокультурной сферы — театров, музеев, культурных центров, домов творчества города и края. Руководством к формированию инновационной воспитательной среды являются ориентиры, обозначенные в требованиях к реализации основных образовательных программ: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая студенческое са-
моуправление, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [ФГОС ВПО]. Понятие «воспитательная среда» в исследованиях рассматривается как среда, интегрирующая воспитательные воздействия всех субъектов и объектов воспитания (Ю.С. Бродский); как совокупность имеющих надлежащее значение ниш, где ниша — «это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности» (Ю.С. Мануйлов); как «система всех компонентов, включенных или в перспективе способных включиться в ее воспитательную систему» (Е.А. Мясоедова). Для нас представляет интерес определение А.О. Кравцова, который понимает воспитательную среду как «совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических и пространственно-временных условий, способствующих осуществимости (становлению и реализации) индивидуальностей субъектов воспитательного процесса» [Кравцов, 2003]. Следовательно, воспитательную среду вуза мы, вслед за А.О. Кравцовым, будем рассматривать как условие становления и реализации индивидуальности студента университета, а «инновационную среду» — как «окружающие субъекта образовательного процесса материальные и духовные условия его саморазвития, определяемые внутренней средой участников инновационной деятельности и внешней макросредой» [Николаева, Гуменюк, 2011]. Мы согласны с авторами в том, что состояние инновационной среды во многом определяется психолого-педагогическими условиями ее формирования, т. е. внутренней микросредой участников инновационного процесса.
Наше предположение основано на том, что развитие широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога в инновационной воспитательной среде педагогического университета будет происходить в том случае, если будут:
— определены возможности воспитательной среды университета для развития компетенций студентов;
— выявлены потребности студентов для развития их ключевых компетенций;
— разработана модель инновационной воспитательной среды университета;
— выявлены этапы освоения студентами инновационной воспитательной среды университета;
— разработан алгоритм организации освоения студентами инновационной воспитательной среды университета.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
— определить содержание и структуру широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога;
— обосновать и разработать модель инновационной воспитательной среды университета и выявить ее возможности для развития широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога;
— обосновать условия развития широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога в процессе освоения им инновационной воспитательной среды;
— определить критерии освоения студентами инновационной воспитательной среды. Для реализации поставленной цели и задач необходимо выполнение следующих условий:
— модернизация инфраструктуры воспитательной среды университета, направленная на интеграцию ресурсных возможностей университета и учреждений социокультурной среды города и края;
— разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность в университете, на основе анализа мониторинга потребностей
студентов в творческом, социальном, культурном, духовно-нравственном развитии и др.;
— тиражирование в университете позитивных образцов гуманитарных инноваций студентов и преподавателей в педагогическом сообществе городов и районов края;
— повышение квалификации преподавателей университета, осуществляющих воспитательную деятельность в университете;
— позиционирование творческих и спортивных достижений студентов в социокультурной среде региона (российские, краевые, региональные конкурсы, олимпиады, фестивали и др.);
— вовлечение студентов в общественную, культурную, творческую деятельность (в том числе волонтерство и тьюторство), ориентированную на проведение социально значимой и культурно просветительской деятельности (выполнение проектов, проведение круглых столов, дискуссий, мини-лекций, ролевых игр, консультаций, презентаций и др.) по заказу территорий.
В результате разработки и реализации модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций планируется:
— расширение возможностей инфраструктуры университета (заключение не менее 25 договоров) для осуществления совместной воспитательной деятельности за счет привлечения кадровых и материальных ресурсных возможностей культурных центров, музеев, театров, музыкальных школ и др.;
— разработка в полном объеме (100 % обеспеченность) необходимой нормативно-правовой документации для осуществления обновленных форм воспитательной деятельности (в том числе студенческих клубов, студий, телевидения, СМИ, Молодежных советов и др);
— тиражирование позитивных образцов гуманитарных инноваций (не менее 5 раз в месяц) студентов и преподавателей в педагогическом сообществе городов и районов края, способствующих престижности профессии педагога и повышению конкурентоспособности университета в целом;
— увеличение на 30 % мотивированной потребности к выполнению социально значимой деятельности среди студентов;
— повышение компетентности (пройдут повышение квалификации 38 человек) преподавательского состава университета через повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, круглых столах и др.;
— повышение успешности студентов и их возможности при трудоустройстве;
— увеличение доли студентов, участвующих в обновленных формах воспитательной деятельности (выполнение проектов, проведение круглых столов, дискуссий, мини-лекций, ролевых игр, консультаций, презентаций и др.), на 42 %;
— формирование инновационной воспитательной среды развития ключевых компетенций будущих педагогов.
Мы считаем, что этапы и сроки разработки и реализации модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций должны проходить в четыре этапа.
1 этап (2012—2013). Проведение социологического исследования по выявлению потребностей студентов I курса в творческом, спортивном развитии и участии их в общественной жизни университета (в том числе в тьюторстве и волонтерстве); проведение мониторинга на территориях Красноярского края по выявлению социально-экономических проблем в развитии территорий края; изучение эффективного опыта работы российских и зарубежных вузов по включению студентов в культур-
ную, общественную и творческую деятельность; заключение договоров о партнерском сотрудничестве по формированию культурных компетенций студентов с вузами Китая, Кореи, Японии и Болгарии.
2 этап (2012—2013). Проведение семинаров и курсов повышения квалификации в ИДО и ПКРО на тему «Формирование ключевых компетенций студентов в условиях университета»; командировки заместителей деканов факультетов по внеучеб-ной деятельности и руководителей тьюторского и волонтерского центров в ведущие вузы страны по изучению опыта вовлечения студентов в общественную, культурную и спортивную жизнь; участие студентов университета в социальном проектировании, региональных конкурсах проектов, направленных на решение проблем социально-экономического развития территорий Красноярского края и Сибири; создание творческих объединений студентов с учетом результатов социологического исследования по выявлению потребностей студентов.
3 этап (2013—2014). Разработка модели инновационной воспитательной среды университета с учетом интеграции ресурсных возможностей университета, способствующая включению студентов в культу!)ную и общественную жизнь университета и развитию их общекультурных компетенций.
4 этап (2015—2016). Апробация модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций.
Оценка критериев сформированности широкого спектра общекультурных компетенций студентов в инновационной воспитательной среде университета будет осуществляться на трех уровнях: оценка качества включенности студентов в общественную, культурную и спортивную деятельность университета; оценка качества проводимых культурно и общественно значимых мероприятий; оценка интеграции воспитательной деятельности университета в социокультурное пространство региона.
В результате реализации намеченных задач планируется увеличение доли студентов (в среднем на 30 %), активно участвующих в общественной, спортивной и культурной жизни общества, что безусловно скажется на формировании общекультурных компетенций студентов (в среднем на 25 %).
Проведенное нами исследование в рамках реализации проекта позволит достичь целевых показателей в развитии университета: расширение культурно-обра-зовательной и социально ориентированной деятельности студентов университета в городах и районах края (в среднем на 30 %); сформированность у значительной части студентов университета желания и навыков к выполнению миссии университета - служение обществу (в среднем на 30 %). Социальный эффект от реализации проекта будет заключаться в развитии социального партнерства с общественными организациями, государственными и муниципальными учреждениями и ведомствами; повышении человеческого, социального и культурного капитала университета и обучающихся в нем студентов, развитии у них желания и способностей к постоянному самосовершенствованию (в среднем на 20 %).
Библиографический список
1. Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая становления проектной культуры субъектов образовательного процесса // Инновации и образование: сб. матер, конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Сер.: Symposium. Вып. 29. С. 324-330.
2. Николаева Н.И., Гуменюк В.И. Организационно-педагогические условия формирования инновационной среды // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 2.
3. ФГОС ВПО. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/