Научная статья на тему 'Монетизация льгот и проблемы экономического развития'

Монетизация льгот и проблемы экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблина М. Е.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, на которой руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Евгеньевна Оглоблина рассказала о том, как в столице проходит монетизация льгот и с какими это связано экономическими проблемами. Мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства Москвы не раз указывали в выступлениях, что интересы москвичей не будут ущемлены, что денежные компенсации в 2005 году должны возместить отмену льгот в полном объеме. Как же это происходит на самом деле, вносит ли жизнь коррективы и какие они? Волна митингов протеста, прокатившаяся по столице так же, как и по всей стране, говорит о сложной ситуации, требующей новых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монетизация льгот и проблемы экономического развития»

4(19)-2005

Экономика

МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

М.Е. ОГЛОБЛИ НА,

руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, на которой Марина Евгеньевна Оглоблина рассказала о том, как в столице проходит монетизация льгот и с какими это связано экономическими проблемами. Мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства Москвы не раз указывали в выступлениях, что интересы москвичей не будут ущемлены, что денежные компенсации в 2005 г. должны возместить отмену льгот в полном объеме. Как же это происходит на самом деле, вносит ли жизнь коррективы и какие они? Волна митингов протеста, прокатившаяся по столице так же, как и по всей стране, говорит о сложной ситуации, требующей новых решений.

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Монетизация льгот и все вопросы, относящиеся к ней, неразрывно связаны с экономическим развитием города, бюджетом города и его возможностями. Поэтому немного остановлюсь на оперативных итогах социально-экономического развития города за прошедший год и скажу о наших оценках по 2005 г. По предварительной оценке, рост валового внутреннего продукта состоялся в 2004 г. в процентах к 2003 г. в размере 8%. Это приблизительно та величина, которой мы и ожидали согласно своим прогнозам. При этом в целом по России, по тем оценкам, которые сейчас есть в прессе, рост ВВП оценивается в 7,1%. Объем промышленной продукции вырос на 9,1 %. Розничный товарооборот увеличился на 8,3%. Интересно то, что рост розничного товарооборота в 2004 г. на 4,2% выше, чем рост в 2003 г. (в 2003 г по отношению к 2002 г. товарооборот вырос на 4,1%). За прошлый год мы стали больше покупать, у нас увеличились возможности, и рост товарооборота составил 8,3%.

Уровень зарегистрированной безработицы остается стабильным, практически не растет и составляет 0,7% к экономически активному населению. Индекс потребительских цен — 10,2% или ниже на 3%, чем рост в 2003 г. относительно к 2002 г. Индекс цен производителей ведет себя достаточно стабильно: в 2003 г. к 2002 г. - 112,6%, в 2004 г. к

2003 г. — 112%. Среднемесячная заработная плата, по оценке Мосгорстата и нашей оценке, составила 10 637 руб.

Вроде бы, все отрадно, но есть один показатель, который нас волнует и который, к сожалению, показал тенденцию к снижению. Это инвестиции в основной капитал. Фактически рост состоялся

- только 103,2% относительно 2003 г., а в 2003 г. относительно 2002 г. рост состоялся в размере 105,3%. В общем, это не очень отрадная тенденция, что инвестиционная активность в определенной степени в прошлом году упала.

Бюджет города исполнен и по доходной, и по расходной частям. В ходе его исполнения вносились некоторые изменении, бюджет увеличивался, уточнялись некоторые его статьи. В целом, выполнены все задачи, которые стояли перед городом по финансированию, профинансированы все виды расходов. Кредиторская задолженность не растет, она имеет тенденцию к сокращению, то есть мы учимся жить по средствам, соизмерять возможности с потребностями. В прошлом году дважды повышался минимум оплаты труда по трехстороннему соглашению: с 1 мая — 2000 руб., и с 1 октября

- до 2 500 руб. Практически выполнены все задачи в инвестиционной программе.

В прошлом году мы утвердили прогноз социально-экономического развития города на три года: 2005-2007 гг. Как я уже сказала, во многом мы оказались правы, нам это отрадно. Есть и определенные неудачи в планировании, есть вопросы, которые надо дополнительно еще рассмотреть. Мы готовим сейчас уточненный прогноз. В мае прошлого года на заседании Правительства было принято решение, что прогноз будет вноситься ежегодно на рассмотрение Правительства Москвы, с постоянной прибавкой в один год вперед. Мы сейчас готовим прогноз социально-экономического развития уже на 2005-2007 гг., уточняя 2005 и 2006 гг. В первую очередь эти уточнения связаны с тем, что поменялась наша налоговая политика, изменилось распределение

4(19)-2005

налога на прибыль между федеральным и городским бюджетами, что внесло свои коррективы в расчеты возможностей города.

С 1 января 2005 г. вступила в силу 31-я глава «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, который, как известно, меняет методический подход к исчислению земельного налога. По новому законодательству, налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога в процентах. При этом Налоговым кодексом установлены предельные размеры ставок в зависимости от целевого использования земель. Изменение суммы земельного налога для каждого налогоплательщика будет зависеть от кадастровой стоимости и целевого использования земельного участка. При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2005 г. для целеисчисления земельного налога территория Москвы была разбита на 69 зон, а в будущем таких зон будет не менее 1,5 тысяч. Вообще, это очень серьезная работа, у нас сейчас заложена в бюджет города определенная сумма ожидаемого земельного налога, мы считаем, что это первые шаги. В течение этого года нашим Департаментом земельных ресурсов должна быть проведена очень большая работа, налоговые платежи по земельному налогу с 2006 г. должны быть определены уже в большей сумме. Мы, конечно, понимаем, что стоит очень большая задача по оформлению документов на землю. У нас сейчас из возможных 27 тыс. потенциальных плательщиков земельного налога только 7 тыс. платят этот налог, остальные платят арендные платежи заземлю. Здесь очень много работы, она должна быть проведена в течение 2005 г.

Есть еще один налог, который мы не знаем, как себя поведет. Мы просчитали возможные поступления на этот год от этого налога, но здесь нужны время и практика, чтобы понять правильность наших подсчетов. Я говорю о едином налоге на вмененный доход по рекламе. Это новый вид налога, непонятно, как будет сформирована налогооблагаемая база. Сейчас Комитет по рекламе очень много работает в этом направлении. Посмотрим, что мы получим, какие коррективы надо будет вносить в наше законодательство и в наши подходы к этому вопросу.

Вы знаете, что с 2005 г. в соответствии с 122-м законом отменена субвенция для компенсации расходов на выполнение столичных функций. Это непростой вопрос, он много дебатировался, в свете этого мы внесли определенные коррективы в нашу политику по арендным платежам на нежилые помещения и на землю, что также вносит свои коррективы в прогноз социально-экономического развития города на ближайшие три года.

По поводу монетизации льгот. Мы полностью поддерживаем все принятые решения по 122-му закону, всю логику этих принятых решений. Да, льготы должны доходить до людей, которые должны их получить, льготы не должны быть всеобщими. Но вместе с тем руководство города, Юрий Михайлович ставили перед нами задачу, чтобы ни у одного человека, который получал льготы, не ухудшилось материальное положение, жизненные возможности. Эта задача и Президентом РФ была поставлена. В русле этих задач мы и действовали. Об этом очень много уже говорилось. Определены категории льгот, город сохранил бесплатный проезд на транспорте для всех льготников. Для всех категорий сохранен бесплатный проезд, оплата телефона, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Для всех категорий сохранены услуги ЖКХ, но здесь часть восстанавливает федеральный бюджет. То есть сейчас уже можно с уверенностью сказать, что практически 100% ранее действующих льгот в городе сохранены.

Есть проблемы другого плана, связанные с тем, что недостаточно четко налажено обеспечение бесплатными медикаментами льготных категорий граждан, расходы которых у нас являются расходными обязательствами федерального бюджета. На людях это не отразилось, они получают все, как и получали. Сейчас есть решение, что деньги пойдут, минуя страховые компании, что деньги пойдут напрямую, сразу на закупку лекарств, то есть без тех потерь, которые мог понести бюджет РФ. Я считаю, что это совершенно правильное решение, и город долго доказывал, что это правильное решение. Деньги должны пойти сразу производителям лекарств и на поставку лекарств. Затраты, которые мог бы понести бюджет в связи с тем, что деньги могли бы пройти через страховые компании, оцениваются в 1,5 млрд руб. Это были совершенно неоправданные траты. Система в городе прекрасно действует и без страховых компаний, и в стране, мы считаем, она тоже может действовать без страховых компаний.

Вопрос: Льготы на поддержку малого бизнеса отменены. Будут ли они компенсироваться малым предприятиям? За счет чего планируется создание 10 000рабочих мест в малом бизнесе?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Позвольте с вами не согласиться, что льготы отменены. Льготы малому бизнесу по аренде нежилых помещений не отменены. Планировалось, и мы считаем это совершенно правильным, проанализировать те льготы, которые предоставлены. Понимаете, малый бизнес — это общее понятие, и ресторан тоже относится к малому

Экономика

4(19) - 2005

бизнесу. Если предприятие вышло на экономические возможности жить самостоятельно, нашло свое место на рынке, правильно ли это будет, что мы будем сохранять льготы? В целом, льготы малому бизнесу по аренде помещений будут сохранены. Ставки будут повышены на 25%, такое решение было принято на заседании Правительства Москвы. Но все равно это льготы, все равно неполная оплата. Как будут созданы 10 ООО рабочих мест? Во-первых, мы приняли в городе программу создания технопарков, бизнес-инкубато-ров. Сейчас такие строятся в Южном округе в районе метро Нагатинская, в районе Нагатино-ЗИЛ на юго-западе в районе Бутово, в Зеленограде, вообще они должны быть созданы в каждом административном округе. Мы проводили расчеты, что это будет очень выгодно и с точки зрения льготной арендной платы, и с точки зрения того, что малые предприятия могут заниматься и производством, и в качестве посредников выступать, к тому же в одном месте они могут быстрее найти друг друга. Поэтому программа бизнес-инкубатора — одна из очень важных программ. На заседании Правительства рассматривался вопрос о малом предпринимательстве в сфере бытового обслуживания, ЖКХ. Это сейчас один из острых вопросов, потому что все-таки мы с вами много слышим, и москвичи об этом говорят - о качестве обслуживания в ЖКХ. И одним из путей преодоления этих проблем является создание малых предприятий, которые бы могли занять свою нишу.

Вопрос: Социальная поддержка населения с низкими доходами запланирована в размере 155 млрд руб. Какая часть этой суммы будет покрыта из доходов населения и какая - усилиями чиновников?

ОГЛОБЛИНАМ.Е.: В городе в течение последних 8-10 лет принимается комплексная программа мер социальной защиты населения. Она в первую очередь направлена на поддержку тех категорий, которые по тем или иным причинам не могут зарабатывать средства, чтобы самим себя содержать. Это одна из функций государства — поддержка слоев населения, которые не могут сами себе заработать: инвалиды, люди пожилого возраста. А мы знаем, что, к сожалению, еще и пенсионное обеспечение не может дать возможности людям, которые вышли на пенсию, жить без поддержки государства. Это бюджетные деньги, это наши с вами деньги налогоплательщиков, деньги, которые мы получаем от работы промышленности, банковской сферы, всех отраслей городского хозяйства. Это расходы, которые бюджет несет, нес и будет нести до того момента, когда пенсии станут такими, которые

позволят жить нормально. Хотя, я думаю, всегда останутся люди, которые нуждаются в поддержке со стороны бюджета.

Вопрос: Вы сказали, что полностью поддерживаете решения по монетизации льгот. Тем не менее Юрий Лужков сказал, что намерен обжаловать в Конституционном суде некоторые положения 122-го закона. Прокомментируйте, пожалуйста, эти решения, какие положения его все-таки не устраивают ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: 122-й закон касается не только монетизации льгот. В нем приняты решения, которые меняют наши межбюджетные взаимоотношения, взаимоотношения по собственности. Из этих изменений вытекает еще одна вещь. Федеральным законом принят на расходные обязательства федерального бюджета ряд видов расходов. Это расходы, связанные, предположим, с ЗАГСами или правоохранительной деятельностью. Те же учреждения ЗАГСов сейчас располагаются в зданиях, которые строились за счет средств городского бюджета, компьютеры, мебель — все покупалось за счет средств городского бюджета. В 122-м законе есть норма, что учреждение передается вместе с имуществом, вместе со зданием, причем эта передача должна быть проведена безвозмездно, то есть расходы, которые город понес на создание этой собственности, не компенсируются. Такая норма есть в законе, она не касается монетизации, она касается межбюджетных отношений, перераспределения полномочий по разным уровням власти. В Конституционный суд направлен запрос о конституционности этого решения.

Вопрос: Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые испытывает Правительство Москвы в связи с новой системой монетизации льгот?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Проблемы есть, но они решаются, постепенно уходят. Определены категории льготников. У нас в городе ведется регистр всех социальных категорий. Определены 122-м законом те категории, расходные обязательства по которым отнесены к ведению субъектов Федерации и к ведению Российской Федерации. Если человек является ветераном труда и одновременно инвалидом второй категории, он сам может выбрать по 122-му закону, по какой принадлежности ему зарегистрировать ту или иную льготу. Это больше проблема человеческого выбора. Если он регистрируется как ветеран труда, то он получает за счет бюджета города деньги, если как инвалид - он

4(19) - 2005

получает деньги за счет федерального бюджета. Сейчас очень многие стали перерегистрироваться, это их право. Эту статистку мы получим только к концу года и поймем, сколько людей, по каким льготам зарегистрировались. Здесь стоит задача маневра, постоянного мониторинга и отслеживания этого процесса. Эта проблема в значительной степени техническая, мы ее решаем.

Есть проблема с социальной картой москвича. Карта — это тот механизм, который помогает нам отследить и понять, сколько человек той или иной категории пользуются бесплатным проездом, в том числе и на пригородном транспорте. Не все еще, к сожалению, получили социальные карты. Поставлена задача, чтобы до конца февраля всем были вручены карты. Такая работа органами социальной защиты города ведется. Но здесь встает такая проблема. Да, социальная карта будет в метро действовать, соответствующая аппаратура и технологии имеются. Вы знаете, что с позапрошлого года эти технологии устанавливаются в наземном транспорте. К сожалению, в наземном транспорте еще не везде поставлены валидаторы. Мы рассчитываем, что до 70% всего наземного транспорта вскоре будет оборудовано валидаторами, и мы будем иметь четкую информацию, какие расходы несет городской бюджет и, соответственно, какие деньги мы должны планировать на следующие годы. Здесь другая проблема цепляется. Валидатор — удобно это или неудобно? К сожалению, инвалиды и валидатор — это тяжелосовместимые понятия, если особенно люди на колясках. Это неудобно, если это беременная женщина или люди, которым тяжело ходить. Это неудобно еще и потому, что создает очередь. Нужно искать схемы и возможные решения, чтобы это было удобно и пассажирам, и чтобы в то же время мы могли подсчитать затраты.

Бесплатные медикаменты — существует эта проблема или не существует? Да, город обеспечил полностью все категории льготников, полностью предусмотрены средства, чтобы все получили бесплатные медикаменты. В то же время федеральные органы, как вы знаете, делают список и доводят его до субъектов Федерации — список лекарств, которые должны входить в перечень бесплатных медикаментов. Этот перечень, к сожалению, несколько уже, чем тот перечень, который действует в городе. Как в этом случае быть? Если человек по своему заболеванию получал это лекарство, организм устроен так, что привыкает, адаптируется к тому или иному, особенно к сильному лекарству. Наверное, нужно сохранить то, что было, и Департамент здравоохранения работает над этим. Небе-

зызвестный приказ Зурабова, который был издан в начале февраля — приказ, по которому норма денег, которые идут на бесплатное лекарственное обеспечение одного льготника, составляет 197 руб. 50 коп. Хотя мы с вами знаем, что в социальном пакете, утвержденном 122-м законом, у нас идет 350 руб. на обеспечение бесплатными медикаментами. Как можно уместить то, что должно составлять 350 руб., в 197,50? Непонятно. Придется работать с Министерством здравоохранения и социального развития. Это не входит в функции нашего департамента, это область Л.И.Швецовой, ее подразделение этим занимается. Я думаю, эти вопросы будут решены.

Следующая проблема, которая у нас есть. Федеральный бюджет должен восстанавливать те средства, которые город тратит на оплату жилищ-но-коммунальных услуг категорий, отнесенных к компетенции федерального бюджета. Мы сделали расчеты, наши расчеты не совпали с расчетами Минфина больше чем на 1 млрд! Предусмотренные сегодня средства в федеральном бюджете, по нашим расчетам, не позволят полностью компенсировать затрат города на оплату жилищно-коммунальных услуг категорий, отнесенных к компетенции федерального бюджета. Юрий Михайлович обращался с несколькими письмами и к министру финансов, и к премьер-министру. Ю.В.Росляк много проводил работы в этом направлении. В итоге в федеральном бюджете была записана норма, что по итогам фактического использования средств на оплату жилищно-коммунальных услуг по федеральным категориям по итогам первого полугодия пересматривать расходование средств и принять решение об их перераспределении. Такая же проблема есть по донорам. При расчете количества доноров Министерству финансов были представлены данные, которые несколько отличаются от тех данных, которые имеем мы. Мы тоже с ними договорились, что по итогам первого полугодия они пересмотрят расходы и найдут возможность увеличить средства субвенций города на оплату этих расходов.

Проблемы, связанные с протезированием. Вы знаете, что эти проблемы по федеральным категориям также взяли на себя федеральные органы исполнительной власти. Если в городе обеспечение протезами занимало максимум неделю-две, то сейчас, к сожалению, очень много поступает жалоб, что очень забюрократизировали эту систему. Так же, как и присвоение инвалидности в федеральных органах, очень много приходится людям собирать справок, достаточно тяжелый процесс оформления. Департамент социальной защиты населения опять с федеральными органами занимается рассмотре-

4(19) - 2005

нием этого вопроса, предлагает свои решения. Мы надеемся, что вопрос будет решен.

Обеспечение санаторно-курортным лечением - об этом тоже очень много говорилось. Предусмотрено 400 руб. в день. Для того чтобы наши ветераны пользовались нормальными учреждениями, этих средств совершенно недостаточно. Средняя стоимость наших санаториев составляла 570-600 руб. Тяжело за 400 руб. предоставить нормальные условия. Все эти проблемы знаем, они будут решаться.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о городском минимуме оплаты труда, который планируется поднять с 1 мая. И почему бы не сделать это с 1 марта или с 1 апреля ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Вы знаете, все можно сделать, если естьденьги. Мы очень долго обсуждали это с профсоюзами, Конфедерацией промышленников и предпринимателей. Вы знаете, что каждый год в городе подписывается трехстороннее соглашение. И пришли к общему мнению, что именно с 1 мая надо поднять минимум до 3 000 руб., и с 1 октября — до 3 600 руб. При том, что по прожиточному минимуму у нас складывается такая картина: прожиточный минимум трудоспособного населения на 3-й квартал 2004 г. в Москве составляет 4190 руб., а прожиточный минимум по РФ - 2 629 руб. Доведение до 3 600 руб. в общем-то позволит даже первый разряд единой тарифной сетки почти подтянуть до прожиточного минимума. Поверьте, что бюджет несет большие затраты для обеспечения поднятия заработной платы. Но это тоже одна из основных социальных функций и одна из задач, которые ставит мэр города.

Вопрос: Хотелось бы прояснить вопрос относительно дорожного строительства. Поскольку бюджет у нас все-таки не резиновый, а 40% идет на социалку, хватит ли средств реализовать все те проекты, которые планировались? Будут ли приоритеты?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Вы совершенно правильно сказали: «Бюджет не резиновый». Территориально-дорожный фонд этого года сформирован, приоритеты определены. Сейчас мы готовим распоряжение Правительства Москвы об утверждении сметы Дорожного фонда на этот год. Мыс вами все понимаем, что сначала надо закончить все начатое. В городе будет продолжено строительство Краснопресненского проспекта, Киевского, Боровского шоссе, Третьего транспортного кольца, участка от Беговой. Будет завершено строительство развязки

на Митино, будет строиться развязка в Новокоси-но. Продолжится строительство ряда других дорог в городе. В целом Дорожный фонд города сформирован в размере около 40 млрд руб. вместе с теми субвенциями, которые мы получаем из федерального бюджета на строительство дорог федерального значения. В целом, неплохие планы. Конечно, в городе стоят задачи по строительству Четвертого транспортного кольца. Дорожное строительство вообще относится к видам строительства, которые обходятся дорого. Зато дороги в городе стали намного лучше, ездить стало намного проще.

Вопрос: В интервью депутат Мосгордумы приводил цифры, что жилищное строительство Москвы дает рентабельность 200%. Исходя из этого, город на налогах на прибыль мог бы быть «завален» деньгами. Почему этого не происходит ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Город, по—моему, проводит здесь последовательную политику. Опять же наш департамент занимается такой задачей, как разработка методик по расчету страховых цен тех участков, которые выносятся на аукцион для последующего жилищного, других видов строительства. В прошлом году мы имели определенный план в бюджете города по неналоговым доходам, по поступлению средств от реализации инвестиционных контрактов. К сожалению, план не был выполнен. Почему? Потому что мы не смогли спрогнозировать всех тех явлений в банковской сфере, которые происходили у нас в мае-июне-июле. В прошлом году была определенная стагнация и даже падение рынка по продаже недвижимости, это общеизвестный факт. Поэтому та методика, которую мы заложили, не сработала, она оказалась несколько завышенной. В этом году в январе было принято постановление, вводящее понижающий коэффициент 0,7 к методике, принятой в прошлом году. Сейчас постоянно проводим мониторинг рынка недвижимости. Начался небольшой рост, если говорить про строительство жилья в районах массовой застройки. Не точечное элитное жилье, а массовое. По нему сейчас спрос на рынке стоит, не падает и, может быть, где-то 0,5% начался рост. По элитному жилью более значительный рост уже проглядывает - по стоимости одного метра. Но его мы строим не очень много, потому что в городе очень мало свободных, чистых, необремененных площадок. Чтобы построить что-то, нужно площадку освободить. Затраты на освобождение площадки очень высокие.

Материал подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.