УДК-577.4(471.34)
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОСТКАТАСТРОФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
А.И. Калоша
В статье проводится анализ сущности понятия и структуры культуры здоровья, обосновываются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования культуры здоровья младших школьников, проживающих в зонах радиационного загрязнения, раскрываются содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровьесбере-гающее обучение.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Особенно сложна и многогранна задача сохранения и улучшения здоровья детей.
Абсолютно здоровыми являются только 10-20% выпускников общеобразовательных школ.
Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей, проживающих на радиационно загрязненных территориях в результате аварии на Чернобыльской АЭС. У этих детей наблюдаются отклонения в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, костно-мышечной и других систем [1, с. 12-13]. Проводимые специалистами исследования показывают, что состояние здоровья детей, проживающих в зонах радиационного загрязнения, не только не улучшается, а даже ухудшается [2, с. 38-44].
В связи с этим одной из приоритетных задач современного этапа модернизации образования является формирование и развитие культуры здоровья подрастающего поколения.
Следует отметить, что по данной проблеме уже проведено значительное количество иссле-дований. Однако особенности формирования культуры здоровья детей, проживающих в постката -строфических условиях, предметом исследования еще не выступали.
Прежде всего, нам нужно уточнить сущность понятий «здоровье» и «культура здоровья». В настоящее время имеются разные трактовки понятия «здоровья». Наиболее распространенными являются определения здоровья как способности человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию, как состояния полного физического, психического и социального благополучия, как процесса сохранении и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительной активности жизни [3, с. 14]. Как видно, здоровье характеризуется как способность, состояние процесса развития человека в качестве субъекта жизнедеятельности, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.
В настоящее имеются разные подходы к определению сущности понятия и структуры культуры здоровья. Это понятие рассматривается как общекультурный феномен, компонент общей культуры, интегральное качество, базовая характеристика личности, совокупность сформированных валеологических знаний, умений и способов поведения, осознанно выработанное ценностное отношение учащихся к здоровью и оздоровительной деятельности, уровень развития личности как субъекта оздоровительной деятельности.
Исходя из предмета исследования, мы рассматриваем культуру здоровья как интегральное качество младшего школьника, характеризующееся определенным уровнем овладения первоначальными знаниями в области здоровья, сформированностью ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и умений здоровьесбережения, активным участием в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Имеются различные средства формирования культуры здоровья школьников: содержание и технология изучения учебных предметов, валеологическая подготовка, внеклассные мероприятия и
др.
Значимым средством формирования культуры здоровья младших школьников является физ -культурно-оздоровительная деятельность, под которой следует понимать целенаправленную деятель -ность учащихся по физическому развитию, сохранению и укреплению своего здоровья.
Ведущими направлениями физкультурно-оздоровительной деятельности являются гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, лечебное. Содержание и фор-
мы спортивно-оздоровительной деятельности школьников включают в себя учебные занятия, самостоятельные занятия физической культуры и спортом, физические упражнения в режиме дня, занятия в физ-культурно-спортивных клубах, группы здоровья, общей и специальной физической подготовки, спортивные секции, праздники, игры, соревнования.
Исследования показывают, что правильно организованная физкультурно-оздоровительная деятельность позволяет школьнику:
- осознать важность сохранения и укрепления своего здоровья;
- сформировать потребность в занятиях физической культурой и спортом, систематически участвовать в учебно-тренировочных занятиях, спортивно-оздоровительных мероприятиях и праздниках;
- объективно оценивать состояние своего здоровья, физической и двигательной подготовленности;
- сформировать стремление к здоровому образу жизни, навыки сохранения и укрепления своего здоровья.
Таким образом, процесс физического воспитания является здоровьесберегающим фактором, но в практике школьного обучения этот фактор все еще занимает второстепенную позицию. Физкультурно-оздоровительный подход в физическом воспитании детей еще не находит широкого применения в практике.
Целью нашего исследования была разработка и экспериментальная проверка форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования культуры здоровья младших школьников, проживающих в зонах радиационного загрязнения.
Опытно-экспериментальная работа нами проводилась в течение 2-х лет в средней школе № 1 г. Новозыбкова Брянской области. В этой работе приняли участие 153 учащихся 2-3 классов. Уровень радиационного загрязнения в данной местности составляет 15-40 Ки/км2.
Прежде всего, мы посчитали необходимым придать занятиям по физической культуре оздоровительную направленность, обеспечить щадящий режим обучения детей с учетом их индивидуально-возрастных особенностей, сделать физическую нагрузку для младших школьников умеренной мощности.
Используя вариативный компонент комплексной программы по физической культуре, мы изменили режимы физических нагрузок учащихся экспериментальных классов (табл. 1).
Талица1
Изменение режима физических нагрузок в экспериментальных классах_
Качественная направленность физических нагрузок Режимы физических нагрузок (в % соотношении)
До эксперимента В период эксперимента
Выносливость 30 60
Скоростно-силовые качества 30 20
Ловкость 10 5
Быстрота 10 5
Сила 10 5
Гибкость 10 5
Итого 100 100
Как видно, в 2 раза было увеличено время на формирование у учащихся такого физического качества, как выносливость. Это сделано исходя из того, что нами был обнаружен очень низкий уровень развития этого качества у детей, проживающих на радиационно загрязненных территориях.
На здоровье детей большое влияние оказывает характер их двигательной активности. Результаты проводимых исследований показывают, что организация оптимального двигательного режима с учетом средовых, возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует укреплению их здоровья путем повышения неспецифической резистентности, совершенствованию функциональных возможностей детского организма.
Увеличение объема двигательной активности является одним из повышения условий здо-ровьесберегающей направленности занятий по физической культуре.
Поэтому нами был разработан комплекс подвижных игр с элементами циклических видов занятий (ходьба, бег, игра с мячом и др.). Названия и краткое содержание этих игр представлены в таблице 2.
Таблица 2
Названия и краткое содержание подвижных игр_
Название игры Краткое содержание
«Дальнобойщики» Участникам игры за 6 минут нужно преодолеть максимальное число раз отрезки, равные длине площадки. За каждый преодоленный отрезок участник игры получает от судьи счетную палочку (дозаправку)
«Погоня» Играющие делятся на две команды: убегающие и догоняющие. Побеждает команда, участники которой сумели максимальное количество раз догнать соперников. Каждую попытку участники начинают из различных исходных положений: стоя, упор-присев, упор-лежа и т.д.
«Выбивало» Водящие должны «осалить» мячом как можно большее количество участников игры
«Реши задачу» Каждый участник игры должен перед стартом решить простую задачу, начать бег из определенного исходного положения и на отрезке 10-15 метров опередить соперников и пересечь финишную линию первым
«Игра номеров» идр. Играющие делятся на две команды и рассчитываются по порядку номеров в каждой команде. Руководитель называет определенные номера, участники под данными номерами должны первыми добежать до условно обозначенного места. Победители забега получат призовые очки, которые в конце игры суммируются, и определяется команда победительница
Эти игры направлены прежде всего на развитие такого двигательного качества, как выносливость и способствуют также формированию скоростных, двигательно-координационных, ско-ростно-силовых способностей.
Учитывая, что двигательные качества хорошо развивает лыжный спорт, мы на 15% увеличили количество занятий по лыжной подготовке. 60-70% занятий по физической культуре мы старались проводить на свежем воздухе, стали чаще практиковать упражнения на восстановление дыхания, увеличили время на проведение разминок.
В экспериментальных классах были проведены спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама и я - спортивная семья» и специальные Дни здоровья.
С целью реализации валеологического компонента в структуру занятий по физической культуре мы включили беседы на темы: «Здоровье как базовая ценность», «Основы правильного питания», «Режим дня», «Правильный сон», «Личная гигиена», «Борьба с вредными привычками», «Правила поведения в условиях радиационного загрязнения».
Физкультурно-оздоровительную деятельность младших школьников мы дифференцировали в зависимости от их состояния здоровья. Были созданы специальные медицинские группы (СМГ), группы лечебной физкультуры (ЛФК), группы общей физической подготовки (ОФГ).
До начала и после проведения опытно-экспериментальной работы с помощью Карты здоровья и Карты культуры здоровья мы изучили уровни сформированное™ культуры здоровья младших школьников по следующим критериям и показателям:
- когнитивный критерий: полнота и объем знаний учащихся о здоровье, здоровом образе жизни и путях его соблюдении;
- мотивационно-ценностный критерий: ценностное отношение к своему здоровью, положительная мотивация здоровьесберегающей деятельности;
- поведенческий критерий: сформированность умений здоровьесбережения и соблюдения здорового образа жизни, активное участие в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Используя метод квалиметрии, мы выявили уровни сформированное™ культуры здоровья младших школьников до и после эксперимента и получили следующие результаты (табл. 3).
Таблица 3
Общий уровень сформированности культуры здоровья До эксперимента В период эксперимента
Высокий уровень 8 17
Средний уровень 45 59
Низкий уровень 47 24
Итого 100 100
Как видно из таблицы, за период эксперимента в 2 раза сократилось количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированное™ культуры здоровья, ив 1,4 раза увеличилось количество учащихся, имеющих высокий и средний уровень сформированности этой культуры.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования культуры здоровья младших школьников в посткатастрофических условиях.
The article analyses the health culture, the essence and the structure of this notion, grounds the opportunities of the health-and-fitness activity as the means of forming the health culture of primary schools students living in the areas with radiation pollution and reveals the contents and results of the pilot testing.
The key-words: health, culture of health, health-and-fitness activity, health saving techniques of teaching.
Список литературы
1. Бойко E.C., Грачев Ю.С. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности. Брянск: РИО БГУ, 2004. 308 с.
2. Состояние здоровья населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию в результате катастрофы на ЧАЭС. 19 лет спустя (сборник аналитических и статистических материалов). Брянск: Департамент здравоохранения Администрации Брянской области; Брянский клинико-диагностический центр, 2005. 129 с.
3. Тупицын И.О. Дети Чернобыля. Эколого-физиологический аспект. М.: ТОО «Российский салон», 1996. 168 с.