Научная статья на тему 'Старым проблемам - новые решения'

Старым проблемам - новые решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шанцев В. П.

Почему в Москве дорожает тепло и электроэнергия? Как поддерживается малый бизнес? Куда переселят москвичей из сносимых пятиэтажек? Ответы на эти актуальные для столичных жителей вопросы дал на пресс-конференции, прошедшей в июле с.г. в здании Правительства Москвы, вице-мэр Москвы Валерий Павлинович Шанцев. Отметим, что сделано за последнее время немало, но не всегда затраченные усилия оборачивались весомыми результатами. Почему так происходит, можно лучше понять, если обратиться к цифрам и фактам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старым проблемам - новые решения»

Экономика

СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ - НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

В. П. ШАНЦЕВ,

вице-мэр Москвы

Почему в Москве дорожает тепло и электроэнергия? Как поддерживается малый бизнес? Куда переселят москвичей из сносимых пятиэтажек? Ответы на эти актуальные для столичных жителей вопросы дал на пресс-конференции, прошедшей в июле с.г. в здании Правительства Москвы, вице-мэр Москвы Валерий Павлинович Шанцев. Отметим, что сделано за последнее время немало, но не всегда затраченные усилия оборачивались весомыми результатами. Почему так происходит, можно лучше понять, если обратиться к цифрам и фактам.

Региональная энергетическая комиссия Москвы и ОАО «Мосэнергов поисках консенсуса. На

основании представленных итогов работы ОАО «Мосэнерго» за I квартал 2003 года специалистами Региональной энергетической комиссии Москвы (РЭК) проведен анализ производственно-экономической деятельности энергосистемы и сделаны следующие выводы. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской за последние три года колеблется в пределах 5-7 млрд руб., и в I квартале 2003 года составил 4,53 млрд руб. В настоящий момент обеспеченность денежными средствами ОАО «Мосэнерго» составляет 99,7%.

В то же время ОАО «Мосэнерго» заявило на 2003 год объем товарной продукции в размере 85,3 млрд руб., прося при этом более чем на 40% повысить тарифы на электрическую и тепловую энергию. РЭК Москвы с 1 марта 2003 года повысила тариф на электрическую энергию на 14%, что согласуется с установленными Правительством России пределами государственного регулирования. Таким образом, видно, что финансово-экономическое положение ОАО «Мосэнерго» стабильно, а тарифы, устанавливаемые РЭК Москвы, экономически обоснованы.

РЭК Москвы установила для ОАО «Мосэнерго» на 2003 год следующие показатели: товарная продукция в объеме 71,53 млрд руб.; в т.ч.

себестоимость производства электроэнергии - 57,03 млрд руб.; прибыль - 14,50 млрд руб.

По инициативе Правительства Москвы в инвестиционной составляющей тарифов 2003 года предусмотрено 12,6 млрд руб. на развитие энергосистемы города, включая проектирование и строительство новых подстанций, кабельных линий, насосных перекачивающих станций, тепломагистра-лей, реконструкцию городских тепловых сетей. Тем не менее ОАО «Мосэнерго» необоснованно сократило инвестиционную программу до 8,6 млрд руб.

ОАО «Мосэнерго» увеличен плановый объем себестоимости производства до 60,18 млрд руб. против установленной РЭК Москвы (57,03 млрд руб.), уменьшив тем самым прибыльную часть тарифа на 3,15 млрд руб., предназначенную на осуществление городского капитального строительства. За четыре месяца с.г. выполнение плана капитального строительства по ОАО «Мосэнерго» составило 1,17 млрд руб., то есть 9,27% от объема инвестиционной программы, утвержденной РЭК Москвы, что ставит под угрозу срыва выполнение годового плана в целом.

Выходит, с одной стороны ОАО «Мосэнерго» имеет все необходимые средства для восстановления основных фондов (за счет прибыли и амортизационных отчислений), а с другой стороны, энергооборудование пребывает в критическом состоянии. За примерами далеко ходить на надо. Так, капитальный ремонт третьего энергоблока Каширской ГРЭС был завершен за 5 дней до аварии. На восстановление третьего блока РЭК Москвы в 2003 году предусмотрела в тарифах 500 млн руб., тем не менее ОАО «Мосэнерго» исключило из Программы капитального строительства работы по восстановлению блока, хотя на складе имелось оборудование, которое было закуплено для реконструкции первого блока такой же мощности. Также на НПС «Ховринская», ПС «Мазилово» в 2002 году произошли технологические аварии, а в 2003 году - пожар на ПС «Бескуд-

никово». Вообще, из-за повреждений кабельных линий, проложенных в коммуникационных коллекторах, за период с декабря 2002 года по настоящее время произошло 4 пожара.

Многочисленные аварии, происходящие в энергосистеме, нецелевое использование предоставляемых средств, постоянные требования повышения тарифов, нерачительное ведение хозяйства - все это свидетельствует о крайне низком профессиональном уровне руководства ОАО «Мосэнерго».

Малому предпринимательству - быть! Проект Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 годы разработан во исполнение поручения по п. 5.3 постановления Правительства Москвы от 24.12.2002 № 1063-ПП «О ходе выполнения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001 - 2003 годы с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». К началу 2003 года в секторе городской экономики - малого предпринимательства работало более 33% от числа экономически активного населения города, причем более 32% налоговых поступлений в Москве обеспечивал именно малый бизнес.

За период реализации Комплексной программы достигнуты следующие результаты:

количество малых предприятий увеличилось с 179 997 в 2000 году до 189 409 в 2002 году, то есть на 9412;

средняя численность работников малых предприятий (количество рабочих мест) увеличилась с 1 691 806 чел. в 2000 году до 1 868 842 чел. в 2002 году, то есть на 177 036 чел.; выпуск товаров и услуг увеличился с 82 770,7 млн руб. в 2000 году до 219 785,1 млн руб. в 2002 году, то есть на 137 014,4 млн руб. Малый бизнес Москвы осуществляет деятельность во всех отраслях экономики города. Более 55% малых предприятий города работают в сфере торговли и общественного питания, более 12% занимаются производством товаров, около 13% - в научной сфере, общекоммерческой деятельностью по обслуживанию рынка занимаются 7,5% субъектов малого предпринимательства города. Работают малые предприятия также в сфере бытового обслуживания населения, на транспорте, в связи, жилищно-коммунальном хозяйстве.

На финансовую поддержку малого предпринимательства с учетом возвратных средств было направлено 1 151 млн руб., в том числе:

на совершенствование внешней среды для развития предпринимательства - 121,7 млн руб.; на финансово-инвестиционную поддержку -285,0 млн руб.;

на развитие городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - 492,4 млн руб.;

на подготовку кадров для рыночной экономики - 172,6 млн руб.; на интегральную поддержку малого предпринимательства - 79,3 млн руб. Только в 2002 году Московская лизинговая компания профинансировала около 100 проектов малых предприятий Москвы по лизингу оборудования, автотранспорта и автоспецтехники на общую сумму 124 млн руб.

Завершается разработка Годовой целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями до 2010 года, включающей программу первоочередных мероприятий на период до 2005 года.

Проведена работа по расширению международных и межрегиональных связей предпринимательства Москвы. Системы Межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) созданы в 67 регионах Российской Федерации, в том числе в 18 регионах Центрального федерального округа и 8 странах ближнего и дальнего зарубежья. Малые предприятия Москвы, воспользовавшиеся в текущем году услугами Системы ММЦ, смогли продвинуть в регионы России и в страны СНГ продукцию более чем 1 500 наименований.

В 20 регионах Российской Федерации работают центры субконтракции, созданные по технологии, разработанной Межрегиональным центром промышленной субконтракции и партнерства. Причем они объединены в единую информационную сеть. Только за 2002 год в информационной сети было размещено 1 600 заказов для малых предприятий.

В настоящее время ведется разработка Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 годы, которая предусматривает:

формирование условий, способствующих улучшению экономических показателей хозяйственной деятельности существующих малых предприятий;

определение секторов рынка, форм и способов ведения бизнеса, обеспечивающих эффективное функционирование вновь создаваемых малых предприятий; достижение более рационального распределения малых предприятий по территории города, в том числе его «спальных» районов;

увеличение вклада малых предприятий в позитивные социальные процессы (повышение занятости, сокращение маятниковой миграции, вовлечение в малый бизнес социально незащищенных групп населения). В процессе реализации Программы намечается решить следующие задачи:

1. Совершенствование внешней среды для развития предпринимательства.

2. Комплексное обеспечение потребностей малого бизнеса городскими системами поддержки малого предпринимательства (инфраструктура).

3. Поддержка приоритетных направлений развития малого бизнеса (городское хозяйство и экология, инновационная деятельность, ремесленничество, создание отраслевых сервисных центров для предприятий малого бизнеса).

4. Основные направления и показатели комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства административных округов г. Москвы.

Планируемый общий объем финансирования в 2004 - 2006 годах составляет 10 201,5 млн руб., в том числе из бюджета Москвы - 4 300 млн, из иных источников - 5 901,5 млн руб. (фонды МП -330 млн руб.).

Программа намечает достижение следующих результатов:

мерами государственной поддержки должны быть охвачены от 60 до 120 тыс. малых предприятий города;

предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь создаваемых малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 2 млн чел.;

общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт предположительно увеличится на 30%.

Городская жилищная программа: строили, строим и будем строить! В настоящее время реализуется городская жилищная программа по реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда. Правительством Москвы утверждена адресная программа по каждому административному округу на период 2003 - 2004 годов. Завершается разработка адресной программы на период 2005 - 2010 гг. Предполагается, что до 2010 года будет снесено 5,5 млн кв. м пятиэтажного и ветхого жилого фонда, или более 111 тыс. квартир. В то же время будет построено 13 988 тыс. кв. м жилой

площади, или 280 тыс. квартир, предназначенных для:

переселения - 8,7 млн кв. м (175 тыс. квартир);

очередников - 3,4 млн кв. м (68,5 тыс. квартир);

молодых семей - 1,6 млн кв. м (32,1 тыс. квартир);

военнослужащих - 206,8 тыс. кв. м (4,1 тыс. квартир).

Основным условием программы является то, что жители, проживающие в своих районах, при переселении будут оставаться в районе проживания или, в крайнем случае, в своем округе. Уже с 2004 г. при сносе пятиэтажного и ветхого фонда более 80% москвичей останутся в своих районах проживания, а с 2005 года - 100%. Одновременно в районах реконструкции осуществляется замена старых инженерных сетей на новые, из современных материалов, более долговечных. В конечном итоге это позволит снизить аварийные ситуации и различные отключения теплоэнергоресурсов в районах проживания.

Осуществляется поэтапный переход от панельного жилищного строительства к более современному и долговечному - монолитному строительству. Так, в 2004 году предусматривается 25% монолитного строительства по городскому заказу, а в 2005 году - 40%. Срок эксплуатации у панельного дома 50-60 лет, большие теплопотери, ограниченность в выборе объемно-планировочного решения здания и т.д. Долговечность монолитно-кир-пичного дома около 150 лет, теплопотери гораздо меньше, неограниченные возможности в выборе объемно-планировочных решений.

В настоящее время в городе насчитывается более 1 200 жилых домов, относящихся к различным федеральным ведомствам, а это более 6 млн кв. м. Предполагается в текущем году совместно с федеральными ведомствами разработать адресную программу реконструкции ведомственного жилищного фонда.

Правительство Москвы утвердило Структуру городской программы ежегодного строительства жилья в Москве. Определен объем жилищного строительства по каждому виду в ежегодном объеме 4,2 млн кв. м. Кроме того, определен порядок компенсации городу за существующую инфраструктуру при жилищном строительстве. Таким образом, с 2005 года можно будет осуществить жилищное строительство для городских нужд в полном объеме за счет соответствующих отчислений в бюджет города со стороны инвесторов-застройщиков.

Как складывается инвестиционный климат

в сфере жилищного строительства? Переход от передачи доли города в натуральном выражении к денежному эквиваленту повысил привлекательность коммерческого жилья со стороны покупателей, так как инвестор может реализовать всю площадь в коммерческом доме. Для города это также выгодно, а значит, и для жителей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Так, при реализации в 2003 году на конкурсе 24 участков под строительство 250 тыс. кв. м город получит 90,6 млн дол., на которые уже в 2003 - 2004 годах построит для городских нужд 201,3 тыс. кв. м (4 тыс. квартир).

При старой же системе (натуральное выражение) город только после строительства (2005 год) смог бы получить 75 тыс. кв. м (1 500 квартир). Учитывая, что до 60% контрактов инвесторами своевременно не выполнялось, и это количество квартир реально было бы гораздо меньше.

При разработке лотовой документации город заблаговременно разрабатывает и согласовывает предпроектную документацию, тем самым победителю конкурса уже не приходится в последующем согласовывать эту документацию.

В условиях конкурса введена рассрочка в оплате инвесторами доли города от 1,3 года до 2,5 лет, что раньше не предусматривалось.

В настоящее время завершается согласование распоряжения Правительства Москвы о переходе от открытых конкурсов к открытым аукционам. Первый аукцион запланирован на июль 2003 года.

С целью снижения обращений инвесторов в городские службы за определением доли города от объекта инвестирования (жилищное строительство) в Комплексе экономической политики и развития разработана «Методика определения размера компенсации инвесторами городу за социальную и инженерную инфраструктуру при строительстве и реконструкции жилых объектов».

А теперь перенесемся на саму пресс-конфе-ренцию, где присутствующие представители средств массовой информации задали вице-мэру Москвы В.П. Шанцеву немало острых и злободневных вопросов по рассматриваемым темам. Обстоятельные ответы были даны также и тем товарищам, которые прислали свои вопросы по сети Интернет.

ШАНЦЕВ В.П.: Добрый день! Меня попросили сегодня выступить на пресс-конференции, мотивируя это устойчивым интересом к одному важному вопросу - это взаимоотношения московского правительства и «Мосэнерго». Последнее время много публикаций по этому поводу. Главная

позиция, которую высказывает руководство «Мосэнерго», такова: те неприятности, которые происходят в энергетическом хозяйстве, связаны с тем, что есть в Правительстве Москвы такой орган, РЭК, которая занижает тарифы. Это приводит к износу фондов, к недостаточному ремонту и усложняет энергообеспечение Москвы.

Эта позиция ничем не подкрепляется, кроме таких высказываний. Руководство «Мосэнерго» ни разу не привело конкретных примеров.

Вся экономическая деятельность за тот период, как начала работать РЭК, показывает совершенно другую картину. Тарифы тщательно обоснованы экономически, они каждый год повышаются, в некоторые годы повышались 2 раза в год и обеспечивали полностью нормальное функционирование «Мосэнерго».

РЭК вступила в свои права и от имени государства осуществляет регулирование тарифов. До этого регулированием занимались полуобщественные структуры, которые собирались на заседания, не работая на постоянной основе, не получая зарплату, и голосовали. В таком режиме такие серьезные дела решать не просто. Правильное решение - создание профессионального органа. Часть сотрудников пришла работать из ОАО «Мосэнерго». Они досконально знают структуру баланса компании, технологию, ведут профессиональные споры в процессе тарифного регулирования. Комиссия ни разу не нарушила процедуру тарифного регулирования. В сроки, установленные законом, принимались все материалы, в течение месяца устанавливались тарифы. Мы ни разу ничего не задерживали.

Если говорить о показателе рентабельности, за 2000 год рентабельность «Мосэнерго» составила 21,4%. Сейчас она значительно увеличилась. Самые главные вопросы, которые ставятся, - РЭК всегда занижает расходы. Когда мы приступали к этой работе, мы опирались на грамотное изучение балансов, документов. Поначалу мы столкнулись с непониманием. Допустим, они пришли в первый раз и попросили зачесть в тарифы на электроэнергию расходы на футбольный клуб.

Особенно были большие разногласия по поводу структуры топливного баланса. Для того чтобы вырабатывать энергию, надо сжигать топливо. «Мосэнерго» завышает стоимость топлива, заявляя об использовании таких видов топлива, как мазут, уголь, торф. Из года в год они дают нам пропорцию газа 87%. Хотя газа меньше 93% ни в одном году не было. Почему 87%? Ясно, для чего это делает «Мосэнерго». Газ дешевле, чем мазут и торф. Получив деньги, купили дешевый газ и получили экономию, которая потом используется

на не предусмотренные балансом нужды. Мы эту позицию сохраняем, чтобы не увеличивать тарифы. Около 3 млрд руб. ежегодно. Однажды только по этой позиции «Мосэнерго» спорило с РЭК и обратилось в ФЭК, там независимые эксперты признали позицию РЭК правильной. Если говорить о тарифах, мы считаем, что если тарифы установлены, то «Мосэнерго» имеет право обжаловать эти тарифы. За эти годы они обращались 6 раз.

Почти в 3 раза увеличились и амортизационные отчисления, потому что увеличилась стоимость основных фондов. Амортизация является основным финансовым фондом для строительства, обновления ресурсов. Нам представили вместо 5 млрд 830 млн на 3 млрд. Инструкция гласит так: неважно, куда и как будет направлено, положено отчислить норматив, вы должны отчислить. Мы должны были согласиться, хотя знали что эти средства будут использованы нецелевым образом. Мы твердо убедились, что позиция наша правильная. 318 млн было израсходовано на промышленное строительство, капитальные затраты не предусматриваются. Почему «Мосэнерго» должно строить пансионат на деньги москвичей? Все эти затраты должны быть из прибыли. Квартиры приобретались на сумму более 30 млн - за счет отчислений. Жилищное строительство за счет амортизационных отчислений. В то же время мы должны спросить у «Мосэнерго»: а как выполнялись планы по затратам на модернизацию? А по ним «Мосэнерго» освоило всего 1 млн 890 тыс. руб.

Государство поставило РЭК на страже интересов потребителей. Если говорить о самом главном вопросе, «Мосэнерго» утверждает, что 62% износа составляют амортизационные фонды. Если оценить ситуацию по инвестиционным делам, в 2001 году РЭК утвердило в тарифах на инвестиционную составляющую 5 млрд 460 млн. А «Мосэнерго» выполнило 5 млн 130 тыс. Вопрос стоит так: разве РЭК виновата? Мы в тарифах все предусмотрели. 2003 год: РЭК утвердила в тарифах 12 695 млн. Через неделю после утверждения тарифов «Мосэнерго» выпускает приказ, где утверждены инвестиционные показатели 8 650 млн.

То есть, уже на стадии планирования «Мосэнерго» закладывает невыполнение согласованной инвестиционной программы. А фактическое выполнение за I квартал еще хуже. Мы в этом году попросили, учитывая сложное положение «Мосэнерго», за счет бюджета обеспечить проектирование кабельных линий, тепловых магистралей к новостройкам и объектам инфраструктуры. Сделали, выпустили проектную документацию. Подчеркиваю: у «Мосэнерго» никогда на начало года нет документации на даже утвержденные показатели,

а мы это сделали, добавили им документации на 3,6 млрд руб. Они I квартал, апрель и май не брали эту документацию и не заключали договор с городскими организациями, которые поводили эти работы. Понимая, что мы от них улучшения менеджмента не дождемся, городские организации начали за бюджетные деньги выполнять эти работы. И только в конце мая «Мосэнерго» нашло в себе силы признать, что они все это время валяли дурака, взяли кредит и заключили договор. И сейчас этот договор предусматривает по 300 млн каждый месяц для выполнения этой программы. Но эти горячие месяцы, когда погода позволяет активно работать, они были бы потеряны, если бы мы не ввязались. Поэтому сегодня сказать, что РЭК мешает «Мосэнерго» работать, - это не соответствует действительности. Общение с ними доставляет больше неудовольствия, чем удовольствия.

Ремонтная программа. Каждый год должна выполняться ремонтная составляющая, но здесь тоже картина другая. В 1999 году, до того как РЭК регулировала тарифы, на ремонт было освоено 3,6 млрд руб., в 2002 году освоено 8,2 млрд руб. Ремонтные программы выполняются, но с каким качеством? Прошлогодняя авария на Каширской ГРЭС произошла через 5 дней после окончания капремонта. И в 2003 году РЭК, зная трудную ситуацию с обеспечением мощностями, о которой все время говорит «Мосэнерго», 500 млн руб. включило в тарифы, чтобы начать ремонт энергоблока Каширской ГРЭС. Но ремонт до сих пор не начат, оборудование валяется на складе.

Средняя зарплата у рабочих системы составляет около 12 тыс. руб. Средняя зарплата по Москве - около 7,5 тыс. руб. Сказать, что люди мало получают, нельзя. Их зарплата выше средней зарплаты по городу. Правда, к нам обращаются: вы мало стимулируете. Обратились, чтобы мы утвердили ежемесячное премирование в объеме 85%. Мы установили минимальную планку, которая разрешается тарифным регулированием, - 75%. Но это каждый месяц, это же тоже хорошо. Численность персонала плановая, там нет никакого бегства специалистов. Правда, по дирекции на 200 чел. больше по штату, чем положено по нормативам: 700 чел. вместо 500. Количеством, а не качеством?

Но мы считаем, что главная беда сегодняшнего «Мосэнерго» - это плохой менеджмент, плохое руководство стратегическими вопросами, вопросами тактики, развития, реструктуризации, реорганизации. Больше разговоров, что им кто-то мешает. Мы по вопросам реорганизации «Мосэнерго» в свете принятых законов больше рабочих кон-

тактов имеем с комиссией РАО «ЕЭС», там мы конструктивно продвигаемся вперед, хотя переговоры идут непросто. Задача наша в перспективе -получить контрольный пакет акций в сетевой компании и в сбытовой компании. И единственное, что будет выведено на рынок, это генерирующая компания. Но в данном случае нет никакой трагедии: рыночная экономика сегодня уже доказала свою эффективность. Мы же не спрашиваем, какая нефть сегодня сжигается или перерабатывается в Москве, где ее добыли. Она по договорам приходит к нам по трубопроводам, и работает вся система. И бензин есть, и масла, и газ. Какая разница, где он добывается? Он приходит по договорам. То же самое электроэнергия: неважно, где она выработана, есть энергосистема, которая ее передаст из любого места, тем более в Москву. В Москве работать энерго-снабжающим организациям - это льготный режим, потому что «Мосэнерго» имеет финансирование живыми деньгами 99,7%. В Москве систематически регулярно расплачиваются за потребленные энергоресурсы. Вы знаете, рынок работает так: у кого деньги, к тому и товар бежит. Поэтому у нас нет никакой боязни, что Москва останется без энергии. Московский узел самодостаточен, он вполне может себя обеспечить.

Подводя итоги, могу сказать, что я призываю руководство ОАО «Мосэнерго» к конструктивной и плодотворной работе. И РЭК готова рассматривать любые просьбы и вопросы, входить по первому требованию ОАО «Мосэнерго» в тарифное регулирование. Только вот законы сегодня говорят о том, что тарифы должны регулироваться один раз в год, с тем чтобы те, кто ведет свое личное хозяйство или бизнес, могли твердо знать, что регулирование произошло и экономика их не пострадает от непредвиденности. Кстати, РЭК Москвы на год раньше перешла на такой принцип. Если законом введено с 2003 года, то мы по собственному пониманию перешли еще с 2001 года. Тарифы, к сожалению, повышаться будут. Постоянно растет цена на газ, инфляционная составляющая, цены на обслуживание, на транспорт, абонентная плата за использование сетей РАО ЕЭС. Когда это происходит, мы вынуждены регулировать тарифы, как рынок регулирует все цены. Если не будет реальных, экономически обоснованных тарифов, мы можем потерять всю систему, а этого не хочется.

Вопрос. Вопрос об отключении тепла у неплательщиков. Какую позицию вы занимаете? И второй вопрос - будет ли производиться реорганизация «Мосэнерго»?

ШАНЦЕВ В.П. Позиция наша следующая: если кто-то должен, то он должен платить. Но в данном случае ненормальная ситуация. Есть государственная компания РАО ЕЭС, в состав которой входит ОАО «Мосэнерго». Не платит им Минобороны - тоже госструктура. Городские предприятия не имеют долгов. Но на одной магистрали с неплательщиками находятся наши дома, жители которых тоже страдают. «Мосэнерго» должно разбираться, не производя отключения. Мы настаиваем, чтобы этот вопрос решился быстрее.

Если говорить о реорганизации, здесь много путей решения. Будем покупать активы, меняться активами. ОАО «Мосэнерго» привыкло работать с городом по схеме, которая выгодна ему. Мы за бюджетные деньги развиваем город, без энергосистемы мы его развивать не можем. Строим электростанции за счет бюджетных денег. Сдаем их в аренду - по 1 рублю в год за объект, теряя на этом колоссальные средства из бюджета. Мы идем на это, потому что не хотим их экономическое положение усугублять. Когда мы будем переходить на другие взаимоотношения, мы рассчитаемся, часть собственности передана в эксплуатацию, стоимость около 20 млрд руб. Когда будет происходить реструктуризация, мы это зачтем.

Что касается сбытовой компании, то она организована Мосгорэнерго. Она является нашей собственностью, за исключением электросчетчиков. Они переданы на баланс энергосбыту. Сейчас мы приводим это в юридическое соответствие. Раньше все было советское, все было государственное. С образованием ОАО, муниципальных предприятий, надо понимать, собственность стала разная. Сейчас город однозначно понимает, что для того, чтобы управлять системой, нужно собственность определить, и кто на ней делает бизнес.

Вопрос. У нас в Москве большинство домов работают по одному тарифу по счетчикам. Хотя есть уже двойная тарификация - в дневное и ночное время. Население переплачивает. Как московское правительство собирается решить эту проблему?

ШАНЦЕВ В.П. Это маневр Мосэнерго. РЭК утвердила тарифы. Когда мы строим новые дома, мы устанавливаем 2-тарифные счетчики. А потом приходит «Мосэнерго», заменяет их на однотарифные или просто говорит, что оплату будет принимать только по одному тарифу. Потому что им не выгоден двойной тариф. У них позиция такая - заплатите нам за эту услугу как можно больше, а мы найдем, куца эти деньги употребить. Это неправильно. Наша позиция - потребовать нормальный менеджмент,

если не удается, брать под контроль. Как? Контрольный пакет. А то наш представитель сидит и ничего не может сделать.

Вопрос. РАО ЕЭС предлагает ввести новый порядок оплаты электроэнергии по новой квитанции, когда в начале месяца оплачивается заранее определенная сумма, а потом неизрасходованные деньги возвращаются. Как Москва оценивает это?

ШАНЦЕВ В.П. Никому в голову не придет в магазине попросить дороже заплатить за товар. Когда вы покупаете, должны расплачиваться. Сколько израсходовано, столько и платится. Если по воде холодной мы не можем определить, сколько семья израсходовала, то с электроэнергией все понятно. Так зачем нужна эта предоплата? Мы посмотрели - дисциплина платежная в Москве прекрасная. 93% регулярно платит за электроэнергию, только 7% нерегулярно. Такого поля, где сплошной недобор, нет.

Вопрос. Цифра, которую вы привели, ярко свидетельствует о том, что менеджмент Мосэнерго скорее заботится о собственном кошельке. Когда придет разумный менеджмент?

ШАНЦЕВ В.П. Правительство Москвы на все уровни обратилось. Юрий Михайлович обращался к Чубайсу, Касьянову, Путину с информацией о том, что менеджмент плохой, происходят аварийные отключения, недоразумения, которые ставят нас в опасную ситуацию. Более 2 ООО домов как-то остались без электроэнергии. Мосэнерго говорит, что авария происходит на сетях Москвы. Но это неправда. Комиссии, которые закончили работать, подтвердили, что это сети Мосэнерго. Они считают, что если взяли у нас в аренду сеть, то мы за нее отвечаем. Все сети у них на балансе, и они обязаны за это отвечать. Мы ставим вопрос так: пора заняться оценкой уровня менеджмента и принимать решения. Другого пути нет. Когда к нам придет право решать, если мы будем занимать позицию в Совете, мы сразу примем решение.

Вопрос. В Москве уже довольно давно введена единая квитанция, в которую внесено все, кроме оплаты за электроэнергию и телефон. Когда они будут включены?

ШАНЦЕВ В.П. Пока согласия мы не нашли, но, я думаю, в ближайшее время найдем. Нам понятно, что это правильно. Не должно население иметь много бумажек, бегать с ними. Создавать трудности населению, когда это можно оперативно сде-

лать, это неправильная политика. Мы за единый платежный документ.

Вопрос. Недавно состоялся Общественный координационный совет, обсуждавший реконструкцию несносимых серий пятиэтажек. Не могли бы Вы обрисовать контуры этой новой программы, когда она может быть оформлена организационно и как предполагается решать вопрос без отселения?

ШАНЦЕВ В.П. Да, на этом заседании Координационного совета рассматривалась перспектива реконструкции наших кварталов. Последняя сносимая серия будет снесена в 2010 г. Несносимые серии по потребительским свойствам ненамного отличаются от сносимых, но у них ресурс выше и позволяет им дольше находиться в эксплуатации. Принято решение входить и в эти микрорайоны. Но районы должны реконструироваться комплексно - по конкретному, очерченному определенными границами району верстается единый проект. Выселение, все ремонты капитальные, если они будут, снос, реновация, строительство новых зданий - все будет осуществляться полностью за счет инвесторов. Все инвесторы, как правило, настроены сносить пятиэтажки несносимых серий. Потому что стоимость нового строительства приблизительно равна стоимости реконструкции.

Каждый считает свои деньги и примет то решение, которое наиболее эффективно. Мы здесь никаких преград не ставим. Если инвестору невыгодно, его ничем не заставишь.

Вопрос. Что бы вы могли сказать о разви-тиии малого бизнеса?

ШАНЦЕВ В.П. Я уже много по малому бизнесу выступал, недавно в «Комсомольской правде» во время прямого разговора задали вопрос: правда ли, что в следующем году Правительство Москвы задумало уничтожить малый бизнес? Я говорю: конечно же, мэр Москвы, который с самого начала поддерживает действующие предприятия, специальный Департамент поддержки малого бизнеса, - мы только и думаем о том, чтобы ликвидировать все то, что мы создавали... Конечно, наше отношение к малому бизнесу понятно. Сегодня там работает 1, 5 млн людей. Около бизнеса кормится половина москвичей. Его надо только развивать и поддерживать. А дальше вы все уже знаете.

Вопрос. Насколько отразилась на бюджете Москвы и на развитии (или неразвитии) малого бизнеса отмена НСП? И вот написано в пресс-

релизе: 121,7 млн руб. на совершенствование внешней среды для развития предпринимательства -прокомментируйте, что такое «внешняя среда*? И болевые точки, о которых всегда говорят предприниматели: арендная плата, проверки и т.д.

ШАНЦЕВ В.П. Решение по НСП приняли не мы. Решение неправильное, этот налог не давил непосредственно на производителя и не обременял экономику излишними выплатами. Это налог с потребителя. Москва с его отменой потеряла около 27 млрд руб. в доходной части бюджета, весь налог ведь шел в доход субъекта РФ. Зачем его отменяли на уровне российском - непонятно. Каждый субъект может сам решить, иметь ли этот налог. 7 или 8 субъектов его не имеют. Регулировать сверху не было необходимости. Но на рассмотрении и у президента, и в правительстве, в Минфине говорят о том, что суммы, выпавшие за счет этого налога, нам будут компенсированы. Поэтому мы никаких ударов от этого не ждем. Чем больше мы торгуем, тем больше этот налог. Мы можем сами достигать более высоких результатов, будем больше собирать. А если нам дадут субвенции в виде замены, то - мало ли что произошло в России, скажут, что нам не дадут субвенций, - и от нас это не зависит. То есть для нас это невыгодная компенсация.

Внешняя инфраструктура: речь идет о строительстве технопарков, которые мы будем строить за бюджетные деньги и потом за арендную плату (она является нормальной, в Южном округе и Зеленограде уже очередь стоит на аренду) - поддерживать малый бизнес. Закон РФ требовал перехода в арендных отношениях на рыночную стоимость арендуемого помещения, мы должны от нее рассчитывать арендную плату. Мы это сделали, методика оценки введена, но сама методика привела к тому, что для малого бизнеса в ряде случаев увеличение было в 10 - 15 раз, что убивало экономику малого бизнеса. Мы это вовремя увидели. Ю.М. Лужков отменил это решение. На 2003 год принято решение, чтобы больше чем в 2 раза арендная плата не росла. Сейчас на выходе усовершенствованная методика по расчету с учетом рыночной стоимости, но в понятных экономических границах. К 2004 году это даст возможность работать в нормальном режиме.

Вопрос. Может быть, нужны новые формы поддержки малого бизнеса. Например, предпвия-тие производит медприборы, его продукцию закупают в Европе, а наши больницы покупают приборы за границей по более высоким ценам. Может, сделать госзаказ?

ШАНЦЕВ В.П. Рынок так работает, что мы не можем сказать: возьми у этого по этой цене и больше нигде не смотри. Пробивается оборудование с хорошим качеством и хорошей ценой. Где берут по более дорогой цене, надо наказывать, мы наказываем, где находим. Но постановлением правительства сказать: возьмите у этого малого предприятия, - этого мы не можем. Антимонопольный комитет сразу отменит такое решение. Мы будем поддерживать и продвигать всеми законными методами эту продукцию. Но ситуация только в одном: дай качество и конкурентоспособную цену. Что касается поддержки во всех других аспектах. Мы должны использовать все возможности города, для того чтобы у малого предприятия было как можно меньше затрат, которые оно включает в цену. Но никто не разрешит покупать по более дорогим ценам.

Вопрос. Сейчас принят закон о продаже земли Московской думой. Не сложится ли аналогичная ситуация по аренде и продаже земельных участков?

ШАНЦЕВ В.П. Вы правы, я не буду отрицать, сегодня у нас большинство предприятий, когда хотят сложить нормально свою экономику, используют выплату земельного налога. По имеющейся методике аренда земли приблизительно в 2-3 раза будет дороже, чем земельный налог. Поэтому появляется новый способ - выкуп земельного участка не для того, чтобы его продать, а для того, чтобы предприятие смогло сложить свою экономику. Выкуп есть на условиях Москомимущества и Департамента земельного комитета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика субъектов РФ и государства, в отличие от предприятия, не «сложится». И не все будут осуществлять выкуп для целей реального производства. Здесь нам бы не переборщить. Мы находимся в стадии осмысления. Мы понимаем, что нельзя увеличить затраты производителя на аренду земельного участка, он сразу это включит в цены и пойдет обратный процесс. Но нельзя и обрушить экономику всего государства. Малый бизнес у нас везде находится на особой позиции. Минимальные ставки, арендные снижения. 5 млн из арендованного имущества занимает малый бизнес, это все на льготных ставках. Но мы объясняем: надо быть малым бизнесом, но с хорошей, «большой» продукцией. Плохую продукцию перестанут покупать, какие бы льготы ни были.

Вопрос. Земельные участки под строительство многоэтажек будут выделяться по конкурсу?

ШАНЦЕВ В.П. На последнем конкурсе Арбитражный суд приостановил его проведение, он был назначен на 26 июня. За час пришли судебные приставы и предъявили этот документ. Там все носит частный характер. На этом участке земли были арендаторы. Когда составлялись условия конкурса, было обязательство администрации переселить арендаторов. И инвестор спокойно заключал контракт, потому что это была обязанность администрации. Но за то время, пока мы проводили этот конкурс, арендаторы сумели выкупить эти помещения и на вторичном рынке продать. То есть их рассказы о том, что им негде работать, превратились в фарс: они хотели на этом заработать. И заработали. А тот, кто купил на вторичном рынке оба помещения, еще с нами не имел дела. И он, чтобы приостановить конкурс, обратился в суд, но неграмотно. На следующий день суд отменил это решение. Сейчас мы входим с собственниками в отношения, мы должны урегулировать все вопросы, прежде чем выставлять на конкурс.

Остальная стратегия такова. Большинство участков должны распределяться по конкурсу. На днях выйдет постановление правительства о проведении уже не конкурсов, а открытых аукционов. Борьба будет глаза в глаза. Закрытый конкурс плох тем, что если кто-то дал больше меня, я уже не могу увеличить. А экономика это бы мне позволяла. И город от этого бы выиграл.

Что касается ипотеки - она будет развиваться. Создано специальное Ипотечное агентство Москвы, у нас взаимовыгодные экономические связи с Ипотечным агентством России. Главное - снизить ставку для ипотечного кредитования: когда ипотека работает на 3 - 4%, то это широко развивается, а у нас 12%.

Вопрос. Останутся ли жители ЦАО в своем округе после сноса пятиэтажек?

ШАНЦЕВ В.П. Программа сноса пятиэтажек в ЦАО самая маленькая. Там, по определению, пятиэтажек строили совсем немного. Главная проблема в ЦАО - ветхий фонд, он на порядок больше по объему, чем пятиэтажки. Построить для всех жилье в ЦАО, как мы планировали с самого начала, вряд ли удастся. Поэтому мы привлекли сюда уже другие наши округа, которые клиньями входят в центр города. Эту центральную часть мы рассмотрели вкупе с ЦАО, чтобы до 2010 года определить этот ресурс, чтобы они не уезжали далеко. Конечно, в пределах Садового кольца всем построить не уда-

стся. В некоторых местах построить нельзя. Мы сносим, а строить не строим. По градостроительным нормам нужно сохранить облик центральной части города.

Вопрос. Будут ли перспективными инвестиции в развитие атомной энергетики? Возможно ли сотрудничество с администрацией МО?

ШАНЦЕВ В.П. Этот бизнес никогда не являлся задачей субъектов РФ, это государственная задача. Цены: себестоимость 1 кВт-ч на атомной электростанции 10 коп. Наши тарифы сегодня - 74 коп. за 1 кВт-ч. Многие страны пошли по этому пути, например, Франция большинство электроэнергии производит на АЭС и еще продает в другие страны. У нас атомная энергетика развивалась интенсивно, потом были разные периоды. Есть планы строительства новых АЭС. Но это государственные программы. А мы, имея разветвленные сети, которыми электроэнергия доставляется в любое место, готовы, конечно, прежде всего взять у атомщиков, потому что это дешевле.

Вопрос. Вы говорили про жителей, которые не хотят уезжать из центра. Но и в других районах жителей переселяют туда, где нет метро. Что вы посоветуете?

ШАНЦЕВ В.П. Поначалу, когда это были точечные мероприятия, переселение не было возможности осуществлять в пределах округа, района. Сейчас в округах построили нашу программу, есть адресный перечень до 2006 года, чтобы большинство жителей оставалось в своих районах. Чем больше мы строим, тем больше разворачивается волна. На месте пятиэтажек строительство примерно 1 : 3 по площади. Эти возможности позволяют в большинстве округов решить эту проблему.

Вопрос. На днях исполняется 10 лет Департаменту развития и поддержки предпринимательства. Как вы оцениваете его работу?

ШАНЦЕВ В.П. Положительно. Почти 200 тыс. предприятий, 4,5 млн москвичей вокруг этого бизнеса получают доходы. Многие виды продукции являются конкурентоспособными. Второе - чему отдать предпочтение? Собственник имеет на земельном участке свое здание, мы можем никогда не получить возможность строительства на этой земле. Собственник говорит, дайте мне право инвестировать. Мы отвечаем, пожалуйста. Здесь ни один юридический институт не может предъя-

вить претензию. Он реконструирует свое имущество и выполняет градостроительные нормы.

Вопрос. Не секрет, что с каждым годом растет число должников, которые не платят ни за ЖКХ, ни за электроэнергию. Какие будут приниматься меры?

ШАНЦЕВ В.П. Конечно, надо решать. Но мы не хотим кардинальных мер. Вчера был репортаж из Костромской области, там уже выселили одного человека в общежитие из квартиры. Здесь тоже если кто-то будет систематически не платить, хотя зарабатывает, ему будет предложено другое жилье, - но решать это будет суд.

Вопрос. Сколько предполагается получить в доходную часть бюджета от продажи земли? Сколько уже получили?

ШАНЦЕВ В.П. Мы земельные участки не продаем, мы осуществляем инвестиционные контракты. Мы разыгрываем право реализации инвестиционного проекта... Методика понятна. Эта стартовая сумма и вносится как условие для проведения этого конкурса. Кто-то считает, что он может больше дать. Нам лучше. Мы планировали в 2003 году получить 6,7 млрд руб. Задание, которое разложено на первое полугодие, выполнено. В следующем полугодии мы планируем получить 10,2 млрд руб.

Материал подготовил к печати Александр Ужегов.

(При содействии Информационного центра Правительства Москвы «Мосинформ»)

МОСЭКСПО-МЕТАДА Jf.

Телефоны: (095) 330-1983.330-6210, 331-2666 СбоР и комплексная переработка

ж и , л . А вторичного сырья, содержащего

Факс:р) 331-4542 e-mail:mmetieastru А ПД ГОИРНHblt*

Металлы I

Максимальное извлечение

Минимальные сроки Лучшие цены

| Мы принимаем на переработку и покупаем:

- устаревшую вычислительную технику,

- электронный и электротехнический лом, отработанные катализаторы,

I промышленные отходы (шлаки, пыли, I кеки и т.п.), содержащие драгоценные ■ металлы,

| - лом и отходы ювелирного производства,

- соли и кислоты драгоценных металлов.

Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01.апреля.2002 г.

7

нет но рынке

Ж

IP""!!;

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.