Научная статья на тему 'Адаптационные возможности физического воспитания в начальной школе'

Адаптационные возможности физического воспитания в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашевская Нелли Ивановна

В статье описан эксперимент по изучению влияния средств физического воспитания на адаптацию первоклассников к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационные возможности физического воспитания в начальной школе»

Библиографический список

1. Заславская, О. Ю. Повышение качества подготовки учителей информатики на основе формирования управленческой компетентности в системе непрерывного образования.[Текст]/0. Ю. Заславская // Наука и школа. - М., 2006, - № 5. - С. 55-61.

2. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ М. И.. Золотов, М. Е. Кузин, С. Г. Сейранов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.

3. Мескон, М. X. Основы менеджмента [Текст]/ М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори/ Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 53 с.

4. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст]: учеб. пособ./ А. И. Мищенко. - М.: МОСУ, 1993. - 52 с.

5. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом [Текст]: учебное пособие./В. П. Симонов - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 226 с.

6. Фишман, Л. И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы. [Текст]/ Л. И. Фишман. - Казань: ПО РАО; Самара: СамГПУ-СИП-КРО, 1997.-304 с.

УДК 372.879.6

Ромашевская Нелли Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Кузбасской государственной педагогической академии, ffk717019@mail.ru, Новокузнецк

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Romashevskaya Nelli Ivanovna

Candidate of pedagogy, associate professor of sport disciplines subdepartment of Kuzbass state pedagogical academy, ffk717019@mail.ru, Novokuznetsk

THE ADAPTIONAL POSSIBILITIES OF PHYSICAL EDUCATIONAL ELEMENTARY SCHOOL

На современном этапе модернизации отечественной системы образования перед начальной школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизации процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста и создание организацион-но-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность

стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.

Начало обучения в школе ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка и во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности ребенка. Положительный эффект приспособления ребенка к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области социологии, психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания и др. (Б. Г. Ананьев, Г. М. Анд-рееева, М. Р. Битянова, М. М. Врублевска, Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Л. В. Корель, Л. И. Лубышева и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения (Н. В. Вос-трокнутов, С. А. Беличева, И. А. Коробейникова, Г. Ф. и др.). Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно новой атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Обсуждаются проблемы детей со школьной дезадаптацией и активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений школьной дезадаптацией. (Э. В. Галажинский, Н. Н. Заваденко,

Н. В. Белякова, И. Л. Левина и др.).

В настоящее время авторы экспериментальных образовательных программ указывают на необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета, способствал не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья (Р. И. Айзман, Н. М. Амосов, Р. М. Баевский, И. И. Брехман, В. М. Дильман и др.).

Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе социальной адаптации и

личностного развития детей младшего школьного возраста. Воспитательные возможности физической культуры используются недостаточно из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее значительными возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его пси-холого-педагогической компетентно сти.

Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого-педагогические аспекты руководства социальной адаптацией первоклассников в процессе физического воспитания не конкретизируются.

Школьная адаптация в нашем исследовании рассматривается как приспособление ребенка к новым условиям социальной э/сизни, отношением, требованиям, видам деятельности, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Физическое воспитание обладает различной силой влияния на развитие психических и физических способностей, однако в вопросах развития психических процессов в зависимости от влияния физического воспитания полной ясности нет до настоящего времени. Изучение психических процессов и психомоторных способностей детей в зависимости от разной степени воздействия физического воспитания должно помочь определить оптимальные условия их разностороннего развития.

Физическое воспитание определяет внешнее и внутреннее содержание деятельности и происходящие при этом изменения, связанные со структурой познавательных процессов, напрямую зависящих от свойств нервной системы. Эту функцию физического воспитания мы рассматриваем как отдельный компонент, который реализуется в познавательно-развивающей деятельности учащихся в системе физического воспитания и оказывает влияние на всю систему психических процессов.

Обобщая результаты исследований, посвященных взаимосвязи двигательного и социально-психологического развития, показателей умственного развития и физической подготовленности, можно сделать вывод о том, что двигательное и психическое развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (первоклассники особенно) происходит в тесном взаимодействии. Показатели физического состояния оказывают доминирующее влияние на процесс психического развития ребёнка, а избирательные

соответствия средств физического воспитания и показателей умственного развития необходимо рассматривать как теоретическую предпосылку методики физического воспитания, интегрирующих умственное и двигательное развитие школьников.

Основные принципы физического воспитания детей младшего школьного возраста, с нашей точки зрения, заключаются в следующем: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого школьника.

При этом необходимо учитывать, что в основу методики и организации физического воспитания младших школьников должна быть положена концепция управления развитием физического потенциала человека. Выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности приобретаются только тренировками, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности. В рамках тренировочного процесса могут и должны решаться задачи моторного обучения, овладения двигательными умениями и навыками.

Реализация этой стратегии позволяет заложить базис дальнейшего физического совершенствования на весь последующий период жизни школьника: эффективное развитие физических качеств, освоение новых, в том числе специализированных координаций, оздоровительная тренировка, осмысленная самостоятельная физическая активность, успешное овладение всеми ценностями физической культуры.

В этой связи нами разработана программа адаптации первоклассников к школе средствами физической культуры, цель которой заключается в повышении адаптивных возможностей первоклассников при помощи различных видов физической активности.

В нашем исследовании мы выделили следующие задачи: осуществлять совершенствование личности учащихся на основе гармоничного взаимодействия формирования физических и личностных качеств; обеспечивать воспитание нравственности, интеллекта, развитие и формирование общей культуры за счет специально-организованной двигательной деятельности; учитывать на занятиях физической культуры индивидуальные, физиологические, возрастно-половые характеристики, потребности и личностные качества школьников; обучать младших школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности.

Решение поставленных задач осуществляется на основе следующих принципах: интегративности, системно-структурного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, сознательного обучения физическим упражнениям, развивающей направленности физкультурных занятий и познавательно-развивающей деятельности учащихся в процессе их осуществления.

При разработке программы адаптации детей средствами физического воспитания мы учитывали, что обязательным объединяющим фактором в воспитательно-образовательном процессе будут являться педагогические условия в виде трех основных компонентов: реализации системы урочных и внеурочных форм физического воспитания; качественное содержание и направленность средств, методов и форм организаций, определяющих на основе познавательно-развивающей деятельности учащихся, развитие у них психических, физических, когнитивных и социальных способностей; оценка эффективности учебной деятельности учащихся в системе обучения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами использованы следующие методы адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры: организационные - способы воздействия, обеспечивающие определенную упорядоченность данного процесса; психолого-пе-дагогические - способы воздействия, направленные на оптимальное развитие всех компонентов адаптации. В разработанной нами программе мы выделяем аналитический, проектированный, внедренческий и рефлексивный этапы. Каждый этап программы определяется и характеризуется задачами, представлением об ожидаемых результатах и условиях перехода к следующему этапу. Определены следующие компоненты адаптации: психофизиологический, когнитивный, эмоциональный, конативный и физический.

В процессе реализации программы адаптации детей к школе средствами физического воспитания нами была разработана система работы с первоклассниками, родителями и учителями. Данная система работы позволяла не только отслеживать как проходит процесс адаптации у учащихся к школьному обучению, но и своевременно его корректировать.

При выборе форм организации учебно-воспитательного процесса, наиболее эффективных в решении задач умственного и двигательного развития, учитывались их практичность, направленность на повышение эффективности адаптации первоклассников к школе т. д. К таким формам работы относятся: уроки физкультуры; сюжетно-ролевые физкультурные занятия; уроки здоровья; спортивные игры; подвижные игры; физкультурные праздники; спортивные эстафеты; оздоровительный бег; динамический час; утренняя гимнастика; активный совместный отдых на прогулке; использование кинезиологических упражнений во время различных занятий и в свободное время; самостоятельная двигательная деятельность детей; использование элементов туризма; пешие экскурсии; физкультурные паузы; закаливание; дорожка здоровья; спортивные и танцевальные перемены; самомассаж; плавание в бассейне.

Большое значение для успешной адаптации детей к школе имела организация двигательной активности в режиме дня. В различных исследованиях указывается на то, что у школьников, особенно у младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на

переменах позволяло в определенной мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы достигается проведением гимнастики до учебных занятий, а в середине дня и к вечеру занятиями физическими упражнениями, активным отдыхом и прогулками на воздухе.

Действие физических упражнений для развития познавательных способностей нацелено на формирование системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорное развитие; повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, восприятия; увеличение словарного запаса, становление речи. Положительный эффект от упражнений достигается путём сочетания двух компонентов: двигательного действия и упражнения направленного на умственное развитие ребёнка, реализуемого в форме игры или задания.

Для решения проблемы адаптации к школе средствами физического воспитания на уроках физкультуры мы использовали игровой стретчинг, который направлен на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитие и высвобождение «скрытых» творческих и оздоровительных возможностей в процессе занятий. Занятия проводились в виде сюжетноролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, а также адаптации детей к школе.

С целью повышения эффективности адаптации детей к школе средствами физического воспитания нами были изучены также возможности использования элементов роуп-скиппинга. Роуп-скиппинг - одно из популярных средств двигательной активности за рубежом, представляющий традиционные прыжки на скакалке, сложные комбинации прыжков, акробатических элементов, танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, которые выполняются индивидуально или в группах. Простота, доступность, высокая эмоциональность дают возможность использовать этот вид двигательной активности не только на уроках физической культуры в школе, но и во внеурочное время.

На уроках здоровья учащиеся получают знания об окружающем мире, человеке, правильном отношении к природе и людям, о двигательном режиме, закаливании, правильном питании, режиме дня, личной гигиене, активном и пассивном отдыхе, сне, средствах восстановления организма, самоконтроле за здоровьем. Эти знания сразу же закрепляются практическими действиями.

Большое внимание мы уделяли проведению спортивных и подвижных игр, физкультурных праздников и спортивных эстафет, которые не только решали задачи физического воспитания и успешной адаптации, но и способствовали формированию мотивации занятий физкультурой, сплочению детского коллектива, чувства ответственности за свою команду.

Одной из форм активного совместного отдыха на прогулке являются использование элементов туризма и пешие экскурсии, которые имеют большое значение в реализации потребностей ребенка в двигательной активности с познанием природы и окружающего мира, а также в закреплении полученных знаний и умений. Такие прогулки нами проводились два раза в месяц в осенний и весенний периоды и один раз в месяц в зимний период.

В качестве различных средств снятия психоэмоционального напряжения и умственного утомления мы использовали спортивные и танцевальные перемены. Использование элементов психофизического тренинга (например, в сюжетных занятиях) применяются упражнения и этюды психогимнастики, разработанные М. И. Чистяковой и основанные на обучении элементам техники выразительных движений, их использовании в воспитании эмоций и высших чувств, формировании навыков в саморасслаблении.

Большое значение для успешной адаптации детей к школе имела разработанная нами программа, включающая в себя комплекс кинезиологичес-ких упражнений, которая позволяла не только снять отдельные симптомы психофизиологических отклонений, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение этих упражнений способствовало улучшению у детей памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, снижало утомляемость, повышало способность к произвольному контролю, позволяло улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

Выводы

Разработанная нами программа адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания и ее реализация, предполагающая использование специальных средств, методов в организационно-методических приемов, способствует успешной адаптации детей к обучению в школе физическому и психическому развитию ребенка, развитию познавательны способностей младших школьников в процессе физического воспитания, также формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой.

На основе наблюдений показатели успешной адаптации детей к школе выражаются в благоприятной динамике работоспособности и ее улучшении на протяжении первого полугодия, отсутствии выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошем усвоении учебной программ. Индикатором сложности процесса адаптации к школе, как правило, являлись изменения в поведении детей.

В ходе создания педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей к обучению в школе, в процессе физического воспитания необходимо учитывать, что личность ребенка является био-психо-социокультурной системой, включающей совокупность анатомических, физиологических биомеханических, нейродинамических, психодинамических компонентов и сознания.

Физическое воспитание жизненно необходимо для гармоничного умственного и физического развития ребенка, оно способствует и адаптации детей к школе.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. [Текст]/ Ю. К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

2. Баландин, В. А. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе [Текст]/ В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко и др.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. С. 39-42.

3. Буре, Р. С. Готовим детей к школе. [Текст]/ Р. С. Буре. - М.: Просвещение, 1987.-24 с.

4. Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. [Текст]/ Ю. Н. Вавилов, Н. А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

5. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ Под ред. А. В. Петровского - М., 1979. - 296 с..

6. Галажинский, Э. В. К вопросу о взаимосвязи психической ригидности, тревожности и адаптации к школе учащихся начальных классов [Текст]/ Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. - 1996 - № 2. - С. 55-56.

7. Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. [Текст]/ В. В. Давыдов. - М, 1978. - С. 142-159.

8. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии.[Текст]/ Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М., 2000. - 144 с.

9. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. [Текст]/ Е. Е. Кравцова. - М., 1991. - 152 с.

10. Левина, И. Л. Школьная адаптация и её нарушения. [Текст]/ И. Л. Левина. -2002.- 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.