ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 376.2
Сажнева Елена Викторовна
кандидат педагогических наук Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Astrelvik@mail.ru
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
В данной статье представлены результаты многолетних исследований в поисках путей повышения эффективности занятий физической культурой со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. По мнению авторов, использование разработанной методики педагогического контроля, для данного контингента, будет содействовать более результативной работе преподавателей по разностороннему развитию детей данной подгруппы и повышению мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, педагогический контроль, методика тестирования, младшие школьники.
Практическая реализация задач здоровьесберегающих технологий обучения . и формирования культуры здорового образа жизни имеют первостепенную важность, особенно в современных условиях тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения (Л.Б. Дыхан, 2005; С.И. Изаак, 2006; В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, 2003). По мнению многих авторов (В.С. Бакулин, 1998; А.Г. Хрипкова, 1982; Т.Е. Виленская, 2005; В.К. Бальсевич, 2006; Ю.Ф. Курамшин, 1998, Н.И. Дереклеева, 2004) формы, предлагаемые для проведения физической культуры в специальной медицинской группе школ (А.А. Никифоров, 2005; И.Н. Тимошина, 2007), носят щадящий характер, что значительно тормозит развитие многих физических качеств ослабленных детей.
Современные методы работы специальной медицинской группы не решают всего спектра ни оздоровительных, ни образовательных задач (А.Н. Беляев, 2000; А.С. Солодков, 2001; С.П. Евсеев, 2003; Ю.А. Ямпольская, 2004; В.Р. Кучма, 2005). Усовершенствованная методика комплексного тестирования позволит повысить оздоровительный эффект занятий физической культурой, качество учебно-воспитательного процесса, улучшит соматическое здоровье и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с отклонениями состояния здоровья.
Целью нашего исследования было изучить особенности и выявить эффективность организационных форм, содержания и методики педагогического контроля в процессе физического воспитания младших школьников СМГ в средних образовательных школах (СОШ) и оздоровительных центрах (ОЦ). А также обосновать и разработать комплексную батарею тестов, характеризующую и оценива-
ющую уровень функционального состояния и физической подготовленности младших школьников с учетом патологических и возрастных особенностей, а также оценивающую эффективность процесса физического воспитания младших школьников в СМГ.
Объектом исследования выступил процесс физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы (СМГ). А предметом исследования стали средства, методы и формы организации педагогического контроля младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ в процессе физического воспитания.
При исследовании особенностей методик построения и организации занятий ФК с младшими школьниками СМГ в 22 школах г. Астрахани были выявлены следующие направления:
- 42,9% школы, где уроки ведут учителя физической культуры в рамках общешкольной программы с облегченной нагрузкой;
- 33,3% школы, где уроки проходят на базе оздоровительных школьных центров (ОЦ) врачами или методистами ЛФК;
- 23,8% школы, где система физического воспитания ослабленных детей отсутствует.
Анализ научной литературы по данной тематике и результаты исследования методических особенностей занятий физической культурой в СМГ МОУ г. Астрахани свидетельствуют о том, что единой и четкой программы обучения детей в СМГ на сегодня не существует. Предлагаются лишь различные методики комплектования групп, определяются ограничительные нагрузки, щадящий двигательный режим для групп различных нозологий. На практике занятия с детьми, имеющими отклонения, проходят однообразно и неэмоционально, что снижает заинтересованность в уроках физической куль-
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Сажнева Е.В., 2013
турой, особенно у мальчиков. Наши наблюдения показали, что снижение мотивации у всех обследованных детей 10-11 лет повлекло ухудшение результатов на занятиях физической культуры. Практически полностью отсутствует развитие физических качеств, не используются аэробные нагрузки. Врачебно педагогический контроль носит формальный характер. Все вышеизложенное говорит о необходимости дополнить программу физического воспитания большим видом разнообразных упражнений, а также подвижных и спортивных игр.
По нашему мнению одной из основных задач занятий физической культурой в СМГ с больными детьми должна стать профилактика гипокинетического синдрома или устранение его проявлений. Это возможно лишь при применении самого широкого и разнообразного по составу средств методов физической подготовки способных воздействовать на развитие всех физических качеств. При этом обязательно методика занятий должна быть индивидуализирована с учетом патологического процесса.
Нами была сформирована шкала оценочных критериев, позволяющая оценить всестороннее развитие двигательных качеств, а также физическое и функциональное состояние организма ребенка, на основании чего производилась оценка эффективности применяемых методик развития в процессе физического воспитания младших школьников СМГ (табл. 1).
Для разработанного комплекса тестов были рассчитаны нормативные показатели уровня физичес-
кой подготовленности в зависимости от возраста и пола младших школьников, которые позволили объективно оценить эффективность занятий в СМГ, а также дифференцировать оценку физического развития каждого ребенка.
Нами была проведена апробация разработанной методики комплексного тестирования в процессе физического воспитания учащихся СМГ для подтверждения ее эффективности. Экспериментальную группу составили учащиеся СМГ 2 класса гимназии № 3 (ЭГ), контрольную - учащиеся СМГ 2 класса СОШ № 39 (КГ).
В начале года, в обеих группах, проводился первичный контроль в полном объеме предлагаемой батареи тестов. Результаты показателей физического развития и функционального состояния учащихся обеих групп по всем критериям не имеют достоверных различий (Р<0,05).
На основании сопоставления и анализа полученных результатов с предложенными нормативами преподавателем экспериментальной группы проводилась коррекция методики программы обучения. Вносились изменения и дополнения в годовой календарно-тематический план.
В частности программа была дополнена комплексами на развитие гибкости, укрепление мышц спины и брюшного пресса, в подвижные игры включены элементы силовой подготовки и развитие координации, а также сделаны акценты на проведение комплексов дыхательной гимнастики. В контрольной группе такая работа не проводилась.
Таблица 1
Формирование оценочных критериев методики комплексного тестирования для младших школьников СМГ
Оценочный критерий Тест
общей активной гибкости наклон вперед из положения, стоя на краю возвышения
координационных способностей челночный бег (3х10 м).
силы и выносливости мышц ног приседания в индивидуальном темпе за 30с
силы мышц рук и спины бросок набивного мяча(1кг) из положения, сидя на полу двумя руками из-за головы
динамико-силовой выносливости мышц брюшного пресса поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги полусогнуты и не закреплены
стабильности позвоночника и состояния «мышечного корсета» удержание туловища в положении лежа на животе руки за головой
уровня силовой подготовки динамометрия
развития дыхательного аппарата (проба Штанге) время задержки дыхания на вдохе
уровня развития адаптационных резервов кардиореспираторной системы (индекс Руфье) измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15с (Р1), затем после 20 приседаний в течение 30с измеряется ЧСС за 15с первой минуты восстановления (Р2) и за 15с второй минуты (РЗ). Результаты подсчитываются по формуле: ИР_ 4*(Р1 +Р2 + Р3) _200усл. ед. 10
состояния вегетативной нервной системы -симпатико- или парасимпатикотонии, что влияет на регуляторные и адаптивные возможности организма (индекс Кердо) измеряется АД в спокойном состоянии. Результаты подсчитываются по формуле: ИК_1 АДдиастолич*100 ЧСС
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
125
В конце каждой четверти, в экспериментальной группе, проводилось дополнительное тестирование, включающее тесты, которые оценивали те физические качества, которые развивались в течение учебного процесса. И на основе результатов этих тестов также вносились коррективы и выставлялись четвертные оценки. Исключение составляет только первая четверть для начинающих заниматься в СМГ. Так как необходимо учитывать период адаптации и врабатывания для вновь прибывшего ребенка.
Второе полное обследование в экспериментальной группе проводилось в декабре. По количеству прироста результатов (в %) прослеживалась эффективность выполнения поставленных задач, вносились дополнительные корректировки программы обучения.
Третье, заключительное, обследование проводилось в конце учебного года в обеих группах. Оно позволило подвести итоги, оценить эффективность занятий и поставить итоговые оценки.
По результатам исследования было выявлено, что дети экспериментальной группы, чье развитие отслеживается и корректируется в течение всего года, превзошли своих сверстников из контрольной. Различия были статистически достоверны (Р>0,05) по всем показателям кроме развития координации и ВИ Кердо. Так как развитие координации в СМГ СОШ изначально соответствует нормативным показателям. Улучшение показателя вегетативной нервной системы требует более продолжительного времени, так как прирост по данному показателю составил 9%. Средний прирост показателей в экспериментальной группе составил 22,1%, а в контрольной группе - 6,9%.
Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития. Так, для прироста показателей быстроты, выносливости и силы требуется несколько месяцев регулярных тренировок, а для получения прироста показателей гибкости и координационных значений всего 812 тренировок.
На основании проведенного нами эксперимента мы пришли к выводу, что тестирование целесообразно проводить 3 раза в год, в сентябре - первичное контрольное тестирование. В декабре - промежуточное, и в мае - итоговое тестирование.
Так как все базовые данные для определения показателей нормативных таблиц формировались на основе результатов тестирования детей со среднестатистическими данными, т.е. особой методики или специальных программ их развития до этого не использовалось, то вполне уместно, что при некоторой корректировке программ самими учителями показатели их учеников приблизились к предложенным нормам. Что и подтвердилось при итоговом тестировании в экспериментальной группе.
Разрабатывая оценочные критерии для младших школьников, занимающихся в СМГ, мы преследовали цель поднять их мотивационный уровень к занятиям физической культурой, увеличить заинтересованность в улучшении собственного физического состояния. Внести элементы соревнования в урок физкультуры. Тем самым поднять эмоциональный статус занятия. Для учителей использование данной программы педагогического контроля будет служить ориентиром в построении учебных планов, напоминать о необходимом включении в программу физического воспитания детей упражнений на развитие физических качеств и повышения уровня развития адаптационного потенциала и гемодинамических показателей.
Таким образом, используя данную методику комплексного тестирования, педагог может быть вполне уверен в правильности своих действий в условиях специальной медицинской группы. Подводя итоги тестирования, после определения средних показателей в каждой возрастной группе и сравнивая их с предыдущими показателями, педагог сможет сделать точные выводы об эффективности или недостатках своей работы, в планировании и построении программы дальнейшего развития тех или иных физических качеств ребенка.
Библиографический список
1. Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Хмелева С.Н. Ва-леология: Ч. 1. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 69 с.
2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. -С. 2-6.
3. Виленская Т.Е. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата как одно из наиболее «слабых звеньев» у современных детей 710 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 3. - С. 52-55.
4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004. - 152 с.
5. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., А.Г. Трушкин А.Г. Педагогическая валеология: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, 2005. - 528 с.
6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.
7. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. - М., 2006. - 196 с.
8. Кузнецов В.С., Колодницкий В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 176 с.
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
9. Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: теория и технология применения. - СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. - 76 с.
10. Кучма В.Р., Баранов А.А., Л.А. Щепляги-на Л.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 2. - С. 4-7.
11. Никифоров А.А. Врачебно-педагогические аспекты организации и методики занятий со школьниками в специальных медицинских группах. -БелРИПКППС. - 2005. - 145 с.
12. Солодков А.С., Есина Е.М. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима //
АФК. - 2004. - № 3. - С. 18-22.
13. Тимошина И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. -С. 65-67.
14. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. - М.: Педагогика, 1982. - 237 с.
15. Ямпольская Ю.А. Скрининг-оценка адаптационного потенциала растущего организма: «уровни здоровья» // Проблемы современной антропологии: сборник, посвящ. 70-летию со дня рождения проф. Б.А. Никитюка. - М.: Флинта: Наука,
2004. - С. 170-183.
УДК 378
Баранов Андрей Николаевич
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
andrejbaranov1980@rambler.ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье автор рассматривает факторы, мотивы и организационно-педагогические условия самовоспитания студентов в процессе преподавания учебной дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: самовоспитание, физическая культура в вузе, развитие, факторы и мотивы самовоспитания.
В современных социально-экономических условиях значительно повысились требования подготовки студентов в высшей школе по физической культуре. Не случайно в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» и в новых Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что цель высшего образования - это подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, повышение научно-педагогической квалификации будущих специалистов. У студента должна быть сформирована устойчивая мотивация и потребность к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, приобретению личного опыта творческого использования средств и методов физического воспитания, что в свою очередь будет влиять на оздоровление нации в целом.
Вместе с тем в настоящее время, несмотря на важнейшую социально-экономическую роль физической культуры и спорта, 85% граждан Российской Федерации, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, специально физической культурой и спортом не занимаются.
Для достижения поставленных целей необходимо развивать физкультурно-спортивное движение
в стране, создавать сеть спортивных клубов, совершенствовать систему спортивных и физкультурных мероприятий, менять отношение студентов к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, что в целом будет способствовать их самовоспитанию и самосовершенствованию.
Исследование проблемы самовоспитания студентов вуза в процессе организации занятий по физической культуре позволило выявить трудности, с которыми они сталкиваются в этот период.
Л.И. Божович и Э. Эриксон выделяют:
- психологические, связанные с проблемой формирования временной перспективы;
- социальные, связанные с материальными проблемами, неясностью перспектив развития общества;
- трудности профессионального самоопределения, связанные с планированием профессиональных перспектив [1; 6].
В социально-психологическом плане студенчество по сравнению с другими группами населения отличается высоким образовательным и интеллектуальным уровнем, уровнем познавательной мотивации. По мнению И.А. Зимней, студенчество это социальная общность, которая характеризуется наивысшей социальной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [2]. Именно в этот период жизни происходит максимальное развитие, как интеллектуальных, так и физических сил организма; процесс саморазви-
© Баранов А.Н., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
127