ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
2. Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций / под ред. А. Н. Блеера. — М. : Анита Пресс, 2006. - С. 7-16.
3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : моногр. / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск : СибГУФК,
2006. — 380 с.
4. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. — Сургут : СурГПИ,
2007. — 201 с.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 450 с.
6. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. — М. : Академический проект, 2005. — 124 с.
7. Алексеев, А. В. Себя преодолеть / А. В. Алексеев. — М. : Физкультура и спорт, 2006. — 192 с.
8. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Вол-
кова. — СПб. : Питер, 2002. — 284 с.
9. Лебедев, А. В. Личность и её свойства / А В. Лебедев. —
СПб. : СПбГУНИПТ, 2001. — С. 165 — 167.
10. Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / Г. Д. Бабушкин. — Омск : СибГУФК, 2012. — 326 с.
11. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности : моногр. / Е. А. Науменко. — Тюмень : ТГУ, 2001. — 230 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected] ЯКОВЛЕВ Борис Петрович, доктор психологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры педагогики Сургутского государственного университета.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2013 г.
© Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев
УДК 796:372.016 м. П. АСТАШИНА
М. Ю. МУХОРТОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
МЕТОДИКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
В статье показаны особенности подбора и соотношения физкультурно-оздоровительных средств в различных вариантах урока физической культуры. Представлена методика урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса. Доказана эффективность проведения третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.
Ключевые слова: методика, урок физической культуры, оздоровительная направленность, физкультурно-оздоровительные средства, первоклассники.
Введение. В настоящее время тревогу специалистов вызывает здоровье детей, которое в значительной степени определяет длительность сохранения трудоспособности и социальной активности человека. За последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь 11 — 12 % учащихся начальной школы. Большинство авторов сходится во мнении, что одним из причинных факторов сложившейся ситуации является дефицит двигательной активности [1—3].
В 2010 году был введен третий час учебного предмета «Физическая культура» для решения проблемы увеличения двигательной активности, укрепления здоровья и развития физических качеств у учащихся. При этом одни авторы считают, что ценность урока физической культуры может раскрыться в рамках спортивно-ориентированного подхода [4], другие — что в рамках оздоровительного подхода [5, 6].
Актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточной оздоровительной направленностью физического воспитания и необходимостью поиска эффективных средств, обеспечивающих высокий уровень сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос, каким должен быть подбор физкультурнооздоровительных средств на уроке физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса для эффективного его проведения?
Целью исследования является разработка, внедрение и выявление эффективности методики урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что наполняемость содержания урока физической куль-
Таблица 1
Среднегрупповые результаты показателей физической подготовленности и функционального состояния учащихся первых классов в начале педагогического эксперимента
Тесты, единицы измерения КГ ЭГ Ро
Бег 30 м, с м 7,7±0,9 7,8±0,6 р>0,05
д 7,8±0,5 7,8±0,7 р>0,05
Челночный бег 3x10 м, с м 11,3±0,8 11,3±0,9 р>0,05
д 11,1 ±0,6 11,1 ±0,4 р>0,05
Прыжок в длину с места, см м 115±13,1 119,1 ±15,9 р>0,05
д 90,4±17,6 95±23,5 р>0,05
6-минутный бег, м м 731 ±38,1 733,6±32,6 р>0,05
д 503,8±104,4 501,8±102,2 р>0,05
Наклон вперед из положения сидя, см м 1,5±1,3 1,2±1,2 р>0,05
д 6,7±2,9 7,2±2,4 р>0,05
Подтягивание на низкой перекладине из виса, кол-во раз м 2±0,9 2,1 ±0,7 р>0,05
д 5,7±3,3 5,2±2,8 р>0,05
Проба Генчи, с м 10,0±0,7 10,5±0,5 р>0,05
д 9,0±1 8,6±1,3 р>0,05
Проба Штанге, с м 36,3±1,5 37,3±1,5 р>0,05
д 27,8±1,5 28,8±1,7 р>0,05
Проба Руфье, усл. ед. м 11,8±1,9 12,6±1,6 р>0,05
д 12,7±1,2 13,3±0,8 р>0,05
туры оздоровительной направленности такими физкультурно-оздоровительными средствами, как специальные зрительные упражнения и игры, дыхательные упражнения, подвижные игры, точечный массаж и релаксирующие упражнения, позволит снизить количество простудных заболеваний, повысить уровень физической подготовленности и улучшить показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем учащихся первого класса.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Определить заболеваемость, уровень физической подготовленности и показатели функционального состояния первоклассников.
2. Теоретически обосновать подбор физкультурно-оздоровительных средств, содержание и варианты третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса.
3. Выявить эффективность методики урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; опрос и изучение документации учителей физической культуры; пульсометрия и хронометраж; анализ медицинских карт; физиологические методы исследования; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования. Исследовательская работа проводилась в три этапа, с октября 2011года по май 2013 года на базе МКОУ «Любинская СОШ № 1, 2, 3» поселка Любинский Омской области и БОУ «СОШ г. Омска № 61, 68, 81». В педагогическом эксперименте принимали участие дети в возрасте 7—8 лет в количестве 44 человек, составившие контрольную и экспериментальную группы.
Результаты исследования. Данные опроса показали, что учителя физической культуры отмечали необходимость проведения уроков физической культуры оздоровительной направленности в связи со снижением уровня физической подготовленности из-за частых простудных заболеваний учащихся первых классов. Анализ документации учителей физической культуры показал, что распределение учебного материала соотносится с рабочей программой и полностью отражает объем каждого из разделов программы. Нами обнаружено, что большинство учителей используют на уроках физической культуры преимущественно такие физкультурно-оздоровительные средства, как подвижные игры и дыхательные упражнения.
Динамика показателей ЧСС на уроках физической культуры в обеих группах практически не различалась, что свидетельствовало о рациональном регулирование физической нагрузки. Анализ данных хронометража уроков физической культуры показал, что при общей плотности в пределах 91— 92 % моторная плотность составляла 80 %, что способствовало решению задачи увеличения двигательной активности учащихся как контрольной, так и экспериментальной групп.
Данные заболеваемости первоклассников по медицинским картам в начале педагогического эксперимента свидетельствовали о том, что 85 % учащихся первых классов болели острыми респираторными заболеваниями чаще четырех раз в учебном году.
В контрольной и экспериментальной группах результаты по показателям физической подготовленности и функционального состояния учащихся первых классов в начале педагогического эксперимента достоверно не различались (табл. 1). Исследовательские данные свидетельствовали о том, что у испытуемых обеих групп преобладал средний и низкий уровень физической подготовленности и функционального состояния (при р>0,05).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
В течение учебного года нами проводился педагогический эксперимент. В контрольной группе третий урок физической культуры проводился общеразвивающего направления с расширением отдельных тем и разделов примерной программы начального образования. Особенностью проведения третьего урока физической культуры в экспериментальной группе являлась наполняемость содержания урока такими физкультурно-оздоровительными средствами, как специальные зрительные упражнения и игры, дыхательные упражнения, подвижные игры, точечный массаж и релаксирующие упражнения.
Специальные зрительные упражнения и игры мы использовали для профилактики нарушений и улучшения зрительной функции первоклассников. Комплекс зрительных упражнений включал в себя 7 — 8 упражнений и повторялся от 4 — 6 до 8—10 раз. Широко использовались зрительные игры восстановительной и тренирующей направленности.
С целью формирования навыков правильного дыхания нами проводились с учащимися дыхательные упражнения. Использовались специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера в сочетании с ОРУ, с упражнениями на расслабление, в движении с проговариванием речитативов. Продолжительность комплекса дыхательных упражнений составляла от 10 до 12 минут.
Для развития физических качеств и улучшения показателей общего состояния здоровья первоклассников мы использовали подвижные игры различной интенсивности. Продолжительность проведения подвижных игр составляла 10— 15 минут. Игры подбирались с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и уровня физической подготовленности учащихся первого класса.
Точечный массаж проводился нами с целью профилактики простудных заболеваний у первоклассников. Учащиеся выполняли самомассаж пальцами девяти биоактивных точек с сопровождением речитатива. Продолжительность точечного массажа составляла 3—5 минут.
Релаксирующие упражнения проводились нами под музыкальное сопровождение с целью полного расслабления мышц и снижения эмоционального напряжения учащихся. Продолжительность выполнения ре-лаксирующих упражнений составляла 2 — 3 минуты.
Физкультурно-оздоровительные средства подбирались с учетом возрастных особенностей учащихся, сложности разучивания упражнений (например, дыхательные упражнения требуют особой концентрации внимания при их выполнении по сравнению со специальными зрительными или релаксирующими упражнениями), а также продолжительности проведения комплексов упражнений. Соотношение физкультурно-оздоровительных средств на уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующее: подвижные игры — 50 %; дыхательные упражнения — 20 %; специальные зрительные упражнения и игры — 10 %; точечный массаж — 10 %; релаксирующие упражнения — 10 %.
Подвижные игры занимали 50 % учебного времени, так как игра является ведущей деятельностью первоклассников, способствующая эффективному развитию физических качеств учащихся. Дыхательным упражнениям уделялось 20 % от общего времени урока физической культуры оздоровительной направленности, в связи с тем, что обучение правильному дыханию в первом классе является основой гармоничного развития всех функциональных систем ребенка.
На разучивание и выполнение специальных зрительных упражнений и игр, точечного массажа, ре-лаксирующих упражнений уделялось по 10 % от общего времени урока физической культуры оздоровительной направленности. Такое соотношение обосновано тем, что на их разучивание и выполнение не затрачивается много времени. Использование данных физкультурно-оздоровительных средств позволило эффективно решать оздоровительные задачи в процессе физического воспитания. В работе нами широко применялись метод строго регламентированного упражнения и игровой метод обучения.
На уроках физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками решались следующие задачи: достижение высокой устойчивости организма к острым респираторным вирусным инфекциям; нормализация работы функциональных систем первоклассников средствами физической культуры; насыщение двигательного режима детей разнообразными и доступными физическими упражнениями для полноценного их физического развития и поддержания высокого уровня работоспособности.
При проведении уроков физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками мы опирались на общепринятую структуру. Продолжительность урока физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками составляла 40 минут.
На подготовительную часть урока физической культуры оздоровительной направленности отводилось от 7 до 10 минут. Нами решались задачи «втягивающего» характера в процессе физического воспитания. Осуществлялась подготовка организма к предстоящей деятельности, а так же обеспечение правильной работы функциональных систем учащихся. Проводились беговые и общеразвивающие упражнения на месте и в движении в сочетании с дыхательными упражнениями, использовались специальные зрительные упражнения.
Основная часть урока физической культуры оздоровительной направленности продолжалась 20 — 25 минут, в процессе которой решались следующие задачи: укрепление функциональных систем организма, развитие физических качеств первоклассников (общей выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы) посредством подвижных игр различной направленности и интенсивности.
В заключительной части урока физической культуры оздоровительной направленности решались задачи восстановительного характера. Нами проводились специальные зрительные игры, упражнения на внимание, точечный массаж, релаксирующие и дыхательные упражнения. На заключительную часть урока физической культуры отводилось 5—8 минут.
Нами было обосновано соотношение физкультурно-оздоровительных средств в различных вариантах уроков физической культуры оздоровительной направленности с первоклассниками: восстановительный, игровой, комбинированный (рис. 1). Преимущественно проводился комбинированный вариант урока физической культуры оздоровительной направленности (около 50 % от общего количества третьих уроков физической культуры).
Комбинированный урок заключался в комплексном использовании представленных физкультурнооздоровительных средств в зависимости от задач. Соотношение средств на комбинированном уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующим: подвижные игры — 44 %; дыхательные упражнения — 20 %; специальные
Комбинированный
урок
■ Подвижные игры
Ш Специальные зрительные упражнения и игры в Дыхательные упражнения Н Точечный массаж В Релаксирующие упражнения
Рис. 1. Соотношение физкультурно-оздоровительных средств на различных вариантах уроков физической культуры с учащимися 1-го класса
Таблица 2
Среднегрупповые результаты показателей физической подготовленности и функционального состояния учащихся первых классов в конце педагогического эксперимента
Тесты, единицы измерения КГ ЭГ Ро
Бег 30 м, с м 7,3±0,8 7,1 ±0,7 р>0,05
д 7,3±0,4 7,3±0,4 р>0,05
Челночный бег 3x10 м, с м 10,8±0,5 10,8 ±0,5 р>0,05
д 10,9±0,4 10,8 ±0,3 р>0,05
Прыжок в длину с места, см м 122,8 ±10 129,7 ±16,1 р>0,05
д 102,5±16,2 109,1 ±21,2 р>0,05
6-минутный бег, м м 767,0±39,2 796,4±55,4 р>0,05
д 614,2±85,1 609,1 ±73,5 р>0,05
Наклон вперед из положения сидя, см м 4,7±2,4 3,7±1,3 р>0,05
д 10,1 ±3,1 11,1 ±1,6 р>0,05
Подтягивание на низкой перекладине из виса, кол-во раз м 3,1±1,1 3±0,6 р>0,05
д 8,2±4 6,5±3 р>0,05
Проба Генчи, с м 10,9±0,6 14,5±1 р<0,05
д 10,5±0,8 13,6±1,3 р<0,05
Проба Штанге, с м 40,4±1,6 44,7±1,9 р<0,05
д 34,5±2,6 40,0±2,5 р<0,05
Проба Руфье, усл. ед. м 9,6±1,3 7,1 ±1,4 р<0,05
д 9,7±1 7,0±1,3 р<0,05
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
зрительные упражнения и игры — 12 %; точечный массаж — 12 %; релаксирующие упражнения — 12 %.
Игровой урок проводился для развития физических качеств и решения оздоровительных задач. Соотношение физкультурно-оздоровительных средств на игровом уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующим: подвижные игры — 55 %; дыхательные упражнения — 15 %; специальные зрительные упражнения и игры — 10 %; точечный массаж — 10 %; релаксирующие упражнения — 10 %.
С учетом утомления и обострения заболеваний ОРЗ у учащихся первого класса нами проводился восстановительный урок, где преимущественно присутствовали упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, концентрацию внимания и расслабление. Соотношение средств на восстановительном уроке физической культуры оздоровительной направленности было следующим: подвижные игры — 30 %; дыхательные упражнения — 25 %; специальные зрительные упражнения и игры — 10 %; точечный массаж — 20 %; релаксирующие упражнения — 15 %.
Заключение. Результаты исследования показали, что проведение уроков физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первого класса по предложенной нами методике способствует снижению количественных показателей заболеваемости ОРЗ детей на 31 %, обеспечивает прирост показателей физической подготовленности на 54 %, содействует достоверному улучшению работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем первоклассников на 77 % (табл. 2). В конце педагогического эксперимента у испытуемых экспериментальной группы преобладал средний уровень физической подготовленности и функционального состояния первоклассников.
Научная новизна исследования заключается в том, что был обоснован подбор и соотношение физкультурно-оздоровительных средств для трех вариантов третьего урока физической культуры; разработана и экспериментально подтверждена эффективность методики урока физической культуры
оздоровительной направленности с учащимися первого класса.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования предложенной методики проведения третьего урока физической культуры оздоровительной направленности с учащимися первых классов общеобразовательных школ г. Омска и Омской области.
Библиографический список
1. Виленская, Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. - № 5. - С. 18-22.
2. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект : кн. для педагога / Ю. А. Янсон. — 2-е изд., доп. и перераб.— Ростов н/Д: Феникс, 2009. — С. 45 — 58.
3. Смирнов, Н. К. Современная школа и здоровье учащихся / Н. К. Смирнов // Основы безопасности жизни. — 2012. — № 1. — С. 42 — 47.
4. Зелова, Т. Ф. Влияние дополнительной физической нагрузки на соотношение динамики двигательного и умственного развития шестиклассников / Т. Ф. Зелова, Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2012. — № 5. — С. 21—26.
5. Копылов, Ю. А. Третий урок физической культуры в начальной школе : метод. рек. / Ю. А. Копылов, В. Н. Верхлин — М. : Чистые пруды, 2005. — 29 с.
6. Золотых, И. В. Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения / И. В. Золотых, Н. А. Золотых // Начальная школа. — 2012. — № 8. — С. 59 — 62.
АСТАШИНА Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и режиссуры.
МУХОРТОВА Маргарита Юрьевна, магистр физической культуры.
Адрес для переписки: ка1е<Зга1о12007@гатЬ1ег.ш
Статья поступила в редакцию 04.10.2013 г.
© М. П. Асташина, М. Ю. Мухортова
Книжная полка
Стернин, Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений : моногр. / Ю. И. Стернин. - М. : ИнформМед, 2008. - 152 с. - ISBN 978-5-904192-02-0.
Монография посвящена одной из основных проблем спорта высших достижений — реабилитации спортсменов. Представлены изменения со стороны нервной и иммунной систем, происходящие во время тренировочной и соревновательной деятельности. Рассматриваются вопросы реабилитации спортсменов. Проводится подробный анализ препаратов для системной энзимотерапии, освещаются механизмы их влияния на физиологические и патофизиологические процессы в организме, роль и место в тренировочном процессе и в реабилитации. Книга предназначена для слушателей циклов (курсов) последипломного усовершенствования, практических врачей в области спортивной медицины, врачей общей практики и других специальностей.
Пономарева, Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников : учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Г. Н. Пономарева, С. О. Филиппова. - М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС Творческий центр Сфера, 2010. - 656 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-589814-405-0.
Учебное пособие предназначено для будущих специалистов по физической культуре дошкольников. В нем изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.