Научная статья на тему 'Формирование физического здоровья школьников, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения'

Формирование физического здоровья школьников, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романов Кирилл Юрьевич

В статье обоснованы физкультурно-оздоровительные программы для младших школьников,проживающих на экологически неблагоприятных территориях. Представлены содержаниеи организация процесса физического воспитания, а также методика индивидуального нормированияинтенсивности физических нагрузок на основании индивидуального уровня физического здоровьямладших школьников. Приведены комплексы физических упражнений для учащихся различныхклассов с разным уровнем физического здоровья и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романов Кирилл Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The health-improving programs for the junior schoolchildren who live on the ecologically adverse areas are established in the article. The content and organization of the process of physical education and also the methods of individual regulation of the intensity of physical loads on basis of the individual level of physical health of junior schoolchildren are grounded in the article. There are systems of exercises for the pupils of different classes with different levels of physical health and physical readiness.

Текст научной работы на тему «Формирование физического здоровья школьников, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения»

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

127

УДК 37.037

К. Ю. Романов

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОНУКЛИДНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В статье обоснованы физкультурно-оздоровительные программы для младших школьников, проживающих на экологически неблагоприятных территориях. Представлены содержание и организация процесса физического воспитания, а также методика индивидуального нормирования интенсивности физических нагрузок на основании индивидуального уровня физического здоровья младших школьников. Приведены комплексы физических упражнений для учащихся различных классов с разным уровнем физического здоровья и физической подготовленности.

Введение

Вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения на современном этапе являются первостепенной задачей общества. Особенно это актуально для районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

После аварии на Чернобыльской АЭС сложилась неблагоприятная экологическая обстановка на значительной территории Республики Беларусь. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что большинство детей, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения, обладает неудовлетворительным уровнем физического здоровья (УФЗ). В связи с этим в процессе физического воспитания этих детей первоочередными задачами должны быть оздоровительные.

В действующих программах по физической культуре не отражены особенности физического воспитания детей, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения. Предлагаемые формы, средства и методы физической культуры одинаковы для детей, проживающих на «чистых» и загрязненных территориях.

В настоящее время существует ограниченное количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимальных физических нагрузок, форм, средств и методов занятий физической культурой при работе с учащимися младших классов в условиях радиационного загрязнения среды. Выявлен дефицит рациональных, научно обоснованных методик организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.

Все это явилось основанием для разработки физкультурно-оздоровительной технологии, направленной на формирование физического здоровья учащихся младших классов, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного нами эксперимента с учащимися младших классов СШ г. Гомеля и г. Хойники выявлено, что разработанная физкультурно-оздоровительная технология, направленная на формирование физического здоровья учащихся младших классов, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения, эффективна и способствует повышению УФЗ. Сущность данной технологии в следующем.

В процессе физического воспитания детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях, необходимо определить средства и методы нормализации их УФЗ, параллельно возможно решать образовательные задачи, связанные с овладением программным объемом знаний, умений и навыков. Физические нагрузки при этом не должны превышать адаптивных возможностей организма. Это требование относится в полной мере к развитию таких физических качеств, как гибкость и ловкость, общая выносливость.

Развитие быстроты, силы и специальной выносливости достигается путем использования физических упражнений, реализуемых в значительной мере при высоких значениях ЧСС, что неприемлемо для детей, имеющих низкие функциональные возможности сердечнососудистой системы.

Таким образом, при неудовлетворительном УФЗ физическое воспитание должно иметь преимущественно оздоровительную направленность. При удовлетворительном, хорошем и особенно отличном УФЗ акцент физического воспитания смещается в сторону развивающей направленности. Параллельно с этим происходит решение образовательных и воспитательных задач.

128

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Уроки физической культуры с оздоровительной направленностью основываются на следующей системе организационных мероприятий (рисунок 1).

Рисунок 1 - Система организационных мероприятий по построению уроков физической культуры с оздоровительной направленностью

Определение уровня физического здоровья школьников производится в начале учебного года по методике Г. Л. Апанасенко, адаптированной В. А. Медведевым для детей школьного возраста [1].

Оценка УФЗ интегрирует следующие показатели: жизненный индекс, силовой, индекс Робинсона, проба Мартинэ, соответствие длины и массы тела.

Таким образом, оценка УФЗ отражает функциональное состояние дыхательной, мышечной и сердечно-сосудистой систем, причем последней как в состоянии покоя, так и после дозированной физической нагрузки.

Комплектование на базе класса отделений учащихся с однородными показателями физического здоровья проводится с целью использования индивидуального подхода к школьникам при нормировании физических нагрузок.

В каждом классе учащиеся делятся на 4 отделения (по 2 отделения девочек и мальчиков). В первое отделение входят мальчики с самыми низкими показателями УФЗ, а во второе -с более высокими.

В случае, если нет возможности определить УФЗ школьников, то комплектование групп происходит по показателям уровня их физической подготовленности.

Нормирование объема и интенсивности физических нагрузок. При неудовлетворительном УФЗ моторная плотность занятий должна составлять 30-40%, при удовлетворительном уровне -40-50%, при хорошем уровне - 50-60%, при отличном УФЗ - более 60%.

Интенсивность физической нагрузки на уроках определяется по ЧСС на основании УФЗ школьников, основываясь на методических принципах физического воспитания -индивидуализации и динамичности. ЧСС школьников на уроке при неудовлетворительном УФЗ должна находиться в пределах 120-130 уд/мин, при удовлетворительном - 130-140 уд/мин, при хорошем - 140-150 уд/мин, при отличном - 150-160 уд/мин.

При использовании метода круговой тренировки оптимальный объем физической нагрузки при выполнении циклических упражнений на «станциях» находится в пределах 1-2 минут.

Особого внимания требует дозирование физических нагрузок при выполнении циклических физических упражнений, так как именно эти упражнения, выполняемые в аэробной зоне энергообеспечения (130-170 уд/мин), обладают наибольшим оздоровительным эффектом. Выполнение упражнений в анаэробной зоне (при высоких значениях ЧСС) недопустимо для детей с неудовлетворительным состоянием кардиореспираторной системы организма.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

129

Ниже, в комплексах 1-3, представлены средние значения интенсивности выполнения упражнений в зависимости от УФЗ школьников.

Экспериментально установлено, что школьники, имевшие в начале учебного года неудовлетворительный УФЗ, при систематических занятиях по предложенной физкультурнооздоровительной технологии уже к третьей четверти имели удовлетворительный уровень физического здоровья, а школьники, имевшие удовлетворительный УФЗ, к третьей четверти имели хороший уровень здоровья.

Прогнозирование параметров физической нагрузки позволяет целенаправленно управлять процессом физического воспитания, корректировать объем и интенсивность физических нагрузок в соответствии с модельными вариантами, основанными на индивидуальных показателях УФЗ школьников.

Определение оптимальных средств и методов физической культуры с учетом уровня физического здоровья школьников. Подготовительная часть уроков проводится по общепринятой структуре [2]-[4]. В качестве средств общей разминки используются гимнастические, циклические и комбинированные упражнения локального и общего воздействия для активизации функциональных систем организма школьников и подготовки учащихся к выполнению основных задач урока.

Продолжительность подготовительной части уроков составляет 8-10 минут. Преимущественно используется фронтальный метод.

Содержание учебного материала уроков физической культуры с оздоровительной направленностью включает комплексное использование легкой атлетики, гимнастики, спортивных и подвижных игр. При этом в каждой четверти один из видов становится базовым, а другие -вспомогательными.

Объем базового вида деятельности составляет 40-60% от общего времени урока. За счет повышения моторной плотности урока реализуется программа базового вида по легкой атлетике, гимнастике или играм, а остальное время используется для вспомогательных видов деятельности.

В основной части занятий используется, в основном, метод круговой тренировки. Занимающиеся делятся на группы с тем, чтобы в максимальной степени избежать неоправданных простоев, связанных с ожиданием очереди к спортивным снарядам и оборудованию, ожиданием выполнения очередной попытки и т. д. В каждой группе находятся учащиеся с одинаковыми индивидуальными показателями уровня физического здоровья.

Порядок выполнения упражнений занимающимися должен обеспечивать смену видов деятельности (двигательные переключения) для развития ряда функциональных систем, двигательных способностей и отделов опорно-двигательного аппарата. При этом необходимо предусматривать чередование упражнений высокой и низкой интенсивности при использовании метода круговой тренировки.

Основную часть урока следует разделить на два блока (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура основной части урока

Основными задачами первого блока являются обучение и совершенствование двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта (инвариативный компонент), в то время как во втором блоке основными задачами являются физическая подготовка (применительно к изучаемому виду спорта) и оптимизация функционального состояния занимающихся (вариантный компонент).

130

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Учебный материал по изучению техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, обучению спортивным и подвижным играм, а также формированию физкультурных знаний соответствует требованиям комплексной программы «Физическая культура и здоровье». Обучение двигательным навыкам и умениям, развитие физических качеств школьников происходит по общепринятым методикам [5]-[8] в соответствии с разработанным нами содержанием основной части урока (рисунок 3).

Рисунок 3 - Содержание основной части уроков

В I и IV четвертях базовым видом является легкая атлетика. Содержание уроков включает изучение техники легкоатлетических упражнений - бега, метания, легкоатлетических прыжков. Во II четверти базовым видом является гимнастика. Содержание уроков включает изучение техники гимнастических упражнений - акробатики, опорных прыжков, упражнений в равновесии, лазании и т. д. В III четверти базовым видом являются спортивные игры, лыжный спорт. Содержание уроков включает изучение техники спортивных и подвижных игр, лыжного спорта.

В начале основной части урока решаются задачи по изучению техники основного вида спорта, а также по формированию физкультурных знаний (I - блок). На выполнение всех заданий в этом блоке отводится 10-15 минут. Преимущественно используются фронтальный, групповой и игровой методы. Далее решаются задачи по физической подготовленности, оптимизации функционального состояния организма занимающихся (II блок).

Моторная плотность уроков должна прогрессировать таким образом, чтобы к третьей с начала занятий неделе превысить 30-процентный рубеж.

Во II блоке последовательность применяемых средств следующая. Школьники на основании УФЗ распределяются по «станциям». На первой «станции» выполняются циклические упражнения. На второй «станции» выполняются упражнения на развитие гибкости.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

131

На третьей - дыхательные упражнения. На четвертой - упражнения, направленные на развитие силы. Продолжительность выполнения упражнений на станциях 1-2 минуты.

Упражнения на «станциях» подбираются в зависимости от уровня физического здоровья школьников, основываясь на методических принципах физического воспитания - индивидуализации и динамичности.

Физические упражнения подбираются с учетом следующих факторов:

- исходного положения, из которого выполняется упражнение;

- амплитуды движений;

- количества участвующих в упражнении мышечных групп;

- темпа выполнения упражнений;

- степени сложности упражнений;

- степени и характера мышечного напряжения;

- мощности мышечной работы;

- продолжительности и характера пауз отдыха между упражнениями.

Комплекс упражнений для развития выносливости у учащихся с неудовлетворительным уровнем физического здоровья

Комплекс 1

(105

1. Бег (130-135 шагов/мин).

2. Бег на месте (можно с упором в стенку) (130-135 шагов/мин).

3. Степ-тест (на гимнастической скамейке) (100-110 шагов/мин).

4. Прыжки через скакалку (130-135 прыжков/мин).

5. Полувыпад правой. Прыжком смена положения ног (130-135 прыжков/мин).

6. Прыжком ноги врозь, руки вверх; прыжком ноги вместе, руки 110 прыжков/мин).

Интенсивность физической нагрузки на уроке должна составлять 120-130 уд/мин.

вниз

Комплекс упражнений для развития выносливости у учащихся с удовлетворительным уровнем физического здоровья

Комплекс 2

(115

1. Бег (140-145 шагов/мин).

2. Бег на месте (можно с упором в стенку) (140-145 шагов/мин).

3. Степ-тест (на гимнастической скамейке) (110-120 шагов/мин).

4. Прыжки через скакалку (140-145 прыжков/мин).

5. Полувыпад правой. Прыжком смена положения ног (140-145 прыжков/мин).

6. Прыжком ноги врозь, руки вверх; прыжком ноги вместе, руки 120 прыжков/мин).

Интенсивность физической нагрузки на уроке должна составлять 131-140 уд/мин.

вниз

Комплекс упражнений для развития выносливости у учащихся с хорошим и отличным уровнем физического здоровья 1

Комплекс 3

1. Бег (150-155 шагов/мин).

2. Бег на месте (можно с упором в стенку) (150-155 шагов/мин).

3. Степ-тест (на гимнастической скамейке) (120-130 шагов/мин).

4. Прыжки через скакалку (150-155 прыжков/мин).

5. Полувыпад правой. Прыжком смена положения ног (150-155 прыжков/мин).

6. Прыжком ноги врозь, руки вверх; прыжком ноги вместе, руки вниз (125-130 прыжков/мин).

Интенсивность физической нагрузки на уроке должна составлять при хорошем УФЗ -141-150 уд/мин и при отличном УФЗ - 151-160 уд/мин.

132

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

После прохождения всех станций учащимся предлагаются эстафеты и подвижные игры. Используется игровой метод. На выполнение всех заданий в этом блоке отводится 15-20 минут.

Заключительная часть уроков проводится по общепринятой структуре [2]-[4]. В начале используются упражнения, предназначенные для приведения функциональных систем организма школьников к исходному состоянию. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, уменьшения напряжения мышечных групп используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание, правильную осанку. В конце заключительной части подводятся итоги урока: выставляются отметки, дается домашнее задание. Продолжительность заключительной части составляет 2-3 мин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Уроки по физической культуре в школе должны проводиться с учетом физического здоровья учащихся. При неудовлетворительном уровне физического здоровья школьников основными задачами физического воспитания станут оздоровительные, в этом случае процесс физического воспитания должен иметь преимущественно оздоровительную направленность. При удовлетворительном, хорошем и особенно отличном физическом здоровьи учащихся акцент физического воспитания смещается в сторону развивающей направленности (т. е. развития физических качеств).

Уроки физической культуры с оздоровительной направленностью должны включать следующую систему организационных мероприятий: определение уровня физического здоровья школьников; комплектование на базе класса отделений из учащихся с одинаковыми индивидуальными показателями уровня физического здоровья; определение оптимальных величин физических нагрузок для учащихся; определение оптимальных средств и методов физической культуры и их последовательность на уроках.

При проведении занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью со школьниками, имеющими неудовлетворительный УФЗ, 80-90% двигательной активности должно проходить в аэробной зоне энергообеспечения для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем до их оптимального уровня, после чего можно постепенно повышать долю упражнений анаэробной направленности.

Литература

1. Медведев, В. А. Теоретико-методические основы оздоровления школьников средствами физической культуры в неблагоприятных экологических условиях / В. А. Медведев. - Гомель : ГГУ, 2000. - 130 с.

2. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск : Народная асвета, 1978. - 88 с.

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

4. Физическое воспитание в I-IV классах общеобразовательной школы : пособие для учителя / Е. Н. Ворсин [и др.] ; под ред. Е. Н. Ворсина. - Минск : ПКИП «Асар», 1995. - 176 с.

5. Працко, Ю. Ф. Уроки по легкой атлетике в школе : метод. пособие / Ю. Ф. Працко, А. Ф. Семикоп. -Минск : Полымя, 1989. - 144 с.

6. Развитие двигательных качеств школьников / под ред. З. И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, 1967. - 204 с.

7. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. -3-е изд., перераб. и доп. - Минск : Выш. шк., 1985. - 256 с.

8. Шолих, М. Круговая тренировка / М. Шолих ; пер. с нем. ; под общ. ред. и с предисл. Л. П. Матвеева. - М. : Физкультура и спорт, 1966. - 171 с.

Summary

The health-improving programs for the junior schoolchildren who live on the ecologically adverse areas are established in the article. The content and organization of the process of physical education and also the methods of individual regulation of the intensity of physical loads on basis of the individual level of physical health of junior schoolchildren are grounded in the article. There are systems of exercises for the pupils of different classes with different levels of physical health and physical readiness.

Поступила в редакцию 05.09.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.