Научная статья на тему 'К обоснованию исследования адаптации гандболистов 11-13 лет к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора'

К обоснованию исследования адаптации гандболистов 11-13 лет к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДБОЛИСТЫ 11-13 ЛЕТ / HANDBALL 11-13 YEARS / ВЕСТИБУЛЯРНАЯ ТРЕНИРОВКА / VESTIBULAR TRAINING / УТОМЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА / FATIGUE FUNCTIONS OF THE VISUAL ANALYZER / АДАПТАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К СПОРТИВНЫМ НАГРУЗКАМ / THE ADAPTATION OF ATHLETES YOUNGER TEENS TO SPORTING LOADS / 11-13 ЖАСАР ГАНДБОЛШЫЛАР / ВЕСТИБУЛЯРЛЫқ ЖАТТЫГУЛАР / КөРУ АНАЛИЗА-ТОРЫНЫң ФУНКЦИЯЛАРЫНЫң ШАРШАУЫ / КіШі ЖАСөСПіРіМ ЖАСЫНДАГЫ ГАНДБОЛШЫЛАРДЫң СПОРТ ЖүКТЕМЕЛЕРіНЕ БЕЙіМДЕЛУі

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеев А.В., Елисеев Е.В., Трегубова М.В.

Авторы актуализируют идею исследования физиологических особенностей адаптации гандболистов 11-13 лет к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора. Предлагаемая схема исследования может быть положена в основу медико-биологического обоснования новых методик спортивной тренировки у гандболистов младшего подросткового возраста на этапе начальной спортивной специализации при составлении специальных комплексов упражнений, способствующих улучшению функциональных возможностей юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеев А.В., Елисеев Е.В., Трегубова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К обоснованию исследования адаптации гандболистов 11-13 лет к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора»

А.В. Евсеев

Е.В. Елисеев

л

<

сс

О

по <

п J2

О

jQ

О

U

О

CL.

ш jo X

л

О

< ОС

О п:

т

Мб. Трегубое а

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск. Россия

К ОБОСНОВАНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ГАНДБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ К ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ТРЕНИРОВКИ И УТОМЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Ацдатпа

Авторлар 11-13 жасар гандболшылардьщ вести-булярлык жаттыгуларга бешмделушщ жэне керу анализаторыныц функцияларыныц шаршауыньщ физиологиялык ерекшел1ктер1н зерттеу идеяларын езектейд1. ¥сынылып отырган зерттеу сызбасы жас спортшылардьщ функционалды мумкшджтер1н жаксартуга ыкпалын типзетп1 арнайы жаттыгулар кешенш к^рудыц бастап^ы спорт специализаци-ясы кез1нде Kimi жасесп1р1м жасындагы гандболшылардьщ жана спорт жаттыгулары эдютемесшщ медициналык-биологияльщ нег1здемесше салынуы мумюн.

Аннотация

Авторы актуализируют идею исследования физиологических особенностей адаптации гандболистов 11-13 лет к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора. Предлагаемая схема исследования может быть положена в основу медико-биологического обоснования новых методик спортивной тренировки у гандболистов младшего подросткового возраста на этапе начальной спортивной специализации при составлении специальных комплексов упражнений, способствующих улучшению функциональных возможностей юных спортсменов.

Annotation

Authors actualize the idea of the study of physiological characteristics to adapt to the handball players 11-13 years of vestibular training and fatigue functions of the visual analyzer. The proposed study design can be used as the basis of medical and biological studies of new methods of sports training in adolescence increases gandbolistovmladshego stage of initial sports specialization in the preparation of the special sets of exercises that improve the functionality of the young athletes.

He?i)?i свздер: 11-13 жасар гандболшылар, вестибулярлъщ жаттыгулар, квру анализа-торыныц функцияларыныц шаршауы, xiuii жасостр1м жасындагы гандболшылардыц спорт Ж}ктемелер1не бешмделу1.

Ключевые слова: гандболисты 11-13 лет, вестибулярная тренировка, утомление функций зрительного анализатора, адаптация спортсменов младшего подросткового возраста к спортивным нагрузкам.

Keywords: handball 11-13 years, vestibular training, fatigue functions of the visual analyzer, the adaptation of athletes younger teens to sporting loads.

Актуальность. Обобщение целого ряда научных работ, начиная с 70-80х годов XX века по настоящее время, показало, что и сегодня трудно переоценить роль анализаторов в формировании двигательных навыков, в овладении техники, тактики вида спорта, в развитии физических качеств, в проявлении психоэмоциональных свойств личности спортсменов [8, 10, 13]. Тем не менее, существующая в спорте тенденция к всевозрастающим физическим нагрузкам приводит к пониманию того, что прогресс тренировки требует постоянного поиска новых физических и психических резервов спортсменов, что несомненно сказывается на здоровье занимающихся [2, 6, 9]. Особенно это проявляется в непрекращающемся научном и методическом обосновании более эффективных (экономичных, срочных, здоровьесберегающих) средств и методов адаптации спортсменов к полисостязательным нагрузкам, а в игровых видах спорта такие средства и методы современная наука и здравоохранение советуют применять уже с младшего подросткового возраста на этапе начальной спортивной специализации [1, 3, 11].

Исследования ряда авторов [8, 9, 11] установили, что многие функции сенсорных систем успешно подвергаются тренировке в младшем подростковом возрасте, т.е. с 11 до 13 лет. В других работах [4, 5, 12] показано, что тренировка сенсорных систем, когда сложный комплекс проприоцептивных импульсов, поступающих в кору головного мозга при движениях, способствует образованию временных связей и объединяет их в одну психомоторную функциональную систему, эффективнее в условиях решения активных двигательных задач, связанных с ситуационными (безусловными, неожиданными, нестандартными) видами локомоций. По мнению исследователей [5, 10, 13], тренировку

сенсорных систем целесообразно осуществлять с помощью спортивных игр, средствами, связанными с упражнениями, где человек, в многообразии двигательных сочетаний, в разном темпе перемещается в пространстве за различные временные периоды. Примерами таких упражнений могут являться: бег с ускорением и внезапными остановками, прыжки в длину и вверх с поворотами, броски руками мяча по воротам с падениями и т.п. Эти упражнения свойственны спортивным играм и, в частности, - гандболу. Однако именно в гандболе, нерешенность проблем определения значения сенсорных систем в процессе становления спортивной формы юных спортсменов, и необходимость уточнения влияния анализаторов на становление их относительного спортивного мастерства, актуализируют исследования физиологических особенностей адаптации гандболистов 11-13 лет (т.е. младшего подросткового возрастана этапе начальной спортивной специализации) к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора.

Цель исследования - выявить и описать физиологические особенности адаптации гандболистов младшего подросткового возраста (11-13 лет) к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора на этапе начальной спортивной специализации.

Задачи исследования:

Изучить изменения развития физических качеств и функционального состояния вестибулярного и зрительного анализаторов у спортсменов 11-13 лет на фоне роста их относительного спортивного мастерства;

Определить взаимосвязь между показателями технической подготовленности гандболистов младшего подросткового возраста и повышением функциональных возможностей

в: 5

х

<

£И

О

го

из О

35 U

и ш

о

а. С ш -а X X

О X

ZS

<

ш О X X X

их вестибулярного и зрительного анализаторов.

Разработать и апробировать специальные комплексы упражнений, направленные на повышение функциональных возможностей зрительного и вестибулярного анализаторов гандболистов 11-13 лет;

Оценить эффективность целенаправленного развития вестибулярной устойчивости гандболистов младшего подросткового возраста в условиях спортивной тренировки и утомления функций зрительного анализатора на этапе начальной спортивной специализации.

Научная новизна работы заключается в:

1) выявлении взаимосвязи между функциональным состоянием вестибулярной и зрительной систем и качеством овладения техническими элементами игры в гандбол на этапе начальной спортивной специализации;

2) физиологическом обосновании комплексов физических упражнений для специальной тренировки зрительного и вестибулярного анализаторов у гандболистов 11-13 лет;

3) медико-биологической оценке эффективности целенаправленного развития вестибулярной устойчивости гандболистов младшего подросткового возраста в условиях спортивной тренировки и утомления функций зрительного анализатора.

Теоретическая значимость представлена теоретическим и экспериментальным физиологическим обоснованием специальных 5 комплексов физических упражнений, на-Е правленных на повышение функциональных й возможностей зрительного и вестибулярного <• анализаторов гандболистов 11-13 лет с учетом

IX

уровня подготовленности спортсменов млад-3 шего подросткового возраста и комплексного ^ медико-биологического исследования физи-^ ологических особенностей адаптации обсле-2 дуемыхк вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора на £ этапе начальной спортивной специализации.

Практическая значимость. Практическое х апробирование эффективности применяемых < комплексов в тренировочном процессе по-О зволят своевременно внести соответствую-Е щие коррективы в существующие программы ~ ДЮСШ по гандболу, где уточнённые в ходе настоящего исследования антропометриче-

>рлеу»-к81 =

ские, функциональные показатели работоспособности, параметры физической подготовленности гандболистов 11-13 летпозволяют наиболее объективно и комплексно осуществлять мониторинг за физическим развитием и функциональным состоянием гандболистов младшего подросткового возраста в условиях спортивной тренировки и утомления функций зрительного анализатора на этапе начальной спортивной специализации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию системного и деятельностно-го подходов [5, 14]; логически обоснованной программой исследования; использованием современного комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; корректностью математической обработки экспериментального материала; воспроизводимостью результатов исследования и апробацией выводов, полученных в ходе работы.

База исследования: ДЮСШОР № 13 г.Челябинска, а также команда суперлиги России «Локомотив» (г.Челябинск) и «Сунгуль» (г. Снежинск).

Организация исследования. Исследования планируется проводить в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2016-2017 гг. включительно), несущем поисковый характер, планируется изучить литературу по физиологии спорта и по теории и методике спортивной тренировки. Детально будут рассматриваться вопросы, связанные с содержанием и структурой спортивной тренировки при реализации двигательной деятельности гандболистов младшего подросткового возраста. Для экспериментальной группы планируется разработать и в будущем апробировать специальные комплексы физических упражнений с преимущественной направленностью на повышение функциональных возможностей зрительного и вестибулярного анализаторов юных спортсменов. Особое внимание при изучении литературы будет уделяться передовому научно-практическому опыту, посвященному апробации новых методик оценки различных сторон подготовленности юных гандболистов.

Методы исследования на 1-м этапе: 1)

изучение и анализ литературных источников;

обобщение передового научно-практического опыта; 2) опрос в виде анкетирования и бесед, объективное наблюдение; 3) определение физического развития и функционального состояния испытуемых; 4) испытания (тестирование) физической подготовленности гандболистов 11-13 лет.

На втором этапе (2018-2019 гг. включительно), несущем формирующую направленность, планируется апробировать и внедрить специальные комплексы физических упражнений с преимущественной направленностью на повышение функциональных возможностей зрительного и вестибулярного анализаторов юных спортсменов. Для этого из общей группы наблюдения численностью 3 8 гандболистов 11-13 лет планируется сформировать две группы.

Контингент обследуемых: в экспериментальную группу войдут 18 человек, а в контрольную - 20. Все наблюдаемые будут мужского пола, равного уровня физической и спортивной подготовленности, иметь одинаковый стаж спортивных занятий и равную (основную) группу здоровья. Спортсмены контрольной группы (20 человек) будут заниматься по существующей учебной программе ДЮСШ №13 по гандболу (г. Челябинск).

Методы исследования на 2-м этапе: 1) изучение и анализ литературных источников; обобщение передового научно-практического опыта; 2) внедренческий эксперимент; 3) физиологическое наблюдения; 4) офтальмологические методики: определение границ поля периферического зрения, остроты зрения и цветоощущения; 5) определение моторной точности и вестибулярной устойчивости обследуемых.

На третьем этапе (с 2020-2021 г.), несущем обобщающий характер, будет осуществлена итоговая математическая обработка экспериментального материала, его систематизация, интерпретация с формированием выводов и практических рекомендаций, выполнено литературное оформление будущей диссертационной работы, осуществлено внедрение результатов исследования в практику.

Методы исследования на 3-м этапе: 1) статистическая обработка результатов исследования; 2) графический метод; 3) метод научной интерпретации и апробации выводов.

Характеристика основных экспериментальных методов исследования и базовых методик.

Испытания физической подготовленности

Планируется использовать комплекс тестов:

1. «Прыжок в длину с места». Для определения «взрывной» силы. Выполнялся на нескользкой площадке, предоставлялось 2 попытки, оценивался лучший результат в сантиметрах.

2. «Подъём туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, и опускание его в исходное положение». Для измерения силы и силовой выносливости мышц туловища. В течение 30 с. следует сделать максимально большое число повторений. Тест выполнялся в парах и только один раз. Оценивалось число полных циклов (лечь-встать) за 30 с.

3. Тест на равновесие «Фламинго». Измерения статического равновесия определялось в балансировании на одной ноге на подставке определенного размера в течение одной минуты. Его результатом являлось число попыток, которое испытуемый тратил, чтобы сохранить устойчивую балансировку на опоре в течение 1 минуты.

4. Тест «Подвижность в тазобедренном суставе». Испытуемый должен, сгибаясь в тазобедренном суставе, подвинуть руки вперед. Оценивалось наибольшее расстояние в сантиметрах от края доски до линейки. Тест проводился дважды, засчитывался лучший результат. ^

5. Тест «Удержание тела на перекладине». 5 Для определения силы и силовой выносливо- § сти рук и верхней части туловища. Выполнял- <

С-

ся из положения «вис на перекладине на пря- ^

мых руках», согнуть руки в локтевых суставах ^

до касания подбородком перекладины. Оцени- ^

валось время удержания на перекладине в се- Ег кундах.

6. Тест «Челночный бег 10x5 м». Для оценки скоростных способностей. Выполнял- ^ ся в виде рывка на максимальной скорости из х положения высокого старта с поворотами на 5 ограничительных линиях. Тест выполнялся < один раз, оценивался по времени в секундах.

Анкетирование

Анкетный опрос планируется провести ~ с целью выявления ряда интересующих нас

вопросов. В частности, используются ли в учебно-тренировочном процессе гандбольных команд младшего подросткового возраста специальные упражнения, направленные на совершенствование функций зрительного и вестибулярного анализаторов и другие.

На вопросы анкеты должны будут отвечать как главные тренеры команд высшей лиги по гандболу, так и тренеры, работающие с детско-юношескими командами. Результаты (более 40 анкет) будут обсуждены и обработаны. Объективное наблюдение Планируется проводить в ходе учебно-тренировочных занятий с целью выявления качества выполнения отдельных игровых технических элементов (бросков, передач, ведения

>рлеу»-к$1 -

мяча) Наблюдение, оценка качества выполняемых заданий должны будут осуществляться специальной экспертной комиссией. Результаты будут заноситься в специальный протокол с последующим анализом.

Медико-биологические методики 1. Определение физического развития будет проходить в физдиспансере г. Челябинска по форме № 277а.Дополнительно к оценке физического развития будут определяться:

а) Индекс массы тела (индекс Кетле) рассчитывался как соотношение массы тела (кг) к квадрату длины тела (м) по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

У= — , где Р - вес тела; Ъ - длина тела.

Возраст детей Индекс Кетле Возраст обследуемых (лет) Индекс Кетле

6-8 лет 16 13-14 лет-девочки 20

9-10 лет 17 13-1 блет-мальчики 20

11 лет 18 15-17 лет- девушки 21

12 лет 19 17 лет - юноши 21

Увеличение индекса на две единицы свидетельствует об избыточности массы тела. Снижение на 2 единицы - о дефиците.

б) Жизненный индекс как интегративный показатель, характеризующий относительные функциональные возможности системы дыхания ребенка, дает объективное пред-

5 ставление о ее развитии. Рассчитывается, 5 какой объем воздуха из жизненной емкости й легких приходится на каждый килограмм

< массы тела.

Он

ЖИ = ЖЕЛ (л) / масса тела (кг)

в) Индекс мышечного развития по форму-

b ле:

Средняя величина индекса мышечного 2 развития

ИМР = масса (кг) / ростЗ (мЗ) 2. Индекс Гарвардского степ-теста i (ИГСТ).

Теоретической основой Гарвардского

< степ-теста является физиологическая зако-О номерность, согласно которой продолжи-Е тельность работы на пульсе, равном 150-170 ~ уд/мин, и скорость восстановления частоты

сердечных сокращений (ЧСС) после выпол-

нения подобной физической нагрузки характеризуют функциональные возможности сердечно-сосудистой системы и как следствие, уровень общей физической работоспособности организма.

Методика проведения и принципы оценки. Обследуемому предлагается выполнить мышечную работу в виде восхождения на ступеньку высотой 35,5 см с частотой 30 раз в 1 минуту. Время восхождения 3 минуты. Темп движений задается метрономом, частота которого устанавливается на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоят из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: 1 - испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 - другую ногу, 3 - опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 - опускает на пол другую ногу. В момент постановки обеих ног на ступеньку колени должны быть выпрямлены, в туловище находиться в строго вертикальном положении. Руки во время выполнения теста выполняют обычные для ходьбы движения. Регистрация ЧСС после выполнения нагрузки осуществляется в положении сидя в те-

чение первых 30 с 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления.

Расчет индекса Гарвардского степ-теста производится по формуле:

ИГСТ = I х 100 / (Г+£, + ^ х 2

где ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста в условных единицах, I - продолжительность реально выполненной физической работы в с; £,, Г- частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.

Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина + Г и, следовательно, тем выше ИГСТ.

3. Функциональная проба Руфье.

Проба Руфье предназначается для оценки

работоспособности сердца при физической нагрузке. Методика выполнения пробы. Испытуемый 5 минут находится в горизонтальном положении, затем проводится подсчет ЧСС за 15с (Р1). Затем испытуемый в течение 45 с производит 30 приседаний. После окончания нагрузки ложится и проводится подсчет ЧСС за первые 15с (Р2), а затем за последние 15 с с первой минуты периода восстановления (т.е. сразу после окончания нагрузки). Полученные результаты умножают на 4.

ИР = [(Р1+Р2+РЗ) х 4 - 200] / 10

Р1 — пульс за 15 с в исходном положении.

Р2 — пульс за первые 15с после нагрузки.

РЗ — пульс за последние 15 с с первой минуты восстановления.

Оценка: менее 3 - высокая работоспособность, 4-6 - хорошая, 7-9 - средняя, 1014 - удовлетворительная, более 15 - плохая (низкая).

4. Оценка функции зрительного анализатора.

В покое определялись границы поля периферического зрения, острота зрения и цветоощущение по общепринятым методикам (проекционного периметра, таблиц Сивцева и Рабкина).

Для определения границ поля периферического зрения будет использоваться проекционный периметр (ПРП-60), который представлял собой черную дугу размером в

половину окружности, подвижную вокруг своей оси. Дуга была разделена на градусы от 0 в центре до 90° на периферии. В центре дуги находилась белая точка, на которую неподвижно смотрел глаз исследуемого. Во время исследования голову испытуемого помещали на подставку; на один глаз накладывали повязку, а другой смотрел неподвижно в центр дуги периметра. По дуге периметра, от периферии к центру, передвигали темную полочку с белым объектом величиной от 1 до 10 мм. Испытуемый, продолжая смотреть на центр дуги, должен будет отметить, когда он увидит белый объект.

5. Определение функционального состояния вестибулярного анализатора

а) усиленная поза Ромберга - стойка на полу в положении пятка к носку на одной линии с закрытыми глазами, скрещенными руками и выпрямленным туловищем.

Время сохранения позы - 60 с.

б) стойка на одной ноге с закрытыми глазами: стоя на полу попеременно на каждой ноге со скрещенными руками и выпрямленным туловищем. Сначала на левой ноге — 3 е., затем на правой 30 с.

в) ходьба на полу пятка к носку с закрытыми глазами при строгом сохранении позы со скрещенными руками и выпрямленным туловищем. Необходимо пройти 8-10 шагов. Затем вернуться в исходное положение.

При обработке результатов будет учитываться число ошибок и величины отклонений.

Среди вращательных проб будет исполь- ^

зована проба Яроцкого. Испытуемый с за- §

крытыми глазами будет выполнять враща- <

о.

тельные движения головой в одну сторону со скоростью 2 раза в 1 с. и определялось ^ время, в течение которого исследуемый со- ^ хранял равновесие тела.

Норматив - 27,6 с.

Для исследования и оценки координационной функции будут использованы специ- ^ альные координационные пробы. Стати- х ческая координация будет оцениваться по 5 устойчивости стояния в позе Ромберга.

Выводы. Таким образом, предлагаемая о схема исследования может быть положена I в основу медико-биологического обоснования новых методик спортивной трениров-

ки у юных гандболистов при составлении специальных комплексов упражнений, способствующих улучшению функциональных возможностей зрительного и вестибулярного анализаторов.

ЛИТЕРАТУРА

7. Белоедов, A.B. Повышение эффективности физического воспитания студентов вузов с помощью волновых биомеханических тренажёров [Текст] / A.B. Белоедов, П.И. Костенок// Здравоохранение, образование и безопасность, 2015.-№1(1).-С. 12-16.

8. Викторов, Д.В. Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактор обеспечения безопасности их жизнедеятельности [Текст]/ Д.В. Викторов, П.И. Костенок // Мир науки, культуры, образования, 2011. -№6-2. - С. 220-222.

9. Елисеев, Е.В. Динамика сократительной деятельности миокарда у спортсменов массовых спортивных разрядов при различной интенсивности физических нагрузок [Текст]/ Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, С.С. Тарасов // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - №34(325). - С. 27-30.

10. Елисеев, Е.В. Сравнительная характеристика показателей сердечного цикла дзюдоистов 16-20 лет и их сверстников, не занимающихся спортом [Текст]/ Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, A.B. Панов // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №3(3). - С.

о; 13-16. S

11. Железняк, Ю.Д. Основы научно-мето-ш дической деятельности в физической культуре ~ и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений [Текст]/ Ю.Д. Железняк, П.К. 2 Петров. - М.: Академия, 2010. - 264 с.

, Г)

12. Кокорева, Е.Г. Особенности компен-ш саторных изменений психофизиологических О функций у детей 7-10 лет с депривацией зре-с ния и слуха [Текст] / Е.Г. Кокорева // Вестник 2 Челябинского государственного университета, | 2013.-№26(317). -С. 61-63.

13. Кокорева, Е.Г. Связь метода газораз-^ рядной визуализации с показателями цен-95 ностно-мотивационной сферы [Текст] / Е.Г. Е: Кокорева, T.B. Попова // Здравоохранение, об-s разование и безопасность, 2015. - №4(4). - С.

69-72.

14. Костенок, П.И. Общепедагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в современном образовательном учреждении: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук [Текст] / П.И. Костенок. - Челябинск, 2002. - С. 4-9.

15. Попова, T.B. Системные изменения в организме школьников с сенсорными наруше-ниямипри воздействии коррекционно-оздоро-вительных программ [Текст] / T.B. Попова, Е.Г. Кокорева // Системная интеграция в здравоохранении, 2008. - №2. - С. 50-54.

16. Олефиренко, В.Н. К вопросу о росте качества исполнения технических действий путём тренировки вестибулярного анализатора баскетболистов 14-15 лет [Текст] / В.Н. Олефиренко, Н.Е. Слинкина // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №1(1). -С. 21-25.

17. Трегубова, М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность [Текст] / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, A.B. Белоедов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, 2012. - №28. -С. 6-10.

18. Трегубова, М.В. Эхокардиографическое определение динамики морфофункциональ-ных характеристик сердца спортсменов высокой квалификации [Текст] / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, A.B. Панов // Научное обозрение, 2014.-№1,-С. 141-144.

19. Худяков, Г.Г. Роль вестибулометриче-ских упражнений в общей и специальной физической подготовленности спортсменов с сенсорными депривациями [] / Г.Г. Худяков, Е.Г. Кокорева, А.М. Каримов // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №4(4). -С. 29-33.

20. Шатин, А.Ю. Профессиональное познание как феномен рефлексии профессионального мышления в новом осмыслении профессионально познавательных ценностей [Текст] / А.Ю. Шатин, Е.В. Елисеев // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.-№26(317).-С. 129-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.