Научная статья на тему 'Проблемы бизнес-сообщества мегаполиса и программы поддержки предпринимательства'

Проблемы бизнес-сообщества мегаполиса и программы поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

(интернет-пресс-конференция министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы М. Е. Оглоблиной в Информационном агентстве РБК)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы бизнес-сообщества мегаполиса и программы поддержки предпринимательства»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

46 (139) - 2011

проблемы бизнес-сообщества мегаполиса и программы поддержки предпринимательства

(интернет-пресс-конференция министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы М. Е. Оглоблиной в Информационном агентстве РБК) *

Информационное агентство РБК совместно с Департаментом экономической политики города Москвы провело опрос среди представителей московского предпринимательства «Что мешает развитию бизнеса в Москве?». Министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Евгеньевна Оглоблина проанализировала результаты исследования и дала ответы на наиболее интересные вопросы, заданные журналистами и интернет-аудиторией РБК. В частности, в центре внимания оказались вопросы, связанные с тем, как московские власти предлагают противостоять проблемам, с которыми сталкивается бизнес-сообщество мегаполиса; что делается для устранения административных барьеров; кто в настоящее время приходит в малый и средний бизнес Москвы; какие программы поддержки предпринимательства в настоящий момент реально работают в столице.

— Марина Евгеньевна, почему возникла необходимость проведения такого тщательного исследования малого и среднего бизнеса? Если говорить об итогах опроса предпринимателей в целом, то какие выводы были сделаны?

— Мы не первый год занимаемся проблемой развития бизнеса в городе, не первый год занимаемся проблемами инвестиционного климата, удобством ведения бизнеса в нашем городе, проблемами, которые возникают у тех или иных компаний. Не так

! Публикуется в сокращении.

давно, вы знаете, наверное, одно из агентств повысило место города в рейтинге городов для ведения бизнеса и городов по созданию международного финансового центра с 68-го до 61-го места. По исследованию Всемирного банка, мы занимали 124-е место в прошлом году, и в этом году положение России (исследования проводились в основном в Москве) было повышено на четыре позиции, и в настоящее время наша страна занимает 120-е место.

Но мы понимаем, что есть еще много проблем, которые необходимо решать. И, наверное, не всегда, сидя в своих кабинетах, занимаясь повседневной работой, мы достаточно четко представляем себе, а что же волнует людей? А что волнует тот самый бизнес — малых предпринимателей, средних предпринимателей, крупные предприятия? Что волнует тех, кто хочет вложить свои средства, кто хочет прийти к нам с инвестициями, кто хочет начать новое дело? Что их волнует, что им мешает, что помогает, какие изменения они хотели бы видеть, какие проблемы должны решаться в первую очередь? С этой целью мы почти год назад на сайте правительства Москвы открыли рубрику «Что мешает открытию бизнеса в Москве».

Мэром города Сергеем Семеновичем Собяни-ным была поставлена задача по переходу города на программный бюджет, т. е. на такой бюджет, когда бы, глядя в бюджет, можно было не видеть там кодов статей, не видеть там кодов расходов, кодов КБК, которые далеко не всем понятны, и не все могут расшифровать, что скрывается за этими 20-значными числами, а видеть (при открытии московского бюджета): вот столько-то средств

направляется на ремонт дорог и вот столько дорог будет отремонтировано, столько-то средств будет конкретно направлено в такие-то школы, в такие-то детские сады на ремонты, на поддержание материально-технической базы, столько средств пойдет на заработную плату, т. е. увидеть все те конкретные направления расходов, которые в настоящее время приняты в городских целевых программах.

Одна из городских целевых программ, которая уже принята, — это программа стимулирования экономической активности в городе. Для того чтобы определить основные мероприятия этой программы, чтобы понять, где те реперные точки, где те основные вопросы, которые следует решать, и было осуществлено исследование. Мы благодарны «РосБизнесКонсалтингу», который присоединился к нашему исследованию, и также провел эту работу.

Если говорить о результатах, а я буду говорить сразу о результатах, которые были получены и РБК, и нами, то результаты эти в принципе одинаковы. Было проведено опрос-голосование почти 10 тыс. чел. — это те люди, которые зашли на наши сайты. И ответы по проведенному исследованию (ответы на вопросы, которые следует решать в первую очередь) распределились следующим образом: коррупция, административные барьеры, чрезмерная налоговая нагрузка.

По первому вопросу, который касается коррупции, следует сказать, что Сергей Семенович поставил задачу: сделать так, чтобы власть была прозрачна для всех (и для бизнеса, и для населения). С этой целью в Москве уже открыты пять многофункциональных центров, до конца года будет открыто еще девять многофункциональных центров, куда может прийти каждый москвич и получить необходимые документы, а также решить свои вопросы, не прибегая к непосредственному общению с представителями власти, т. е. с чиновниками. Необходимо отметить и значительное упрощение многих административных процедур.

Вопрос, который вызывает очень много нареканий, и в первую очередь со стороны бизнеса, — это вопрос об огромном количестве согласований, т. е., когда надо ходить по разным кабинетам и получать здесь одно согласование, там — другое. Порой эти согласования друг с другом не связаны, порой один чиновник говорит: «Нет, ты пойди туда и получи эту справку», другой говорит: «Нет, ты сначала получи следующую справку». Мэр сказал, что больше

этого не будет, и в этом плане у нас уже в этом году количество согласований сокращено более чем в 2 раза. Вы знаете, что в Мосгорэкспертизе количество согласований сокращено почти в 4 раза, а Мосгорэк-спертиза — это наше с вами разрешение на строительство, это экспертиза проектов (когда кто-то что-то хочет построить). Вы знаете, что радикально изменены вопросы, связанные с непосредственной в нашей жизни перепланировкой квартир, с установкой кондиционеров, а также с осуществлением каких-либо мероприятий, которые люди хотят провести в квартирах. Вы знаете, что в настоящее время открыт новый портал, который начал недавно действовать, где каждый москвич, каждый представитель бизнеса, который зашел на него (на портал), может увидеть, что властями города делается для благоустройства города и оставить свое мнение о том, делается это или не делается в реальности, и если делается — то делается хорошо или плохо. Этот портал будет расширяться, как сказал мэр, и дополняться другими видами работ, проводимыми в городе. Я думаю, что по мере развития портала на нем будут отражаться все виды работ. Все это позволит иметь обратную связь с населением по всем тем нашим деньгам, которые вкладываются в развитие города.

Вы знаете, что в городе была создана градостроительная земельная комиссия. Мэр поставил задачу по проведению ревизии всех инвестиционных контрактов, ведь в городе действовало 1 345 инвестиционных контрактов. Постоянно в еженедельном режиме по четвергам эта комиссия заседает, ведет ее Сергей Семенович Собянин, и на ней рассматриваются все проблемы, которые присутствуют в этих инвестконтрактах. На этой же земельной комиссии рассматриваются вопросы, связанные с выдачей ГПОЗО, с разработкой проектов планировок, т. е. все то, что волнует людей.

Если говорить о простоте ведения бизнеса, то решение этого вопроса заключается в устранении возможности коррупции, ведь коррупция возникает там, где есть какие-то запретительные меры без понимаемого описания. Поэтому мэром поставлена задача, чтобы положения о каждом департаменте были прозрачными и ясными, чтобы в положениях о каждом департаменте были четко обозначены его полномочия, ответственность, чтобы было четко обозначено, кто и что обязан делать. Все это делается для того, чтобы полномочия и ответственность не пересекались у ряда ведомств, а каждое имело

свою зону ответственности, а также для повышения персональной ответственности чиновников.

Следующее, о чем сказали люди, — это об административных барьерах. Об этом я уже говорила — эта работа будет продолжаться.

Если говорить обо всех 16 целевых программах, то необходимо отметить, что среди них есть не только программы по стимулированию экономической активности, но и программы по совершенствованию государственного управления. Это тоже, наверное, знаковая программа, в которой будут обозначены серьезные вопросы, связанные как раз с указанными темами.

Вопрос чрезмерной налоговой нагрузки. Предлагаю подойти к этому вопросу немного с другой стороны. У нас существует единая система налогообложения всего нашего государства. Москва — это не отдельно взятый какой-то островок. Мы все живем по Налоговому кодексу РФ и по тем основным процентам уплаты налогов, которые в нем обозначены. Субъекты Российской Федерации имеют возможность изменения ряда налоговых условий, и этими возможностями город также пользуется. В этом году у нас были приняты законы, по которым созданы условия для применения упрощенной системы налогообложения на основания патента по 69 видам деятельности индивидуальными предпринимателями. Снижена с 15 до 10 % налоговая ставка по пяти наименее доходным видам экономической деятельности для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей. Освобождены от налога на имущество технопарки и бизнес-инкубаторы. Не облагаются налогом на имущество, сдаваемое в аренду, организации малого и среднего бизнеса.

Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» освобождены от уплаты транспортного налога. Для них установлена пониженная ставка налога на прибыль — 13,5 %, так же, как и для организаций, осуществляющих на территории города производство легковых автомобилей.

Кроме того, мы знаем, что сейчас Министерство финансов РФ готовит проект федерального закона, в котором предусматривается дополнить Налоговый кодекс РФ главой «Патентная система налогообложения». Срок ее введения предусматривается с 01.01.2012. Вы знаете, что меняется и ставка по отчислениям единого социального налога.

В общем-то, все возможные шаги, которые можно сделать в рамках действующего законодательства, город использует и принимает определенные законы. Но согласитесь, что не всегда и не везде льготирование или изменение ставки по налогообложению приводят к тем последствиям, которых мы ожидаем. Поэтому мы проводим в настоящее время анализ всех применяемых ставок по налогообложению. Когда такой анализ будет готов, то о его результатах будет доложено руководству города.

— Марина Евгеньевна, подскажите, пожалуйста, в Москве осталось какое-то производство?

— Безусловно, в Москве осталось производство. Давайте посмотрим статистику. Индекс промышленного производства в городе в сентябре 2011 г. составил 106,3 % относительно показателя прошлого года. Много это или мало? По моему мнению, это много, это показатель неплохого роста промышленного производства, во всяком случае, если не роста, то определенной стабилизации — это точно.

А в целом, если говорить о структуре валового регионального продукта (ВРП) Москвы, то порядка 18 % в структуре ВРП составляет промышленность и порядка 13,4 % — обрабатывающее производство. В целом московская промышленность обеспечивает 11 % общегородских налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, из них обрабатывающие производства — 9,9 %.

Опять же, если обратиться к статистике, то можно сказать, что доля машинотехнической продукции предприятий, зарегистрированных в Москве, в экспорте в I полугодии 2011 г. выросла и составляет 44,8 % от общего объема экспорта, или 4 млрд 350 млн долл. Это такие виды продукции, как летательные аппараты, турбореактивные двигатели, газовые турбины, оптические приборы, продукция химической промышленности высокого передела, каучук, фармпрепараты. Таким образом, можно наблюдать, что в сфере экспорта представлено много московской продукции, которую можно отнести к высокотехнологичной.

— Прокомментируйте, пожалуйста, мнения москвичей по поводу проблем в развитии столичного бизнеса. Так, например, некоторые слушатели РБК заявляют, что бизнес в Москве развивается хаотично. Не исключено, что по бумагам чиновников все выглядит иначе. Другие слушатели задают вопрос о том, встречались ли

московские власти хоть раз с предпринимателями, беседовали ли они с ними напрямую.

— В составе городской программы «Стимулирование экономической активности» есть пять подпрограмм. Две из них относятся к Департаменту науки и поддержки малого предпринимательства — это развитие промышленности и развитие малого и среднего предпринимательства. Мой коллега Алексей Геннадьевич Комиссаров очень активно встречается с бизнес-сообществом, руководителями фирм малого и среднего предпринимательства, крупной промышленности. В рамках свой программы наш департамент также провел два общественных обсуждения, куда приглашали всех желающих прийти и задать нам вопросы.

Да, я, наверное, могу согласиться с тем, что надо бы чаще проводить эти встречи. Вообще, я работаю не первый год и достаточно часто встречаюсь с представителями инвесторского сообщества, и всегда мы открыты для всех проблем, вопросов, которые возникают. Еще раз повторюсь, что нам, может быть, почаще надо проводить «круглые столы», не с периодичностью раз в квартал, а, может быть, это надо делать несколько чаще.

Насчет хаотичности развития бизнеса. Вопрос этот не очень понятен. Что значит — бизнес в Москве развивается хаотично? Хаотично с точки зрения территориального размещения или хаотично с точки зрения отраслей промышленного производства? Если говорить с точки зрения отраслей промышленного производства, то мы с вами понимаем, что деньги будут вкладываться туда, где существует наибольшая норма прибыли и где можно получить больше рентабельности. Поэтому очевидно, что люди вкладывают деньги туда, куда им выгодно вкладывать. И каким-то образом ограничивать людей в данном случае невозможно. Если у человека существует желание начать какое-то производство, то мы должны ему только помочь и подсказать, как правильно начать это производство. А для этого у нас есть определенные механизмы, которые в городе существуют, это и фонд венчурного кредитования малого бизнеса, и просто фонд кредитования и поддержки малого бизнеса. Это и фонд венчурного кредитования промышленных предприятий, и технопарки, и бизнес-инкубаторы, которые существуют в городе, и ряд других механизмов поддержки.

Если говорить о хаотичности развития бизнеса с точки зрения территориального распределения бизнеса, то, наверное, ни для кого не секрет, что

в городе более 200 промышленных зон, которые занимают почти 77 га городской земли. На территории некоторых промзон ведется промышленное производство, по ряду промзон есть вопросы, потому что там, в основном, уже существует бизнес по сдаче в аренду площадей. В настоящее время Сергеем Семеновичем Собяниным поставлена задача по осуществлению анализа развития промзон и выработке предложений по их дальнейшему развитию. Какое промышленное производство должно там быть, что для людей удобнее, что нужнее, что там дальше будет, — этими вопросами в настоящее время и занимаются Москомархитектура совместно с Департаментом науки и промышленной политики правительства Москвы.

— Какова в настоящее время цена аренды квадратного метра помещения?

— По нашим данным, если речь идет о помещениях, находящихся в собственности города и выставляемых на конкурс, то с июня 2011 г. была установлена ставка арендной платы в размере 1 800 руб. за квадратный метр в год. По май 2011 г. включительно аренда оплачивалась по ставке на 2010 г. в размере 1 200 руб. за квадратный метр в год. Таким образом, средняя ставка составляет 1 550 руб. за квадратный метр в год в 2011 г.

Вот можно привести пример. Был проведен первый публичный аукцион в июле 2011 г., с которого велась прямая трансляция на сайте департамента науки. Этот аукцион по аренде помещений, находящихся в собственности города, проводился в Центральном доме предпринимателя для субъектов малого и среднего предпринимательства. При стартовой ставке аукциона в 1 800 руб. за квадратный метр цена лота по Доброслободской улице, например, возросла до 3 150 руб., а цена лота по Кооперативной улице составила 7 тыс. руб. Город выставляет объект аренды со стоимостью в 1 800 руб., а далее уже сам конкурс показывает уровень спроса и предложения.

— Как Вы предлагаете решать такую проблему, как отсутствие квалифицированных кадров? Найти специалистов — это проблема. Строить бизнес с мигрантами — часто нет смысла. Что же делать?

— Наверное, проблема есть, и она не только в отсутствии кадров. В настоящее время в Москве есть ПТУ, их более 100, сейчас они называются колледжами. В чем проблема? Проблема в том, что необходимо установить более тесную связь между

теми, кто заказывает, кому нужны рабочие кадры, и теми, кто их обучает. Таким образом, нужно установить прочные связи между работодателями и образовательными учреждениями, чтобы выпускались конкретные специалисты, с конкретной классификацией и с конкретным профилем, которые нужны для промышленности.

Есть ли у нас проблема вообще с кадрами? Об этом много пишут в прессе, пишут о том, что у нас наступает такой период жизни в развитии страны, и Москвы в том числе, когда у нас будет ощущаться недостаток кадров в целом. В городе в настоящее время насчитывается порядка 6,150 млн рабочих мест. Из них москвичами занято чуть более 4 млн мест. Получается, что 2 млн мест занимают люди, которые приезжают из ближнего и дальнего Подмосковья, а также из других регионов. Такая ситуация не только в Москве. Весь мир развивался и развивается по этому пути, везде есть рабочие кадры, которые приезжают из других регионов. И здесь важно не то, что они приезжают. Согласитесь, наверное, нам нужны высококвалифицированные специалисты, и никто, наверное, не будет возражать, если приедут высококвалифицированные врачи, которые будут передавать нашим врачам свой опыт, или если приедут высококвалифицированные специалисты по программным станкам. Важно, чтобы были понимаемые правила игры и чтобы мигрантов было ровно столько, сколько нужно городу, чтобы они были зарегистрированы, чтобы это были люди, которые бы жили по цивилизованным правилам и которые бы работали в городе по цивилизованным правилам. Я так понимаю, что большее всего у нас всех раздражение вызывают как раз те мигранты, которых нельзя назвать официальными мигрантами.

Касательно вопроса о кадрах можно добавить, что в нашей программе «Стимулирование экономической активности» (а всем, кто интересуется, я предлагаю посмотреть ее на сайте нашего департамента, там программа размещена в полном варианте) есть подпрограмма «Стимулирование развития рынка труда». И в этой подпрограмме достаточно серьезное место уделено переобучению, созданию ресурсных центров. На самом деле, такие ресурсные центры в городе есть, и они действуют и при крупных предприятиях, являясь частной собственностью, и в московской системе много таких ресурсных центров — их уже, наверное, более 10. И деньги предусмотрены на повышение квалификации, переобучение, на возможность получения

людьми иной специальности. Поэтому город эту проблему знает и пытается решать.

— Касательно малого и среднего бизнеса — каков прогноз безработицы к концу этого года? И хотелось бы, чтобы Вы сравнили на основе статистики показатели заработной платы в малом и среднем бизнесе с зарплатами в бюджетной сфере. Есть такое понятие —рыночная зарплата, вот хотелось бы понять, насколько она рыночная?

— Уровень безработицы у нас находится в пределах 0,7—0,8 % (от количества экономически активного населения), и я не думаю, чтобы к концу года он стал выше. Среднемесячная заработная плата у нас прогнозируется в этом году в размере 43,4 тыс. руб. — это в среднем по Москве. На следующий год запланирован рост зарплаты на 10,9 %. Далее по годам: в 2013 г. — повышение на 10,9 %, на следующий год — на 11,5 %, далее — на 10,5, на 10,5 и 10,5 %.

Касаемо вопроса рыночной заработной платы: среднемесячная заработная плата не характеризует показатель рыночной заработной платы. Поэтому надо, наверное, говорить о реальных располагаемых доходах или о реальной заработной плате, так как именно какой-то из этих показателей вы, наверное, имеете в виду. И тот, и другой показатели у нас растут. Планируется, что реальная заработная плата (т. е. среднемесячная зарплата минус инфляция) в этом году вырастет на 4 %. В следующем году она должна вырасти на 5 %, далее — на 6 %.

— Как известно, рейтинговое агентство Moody's снизило прогноз развития банковской системы России со «стабильного» до «негативного». Это означает замедление роста кредитования, снижение ликвидности, и еще у нас рубль отыгрывает свои позиции. Малый и средний бизнес все это очень беспокоит. Оцените, пожалуйста, ситуацию. И второе — что будет с тарифами на основные услуги естественных монополий?

— Давайте начнем со второго, более простого, вопроса. Вы, наверное, читали все материалы, которые были опубликованы Минэкономразвития России и рассмотрены на заседании Правительства РФ по тарифной политике на следующий год. И, наверное, вы не хуже меня знаете, также это знают и все те предприниматели малого и среднего бизнеса, которые интересуется этими вопросами, что рост тарифов на следующий год на услуги естественных

монополий будет минимальный, и с 01.01.2012 роста не произойдет, а рост будет только с июля 2012 г. Теперь тарифы будут расти только с 1 июля и с 1 сентября. И, вообще, в сфере тарифообразования тарифный период будет начинаться с 1 июля.

Относительно снижения прогноза развития банковской системы нашей страны могу сказать, что это совсем не здорово. Это нехороший прогноз и нехорошее известие, недостаточно критичное, но нехорошее. Пока я могу сказать, что не ощущаю, что происходит снижение ликвидности в банках. Я не владею информацией о сроках выплат по банкам. Может, Moody's сделало этот прогноз на основании того, что у банков предстоят большие выплаты. Вы же знаете, что Москва — это тоже субъект Федерации, который имеет свой рейтинг, и мы постоянно проводим работу по рейтингова-нию города. В этом году мы это делаем совместно с департаментом внешнеэкономических связей, скоро у нас состоится встреча с представителями агентства Moody's. И я обязательно узнаю, исходя из чего и как был сделан такой прогноз, учитывались ли московские банки или анализировалась банковская система России в целом.

Хотелось бы добавить, что в целом по тому интересу, который в настоящее время проявляют инвесторы к строительству новых объектов, и вы знаете о том, что пусть небольшие торги, но прошли: 9 объектов город выставлял на земельные аукционы (это были небольшие объекты: гаражи и 2 объекта бытового и торгового обслуживания). Однако стартовые цены на аукционе были превышены в разы, примерно в 10—15 раз. Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерес у бизнеса и у инвесторов к строительству есть, а значит, есть и деньги, и существует возможность кредитования. Недавно я встречалась с некоторыми крупными инвесторами, я с ними постоянно встречаюсь в регулярном режиме по роду своей деятельности, и пока я не могу сказать о том, что мы ощущаем снижение ликвидности. В настоящий момент мне трудно сказать, на основании чего агентство Moody's сделало свои выводы. Пока этой ситуации не ощущается и, надеюсь, не будет ощущаться. Очень многие объекты, которые

не строились, разморожены, и вы сами, проезжая по городу, это видите, что практически по всем, особенно крупным, объектам начато строительство. Из всех контрактов, которые были рассмотрены на ГВК, а там было рассмотрено уже более 600 контрактов, по большинству контрактов, по которым было решение о продлении, мы получили подтверждение инвесторов о наличии денежных средств на строительство. Также необходимо сказать о том, что налоговые поступления в бюджет города ритмичны, доходы в бюджет города идут нормально. Единственное, с каким вопросом нужно разобраться, так это с вопросом о выплатах в банковской системе: с ближайшими и общеконсолидированными.

— Марина Евгеньевна, по Вашим словам, важно, чтобы мигрантов в Москве было столько, сколько нужно городу. По Вашим оценкам, сколько нужно городу мигрантов и насколько превышает эту цифру их нынешнее количество?

— Если говорить о количестве рабочих мест и о количестве людей, которые работают, то, безусловно, идет отставание производительности труда от роста заработной платы. Одна из проблем — это рост производительности труда и обновление основных средств. Это вопросы, которые нас очень волнуют. Мы все хотим получать большую заработную плату, а для того чтобы ее получать, надо повысить производительность труда. Мы с вами знаем, что у нас производительность труда практически в 2 раза ниже, чем в европейских странах. Если брать выработку валового регионального продукта на одного работающего, то этот показатель у нас гораздо ниже. Поэтому такие вопросы, как выработка валового регионального продукта на одного работающего — это именно тот показатель, который нас интересует. А, для того чтобы его повысить, нужно в первую очередь озаботиться такими проблемами, как обновление основных фондов и изменение структуры промышленного производства. Этим вопросам и посвящена целевая программа, о которой мы с вами говорили, - стимулирования экономической активности в городе.

— Марина Евгеньевна, большое спасибо за беседу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.