Научная статья на тему 'Потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности и педагогики в процессе формирования культуры здоровья младших школьников в посткатастрофических регионах'

Потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности и педагогики в процессе формирования культуры здоровья младших школьников в посткатастрофических регионах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАДИАЦИЯ / HEALTH CULTURE / YOUNGER SCHOOL AGE / HEALTH ACTIVITIES / RADIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудин Максим Владимирович, Калоша Александр Иванович

Предлагается разработка модели физкультурно-оздоровительной деятельности и, как следствие, формирование культуры здоровья, мотивационной сферы, гигиенического поведения в условиях места проживания, безопасной жизни, физического воспитания, а также обеспечение физического и психического саморазвития у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудин Максим Владимирович, Калоша Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES AND PEDAGOGY IN THE PROCESS OF FORMING A CULTURE OF HEALTH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN POST-DISASTER REGIONS

Development of model of sports and improving activity and as a result, formation of culture of health, the motivational sphere, hygienic behavior in the conditions of the place of residence, safe life, physical training, and also ensuring physical and mental self-development at children is offered.

Текст научной работы на тему «Потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности и педагогики в процессе формирования культуры здоровья младших школьников в посткатастрофических регионах»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 126-130.

М. В. Рудин, А. И. Калоша

ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОСТКАТАСТРОФИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ

Предлагается разработка модели физкультурно-оздоровительной деятельности и, как следствие, формирование культуры здоровья, мотивационной сферы, гигиенического поведения в условиях места проживания, безопасной жизни, физического воспитания, а также обеспечение физического и психического саморазвития у детей.

Ключевые слова: культура здоровья, младший школьный возраст, физкультурно-оздоровительная деятельность, радиация.

На сегодняшний день быстро меняющийся социально-экономический климат, приводит к появлению новых социальных норм, а также ценностей и моделей поведения. Отмечается существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией. По мнению ряда авторов, экологическая ситуация в мире за последние годы настолько резко обострилась, что становится проблемным самовыживание человека как биологического вида.

Ко всему прочему, по данным Е. Л. Семёновой, значительно возросло число людей, в том числе и детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами [16]. По этим причинам увеличивается число убийств и самоубийств, совершённых на этой почве.

Одним из наиболее чувствительных биологических показателей, отражающих качество окружающей среды, является состояние здоровья детей. Общепризнано, что дети — особая часть популяции, важнейшей особенностью которой является ранимость и чувствительность. Высокая чувствительность организма ребёнка, находящегося в процессе развития, не только определяет состояние здоровья детей в настоящий момент, но и оказывает влияние на их дальнейшее развитие.

В 1986 г. четырнадцать областей бывшего Советского Союза (ныне территории РФ, Украины и Белоруссии) с численностью детей и подростков чуть менее миллиона подверглись радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В других регионах страны живут ещё около 4 000 детей и подростков, эвакуированных из зон отчуждения и отселения, и свыше 66 000 детей, родившихся от родителей — ликвидаторов последствий аварии на

ЧАЭС. Все эти тревожные факты и определяют огромную важность охраны здоровья детей, подвергшихся радиационному воздействию, и осуществления постоянного наблюдения за их здоровьем [2; 8; 11].

Реакция детского организма на воздействие облучения значительно отличается от таковой у взрослых, что связано со спецификой развития ребёнка (возрастные особенности обмена веществ и энергии, иммунитета, дыхательной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и т. д.). Действующим началом радиоактивности является испускаемое в процессе распада ионизирующее излучение — потоки частиц и квантов электромагнитных излучений, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом биологических тканей сводится к «выбиванию» электронов электронных оболочек атомов (молекул) вещества, нарушаются процессы мембранной деятельности в клетках и энергетического обмена, что в свою очередь приводит к нарушению, сбою всей системы.

На этом фоне стремительно и ёмко возросла значимость культуры здоровья личности как непреходящей ценности, как одной из основных педагогических категорий, которую можно определить как гармоничное личностное образование, результат творческой и активной жизнедеятельности, способной к дальнейшему совершенствованию и развитию.

В связи с этим одной из приоритетных задач современного этапа модернизации образования, по мнению ряда авторов, должно стать формирование и развитие культуры здоровья подрастающего поколения, поскольку уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью пове-

дения, формируемой в детстве и особенно в младшем возрасте.

Материалы и методы исследования. Исходя из этого, мы рассматриваем культуру здоровья как интегральное качество младшего школьника, характеризующееся определённым уровнем овладения первоначальными знаниями в области здоровья. На этом возрастном этапе сложно говорить об осознанном отношении младшего школьника к культуре своего здоровья, а вот о потребности в активной двигательной деятельности мы знаем наверняка, так как это биологическая потребность, и она заложена природой в человеке с момента его рождения.

Существуют различные средства формирования культуры здоровья школьников: содержание и технология изучения учебных предметов, валеологическая подготовка, внеклассные мероприятия и другое.

Значимым же средством формирования культуры здоровья детей данной возрастной группы является, прежде всего, физкультурно-оздоровительная деятельность, под которой следует понимать целенаправленную деятельность учащихся по физическому развитию, сохранению и укреплению своего здоровья.

Эффективность же решения задач посредством физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, по мнению В. С. Куз -нецова, Г А. Колодницкого и ряда других авторов, во многом зависит от того, насколько педагоги, учителя, инструкторы физической культуры хорошо знают основы техники физических упражнений, разбираются в тонкостях движений, владеют различными методиками и методическими приёмами обучения двигательным действиям, средствами и методами воспитания физических качеств, обеспечивая разносторонность педагогических воздействий на организм занимающихся.

Ю. А. Янсон убеждён, что процесс физического воспитания школьников должен быть качественным и строиться на основе образовательного стандарта по физической культуре: 1) обязательного минимума содержания образовательной области «Физическая культура» и 2) требований к уровню подготовленности школьников 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов [21]. Российский образовательный стандарт является обязательным государственным документом для всех школ, так как отражает нормы и требования, определяющие минимум содержания образовательных

программ, объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, а также основные предписания к содержанию учебного процесса. Он обеспечивает преемственность образовательных программ по возрастным группам учащихся.

На сегодняшний день программа содержит базовый (федеральный) и вариативный компонент (разрабатывается учителем физической культуры).

Базовый компонент программы содержит объём федеральных требований к процессу физического воспитания, включает в себя российский образовательный стандарт по физической культуре. В общем объёме он занимает 70-75 % всей программы.

Вариативный компонент — 25-30 % программы разрабатывает учитель физической культуры с учётом:

1) географических и климатических условий местонахождения школы;

2) этнических особенностей большинства населения;

3) социально-экономических условий проживания людей.

Принимается во внимание качество материальной базы школы (физкультурный зал, плоскостные спортивные сооружения), наличие оборудования, инвентаря, технических средств обучения. Учитываются пожелания школьников, интересы родителей в занятиях детей физическими упражнениями.

В процессе обучения физической культуре школьников допускается разработка авторских программ физического воспитания по пяти направлениям школьной физической культуры: 1) урочному; 2) прикладному; 3) физкультурно-оздоровительному; 4) внеклассному; 5) общешкольному.

Исходя из потребностей исторически сложившейся системы физического воспитания, целями школьной физической культуры, по мнению ряда авторов [3; 6; 14; 16; 18; 21], на сегодняшний день являются:

1. Укрепление и повышение уровня здоровья. Здоровье проявляется в нормальной деятельности организма человека. Оно характеризуется физическим, психическим и социальным благополучием.

2. Всестороннее развитие ученика. Согласованность в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном, трудовом (способности к труду) развитии.

3. Формирование двигательного режима; двигательного распорядка жизни; системы в двигательной деятельности ученика.

4. Личностно-ориентированное физическое воспитание. Духовное и физическое формирование личности. Двигательная и физическая подготовленность каждого ребёнка.

5. Подготовка к жизнедеятельности, способности к активной жизни, успешному функционированию организма в процессе работы, в период отдыха, учёбы, семейной жизни.

6. Формирование мировоззрения в области физической культуры, системы взглядов на здоровье, хорошо развитое красивое тело. Понимание значения и пользы занятий физическими упражнениями.

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

Модель же физического воспитания школьников должна создаваться на основе избранной учителем программы и рассматривается как совокупность форм физического воспитания, педагогических возможностей — объединённых единой целью и направленных на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных педагогических задач.

Оздоровительные задачи должны быть направлены на укрепление здоровья растущего организма школьников, повышение уровня разностороннего развития учащихся, закаливание.

Образовательные задачи направлены на формирование и совершенствование выполнения разнообразных двигательных действий, решение задач личного физического развития, физической и двигательной подготовки. Задачи конкретизируются по урокам и вписываются в систему занятий физическими упражнениями.

Воспитательные задачи направлены на развитие моральных и волевых качеств, навыков положительного поведения среди сверстников, на улице, во дворе, дома, в общественном месте.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из вышесказанного, в своих исследованиях мы попытались систематизировать и обобщить накопленные знания и опыт передовых технологий в области педагогики, возрастной физио-

логии, теории и методики физического воспитания, а также радиационной гигиены [1; 4; 9; 12; 13; 20].

Следует отметить, что по проблеме сохранения и укрепления здоровья как взрослого, так и детского населения проведено значительное количество исследований, как и по проблеме остаточного воздействия радиации на организм человека. Однако особенности физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование культуры здоровья детей, проживающих в посткатастрофических условиях, предметом исследования ещё не выступали. Наличие достаточно скудной информации, отсутствие методических разработок в данном направлении, а именно методического обоснования занятий физическими упражнениями и физкультурно-оздоровительной деятельностью с детьми данной группы подтолкнуло нас к организации исследования в данной области педагогической деятельности.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке совокупности педагогических условий формирования культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, проживающих в регионах с повышенным радиоактивным фоном. Попытались научить детей быть здоровыми душой и телом, чтобы впоследствии они стремились творить и сохранять своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, бытия, а также особенностями региона, в котором они проживают.

Основной задачей экспериментального курса являлась прежде всего разработка модели физкультурно-оздоровительной деятельности и, как итог, формирование культуры здоровья, моти-вационной сферы гигиенического поведения в условиях места проживания, безопасной жизни, физического воспитания, а также обеспечение физического и психического саморазвития у детей.

Выводы. По завершении исследования, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования культуры здоровья младших школьников. На основе анализа полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование достаточно богатого арсенала средств и методов физического воспитания будет менее эффективными, если не учитывать некоторые методические особенности, а именно:

1. При реализации условий формирования культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности организация педагогического процесса должна строиться на основе особенностей психического, физического и функционального развития и обучения детей данной возрастной группы, а также среды обитания (зона с повышенным радиоактивным фоном).

2. Уроки здоровья (валеологии), которые проходили параллельно с практическими занятиями по физической культуре (реализация нескольких вариантов двигательных режимов различной мощности), требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учётом накопления знаний, умений и практического опыта. Теоретический материал должен включать вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Обязательно нужно говорить об особенностях поведения: питания, отдыха, быта и т. д., учитывая место проживания, а именно зону с повышенным радиоактивным фоном. Ведь действие радиации весьма сильно можно ослабить, если соблюдать некоторые принципы проживания в этих зонах, например, наиболее существенным звеном радиационной защиты является коррекция питания, направленная на обеспечение достаточности витаминного, микроэлементного и белкового состава в пище.

3. Уроки здоровья могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей, времени и условий проведения. Рекомендуемая продолжительность одного занятия должна составлять 8-10 мин. В процессе учебной деятельности применение оздоровительных минуток и пауз обязательно. Задача оздоровительных минуток — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для поддержания красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

4. Методика работы с детьми должна организовываться в направлении личностно-ориенти-рованного взаимодействия с ребёнком, нужно попытаться сделать акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Педагогический процесс должен строиться на основе мотиваци-

онной поддержки школьников и их активного положительного отношения к занятиям физической культурой.

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М. : Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2004. 240 с.

3. Бойко, Е. С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности : учеб. пособие / Е. С. Бойко, Ю. С. Грачёв. Брянск : БГУ, 2004. 308 с.

4. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. 2-е изд., доп., перераб. М. : Физкультура и спорт, 1990. 208 с.

5. Георгиевский, А. Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Ф. Георгиевский. М., 2009. 21 с.

6. Зайцева, В. В. Зачем учиться физкультуре: (Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет) / В. В. Зайцева. М. : Вентана-Графф, 2002. 40 с.

7. Зарецкая, С. К. Организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. К. За-рецкая. Чита, 2008. 26 с.

8. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. М. : Наука, 1983. 260 с.

9. Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М. : Владос, 2003. 176 с.

10. Лебедева, Н. Т. Школа и здоровье учащихся : учеб. пособие / Н. Т. Лебедева. Минск : Ушверсггэцкае, 1998. 221 с.

11. Михалёв, В. П. Радиационный риск (экология, гигиена, защита) / В. П. Михалёв. Брянск, 2005. 99 с.

12. Новолодская, Е. Г. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. Г. Новолодская. Новосибирск, 2003. 22 с.

13. Обухова, Л. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников : метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. М. : Сфера, 2001. 56 с.

14. Радиационная экология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю. П. Пивоваров, В. П. Михалёв. М. : Академия, 2004. 240 с.

15. Рапорт, Ж. Ж. Школьники (физическое и половое развитие) / Ж. Ж. Рапорт, Е. И. Прахин. Красноярск, 1972. 237 с.

16. Семёнова, Е. Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения: проблемы становления и развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Семёнова. Екатеринбург, 2004. 22 с.

17. Студеникин, М. Я. Экология и здоровье детей / М. Я. Студеникин, А. А. Ефимова. М. : Медицина, 1998. 384 с.

18. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М. : Медицина, 1991. 272 с.

19. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2003. 480 с.

20. Щеплягина, Л. А. Особенности состояния здоровья детей, проживающих в условиях соче-танного неблагоприятного воздействия йодной недостаточности и промышленного загрязнения окружающей среды / Л. А. Щеплягина // Медицинские аспекты влияния малых доз радиации на организм детей, подростков и беременных : сб. науч. тр. Обнинск ; М. : Наука, 1994. С. 322-337.

21. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект : кн. для педагога / Ю. А. Янсон. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д. : Феникс, 2009. 635 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.