ш
Вестник «Орлеу»-!^
ш
'V
В.А. Бухарин,
s
UJ §
и о с О
U ш
2 <
S-
о £
§ =
Os
X
<
S-
Е
U
о
со
ш
^
из О о. С ш 3 X
J3
£-
<
Е. Л Кокорева,
%
I
М.,8. Трегубоеа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия
РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА
«ГТО» В СНИЖЕНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15-16 ЛЕТ
Андатпа
Авторлар 15-16 жасар мектеп окушыларыньщ денешыньщтыру бойынша сабактарынын курылы-мында «ГТО» багдарламасын колданудын жагымды ролш эксперименталды турде дэлелдейдг Сынактан отк1зшген багдарлама жасесшр1мдердщ жылдамдык, жалпы тозАмдшш, куш, жылдамдьщ-куш к;асиеттер1 мен куаты секшд1 физикалык касиеттерш дамытуды жаксартты. Аурушандыкты темендетуд1 сипаттайтын базалык; мэн бакылаудагы мектеп окушыларыныц оку жылында сабакка катыспаган кун келем1 болып табылады, ал эксперименталды топта ол 29,57%-га кем i ген.
Аннотация
Авторами экспериментально доказана положительная роль применения программы «ГТО» в структуре уроков по физической культуре у школьников 15-16 лет Апробированная программа достоверно улучшила развитие таких физических качеств у подростков, как скорость; общая выносливость; сила; скоростно-силовые качества и силовая выносливость. Базовым значением, характеризующим снижение заболеваемости, служило количество дней, пропущенных наблюдаемыми школьниками по болезни в течение учебного года, которые у представителей экспериментальной группы достоверно уменьшились на 29,57% относительно контрольных значений.
Annotation
The authors of the positive role of the application program proved experimentally «GTO» in the structure of the lessons on physical training at schoolboys of 1516 years. Proven program significantly improved the development of the physical qualities of adolescents, such as speed; general endurance; strength, speed-strength and strength endurance. The base value characterizing the reduction of morbidity, we used the number of days missed due to illness observed pupils during the school year, which the representatives of the experimental group was significantly decreased by 29,57 % compared to the control values.
Вестник «Op.ney»-kst
m
Heei32i свздер: «ГТО» денешыныцтыру-спорт кешет, жалпы бШм беретт мектеп оцушы-ларыныц аурушацдыгы, физикалъщ дайындыгын mecmùey, 15-16 жасар жасостртдер.
Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «ГТО», заболеваемость обучающихся общеобразовательных учреждений, тестирование физической подготовки, подростки 1516 лет.
Keywords: sports complex «GTO», the incidence of students of educational institutions, testing, physical training, teenagers 15-16 years.
Одними из базовых принципов физического воспитания школьников являются пршщип всестороннего и гармоничного развития личности и пришит оздоровительной направленности. При этом, всесторонность понимается как многогранный аспект развития минимум пяти базовых физических качеств человека (координации, силы, гибкости, выносливости, быстроты) [2, 6, 13], а гармоничность подразумевает собой развитие всех названных физических качеств на уровне не ниже среднего с учётом пола, возраста, физической подготовки, группы здоровья занимающихся и стажа занятий физической культурой и спортом [5, 8, 10].
В современных условиях обучения и воспитания все более значимым является поиск эффективных путей реализации здоровье-формирующей функции образования [1, 4, 11]. При этом, базовыми условиями решения этой проблемы является: 1. Активное использование оздоровительного потенциала физического воспитания учащихся общеобразовательных школ; 2. Индивидуализация процесса физического воспитания обучающихся [9, 11, 12]. Вот почему оздоровительный принцип физического воспитания соответствует реализации на практике действий такой семантической категории как «не навреди». И действительно, в последнее время в связи с ростом массовости занятий физическими упражнениями различной направленности и модой на здоровый образ жизни у населения в России, мы являемся свидетелями перелома ситуации в теории и практике спорта, направленной не только на борьбу с допингом, спортивным травматизмом, социальной дезадаптацией спортсменов в связи с их длительным физическим и психическим
перенапряжением [3, 4, 12], но и на борьбу за доступность спорта для инвалидов, на борьбу за спортивное долголетие у занимающихся спортом любых возрастных групп, на борьбу за здоровье подрастающего поколения и всего населения России в целом[6, 9, 13]. Ярким примером борьбы за здоровье подрастающего поколения и россиян всех возрастных групп при активных действиях государства с опорой на гражданское общество, самые широкие слои населения, является развитие в Российской Федерации физ-культурно-спортивного комплекса «ГТО» (ФСК «ГТО») [8, 11].
ФСК «ГТО», как и советская программа физического воспитания и совершенствования граждан СССР «Готов к труду и обороне!», с целью повышения трудовой мобильности населения и активной подготовки всех слоев населения союзных республик СССР к защите государства в военное время, комплексно подходит к развитию таких физических качеств, как координация, сила, гибкость, выносливость и быстрота. Вот почему, обновлённый ФСК «ГТО», праву можно назвать инновационной системой общей физической подготовки, в основе которого лежит идейно обновлённый функциональный тренинг, позволяющий привлекать к активному образу жизни, к массовым спортивным занятиям, самые широкие слои населения всех возрастных групп, готовые после специальных тренировок в рамках подготовки к сдаче норм ФСК «ГТО» к экстремальным по характеру и интенсивности физическим нагрузкам [8, 11].
Следовательно, изучение влияния упражнений физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» не только на физическое развитие, но
ш с; о bî О с
0 [_
ш
в
Q <
н и
1 п о с в;
s <
н s с и о m
ш
ч
из О о.
С
щ
3
-û
£
f~ <
ш
Вестник «Орлеу»-к8(
и на частоту заболеваемости школьников 1516 лет, т.е. обучающихся общеобразовательных учреждений в том возрасте, в котором по мнению разных учёных [3, 4, 9, 11, 12] при занятиях спортом уже допускается сочетать интенсивные физические нагрузки в разных, в том числе и в силовых векторах, актуально и своевременно.
Материалы и методы исследования. В целях исследования влияния ФСК «ГТО» на рост эффективности путей реализации здо-ровьеформирующей функции образования нами совместно с городским методическим объединением учителей физической культуры г. Челябинска (руководитель: Бухарин Владислав Александрович- учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №89 г. Челябинск) в течении 2014-2015 учебного года был разработан и осуществлён следующий педагогический эксперимент.
Базой исследования явились: Муници-^ пальное бюджетное общеобразовательное ^ учреждение «Средняя общеобразовательная 3 школа №89 г. Челябинска» и кафедра «БезО опасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВО 0 «Уральский государственный университет ш физической культуры», г. Челябинск. В исследовании приняло участие 49 школьников
< мужского и женского пола в возрасте 15-16 ^ лет. Юношей было 24 человека, девушек 25.
Все наблюдаемые относились к основной
О тт
- и подготовительной медицинскои группе. На
^ всём временном промежутке исследования
< все наблюдаемые были здоровы, допущены к врачом к занятиям спорта без ограничений и нагрузки. Уровень физической подготовки са всех респондентов был не ниже среднего, а
У 12 юношей и 9 девушек - выше среднего.
Все юноши и девушки нами были разде-О лены на 4 группы наблюдения или - 2 экспе-
п
с риментальные группы (ЭГ) (п=24) и 2 груп-25 пы контроля (КГ) (п=25). Причем 6 юношей,
5 имеющих уровень физической подготовки
-
< выше среднего, вошли поровну и в группу - контроля, и в экспериментальную группу. У
< девушек 5 представительниц с повышенным
уровнем физической подготовки вошли в группу контроля, 4 - в экспериментальную группу. Таким образом, в двух группах контроля оказалось 12 юношей и 13 девушек (2-я и 4-я группы соответственно), а в обеих экспериментальных группах и у юношей, и у девушек было по 12 человек (1-я и 3-я группы соответственно).
Исследования проходили в рамках учебной деятельности обучающихся 15-16 лет по дисциплине «Физическая культура». Экспериментальная группа занималась по предложенной нами программе занятий, где вся вариативная часть была посвящена тренировкам для сдачи норм ФСК «ГТО». Контрольная группа занималась по стандартной общеобразовательной программе, где вариативная часть не предусматривала тренировочных занятий в рамках программ ФСК «ГТО».
Более того, содержательная часть разработанной нами экспериментальной программы включала в себя два взаимосвязанных компонента: базовый - определял содержание образования по физической культуре, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации; и вариативный - он формировался на основе учебного материала по освоению двигательных умений и навыков позволяющий школьникам 15-16 лет освоить базовую технику всех контрольных упражнений для сдачи норм ФСК «ГТО» (бег на разные дистанции, прыжки в длину «с места» и «с хода», подтягивания и др.), развитию двигательных способностей, включающий в себя теоретическую, физическую, техническую, психологическую подготовку. Вариативный компонент экспериментальной группы разрабатывался с учетом пола, возраста и физического развития двигательных качеств занимающихся.
В контрольной группе вариативный компонент реализовывался без учета природной одаренностей детей к выполнению скоростной работы и работы на выносливость, способ дозирования нагрузки - стандартный половозрастной. Годовой объем учебного
Вестник «Орлеу»-к$(
времени на овладение программным материалом составлял 198 часов, из них - 68 часов в рамках школьного урока физической культуры (классно-урочная форма проведения занятий) и 130 часов дети занимались в группах общей физической подготовки.
Базовый компонент содержательной части учебных программ экспериментальной и контрольной групп не отличался и состоял из следующих видов физкультурной деятельности: различные способы передвижения (ходьба, бег, прыжки), выполнение простейшихакробатических и гимнастических упражнений, подвижные игры, обще-развивающие упражнения. В контрольной группе вариативный компонент реализовы-вался без учета природной предрасположенности к развитию скоростных качеств и общей выносливости. Способ нормирования и регулирования физической нагрузки для испытуемых контрольной группы являлся усредненным половозрастным, не учитывал двигательную индивидуальность школьника. Вариативный компонент экспериментальных групп разрабатывался с учетом природной предрасположенности к развитию скоростных качеств и общей выносливости.
Материал содержательной части разработанной программы с распределением учебных часов представлен в комплексном плане физического воспитания учащихся, включающим как урочные, так и внеурочные формы проведения занятий, с освоением базовых знаний, содержания физической подготовки и методических приемов ее реализации, контрольных тестов и стандартных нормативов по физической подготовленности учащихся.
Педагогические воздействия в группах общей физической подготовки и на уроках физической культуры интегрировались таким образом, чтобы они органично дополняли друг друга и образовывали единую систему физического воспитания. На уроках физической культуры акцент был сделан на решение образовательных задач, а задачи развития двигательных качеств и общей выносливости решались в группах общей фи-
зической подготовки. Внеклассные формы физического воспитания максимально насыщались урочным материалом в соответствии с логикой построения процесса обучения и содержанием разработанной программы.
Тренировочные нагрузки в экспериментальных группах реализовывались с учетом развития выносливости и быстроты. В этом случае физическая нагрузка соответствовала врожденным задаткам занимающихся и воздействовала на развитие физиологических функций. В контрольной группе общая физическая подготовка реализовывалась на основе усредненного половозрастного подхода к нормированию и регулированию физической нагрузки.
В ходе организации и проведения исследования, согласно рекомендациям [7, 9, 10], применялись методы: анализа и обобщения научно-методической литературы; педагогический эксперимент; проводились: педагогические наблюдения; антропометрические измерения; осуществлялось метрическое и 5 компьютерное соматотипирование по мето- □ дике П.И. Костенка (2002); шло тестирова- §
■у
ние физических качеств у наблюдаемых; зна- о
комство с их амбулаторными медицинскими ^
картами в поликлинике по месту житель- и
ства. Для обработки полученных материа- ^
лов исследования, все результаты подверга- <
лись математико-статистическому анализу с ^
использованием критерия 1-Стыодента, об- ^
суждались со специалистами (педиатрами, с
о;
школьными врачами, классными руководи- — телями, учителями физической культуры < на заседаниях методического объединения з: учителей физической культуры г. Челябин- о ска), оформлялись в виде настоящей статьи т и готовились к опубликованию. Статисти- ^ чески значимыми считались результаты при ^ р<0,05.
й-
Результаты и их обсуждение. Занятия с с
обучающимися в группах общей физической з
£
подготовки (ОФП), где занимались дети с л выраженной аэробной работоспособностью, .< организовывались и проводились на основе ^ макроцикла с ориентированным развитием <
Вес гник «Орлеу»-к8(
ш _
О
О с
о
и
ш
2
<
и <
сц.
о с:
о?
зс <
н
С и о
03
ш с;
из О с. С ш
■л
<=:
ь
<
общей выносливости. При этом, если весь объём физических нагрузок взять за 100 %, то 30^0% этого объёма мы ориентировали на упражнения с доминированием аэробных и 60-70% - с доминированием анаэробных источников энергообеспечения.
Для обучающихся с выраженной анаэробной работоспособностью в группах ОФП уроки строились на базе макроцикла с ориентированным развитием скоростных качеств. В этой программе не более 60-70 % занятий планировалось и проходило с использова-ниемупражнений с доминированием аэробных и не более 30-40 % - с доминированием анаэробных источников энергообеспечения.
Для обучающихся с одноуровневым развитием скоростных физических качеств и общей выносливости уроки в группах ОФП организовывались и проходили на базе макроцикла, в котором из общего объема физических нагрузок 50% приходятся на упражнения с доминированием аэробных и 50%- с доминированием анаэробных источников энергообеспечения.
Уроки для обучающихся контрольной группы былиориентированы на всестороннее развитие физических качеств. В качестве результатов педагогического эксперимен-тамы анализировали динамику физического развития наблюдаемых с применением тестов: «Бег на 60 м (с высокого старта)», характеризующий уровень развития такого физического качества, как скорость; «Бег на 1000 м», характеризующий уровень развития такого физического качества, какобщая выносливость; «Подтягивание на перекладине», характеризующий уровень развития таких физических качеств, как сила и силовая выносливость; «Прыжок в длину с места» - характеризующий уровень развития скоростно-силовых качеств. Базовым значением, характеризующим здоровьеформи-рующую функцию образования в виде оздоровительной направленности разработанной нами экспериментальной программы, служило количество дней, пропущенных наблюдаемыми школьников 15-16 лет по болезни в течение 2014-2015 учебного года.
Таа1Ш(а 1
Показатели физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение педагогического эксперимента
Пол Кол-во чел. Кон-тин-гент Бег 60 м, сек. Бег 1000 м, сек Прыжки в длину «с места», см. Подтяги-ва-ние, кол-во раз Подтягив. на низкой переклад., кол-во раз
1 2 3 4 5 6 7 8
М п=12 КГ, кг2 г р 11,31± 297± 163,2± 2,2± -
п=12 эг, эг2 г р 11,32± 299± 162,6± 2,3± -
Ж п=12 кг, кг2 г р 1Ш± 315± 158,0± - 5,8±
п=13 эг, эг2 г р 11,80± 316± 158,1± - 5,7±
Вестник «Op.ney»-kst
а:
Примечание: КГ, — значения контрольной группы в начале эксперимента (фон); КГ—значения контрольной группы в конце эксперимента; Э/'; — значения экспериментальной группы в начале эксперимента (фон); Э/\ значения экспериментальной группы в конце эксперимента.
Анализ результатов таблицы 1 свидетельствует, что у наблюдаемых экспериментальной группы увеличение результативности достоверно прошло по всем тестам. В результате эксперимента у представителей мужского пола экспериментальной группы мы наблюдаем улучшение скорости в среднем на 1с (1=3,15, при р<0,01); общей выносливости - на Зс
(1=2,95, при р<0,01); силы и силовой выносливости - на 4 см (1=3,33, прир<0,01); улучшение развития скоростно-силовых качеств - на 1 раз (1=2,14, при р<0,05).
У представительниц женского пола похожие границы и та же направленность изменений,что и у юношей. У девушек экспериментальной группы, относительно контрольных значений, наблюдаем улучшение скорости в среднем на 1с (1=3,51, при р<0,01); общей выносливости - на 5с (1=3,01, прир<0,01); силы и силовой выносливости - на 4 раза (1=2,89, при р<0,05); улучшение развития скоростно-силовых качеств - на 1 раз (1=2,23, при р<0,05).
Таблица 2
Заболеваемость учащихся экспериментальной и контрольной групп в течение годичного педагогического эксперимента
Исследуемые величины, кол-во дней Этапы педагогического эксперимента ЭГ (п=24) КГ (п=25) t Р
М±т до 25,7±0,64 25,2±0,48 0,12 >0,05
после 18,1±0,14 22,2±0,57 2,08 <0,05
ш П О bS
О С
о
i—
ш
2 <
н
о £
п о с в; s
X
<
н
S
с и о m
ш ^
из
0 о.
С
щ
2
1
из -
£
Н
Ы С
Согласно результатам проведённого нами эксперимента видно, что разработанная и апробированная программа имеет и достоверный оздоровительный эффект (таблица 2). Заболеваемость учащихся экспериментальной группы достоверно снизалась на 29,57 %.Следовательно, разработанная и апробированная нами программа, построенная с учетом особенностей развития физических качеств школьников 15-16 лет позволяет более эффективно реализовать на практике здоровьеформирующую функцию образования.
Выводы. Эффективность реализации здоровьеформирующей функции образования обеспечивается разработанной и апробированной нами программой физического воспитания обучающихся 15-16 лет, реализуемой в рамках школьного курса дисциплины «Физическая культура» с активным включением в содержание упражнений и контрольных заданий физкультурно-спор-
тивного комплекса «ГТО». Программа достоверно улучшает физическое развитие занимающихся; на 29,57 % достоверно снижает заболеваемость школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Димухаметов, P.C. Ключевые идеи образования в XXI веке [Текст] /P.C. Димухаметов // Учёные записки Российского государственного социального университета, 2010. - №6. - С. 49-53.
2. Белоедов, A.B. Повышение эффективности физического воспитания студентов вузов с помощью волновых биомеханических тренажёров [Текст] / A.B. Белоедов, П.И. Костенок // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. -№1(1). - С. 12-16.
3. Викторов, Д.В. Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактор обеспечения безопасности их жизнедеятельности [Текст] / Д.В. Викторов,
a:
Вес гник «Opjiey»-kst
ш _
О
О с
о
г
Ш
2
<
ни <
сц. П О с: о? и
зс
<
н
с и о
03
ш >=; из О 0-С ш
jQ
зс
J3
<=:
f-
<
П.И. Костенок // Мир науки, культуры, образования, 2011. -№6-2. - С. 220-222.
4. Елисеев, Е.В. Динамика метаболизма, иммунитета и системы крови у атлетов 15-16 лет массовых спортивных разрядов [Текст] / Е.В. Елисеев, Д.С. Абрамов // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, 2014. - №2(2). - С. 45-50.
5. Елисеев, Е.В. Сравнительная характеристика показателей сердечного цикла дзюдоистов 16-20 лет и их сверстников, не занимающихся спортом / Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, A.B. Панов [Текст] // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №3(3). - С. 13-16.
6. Каримов, A.M. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания и укрепления здоровья человека [Текст]/ A.M. Каримов // Здравоохранение, образование и безопасность, 2016. - №4(8). - С. 76-80.
7. Кокорева, Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей [Текст] / Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Российский физиологический журнал им. И.М. Сечи-нова, 2004. - №5. - С. 20-22.
8. Кокорева, Е.Г. Связь метода газоразрядной визуализации с показателями ценностно-мотивационной сферы [Текст] / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №4(4). - С. 69-72.
9. Костенок, П.И. Общепедагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в современном образовательном учреждении [Текст]: Автореф. дисс. ... д-ра пед.
наук / П.И. Костенок. - Челябинск, 2002. -С. 4-7.
10. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта / [] П.И. Костенок // Физиология человека, 1997. -Т.23. - №6. - С. 65.
11. Трегубова, М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность [Текст] / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, A.B. Бело-едов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, 2012. - №28. - С. 6-10.
12. Трегубова, М.В. Эхокардиографиче-ское определение динамики морфофунк-циональных характеристик сердца спортсменов высокой квалификации [Текст] / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, A.B. Панов // Научное обозрение, 2014. - №1. - С. 141-144.
13. Худяков, Г.Г. Роль вестибулометри-ческих упражнений в общей и специальной физической подготовленности спортсменов с сенсорными депривациями [Текст] / Г.Г. Худяков, Е.Г. Кокорева, A.M. Каримов // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №4(4). - С. 29-33.
14. Шатин, А.Ю. Профессиональное познание как феномен рефлексии профессионального мышления в новом осмыслении профессионально познавательных ценностей [Текст] / А.Ю. Шатин, Е.В. Елисеев // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. -№26(317). -С. 129-132.