Научная статья на тему 'Потенциал бюджета должен быть оптимальным. . . '

Потенциал бюджета должен быть оптимальным. . . Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Росляк Ю.В.

Как уже сообщалось в печати, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков в канун Нового года определил новую структуру правительства столицы и назначил руководителей ключевых департаментов и комитетов городской администрации. Комплекс экономической политики и развития столицы возглавил первый заместитель мэра Юрий Витальевич Росляк. В обновленный экономический комплекс вошли департаменты земельных ресурсов, имущества, экономической политики и развития, комитеты государственных заимствований, по делам о несостоятельности (банкротстве), лицензирования, по организации и проведению конкурсов и аукционов, Мосрегистрация, а также управления учета и регистрации инвестиционных контрактов и методического обеспечения инвестиционной деятельности. О том, как будет организована работа Комплекса экономической политики и развития в 2004 г., Ю.В. Росляк рассказал в ходе пресс-конференции, которая прошла в Информационном центре Правительства Москвы. О том, что целевые установки прошлых лет будут сохранены, убедительно свидетельствуют факты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал бюджета должен быть оптимальным. . . »

Экономика

ПОТЕНЦИАЛ БЮДЖЕТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПТИМАЛЬНЫМ...

Ю.В. РОСЛЯК,

первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы

Как уже сообщалось в печати, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков в канун Нового года определил новую структуру правительства столицы и назначил руководителей ключевых департаментов и комитетов городской администрации. Комплекс экономической политики и развития столицы возглавил первый заместитель мэра Юрий Витальевич Росляк. В обновленный экономический комплекс вошли департаменты земельных ресурсов, имущества, экономической политики и развития, комитеты государственных заимствований, по делам о несостоятельности (банкротстве), лицензирования, по организации и проведению конкурсов и аукционов, Мосрегистрация, а также управления учета и регистрации инвестиционных контрактов и методического обеспечения инвестиционной деятельности.

О том, как будет организована работа Комплекса экономической политики и развития в 2004 г., Ю.В. Росляк рассказал в ходе пресс-конференции, которая прошла в Информационном центре Правительства Москвы. О том, что целевые установки прошлых лет будут сохранены, убедительно свидетельствуют факты.

ПРИОРИТЕТЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ

В числе приоритетов политики Правительства Москвы в 2004 г. - повышение качества, уровня жизни москвичей и их благосостояния, развитие социальной сферы, модернизация жилищного фонда и городского хозяйства. Основой для этого является обеспечение роста валового регионального продукта, развитие городской экономики.

В числе первоочередных задач Комплекса экономической политики и развития - повышение эффективности собственных доходов города, активов и ресурсов, формирующих потенциал бюджета. В целом, это направление является приоритетных вектором развития экономики столицы. Вторая важнейшая задача Комплекса - обеспечение экономии бюджетных ресурсов - напря-

мую связана с процессом совершенствования системы проведения конкурсов на выполнение городских заказов и городских закупок, системы тендеров и аукционов. Методическое и технологическое единообразие конкурсных процедур, разработанное в городе, по расчетам специалистов, даст заметные результаты уже в текущем году.

Кроме того, повышение эффективности бюджетных ресурсов связано с сокращением неэффективного дотирования городских монополистов в жилищно-коммунальном хозяйстве, увеличением отдачи участия города в хозяйственных обществах, рациональным использованием зе-мельно-имущественных ресурсов. Необходимым видится значительное сокращение недоимок в бюджет города, активизация работы по взысканию задолженностей, по розыску, выявлению и привлечению к ответственности недобросовестных налогоплательщиков. Целесообразно также введение упрощенной процедуры списания безнадежной недоимки, искажающей настоящее положение дел. Более активно должны быть вовлечены в эффективный оборот имеющиеся в собственности города активы.

Экономия бюджетных средств также будет производиться благодаря созданию конкурентной среды при эксплуатации жилого фонда и других работах в ЖКХ. Предстоит завершить работу по созданию системы нормирования расходов бюджета в комплексах городского хозяйства и социальной сферы.

БЮДЖЕТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА - 2004

Доходы бюджета города в 2004 г. составят 342,4 млрд руб., что равняется 112,6% доходов Москвы в 2003 г. (без учета средств, передаваемых из федерального бюджета).

Расчетный налоговый потенциал Москвы за последние четыре года сократился (в ценах 2003 г.) почти на одну треть - на 140 млрд руб.

Каждый год Москве удавалось восполнить потери и обеспечить необходимый рост для покрытия инфляционного удорожания. В следующем году в связи с отменой налога с продаж город потеряет еще около 22 млрд руб. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет гарантированных источников налоговых поступлений; жесткой экономии и повышения эффективности расходования средств; привлечения дополнительных, инициативных ресурсов.

Инвестиционная программа Москвы на 2004 г. крайне напряженная. Для ее реализации кроме 68,7 млрд руб. из средств городского бюджета предстоит мобилизовать 18 млрд руб. на инженерную и социальную инфраструктуру при размещении жилищного строительства через конкурсы и аукционы. Имеющийся дефицит в 2,6 млрд руб. предполагается закрыть в ходе исполнения бюджета. Это позволит обеспечить:

жилье для очередников в объеме 400,2 тыс. м2; жилье для переселения по программе реконструкции пятиэтажного и ветхого фонда -1 168 тыс. м2;

жилье по программе «Молодой семье - доступное жилье» - 205 тыс. м2 и т.д. Программой дорожно-мостового строительства на 2004 г. предусмотрено 33,2 млрд руб. за счет Территориального дорожного фонда, в том числе 10 млрд руб. - за счет федерального бюджета. Планируется завершение строительства Третьего транспортного кольца, включающее две транспортные развязки (Сущевский вал - Шереметьевская ул., Беговая - Ленинградский пр.), строительство Краснопресненского проспекта.

Предполагается, что в 2004 - 2007 гг. удастся обеспечить рост промышленного производства более чем на 40%, розничного товарооборота - на 20 - 25%, инвестиций в основной капитал - на 20%. На поддержку промышленного комплекса Москвы в 2004 г. выделено 2,9 млрд руб., на поддержку малого предпринимательства - 1,2 млрд руб. Будет создана 21 тыс. дополнительных рабочих мест. Одной из форм поддержки промышленности Москвы, в первую очередь предприятий военно-промышленного комплекса, является размещение на них заказов на разработку и изготовление новых видов оборудования для городского хозяйства.

В Москве подготовлены перспективные программы энергоснабжения, развития генерирующих мощностей «Мосэнерго» и создания альтернативных источников энергии. Поэтапно Правительством города производится перестройка тарифной системы, происходит сокращение перекрестного субсидирования. В результате в 2004 г. реальный сектор заплатит за электроэнергию и водо-

снабжение на 4 млрд руб. меньше, чем 4 года назад. В значительной части это сокращение вызвано тем, что оплату льгот для отдельных категорий населения взял на себя городской бюджет.

Программа сохраняет и другие формы поддержки промышленных предприятий, науки и малого бизнеса, использовавшиеся в предыдущем году, - такие как предоставление субсидий на оплату части ставки банковского кредита, бюджетный и налоговый кредиты на инновационные проекты. Получает дальнейшее развитие и новая форма -субсидии предприятиям на частичную оплату купонного дохода на облигации, выпускаемые для привлечения средств с фондового рынка.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - 2004

На реализацию мероприятий Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы из городского бюджета в 2004 г. будет направлено 128 млрд руб., рост по сравнению с предыдущим годом составит 17,7%.

Средства предусматривают сохранение мероприятий по гарантированной социальной защите населения. В частности, это будет выражаться:

• в 20%-м росте заработной платы по сравнению с 2003 г;

• в увеличении городского минимума оплаты труда с 1 мая до 2 000 руб., а с 1 октября - до 20 млрд руб.;

• в доплатах из горбюджета к пенсиям 1,95 млн пенсионеров, которые составят около 20 млрд руб.;

• в льготах по оплате ЖКУ и услуг связи (свыше 5 млрд руб. для 3 миллионов москвичей);

• в выделении 30,5 млрд руб. (на 4 млрд руб. больше, чем в 2003 г.) на улучшение качества медицинского обслуживания населения.

В ходе пресс-конференции Ю.В. Росляк ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.

Ю.В. РОСЛЯК: Думаю, что повод для нормального празднования Нового года был.

Результаты хорошие. Удалось реализовать все программы, которые город принимал.

Мы отчитались об их выполнении. Нам удалось полностью выполнить показатели по городскому бюджету. Удалось реализовать все программы соцзащиты. Удалось выделить дополнительные средства. Обеспечен был рост заработной платы на территории города.

Надеемся, что эти цифры будут близки к 30% по сравнению с уровнем 2002 г. Обеспечен ус-

тойчивый рост объема промышленного производства. Все это позволит нам реально реализовы-вать на территории Москвы задачу удвоения валового регионального продукта к 2010 г. О программах 2004 г. скажу коротко.

Задачи сложные и напряженные. Программа сформирована, она не меняет основных направлений по стратегическим целям города. Основная цель - обеспечение роста благосостояния населения, обеспечение социальной зашиты, на это рассчитано более 40% городского бюджета. Обеспечение доплат к пенсиям, к зарплате, в первую очередь в бюджетной сфере.

Мы будем продолжать мероприятия по поддержке реального сектора экономики, в первую очередь промышленности. Будет выделено почти 3 млрд руб. на поддержку предпринимательства. Рост зарплаты в целом на следующий год составит не менее 20%. С сохранением тех же условий занятости, уровень безработицы не превысит 8% от трудоспособного населения. С точки зрения развития, город не собирается останавливаться. Много проблем, задач перед москвичами. Строительство жилья, реконструкция ветхого пятиэтажного фонда. Болевая точка -это развитие дорог. Территориально дорожный фонд сформирован.

Определили объемы компенсаций с изменением системы налогообложения.

Будут продолжены работы по расшивке узких мест, Шереметьевский тоннель, начаты работы по строительству новой магистрали, это Краснопресненский проспект. Город возобновил работы по завершению реконструкции Киевского шоссе на подходе к аэропорту Внуково.

Продолжены работы по строительству объектов метрополитена.

В принципе, это все, что я хотел бы сказать о наших программах на 2004 г. Что касается системы управления, вы обратили внимание, что мэром приняты решения об изменении системы управления. Это соответствует тем целям и задачам, которые поставлены на этот год.

Необходимо максимально использовать потенциал финансовых ресурсов, сократить звен-ность системы управления, с этим связана реформа Департамента экономической политики. К Департаменту присоединяются два инвестора. Упраздняются лишние подразделения, формирование городских программ и расходование бюджетных средств будут находиться в руках этого Департамента.

Для того чтобы система реализации городского заказа стала более прозрачной и объективной, принято решение о создании в составе Комп-

лекса экономической политики тендера, формирование единой площадки для размещения городского заказа, размещение заказов по единым принципам и стандартам. Необходимо выстроить их в единую прозрачную систему, вывести в обязательном порядке на систему регистрации и учета всех контрактов на реализацию городского заказа.

Это достаточно сложная система, но она по целям и по формам понятна, ясна и позволит нам обеспечить реальную экономию расходов. Получить достаточно существенное снижение по результатам конкурсного размещения заказов на однотипную продукцию.

Необходимо выстроить постоянно действующую систему, что позволит подобрать добросовестных партнеров и, когда будет формироваться заказ на продукцию, приведет к снижению цены, сравнению оптовой цены и розничной.

Задача комитета будет состоять в том, чтобы обеспечить такое использование повышения эффективности.

Что касается департамента имущества, он также входит в Комплекс экономической политики. Задачи понятны. Оттолкнувшись от того уровня, который уже достаточно хорошо сформирован и в 1,5 раза увеличил поступления от использования собственности и имущества, пойти дальше. Заниматься вопросами повышения эффективности и использования городской собственности.

Налоговая реформа завершается, задач перед городом много, но и потребности москвичей требуют того, чтобы мы еще больше получили доходов. Комитет наших займов - это система, которая занимается тем, что работает профессионально на рынке, это доходный источник бюджета. У нас нет дефицита с точки зрения покрытия наших насущных расходов. Заемная практика уже на протяжении последних 8 лет показала эффективность своей работы. Когда долг посилен для бюджета, приносит социально-экономический эффект, это нормальная система для интересов москвичей.

ВОПРОС: Какова будет политика переарендных отношений?

Ю.В. РОСЛЯК: Практика взаимоотношений обязана строиться в соответствии с Законодательством. Мы должны выстраивать отношения в соответствии с законом. С нашей стороны изменений не будет. Будем защищать интересы Москвы. Никаких пересмотров системной поддержки малого бизнеса, реального сектора экономики не будет.

ВОПРОС: В транспортной системе Москвы большое место занимают электрички. Какова будет поддержка перевозок, ведь они убыточны?

Ю.В. РОСЛЯК: Трудно сказать об убыточности. В целом, система Министерства путей сообщения монопольна и эффективна. Проводится реформа в системе Министерства путей сообщения и, в соответствии с ней, мы поддерживали и будем поддерживать этот значительный и эффективный вид транспорта. Могу сказать, что целый ряд проектов, которые мы каждый год подписываем, приводит к тому, что дорога совершенствуется за счет льгот. 26 составов были приведены, обновлен подвижной состав. О грузовых перевозках говорить не приходится, они не убыточны, а доходны. Мы вместе реализуем проекты, которые позволяют выйти на нормальные взаиморасчеты с железной дорогой, и социальная карта москвича является ключом, в том числе к организации бесплатного проезда для тех категорий, которые имеют права на такую льготу.

Плодотворное сотрудничество с железной дорогой мы будем продолжать. Есть крупные инвестиционные проекты. В планах - создание внутригородской транспортной системы с использованием потенциала московской кольцевой железной дороги.

ВОПРОС: Будет ли повышена плата за помещения, уже сданные в аренду? Каковы основные изменения в структуре Департамента?

Ю.В. РОСЛЯК: Резкие скачки делать опасно. Тем более что практика такой работы убеждает: даже небольшие неточности при изменении механизма арендной платы приводили к перекосам. Никаких скачков не будет.

С точки зрения самой структуры комплекса, задача, которую мэр поставил о дебюрократизации, сокращение внутренних переделов, это задача, которая касается всех органов управления. В нашем бывшем департаменте мы активно эту задачу решаем. Система внутри должна работать более эффективно и без лишнего дублирования. С 1 января в городе начата реализация программы «Одно окно». Это радикальные изменения в отношениях органов управления и населения, общение с бюрократической системой должно быть очень простым, понятным — через передачу в одно окно заявки и представление того товара, который органы должны отдать потребителю.

ВОПРОС: О каких заказах идет речь? Чего, на ваш взгляд, не хватает городскому хозяйству для привлечения инвестиций? Каковы планы обновленного Комплекса?

Ю.В. РОСЛЯК: Чем отличается Москва от других субъектов? Город не имеет своих сырьевых ресурсов, находится в технологическом переделе на последней ступени. Производство рядовых товаров для города может быть с учетом и стоимости жизни, издержек по отношению к аналогичному товару в другом субъекте. Наше преимущество - инженерный и научный потенциал. Это впрямую имеет отношение к оборонному комплексу. Решение задач с применением тех наработок, которые есть в этой отрасли, могут давать нам необходимое преимущество и обеспечивать экономию городских ресурсов, поставлять эту продукцию и на российский рынок, многих технологий - на мировой рынок. Использование этого потенциала - одна из важнейших задач. Примеры у нас уже есть, но еще больше невыясненных возможностей использования этого потенциала. Мы сделали с оборонными предприятиями новую систему подготовки питьевой воды. Показатели высокие. Мы разрабатываем новые виды транспорта, например монорельс. Этот ряд можно продолжить, самое главное -находить эти новые технологии и возможность их использования.

Что касается второго вопроса, здесь трудно ответить однозначно, я думаю, что эта задача совместной работы на перспективу. Здесь нужно, чтобы эти действия были согласованы.

ВОПРОС: Не повлияет ли изменение налога с продаж на доплаты пенсионерам и инвалидам?

Ю.В. РОСЛЯК: Мы обсуждали весной 2003 г. вопрос об НСП. Насколько эффективен этот механизм? Отвечу на первую часть. Никаких снижений мер социальной защиты не будет. Ведь мы активно вели работы по компенсации доходов, потеряли более 22 млрд руб., но нашли источники компенсации за счет внутренней мобилизации. Ресурсами эти программы обеспечены гарантированно. С точки зрения эффективности использования этих финансовых средств, которые высвобождаются в этом секторе, сейчас идет полемика в СМИ, снизят ли торговые сети цены на 5%. Вы являетесь участниками этой проверочной работы. Честные предпринимательские структуры свои обязательства выполнили. К сожалению, этих структур меньшинство. Все стараются искать

причины, чтобы оправдать невыполнение этих обязательств. Социальная группа товаров, не облагалась этим налогом, а по другим начинают говорить, что изменился курс евро к рублю, цены поставщиков якобы подрастают.

Могу сказать, что система «Метро Кэш энд Кэрри» пересчитала цены на 5%, несмотря на то, что часть продукции поставляется по импорту. Это вопрос честности предпринимателей - насколько они готовы выполнять негласные обязательства, не оформленные письменно.

ВОПРОС: Налоговый потенциал Москвы за последние годы сократился на треть. Всегда Москва гордилась, что была впереди по Российской Федерации по сбору. Что произошло?

Ю.В. РОСЛЯК: Я уже говорил, что налоговая реформа в РФ фактически подходит к концу. Изменена система целого ряда налогов, распределения налогового потенциала между региональными и федеральным бюджетом, - они и привели к тому, что Москва потеряла порядка 140 млрд руб. Это фактически одна треть. Но происходило это постепенно, целый ряд источников передавались на уровне Федерации.

Главная задача - расширение налоговой базы, поддержка малого бизнеса и предпринимательства как системы, которая дает дополнительные налоги. Развитие тех видов деятельности, которые нужны на территории и одновременно расширяют налогооблагаемую базу города.

Вы видите, что сейчас реализуется программа развития оптового сектора рынка - продовольствия и других секторов. Активно развиваем транспорт и привлекаем инвестиции для реализации программ, которые являются нашей общей потребностью.

Все это приводит к тому, что мы восполняем возникшие потери. Еще причина - рост благосостояния. При нормальной системе обложения доходов, то есть единой ставкой, происходит выведение из тени заработной платы и других источников доходов москвичей. И все это также дополняет наш бюджет.

С 1998 по 2002 г. удалось поднять объем промышленного производства на 65 %. Вот как раз то средство, которое позволило покрыть выпавшие доходы. Региональный продукт вырос более чем на 40 %. Тот, кто работает, сможет реально свести концы с концами. И экономическая, и финансовая политика государства должна быть сбалансированной, и паритет межбюджетных отношений работает не только на региональный валовый продукт, но и на федеральный.

ВОПРОС: Утверждена программа конкурса на строительство высотных зданий «Новое кольцо Москвы». Не могли бы вы рассказать о ней подробнее?

Ю.В. РОСЛЯК: Единовременных конкурсов на все 60 объектов не будет. Речь будет идти о нормальных расчетах. Ведь это не только уникальные инженерные сооружения, но и достаточно сложные экономические расчеты. И класс надежности, и другие параметры у таких объектов должны быть трижды перепроверены. Такие проекты готовятся и по мере готовности будут выставляться на конкурс для привлечения инвестиций, и особо будет проверяться квалификация подрядных организаций, которые будут допущены к строительству.

ВОПРОС: Каким образом Правительство Москвы будет участвовать в развитии ипотечного кредитования?

Ю.В. РОСЛЯК: Это одна из важнейших программ. Потребности в жилье не только у москвичей, но и в целом по РФ относятся к категории первоочередных. Возможности получить жилье из государственных систем фактически исчерпаны. Москва продолжает предоставление бесплатного жилья в режиме социальной помощи очередникам еще, так сказать, советского периода.

Доходы от реализации и цены на жилье на рынке на сегодня несопоставимы. Ипотека должна дать возможность по доступной цене и в рассрочку приобретать жилье, рассчитывая только на свои средства. Поэтому вариант у нас один - снижать ставки за пользование кредитами. Ипотека -это кредитование под залог той недвижимости, которую человек приобретает. Снижать ставки можно двумя путями. Первое - обеспечить снижение рисков по невозврату этого кредита. Иметь соответствующую инфраструктуру, которая бы позволяла произвести оформление самого ипотечного кредита. Это значит - банковский сектор реальный. Снижение рисков в банковском секторе - это как раз снижение ставки. Необходим нормальный прозрачный залог, объективная оценка. И возможность вернуть деньги банку за счет реализации имущества.

И самый главный вопрос - где взять деньги на кредитование? Когда Ю. М. Лужков говорил о «длинных» ресурсах - пенсионная система должна размещать их в гарантированных источниках возврата денег. Эти «длинные» деньги, в принципе, могут быть ресурсом для развития ипотеки.

Законом предусмотрена возможность размещения этих денег в пенсионной системе в региональные ценные бумаги, а в постановлении Правительства РФ пока разрешения на использование этих денег - нет. Поэтому речь уже идет о совершенствовании нормативной базы, устранении тех противоречий, которые пока сегодня есть в Законе об ипотеке и в законах о банках и банковской деятельности. Инфраструктура на территории Москвы создана. Система приобретения жилья тоже достаточно развита. Но вот ипотекой пока может воспользоваться незначительная часть населения.

ВОПРОС: Вопрос по поводу малого железнодорожного кольца. В каком состоянии этот проект?

Ю.В. РОСЛЯК: Пока эта работа не закончена. Этот проект продолжает разрабатываться, ведется поиск наиболее оптимальной инвестиционной схемы и окупаемости по этому проекту. Объем заимствований на уровне Российской Федерации сегодня ограничен. И мы, и в прежнем виде МПС, к сожалению, не могли привлечь напрямую средства такой системы, как Мировой банк. Поэтому эту работу будем продолжать, искать другой вариант. Система нужна. Она может быть очень эффективной внутри городской черты.

ВОПРОС: Кто возглавит комиссию по размещению городского заказа?

Ю.В. РОСЛЯК: Система городского заказа должна включать широкий круг вопросов. У нас много наработок, в том числе аукционная реализация этих заказов. Все будет заводиться именно

в эту систему. «

ВОПРОС: 25 декабря 2003 г. О.М. Толкачев объявил журналистам, что в 2004 г. в Москве начнется продажа земли. В то же время мы узнали, что сегодня опубликовано в «Российской газете» решение суда, по которому при установлении цены на землю можно руководствоваться только федеральным законодательством. Что делать в этой ситуации?

Ю.В. РОСЛЯК: Наша позиция высказана и не меняется. Торговать землей в рыночных условиях по заниженным ценам - неэффективно. Будем продолжать работу над формированием в соответствии с федеральным законом рыночной цены по продаже. Будем продолжать защищать интересы и москвичей при такой продаже.

ВОПРОС: Какова ситуация с использованием негосударственных эксплуатационных служб в Москве?

Ю.В. РОСЛЯК: Малый бизнес - один из тех механизмов расширения конкурентной среды в эксплуатации и содержании жилого фонда и многих объектов инженерного обеспечения для эксплуатации жилья. Пока количество этих фирм может быть недостаточно. Еще не созданы условия для их использования именно в этой отрасли. Но есть уже опыт использования альтернативных эксплуатационных служб - проведение уборки, вопрос раздельной утилизации мусора ставится как задача для нашего сообщества московского, это делать мы должны сами, сокращая тем самым расходы на утилизацию мусора. Есть фирмы, которые готовы разделять уже смешанную фракцию и тем самым снижать издержки подготовки мусора. Расширять этот сектор будем. Поэтапно в городе внедряется единая система расчетов, продолжается работа по формированию кондоминиумов и ТСЖ. Потому что следующая задача реформы - передача полномочий им. Как только представители собственников будут иметь право заключить напрямую договор с той фирмой, которой они доверяют эксплуатацию своего жилья, так это и будет сигналом к активному развитию этого дела. Мы будем помогать всячески, в том числе обеспечению гарантированного теплоснабжения.

ВОПРОС: Есть ли механизмы гарантий для пенсионных фондов, прорабатываются ли они?

Ю.В. РОСЛЯК: Нам хватило одного общероссийского дефолта. Мы на этом деле, думаю, уже научились достаточно. Вся система государственной власти выстроена для того, чтобы таких дефолтов больше не допускать. Но закладные, и в том числе имущества, должны полностью покрывать те риски, которые могут возникнуть у пенсионной системы. Пенсионная система должна быть гарантирована от нанесения ей ущерба, потому что это те же средства граждан, но только отложенные. Поэтому такие механизмы, в принципе, есть. Главное - чтобы было согласие на их применение с двух сторон.

ВОПРОС: Первый аукцион для инвесторов-застройщиков показал, что участники этого аукциона - совсем не те компании, которые являются дружественными Московскому правительству. Так ли это?

Ю.В. РОСЛЯК: У нас все компании дружественные, если они правильно работают.

ВОПРОС: Понятно. Вы готовы к борьбе с альянсом компаний?

Ю.В. РОСЛЯК: Я всегда готов к борьбе, но вопрос в смысле этой борьбы. Если Вы говорите об объемах массового строительства, то эти дружественные компании ведут строительство домов определенного стиля и конструктивных решений. Поэтому все будет зависеть от документации. Внутренняя специализация неизбежна, домостроительный комбинат нельзя сравнить с фирмой, которая ведет монолитное строительство. А заказы мы будем размещать и на той фирме, и на другой, и на третьей.

У нас есть программы реновации жилья, в том числе такого, которое не подлежит сносу. Они тоже выставляются на конкурс. Специализация на рынке строительных услуг все равно будет всегда, и на многие годы на этом рынке заказов хватит для всех. И нет причины для борьбы, это очевидно.

ВОПРОС: Каковы планы развития сети ме-гамоллов, в частности объекта на улице Шоссейная?

Ю.В. РОСЛЯК: Что касается Шоссейной улицы, то скажу по памяти. Освобождение территории под застройку - думаю, скорее всего, такое решение будет принято. Этот объект находится в такой зоне, которая не мешает районам массовой застройки и природному комплексу. Это место оптимально для размещения такого торгового предприятия. Торговая сеть - это потребность москвичей. Она будет развиваться в двух направлениях.

Мы должны развивать торговлю в пешеходной доступности для жителей - это определенный ассортимент товаров, которые можно приобрести за пять минут. Такие программы реализуются во всех округах. А также крупные торговые площади, где можно купить, потратив несколько часов или полдня, но за один раз, запасы продовольствия и посмотреть в ассортименте все, что нужно для жизни. Естественно, это можно сделать в крупных магазинах, мы считаем, что по ним в городе еще есть дефицит. Должна быть обеспечена нормальная доступность к таким магазинам, в том числе в районах массовой застройки. Обязательное развитие системы оптовой торговли - это третья конкурентная составляющая.

ВОПРОС: Входит ли в ваш Комплекс лицензионная деятельность и БТИ? Что еще входит? Что ушло и что пришло к вам?

Ю.В. РОСЛЯК: Фактически все системы, а БТИ - это орган государственный, он работает не только на этот Комплекс, но и на потребности жителей, и на целый ряд государственных структур. БТИ будет находиться в прямом взаимодействии с нашим Комплексом. В части оценок - это будет работать в постоянной связи. Целый ряд технических характеристик мы должны получать в автоматизированном режиме, и город достаточно большие средства вкладывал именно в автоматизацию этих процессов. Мы все больше, в рамках уже «Электронной Москвы», будем организовывать такое взаимодействие между структурами, особенно в рамках системы «Одно окно». Сегодня закон позволяет нам, используя электронную цифровую подпись, все это делать с гарантией достоверности информации и ее сохранения. Все, что входило в земельный комплекс, тоже вошло в состав нашего комплекса.

ВОПРОС: Расскажите, какие резервы имеются у Москвы для увеличения доходов бюджета? Не планируется ли рассмотрение повышения ставок региональных налогов и сборов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.В. РОСЛЯК: Для этого достаточно открыть Налоговый кодекс. Как поднимать региональные ставки, а в первую очередь, самый крупный налог -налог на имущество, его рост ограничен Федеральным законом. Мы все решения приняли. Эти ставки введены в действие в 2003 г. Об этом источнике говорить не приходится. Все, что связано с обложением и структурой имущества, в том числе транспортных средств, - эти решения приняты, и в течение года никто их пересматривать не собирается. Задача делится на две: первая — это эффективные расходы бюджета и сокращение наших расходов. Второе — это использование городских активов с применением новых форм. Использование активов в акциях, использование имущества, механизмов залогового обеспечения через это имущество.

ВОПРОС: Правительство Москвы высказывалось о программе продовольственных магазинов шаговой доступности, но при этом в центре на Тверской, кроме Елисеевского магазина с огромными ценами, ни одного продуктового магазина не осталось. По какому принципу приоритеты отдаются игровым автоматам и игорному бизнесу, нежели продовольственным магазинам?

Ю.В. РОСЛЯК: Там, где вы видите размещение игорных домов, это собственность частного лица или коммерческой структуры. Естественно, под размещение игорных домов городом помещения не сдаются. В районах массовой застройки или там, где новое строительство, эта задача решается административным способом, мы заказываем первые этажи под размещение объектов без права приватизации. Под вот такую малую торговлю.

В центре эту задачу решать сложнее. В соответствии с законами о приватизации эти помещения выкуплены и являются арендными площадями города. Реализация пешеходной сети в центре - она начата и будет продолжена. Там, где есть возможность без нарушения санитарных и иных норм, мы будем это делать через систему конкурсов.

Эти помещения будут сдаваться исключительно в аренду без права приватизации. Эту программу реализует Центральный округ.

ВОПРОС: Приоткройте тайну относительно новой формы работы с активами: в чем различия между вашей программой и программой бывшего кандидата в мэры Москвы Лебедева ?

Ю.В. РОСЛЯК: Я не стал бы говорить о моей программе, у комплекса - одна программа. Того, что предлагал Лебедев, - удвоения - можно добиться единым скачком, реализовав все имущество по бросовой цене. Он обещал очень много — что резко зарплата повысится и.т.д. Но мы один бы раз повысили зарплату, один раз доплатили пенсионерам, а что бы делали в 2005 г? Этот ре-

сурс, который дает постоянные доходы, ушел бы на один раз.

Как он говорил: если я с этой задачей не справлюсь, я сам подам в отставку. Может, это и есть его цель? Перераспределить эти потоки, а потом честно сказать: а дальше у меня не получилось, и уйти. Нельзя взять деньги из ничего и вложить на краткосрочный период для достижения эпизодического результата. Все решения должны носить системный характер.

Эту систему можно сравнить с тем, как человек попадает в расщелину, он не может выпрыгнуть, постепенно перенося нагрузку с одной ноги на другую, он шаг за шагом подымается и выбирается на поверхность. Может быть, можно привести такое сравнение. Нам нужно делать четкие и ясные шаги. И дальше реализовать мероприятия для достижения этой цели. Необходимо повышение эффективности. Меня не удовлетворяют наши доли в акционерных обществах, контроль за работой этих обществ, роль управленцев, которые представляют интересы города в этих АО.

Эта тема старая, она не раз обсуждалась. Нужно повышать эффективность городских долей. Надо найти нормальный механизм, как это сделать. Обеспечить нормальную полноту сборов, 100%-е обложение арендной платой всех, кто должен платить, инвентаризацию льгот, которыми пользуются, исключение практики, которая не сегодня появилась... двойное дно арендной платы, когда есть арендатор и еще субарендатор. Эта система должна быть четкой и понятной. Использование активов как залоговое обеспечение. Одним словом, старым проблемам нужны новые решения - эффективные и достойные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.