ТЕМА 6.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бронский Е.В.
Павлодарский государственный педагогический институт
г. Павлодар, Республика Казахстан
PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN IMPROVING EFFICIENCY INCREASE LESSONS PHYSICAL EDUCATION
Bronskiy E. V.
Pavlodar State Pedagogical Institute Pavlodar, Kazakhstan
Аннотация. В статье рассматривается вопрос повышения оздоровительной эффективности уроков физической культуры школьников посредством их личностно-ориентированной образовательной направленности. Введение третьего урока физической культуры в Казахстане не решило в полной мере всех проблем физического воспитания школьников. Увеличение количества уроков, без должного изменения их внутреннего содержания и направленности не дало ожидаемого оздоровительного эффекта.
Summary. The article deals with the issue of increasing the efficiency of health-physical education lessons students through their student-oriented educational focus. The introduction of the third lesson of Physical Education in Kazakhstan is not fully decided all the problems of physical education students. Increasing the number of lessons, without the proper changes in their internal content and direction did not produce the expected health effects.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Здоровье формируется под влиянием ряда факторов и во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Здоровье человека, по мнению Г.Т. Царегородцева (1987) на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от окружающей среды и на 15-20% от наследственности и системы здравоохранения, т.е. не зависящих от человека причин. На образ жизни человека непосредственно влияет уровень его физической культуры, который определяется показателями: устойчивостью интересов и мотивов к физическому совершенствованию; состоянием здоровья; объемом физкультурных знаний; объемом усвоенных двигательных умений; режимом двигательной активности; уровнем развития физических качеств; гигиеническими навыками и привычками. Одно из определений здорового образа жизни гласит, что это важнейшая характеристика образа жизни личности и общества, один из интегральных показателей культуры и социальной политики общества. Причем 50% в общей доле влияния отводится факторам образа жизни (уровень, качество, двигательная активность, стиль) [Г.Н. Виноградов и др., 2004, с. 18].
Из приведенных понятий и определений вытекает, что активно влиять на состояние своего здоровья человек может только в объеме 50%, которые отводятся на факторы образа жизни. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в казахстанском обществе формирование физической культуры личности еще находится на низком уровне. Будущее нации, здоровое, полноценное поколение детей и школьников зависит отнюдь не столько от успехов в медицине и здравоохранении, сколько от усилий педагогов и воспитателей. Поэтому, одной из главных задач специалистов в области физической культуры является реализация государственной политики, основанной на известных директивных документах Правительства РК и Президента страны. В этой связи ведущее значение должно отводиться физическому воспитанию школьников, включающему в себя обширный круг задач образовательной, оздоровительной, развивающей и воспитательной направленности.
Одним из путей достижения указанной цели, на наш взгляд, является повышение оздоровительной эффективности уроков физической культуры школьников посредством их личностно-ориентированной образовательной направленности. Практическая реализация данного направления была осуществлена в ходе педагогического эксперимента «Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе», который проводился в период с 1994 по 2006 годы на базе средней общеобразовательной школы № 41 г. Павлодара. По итогам эксперимента, школе впервые и пока единственной в Казахстане, присвоен статус «Средняя общеобразовательная профильная школа физкультурно-оздоровительной направленности».
В постановке задач эксперимента мы исходили из того, что повсеместное введение третьего урока физической культуры не решит в
полной мере всех проблем физического воспитания школьников. Экстенсивный путь развития физического воспитания - простое, механическое увеличение количества уроков, без должного изменения их внутреннего содержания и направленности - пустая трата государственных средств. Как правило, в практике школы, урок физической культуры ограничивается решением двух задач - обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств, тогда как «приобретение учащимися жизненно важных знаний в области физической культуры» молчаливо упускается (Программа физической культуры - 5-11 классы, Алматы, 2000) [Е.В. Бронский, 2004, с. 84].
Задачи урока физической культуры - сообщение специальных знаний, формирование умений и навыков (ЗУН) решаются однобоко, т.е. реализуются только умения и навыки. Теоретическая, образовательная подготовка решается в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, т.к. большая часть урока затрачивается на физическую подготовку. Качество учебного процесса по физическому воспитанию традиционно определяется по спортивному результату - сдаче нормативов по физической подготовке или Президентских тестов.
Повышение оздоровительной эффективности уроков физической культуры мы осуществляли через включение в их содержание «моторных» средств и методов. В частности, циклических упражнений аэробной направленности (медленный равномерный бег длительностью от 4-6 мин в младших классах, до 13-15 мин в старших), в зимний период -передвижения на лыжах, в осенне-весенний период - плавание, многократные прыжки через короткую скакалку, спортивные и подвижные игры. Комплексы общеразвивающих упражнений проводились в основном поточным, проходным или игровым методом, что также позволило приблизить их к нагрузке аэробного характера. В то же время понималось, что одним волевым решением учителей физической культуры типа «так надо», «хочешь быть здоровым - бегай, плавай» и т.д. изменить отношение школьников к урокам физической культуры в целом и к таким тренировочным нагрузкам, в частности, невозможно.
Исходя из сложившейся ситуации, была предпринята попытка придать физическому воспитанию школьников личностно-ориентированный характер. Основная функция личностно-ориентированного образования - обеспечить и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика.
Технология решения этой задачи предполагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, а также выявлять и развивать у ученика личностный смысл по отношению к этим объектам и знаниям о них [а. М.Хуторской, 2003, с. 59-60].
Опираясь на Концепцию, разработанную философом М.С. Каганом, в которой он выделяет пять основных потенциалов личности -гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный, три первых мы взяли за критерии направленности
личности школьника [М.С. Каган, 1974, с. 260-261]. Гноселогический аспект -объем и качество информации (знания), аксилогический - ценностная ориентация, осознание полученных знаний и проецирование их на себя, творческо-созидательный - применение знаний, умений и навыков в решении возникших проблем.
Перед учителями физической культуры и валеологии была поставлена задача, через образовательный потенциал своих предметов сформировать позитивное отношение учеников к понятиям здоровье, ЗОЖ, двигательная активность, режим дня и т.д.. При этом учитывалось, что ЗУНы без реальных объектов, по отношению к которым у ученика проявляется личностный смысл, не обеспечивают личностно-ориентированного образования. Проблема заключалась не столько в передаче знаний, сколько в формировании у учеников личностно-значимой основы (для чего, зачем, почему, что дают эти знания), т.е. преодоление отчуждения личности от содержания образования.
Рассмотрим это на примере. Общеизвестно, что дыхательная система имеет очень большое значение в здоровье человека. При изучении этой темы, органы дыхания и их функции будут являться образовательным объектом. Схематично это можно представить так:
Аспекты личностно-ориентированного образования Тема
1. Гносеологический (уроки физической культуры и валеологии) Знания об органах дыхания и их функции, дыхание и здоровье, способы регуляция дыхания и т.д.
2. Аксиологический (уроки физической культуры и валеологии) Оценка и осознание значения органов дыхания в контексте здоровья, вредность влияния курения на о дыхания и т.д. (осознание гносеологического аспекте ориентирование его на себя)
3. Созидательно-творческий (уроки физической культуры) Формирование умения правильно дышать и регулировать дыхание во время длительного бега, способы восстановления дыхания (творческая реализация гносеологического аспекта)
Подобным образом изучались все темы теоретического раздела урока физической культуры.
В связи с тем, что возможности урока физической культуры ограничены, часть тем теоретического раздела программы, перекликающихся с аналогичными темами предмета «Валеологии», переданы для изучения этой дисциплине. К примеру, «Гигиенические основы физической культуры», «Основные понятия о двигательном режиме», «Роль общеразвивающих упражнений в укреплении здоровья» и некоторые другие. Оставшиеся темы в обязательном порядке изучались в начале вводно-подготовительной части урока, с последующим их контролем и выставлением оценок.
Учащиеся также выполняли домашние теоретические задания, в виде устных сообщений, письменных работ или в форме рефератов. В теоретической части урока физической культуры учащиеся часто применяли знания, полученные на уроках валеологии. Анкетирование учащихся 5,7,9 классов по отношению к теоретическим урокам физической культуры и валеологии показало их высокий рейтинг в структуре остальных учебных предметов, а также степень реализации полученных знаний на практических уроках физической культуры и в повседневной жизни. Учащиеся отметили, что приобретенные знания изменили их отношение к практическим урокам физической культуры в целом и в частности, к осознанию значения аэробных упражнений, применяемых с оздоровительной целью [Е.В. Бронский, 2006, с. 295].
Анализ уроков физической культуры и валеологии выявил, что учащиеся могут не только репродуцировать знания, но и реализовывать их в своей практической деятельности. Так, на уроках физической культуры - это умение составить комплексы ОРУ, подобрать упражнения для воспитания отдельных физических качеств, умение вести самоконтроль при занятиях физическими упражнениями, т.е. реализовывать и применять знания в конкретной ситуации, при решении какой-либо проблемы.
Таким образом, основательная, практическая оздоровительная работа усиливалась теоретическим физкультурным образованием учащихся через осознание и понимание ими решаемых на уроках задач. Процесс физического воспитания приобрел личностно-ориентированный и поисково-творческий характер, т.е. стал оптимальным и эффективным в решении проблем оздоровления школьников.
СП
Список литературы
£Х
1. Теория и методика здорового образа жизни: учебное пособие / Г.Н. Виноградов, А. К. Кульназаров, В.Ю. Салов. - Алматы, 2004.-320 с.
2. Бронский Е.В. Повышение образовательной эффективности уроков физической культуры учащихся 5,7,9 классов // Международная научно-практическая конференция «<Взаимовлияние народов России и Казахстана».- Павлодар, 2004.Т.3 С. 84-89.
3. Бронский Е.В. Формирование валеологически ориентированной личности в условиях профильной школы // Материалы международной научно-практической конференции « Теория и практика физической культуры и спорта»-Алматы, 2006. С. 294-297.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.- С.260-261.
5. Хуторской А.М. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование.-2003.-№ 2.- С. 58-64.
Q
[Q
References
1. Theory and methods of a healthy lifestyle: a tutorial / GN Vinogradov, AK Kulnazarov, VY Salov. - Almaty, 2004.-320 with.
2. Bronskiy EV Improving educational effectiveness of lessons of physical training of students of classes 5,7,9 // International scientific-practical conference "Interaction of Russia and Kazakhstan nations".- Pavlodar 2004.T.3 S. 84-89.
3. Bronskiy EV Formation Valeologichesky oriented person in the conditions of profile school // Proceedings of the international scientific-practical conference "Theory and Practice of Physical Culture and Sports" Almaty, 2006, pp 294-297.
4. Kagan MS Human activity. M.: Politizdat, 1974.- S.260-261.
5. The farm AM Key competences as a component of personality-oriented education paradigm // Folk obrazovanie.-2003.- № 2.- pp 58-64.