УДК 796.01
Калоша Александр Иванович
кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИМИ В РЕГИОНАХ С ПОВЫШЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ РАДИАЦИИ
В данной статье проведен анализ состояния здоровья, физического развития и уровня двигательной подготовленности детей, проживающих в Новозыбковском районе Брянской области, одном из районов, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из основных средств реабилитации детского населения загрязненных регионов автор статьи видит в организации занятий физической культурой с оздоровительной направленностью. Объем и режим двигательной активности он предлагает применять исходя из важнейших особенностей состояния здоровья и моторики детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младший школьный возраст, режимы нагрузок, физическая подготовленность, физическое развитие, радиация, здоровье, оздоровительная физическая культура.
Одним из наиболее чувствительных биологических показателей, отражающих качество окружающей среды, является состояние здоровья детей. Общепризнано, что дети - особая часть популяции, важнейшей особенностью которой является ранимость и чувствительность. Высокая чувствительность организма ребенка, находящегося в процессе развития, не только определяет состояние здоровья детей в настоящий момент, но и оказывает влияние на их дальнейшее развитие и состояние [1].
Реакция детского организма на воздействие облучения значительно отличается от таковой у взрослых, что связано со спецификой развития ребенка (возрастные особенности обмена веществ и энергии, иммунитета, дыхательной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и т.д.). Действующим началом радиоактивности является испускаемое в процессе распада ионизирующее излучение -потоки частиц и квантов электромагнитных излучений, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом биологических тканей сводится к «выбиванию» электронов электронных оболочек атомов (молекул) вещества, нарушаются процессы мембранной деятельности в клетках и энергетического обмена, что в свою очередь приводит к нарушению, сбою всей системы [1; 2; 4; 10].
Так, например, вследствие Чернобыльской катастрофы, опираясь на данные многолетних исследований, предлагались основные пути проведения реабилитационных мероприятий. Первое - ограничение поступления радионуклидов в организм детей с пищей, для этого было организовано питание детей школьного возраста экологически чистыми и полезными продуктами в соответствии с программой «Дети Чернобыля», получившей в 1994 году Президентский статус. Второе - проведение оздоровительных кампаний зимой и летом с вывозом детей в экологически чистые местности. Приоритетным направлением при реализации про-
граммы за все прошедшие годы было повышение уровня технической оснащенности учреждений детства и родовспоможения для обеспечения высокого качества и достаточного объема медицинской помощи в учреждениях как районного, так и областного уровня. Совершенствование медицинской, в том числе специализированной помощи детям, внедрение новых технологий в лечение и обследование детей [3; 11; 12].
Рядом авторов неоднократно подчеркивалась необходимость улучшения качества нормативного и дидактического содержания программ по физическому воспитанию. Действительно, до недавнего времени, основным документом, регламентирующим процесс физического воспитания школьников, являлась единая учебная программа, которая раньше была обязательной для всех. Комплексная программа по физической культуре и программа с направленным развитием двигательных способностей, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации с 1992 и 1993 года, предусматривают в урочной части базовый и вариативный компонент. Практически на основании этого документа учителя школ получили право на создание собственных программ занятий [2; 3; 10; 11].
В период нашей исследовательской деятельности 2005-2008 гг. основной акцент был сделан на оздоровительную направленность физической культуры, которая в современной программе по физическому воспитанию отражена, на наш взгляд, недостаточно [5; 7].
Опираясь на анализ многочисленных исследований [2; 4; 7; 8; 10], мы пришли к мнению, что занятия по физической культуре с детьми, проживающими в регионах подвергшихся радиоактивному загрязнению нужно проводить с учетом условий среды обитания и индивидуально-возрастных особенностей. А именно - разработка и внедрение щадящих режимов обучения и физического воспитания детей в общеобразовательной школе в соответствии с общеметодическими и специфическими принципами физического воспитания [5; 6; 9].
© Калоша А.И., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
237
Целью нашего исследования стала разработка определенного режима (объема, интенсивности) нагрузки оздоровительной направленности, который учитывал бы важнейшие особенности состояния здоровья, физического и моторного развития детей младшего школьного возраста, рожденных от людей, перенесших экологическую катастрофу в подростковом или юношеском возрасте и постоянно проживающих на загрязненной радионуклидами территории.
Педагогическое тестирование. С целью определения уровня физической подготовленности детей и выявления динамики развития физических качеств, до и после педагогического эксперимента проводилось тестирование. Контрольные упражнения были выбраны в соответствии с «Программой физического воспитания» для детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняли участие 302 школьника (153 мальчика и 149 девочек) г. Брянска и области.
При проведении 6-ти минутного теста (бег на расстояние) ученики затруднялись запомнить количество преодоленных кругов на школьном стадионе, а тестовое задание выполнялось без особого энтузиазма. Для воспитания такого двигательного качества как выносливость, а так же для достоверно точного измерения расстояния, преодоленного в 6-ти минутном беге, нами была придумана игра, на которую хотелось бы обратить внимание специалистов, занимающихся в области физической культуры, особенно с детьми младшего школьного возраста. Как показала практика, данная игра повышала мотивированность школьников к выполнению этого задания и имеет большое практическое значение, при работе с детьми младшего звена.
Игра называется «Дальнобойщики».
Игра проводится на площадке длинной 5060 м, шириной 7-8 метров, разделенная 20-25 кеглями на две равнозначные по ширине половины. У судей-организаторов, в роли которых выступают два учителя, находятся счетные палочки (200250 штук).
Правила игры. Играющие разбиваются на две равнозначные по числу команды. Судьи (станции дозаправки) располагаются по краям площадки. Перед началом игры команды соперники располагаются на противоположных сторонах площадки, передвижение осуществляется против часовой стрелки, по правой стороне, все участники игры передвигаются в одном направлении. Игра начинается по свистку, а заканчивается по завершению 6-ти минут. Рекомендуемое количество участников одного забега 10-12 человек. Участникам игры предлагается максимальное число раз преодолеть отрезки, равные длине площадки за 6 минут. За каждый преодоленный отрезок участник получает счетную палочку (дозаправку) от судьи. Если
участник устал, не запрещается преодолевать дистанцию обычным шагом. Разрешается так же чередовать ходьбу с бегом. В конце игры каждый участник предоставляет счетные палочки для выявления команды победителя и лучшего дальнобойщика в личном первенстве. Если по окончанию времени участник не успел получить палочку, то напротив его фамилии нужно поставить приблизительное количество метров, которое он преодолел на последнем отрезке. Как показала практика, школьники с азартом и большей отдачей стараются преодолеть максимальное количество отрезков, тем самым помочь своей команде.
Особенности физического воспитания. Анализируя результаты наблюдений за два года, мы обнаружили очень низкий уровень развития такого двигательного качества как выносливость у детей загрязненного региона по сравнению с детьми относительно чистого региона. Помимо этого на момент начала эксперимента уровень физической работоспособности у детей загрязненных районов (г. Новозыбков, Брянская обл.) так же оставлял желать лучшего, достоверно самые низкие результаты были отмечены у мальчиков этого региона. Исходя из этого, целью исследования явилась разработка усовершенствованной методики физической подготовки школьников 7-10 лет, проживающих в условиях радиоактивного загрязнения, обеспечивающей индивидуализацию физических нагрузок на основе учета среды обитания и структуры моторики [5; 6; 8].
Был предложен экспериментальный вариант содержания вариативной части программы учебного предмета «Физическая культура» оздоровительной направленности для учащихся начальных классов, с преобладанием содержания и объема нагрузок на выносливость.
Второй - базовый (контрольный) вариант нагрузки, предложенный в программе физического воспитания общеобразовательной школы для детей младшего школьного возраста, под редакцией В.И. Ляха [9].
Эффективность предлагаемых методик оценивали по количеству достоверных изменений в показателях физического состояния школьников и по темпам их изменений.
Основное воздействие физических нагрузок осуществлялось в ходе уроков физической культуры, которые проводились три раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 45 минут. Структура занятия была традиционной. Урок состоял из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При воздействии на детей применялся групповой, а так же игровой метод организации занятий. В зависимости от используемых средств, двигательные задания выполнялись всей подгруппой либо поточным методом, одновременно (фронтально), либо в форме круговой тренировки.
Принимая во внимание материально-техническое обеспечение большинства сельских школ России, мы не предлагали ничего сверхъестественного. При воздействии использовались те виды физических упражнений, которые наиболее часто используются на уроках физической культуры с младшими школьниками: гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения, лыжная подготовка, упражнения на дыхание и упражнения общефизической подготовленности. Особое внимание при организации занятий с детьми экспериментальной группы уделялось игровому методу. Были разработаны игры, и эстафеты, с помощью которых мы попытались максимально воздействовать на воспитание основных двигательных качеств.
Воздействие на детей, принимавших участие в эксперименте, было разнонаправленным. При этом комплексы используемых средств физического воспитания в первой группе составлялись с учетом преимущественного развития такого двигательного качества, как выносливость. Параллельно с этим проводилось комплексное развитие основных двигательных качеств, во второй группе. Экспериментальная работа велась на протяжении двух лет. С детьми экспериментальной группы мы использовали больше времени на разминку, упражнения на восстановление дыхания, было увеличено количество занятий по лыжной подготовке, рекомендовали использовать подвижные игры с элементами циклических видов (ходьба, бег, передвижение на лыжах). В играх, эстафетах и игровых упражнениях мы постарались усилить нагрузку на организм занимающихся путем расширения игрового пространства, сокращения пауз отдыха между заданиями. Большинство занятий, как правило, проводилось на свежем воздухе, открытых спортивных площадках. Подготовительная часть включала в себя медленный бег, общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения. Основная часть состояла из упражнений аэробной направленности. В заключительную часть были включены упражнения на гибкость, медленный бег, восстановительные упражнения на дыхание. Таким образом, в предложенной нами программе выполнение упражнений аэробной направленно-
сти доходило до 60% общего объема средств, используемых на занятиях.
Занятия в обеих группах проводились преимущественно в зоне слабой и средней интенсивности (150-155 уд./мин.). На наш взгляд нагрузки данных зон хорошо развивают функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают капиляри-зацию мышечной ткани, что, безусловно, положительно должно было сказаться на общем состоянии испытуемых обеих групп.
В педагогическом эксперименте в обеих группах использовалось различное соотношение объемов физических нагрузок, которое выглядит следующим образом (табл. 1).
На основании проведенных исследований по окончанию эксперимента мы сделали следующие выводы:
После проведенной работы у детей экспериментальной группы была отмечена статистически достоверная положительная динамика таких показателей физического развития как ЖЕЛ (жизненная емкость легких, при t=2,94 и р<0,01) и ОГК (окружность грудной клетки, при t=2,34 и р<0,05) у мальчиков и ОГК у девочек (при t=2,21 и р<0,05). Это объясняется, прежде всего, спецификой предлагаемой нагрузки, что, конечно же, положительно повлияло на оздоровительную направленность урока физической культуры.
Но, в свою очередь, уровень двигательной подготовленности и физической работоспособности (ИНПД - интенсивность накопления пульсового долга) по большинству показателей оказался достоверно выше у детей второй группы, занимавшихся по комплексной программе физического воспитания.
Исходя из полученных результатов, мы делаем заключение, что при работе с детьми из экологически неблагоприятных регионов, необходимо учитывать условия проживания, руководствуясь целями и задачами, которые преследуются на уроке: повышение уровня двигательной активности или же оздоровительная направленность физического воспитания.
Так, например, используя нагрузку умеренной мощности, на занятиях с младшими школьниками,
Качественная направленность нагрузки РЕЖИМЫ НАГРУЗОК (% соотношение)
вариативная часть (экспериментальная) базовая часть (контрольная)
Выносливость 60 30
Скоростно-силовая 20 30
Ловкость 5 10
Быстрота 5 10
Сила 5 10
Гибкость 5 10
Таблица 1
Сравнительная характеристика учебных программ по режиму физических нагрузок
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
239
можно достичь увеличения показателей физического развития, отражающей деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В свою очередь, режим нагрузок равномерно-пропорциональной, комплексной направленности, будет способствовать росту физической работоспособности и двигательной подготовленности занимающихся.
Однозначного ответа на вопрос, какой же из вышеуказанных режимов является наиболее эффективным и приемлемым при работе с детьми этих регионов, мы не даем, выполненное нами исследование не претендует на исчерпывающий и окончательный анализ.
Библиографический список
1. Балева Л.С., Царегородцева А.Д. Медико-социальные и организационные проблемы охраны здоровья детей, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф // Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения. - М., 2001. - 224 с.
2. Бондаренко А.Е. Построение и содержание уроков физической культуры в зависимости от сезонных изменений физического состояния учащихся младших классов, проживающих на территории с повышенным радиационным фоном: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 21 с.
3. Дорощенко В.Н. Состояние здоровья детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Смоленск, 2003. - 45 с.
4. Казанцева Л.З. Динамика показателей генетического здоровья детей, подвергшихся воздействию малых доз радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС / Л.З. Казанцева, П.В. Новиков, Е.А. Николаева, А.Н. Семячкина // Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения. - М., 2001. - С. 45-48.
5. Калоша А.И. Формирование культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях радиационного загрязнения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2012. - 23 с.
6. Калоша А.И., Рудин М.В. Формирование культуры здоровья младших школьников как педагогически организованный процесс // Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология. - 2015. - № 1. - С. 27-32.
7. Кучма В.М., Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю. Влияние современных форм организации физического воспитания на состояние здоровья детей дошкольного возраста // Гигиена и санитария. - 2006. - № 3. - С. 50-53.
8. Литвин Ф.Б., Васильева Г.В., Калоша А.И. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы мальчиков и девочек предпубертатного возраста из радиоэкологически неблагополучных регионов // Вестник восстановительной медицины. - 2010. - № 4. - С. 15-18.
9. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся Х-Х1 классов общеобразовательной школы. - М., 1992. - 34 с.
10. Медведев В.А. Теоретико-методические основы оздоровления школьников средствами физической культуры и спорта в условиях радиационного загрязнения среды: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Минск, 2000. - 40 с.
11. Тупицын И.О. Дети Чернобыля: эколого-фи-зиологический аспект. - М., 1996. - 168 с.
12. Фетисов С.Н., Прошин А.Д., Дорощен-ко В.Н. Медицинские последствия Чернобыльской катастрофы: здоровье населения Брянской области (к 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС). - Брянск, Клинцы: Изд-во ГУП «Клинцов-ская городская типография», 2006. - 140 с.