Инвестиции
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
Ю.В. РОСЛЯК,
заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Какова инвестиционная программа Москвы на 2004 г.? Что она дает столице нашей Родины, какую следует ожидать от нее отдачу, какой накопленный опыт можно использовать в регионах страны? Обо все этом шел разговор на пресс-конференции заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Юрия Витальевича Росляка.
Характерно, что задания инвестиционной программы города на 2004 г. сформированы, исходя из городских целевых программ, постановлений и распоряжений Правительства Москвы, и сбалансированы с финансовыми возможностями города. Прогноз лимита капитальных вложений, финансируемых за счет бюджета города, составляет 68,4 млрд руб. В случае изыскания средств за счет дополнительных источников они будут направляться в основном на финансирование приоритетных программ города.
Средства городского бюджета концентрируются на вводных объектах социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры, на решении задач, обеспечивающих комплексное развитие города и реализацию жилищных программ, первоочередными из которых являются реконструкция пятиэтажного и ветхого жилого фонда, обеспечение жильем молодых семей, решение жилищных проблем очередников.
Жилищное строительство. С учетом решений, принятых Правительством Москвы в 2002 г., намечена переориентация размещения жилищного строительства с территорий массовой застройки на территорию центральной части города и сложившейся застройки районов, подлежащих реконструкции, включая снос жилых домов первого периода индустриального домостроения.
В 2004 г. будет увеличен объем финансирования жилищного строительства за счет городского бюджета, что позволит увеличить ввод жилой
площади по городскому заказу фактически до 1,3 млн м2.
Всего в 2004 г. будет введено более 4,5 млн м2 общей площади жилых домов.
Кроме того, правительство города продолжит предоставление безвозмездных субсидий гражданам на строительство или приобретение жилья в объеме 1 млрд 120 млн руб.
Коммунальное строительство и объекты охраны окружающей среды. На коммунальное строительство в 2004 г. предполагается направить 19,5 млрд руб., что позволит обеспечить устойчивую работу инженерных коммуникаций в районах комплексной жилой застройки (Марьинский парк, Южное и Северное Бутово, Бирюлево-За-горье, Куркино, Ходынское поле, Ломоносовский проспект и др.), в районах реконструкции пятиэтажек и в центре города.
Намечен ввод в эксплуатацию инженерных коммуникаций к «стартовым» жилым домам в микрорайонах: Ховрино, Войковский, Северное и Южное Медведково, Бутырский хутор, Северное и Южное Тушино, Зеленоград и др.
Продолжится строительство районных тепловых станций (РТС) Кунцево, Чертаново, ГПЗ Люблино и другие. Намечается ввести в действие РТС Терешково, Кунцево, Химки-Ховрино, ряд других.
В 2004 г. предусмотрено направить 300 млн руб. на приобретение машин и механизмов для уборки улиц города Москвы. На реализацию программы водопроводно-канализационного хозяйства города в 2004 г. выделено более 1,5 млрд руб. С целью повышения надежности и качества водоснабжения и канализования города Москвы намечено продолжить работы по расширению Рублевской водопроводной станции, продолжить строительство второго блока Ново-Люберецкой станции
аэрации. На строительство объектов санитарной очистки города в 2004 г. предусмотрен лимит капитальных вложений в объеме 1,6 млрд руб.
Здравоохранение. В соответствии с адресной инвестиционной программой на 2004 г. предусматривается выделение лимитов капитальных вложений в объеме порядка 4 млрд руб.
Цанные средства позволят ввести в эксплуатацию 5 объектов здравоохранения: две поликлиники, одну подстанцию скорой помощи, два хосписа, ЛДК при ГКБ № 36; обеспечить сопровождение кредитов, минимальный задел строительства 2 поликлиник.
Образование. Правительство Москвы уделяет большое внимание развитию и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений города.
Выделенный лимит капитальных вложений в объеме 5,2 млрд руб. позволит ввести в эксплуатацию 19 общеобразовательных школ на 13 170 учащихся, 6 пристроек на 1 530 мест, 18 детских дошкольных учреждений на 3 640 мест.
В настоящее время продолжается работа по реконструкции общеобразовательных школ довоенной постройки, расположенных в сложившихся районах города. В этих районах строительство типовых школ крайне ограничено из-за стесненных участков. Поэтому предусматривается строительство школ по индивидуальным проектам, стоимость которых в 1,5 - 2 раза выше стоимости типовых.
Культура, искусство и кинематография. Объемы капитальных вложений в этой сфере составляют фактически 2 млрд руб. К сожалению, выделенный лимит средств позволит продолжить строительные работы только по 9 объектам (три из которых - вводные) вместо 40.
Будет завершена реконструкция и строительство Московского театра «ET CETERA» (1-я очередь), библиотеки фонда «Русское зарубежье», павильона для размещения дома фотографии. Продолжатся работы по строительству и реконструкции Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (2-я очередь), фольклорного центра JI. Рюминой, МТКМО под руководством А. Градского.
Физическая культура и спорт. Проектом адресной инвестиционной программы Правительства Москвы на 2004 г. по отрасли «Физическая культура и спорт» предусматриваются лимиты капитальных вложений за счет средств городского бюджета в объеме 1,63 млрд руб.
Эти средства позволят завершить строительство: крытого конькобежного центра в Крылатском; 2 универсальных спортсооружений для дво-
ровых территорий из легких металлических конструкций; 2 физкультурно-оздоровительных комплексов в Восточном и Юго-Восточном административных округах; начать строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по Судостроительной улице в Южном административном округе.
Транспорт, связь, информатика. В 2004 г. предусмотрено продолжение строительства автобусного парка в г. Зеленограде и троллейбусных парков в Ново-Косине, Митине, а также проектирование и строительство конечных станций.
В 2004 г. в счет лимитов капитальных вложений в объеме 2,5 млрд руб. предполагается приобрести 780 автобусов, 454 троллейбуса, 113 трамваев. Кроме того, будет продолжено строительство легкого метро в Бутове и начнется строительство такой же линии в Солнцеве. Продолжится строительство традиционного метро на центральном участке Люблинско-Дмитровской линии от ст. «Чкаловская» до ст. «Трубная площадь»; выработки будут поддерживаться в безопасном состоянии.
Проектом бюджета г. Москвы на 2004 г. на метростроение предусмотрены лимиты капитальных вложений в объеме 3,1 млрд руб. и 1,7 млрд руб. за счет дополнительных источников.
Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд. Программой дорожно-мостового строительства за счет средств ЦБТДФ в 2004 г. предусмотрено инвестирование в объеме более 23 млрд руб. Будет продолжена работа по строительству развязок на третьем транспортном кольце, в частности, на пересечении Беговой улицы с Ленинградским проспектом и на пересечении улицы Сущевский вал с Шереметьевской улицей.
В 2004 г. планируется реализация проекта по строительству Краснопресненской автомагистрали, которая соединит Садовое кольцо через Звенигородское шоссе и улицу Красная Пресня с Новорижской трассой. Строительство Краснопресненской автомагистрали позволит разгрузить трассы федерального значения - такие, как Ленинградское, Волоколамское, Минское шоссе, часть МКАД.
Социальная политика. Лимит капитальных вложений на 2004 г. в объеме более 700 млн руб. позволит продолжить строительство дома-интер-ната (Ю. Бутово), обеспечить ввод социально-оздоровительного центра (ул. Екатерининская, вл. 26), столовой и пищеблока на территории, примыкающей к зданию социально-реабилитационного центра (Олимпийский пр., д. 7), а также начать новое строительство: клуба-столовой в санатории «Турист» № 1 для ветеранов ВОВ,
Московская обл., Дмитровский район, пос. Деде-нево; спального корпуса на территории пансионата для ветеранов труда № 31, Москва, ул. Островитянова, д. 16 (ЮЗАО); центра технического творчества и технических видов спорта для детей-инвалидов на базе Перовской автошколы; учебного комплекса для профессионального обучения инвалидов в составе реабилитационного центра № 1, Абрамцевская ул., вл. 35 (Лианозово).
На пресс-конференции представители средств массовой информации задали заместителю мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляку немало вопросов по рассматриваемой теме. Обстоятельные ответы были даны также и тем, кто прислал свои вопросы по сети Интернет.
РОСЛЯК Ю.В.: 2003 г. подходит к концу. Мы надеемся, что все заявленные Правительством Москвы программы будут выполнены. В том числе и программы, связанные с инвестициями. Поэтому сегодня мы уже говорим о проекте инвестиционной программы на 2004 г., тем более, что в связи с установленным порядком мы формирование этой программы начали еще в феврале. Город живет и развивается в соответствии с генеральным планом развития города Москвы, поэтому все программы мы готовим заблаговременно. Основная задача, чтобы все объекты, которые включены в программу, были в полном объеме обеспечены проектно-сметной документацией, чтобы успели все наши городские заказчики провести экспертизу этих проектных предложений. Без согласования проектно-сметной документации нашей Государственной вневедомственной экспертизы ни один проект в программу не включается. Объем нашей городской инвестиционной программы фактически будет сохранен на уровне прошлого года. И несмотря на все проблемы, которые существуют, город не собирается отказываться от тех программ, которые для москвичей являются самыми главными и по которым город в том числе давал долгосрочные обязательства. Самой главной и самой приоритетной программой с учетом остроты проблемы продолжает оставаться программа жилищного строительства.
Что в этой программе изменилось? Меняются наши подходы по взаимоотношениям с инвесторами. Основной приоритет - строительство бесплатного жилья для нашей городской очереди: на следующий год мы будет вводить не менее 400 тыс. м2 жилья. Будет продолжена реализация программы «Молодой семье - доступное жилье», тоже в объеме не менее чем 200 тыс. м2.
Будет продолжена реализация программ реконструкции ветхого и пятиэтажного фонда со сносом зданий, которые устарели, - это дома первого периода индустриального строения, и на нужды населения только за счет средств бюджета будет направлено 600 тыс. м2 жилья. Естественно, такой объем жилищного строительства городской бюджет не смог бы профинансировать, если бы не подтвердила свою эффективность та система, которая начата еще полтора года назад, то есть переход на новые взаимоотношения с инвесторами, которые продолжают активно строить жилье на территории города. Это практически рыночный сектор строительства жилья. Город сегодня представляет на конкурс земельные участки, который инвестор может застроить под свои коммерческие нужды и городу в порядке компенсации за инфраструктуру и земельные ресурсы, которые он предоставляет, перечисляет средства живыми деньгами в доходы нашего городского бюджета. В этом году таких средств будет получено порядка 5,8 млрд руб. На следующий год мы запланировали себе работы на 10 млрд руб., для того чтобы профинансировать программу жилищного строительства. 10 млрд руб. город получит в виде дополнительных доходов, которые аккумулируются через бюджет для того, чтобы строить то жилье, которое нам необходимо по городскому заказу. Эта практика подтвердила свою эффективность, она активно использовалась в этом году и будет использоваться в следующем.
Для того чтобы обеспечить это жилье необходимыми объектами инженерной инфраструктуры, мы будем строить новые коммуникации, новые тепловые мощности и в том числе для того, чтобы не иметь проблем на своей территории. Мы начинаем строить наши районные станции вместе с энергетическими блоками. Это одна из мер, которую город предпринимает не только для того, чтобы снизить дефицит энергии, но и для того, чтобы повысить эффективность топлива, мы начинаем реконструировать наши действующие районные тепловые станции со строительства энергетических блоков. Помимо тепла и горячей воды эти станции будут также вырабатывать электроэнергию и для собственных нужд, и для передачи электроэнергии в общую сеть города. Помимо этих проектов инженерной инфраструктуры будут развиваться также объекты мусоропереработки, сооружения по подготовке качественной питьевой воды в следующем году, а практически закладка первого камня произойдет в этом году. Мы начнем строительство крупного блока юго-западной водопроводной станции, которая рассчитана на
250 м3 в сутки. И она будет давать качественно новую воду, потому что для ее очистки и обеззараживания будут применяться технологии с использованием озонирования, а не хлорирования. Это новый шаг внедрения современных технологий в наше ЖКХ.
Вопросы строительства школ, объектов здравоохранения - эта тема продолжает оставаться первоочередной, как и строительство жилья. Районы новой застройки будут обеспечены строительством школ, детских садов и новых поликлиник. Кроме того, в городе реализуется программа реконструкции ветхих школ - на следующий год 3 таких здания мы тоже должны будем ввести в эксплуатацию. Строительство на уже сложившихся городских территориях типовой школы невозможно, поэтому практически все школы - это индивидуальные проекты, вписанные в конкретные земельные участки. Вместе с тем это наиболее комфортабельные здания, и они улучшат проблему народного образования в целом по городу.
Объекты спорта город будет продолжать строить в районах периферийной застройки, - там, где в основном проживают москвичи. Эта практика себя оправдала. На первом плане - строительство бассейнов, оздоровительных комплексов и катков, они пользуются популярностью. Но вместе с тем город на следующий год должен обеспечить объект, касающийся не только городского, но и мирового уровня. В следующем году мы в Крылатском должны ввести Конькобежный центр - фактически первый в России крытый конькобежный стадион, для того чтобы проводить на этом стадионе в первую очередь соревнования по скоростному бегу на коньках, которые проводятся в Российской Федерации. В последние годы, к сожалению, такие соревнования проводятся за рубежом. Ввод этого объекта позволит проводить чемпионаты России. С другой стороны, мы можем претендовать на проведение международных соревнований, тем самым восстанавливая традиции, дух и уровень конькобежного спорта, который у нас был.
Мы будем продолжать работу над строительством объектов культуры. В следующем году мы должны будем привести к завершению крупную реконструкцию театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Мы продолжим строительство других объектов культуры, в том числе для развития материальной базы тех творческих коллективов, которые работают у нас в городе.
Возвратимся к той проблеме, с которой я начал, - к проблеме дорожного строительства или решения транспортных проблем города Москвы.
Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы восстановить и восполнить те потери, которые были вызваны с принятием нового закона об отмене налога на пользователя автомобильных дорог. Могу вам сказать, что дорожный фонд на следующий год будет сохранен на том уровне, который мы имеем в этом году, а это значит, что работы по реконструкции дорожной сети города будут продолжены в том же объеме, который мы имеем. В этом году будет закончено строительство третьего транспортного кольца. Последние объекты - на третьем транспортном кольце, а речь идет о развязке на шоссе Энтузиастов, решение транспортного очень сложного узла в районе Лефортово. Эти работы будут закончены. Первый пусковой комплекс уже состоялся. А работы по тоннелю глубокого заложения продолжаются -там ведутся работы по наладке оборудования, в том числе связанного с обеспечением безопасности проезда автомобильного транспорта. Протяженность этого тоннеля около 2 км. Диаметр 14,5 м. Работы фактически завершена и с ноября - начала декабря этот тоннель вступит в строй, и третье транспортное кольцо будет работать в полном объеме без остановки движения на всем своем протяжении.
Мы продолжим работы по улучшению ситуации на третьем транспортном кольце в самых сложных местах. В первую очередь это связано с развязкой на Ленинградском шоссе и Беговой улице. Это сейчас самое острое место, поэтому в этом году уже ведутся подготовительные работы, а в следующем году активно начнутся работы по расширению тоннельного варианта проезда по третьему кольцу под Ленинградским проспектом. Также будут строиться транспортные эстакады, для того чтобы машины, уходящие на Ленинградский проспект, беспрепятственно могли съезжать с этой магистрали. Также начнется работа по строительству транспортного тоннеля на пересечении третьего транспортного кольца с улицей Шереметев-ской. Этот тоннель разрабатывался в четырех вариантах. Эта работа будет закончена в полуто-ра-двухлетний период. Вот коротко о тех работах, которые нами предполагается выполнить по реализации инвестиционной программы на территории города Москвы.
В дополнение хочу сказать, что мы будем продолжать строительство линий метрополитена, в том числе и легкого метро. Это связано со строительством линии в Солнцеве. Будет продолжено строительство отдельных участков метро в центральной части города и строительство линии в Митине, то есть участка от Парка Победы.
Помимо этого, город около 2,5 млрд руб. предполагает направить на обновление подвижного состава, на нужды нашего городского транспорта. За эти деньги предполагается купить почти 800 автобусов, 450 троллейбусов и новый подвижной состав трамваев - 113. Это достаточно большое обновление транспорта, и оно связано с тем, что у нас сейчас продолжают выходить на линию достаточно старые машины. Еще важна в транспортной системе транспортная развязка на Варшавском шоссе - это тоже место «пробок». Там построена трамвайная эстакада, в этом году будет закончен первый пусковой комплекс по реконструкции самого путепровода от железной дороги. И в следующем году эта работа будет полностью завершена и там будет открыто движение полностью.
Активно будем поддерживать инвестиционную деятельность на территории города. Мы стараемся развивать новые формы с привлечением инвестиций и реализацией в том числе городских задач. Город в очередной раз (и мы надеемся, что этот способ будет пользоваться спросом) выпускает сберегательный заем. Мы рассчитываем на его приобретение физическими лицами, то есть москвичами.
Городская экономика обеспечивает почти 30% прироста доходов населения. У некоторых возникают свободные деньги, которые они, естественно, если не хотят во что-то вложить сразу, должны накапливать в том числе и для жилищного строительства. Проблема жилья продолжает оставаться в городе острой. Мы стараемся создавать условия, чтобы москвичи могли накапливать средства и приобретать жилье в рассрочку. Именно для этого сейчас вместе с Внешторгбанком создана достаточно крупная система, где Внешторгбанк организует оформление и выдачу ипотечных кредитов. Центр открыт буквально 2 не-цели тому назад на Новокузнецкой. Там хорошие условия для оформления ипотечных кредитов. Вместе с тем, чтобы накопить стартовые деньги, чтобы вступить в ипотечную программу, мы предлагаем эксперимент, который рассчитан по объему на 1 млрд руб., то есть номинал наших ценных бумаг составляет 1 тыс. руб. Люди, которые будут приобретать эти городские, гарантированно защищенные бюджетом облигации, по итогам года могут получить доход 10%, то есть фактически доходность будет выше, чем сейчас начисляют коммерческие банки.
Ну и, помимо этой формы, город создает условия для привлечения инвестиций. В городе состоится очень важное мероприятие - VI форум «Москва-Инвест 2003». Проводит его ММБА. Хочу сказать, что ММБА была образована для того,
чтобы наладить прямой диалог власти с бизнесом, и в первую очередь с бизнесом, который заинтересован в инвестиционной деятельности на территории города Москвы. Сегодня ММБА носит статус международной. Она вышла за пределы Москвы и работает на территории всей России. Сегодня она имеет фактически свои филиалы в 20 с лишним субъектах Федерации. И сегодня только членами ММБА в экономику Москвы обеспечены инвестиции в объеме 6 млрд дол. Это становится сопоставимым с тем объемом инвестиций, которые Москва привлекает в свою экономику в течение года. В этом году мы рассчитываем, что рубеж 10 млрд дол. будет пройден. При этом ММБА объединяет в себе представителей 16 стран мира. В нее вошли представители (более 30%) российских регионов. И работа этой Ассоциации позволяет не только привлечь инвестиции, но и вырабатывать общие политические решения, которые позволяют бизнесу спокойно и на равных работать на территории Москвы, на территории субъектов РФ.
В ММБА входят более 200 коммерческих структур, которые представляют 21 страну. Практика работы ведет к ежегодному проведению таких международных форумов. Они проводятся в разных странах. Был форум в Лондоне, и там в основном привлекались английские предприниматели. Большой форум проводился в Тель-Ави-ве. И в этом году он проводится в Москве. Мы ждем и приветствуем гостей и участников, и самое главное, тех инвесторов, которые будут участниками этого форума. Я думаю, что на нем будет предоставлена широчайшая возможность поговорить о тех проблемах, которые сегодня еще существуют в России и препятствуют развитию инвестиционной активности, о тех вопросах, которые существуют у предпринимателей. Мы надеемся, что в этом форуме будут принимать участие те, кто заинтересован в развитии России и Москвы. Очень нужны на современном этапе инвестиции, и мы надеемся, что этот форум будет способствовать привлечению как отечественных, так и иностранных инвестиций, вкладываемых на взаимовыгодных условиях в экономику России: регионов и Москвы. На этом я хотел бы закончить свое выступление и ответить на вопросы. Спасибо вам за внимание.
Вопрос: Не могли бы Вы назвать сумму облигационной эмиссии? Сколько направлено денег на строительство инфраструктуры, и в связи с чем названа именно такая сумма? Сколько потрачено на жилищное строительство?
РОСЛЯК Ю.В.: Общей объем эмиссии будет составлять 1 млрд руб. Номинал -1 тыс. руб. Реше-
ние об эмиссии принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 июля этого года. Фактически размещение облигаций начнется уже в ноябре этого года. Что касается энергетики, то, естественно, потребитель не удовлетворен стоимостью услуг, кто бы их ни оказывал. Каждый хочет получать качественные услуги за меньшую цену. Мы развиваем мощности по теплоснабжению на уровне районных тепловых станций. Но значительно эффективнее не только производить ту тепловую энергию, которую мы производим, но и производить электрическую энергию. В городе сейчас появились такие возможности. На отечественном оборудовании мы создадим такие установки. Строительство таких станций - это создание нормальной конкурентной среды в вопросах поставки электроэнергии городу Москве. Вы знаете, что существует федеральный рынок электроэнергии. И мы имеем возможность приобретать электроэнергию. И это право приобретать имеют все субъекты, особенно в рамках реформы, - как приобретать у других поставщиков, так и предлагать от имени города свои услуги по электроэнергии. Я думаю, что стоимость этой электроэнергии будет вполне конкурентоспособна к той стоимости, которую предлагает нам сегодня наш естественный монополист ОАО «Мосэнерго». Свыше 4,5 млрд руб. будет в следующем году направлено на строительство таких районных тепловых станций. Объемы расходов на жилищное строительство будут порядка 18 млрд руб.
Вопрос: Инвестиционная привлекательность Москвы за рубежом, насколько она высока и будет ли ее повышение? Какие страны наиболее активно инвестируют в Москву?
РОСЛЯК Ю.В.: Я уже называл цифры. Мы ожидаем, что инвестиционное положение на территории Москвы составит около 10 млрд дол. Я говорил вам о ММБА как об одном из инструментов, который позволяет привлекать инвестиции. Наибольшую активность сегодня проявляют представители немецкой экономики. С их стороны инвестиции идут достаточно активно. Более 1 ООО немецких фирм работают на территории города Москвы. Фирмы Великобритании, как ни странно. Кипрский капитал. Правда, мы прекрасно понимаем, что кипрский капитал - наш отечественный, и очень рады, что он к нам возвращается. Перечислять можно практически все страны. Самое главное, что активность серьезно возрастает. И этому, мы надеемся, будет способствовать повышение рейтинга РФ на инвестиционном уровне.
Вопрос: Каким образом займы влияют на жизнь простых москвичей?
РОСЛЯК Ю.В.: Если бы мы построили 200 тыс. м2 вместо 400? Повлияло бы? Или мы построили бы вполовину меньше дорог? Та заемная инвестиционная политика, которую проводит город, способствует тому, чтобы мы сегодня получили возможность решить эти проблемы. Это не значит, что заемные деньги идут на строительство жилья. В основном они идут на строительство инфраструктурных объектов, которые в том числе позволяют нам более активно развивать нашу экономику, через увеличение налогов и прирост этих налогов иметь средства, которые необходимы для обслуживания и погашения наших долговых обязательств. Общая сумма нашего долга по итогам этого года не превысит 25% от собственных наших доходов городского бюджета, при том, что оценки некоторых аналитиков были на уровне 30%. Но прирост налогов, который состоялся в этом году, эту сумму снизил до 25%. Напомню, что норма бюджетного кодекса разрешает долг на уровне 100% доходов. До этого предела нам еще очень далеко. И мы до него не будем стремиться доходить, потому что работа по займу ведется очень взвешенно и осторожно. Нас очень хорошо научили в период кризиса 98-го года. До кризиса нам теперь далеко, потому что экономика работает стабильно. И налогово-экономическая политика в государстве взвешенная, она не может привести к образованию кризисной ситуации. А с другой стороны, мы получаем дополнительные финансовые ресурсы и вкладываем их в решение тех проблем, которые на сегодня являются наиболее острыми. Я думаю, что на сегодня это очень справедливо. Сначала получаем деньги и решаем проблему, а потом потихоньку в рассрочку за эту работу расплачиваемся. Тем более, что мы выходим сейчас на фактическое удлинение возможности реализации таких проектов. Займы до 5 лет - это абсолютно спокойная нагрузка на доходы нашего городского бюджета.
Вопрос: Какой из трех сметно-нормативных баз вы обяжете пользоваться застройщиков?
РОСЛЯК Ю.В.: Сразу обращаю ваше внимание, что все базы - 84-го, 98-го и 2001 гг. фактически имеют одинаковую степень актуализации. Единственно, что они просчитаны на разные периоды времени. То есть база 84-го - это срез по всем стоимостным показателям на все виды работ по итогам 84-го года. База 98-го года - такой же срез по уровню цен, которые соответствуют концу 98-го года, а 2001 г. - концу 2001 г. На сегодня в городе действует такая система расчетов, по которой основой является сметно-документаци-онная база 98-го года. Но вместе с тем с Госстроем у нас достигнута договоренность о том, что
через соответствующую индексацию в городе ведется учет изменений в стоимости материалокон-струкций. Для нас нет никакого труда пересчитать базу 98-го года на уровень цен 2001 г. О такой работе мы договорились. И она до конца этого года, наверное, будет закончена. И мы будем принимать решение перехода на единую для России базу. Но вместе с тем на изменение показателей текущих цен эти базовые цены, в которых считается проектно-сметная документация, влияния не окажут. Потому что на сегодня город перешел на оплату за выполнение работы по твердым договорным ценам. А это значит, что никаких изменений в строительстве объектов с учетом изменения срока строительства не происходит. Мы предлагаем на основе рассчитанной сметной стоимости этого объекта определить, сколько этот объект будет стоить. При этом проходят подрядные тендеры. Принцип этих торгов такой: гот, кто назвал самую низкую цену с соблюдением тех требований, которые заложены в проекте, - тот и является победителем конкурса. Естественно, при этом фирмы проверяются на предмет наличия у них соответствующих лицензий, и самое главное, на добропорядочность в исполнении городского заказа на предыдущих этапах. Потому что фирмы, которые сорвали сроки ввода или выполнили работу с низким качеством, город к участию в конкурсе не допускает. Мы платим за работы по коммерческому заказу по этой предельной договорной цене, которая основана на результатах подрядных торгов. И никаких доплат, связанных с инфляцией. Это риск подрядчика, его личная ответственность.
Вопрос: Уточните, пожалуйста, каков сейчас кредитный рейтинг Москвы. Следует ли ждать повышения кредитного рейтинга Москвы, если повысится рейтинг России?
РОСЛЯК Ю.В.: Наш кредитный рейтинг пока не инвестиционный. Мы находимся пока на предпоследней ступени. Город рейтингуется тремя рейтинговыми агентствами. Сейчас ведется такая работа. В частности, приехал «Мудис» с миссией по оценке кредитного рейтинга города Москвы. Такие встречи состоялись. В том числе и у меня такая встреча была сегодня с теми, кто приехал в составе этой миссии. Мы рассказали им о наших планах, о состоянии бюджета, о состоянии нашей экономики. И мы надеемся, что в ближайшее время «Мудис» также и по России, по Москве примет решение. Это решение будет принято в зависимости от того, как они оценят нашу политику, которая проводится в городе, от бюджетного состояния, состояния налоговой системы. Это решение мы просили их принять
как можно быстрее. Диктовать рейтинговому агентству мы не имеем ни права, ни возможности. Но мы надеемся, что Москва тоже займет место на той же планке. В первую очередь потому, что Москва не объявила о дефолте в 98-м году, выполнила полностью обязательства. И мы постоянно занимаемся повышением инвестиционной активности на территории, увеличением нашего инвестиционного потенциала.
Вопрос: Можно ли уточнить, откуда у вас данные, что москвичи имеют 30% свободных денег?
РОСЛЯК Ю.В.: Я просил бы не передергивать факты. Я говорил о том, что прирост доходов москвичей по отношению к уровню 2002 г. составил 30%. Это не значит, что у всех москвичей 30% свободных денег. Еще очень большое количество москвичей находится за чертой бедности. Но вместе с тем у отдельных групп нашего населения свободные деньги появляются. И появляется желание накапливать эти деньги, в том числе для организации собственного строительства, приобретения жилья за счет собственных ср'едств.
Вопрос: Вчера в Правительстве прозвучала такая цифра, что свыше 1 млрд руб. - это финансовые нарушения 638 проверенных предприятий. Могут ли они рассчитывать на какую-то инвестиционную помощь от Правительства Москвы? И как с ними поступят?
РОСЛЯК Ю.В.: Какая помощь может оказываться нарушителям? У них в порядке исправления этих нарушений изъяты финансовые ресурсы в объеме 1 млрд руб. как результат контрольной деятельности и Контрольно-счетной палаты, и Контрольно-ревизионного управления города Москвы. Ни на какую помощь они рассчитывать не имеют права. Нарушители, во-первых, подверглись соответствующему административному воздействию по факту нарушений, а самое главное -сама система перестраивается в городе таким образом, чтобы возможности совершать такие нарушения не было у тех, кто распоряжается бюджетными деньгами. То есть город на 100% на всех уровнях размещения городского заказа переходит на открытые конкурсы. И это главная обязанность тех, кто использует бюджетные деньги при выполнении соответствующих услуг.
Вопрос: Планирует ли Правительство Москвы инвестировать в развитие малого и среднего бизнеса? Как с бизнесом в сфере услуг?
РОСЛЯК Ю.В.: Обычно планируют говорить о том деле, которое собираются начать с нуля. Вопрос поддержки малого бизнеса - вопрос стратегический. Малый бизнес обеспечивает занятость почти 2 млн москвичей. 18 000 тыс. работающих в
малом бизнесе. И малый бизнес дает возможность создавать новые рабочие места, давать соответствующий уровень и нашего регионального продукта, и в том числе объема промышленного производства и услуг. Поэтому программа поддержки малого бизнеса, в том числе и в сфере услуг, существует. На поддержку малого бизнеса будет направлено около 1,5 млрд руб. И система этой поддержки будет все больше приближаться к рыночной. Мы будем дотировать и процентные ставки по привлечению кредитов предприятий малого бизнеса. Будет работать лизинговый фонд, предоставляться возможность проведения лизинговых операций, в том числе по приобретению технологического оборудования малыми предприятиями города.
Вопрос: Насколько активно поступают инвестиции в сферу культуры? Что нужно сделать, чтобы они шли активнее?
РОСЛЯК Ю.В.: Сказать о том, что в сферу культуры активно привлекаются внебюджетные инвестиции, достаточно сложно. Бизнес не может быть меценатом, хотя среди бизнесменов есть и такие. В основном, конечно, это городские инвестиции, инвестиции из бюджета. Город достаточно их инвестирует: реконструирует театры, строит досуговые центры. У нас сейчас существует мечта о реализации программы реорганизации библиотечной сети - создания из библиотек информационно-досуговых центров, тем более, что сегодня есть возможность подключаться через оптоволоконную сеть к сетям Интернета, к тем сетям, которые действуют уже на территории России (библиотечные коллекторы и справочники). Через модернизацию библиотек мы их превращаем в нормальные культурно-досуговые центры. Поэтому эти программы городским бюджетом не только разрабатываются, но и реализуются. Тем не менее в городе реализуется и ряд коммерческих проектов. Могу вам напомнить: 2 года назад был открыт Центр Мейерхольда. Очень интересная сценическая площадка, она была организована за счет создания организации коммерческого инвестиционного проекта. СТД получил новую сцену, новую площадку в конце прошлого года за счет реализации инвестиционного проекта. Все зависит от активности как наших деятелей культуры, так и предпринимательских структур. Город готов такие проекты поддерживать.
Вопрос: В следующем году вы погашаете внешние займы. Будете ли вы привлекать новые для рефинансирования? В каком объеме? И второй вопрос: на текущий момент сколько уже размещено еврооблигаций и как продвигается программа?
РОСЛЯК Ю.В.: Намерены. Не столько для рефинансирования, сколько для того, чтобы Москва оставалась на рынке тех обязательств, для того, чтобы иметь соответствующий инвестиционный ресурс по более низкой цене. По вопросу объемов наших возможных размещений на финансовых рынках. Вы Бюджетный кодекс наверняка читали. И в Бюджетном кодексе статью, которая стоит поперек наших заимствований тоже, наверное, помните. Наш объем выхода с инструментом еврооблигаций ровно ограничен тем объемом, которые мы имеем сегодня. По нормам Бюджетного кодекса мы не имеем сегодня права привлекать больше, хотя мы считаем, что сегодня обсуждаются поправки в Бюджетный кодекс, нами даны поправки, которые должны пересмотреть эту норму. Но работать с законодателями нам придется уже в следующем году, потому что в этом году Бюджетный кодекс был принят только в первом чтении, то есть за основу, а фактически работа над поправками будет уже в весеннюю сессию работы Госдумы 2004 г.
Вопрос: Москва не просто город, Москва еще и столица. Откуда берутся деньги на исполнение столичных функций?
РОСЛЯК Ю.В.: Столичные функции... Многие начинают спорить, а что такое столичные функции. Просто на территории города размещены высшие органы государственной власти, которые выполняют функции государственной власти РФ. И Москва должна давать возможность этим органам работать. Поэтому основная наша задача создать условия для нормальной деятельности этих высших органов государственной власти. И в связи с этим такие расходы, как содержание аппарата, денежные нагрузки, - это расходы федерального бюджета. Город дополнительных расходов в этой функции не несет. Но в большинстве своем Москва просто теряет те доходы, которые могла бы иметь в связи с тем, что на территории города Москвы расположены дипломатические представительства государств, с которыми установлены дипломатические отношения. Эти здания и сооружения занимаются посольствами. В соответствии с межгосударственными договорами за использование земли мы не платим там - они не платят здесь. Но Москва могла бы с этого получать как минимум арендную плату? Это те выпадающие доходы, которые связаны с выполнением столичных функций, и целый ряд других вопросов. Если бы 100 тыс. чиновников, работающих в федеральном ведомстве, работали на каком-нибудь действующем предприятии, - они бы своей работой создавали прибавочную стоимость, прибыль, с которой город тоже бы получал дополнительный на-
лог. Ничего сверхъестественного мы не просим. Но это тема давняя, споры ведутся по сей день, и пока решение не достигнуто. Кроме одного, частичная компенсация выпадающих у города доходов - городу передается по рыночной стоимости безвозмездно на сумму 6 млрд руб. имущества, находящегося в федеральной собственности. Но вы понимаете, что у нас подход абсолютно государственный. Мы не собираемся этим имуществом торговать, чтобы дополнительно получать доходы в бюджет. Мы в основном просим передать акции тех предприятий, которые недостаточно эффективны, и с введением городского управления, мы надеемся, сможем их вывести в число нормально, эффективно работающих. Поэтому такие акции, когда нам разрешают их получить, мы принимаем и работаем с предприятиями.
Вопрос: Сберегательный заем и заем - это разные вещи? Как он реализуется, если за текущее время объем реализации 16 млн руб. ? Это реализация со скрипом?
РОСЛЯК Ю.В.: Нет, если речь идет о сберегательном займе, то это тот самый заем. Я бы не назвал это реализацией со скрипом, потому что когда у нас были первые займы, мы выпускали их в 1997 г. У нас общий объем реализации за год составил 40 млн руб. А 16 млн за один месяц - это уже результат. Но мы ведь не навязываем эту бумагу, мы предлагаем это документ москвичам для того, чтобы можно было иметь еще одну гарантированную систему сохранения своих доходов от инфляции в режиме накопления тех свободных ресурсов, у кого они есть. А не у 30%.
Вопрос: Когда планируется реализовать строительство дублера Варшавского шоссе, и кто будет финансировать?
РОСЛЯК Ю.В.: Я думаю, что коммерсанта на строительство дублера Варшавского шоссе мы не найдем. Я думаю, что вы со мной согласитесь. Поэтому дублер Варшавского шоссе отнесен на третью очередь реализации программ, которые есть по нашей транспортной программе. Нам как воздух необходимо (оно у нас отдельными участками построено) четвертое транспортное кольцо. Нам нужно дать возможность перераспределять транспорт на подходе к центральной части города. Когда мы будем иметь возможность заняться реконструкцией Садового кольца, а ему нужна реконструкция, хотя бы для того, чтобы создать развязки разных уровней и не устраивать светофорные объекты на Садовом кольце.
Вопрос: На какие инвестиционные проекты идут средства от займов?
РОСЛЯК Ю.В.: Они идут практически на все, наша заемная система - это единая система. Мы привлекаем в течение года порядка 20 млрд руб. через систему займов, а в следующем году это будет и еврозаем. Так и они поступают в доходы бюджетные. И сказать абсолютно однозначно, куда эти деньги пошли, невозможно. Деньги идут на реализацию инвестиционных проектов города, в том числе на решение вопросов инженерной инфраструктуры, вопросы социального строительства. То есть они идут в социальную и коммунальную инфраструктуру.
ОТ РЕДАКЦИИ. Если при прочтении статьи у вас возникли вопросы или предложения, их охотно рассмотрят в Информационном центре Правительства Москвы. Телефон прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 200-67-30.