Н. А. Ермакова
О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ УНИВЕРСИТЕТА
N. A. Ermakova About realization of pedagogical function of the university
In the article are following organizational questions of educational activity at the Tyumen State University considered: conceptual ideas, structure and directions, methodic of a quality-estimation of out-of -class work with students, use of opportunities of teaching and educational process with the view of education. The results of researches «How is education in high school implementing» are presented by carrying out of questioning of students and teachers of the State University and other higher schools of the Tyumen Region.
Основными задачами высшего учебного заведения, в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного общества; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. К сожалению, понимание воспитания в вузах до недавнего времени сводилось к внеаудиторной работе со студентами.
В последние годы значительно усилилось внимание к выполнению воспитательных функций учреждениями высшего профессионального образования. Принята Программа развития воспитания в системе образования России, в которой поставлены задачи реализации в каждом образовательном учреждении комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса. Профессиональное образование не сводится к овладению узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо считать университет воспитательной системой, осуществляющей профессиональное обучение и становление личности студентов, где каждый преподаватель является воспитателем.
В 2002 г. Министерством образования РФ внесены изменения и дополнения в действующие Государственные образовательные стандарты в части усиления их воспитательной направленности — в текстах ГОСТов следует использовать термин «учебно-воспитательный процесс» вместо «учебный процесс». «Основная образовательная программа должна быть на© Н. А. Ермакова, 2005
правлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание в нем гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов, так и организацией внеаудиторной работы».
С 1 сентября 2003 г. в перечень показателей Государственной аккредитации и критериальных значений введен новый показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения», используемый при проведении комплексной оценки деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В Тюменском госуниверситете воспитательная работа со студентами всегда строилась на тесной взаимосвязи учебной, научно-исследовательской, внеучебной деятельности вуза и была направлена на интеллектуальное развитие личности, формирование у студентов гражданско-патриотического и правового самосознания, норм морали, способности к успешной социализации в обществе, ценностного отношения к своему здоровью. Эта работа во многом определяется созданной в вузе структурой внеучеб-ной деятельности и профессионализмом профессорско-преподавательского состава. Преподаватели университета привлекаются к различным формам воспитательной работы в соответствии с профилем учебной дисциплины, кругом их научных и профессиональных интересов, личностных качеств.
Структура внеучебной работы включает проректора по внеучебной работе, заместителей
директоров институтов (деканов факультетов, руководителей филиалов по работе со студентами), кураторов-преподавателей и общественных кураторов из числа студентов, отдел по внеучебной работе «Студенческий центр», спортклуб, музейное объединение, средства массовой информации, органы студенческого самоуправления и общества, связанные с будущей профессиональной деятельностью. В организации внеучебной работы принимают активное участие структурные подразделения университета — информационно-библиотечный центр, художественный салон «Восторг», Тюменский региональный центр федерации интернет-образования при ТюмГУ и др. Координационным органом является Совет по работе со студентами.
Целевые ориентиры воспитательной деятельности университета выработаны на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Федеральной программы развития образования на 20002005 гг., Программы развития воспитания в системе образования России» на 1999-2001 гг. и на 2002-2004 гг., Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001-2005 гг., Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», региональных нормативных документов и программ.
Разработаны и утверждены концепция организации внеучебной деятельности в Тюм-ГУ, программа работы и план внеучебных мероприятий университета, положения о различных мероприятиях, функциональные обязанности штатных сотрудников, заместителей директоров (деканов), кураторов.
Концептуальные идеи, положенные в основу создания воспитательной системы:
1. Ценностно-ориентированный подход к построению воспитательной системы;
2. Открытость воспитательной системы;
3. Стимулирование социально-позитивных форм активности личности;
4. Моделирование профессионально-этических отношений;
5. Приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса;
6. Социально— педагогическая и психологическая поддержка.
Традиционными внеаудиторными мероприятиями в ТюмГУ являются: День знаний, День науки, Дни факультетов, студенческие предметные олимпиады, научные конференции, чемпионаты по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», интеллект-шоу «Университетские династии», общеуниверситетские старостаты, учеба старост первого курса и «Посвящение в первокурсники», анкетирование студентов «Если бы я был ректором ...», конкурсы «Лучший староста», «Лучшая группа», «Лучший студент года "Уникум"», «Лучший выпускник», слеты лучших студенческих групп, торжественное подведение итогов учебного года «Ты — Гордость Университета», конференции ТОО «Союз студентов ТюмГУ», фестивали «Дебют первокурсников», «Университетская весна», «Нота», творческие конкурсы и выставки, «Дни здорового образа жизни», смотр-конкурс студенческих общежитий, спартакиада университета и спортивные турниры, подведение итогов летнего трудового семестра и деятельности студенческих отрядов (поискового, строительных, педагогических, проводников), мероприятия, посвященные российским праздникам и памятным датам.
Студенты и аспиранты университета ежегодно становятся победителями и призерами всероссийских олимпиад и научных конференций, лауреатами и дипломантами российских и региональных творческих и интеллектуальных конкурсов, чемпионами России, Европы, мира, Всемирных универсиад, Олимпийских игр.
Мероприятия по реализации внутривузов-ской концепции воспитания студентов и усилению воспитательной направленности образовательных программ реализуются в рамках Целевой программы «Обеспечение качества подготовки специалистов в Тюменском государственном университете».
Организация воспитательной работы в ТюмГУ получила высокую оценку аттестационной комиссии Минобразования РФ во время комплексной проверки университета и отмечена дипломом лауреата II Всероссийского конкурса моделей и проектов воспитательной работы в вузах в 2004 г.
Совершенствование воспитательной работы в Тюменском государственном университете ведется по следующим основным направле-
ниям: создание социально-педагогической воспитывающей среды; разработка системы оценки эффективности и повышения качества воспитательной работы; развитие студенческого самоуправления на основе принципа делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса.
Принято выделять три уровня при оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения: 1) оценка факта проведения воспитательной работы в вузе; 2) оценка качества ее осуществления; 3) оценка результативности.
Показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения», используемый при проведении комплексной оценки деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, содержит 2 критерия, 10 показателей (по 5 показателей в каждом из критериев) и систему экспертной оценки по 10-балльной шкале:
Критерий 1. Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с учащимися.
Показатели:
1) наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность в ОУ, методических рекомендаций, семинаров и т. д.);
2) наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в ОУ (управление, отдел, институт кураторства);
3) наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческих отрядов, службы порядка и т. д.);
4) наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т. д.);
5) финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).
Критерий 2. Организация воспитательной работыг с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Показатели:
1) использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и регионального компонентов);
2) наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты);
3) наличие элементов системы воспитательной работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание; научно-исследовательская и профориентационная работа; работы по формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей, проведение праздничных мероприятий,); культурно-массовая и творческая деятельность обучающихся (творческие объединения, смотры, конкурсы, фестивали, выставки); спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни;
4) организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции);
5) формы поощрения за достижения обучающихся в учебе и внеучебной деятельности (грамоты, премии, звания, именные стипендии).
Таким образом, при оценке воспитательной деятельности применяется комплексный подход — анализируются административные, материально-технические ресурсы (критерий 1) и реализация воспитательной функции вуза через учебно-воспитательный процесс, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую и внеучебную работу (критерий 2). Оценка состояния воспитательной работы в вузе базируется на критерии факта, оценивается факт проведения и представленности воспитательной работы.
Для комплексной оценки, включающей три диагностических уровня (критерии факта, качества, результативности), при подведении итогов смотров-конкурсов по организации вне-учебной работы среди институтов, факультетов, филиалов ТюмГУ разработан обобщенный показатель воспитательной деятельности (ВД).
Такой подход через представленность работы по направлениям на различных уровнях (от внутривузовского до международного) позволяет оценить вклад вуза (административные, финансовые, материально-технические ресурсы), реализацию воспитательной функции вуза через учебно-воспитательный процесс, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую и внеучебную работу, эффективность работы (через количество вовлеченных студентов, сформированность позитивной мотивации и активность студентов, их достижения).
ВД=п/№
[к1(а1 + bj + Cj + dj + Q + k2(a2 + b2+ c2+ d2+ f) + + k3(a3 + Ьз+ C3+ d3+ f) + k4(a4 + b4+ c4+ d4+ Q],
где N — количество студентов ОДО; n — количество студентов, участвующих в мероприятиях воспитательной направленности; k — коэффициент значимости (индекс 1 соответствует внутривузовскому уровню; 2 — городскому, областному, региональному; 3 — российскому; 4 — международному уровню), рекомендуемые значения k — 1; 10; 50; 100; a, b, c, d, f — количество студентов, ставших победителями и призерами состязаний различной направленности (a — интеллектуально-познавательная и научно-исследовательская деятельность; b — деятельность, связанная с будущей профессией; c — гражданско-патриотическая и общественно-полезная деятельность; d — творческая и культурно-массовая деятельность; f — спортивно-массовая деятельность).
В идеальном случае каждый студент должен быть вовлечен в учебно-воспитательную деятельность вуза и коэффициент участия n/N должен быть больше или равен 1, тогда показатель ВД должен быть не менее 0,4. Результаты конкурса 2005 г. показали, что охват студентов
теми или иными формами воспитательного воздействия достаточно высокий. Среднее значение ВД = 8,5 (по 13 факультетам и институтам), лишь один факультет не достиг порогового значения 0,4.
Как предписано в критериальных показателях, предпринимались попытки анализа воспитательного потенциала учебных дисциплин цикла гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин. Оказалось, что сделать это достаточно сложно. В ГОСТах ВПО изложены требования к знаниям студентов и нет показателей, демонстрирующих сформированность качеств, навыков, установок у выпускников.
В университете ведется определенная работа в этом направлении. В 2004 г. проведена научно-методическая конференция «Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования». Разработана модель специалиста на химическом факультете, в Институте государства и права определяется рейтинг специализаций, дисциплин по выбору, преподавателей («Преподаватель глазами студентов») и т. д. В рабочих программах практически ни одна тема не связана напрямую с воспитанием. И тем не менее любая дисциплина формирует профессиональный облик будущего специалиста, деятельность которого в контексте профессии связана с общением и отношениями среди людей и таким образом влияет на личностные качества студента.
Как осуществляется воспитание в вузе и кого воспитывают в университете? Результаты опроса, проведенного на II Слете лучших студенческих групп вузов Тюменской области, приведены в табл. 1.
Из представленных данных видно, что студенты Тюменского государственного универси-
Таблица 1
Вариант ответа ТюмГУ ТюмГНГУ СурГУ
Воспитание в вузе осуществляется через:
учебный процесс 38% 18,5% 31 %
общение с преподавателями 38% 30% 23 %
внеучебную деятельность 19% 18,5% 23 %
общественно-полезную деятельность студентов 5% 33 % 23 %
В вузе учат быть:
профессионалом 59% 37% 41 %
достойным человеком 29% 46% 43 %
гражданином 12% 17% 16%
тета (76 %), Тюменского государственного нефтегазового университета (48,5 %), Сургутского государственного университета (54 %) считают: воспитание в вузах осуществляется, прежде всего, через учебный процесс и общение с преподавателями. С этим связаны ответы на второй вопрос: студенты ТюмГУ считают, что в университете их учат быть профессионалом (59 %), достойным человеком (29 %), гражданином (12 %).
Результаты опроса лучшей студенческой группы ТюмГУ хорошо коррелируют с мнением студентов 13 факультетов и институтов уни-верситета(табл.2):
Таблица 2
Вариант ответа Студенты Преподаватели
Воспитание в вузе осуществляется
через:
учебный процесс 36% 26%
общение с преподавателями 31 % 31 %
внеучебную деятельность 18% 25 %
общественно-полезную
деятельность студентов 15% 18%
В вузе учат быть:
профессионалом 61 % 54%
достойным человеком 29% 28 %
гражданином 10% 18%
Основную воспитательную роль студенты отводят учебному процессу и преподавателям, преподаватели — общению с преподавателями, в равной степени — учебному процессу и вне-
учебной работе. Данные по факультетам хорошо совпадают. Необходимо отметить, что, по сравнению с прежними опросами, все большее количество преподавателей принимают свою роль воспитателей. И студенты, и преподаватели отвечают, что в вузе, прежде всего, учат быть профессионалом.
Представление о том, какие дисциплины обладают наибольшим воспитательным потенциалом, отражено в табл. 3.
Поскольку отечественная история и философия отмечены и преподавателями, и студентами, учебно-методическим управлением университета проведен анализ успеваемости по этим предметам по результатам зимней экзаменационной сессии. Средний балл по университету составил: история — 3,9 (в основном 1-й курс), философия — 4, 2 (2-3-й курсы). Качественная успеваемость изменяется от 70 до 100 %, что выше средних показателей по университету (53-55 %).
В своих анкетах студенты отмечают, что все учебные дисциплины обладают воспитательным потенциалом, если преподаются на высоком уровне, а преподаватель является высокопрофессиональным специалистом. Поскольку воспитание в вузе осуществляется через учебный процесс и общение с преподавателями, была сделана попытка нарисовать портрет «любимого» и «нелюбимого» преподавателя. Опросник был разработан для оценки преподавателей, участвующих в конкурсе грантов Благотворительного фонда В. Потанина (табл. 4).
Таблица 3
Высказывание Студенты Преподаватели
Наибольшим воспитательным потенциалом обладают Профильные дисциплины, Профильные дисциплины,
дисциплины психология, философия,
педагогика, история
философия,
физкультура,
русский язык,
история
Качества, необходимые будущему специалисту, Профессионализм, Трудолюбие,
которые формируются в вузе коммуникабельность, образованность,
ответственность, профессионализм,
целеустремленность, коммуникабельность,
самостоятельность, аналитический ум,
трудолюбие, ответственность,
терпеливость, компетентность
логическое мышление
Таблица 4
Высказывание «Любимый» «Нелюбимый»
преподаватель преподаватель
Преподаватель ведет занятия по одной из самых интересных учебных дисциплин 4,4 2,05
Преподаватель умеет излагать сложные темы в ясной и доступной форме 4,65 1,9
Занятия данного преподавателя лучше не пропускать 3, 2 2,3
Учебные курсы данного преподавателя я готов рекомендовать своим друзьям 4,45 1,95
Преподаватель является эрудированным и современно мыслящим человеком 4,7 2,2
Преподаватель владеет аудиторией и умеет привлечь внимание студентов 4,8 1,95
Преподаватель доступен для консультаций и охотно отвечает на вопросы
студентов по своему предмету 4,5 2,75
Проводимые преподавателем занятия отражают современное состояние предмета 4,45 2,6
Преподаватель уважительно относится к чужому мнению, даже если оно не сов
падает с его собственным 4,2 3,6
Преподаватель объективно оценивает знания студентов 4,6 2,2
Средний балл 4,4 2,3
Следует отметить, что студенты достаточно строго оценивают, не боятся высказывать свое мнение, даже называют фамилии преподавателей, хотя опрос проводился в обобщенном виде. «Любимый» преподаватель более чем в 2 раза опережает «нелюбимого» по показателям 1, 2, 4, 5, 6, 10. Оценки по показателям 3 и 9 близки, т. е. студенты не оценивают преподавателей с точки зрения наказания за пропуски и у них нет претензий к «нелюбимым» преподавателям за то, что те неуважительно относятся к чужому мнению.
Если принять, что показатели 1, 2, 6, 8 характеризуют преподавателя как специалиста, а 5,7, 9, 10 — как человека, то в «любимом» преподавателе профессиональные и личностные качества уравновешены (суммарные оценки по группам показателей составляют, соответственно, 18,3 и 18,0). «Нелюбимый» преподаватель
значительно проигрывает и по профессиональным (8,5), и по человеческим (10,75) качествам.
Следует отметить, что мастерству преподавателя высшей школы нигде не учат и большую положительную роль играют организуемые в вузах специальные курсы (например, Школа молодого преподавателя в ТюмГУ).
Ректор Московского государственного университета В. А. Садовничий с соавторами в книге «Университетское образование: приглашение к размышлению» пишет: «Нисхождению учителя должна отвечать энергия восхождения — ученика. Эта задача может решаться посредством создания и всемерного поддержания (несмотря ни на какие обстоятельства) особой университетской атмосферы, важной составляющей которой является хорошая устойчивая связь «Учитель — Ученик», употребляя эти слова с прописной буквы».