Научная статья на тему 'Динамичность показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих разного срока службы по призыву'

Динамичность показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих разного срока службы по призыву Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / MEMORY / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / SYCHOPHYSIOLOGICAL TESTING / қАРАПАЙЫМ ЖәНЕ КүРДЕЛі ПСИХОМОТОРИКАЛЫқ РЕАКЦИЯ / ПРОСТАЯ И СЛОЖНАЯ ПСИХОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / SIMPLE AND COMPLEX PSYCHOMOTOR REACTION / ОПЕРАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / SPEED OF THINKING / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SOLDIERS / НАЧИНАЮЩИЕ И ЗАВЕРШАЮЩИЕ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ / BEGINNING AND COMPLETING THE SERVICE CALL / ЖАДЫ / ОЙЛАУ ЖЫЛДАМДЫғЫ / ШАқЫРУ БОЙЫНША қЫЗМЕТТі БАСТАғАН ЖәНЕ АЯқТАЙТЫН әСКЕРИ қЫЗМЕТ-КЕРЛЕР / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯЛЫқ ТЕСТіЛЕУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокорева Е.Г., Каримов А.М.

Изучение динамичности показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих по призыву показало,что лица, завершающие службу, достоверно точнее и со значительно лучшим временем выполнили все предлагаемые тесты, нежели чем новобранцы. При этом, военнослужащие, завершающие службу по призыву, выполняли задания достоверно быстрее, продуктивнее и в большем объёме, нежели чем респонденты первого года военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокорева Е.Г., Каримов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамичность показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих разного срока службы по призыву»

ш

Вестник «Op.iey»-kst

Е.Г. Кокорева,

<

со О

СП

из О

3 о о и

О о.

С

ш

X

=1 <

CQ О ас х

S

A.M. Каримов,

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования « Уральский государственный университет физической культуры», Т1елябинск, Россия

Нег'13?1 свздер: жады, карапайым жэне курделг психомоторикалыц реакция, ойлау жылдамдыгы, шацыру бойынша цызметтг бастаган жэне аяктайтын эскери цызмет-керлер; психофизиологиялыц теспилеу.

Ключевые слова: память, простая и сложная психомоторная реакция, оперативность мышления, военнослужащие, начинающие и завершающие службу по призыву; психофизиологическое тестирование.

Keywords: memory, simple and complex psychomotor reaction, speed of thinking, soldiers, beginning and completing the service call; psychophysiological testing.

ДИНАМИЧНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАМЯТИ, МОТОРИКИ И

МЫШЛЕНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗНОГО СРОКА СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ

Ацдатпа

Шакыру бойынша эскери кызметкер-лердщ жады, моторикасы мен ойлауы керсепаштершщ динамикалыгын зерде-леу кызметп аяк,тайтын тулталар жаца-дан кабылданган эскерилерге Караганда барлык усы ныл тан тест1лерд1 нактырак жэне жылдамырак орындатанын керсетт1. Бул жагдайда шакыру бойынша кызмет-Ti аяктайтын эскери кызметкерлер эскери кызметке жана келген респонденттерге Караганда тапсырманы дэлфек, нэтижел1 жэне кец келемде орындады.

Аннотация

Изучение динамичности показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих по призыву показало,что лица, завершающие службу, достоверно точнее и со значительно лучшим временем выполнили все предлагаемые тесты, нежели чем новобранцы. При этом, военнослужащие, завершающие службу по призыву, выполняли задания достоверно быстрее, продуктивнее и в большем объёме, нежели чем респонденты первого года военной службы.

Annotation

The study of dynamic memory parameters, motor skills and thinking among conscripts showed that those final service, significantly more precisely and with a much better vremenemvypolnili all the proposed tests, rather than new recruits. In this case, the servicemen, finishing conscripts, performed tasks significantly faster, more productive, and a greater amount than what respondents first godavoennoy service

Вестник «0рлеу»-к$1

Ш

Актуальность. Согласно мнению ряда учёных [2, 5], психофизиологические показатели (ПФП) составляют базис специальной физической и психической работоспособности военнослужащих, где достижение физического и психического совершенствования личности невозможно без понимания природы функциональных изменений, возникающих у начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих, а также у военнослужащих разного уровня физической и психической подготовленности к экстремальным условиям службы в армии. При этом, первостепенной задачей физической подготовки военнослужащего к службе в рядах вооружённых сил является формирование должного уровня функциональных возможностей его организма в экстремальных условиях деятельности [1, 3, 6]. Здесь моделью экстремальных условий деятельности вполне может быть соревновательная деятельность по видам спорта [2, 5], где сформированный уровень готовности к достижению наилучшего (наивысшего) спортивного результата определяется, равно как и в служебно-боевой деятельности, повышенными требованиями к характеристике ПФП человека [9, 10]. Следовательно, изучение динамичности показателей памяти, моторики и мышления у начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих актуально и своевременно.

Организация и методы исследования. Исследования проводились на базе 6980-ой гвардейской авиационной базе 1-го разряда (в/ч 69860) дислоцирующейся в посёлке Шагол Челябинской области и кафедры «Безопасность жизнедеятельности». ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск). В исследованиях принимали участие военнослужащие не лётного состава в возрасте от 18 до 21 года включительно, начинающие и завершающие службу по призыву.

Цель исследования: изучение динамичности показателей памяти, моторики и мышления у начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих. Всего было обследовано 86 человек. Первую группу, группу военнослужащих, завершающих службу по призыву (п=44) составляли новобранцы конца 2014 года призыва. Вторую группу, группу военнослужащих, начинающих службу по призыву (п=42) составляли новобранцы конца 2015 года призыва. Исследование проходило с октября по декабрь 2015 года.

Зимой-весной 2016 года шла обработка полученных материалов исследования, результаты подвергались математико-ста-тистическому анализу с использованием критерия 1-Стыодента, обсуждались со специалистами, оформлялись в виде настоящей статьи и готовились к опубликованию. Статистически значимыми считались результаты при р<0,05.

Анализ исследуемых психофизиологических показателей у начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих проводился с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», г. Иваново) по стандартным и широко описанным в специальной литературе [7, 8] методикам. Изучались следующие психофизиологические показатели: способность к переключению г

внимания, зрительная память, логичность <

сс

мышления и т.д. (таблица 1) [1, 3, 4].

Для изучения динамики психомоторных ^

реакции, показателей, связанных с оты- о

еканием чисел с переключениеми памяти £

обследуемых военнослужащих в условиях Н

психических и физических нагрузок, все 5

исследование проводилось в помещении —

спортивного зала в/ч 69860 за 15 минут до =

сдачи контрольных нормативов по физиче- ^ ской подготовке.

Результаты и их обсуждение. Статиста- ~

чески значимые различия в динамике пси- §

хомоторных реакций и других психофизи- ^

ологических показателей наблюдались у —

ш

Вестник «0рлеу»-к$(

начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих по всем группам (таблица 1).

При сравнении памяти на слова (тест «запоминание слов») показатели у военнослужащих 1-ой группы были достоверно на 43,8 % лучше (7,60±0,32 и 4,27±0,41 соответственно, при р<0,05), нежели чем показатели у военнослужащих 2-й группы. Сравнение значений зрительной памяти так же выявило достоверное увеличение показателей у завершающих службу по призыву военнослужащих (1-я группа) по отношению к новобранцам (2-я группа) на 16,5 % (91,03±1,70 и 76,01±0,64 соответственно, при р<0,05).

Результаты сравнительного анализа сенсомоторной реакции у начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих в условиях состязательной

деятельности показали, что количество ответных движений у военнослужащих 1 -ой группы при изучении простой сенсомоторной реакции (ПСР) на 12,9 % больше, чем у новобранцев (243,00±4,31 и 211,45±6,55 соответственно, при р<0,05), а при исследовании сложной сенсомоторной реакции (ССР) на 21,5 % больше, нежели чем у военнослужащих 2-ой группы (166,50±4,63 и 130,68±9,70 соответственно, при р<0,05). При этом, если учесть, что ПСР и ССР являются наиболее объективными показателями проявления свойств лабильности нервной системы, то у завершающих службу по призыву военнослужащих в условиях состязательной деятельности проявляется достоверно высокий в менее широком диапазоне уровень функциональных возможностей психомоторики, нежели чем у новобранцев.

Таблица 1

Вариативность психофизиологических показателей у начинающих и завершающих службу по призыву военнослужащих(М±т)

X

<

со о

со £

из О

3 о и ш ИГ

0 а. с ш 3

1 X

о £

< Щ

о

Группа военнослужащих Запоминание слов (кол-во слов) Зрительная память (% правильных ответов) Отыскание чисел с переключением (время выполнения задания, с) ПСР (кол-во ответных движений) ССР (кол-во ответных движений) Тест Равенна (% правильных ответов) Оперативная память (число правильно найденных сумм)

1-я группа 7,60± 0,32 91,03± 1,70 76,30± 3,70 243,00± 4,31 166,50± 4,63 89,55± 7,45 5,65± 0,05

2-я группа 4,27± 0,41 76,01± 0,64 91,56± 7,45 201,45± 6,55 130,68± 9,70 76,47± 4,53 2,35± 0,25

Р2-1 р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05

Изучение способности военнослужащих 1 -ой и 2-ой групп к логичности мышления с применением методики «Тест Равенна» позволило увидеть, что военнослужащие завершающие службу по призыву демонстрировали лучшие по сравнению с новобранцами результаты. Так,

респонденты 1-ой группы дали достоверно на 14,6 % большее число правильных ответов, нежели чем военнослужащие 2-ой группы (89,55±7,45 % и 76,47±4,53 % соответственно, при р<0,05).

Сравнительный анализ числа правильно найденных сумм в процессе исследова-

Вестник «0[xiey»-kst

ния оперативной памяти у военнослужащих 1-ой и 2-ой групп показал, что военнослужащие завершающие службу по призыву так же демонстрировали лучшие по сравнению с новобранцами результаты. Военнослужащие 1-ой группы достоверно на 58,4 % показали большее число правильно найденных сумм, относительно новобранцев (5,65±0,05 и 2,35±0,25 соответственно, при р<0,05).

Обобщение результатов организованных и проведённых исследований убедительно показало, что военнослужащие 1-ой группы достоверно точнее и со значительно лучшим временем выполнили все предлагаемые тесты. При этом, военнослужащие, завершающие службу по призыву, выполняли задания достоверно быстрее, продуктивнее и в большем объёме, нежели чем новобранцы.

Вывод. Следовательно, с помощью сравнительных исследований нами объективно установлено, что у военнослужащих завершающих службу по призыву более низкая восприимчивостью нервной системы к возбуждению неспецифическими раздражителями и наиболее высокая, по сравнению с военнослужащими, начинающими службу, скорость приема и переработки информации.

ЛИТЕРАТУРА

1 Белоедов, A.B. Повышение эффективности физического воспитания студентов вузов с помощью волновых биомеханических тренажёров [Текст] / A.B. Белоедов, П.И. Костенок // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №1(1). - С. 12-16.

2 Викторов, Д.В.Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактор обеспечения безопасности их жизне-деятельности[Текст] / Д.В. Викторов, П.И. Костенок // Мир науки, культуры, образования, 2011. - №6-2. - С. 220-222.

3 Елисеев, Е.В. Единая спортивная классификация в айкидо[Текст] Тенсинкай / Е.В. Елисеев // Государств, комитет высш. и средн. образования; Государств, комитет

по физич. культуре, спорту и туризму; Южно-Уральский гос. университет и др. - Челябинск, 1999. - С. 4-11.

4 Елисеев, Е.В. Поведение центральной гемодинамики и сократительной функции миокардав зависимости от направленности тренировочного процесса в айкидо [Текст] / Е.В. Елисеев // Теория и практика физической культуры, 2003. - №1. - С. 3941.

5 Иванов, Т.А. Воспитание выносливости и скоростных способностей у лётного состава [Текст]/ Т.А. Иванов, Э.Ф. Капитанов, И.Н. Петров // Здравоохранение, образование и безопасность, 2016. - №2(6). - С. 103-108.

6 Кокорева, Е.Г. Особенности адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц у детей и взрослых с нарушением зрительной функции [Текст]/ Е.Г. Кокорева // Физиология человека, 2007. - Т.ЗЗ.

- №1. - С. 63-69.

7 Кокорева, Е.Г. Связь метода газоразрядной визуализации с показателями цен-ностно-мотивационной сферы[Текст] / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова // Здравоохранение, образование и безопасность, 2015. - №4(4).

- С. 69-72.

8 Костенок, П.И. Общепедагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в _ современном образовательном учреждении ^ [Текст]: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / < П.И. Костенок. - Челябинск, 2002. - С. 4-9. О

9 Трегубова, М.В. Эхо кард иографиче- 2: ское определение динамики морфофункцио- О нальных характеристик сердца спортсменов о высокой квалификации[Текст] / M.B. Трегу- ^ бова, Е.В. Елисеев, A.B. Панов // Научное 5 обозрение, 2014. - №1. - С. 141-144.

10 Худяков, Г.Г. Роль вестибулометри- ü ческих упражнений в общей и специальной х физической подготовленности спортсме- § нов с сенсорными депривациями[Текст] / < Г.Г. Худяков, Е.Г. Кокорева, A.M. Каримов о // Здравоохранение, образование и безопас- i ность, 2015. - №4(4). - С. 29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.