Научная статья на тему 'Модель формирования инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций'

Модель формирования инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ / РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONDITIONS OF FORMING THE ENVIRONMENT / DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS / COMPETENCES / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Людмила Анатольевна

Статья посвящена структурированию модели формирования инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов, готовых к выполнению инновационной социально-гуманитарной деятельности, обладающих широким спектром социокультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диденко Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMING INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS WITH A WIDE RANGE OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES

The article is devoted to the structuring of the model of forming of innovative educational environment of the development of future teachers who are ready to implement innovative social and humanitarian activities with a wide range of socio-cultural competencies.

Текст научной работы на тему «Модель формирования инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ШИРОКИМ СПЕКТРОМ ОБШЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ1

Инновационная воспитательная среда, условия формирования среды, развитие будущих педагогов, компетенции, культурно-образовательная деятельность, социально-просветительская деятельность, объединение ресурсных возможностей социокультурной среды.

Необходимость модернизации инфраструктуры внеучебной и воспитательной деятельности обусловлена внешними вызовами современного общества, обозначена в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Стратегии развития университета до 2020 года» и др.; направлена на формирование инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций. Формирование инновационной воспитательной среды связано с возросшей потребностью в качественном образовании и воспитании будущих педагогов для территорий Красноярского края и Сибири, так как их развитие напрямую зависит от притока молодых квалифицированных кадров, способных решать социально-экономические задачи развития городов и районов края. Однако большинство территорий края испытывает недостаток в кадрах и остро нуждается в молодых инициативных специалистах, способных восполнить имеющиеся дефициты в осуществлении мониторинга социально значимых проблем, продвижении гуманитарных инноваций, культурно-образовательной, социально-просветительской, психолого-педагогической деятельности и др.

Таким образом, основными внешними вызовами являются: подготовка инновационных кадров для территорий Красноярского края и Сибири; вовлечение значительной части студентов в творческую, общественную и социально значимую деятельность; требование к созданию инновационной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов, готовых к выполнению инновационной социально-гуманитарной деятельности.

Следовательно, стратегической задачей университета в соответствии с социальным заказом является подготовка компетентного специалиста сферы образования, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное и интеллектуальное творчество. Как показывают исследования и практика, воспитательная среда университета обладает значительным потенциалом для удовлетворения потребности студентов в развитии, формировании их компетенций, и для этого в университете имеются определенные условия и ресурсное обеспечение:

Статья печатается в рамках реализации Программы стратегического развития (2011-ПР-2011), из средств субсидий по проекту «Формирование инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций» (07-12).

— сформирован совет по внеучебной работе, координирующий воспитательную деятельность, в который входят заместители деканов и групповые кураторы по воспитательной деятельности; руководители волонтерского центра студентов КГПУ, Центра развития творческих инициатив студентов, спортивного клуба, учебно-методического центра психолого-педагогического сопровождения (тью-торский центр);

— укомплектована материально-техническая база, которая представлена оборудованными актовыми, спортивными, тренажерными и танцевальными залами, репетиционными и другими помещениями;

— частично разработано научно-методическое сопровождение воспитательного процесса, в том числе локальные акты: положения, должностные обязанностями, инструкции, программы и др.

Несмотря на это, значительная часть студентов (более 45 %) неохотно включаются в социально ориентированную и просветительскую деятельность; у студентов (более 60 %) отсутствует потребность в творческом, культурном и физическом саморазвитии и др. Одной из причин, на наш взгляд, являются недостаточные ресурсные и организационные возможности университета: оборудование актовых залов и студий составляет 60 %; обеспеченность инфраструктуры для творческого, культурного и физического саморазвития составляет на более 60 %; научно-методичес-кое сопровождение воспитательного процесса осуществляется не в полной мере; уровень квалификации групповых руководителей и заместителей деканов по воспитательной работе не соответствует требованиям (не более 30 % прошли повышение квалификации за последние два года); недостаточный уровень взаимодействия с социокультурными учреждениями города и края и др.

Таким образом, можно зафиксировать объективно существующие противоречия между необходимостью формирования компетентного, самостоятельного выпускника университета с широким спектром общекультурных компетенций, инновационным стилем мышления, способного участвовать в формировании инновационного общества края и несоответствием воспитательной среды университета в процессе становления будущего профессионала.

Определение проблемы позволило выявить один их вариантов ее решения в рамках проекта «Формирование инновационной воспитательной среды развития будущего педагога с широким спектром общекультурных компетенций» и сформулировать тему нашего исследования: «Разработка модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций».

Цель исследования: структурировать модель инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций.

Формирование инновационной воспитательной среды мы связываем с расширением воспитательного пространства университета через взаимодействие с социокультурной средой города и края, основанной на взаимном сотрудничестве, объединении ресурсных возможностей учреждений социокультурной сферы — театров, музеев, культурных центров, домов творчества города и края. Руководством к формированию инновационной воспитательной среды являются ориентиры, обозначенные в требованиях к реализации основных образовательных программ: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая студенческое са-

моуправление, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [ФГОС ВПО]. Понятие «воспитательная среда» в исследованиях рассматривается как среда, интегрирующая воспитательные воздействия всех субъектов и объектов воспитания (Ю.С. Бродский); как совокупность имеющих надлежащее значение ниш, где ниша — «это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности» (Ю.С. Мануйлов); как «система всех компонентов, включенных или в перспективе способных включиться в ее воспитательную систему» (Е.А. Мясоедова). Для нас представляет интерес определение А.О. Кравцова, который понимает воспитательную среду как «совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических и пространственно-временных условий, способствующих осуществимости (становлению и реализации) индивидуальностей субъектов воспитательного процесса» [Кравцов, 2003]. Следовательно, воспитательную среду вуза мы, вслед за А.О. Кравцовым, будем рассматривать как условие становления и реализации индивидуальности студента университета, а «инновационную среду» — как «окружающие субъекта образовательного процесса материальные и духовные условия его саморазвития, определяемые внутренней средой участников инновационной деятельности и внешней макросредой» [Николаева, Гуменюк, 2011]. Мы согласны с авторами в том, что состояние инновационной среды во многом определяется психолого-педагогическими условиями ее формирования, т. е. внутренней микросредой участников инновационного процесса.

Наше предположение основано на том, что развитие широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога в инновационной воспитательной среде педагогического университета будет происходить в том случае, если будут:

— определены возможности воспитательной среды университета для развития компетенций студентов;

— выявлены потребности студентов для развития их ключевых компетенций;

— разработана модель инновационной воспитательной среды университета;

— выявлены этапы освоения студентами инновационной воспитательной среды университета;

— разработан алгоритм организации освоения студентами инновационной воспитательной среды университета.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

— определить содержание и структуру широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога;

— обосновать и разработать модель инновационной воспитательной среды университета и выявить ее возможности для развития широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога;

— обосновать условия развития широкого спектра общекультурных компетенций будущего педагога в процессе освоения им инновационной воспитательной среды;

— определить критерии освоения студентами инновационной воспитательной среды. Для реализации поставленной цели и задач необходимо выполнение следующих условий:

— модернизация инфраструктуры воспитательной среды университета, направленная на интеграцию ресурсных возможностей университета и учреждений социокультурной среды города и края;

— разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность в университете, на основе анализа мониторинга потребностей

студентов в творческом, социальном, культурном, духовно-нравственном развитии и др.;

— тиражирование в университете позитивных образцов гуманитарных инноваций студентов и преподавателей в педагогическом сообществе городов и районов края;

— повышение квалификации преподавателей университета, осуществляющих воспитательную деятельность в университете;

— позиционирование творческих и спортивных достижений студентов в социокультурной среде региона (российские, краевые, региональные конкурсы, олимпиады, фестивали и др.);

— вовлечение студентов в общественную, культурную, творческую деятельность (в том числе волонтерство и тьюторство), ориентированную на проведение социально значимой и культурно просветительской деятельности (выполнение проектов, проведение круглых столов, дискуссий, мини-лекций, ролевых игр, консультаций, презентаций и др.) по заказу территорий.

В результате разработки и реализации модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций планируется:

— расширение возможностей инфраструктуры университета (заключение не менее 25 договоров) для осуществления совместной воспитательной деятельности за счет привлечения кадровых и материальных ресурсных возможностей культурных центров, музеев, театров, музыкальных школ и др.;

— разработка в полном объеме (100 % обеспеченность) необходимой нормативно-правовой документации для осуществления обновленных форм воспитательной деятельности (в том числе студенческих клубов, студий, телевидения, СМИ, Молодежных советов и др);

— тиражирование позитивных образцов гуманитарных инноваций (не менее 5 раз в месяц) студентов и преподавателей в педагогическом сообществе городов и районов края, способствующих престижности профессии педагога и повышению конкурентоспособности университета в целом;

— увеличение на 30 % мотивированной потребности к выполнению социально значимой деятельности среди студентов;

— повышение компетентности (пройдут повышение квалификации 38 человек) преподавательского состава университета через повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, круглых столах и др.;

— повышение успешности студентов и их возможности при трудоустройстве;

— увеличение доли студентов, участвующих в обновленных формах воспитательной деятельности (выполнение проектов, проведение круглых столов, дискуссий, мини-лекций, ролевых игр, консультаций, презентаций и др.), на 42 %;

— формирование инновационной воспитательной среды развития ключевых компетенций будущих педагогов.

Мы считаем, что этапы и сроки разработки и реализации модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций должны проходить в четыре этапа.

1 этап (2012—2013). Проведение социологического исследования по выявлению потребностей студентов I курса в творческом, спортивном развитии и участии их в общественной жизни университета (в том числе в тьюторстве и волонтерстве); проведение мониторинга на территориях Красноярского края по выявлению социально-экономических проблем в развитии территорий края; изучение эффективного опыта работы российских и зарубежных вузов по включению студентов в культур-

ную, общественную и творческую деятельность; заключение договоров о партнерском сотрудничестве по формированию культурных компетенций студентов с вузами Китая, Кореи, Японии и Болгарии.

2 этап (2012—2013). Проведение семинаров и курсов повышения квалификации в ИДО и ПКРО на тему «Формирование ключевых компетенций студентов в условиях университета»; командировки заместителей деканов факультетов по внеучеб-ной деятельности и руководителей тьюторского и волонтерского центров в ведущие вузы страны по изучению опыта вовлечения студентов в общественную, культурную и спортивную жизнь; участие студентов университета в социальном проектировании, региональных конкурсах проектов, направленных на решение проблем социально-экономического развития территорий Красноярского края и Сибири; создание творческих объединений студентов с учетом результатов социологического исследования по выявлению потребностей студентов.

3 этап (2013—2014). Разработка модели инновационной воспитательной среды университета с учетом интеграции ресурсных возможностей университета, способствующая включению студентов в культу!)ную и общественную жизнь университета и развитию их общекультурных компетенций.

4 этап (2015—2016). Апробация модели инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций.

Оценка критериев сформированности широкого спектра общекультурных компетенций студентов в инновационной воспитательной среде университета будет осуществляться на трех уровнях: оценка качества включенности студентов в общественную, культурную и спортивную деятельность университета; оценка качества проводимых культурно и общественно значимых мероприятий; оценка интеграции воспитательной деятельности университета в социокультурное пространство региона.

В результате реализации намеченных задач планируется увеличение доли студентов (в среднем на 30 %), активно участвующих в общественной, спортивной и культурной жизни общества, что безусловно скажется на формировании общекультурных компетенций студентов (в среднем на 25 %).

Проведенное нами исследование в рамках реализации проекта позволит достичь целевых показателей в развитии университета: расширение культурно-обра-зовательной и социально ориентированной деятельности студентов университета в городах и районах края (в среднем на 30 %); сформированность у значительной части студентов университета желания и навыков к выполнению миссии университета - служение обществу (в среднем на 30 %). Социальный эффект от реализации проекта будет заключаться в развитии социального партнерства с общественными организациями, государственными и муниципальными учреждениями и ведомствами; повышении человеческого, социального и культурного капитала университета и обучающихся в нем студентов, развитии у них желания и способностей к постоянному самосовершенствованию (в среднем на 20 %).

Библиографический список

1. Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая становления проектной культуры субъектов образовательного процесса // Инновации и образование: сб. матер, конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Сер.: Symposium. Вып. 29. С. 324-330.

2. Николаева Н.И., Гуменюк В.И. Организационно-педагогические условия формирования инновационной среды // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 2.

3. ФГОС ВПО. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.