1. Луканина, Е.А. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия [Электронный ресурс] / Е.А. Луканина // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/25/integrirovannyy-urok-kak-sredstvo-mezhpredmetnogo. - 24.11.2016.
2. Нефедова, Е.В. Интегрированный урок [Электронный ресурс] / Е.В. Нефедова, Г.Л. Тарасова // Открытый урок Первое сентября. - М. : первое сентября. 2013-2017. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627614/. - 24.11.2016.
3. Интегрированные уроки [Электронный ресурс] // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/234369. - 22.11. 2016.
УДК 371.7
О.Н. Суетина, И.С. Осипова, г. Шадринск
Использование элементов нетрадиционного оздоровления в структуре третьего часа физической культуры
Оздоровительное направление развития физической культуры в общеобразовательных организациях раскрывается в статье как одно из важнейших, решающих многие задачи не только современного физкультурного образования, но и общего образования школьников. В статье рассматривается структура третьего (оздоровительного) урока физической культуры, а также раскрываются возможности использования некоторых нетрадиционных способов оздоровления в рамках третьего часа. Опираясь на положения современного законодательства, авторы раскрывают необходимость внедрения третьего часа физической культуры с элементами нетрадиционного оздоровления. Особое внимание в качестве элементов нетрадиционного оздоровления уделяется асанам хатха-йоги.
Физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, третий час физкультуры.
0. N. Suetina,
1. S. Osipova,
Shadrinsk
The use of non-traditional elements of recovery in the structure of the third hour of physical culture
Wellness direction of development ofphysical culture in educational institutions is revealed in the article as one of the most important, solving a problem, not only modern physical education and General education students. The article discusses the structure of the third (Wellness) physical education class, but also reveals the possibility of using some non-traditional ways of healing in the third hour. Relying on the provisions of modern legislation, the authors reveal the necessity of introducing the third hour of physical culture with elements of alternative healing. Special attention as elements of alternative healing is given to asanas of Hatha yoga.
Keywords: physical education, Wellness physical education, third hour of physical culture.
Введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья,
совершенствование образовательного процесса в общеобразовательных организациях в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования только на первый взгляд кажутся разрозненными задачами. Прилагаемые усилия по развитию физической культуры на разных уровнях управления образованием, в том числе, в Курганской области, за последние пять лет говорят о том, что давно не стоит вопрос об определении актуальности задачи оздоровления нации, острым до сих пор остается вопрос по поиску наиболее эффективных форм данного оздоровления.
Третий урок физической культуры с 2010 года стал неотъемлемой частью организации физкультурно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками с 1 по 11 -ый классы.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования): «Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом» [1]
Практической реализацией указанных выше положений Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" является введение третьего (оздоровительного) часа физической культуры в общеобразовательных организациях.
Однако, кроме вышеуказанного, введение третьего урока физической культуры в неделю вызвано рядом дополнительных причин. В частности, В.И. Ревякина отмечает, что: «Основными рисками нарушения здоровья детей следует считать: несоответствие школьных программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; увеличение темпа и объема учебной нагрузки во всех типах образовательных учреждений; возрастание уровня учебного стресса (до 80 % учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса); раннее начало дошкольного систематического и чрезмерно интенсивного обучения; недостаточную грамотность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка; нарушение гигиенических нормативов отдыха детей» [2]
Анализ статистических данных показывает, что наиболее традиционными нарушениями состояния здоровья для обучающихся, являются нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, сколиоз), зрительного анализатора, а также нарушения гармоничного физического развития.
В условиях чрезмерной нагрузки и достаточно высокого уровня хронического утомления усиление использования средств физического воспитания, как правило, не оказывает должного влияния на здоровье.
Очевидно, что такое состояние здоровья современных обучающихся - результат длительного неблагоприятного воздействия ряда факторов, среди которых выделяются не только социально - экономические, но и ряд педагогических факторов, большее влияние из которых имеет несовершенство организации физического воспитания в современной школе.
Н. Н. Нежкина, О. В. Кулигин, Ю. В. Чистякова отмечают следующее: «Необходимость разработки новых программ физического воспитания школьников вызвана сегодня целым рядом проблем. И первая из них связана с очень высоким уровнем гиподинамии: в младшей школе он уже составляет 35%, а у старшеклассников достигает 85%. Для того чтобы решить эту проблему в нашей стране законодательно в базовую часть учебного плана был введен третий обязательный урок физической культуры. И многие школы столкнулись с новой проблемой, какие же программы реализовывать на этом третьем часе?» [3].
В данной ситуации необходимо использовать максимум возможностей содержания и форм физического воспитания для превращения его в реальную меру охраны и сохранения здоровья. Кроме того, необходимо активно использовать различные инновационные программы, направленные на укрепление здоровья детей и всестороннее развитие обучающихся.
Но при организации оздоровительной работы в рамках третьего часа физической культуры возникает ряд проблем,
А.Н. Первых отмечает, что: «Основные трудности введения третьего урока носят организационно-методический характер: в ограниченной школьной физкультурно-оздоровительной инфраструктуре, отсутствии материальных средств для ее расширения и строительства дополнительных спортсооружений; в недостаточной оснащенности имеющихся помещений и площадок для занятий физическими упражнениями; недостаточном (даже при 2 уроках) кадровом обеспечении; рациональном выборе содержания и методическом обеспечении занятий на 3 -м уроке [4].
Одной из возможностей решения данной проблемы является разработка новых подходов к организации физического воспитания, а также использование системы оздоровительных мероприятий, что можно успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) часа физической культуры.
В младших классах в содержание третьего часа физической культуры целесообразно включать следующие разделы: теоретические знания по оздоровительной физической культуре, упражнения на концентрацию внимания, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, упражнения, способствующие профилактике простудных заболеваний (корригирующие упражнения, дыхательные упражнения и т.д.), комплексы упражнений дыхательной гимнастики, способствующие улучшению вентиляции легких. В конце каждого занятия целесообразно использовать приемы мышечной релаксации и психической регуляции.
В старших классах при проведении третьего часа физической культуры к указанным разделам желательно добавить разделы, включающие комплексы атлетической
гимнастики для устранения недостатков телосложения, фитнес - тренинги, оздоровительный бег, подвижные и спортивные игры, выполняемые в аэробном режиме.
Кроме того, в старших классах необходимо рассмотрение приемов самоконтроля за состоянием своего организма.
При проведении третьего оздоровительного часа физической культуры, на наш взгляд, целесообразно включение в структуру урока элементов нетрадиционного оздоровления, к которым относятся: использование элементов Хатха-йоги, элементов дыхательной гимнастики, упражнений корригирующей гимнастики («Дорожка здоровья»), массаж рефлексогенных зон.
Рассмотрим данные элементы подробнее.
Элементы Хатха-йоги можно использовать вместе с общеразвивающими упражнениями в подготовительной части урока.
Преимущества такого сочетания состоят в том, что они включают в себя упражнения на различные группы мышц, на расслабление и напряжение в сочетании с дыханием, а также дыхательные и корригирующие упражнения.
Итак, в подготовительной части третьего часа физической культуры с оздоровительной направленностью можно использовать следующие асаны - упражнения Хатха-йоги.
Упражнение «Кобра». Лежа на полу, лицом вниз, вытянуть ноги, держа их в напряжении. При этом стопы держатся вместе; опереться ладонями о пол, поставив их возле бедер; вытянуться позвоночником, до полного выравнивания рук. Спина ровная, плечи раскрыты, взгляд направлен вперед.
Потянуться головой назад, взгляд направлен вверх, плавно выйти из упражнения, опустившись на пол, в первоначальное положение.
Упражнение «Собака мордой вниз». Опускаемся на четвереньки; упираемся в пол пальцами ног; поднимаем таз, бедра и спину, упираясь в пол ладонями; голова смотрит вниз; можно поочередно поднимать то одну, то другую ногу.
Упражнение «Цветок». Сидя на полу; ноги скрестить по-турецки; ладони соединить; поднять соединенные ладони вверх над головой.
Упражнение «Бабочка». Сесть, соединить стопы; развести колени в стороны; держать спину прямой
Упражнение «Лодка». Сесть прямо; приподнять ноги, стараться держать ноги прямыми; руки вытянуть вперед, ладонями вверх; вернуться в исходное положение.
В основной части третьего часа физической культуры с оздоровительной направленностью целесообразно включать комплексы упражнений корригирующей гимнастики, упражнения на укрепление мышечного корсета, а также комплексы упражнений на развитие общей выносливости, поскольку именно общая выносливость является основой здоровья.
При проведении оздоровительного урока физической культуры можно использовать комплексы корригирующих упражнений, объединенных в так называемую «Дорожку здоровья».
Как правило, в «Дорожку здоровья» включают коврики-пазлы, состоящие из различных элементов. В качестве составляющих компонентов таких ковриков-пазлов можно использовать подручные материалы: пуговицы, пробки, декоративные камни,
фломастеры, веревки различной толщины и структуры, цветные карандаши, пластиковые крышки и т.д.
Как показывает практика, дети очень позитивно реагируют на такую «Дорожку здоровья». Они с удовольствием проходят через все коврики-пазлы.
Также в основной части можно использовать различные виды дыхательных гимнастик, каждая из которых имеет свои условия и особенности применения.
В качестве примеров упражнений дыхательной гимнастики можно привести упражнения из комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
«Насос». Необходимо представить, что вы ручным насосом накачиваете шину автомобиля. При выполнении упражнения нужно легко наклониться вперед (руки висят свободно) и в самой нижней точке наклона сделать вдох носом, заканчивающийся вместе с наклоном.
Слегка приподняться, но не выпрямляться, затем опять сделать наклон и вдох и т. д. Выдохи - свободные, произвольные. Наклоны должны быть легкие, пружинистые и ритмичные - в ритме строевого шага.
«Обхватите плечи». Данное упражнение выполняется, сводя руки перед грудью. Стоя прямо, поднять руки, которые должны находиться на уровне плеч, согнув руки в локтях поднять одну над другой (руки должны находиться прямо перед грудью). На вдохе свести руки, как бы обнимают себя: правая ладонь тянется к левому плечу, а левая - к правой подмышке (при этом можно не дотрагиваться ладонями подмышек или плеч).
В заключительной части третьего часа физической культуры с оздоровительной направленностью необходимо включать упражнения на мышечную релаксацию, восстановление дыхания.
В данной части урока можно использовать точечный массаж, который позволяет активизировать внутреннюю жизненную энергию, направленную на оздоровление всего организма и определенных органов и систем через определенные энергетически активные точки. Он также благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, стимулирует обменные процессы в клетках, насыщает ткани кислородом.
Таким образом, очевидно, что введение третьего (оздоровительного) урока физической культуры позволяет снизить отрицательные воздействия повышенной учебной нагрузки, существенно укрепить здоровье обучающихся, а также дать им знания по методике проведения самостоятельных занятий по физической культуре, что в целом показывает необходимость максимального использования возможностей формирования и закрепления навыков использования оздоровительной физкультуры и специальных физических упражнений, а также элементов нетрадиционного оздоровления для сохранения и укрепления здоровья, стабилизацию и повышение показателя здоровья учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3. - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
2. Ревякина, В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе [Электронный ресурс] / В.И. Ревякина // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 1 (142). - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ozdorovitelnyy-podhod-k-organizatsii-iizicheskoy-kultury-v-shkole. - 30.10.2016.
4. Новые технологии физической культуры здоровьеформирующей направленности в учреждениях образования [Электронный ресурс] / Н.Н. Нежкина [и др.] // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7novye-tehnologii-íizicheskoy-kultury-zdorovieformiruyuschey-napravlennosti-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya. - 30.10.2016.
5. Первых, А.Н. Рекомендации по введению третьего урока физкультуры [Электронный ресурс] / А. Н. Первых // Наша сеть : соц. сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-spoMibrary/2013/05/07/rekomendatsii-po-vvedeniyu-tretego-uroka-fizicheskoy. - 30.10.2016.