Научная статья на тему 'Методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса'

Методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1603
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПЕРВОКЛАССНИКИ / METHODOLOGY / THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE / HEALTH ORIENTATION / HEALTH-IMPROVING MEANS / FIRST GRADERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асташина Марина Петровна, Мухортова Маргарита Юрьевна

В статье показаны особенности подбора и соотношения физкультурно-оздоровительных средств в различных вариантах урока физической культуры. Представлена методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса. Доказана эффективность проведения третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асташина Марина Петровна, Мухортова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of physical education and recreational nature lesson with the students of the first class

The article describes the peculiarities of recruitment and the ratio of fitness equipment under various variants of the lesson of physical culture. It presents a methodology lesson of physical culture improving orientation with students of the first class. It proves effective in the third lesson of physical culture improving orientation with first graders. The article shows the feathers of recruitment and the ratio of fitness equipment in different types of the lesson of physical culture. It is presented a methodology lesson of physical culture improving orientation with students of the first grade. It is proved the effectiveness in the third lesson of physical culture improving orientation with first graders.

Текст научной работы на тему «Методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

2. Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций / под ред. А. Н. Блеера. — М. : Анита Пресс, 2006. - С. 7-16.

3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : моногр. / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск : СибГУФК,

2006. — 380 с.

4. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. — Сургут : СурГПИ,

2007. — 201 с.

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 450 с.

6. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. — М. : Академический проект, 2005. — 124 с.

7. Алексеев, А. В. Себя преодолеть / А. В. Алексеев. — М. : Физкультура и спорт, 2006. — 192 с.

8. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Вол-

кова. — СПб. : Питер, 2002. — 284 с.

9. Лебедев, А. В. Личность и её свойства / А В. Лебедев. —

СПб. : СПбГУНИПТ, 2001. — С. 165 — 167.

10. Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / Г. Д. Бабушкин. — Омск : СибГУФК, 2012. — 326 с.

11. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности : моногр. / Е. А. Науменко. — Тюмень : ТГУ, 2001. — 230 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Адрес для переписки: Gena41@mail.ru ЯКОВЛЕВ Борис Петрович, доктор психологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры педагогики Сургутского государственного университета.

Адрес для переписки: boris_yarovlev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.09.2013 г.

© Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев

УДК 796:372.016 м. П. АСТАШИНА

М. Ю. МУХОРТОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

МЕТОДИКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

В статье показаны особенности подбора и соотношения физкультурно-оздоровительных средств в различных вариантах урока физической культуры. Представлена методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса. Доказана эффективность проведения третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.

Ключевые слова: методика, урок физической культуры, оздоровительная направленность, физкультурно-оздоровительные средства, первоклассники.

Введение. В настоящее время тревогу специалистов вызывает здоровье детей, которое в значительной степени определяет длительность сохранения трудоспособности и социальной активности человека. За последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь 11 — 12 % учащихся начальной школы. Большинство авторов сходится во мнении, что одним из причинных факторов сложившейся ситуации является дефицит двигательной активности [1—3].

В 2010 году был введен третий час учебного предмета «Физическая культура» для решения проблемы увеличения двигательной активности, укрепления здоровья и развития физических качеств у учащихся. При этом одни авторы считают, что ценность урока физической культуры может раскрыться в рамках спортивно-ориентированного подхода [4], другие — что в рамках оздоровительного подхода [5, 6].

Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточной оздоровительной направленностью физического воспитания и необходимостью поиска эффективных средств, обеспечивающих высокий уровень сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос, каким должен быть подбор физкультурнооздоровительных средств на уроке физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса для эффективного его проведения?

Целью исследования является разработка, внедрение и выявление эффективности методики урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что наполняемость содержания урока физической куль-

Таблица 1

Среднегрупповые результаты показателей физической подготовленности и функционального состояния учащихся первых классов в начале педагогического эксперимента

Тесты, единицы измерения КГ ЭГ Ро

Бег 30 м, с м 7,7±0,9 7,8±0,6 р>0,05

д 7,8±0,5 7,8±0,7 р>0,05

Челночный бег 3x10 м, с м 11,3±0,8 11,3±0,9 р>0,05

д 11,1 ±0,6 11,1 ±0,4 р>0,05

Прыжок в длину с места, см м 115±13,1 119,1 ±15,9 р>0,05

д 90,4±17,6 95±23,5 р>0,05

6-минутный бег, м м 731 ±38,1 733,6±32,6 р>0,05

д 503,8±104,4 501,8±102,2 р>0,05

Наклон вперед из положения сидя, см м 1,5±1,3 1,2±1,2 р>0,05

д 6,7±2,9 7,2±2,4 р>0,05

Подтягивание на низкой перекладине из виса, кол-во раз м 2±0,9 2,1 ±0,7 р>0,05

д 5,7±3,3 5,2±2,8 р>0,05

Проба Генчи, с м 10,0±0,7 10,5±0,5 р>0,05

д 9,0±1 8,6±1,3 р>0,05

Проба Штанге, с м 36,3±1,5 37,3±1,5 р>0,05

д 27,8±1,5 28,8±1,7 р>0,05

Проба Руфье, усл. ед. м 11,8±1,9 12,6±1,6 р>0,05

д 12,7±1,2 13,3±0,8 р>0,05

туры оздоровительной направленности такими физкультурно-оздоровительными средствами, как специальные зрительные упражнения и игры, дыхательные упражнения, подвижные игры, точечный массаж и релаксирующие упражнения, позволит снизить количество простудных заболеваний, повысить уровень физической подготовленности и улучшить показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем учащихся первого класса.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Определить заболеваемость, уровень физической подготовленности и показатели функционального состояния первоклассников.

2. Теоретически обосновать подбор физкультурно-оздоровительных средств, содержание и варианты третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса.

3. Выявить эффективность методики урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; опрос и изучение документации учителей физической культуры; пульсометрия и хронометраж; анализ медицинских карт; физиологические методы исследования; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследовательская работа проводилась в три этапа, с октября 2011года по май 2013 года на базе МКОУ «Любинская СОШ № 1, 2, 3» поселка Любинский Омской области и БОУ «СОШ г. Омска № 61, 68, 81». В педагогическом эксперименте принимали участие дети в возрасте 7—8 лет в количестве 44 человек, составившие контрольную и экспериментальную группы.

Результаты исследования. Данные опроса показали, что учителя физической культуры отмечали необходимость проведения уроков физической культуры оздоровительной направленности в связи со снижением уровня физической подготовленности из-за частых простудных заболеваний учащихся первых классов. Анализ документации учителей физической культуры показал, что распределение учебного материала соотносится с рабочей программой и полностью отражает объем каждого из разделов программы. Нами обнаружено, что большинство учителей используют на уроках физической культуры преимущественно такие физкультурно-оздоровительные средства, как подвижные игры и дыхательные упражнения.

Динамика показателей ЧСС на уроках физической культуры в обеих группах практически не различалась, что свидетельствовало о рациональном регулирование физической нагрузки. Анализ данных хронометража уроков физической культуры показал, что при общей плотности в пределах 91— 92 % моторная плотность составляла 80 %, что способствовало решению задачи увеличения двигательной активности учащихся как контрольной, так и экспериментальной групп.

Данные заболеваемости первоклассников по медицинским картам в начале педагогического эксперимента свидетельствовали о том, что 85 % учащихся первых классов болели острыми респираторными заболеваниями чаще четырех раз в учебном году.

В контрольной и экспериментальной группах результаты по показателям физической подготовленности и функционального состояния учащихся первых классов в начале педагогического эксперимента достоверно не различались (табл. 1). Исследовательские данные свидетельствовали о том, что у испытуемых обеих групп преобладал средний и низкий уровень физической подготовленности и функционального состояния (при р>0,05).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

В течение учебного года нами проводился педагогический эксперимент. В контрольной группе третий урок физической культуры проводился общеразвивающего направления с расширением отдельных тем и разделов примерной программы начального образования. Особенностью проведения третьего урока физической культуры в экспериментальной группе являлась наполняемость содержания урока такими физкультурно-оздоровительными средствами, как специальные зрительные упражнения и игры, дыхательные упражнения, подвижные игры, точечный массаж и релаксирующие упражнения.

Специальные зрительные упражнения и игры мы использовали для профилактики нарушений и улучшения зрительной функции первоклассников. Комплекс зрительных упражнений включал в себя 7 — 8 упражнений и повторялся от 4 — 6 до 8—10 раз. Широко использовались зрительные игры восстановительной и тренирующей направленности.

С целью формирования навыков правильного дыхания нами проводились с учащимися дыхательные упражнения. Использовались специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера в сочетании с ОРУ, с упражнениями на расслабление, в движении с проговариванием речитативов. Продолжительность комплекса дыхательных упражнений составляла от 10 до 12 минут.

Для развития физических качеств и улучшения показателей общего состояния здоровья первоклассников мы использовали подвижные игры различной интенсивности. Продолжительность проведения подвижных игр составляла 10— 15 минут. Игры подбирались с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и уровня физической подготовленности учащихся первого класса.

Точечный массаж проводился нами с целью профилактики простудных заболеваний у первоклассников. Учащиеся выполняли самомассаж пальцами девяти биоактивных точек с сопровождением речитатива. Продолжительность точечного массажа составляла 3—5 минут.

Релаксирующие упражнения проводились нами под музыкальное сопровождение с целью полного расслабления мышц и снижения эмоционального напряжения учащихся. Продолжительность выполнения ре-лаксирующих упражнений составляла 2 — 3 минуты.

Физкультурно-оздоровительные средства подбирались с учетом возрастных особенностей учащихся, сложности разучивания упражнений (например, дыхательные упражнения требуют особой концентрации внимания при их выполнении по сравнению со специальными зрительными или релаксирующими упражнениями), а также продолжительности проведения комплексов упражнений. Соотношение физкультурно-оздоровительных средств на уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующее: подвижные игры — 50 %; дыхательные упражнения — 20 %; специальные зрительные упражнения и игры — 10 %; точечный массаж — 10 %; релаксирующие упражнения — 10 %.

Подвижные игры занимали 50 % учебного времени, так как игра является ведущей деятельностью первоклассников, способствующая эффективному развитию физических качеств учащихся. Дыхательным упражнениям уделялось 20 % от общего времени урока физической культуры оздоровительной направленности, в связи с тем, что обучение правильному дыханию в первом классе является основой гармоничного развития всех функциональных систем ребенка.

На разучивание и выполнение специальных зрительных упражнений и игр, точечного массажа, ре-лаксирующих упражнений уделялось по 10 % от общего времени урока физической культуры оздоровительной направленности. Такое соотношение обосновано тем, что на их разучивание и выполнение не затрачивается много времени. Использование данных физкультурно-оздоровительных средств позволило эффективно решать оздоровительные задачи в процессе физического воспитания. В работе нами широко применялись метод строго регламентированного упражнения и игровой метод обучения.

На уроках физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками решались следующие задачи: достижение высокой устойчивости организма к острым респираторным вирусным инфекциям; нормализация работы функциональных систем первоклассников средствами физической культуры; насыщение двигательного режима детей разнообразными и доступными физическими упражнениями для полноценного их физического развития и поддержания высокого уровня работоспособности.

При проведении уроков физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками мы опирались на общепринятую структуру. Продолжительность урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками составляла 40 минут.

На подготовительную часть урока физической культуры оздоровительной направленности отводилось от 7 до 10 минут. Нами решались задачи «втягивающего» характера в процессе физического воспитания. Осуществлялась подготовка организма к предстоящей деятельности, а так же обеспечение правильной работы функциональных систем учащихся. Проводились беговые и общеразвивающие упражнения на месте и в движении в сочетании с дыхательными упражнениями, использовались специальные зрительные упражнения.

Основная часть урока физической культуры оздоровительной направленности продолжалась 20 — 25 минут, в процессе которой решались следующие задачи: укрепление функциональных систем организма, развитие физических качеств первоклассников (общей выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы) посредством подвижных игр различной направленности и интенсивности.

В заключительной части урока физической культуры оздоровительной направленности решались задачи восстановительного характера. Нами проводились специальные зрительные игры, упражнения на внимание, точечный массаж, релаксирующие и дыхательные упражнения. На заключительную часть урока физической культуры отводилось 5—8 минут.

Нами было обосновано соотношение физкультурно-оздоровительных средств в различных вариантах уроков физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками: восстановительный, игровой, комбинированный (рис. 1). Преимущественно проводился комбинированный вариант урока физической культуры оздоровительной направленности (около 50 % от общего количества третьих уроков физической культуры).

Комбинированный урок заключался в комплексном использовании представленных физкультурнооздоровительных средств в зависимости от задач. Соотношение средств на комбинированном уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующим: подвижные игры — 44 %; дыхательные упражнения — 20 %; специальные

Комбинированный

урок

■ Подвижные игры

Ш Специальные зрительные упражнения и игры в Дыхательные упражнения Н Точечный массаж В Релаксирующие упражнения

Рис. 1. Соотношение физкультурно-оздоровительных средств на различных вариантах уроков физической культуры с учащимися 1-го класса

Таблица 2

Среднегрупповые результаты показателей физической подготовленности и функционального состояния учащихся первых классов в конце педагогического эксперимента

Тесты, единицы измерения КГ ЭГ Ро

Бег 30 м, с м 7,3±0,8 7,1 ±0,7 р>0,05

д 7,3±0,4 7,3±0,4 р>0,05

Челночный бег 3x10 м, с м 10,8±0,5 10,8 ±0,5 р>0,05

д 10,9±0,4 10,8 ±0,3 р>0,05

Прыжок в длину с места, см м 122,8 ±10 129,7 ±16,1 р>0,05

д 102,5±16,2 109,1 ±21,2 р>0,05

6-минутный бег, м м 767,0±39,2 796,4±55,4 р>0,05

д 614,2±85,1 609,1 ±73,5 р>0,05

Наклон вперед из положения сидя, см м 4,7±2,4 3,7±1,3 р>0,05

д 10,1 ±3,1 11,1 ±1,6 р>0,05

Подтягивание на низкой перекладине из виса, кол-во раз м 3,1±1,1 3±0,6 р>0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д 8,2±4 6,5±3 р>0,05

Проба Генчи, с м 10,9±0,6 14,5±1 р<0,05

д 10,5±0,8 13,6±1,3 р<0,05

Проба Штанге, с м 40,4±1,6 44,7±1,9 р<0,05

д 34,5±2,6 40,0±2,5 р<0,05

Проба Руфье, усл. ед. м 9,6±1,3 7,1 ±1,4 р<0,05

д 9,7±1 7,0±1,3 р<0,05

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

зрительные упражнения и игры — 12 %; точечный массаж — 12 %; релаксирующие упражнения — 12 %.

Игровой урок проводился для развития физических качеств и решения оздоровительных задач. Соотношение физкультурно-оздоровительных средств на игровом уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующим: подвижные игры — 55 %; дыхательные упражнения — 15 %; специальные зрительные упражнения и игры — 10 %; точечный массаж — 10 %; релаксирующие упражнения — 10 %.

С учетом утомления и обострения заболеваний ОРЗ у учащихся первого класса нами проводился восстановительный урок, где преимущественно присутствовали упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, концентрацию внимания и расслабление. Соотношение средств на восстановительном уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующим: подвижные игры — 30 %; дыхательные упражнения — 25 %; специальные зрительные упражнения и игры — 10 %; точечный массаж — 20 %; релаксирующие упражнения — 15 %.

Заключение. Результаты исследования показали, что проведение уроков физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса по предложенной нами методике способствует снижению количественных показателей заболеваемости ОРЗ детей на 31 %, обеспечивает прирост показателей физической подготовленности на 54 %, содействует достоверному улучшению работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем первоклассников на 77 % (табл. 2). В конце педагогического эксперимента у испытуемых экспериментальной группы преобладал средний уровень физической подготовленности и функционального состояния первоклассников.

Научная новизна исследования заключается в том, что был обоснован подбор и соотношение физкультурно-оздоровительных средств для трех вариантов третьего урока физической культуры; разработана и экспериментально подтверждена эффективность методики урока физической культуры

оздоровительной направленности с учащимися первого класса.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования предложенной методики проведения третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первых классов общеобразовательных школ г. Омска и Омской области.

Библиографический список

1. Виленская, Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. - № 5. - С. 18-22.

2. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект : кн. для педагога / Ю. А. Янсон. — 2-е изд., доп. и перераб.— Ростов н/Д: Феникс, 2009. — С. 45 — 58.

3. Смирнов, Н. К. Современная школа и здоровье учащихся / Н. К. Смирнов // Основы безопасности жизни. — 2012. — № 1. — С. 42 — 47.

4. Зелова, Т. Ф. Влияние дополнительной физической нагрузки на соотношение динамики двигательного и умственного развития шестиклассников / Т. Ф. Зелова, Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2012. — № 5. — С. 21—26.

5. Копылов, Ю. А. Третий урок физической культуры в начальной школе : метод. рек. / Ю. А. Копылов, В. Н. Верхлин — М. : Чистые пруды, 2005. — 29 с.

6. Золотых, И. В. Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения / И. В. Золотых, Н. А. Золотых // Начальная школа. — 2012. — № 8. — С. 59 — 62.

АСТАШИНА Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры.

МУХОРТОВА Маргарита Юрьевна, магистр физической культуры.

Адрес для переписки: ка1е<Зга1о12007@гатЬ1ег.ш

Статья поступила в редакцию 04.10.2013 г.

© М. П. Асташина, М. Ю. Мухортова

Книжная полка

Стернин, Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений : моногр. / Ю. И. Стернин. - М. : ИнформМед, 2008. - 152 с. - ISBN 978-5-904192-02-0.

Монография посвящена одной из основных проблем спорта высших достижений — реабилитации спортсменов. Представлены изменения со стороны нервной и иммунной систем, происходящие во время тренировочной и соревновательной деятельности. Рассматриваются вопросы реабилитации спортсменов. Проводится подробный анализ препаратов для системной энзимотерапии, освещаются механизмы их влияния на физиологические и патофизиологические процессы в организме, роль и место в тренировочном процессе и в реабилитации. Книга предназначена для слушателей циклов (курсов) последипломного усовершенствования, практических врачей в области спортивной медицины, врачей общей практики и других специальностей.

Пономарева, Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников : учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Г. Н. Пономарева, С. О. Филиппова. - М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС Творческий центр Сфера, 2010. - 656 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-589814-405-0.

Учебное пособие предназначено для будущих специалистов по физической культуре дошкольников. В нем изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.