Научная статья на тему 'Экономика Москвы на подъеме: растут промышленность и инвестиции'

Экономика Москвы на подъеме: растут промышленность и инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблина М. Е.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, на которой руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Евгеньевна Оглоблина рассказала о том, что в 2005 г. в экономике Москвы сохранились тенденции, сложившиеся в предшествующие годы. Наблюдается рост промышленности, инвестиций, товарооборота. Достаточно хороший рост показывают отрасли легкой промышленности, издательской и полиграфической деятельности, производства транспортных средств и оборудования. А значит, растут занятость и реальные доходы населения. Характерно, что заработная плата и доходы граждан растут темпами, превышающими инфляцию. По прогнозу на 2005 г. предполагался рост валового регионального продукта города на 7%, однако уже в первом полугодии этот показатель достиг 8,1% по основным базовым отраслям промышленности. Рост валового регионального продукта с темпами не ниже 6,5-7% будет и впредь оставаться важнейшей задачей Правительства Москвы и на 2006-2008 гг., что позволит обеспечить устойчивое наполнение бюджета города Москвы налоговыми доходами, и, следовательно, реализовать социальную политику, решать узловые для города проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика Москвы на подъеме: растут промышленность и инвестиции»

Экономика региона

ЭКОНОМИКА МОСКВЫ НА ПОДЪЕМЕ: РАСТУТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ИНВЕСТИЦИИ

М.Е. ОГЛОБЛИНА,

руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, на которой Марина Евгеньевна Оглоблина рассказала о том, что в 2005 г. в экономике Москвы сохранились тенденции, сложившиеся в предшествующие годы. Наблюдается рост промышленности, инвестиций, товарооборота. Достаточно хороший рост показывают отрасли легкой промышленности, издательской и полиграфической деятельности, производства транспортных средств и оборудования. А значит, растут занятость и реальные доходы населения. Характерно, что заработная плата и доходы граждан растут темпами, превышающими инфляцию. По прогнозу на 2005 г., предполагался рост валового регионального продукта города на 7%, однако уже в первом полугодии этот показатель достиг 8,1 % по основным базовым отраслям промышленности. Рост валового регионального продукта темпами не ниже 6,5-7% будет и впредь оставаться важнейшей задачей Правительства Москвы и на 2006-2008 гг., что позволит обеспечить устойчивое наполнение бюджета г. Москвы налоговыми доходами, и, следовательно, реализовать социальную политику, решить узловые для города проблемы. В ходе пресс-конференции М.Е. Оглоблина ответила на вопросы представителей средств массовой информации.

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Как известно, в этом году, в мае было принято постановление Правительства Москвы о прогнозе социально-экономического развития города на 2006-2008 гг. Как же выполняются наши планы? За период январь-июнь мы имеем 8,1% прироста по основным базовым отраслям промышленности. Увеличение объема промышленной продукции мы планировали на 9%, а за 9 месяцев рост составил 17,9%. Инвестиции в основной капитал растут именно теми темпами, которые мы и планировали. Розничный товарооборот

- на 1% выше: при плане 5% составил 6,3%. Практически мы правильно спланировали индекс роста потребительских цен и индекс роста оптовых цен

- это соответственно 12 и 11%. Среднемесячная заработная плата в городе за 8 месяцев этого года составила 12 969 руб. и выросла на 23% к соответствующему уровню прошлого года. Согласитесь, что это очень неплохая динамика. Город продолжает успешно развиваться, темпы ускоряются.

Если говорить по отдельным отраслям промышленности, достаточно хороший рост показывают отрасли производства кожи, обуви; издательская и полиграфическая деятельность (рост составил 51 % за январь-август к соответствующему уровню прошлого года); продукция машиностроения, транспортные средства и оборудование (64 и 40%). То есть можно сказать, что растут объемы промышленного производства, а значит, растут объемы занятости и реальные доходы населения.

Одной из важнейших составных частей развития города является инвестиционная программа. Инвестиционная программа по уточненному нашему бюджету составляет 109,5 млрд руб. На следующий год мы намечаем инвестиционную программу в размере 126 млрд, то есть с ростом. На следующий год мы планируем ввод 18 школ, 3 блоков начальных классов, 9 детских садов, 4 поликлиник, 2 больниц. Мы намерены сохранить ввод жилья на уровне этого года, то есть 1,6 млн кв. м.

Появились программы, связанные со строительством города, и основная проблема - это строительство энергетических объектов. Юрий Михайлович Лужков очень много уделяет этому внимания, потому что сейчас это одно из тех узких мест, которое в значительной мере сдерживает дальнейшую инвестиционную активность города. Нельзя построить поликлинику, дом, школу, не имея при этом электроснабжения. Поэтому в адресной инвестиционной программе следующего года мы предусматриваем значительные средства (сейчас это порядка 6 млрд руб.) на строительство так называемых питающих центров. Помимо этого достаточно остро стоит вопрос строительства коллекторов к этим питающим центрам, где будут проходить кабельные линии. Эта проблема тоже будет решаться в рамках адресной программы будущего года.

По-прежнему актуальна проблема строительства дорог. На недавнем заседании Правительства обсуждалась Программа дорожного строительства до 2010 г. В рамках имеющихся средств проблему решить, к сожалению, полностью не удастся, но намечены основные направления и дорожные участки, которые должны строиться. Трудно понять логику наших коллег из федеральных ведомств, когда на следующий год городу на дорожное строительство планируется выделить 4 млрд руб., при том, что в этом году на дорожное строительство федеральный бюджет выделял городу 10 млрд руб. в качестве субвенций взамен бывшего налога на дороги. Ведь очевидно, что дороги - это элемент, который способствует развитию инфраструктуры любого поселения, города, страны в целом.

Проект бюджета города был принят на заседании Правительства города, сейчас рассматривается Московской городской Думой. Вы знаете, что прошло второе чтение бюджета, бюджет принят в доходной части, соответственно мы готовимся к третьему чтению бюджета, уже по расходной части. Первоначальный бюджет города в 2005 г. был принят в сумме 396 млрд руб. по доходам, а на сегодняшний день мы имеем 432 млрд руб., из которых 28,7 млрд руб. — это те дополнительные доходы, которые город получил в течение этого года. На следующий год мы планируем бюджет на уровне 500 млрд руб., то есть темп роста заложен где-то порядка 6% к уровню этого года. Эта цифра уже принята Мосгордумой, сейчас начали заниматься расходной частью бюджета. Расходная часть бюджета сохраняет социальную направленность — на социальную сферу направляются 188 млрд руб.,

на расходы городского хозяйства - 113 млрд руб., капитальные вложения составят 110 млрд руб.

Особо отметим цифру 188 млрд руб. — это порядка 35% бюджета — столько будет направлено на социальную сферу. При формировании бюджета следующего года одна из основных задач — это доведение минимума заработной платы до прожиточного минимума. Эта задача будет решена к 2008 г. Мэр Москвы дал соответствующее поручение, мы просчитали возможности нашего бюджета, доходов, и к 2008 г. городской минимум заработной платы будет равен прожиточному минимуму. По следующему году, по нашим прогнозам, он должен составить уже порядка 4,5 тыс. руб. Это достаточно серьезная задача, но мы считаем, что она реально выполнима. В этом году у нас минимальная зарплата с 1 мая - 3 000 руб., с 1 октября - 3 600 руб. Мы выполняем эти обязательства.

Бюджет строится все в большей степени по программно-целевому признаку, то есть бюджет развивается не только по кодам бюджетной классификации или по отраслям, но и по программам. В составе бюджета на 2006 г. предусмотрены 32 городские целевые программы, такие как спорт Москвы, молодежь Москвы, социальная интеграция инвалидов, культура Москвы, программа развития потребительского рынка и услуг, анти-ВИЧ-СПИД. Мы все больше начинаем выходить на программно-целевой метод планирования. Есть у нас, конечно, определенные проблемы. Правительство в январе приняло решение реализовать все программы, внести в них необходимые коррективы. Но, сами понимаете, что по всем программам сделать все необходимое так быстро тяжело. Однако уже близки к завершению.

Как развивались наши взаимоотношения с инвесторами и строительство за счет внебюджетных средств? Был принят ряд новых федеральных законов (Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс), и свои законы мы должны привести в соответствие с действующими федеральными законами. В этом году был принят ряд постановлений. Так, было принято постановление № 43, по которому все правообладатели, то есть все кто имеет право собственности или аренду на 49 лет, могут без выпуска распорядительного документа заказывать акт разрешенного использования на свои участки или реализовать свои инвестиционные намерения без согласований и ходьбы по инстанциям в рамках того земельного участка, который у них имеется как у правообладателей. Сейчас мы занимаемся этими подходами по нежилому фонду, особенно

по объектам социальной направленности, готовим решения, которые бы облегчили жизнь инвесторам. Вообще наша задача — способствовать созданию таких экономических моделей, которые бы привлекали деньги частного капитала в ту или иную сферу, давали возможность каких-то преференций, чтобы деньги перетекали в ту сферу, где это нужно городу и экономике для решения актуальных задач. Конечно, сейчас одним из важнейших вопросов является строительство спортивных объектов, объектов культуры — там, где проживает население.

В целом, у нас нет сомнения, что намеченные планы будут выполнены, обозначенные высоты будут взяты. Для этого есть все предпосылки.

Вопрос: Недавно вышло распоряжение по г. Москве об организации оперативного сноса пятиэтажек, где определен порядок — если нет инвестора, то дома будут сноситься за счет бюджета. Но в СМИ появились сообщения о трудностях в этой программе, в частности в том, что город из-за нехватки площадок вынужден будет покупать у инвесторов квартиры по цене на 20% выше себестоимости. Не могли бы вы это прокомментировать?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Попробуем проанализировать ситуацию с юридической точки зрения. В Градостроительном кодексе есть такое понятие, как аварийные дома. Если здание признано аварийным, мы предлагаем собственникам, а у нас сейчас очень много собственников, особенно в центре, процентов 60-80, — новое жилье. Обязанность исполнительной власти — предоставить людям равноценное жилье, мы не имеем права оставить людей в том доме, который опасен для людей. Здесь проблем особых нет. Там, где дом не признан аварийным... По-видимому, идет речь о сносе тех домов, которые расселены и которые надо снести и на которые нет пока акта разрешенного использования. А пока его нет, мы не можем принять решения, будет ли этот дом строиться за счет средств бюджета, будет ли передан на аукцион для привлечения инвесторов. Но дом реально надо расселять, потому что он может стать опасным для окружающих. Поэтому город принял решение за счет бюджета сносить эти дома. Это совершенно правильное решение, на мой взгляд. Площадка будет освобождена, будет оформлен акт разрешенного использования, будет сделана оценка того, что же там будет строиться. Потом принимается коллегиальное решение о дальнейшей судьбе этого дома — строиться ему за счет средств городского бюджета или он будет передан на аукцион. Но в лю-

бом случае нет никакого социального напряжения, все идет в цивилизованном порядке.

Насчет покупки квартир у инвесторов. У нас совместно с Департаментом градостроительной политики стоит задача подготовки и вынесения для обсуждения на заседании Правительства среднесрочной программы развития жилищного строительства в городе до 2010 г. Эта задача непростая, мы собираем вместе уже принятые решения, смотрим имеющиеся в городе площадки, срок строительства, возможности территорий, все это собираем воедино. В любом случае надо принять решение, мотивы его принятия понятны: что выгоднее людям, очередникам, и что эффективнее с точки зрения бюджетных затрат. Если город пойдет на эту схему, покупка квартиры — это оплата квартиры в доме, к которому уже подведена инженерия и который стоит в месте, где уже есть социальная инфраструктура. Идет речь о покупке какого-то объема жилья в инвесторских домах. Поэтому, на мой взгляд, даже если по городскому заказу стоимость строительства где-то около 900 дол. в среднем, то если мы будем покупать (плюс 20%, по 1100 получается), то с учетом того, что мы не тратим на инженерию, и это в общем-то нормальное решение. Здесь должны быть соблюдены два условия. Первое — люди, которые стоят в очереди, должны получить квартиры там, где это принято у нас, это не должно быть Подмосковье или еще где-то. И это должны быть новые нормальные квартиры, которые соответствуют законам города.

Вопрос: Каковы планы Правительства Москвы по строительству коммерческой недвижимости? И как будет решаться в Подмосковье проблема телефонизации?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Этот вопрос не в моей компетенции. Это вопрос к Москомархитектуре, есть Генплан развития города, там все ключевые точки обозначены. И насчет телефонизации — вряд ли смогу ответить, какие планы у наших коллег из Подмосковья. У нас проблема телефонизации — это проблема коммерческих структур. МГТС у нас является коммерческим обществом. Но город, реализуя свою основную функцию, заинтересован в том, как будет решаться эта проблема. Поэтому в прошлом году было выпущено постановление Правительства Москвы по модернизации имеющихся АТС. У нас остались цифровые АТС, которые не перешли на аналоговые, и в этом основная проблема некоторых микрорайонов, где цифровая связь. Но вместе с МГТС программа принята, и к 2010 г. весь город должен быть переведен на аналоговую АТС.

Вопрос: Сколько денег планируется выделить из городского бюджета на дорожное строительство? И какие основные проекты планируется реализовать?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Как написано в проекте бюджета, в следующем году предполагается выделить 40,6 млрд руб., из которых 4 млрд руб. - это деньги из бюджета РФ. Здесь определено: Третье кольцо, Звенигородский проспект, будет закончено Киевское шоссе и два участка Боровского шоссе. Продолжится работа по Третьему транспортному кольцу. Вы знаете, что на заседании Правительства возникло много вопросов по тем участкам, по которым еще не принято решение. Мэр дал нам время на доработку, объекты могут немного трансформироваться. Помимо денег из Дорожного фонда, город из бюджета непосредственно в рамках адресной инвестиционной программы закладывает определенные средства на строительство так называемых внутриквартальных дорог и дорог местного значения.

Вопрос: В городе Железнодорожном сейчас страдают обманутые инвесторы. Есть список ^компаний, в которые люди внесли деньги под гарантии Правительства Москвы. Коль скоро есть информация, что эти деньги вкладывались под гарантии Москвы, готовы ли вы взять эту ситуацию под контроль и устроить «разбор полетов» этим компаниям?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Может, не очень корректно, но хочу спросить, что вы имеете в виду под понятием «гарантии Правительства Москвы»?

Вопрос: Когда люди отдавали свои деньги на строительство, им было заявлено, что эти проекты выполнены совместно с Правительством Москвы.

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Кем заявлено?

Вопрос: Представителями этих фирм.

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Понятно. Эта проблема должна решаться в нормальном правовом поле. Насчет гарантий: город за третье лицо не вправе давать гарантии, это незаконно. Пострадавшие, видимо, имеют в виду, что вот эти недобросовестные компании анонсировали себя как некие компании, которым доверяет Правительство города. Анонсировать себя можно как угодно. Есть уже несколько подобных случаев: это скандально известные компании «Мастерок», «Социальная инициатива», «Стройиндустрия», «Новый мир». Мы их знаем и занимаемся ими. На самом деле это сложная проблема. Есть Бюджетный кодекс, есть возможность бюджета вкладывать деньги туда или сюда, мы же живем в соответствии с законами, которые существуют.

По поручению мэра Москвы в Департаменте градостроительной политики создана рабочая группа по ситуации с «Мастерком», там попали на контроль примерно 13 адресов. Идет разбор по каждому. И самое сложное, к сожалению, в данной ситуации — отработать юридическую схему, потому что люди добровольно подписали договора, добровольно выступили соинвесторами. Даже у меня в Департаменте есть работники, которые попали в эту ситуацию! Первое, что нужно делать, это пойти в суд и подать иски на эти компании.

Со своей стороны, город тщательно разбирает каждую ситуацию, каждый адрес, чтобы понять, как можно решить проблему. Например, «Стройиндустрия» закончила строймонтажные работы, возвела под крышу два дома, то есть они уже создали некий продукт незавершенного производства, некую свою собственность. Какое основание у города вложить свои деньги в чужую собственность? Это проблема. Но могу сказать одно: городская власть занимается этой проблемой.

Вопрос: Является ли бюджет на 2006 г. у нас дефицитным? И второй вопрос — по поводу энергетики. Способ улучшить энергоснабжение - это повышение КПД действующих электростанций, принадлежащих «Мосэнерго». Интересно, бюджет собирается вкладывать в реконструкцию деньги?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Нет, бюджет не собирается вкладывать деньги в чужую собственность. Еще раз повторю, у нас нет таких прав без увеличения доли в основном капитале. Речь идет о другом. Мы хотим попросить «Мосэнерго» как компанию, которая сейчас занимается генерацией. Когда идет производство электроэнергии, одновременно производится тепловая энергия. От того, насколько грамотно будет налажен весь этот цикл, от баланса между тепловой и электрической энергией зависит КПД этой электростанции — либо по выходу тепловой энергии, либо электрической. В городе большие проблемы с электрической энергией. По тепловой энергии есть у города определенные возможности, а по электрической не хватает, по расчетам, очень прилично. Года через 3-4 будет не хватать уже порядка 2 000 мегаватт при простое производства где-то на 7-8 %. Когда на заседании Правительства шло обсуждение постановления Правительства по подготовке к зимнему периоду, Юрий Михайлович обсуждал с представителями «Мосэнерго» эти проблемы, намечено пересмотреть техническую политику и подходы.

Вопрос: Если иностранные инвесторы включились в строительство, то уже есть, наверное, достойные примеры?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Было проведено в этом году четыре инвестиционных конкурса по строительству в Кожухово, Молжаниново, Сережково... Из них на двух победили консорциумы с участием иностранного капитала — в Кожухово и Сережково. Они активно идут. Когда было такое, чтобы средства оборачивались на строительстве жилья за год, причем давались еще с плюсом процентов 150! Если во всем мире срок окупаемости 10-12 лет - это нормальный срок, и под 6-7% годовых — невероятное счастье, когда они получают такие доходы, то у нас, к сожалению, наши инвесторы пока тянут. Хотя они сейчас начали перестраиваться, стали приходить на строительство гостиниц, где срок окупаемости — 7-8 лет.

Вопрос: Платежи населения по оплате жилищно-коммунальных услуг составляют не более 55% от фактических расходов. Как долго у нас будет такая «нирвана»?

ОГЛОБЛИНАМ.Е.: Тут небольшая неточность, даже не 55%, а 51% составляют платежи населения. Знаете, это не «нирвана», это социальная политика. Город не планирует переходить на стопроцентную оплату платежей населения. Безусловно, рост тарифов — неизбежная вещь, рост будет, но какой он будет, трудно сказать. Дотации из бюджета в проекте бюджета сохраняются: и на ЖКХ, и на тепловую энергию, и на субсидии малообеспеченным. То есть вся система сохраняется. Постепенный рост будет, но в пределах 3-7%. Резких скачков не планируется. Это задача, поставленная мэром города, и эта поли-

тика, на мой взгляд, очень правильная, выдержанная. У нас не растет зарплата такими темпами, чтобы мы могли сказать: давайте, завтра платите 100% коммунальных платежей! Для этого мы должны сначала обеспечить рост заработной платы.

Вопрос: Запланированы ли поступления от малого бизнеса? Каков его вклад?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Вклад у нас от малого бизнеса очень большой — 25% занимает весь малый бизнес. Одна из задач, которая будет решаться, - это обеспечение малого бизнеса площадями, проблема доступных по цене площадей стоит очень остро перед ними. Уже подготовлено несколько проектов по строительству технопарков. Наш Департамент поддерживает эти проекты, их предполагается реализовывать при условии, если сами предприниматели сообща строят эти здания. Город не берет с них отчислений, точнее — берет минимальные отчисления, и тем самым способствует этому процессу.

Вопрос: Будет ли в Москве введение единого налога на вмененный доход по рекламной деятельности?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: К сожалению, введение единого налога на вмененный доход по рекламе оказалось не очень эффективным. Очень сложно в администрировании. И говоря о введении последующих изменений, по следующим видам деятельности, надо просчитать возможности администрирования, кто какую информацию кому будет предоставлять, как будет работать эта система, как она будет построена. Согласитесь, это довольно большая не только экономическая, но и организационная задача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.