ЭКОНОМИКА
ПЕРСПЕКТИВУ ОПРЕДЕЛЯЕТ СТАБИЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ
В. П. ШАНЦЕВ, вице-мэр Москвы, руководитель Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция вице-мэра Москвы Шанцева Валерия Павлиновича, посвященная стабильности в экономике Москвы, как необходимому условию выполнения задач в 2005 г. «Багаж» прошлого года был очень непростой, перед Правительством Москвы стояли очень трудные задачи. В частности, из-за изменений пропорций доходов налоговых поступлений город потерял в 2004 г. около 25 млрд руб. Изменения в системе льгот и поддержки неимущего населения также потребовали от столичных властей принятия определенных решений. Наконец, тревожной оставалась ситуация с безопасностью москвичей: к сожалению, городу не удалось избежать терактов. Увы, реальность такова: сегодня ни одно государство не защищено от международного терроризма...
Что же касается проблемы монетизации льгот, то с этой задачей удалось успешно справиться: Москва стала единственным регионом, который выполнил все законы о различных доплатах. Ни один льготник не снизил свое обеспечение со стороны Правительства Москвы, ни одна льгота не будет сокращена и в 2005 г.
По-прежнему Москва является привлекательным инвестиционным регионом. Размер иностранных инвестиций в реальном секторе экономики столицы в 2004 году составил 15 млрд дол. США. Иностранные рейтинговые компании присвоили Москве высший инвестиционный рейтинг. Столь впечатляющие успехи объясняются проде-
ланной властями работе по привлечению инвестиций в экономику города.
В ходе пресс-конференции вице-мэр Москвы В.П. Шанцев ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.
ШАНЦЕВ В.П.: Как мы поработали в прошлом году, каков «задел» на 2005 год? Наверное, если оценивать с точки зрения названия нашей пресс-конференции, надо сказать, что год был очень непростой. Непростой по целому ряду направлений. Прежде всего, был принят целый ряд решений, которые ставили перед нами очень грудные задачи. Это решения в области изменения пропорций доходов наших налоговых поступлений, мы на старте года потеряли около 25 млрд руб.
Второе - решения об изменении системы поддержки неимущего населения, изменения самой системы льгот. Это тоже вызвало определенные тревоги, ожидания. Конечно, сама ситуация безопасности. Мы не сумели этот год прожить без ЧП. Все результаты опросов показывают, что 70 % опрошенного населения как раз находилось в таком состоянии, задавались вопросом: а все ли будет сделано в Москве, будет ли развитие продолжаться стабильно? Мы на это отвечали неоднократно, отвечаем и сейчас. Да, тяжелое происшествие у нас произошло, и мы вправе спросить: все ли сделано для того, чтобы предупредить подобное в будущем? Увы, ни
одно государство сейчас не защищено от международного терроризма.
Но мы очень многое сделали за 2004 год - по защищенности жилого фонда, по обеспечению ш кол,детс кихсадов, уч режден и й кул ьтуры и здравоохранения. На это выделено много средств, в частности оплачиваются дежурные в подъездах. М ы расчистили 25-метровуюзону около метрополитена, что тоже повышает безопасность.
Второе — так называемая монетизация. Произошли очень серьезные изменения, вышел Федеральный закон, который по-новому выстраивает эту работу. Больше всего забот это принесло Москве. По той причине, что Москва - это единственный регион, который выполнил все законы (больше 20) о введении различных доплат. Мы вводили эти льготы не только рыночными методами, но и нашими оргмероприятиями по взаимному соглашению с хозяйственными структурами.
В общем и целом постановка проблемы была правильной - перейти к новой системе льгот с учетом рыночных отношений, лучше отдать деньгами, чем придумывать льготы. В других городах, где этих льгот не было, любая пришедшая сумма является позитивом, даже сто рублей. У нас же ситуация совершенно другая. Если бы нам надо было отменять эту систему, то каждую льготу, каждую дополнительную потребность мы должны были бы купить по рыночной стоимости, а в Москве это деньги гораздо большие, чем в любом другом регионе. Пришлось подумать, проанализировать все наши ресурсы.
Когда мы обсуждали итоги 2004 года и Комплексную программу на 2005 год, пришли к выводу: ни один льготник не снизил свое обеспечение со стороны Правительства Москвы, на 2005 год заложены дополнительные льготы и выплаты, ни одна льгота не будет нами сокращена.
Если говорить по нашему городскому бюджету, могу с большой радостью доложить вам: мы выполнили доходную часть бюджета города Москвы. По отраслям городской экономики: у нас было принято на 2004 год различных программ больше 50. Годичных и долговременных. Все программы выполнены и перевыполнены. Прежде всего, надо сказать, что неплохо сработал реальный сектор экономики, в том числе промышленность, малый бизнес, торговля, строительство. Все те, кто наполняют бюджет доходами.
Промышленность обеспечила темпы роста более 8 %. Это тот темп, которым мы должны идти к 2010 году, главная задача которого - удвоение ВПП. На уровне 115 % выросли отрасли, которые всегда стояли на месте. Первая отрасль - металлообработка. Это говорит о том, что в экономике города наметилось движение, которое радует и обнадеживает. Второе - на уровень 116 % вышла легкая промышленность. Это говорит о том, что у населения появились доходы для покупки товаров повседневного спроса, а также о том, что период, когда ориентировались на дешевую китайскую и турецкую продукцию, заканчивается, люди стали обращаться к нашим традиционным товарам. Сейчас уже и качество другое у многих предприятий появилось, это тоже радует.
В промышленности рост составил 128 %. Много это или мало? Сегодня средняя зарплата в промышленности около 14 тыс. руб. Прожиточный минимум, который определяется постановлениями Правительства и методиками Минтруда, тоже улучшился. Сегодня на уровне прожиточного минимума один работающий может прокормить себя и еще трзх иждивенцев. Прожиточный минимум разный, конечно, для работников, пенсионеров, детей, но любая сумма превышет 2 тыс. руб. в месяц.
Практически у нас занято все трудоспособное население. Планировал и безработицу 0,8 % от трудоспособного населения, добились результата 0,6 %. Около 36 тыс. безработных числится на бирже, но это люди, которые устраиваются на работу и быстро увольняются. У нас 185 тысяч вакантных рабочих мест в Москве, каждый желающий может получить другую квалификацию или освоить новую профессию. В конечном итоге каждый трудоспособный должен иметь рабочее место и получать доход, который позволил бы ему удовлетворять свои потребности. Второе направление - таким образом повышать эффективность нашего сектора экономики, чтобы общие доходы бюджета позволяли осуществлять социальную защиту тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не может сам обеспечить свои потребности.
Большие возможности скрыты в малом бизнесе, который сделал колоссальный рывок вперед - объем товаров и услуг повысился на 62 %, малый бизнес сравнялся с промышленностью, этот объем достигает 0,5 трлн рублей. В малом бизнесе растет количество занятыхименно на ма-
лых предприятиях сферы производства - это промышленность, наука и научное обслуживание, ремонт и строительство и т.д. Это, конечно, произошло не само по себе. Есть специальные программы Правительства Москвы в плане поддержки промышленности, малого бизнеса. На это истрачено около 5 млрд руб. Но часто можно услышать: зачем их поддерживать, можно прямо из бюджета эти деньги потратить на поддержку. Но вступая во взаимодействие с предприятиями - и средними, и крупными, и малыми, мы тем самым даем им развитие, возможность для реконструкции, пополнения оборотных средств, чтобы увеличить объемы производства.
А это, в свою очередь, дает новое качество. В среднем каждый вложенный в это взаимодействие рубль дает около 5-6 рублей налоговых выплат.
Тем самым мы как бы вытягиваем себя из той ситуации, в которой мы вынужденно оказались после реформ начала 90-х гг., когда в основном шло разрушение, а сейчас нам надо это восстанавливать, процесс стабилизации наступил.
Отрадно, что наука начинает развиваться, налицо рост количества научных организаций в Москве, объем научных исследований растет. Даже по программе научных исследований для нужд городского хозяйства мы получили реальную отдачу - более 1200 реальных проектов было создано. Конечно, это важно, потенциал науки - это главное богатство Москвы, у нас расположена треть научного потенциала страны. Важно, чтобы они работали в полную силу, были хорошо обеспечены. Уже сейчас нашу новую программу взаимодействия с наукой мы назвали по-другому, так как будут новые подходы: это программа прикладных исследований для инновационного развития города Москвы. Начало ей положено в 2004 году.
В строительстве, вы знаете, все показатели выполнены. Во-первых, справились с программой строительства жилья - 4,5 млн кв. м. Многое сделано в строительстве школ, в сфере культуры. По-прежнему Москва является привлекател ьным инвестиционным регионом. В этом году иностранные рейтинговые компании, которые определяют состояние инвестиционного климата в странах и регионах, присвоили Москве высший рейтинг. Bor это результат проделанной работы! Мы
только иностранных инвестиций получили 15 млрд дол. в реальном секторе экономики.
Городское хозяйство полностью справилось с задачами, профинансированы все программы, более 10,5 млрд руб. выделено на ремонт жилья. Транспорт функционирует без сбоев. По социальным аспектам - тоже все программы реализованы. Бюджет социально ориентирован, более 40 % доходов распределяется в социальную сферу. Программы защиты инвалидов, детей, многодетных семей, неполных семей, обеспечения питанием нуждающихся в школах - все эти задачи выполнены полностью.
Планомерная работа ведется по подготовке и проведению целого ряда мероприятий, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Мы ввели новые льготы для участников Великой Отечественной войны, освободив их от жилищно-коммунальных платежей в объеме нормативов, освободили от оплаты за телефон, нашли финансовые ресурсы для освобождения и тружеников тыла от этой оплаты на 50 %. Предполагается, что новыми программами в 2005 году и жилищные проблемы будут решены. Главная задача - сделать так. чтобы не только 9 Мая мы отпраздновали и считали свою задачу выполненной. Мы и до праздника, и после праздника - все, что положено ветеранам, должны отдать и даже найти ресурсы, чтобы отдать дополнительно. Потому что то, что они сделали, Победа, которую они добыли и на фронтах, и в тылу, - это великая Победа, и мы все в неоплатном долгу!
С трудностями в целом справились, надежды вселяет стабильность, которая пришла в экономику. Именно она призвана обеспечить выполнение задач, которые мы ставим перед собой и перед городом в 2005 году.
Вопрос: С нового года повысились тарифы на коммунальные услуги. С чем это связано? Инфляция высокая?Будут еще повышаться ?Как власти контролируют процесс формирования цен в энергетике, пищевой промышленности и прочих областях?
ШАНЦЕВ В.П.: Уже несколько лет тарифы повышаются раз в год. Когда не было законов, мыопределилиэтоправило. Каждыйсубъект Федерации, входя в новый год, должен верстать свой бюджет, и важно, чтобы тарифы были определены заранее. Сегодня этого требуют и
федеральные законы. С I января повышаются тарифы, в текущем году они не будут повышаться ни разу. Следующее повышение будет сделано по состоянию на I января 2006 года.
Если говорить о причинах, то главная причина - рост цен на базовые ресурсы, прежде всего, решение Федеральной тарифной комиссии. Если повышаются одни тарифы, это влечет повышение других. Повысилась абонентная плата за пользование сетями РАО ЕЭС, повысились цены на газ, цены на многие материалы, на комплектующие. У нас инфляционная экономика, и средний процент инфляции от К) до 15 %. Кроме этого, состояние, которое имеют все составляющие, ремонт, новое строительство, все они тоже влияют на инвестиционную составляющую любого энергоносителя.
Так что этот рост должен был состояться. Большинство тарифов регулируются государством и региональной энергетической комиссией. По электроэнергии Правительством России был установлен минимальный тариф — 25 %. Московская энергетическая комиссия и приняла такое решение. Мы каждую статью анализировали в течение 2-3 месяцев, чтобы не нагружать излишне население. Среднее повышение тарифов на этом уровне и находится.
Обратимся к фактам. Мне не очень приятно читать в средствах массовой информации, что «в результате повышения тарифов москвичи будут платить 90 % коммунальных услуг». Это не так. Сегодня наши тарифы и наши дотации из бюджета сохраняют в жилищно-коммунальном хозяйстве приоритет цен. Население, которое имеет низкие доходы, защищено законом города Москвы. Те, кто имеет доход на одного члена семьи менее 500 руб., вообще не платят. Дальше - в зависимости от доходов. Максимальный размер - 10 %, по всей России - 22 %.
Сколько бы мы не повышали тарифы, все то, что идет свыше 10%, будет платить бюджет в виде субсидий. Это никак не коснется людей. С этой точки зрения социальная защита в Москве самая сильная в России. Нас очень часто Правительство России обвиняет в том, что мы «балуем» население. Мы тоже москвичи, и то, что мы распределяем, - это заработано москвичами. У нас идет адресная поддержка москвичей. Тот, кто в силу возраста и здоровья не может платить - мы его защищаем в социальном плане, У нас особая ситуация, этот режим
установлен еще первым Президентом России Ельциным, мы так и продолжаем.
Вопрос: С 1 января 2005 года работает система «одного окна». Но так ли это на самом деле?
ШАНЦЕВ В.П.: Все зависит ог того, как понимать эту систему. Чем больше ею занимаешься, тем больше сомнений. Мы все правильно делаем, но все ли мы делаем для того, чтобы разъяснить людям, что это за система? Один специалист мне сказал: что вы нас всё в окно, да в окно? Нормальные люди в дверь входят.
Документы, которые нужны москвичам, они должны выдаваться человеку по схеме. Я приношу к власти свои документы, а власть выдает мне документ, а все согласования производит сама. А через какой-то срок я должен прийти и получить этот документ. Если документы приняли у вас, то отказать дальше не могут. В этом заключается смысл. Мы определили перечень документов. Он есть у нас на сайте, там же определены сроки выдачи, и там же определено, возмездный это документ или нет. Большинство документов бесплатные. Эта работа системно проделана. Мы часть документов уже выдавали по этой системе раньше. С 1 января гак выдаются все документы. Но это касается только выдачи документов, люди могут и по другим вопросам ходить к власти.
Была ситуация, когда вдруг инициировалось решение: прекратить людям доступ в Управу. Шанцев, мол, сказал, что надо без населения работать! Или: вот одно окно и гам очередь в 1000 человек! Это же принцип, а окон может быть 100. Будет жесткий контроль... Мы все разъяснили и оформили документами. Будут трудности. Все государства через это прошли. В Исландии, кстати, этот вопрос хорошо поставлен. Там руководят в основном женщины. У нас еще предстоит один этап, мы наладили все организационные и методические вопросы. Сама ситуация неправильная: власти имеют 3 уровня. Уровень города, округа и района. В районе выдается всего 11 % документов. А большинство будет выдаваться в одном месте, но в городе. Нам надо будет на территории все передавать, чтобы в одном месте выдавались документы.
Мы забюрократились уже «выше крыши». У нас недопонимание существует. Мы долгое
время в советский период защищали потребителя от производителя. Мы считали, что за одну и ту же зарплату производитель всегда будет нарушать требования потребителя. Заставляли торговать картошкой, а люди не хотели. Сейчас время другое. Сейчас, если производитель плохо делает, то к нему никто не идет.
Мне директор завода говорит: чтобы мне организовать свое производство, мне нужно получить 36 лицензий! 100 человек держит для того, чтобы каждый год обновлять эти лицензии. Это не только моральный вопрос, это глубокий экономический вопрос. Еще Маркс говорил: кто больше будет делать бесполезной работы, тот проиграет. Надо избавляться от этого.
Вопрос: К вопросу об открытии Бизнес-центра в Марьино. Проблема обеспечения малого предпринимательства нежилыми помещениями переходит из года в год и усугубляется. Какие могут быть надежды у малого бизнеса?
ШАНЦЕВ В.П.: Специальная программа принята. Мы ведем 62 проекта по строительству технопарков. Даже заканчивается проектирование технопарка, площадью 800 000 кв. м на бывших площадях ЗИЛа. Это будет грандиозный парк, в котором малых предприятий будет сотни тысяч. Они должны учитывать ситуацию и совместное существование в технопарках сокращает затраты, а это удешевляет каждому его себестоимость. Раз ниже себестоимость, значит, будет конкурентоспособная цена. В каждом округе разработана программа, она непростая. Надо организовать коллективные инвестиции, но у нас есть специальный Департамент поддержки малого бизнеса. Мы считаем, считали и будем считать малый бизнес основным ресурсом для повышения реального сектора экономики. В развитых странах до 70 % доходов дает малый бизнес. Это тот ресурс, который сегодня очевиден. Сегодня 1 900 000 москвичей работают на малых предприятиях. Не поддерживать их нежилыми помещениями было бы глупо.
Вопрос: Из года в год собираются создать венчурный фонд. В 2005-м будет ли это?
ШАНЦЕВ В.П.: Будет создан. Все документы подготовл ен ы, вносятся на заседан ие П ра-вительства. Эта система нормативных актов, ее
надо разрабатывать. У нас иногда Бюджетный кодекс не позволяет работатьс частными фирмами. Поэтому гам надо кое-что подработать и сделать изменения в городских законах.
Вопрос: Москвичи и гости столицы отмечают, что Москва стала походить на Лас-Вегас, количество казино растет. Это продуманная политика?
ШАНЦЕВ В.П.: Игровые автоматы и залы около метро опечатаны и прекращают свое действие. Есть определенная тенденция, которая с середины 90-х наметилась - все больше разрешительных функций отдается на уровень федеральных агентств. А Правительство Москвы носит функцию консультанта. Если говорить о казино, то за н и х отвеч ает Феде рал ьное а ге н тство п о с п о р-ту и туризму. Здравый смысл подсказывает: нам не нужно столько казино! На наш взгляд, нужно обратно передать эти функции по этим территориальным объектам к субъектам Федерации.
Вопрос: А как решается вопрос сдачи помещений в аренду под казино?
ШАНЦЕВ В.П.: У нас много нежилых помещений находится в собственности частной и федеральной. Только 30 % наше, в остальных случаях нас и не спрашивают. Если это частная собственность, то мы не имеем возможности повлиять, а это неправильно.
Вопрос: Насколько 2004-й приблизили нас к празднику 2012 года, когда будут Олимпийские игры? Увеличились ли шансы?
ШАНЦЕВ В.П.: В 2004 году нас могли не пропустить, мы бы не могли стать годом-кандидатом. Но 18 мая мы стали городом-кандидатом! Соревнуемся с Мадридом, Парижем... Закончится голосование 6 июля 2005 г. в Сингапуре.
Для всех городов этот процесс одинаков. Каждый г ород должен доказать, что он и только он может провести Олимпиаду лучше всех. Мы должны подключить всех специалистов, спортивную общественность, сами понять, что это национальной важности проект. Довести до сведения тех, кто будет голосовать. Несколько презентаций уже прошло. Выступали мэры городов, от Москвы делегацию поручили возглавлять мне. Я дал 30 интервью различным
средствам массовой информации, мы не проиграли никому и не собираемся делать этого в будущем. Москва - город развивающийся, модный. А в 2012 году все будут рады, чтобы Игры прошли у нас, мы еще много успеем сделать до 2012 года... Если взять анкеты заявочные, Пекин никак не мог обогнать на время голосования Париж. Но Пекин сумел сказать всем, что «мы будем в 2008 году иметь спортивных объектов в 2 раза больше». Я был в Пекине, там полгорода сносится и строится заново. Вот и мы сейчас должны всем сказать: не беспокойтесь, мы пройдем свой путь достойно.
Вопрос: Принцип «одного окна» - это прообраз электронного правительства. Почему программа «Электронная Москва» не учитывается? Можно ли попробнее рассказать про кипрские инвестиции?
ШАНЦЕВ В.П.: Кипр занимает около 10 % от общего объема инвестиций. Деньги есть деньги, это реальные инвестиции. По первому вопросу - у нас есть специальный раздел информационной системы, которая должна нам привести режим «Одного окна» к оптимальной. Режим согласования будет проходить без заявителей. Они будут вынуждены осваивать компьютер, система сделана, ею только надо умело юспольэмшься.
Я разбирался с системой выдачи справки, если у тебя не одно жилье. Эта справка нужна в двух случаях. Ведь все связаны одной единой системой, надо только войти гуда и посмотреть. На экране горит цифра - сколько у него квартир. Зачем я его должен посылать куда-то, чтобы он получал справку бумажную. Это ведь все сделано, но мышление у нас... Как дальше производить саму технологию согласования? Очевидно, чем проще, тем лучше.
Сейчас один высокопоставленный чиновник мне говорит: ерунду вы придумали, я выдаю 13,5 тысяч этих документов, и каждый документ конкретному человеку. Как же я с этим человеком не буду иметь контакта, ведь он является моим добровольным помощником? А как же я своей маломощной структурой эту работу сделаю? Вы должны мне численность штатную увеличить с 500 до 1000. Я говорю: давай неделю поработаем! Через неделю расставим все точки над'«и». Я доказал, что большинство работы не нужно. Он заставляет человека по второму разу делать то, что уже сделано.
Мы неправильно, кстати, понимаем неко-
торые вещи. Тот же проект на строительство, я год занимался этим вопросом. Это фантастика! Архитектор или планировочное предприятие делает проект. А этот проект никому не нужен по одной причине - он считается недействительным. Он будет действительным, когда его согласуют с пожарниками, инспекцией и т.д., и т.д. Я спрашиваю: архитектор и все, кто в СЭС, они все работают по одним нормам и правилам? Да. Но если архитектор что-то проектирует, то как он может проектировать по другим нормам? Если он делает не так, значит он преступник. Я решил провериться. Послал для анализа группы сотрудников в Швецию, в Норвегию, в Австрию. В этих странах проект, сделанный архитектором, никем не согласовывается. Проект - это документ, за который люди отвечают. Есть список уполномоченных архитекторов, которые в этом городе работают. Мы твердо знаем, что они город не испортят. Человек просто идет к этому архитектору и все. Вся цепочка выстроена, ни к кому больше ходить не надо и согласовывать. У нас же - целая «кормушка».
Мы ликвидировали Московскую регистрационную палату, и вот почему. Спрашиваем: что вы делаете? Ведем реестр печатей. А как вы работаете? А мы изымаем фальшивую печать и ищем настоящую. Реестр добровольный. Я решил пойти зарегистрироваться - иду регистрируюсь. Реестр залогов ведут. Сколько залогов зарегистрировано.? 100. Выходит, 140 человек каждый день ходят на работу и делают то, что никому не надо. Ликвидировали! Спросите, а куда людей девать? Наверное, тот, кто хочет работать, тог всегда найдет работу.
Вопрос: Окажут ли столичные власти помощь тем москвичам, которые оказались заложниками природной стихии в Азии?
ШАНЦЕВ В.П.: Политика Правительства Москвы однозначна: любой москвич должен получить помощь, если попал в беду. Конечно, лучше бы этого не было.
ОТ РЕДАКЦИИ. Очевидно, у наших читателей могут возникнуть различные предложения, пожелания или вопросы при знакомстве с материалом. Все их можно сообщить по телефону прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 200-67-30. Заданные Вами вопросы будут использоваться при планировании пресс-конференций в 2005 году.