Научная статья на тему 'Валовой региональный продукт можно удвоить к 2010 году'

Валовой региональный продукт можно удвоить к 2010 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Росляк Ю.В.

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная итогам деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в 2004 г. Юрий Витальевич Росляк рассказал о том, что Программа Правительства Москвы на 2004 год успешно выполнена. Экономика Москвы, все хозяйствующие субъекты на территории города работали в прошлом году достаточно эффективно. Мероприятия, реализованные в рамках 49 городских целевых программ, Адресной инвестиционной программы, обеспечили выполнение основных заданий, поставленных в Программе. В ходе пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Росляка Ю.В. ответил на вопросы представителей средств массовой информации, а также на те, что поступили по системе Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валовой региональный продукт можно удвоить к 2010 году»

/

1 (16) - 2005

Экономика

ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ МОЖНО УДВОИТЬ К 2010 ГОДУ

Об этом убедительно свидетельствует темп роста ВРП Москвы в 2004 году, который составил 8,7 %. Достижение исключительно трудной

конечной цели становится реальным

Ю.В. РОСЛЯК,

первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики развития города Москвы

В конце прошлого года в Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная итогам деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы в 2004 г. Юрий Витальевич Рос-ляк рассказал о том, что Программа Правительства Москвы на 2004 год успешно выполнена. Экономика Москвы, все хозяйствующие субъекты на территории города работали в прошлом году достаточно эффективно. Мероприятия, реализованные в рамках 49 городских целевых программ, Адресной инвестиционной программы, обеспечили выполнение основных заданий, поставленных в Программе.

В ходе пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Росляк Ю.В. ответил на вопросы представителей средств массовой информации, а также на те, что поступили по системе Интернет.

РОСЛЯК Ю.В.: Год завершается, естественно, все городские системы,службы подводят итоги: что состоялось в этом году, что удалось. Сразу хотел бы вам сказать, что экономика города, все хозяйствующие субъекты на территории сработали достаточно эффективно, и нам по итогам работы за 11 месяцев удалось

обеспечить рост объемов промышленного производства на уровне 8,5 %. Продолжает расти объем инвестиций в основной производственный капитал на уровне 5 %. Мы считаем, что это достаточно хорошие цифры. Растет розничный товарооборот на уровне 8,4 %, это тоже достаточно серьезный результат. И, наверное, самое главное, это то, что в результате проведения общей экономической политики, стимулирования роста доходов населения, роста заработной платы, активности на рынках Москвы нам удалось выдержать темп роста по интегральному показателю, по четырем базовым показателям, отражающим рост валового регионального продукта, на уровне 8,7 %. То есть сегодня, когда очень часто ведется разговор о том, быть или не быть удвоению ВРП к 2010 году, что наша экономика не в состоянии обеспечить такого роста, мы говорим, что, по нашей оценке, с учетом того задела, который был сделан в Москве в 2001-2004 годах, мы реально можем ставить перед собой такую достаточно амбициозную, но вместе с тем конкретную, необходимую цель — удвоение валового регионального продукта Москвы к 2010 году.

Один из серьезнейших показателей, на который я хотел бы обратить ваше внимание, — это сохранение темпов роста доходов населения и заработной платы. Практически

по итогам 11 месяцев рост заработной платы на территории Москвы составил почти 22 % при темпе инфляции на уровне 10-10,5 % по разным группам товаров. Согласитесь, что это существенный результат. Во многом это стало возможным в результате той политики, которую город проводит в вопросах регулирования заработной платы, а также за счет тех мер, которые были приняты по росту заработной платы в бюджетной сфере. В этом году нам удаюсь дважды обеспечить повышение заработной платы в бюджетной сфере и выйти на уровень 2000 руб. минимальной заработной платы со всеми надбавками с 1 мая и с 1 октября — на уровень 2500 руб.

В результате достаточно устойчивого исполнения бюджета нам удалось полностью профинансировать программы социальной поддержки, эти расходы превысят 128 млрд руб., общий объем — более 40 % расходов городского бюджета. А также нам удалось выполнить все инвестиционные программы и планы. Мы ожидаем, что ввод жилой площади на территории города превысит 4.5 млн кв. м, при этом 400 тыс. кв. м будет гарантированно предоставлено нашим очередникам, 1,1 млн кв. м будет направлено на переселение тех, кто живет в районах реконструкции и сноса ветхого пятиэтажного фонда, И почти 200 тыс. кв. м будет предоставлено на реализацию программы «Молодой семье — доступное жилье». Будет обеспечен ввод 21 школы, 4 блоков начальных классов, 24 детских садов, 4 поликлиник. Мы ввели в этом году Конькобежный центр — одно из крупнейших такого рода сооружений в Европе и первый крытый комплексный каток в РФ. На этом катке уже стали устанавливать мировые рекорды.

Город будет продолжать дорожное строительство, несмотря на все перипетии с источниками формирования Дорожного фонда. Работы по этому году дали возможность полностью завершить устройство нормальной транспортной артерии от совхоза «Московский» до аэропорта Внуково. Эта дорога фактически введена в эксплуатацию, в канун Нового года будет введен последний объект на этой транспортной магистрали, это второй мост через овраг на подъезде к Внуково. Я думаю, мы в канун Нового года перережем ленточку на этом последнем путепроводе. На следующий год работы будут продолжены на узловых моментах транспортной ситуации в Москве. Для

нас самая серьезная работа — это завершение работ на Третьем транспортном кольце. Два самых узких места на Третьем транспортном кольце — это пересечение Беговой улицы с Ленинградским проспектом и Шереметьевский тоннель на Сущевском валу, рабочим движением они будут открыты в 2005 году. Некоторые работы сезонного и вспомогательного характера будут закончены в 2006 году, но главный эффект от этих сооружений мы должны получить уже в 2005 году. Естественно, будут продолжены работы по реконструкции, а фактически новому строительству Киевского шоссе до 38-го километра, до пересечения с новой трассой Боровского шоссе. Этот треугольник вокруг аэропорта Внуково мы должны будем закончить в 2005 году и тем самым нормализовать подъезды к аэропорту Внуково. Будут также продолжены работы по строительству Краснопресненского проспекта.

Несколько слов об итогах работы Комплекса экономической политики и развития города Москвы. Вы помните, в городе была создана новая система конкурсов и аукционов. Каковы первые результаты работы этой системы? Назову некоторые, чисто экономические. Общая экономия по результатам проведения конкурсов по отношению к 2003 году составила: если в 2003 году это было 2,9 млрд руб., то в 2004 году экономия от проведения конкурсов — 7 млрд руб. То есть фактически в два с лишним раза превышен экономический результат прошлой действовавшей системы. Конкурсов в целом было проведено в открытом режиме на 26 % больше, чем в 2003 году. При этом общий объем городского заказа вырос на 55 %, то есть мы все больше размещение городского заказа вводим в конкурсную систему, и в 2005 году мы должны полностью охватить весь объем городского заказа.

Продолжала работать система привлечения инвестиций. В целом суммарно по результатам заключенных контрактов доходы по этому году превысят 10 млрд. руб. В 2003 году эта цифра составляла 7,6 млрд, то есть мы на 30 % повысили объем привлечения средств через конкурсную систему.

Проведены структурные преобразования в работе Департамента имущества г. Москвы. Нам удалось прекратить сокращение роста нежилого фонда в Москве на цифре 6,7 млн кв. м. Это гарантированно дает нам сегодня более 10 млрд доходов от сдачи этой недвижимос-

ти в аренду. При этом работа по совершенствованию этой системы будет продолжаться, принципиальные решения приняты. Чтобы полностью реализовать эти изменения, нужно внести их в договора, а вы знаете, что договора мы не можем в одностороннем порядке пересмотреть. Поэтому эта работа активно ведется, будет продолжена и в 2005 году, но базовые принципы следующие. Тот, кто пользуется городскими льготами, имеет право на получение льготной ставки аренды. Тот, кто, получив льготную ставку, арендует помещение, не имеет права сдавать его в коммерческую аренду и получать соответствующую ренту. В случае, если такие моменты выявляются, мы расторгаем договора уже в одностороннем порядке и переводим этого псевдольготника на нормальную коммерческую аренду. То есть класс рантье в течение 2005 года мы должны фактически исключить из работы городской системы.

Начата реализация программы предоставления права аренды на открытых конкурсах и торгах. Уже первые результаты по 50 состоявшимся конкурсам показывают высокую эффективность таких торгов. На сегодня стартовые предложения по отношению к тем, которые формируют наши специалисты, превышаются конкурсантами в два и три раза, можете себе представить! То есть фактически те уровни цен, которые мы закладываем в наши договора, реально не отвечают ни тому объему потребностей, которые есть на рынке, ни финансовым возможностям хозяйствующих субъектов, которые готовы арендовать площади у города. Есть уникальные случаи, когда по объектам, по которым мы рассчитывали получить где-нибудь 150 - 200 дол. годовой арендной платы, дал результат в 1000 с лишним долларов аренды за очень небольшое помещение. То есть это говорит о том, что рынок Москвы недостаточен по объему имеющихся площадей, а кроме того, мы реально имеем возможность увеличить неналоговые доходы от использования этого имущества.

Хотелось бы также проинформировать вас по двум принципиальным вопросам. Это вопрос использования земли и приватизации земли в РФ и вопрос о памятниках истории и культуры. Что касается вопросов приватизации, это была достаточно сложная и продолжительная работа, но нам удалось найти согласие с Министерством экономического развития и торговли в вопросах приватизации земли. То есть

наше предложение состоит в том, что, с одной стороны, земельный ресурс должен доставаться реальному сектору по достаточно льготным ценам и нельзя повышать их капитализацию с целью повышения роста промышленного производства, и, самое главное, в условиях приватизации государством не должны быть созданы условия для спекуляции на земельном ресурсе. Принципиальные решения состоялись, и министр экономического развития и торговли РФ эту схему окончательно утвердил.

И еще - по вопросам нашего культурного наследия. Работа перешла сейчас в нормальное конструктивное русло. Городом внесены сегодня предложения о порядке формирования и распределения собственности на объектах культурного наследия, на основе требований закона в рамках административной реформы. Исходя из того функционального назначения, которое сегодня имеют эти памятники с учетом практики их использования. По результатам такой работы создана рабочая комиссии под жестким контролем министра, несмотря на то, что были поползновения рассредоточить эту работу, растянуть ее по срокам. Дано жесткое указание о том, чтобы эту работу завершить в декабре 2004 года.

Особо отмечу один результат, на котором не все, даже профессиональные издания, акцентировали внимание. В 2004-м году, в ноябре, город получил инвестиционный рейтинг. Два базовых международных рейтинговых агентства Moody's и Fitch, которые рейтингуют и РФ, и нас, присвоили Москве инвестиционный рейтинг. То есть мы перешли на другой уровень и в другой класс с точки зрения активных участников, работающих на международных финансовых рынках. Это результат многолетней работы и проведения в городе сбалансированной экономической и бюджетной политики. То есть, несмотря на то, что Москва продолжает, к сожалению, терять налоговый потенциал, вместе с тем, эти два рейтинговых агентства оценили эффективность бюджетной политики, которая проводится в городе, работы по привлечению целевых займов на развитие, которые дают соответствующий экономический результат и отдачу, работу с плановым дефицитом, а не с профицитом, как у некоторых. Все это дает нам возможность сегодня, во-первых, реально претендовать на снижение цены наших заимствований в случае выхода на рынки, а во-вторых, для инвесторов

это дополнительный сигнал, что на территории города Москвы можно работать в стабильных условиях, с долговременными вложениями. Я думаю, что переход в эту фазу, в эту инвестиционную составляющую даст возможность увеличить объем привлеченных инвестиций, и не портфельных инвестиций, которые будут вкладываться в реальный сектор экономики.

Что можно рассказать о планах и задачах на 2005 год? Главная задача остается традиционной — это нормальная сбалансированная увязка наших финансовых возможностей с теми потребностями, которые складываются на территории города Москвы. Главная программная цель — это повышение благосостояния москвичей. Что для этого будет сделано? Мы будем способствовать сохранению темпов роста доходов населения и заработной платы. В первую очередь это будет касаться бюджетного сектора, и принципиальное решение уже принято: со следующего года фонд заработной платы социального сектора повышается на 45 %. То есть это очень существенная прибавка, которая в принципе позволит нам перейти на новую тарифную сетку, а в городе утверждается своя региональная тарифная сетка, и выйти с середины следующего года на ставку первого разряда заработной платы на уровне как минимум 2000 руб. Вы помните объявленную в середине года федеральную сетку — минимальная ставка первого разряда составит 920 руб. Мы решили уйти от всех доплат, выйти на единую, прозрачную, понятную для всей бюджетной сферы тарифную сетку. Мы будем способствовать росту зарплат в реальном секторе экономики и будем вместе с нашей Мосгордумой выстраивать нормальные законные отношения о минимуме заработной платы на территории г. Москвы. Сегодня в режиме трехсторонней комиссии эти цифры вы, наверное, знаете — установлены два уровня: 3000 руб. как минимальная заработная плата в реальном секторе экономики и 3600 руб. — во втором полугодии 2005 года.

Чтобы обеспечить эти расходы и расходы по выполнению закона о монетизации льгот, необходимы соответствующие финансовые ресурсы. Вы знаете, нами уже приняты необходимые решения, с 1 января московские ветераны будут получать соответствующую надбавку к пенсии. При этом уровень минимальной пенсии и уровень доплат к минимальной пенсии, который сложился в среднем в городе на

уровне 980 руб., полностью будет сохранен с выплатами как базовая пенсия, которую будут получать и труженики тыла, и ветераны труда, и другие категории пенсионеров. Поэтому доплата с 1 января будет именно к этому достигнутому уровню с учетом этой средней доплаты, а для некоторых она составляет 1200 руб. Плюс к этому будет обеспечено сохранение социального пакета. Он включает в себя льготы по проезду в пригородном транспорте, бесплатное медикаментозное обеспечение, санаторно-курортное лечение. Самое главное в обеспечении социального равенства всех ветеранов на территории Москвы, как мы считаем, это то, что было принято принципиальное решение — обеспечить право бесплатного проезда всем категориям на территории города Москвы городским наземным транспортом и метрополитеном. Это решение состоялось, одобрено Мосгордумой и полностью обеспечено финансовыми ресурсами за счет средств бюджета.

Для того, чтобы обеспечить выполнение социальных программ, естественно, городу нужны нормальные доходы, а для этого будет работать система поддержки реального сектора экономики, малого бизнеса и предпринимательства. То есть эти программы продолжают функционировать, не подверглись ни в коей мере сокращению, мы будем более 900 млн руб. расходовать на выполнение городского заказа в научных организациях.

Мы обеспечим финансирование социальных программ на уровне 45 %, более 150 млрд руб. будет потрачено на это, обеспечим строительство жилья в тех же объемах, которые достигнуты в этом году: в 2005 году не менее 400 тыс. кв. м должно быть введено для очередников. Более 1 млн кв. м будет передано для организации переселения жителей из ветхого пятиэтажного фонда и 200 тыс. кв. м — на реализацию программы «Молодой семье - доступное жилье». При этом безвозмездные субсидии очередникам и молодым москвичам за счет бюджета составят 1,1 млрд руб., то есть система жилищных субсидий будет продолжать развиваться.

Реализуется программа альтернативной энергетики. В следующем году состоятся первые конкурсы по привлечению инвестиций в строительство новых генерирующих мощностей, альтернативных Мосэнерго.

Будет продолжаться работа по развитию транспортной инфраструктуры как наиболее

острого вопроса. Естественно, будет продолжаться в рамках имеющихся ресурсов строительство метрополитена, поставлена задача обеспечить ввод второго выхода станции «Маяковская». Мы очень долго подбирались к этой работе, она будет проходить в довольно стесненных условиях, но вместе с тем необходимо создать нормальные условия на этой станции. Продолжатся работы по Краснопресненскому проспекту, основные средства сконцентрированы на узловых проблемах развития транспортной сети.

Будет продолжена работа по конкурсам и тендерам подрядных работ. Мы должны выйти на объем подрядных торгов не менее 70 млрд руб. Это фактически вся инвестиционная программа Москвы. Мы должны способствовать росту неналоговых доходов, будем выносить на рынок и проводить приватизацию большого количества ГУПов, а также выносить на рынок те пакеты акций, которые не являются сегодня эффективными, но вместе с тем могут быть полезными с точки зрения увеличения доходов бюджета, а с другой стороны, для привлечения стратегических инвесторов. При этом общий уровень доходов от имущественного и земельного комплексов должен составить порядка 35 млрд руб., это твердая цифра на уровне 10 % от наших налоговых доходов.

Что касается привлечения инвестиций. Сейчас ведется большая подготовительная работа по разработке градостроительной документации. На сегодня это уже не исходно-разрешительная документация, мы говорим об актах разрешенного использования, то есть это документация более высокого уровня и высокого качества для строительства объектов гостиничного бизнеса, торговли, офисных зданий, объектов досуга, спорта, физкультуры, которые могут функционировать на платной основе. Потому что основной спорт для молодежи, населения будет финансироваться за счет бюджета, но вместе с тем есть возможность и для строительства коммерческих объектов, строительства гаражей, торговых центров, сблокированных с гаражами, то есть сегодня ведется активная работа по наполнению схемы размещения таких объектов. В следующем году мы активно будем продолжать развивать систему конкурсов и привлечения инвестиций таких объектов.

Вопрос: Как известно, в 2004 году отрасли городского хозяйства в полном объеме обеспе-

чивались всеми видами ресурсов. Между тем 26 ноября комиссия по городскому хозяйству Мосгордумы отметила, что отрасли традиционно недофинансируются. Вывод ~ нужны серьезные поправки в бюджет города на 2005 год. По вашему мнению, говоря о перспективах экономической политики, что конкретно можно сделать по увеличению городского хозяйства ?

РОСЛЯК Ю.В.: Я не удивился бы, если бы представители других отраслей, в том числе тех наших профильных комиссий, которые рассматривают состояние бюджета, не сделали бы точно такие заявления. Потому что, естественно, потребности у отраслей значительно выше, чем наши бюджетные возможности. Но это не означает, что отрасль не может в полном объеме в пределах финансовых ресурсов выполнить те основные условия, которые возложены на комплекс городского хозяйства, на социальную и инвестиционную сферы. Ресурсов, которые сегодня выделены, достаточно. Желание получить больше, конечно, есть, но нам никто не мешает способствовать росту промышленного производства, получению большего количества налогов и направлению их на развитие городского хозяйства.

Вопрос: Сообщалось, что путепроводы строятся с привлечением средств МБРР. Есть еще пример, что Мосводоканал довольно активно привлекает еврозайм. На ваш взгляд, у каких еще отраслей городского хозяйства есть перспективы для привлечения еврозаймов?

РОСЛЯК Ю.В.: Давайте уточним: не Мосводоканал осуществляет привлечение, а Правительство Москвы под обязательства Мосводоканала. Сам Мосводоканал не имеет права привлекать ресурсы. Я уже говорил вам, что коммунальное хозяйство, включая энергетику, сегодня становится достаточно привлекательным для инвестиций. Путем проведения капитализации основных фондов нашего Мосгортранса, например, мы уже в этом году дали возможность привлечь средства с нашего внутреннего рынка для обновления подвижного состава городского транспорта. По мере выхода на реальную рыночную оценку мы можем ближайшие в 2-3 года, особенно с внедрением системы контроля собираемости за проезд, обеспечить ремонт и обновление подвижного состава, хотя прирост, наверное, обеспечить пока не удастся. Я думаю, что мы готовы к тому, чтобы в коммунальном хозяйстве целый ряд работ выводить в режим самоокупаемости.

Вопрос: Юрий Витальевич, вы говорили о снижении налогового потенциала Москвы. Можно ли назвать абсолютные цифры? Сколько миллионов рублей потеряла Москва за этот год?

РОСЛЯК Ю.В.: К сожалению, они составляют миллиарды. По следующему году с учетом изъятий, которые уже законодательно состоялись, потери составят 25 млрд руб.

Вопрос: И в продолжение этого вопроса: почему Москва не может отстоять свое право на то, чтобы выполнялся Бюджетный кодекс РФ, и на то, чтобы 50 % собранных налогов оставались в регионе?

РОСЛЯК Ю.В.: Вы посмотрите, сколько регионов-«доноров» в РФ? Увы, немного. Все, что происходит в виде изъятия, это фактически источник перераспределения между нашими коллегами, имеющими более слабый бюджетный потенциал. Поэтому априори доноров всегда меньшинство. Думаю, я ответил на ваш вопрос. Хотя мы боремся, будем бороться и иногда выигрываем. Будем надеяться, что заявление, которое сделал А.Л. Кудрин о том, что больше изъятий в ходе налоговой реформы из бюджетов субъектов Федерации не будет, - это уже позитивный момент, который должен дать нам возможность выйти на более значительный прирост налогового потенциала. Мы в своем развитии не останавливались и останавливаться не собираемся.

Ведущий: В Информационный Центр приходят вопросы по Интернету и телефону. И вот один вопрос — довольно редкий, макроэкономический: почему так сложилось, что у России в целом профицитный бюджет, а у Москвы — дефицитный?

РОСЛЯК Ю.В.: У нас несколько разные подходы, и вы наверняка читали, в том числе в «Труде», статью Юрия Михайловича о том, что такое стабилизационный фонд.

Мы сторонники такой модели: бюджет должен работать сегодня с максимальной отдачей для повышения благосостояния москвичей и для развития реального сектора, который является, скажем так, нашим кормильцем, то есть дефицитная модель формирования бюджета — это наша стратегическая политика. Долг может быть, но долг должен быть управляемым и не наносить ущерба. Вместе с тем мы сегодня за деньги, которые привлечены в виде займов, можем построить многое, на что завтра, с учетом инфляции, у нас просто может не хватить бюджетных денег. Законодатель с подачи

Правительства РФ считает, что сверхдоходы, которые дает сегодня бюджету продажа нефти и других энергоресурсов, нужно сформировать в виде резервного фонда, который дал бы возможность в случае резкого падения цен на нефть выполнить те неизбежные расходы, которые есть в бюджете. Но давайте зададимся вопросом: на сколько хватит стабилизационного фонда в таком режиме? Ну, хорошо, мы спасем один бюджетный год, но если у нас нет возможности, кроме нефти, получить иные налоговые доходы, что даст стабилизационный фонд после того, как большая его часть будет съедена в пределах первого года? У нас нет возможности восполнить те самые налоги, которые необходимы для обеспечения расходных полномочий. Поэтому мы — сторонники более взвешенного подхода к формированию стабилизационного фонда. Он должен быть, но для этого достаточно иметь резерв на непредвиденные расходы, а вот деньги, которые сегодня появились, следует направить в те сектора экономики, которые сегодня могут дать мгновенную отдачу и увеличение налогового потенциала. Вложения в инфраструктуру могут сегодня дать прирост налогового потенциала, который перекроет доходы от нефтегазового комплекса. Вот это был бы нормальный, разумный подход. Я думаю, к вопросу использования стабилизационного фонда и к дискуссии, которая сейчас развернулась в стране, мы еще вернемся.

Вопрос: Вы знаете, что в последнее время московская промышленность росла темпами больше чем 10 % в год, сейчас меньше. С чем вы это связываете, с какой-то стагнацией общероссийской или с какими-то особенностями московскими?

РОСЛЯК Ю.В.: Ну, вообще это общая тенденция, вы не забывайте о том, что все эти проценты, которые мы рассматриваем, это проценты к уровню тех процентов, которые уже состоялись в прошлом году. Извините меня, обеспечивать такой прирост, тем более что если вы посмотрите кривую роста объемов промышленного производства, то у нас в 2002 году был рост в 10 % и в 2003 - 10 %, и в этом году — 8,5 %, то есть это достаточно крутая кривая, и дай Бог, чтобы нам удалось поддерживать этот уровень. На сегодня Москва и в целом промышленный комплекс РФ выбирают ту слабину, которая была связана с недоиспользованием существующих основных фондов и промышленного потенциала. Чем

больше мы вовлекаем в нормальный оборот в новых условиях тот потенциал, который у нас был раньше, тем сложнее на том же самом оборудовании и тех же самих принципах организации производства обеспечивать высокие темпы. Поэтому для того, чтобы сделать дополнительный скачок, нужно радикально менять оборудование, технологии, повышать производительность труда. Многие предприятия этим занимаются, как раз их вклад и есть в те темпы, которые мы наблюдаем в этом году. В России в целом этот процесс подъема промышленного производства состоялся несколько позже, чем в Москве, поэтому в некоторых регионах и в целом по Федерации темпы превышают даже московские. Но сравнивать все же нужно реальные объемы промышленного производства, а не темпы роста.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие новые законодательные инициативы в области налогообложения можно ожидать в Москве в 2005 году?

РОСЛЯК Ю.В.: Я вам отвечу вопросом на вопрос: какие налоги остались на уровне субъектов РФ? Все налоги, которые нам положено было принять в рамках реформы 2004 года, нами уже приняты, в том числе налог на вмененный доход от рекламной деятельности. Мы завершаем работу над тарифами, тарифная сетка будет утверждена до конца года. Ну а основные базовые наши законы, а больше мы должны вести речь о нормативных актах, уже состоялись. Мы будем отслеживать их реализацию и пытаться максимально активизировать работу реального сектора экономики. Например, есть целая программа развития и поддержки гостиничного бизнеса. На следующий год мы более 50 площадок отдадим под строительство 3-, 4-звездных гостиниц, потому что эта сфера услуг, мы считаем, недостаточно развита на территории города. Активно развивается оптовый рынок, сегодня более 40 % оптового товарооборота РФ производятся на рынке Москвы, 27 % от общего уровня розничного товарооборота формируется на рынке Москвы. Мы будем поддерживать этот сектор. Целая программа принята по поддержке оптовой торговли, она включает 45 программ.

Вопрос: Разрешите задать вопрос вам, Юрий Витальевич, как первому заместителю мэра - по ситуации с эвакуаторами. В декабре 2003 года мэр Москвы подписал постановление,

предусматривающее все те поборы, которые на прошлой неделе отменили. Парадокс?

РОСЛЯК Ю.В.: Юрий Михайлович всегда очень внимательно относится к подготовке документов. Вы бы слышали, что нам приходится иногда выслушивать, когда мы к нему приходим с очередными тарифами. Но жизнь, как говорится, порой вносит коррективы.

Вопрос: И все же вопрос к вам, а не к Юрию Михайловичу, потому что вы же отвечаете за тендеры и конкурсы. Вам в течение года задавали вопросы о завышенных тарифах на штрафстоянках, которые в 20 раз дороже по сравнению с рыночной ценой. Вы отвечали, что это нонсенс и такого не может быть. В последующих интервью вы говорили, что все правильно и экономически обосновано. Сейчас мэр говорит, что, может, оно где-то и обосновано, но несправедливо. Так где этот критерий, что вообще происходит?

РОСЛЯК Ю.В.: В экономической обоснованности я прошу вас не сомневаться, там действительно все просчитано вплоть до трудозатрат и работ машин и механизмов со всеми необходимыми издержками. Речь идет о другом: о нормально выстроенной системе, в необходимости действия которой, я думаю, вы тоже не сомневаетесь. Потому что, если не эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль с проезжей части, мы зарастем снегом и вообще остановимся. Потому и применяется механизм вынужденной эвакуации. Вот то, что к этому моменту помимо тарифов стали прилипать другие потребности тех, кто работает в этом секторе, это и стало причиной того, что Юрий Михайлович отменил сейчас принудительную эвакуацию. Отменил он ее до того периода, пока не будет выстроена жесткая и четкая система, что человек, который нарушил правила парковки, будет платить только по тем тарифам, которые городом установлены, и не более того, без всякого мздоимства, вымогательства. Ведь целый ряд фактов был представлен, что и стало причиной этого разбирательства, когда машину не эвакуируют, а просто ставят на эвакуатор и ждут владельца, когда он придет и оплатит на месте и парковку, и транспортировку, и соответственно иную форму «вознаграждения». Именно для наведения порядка в этом секторе установлен тайм-аут: выстраивается новая система, и как только она будет выстроена, она заработает вновь.

Вопрос: Нет сомнения, что нужно дороги убирать. Но ведь сейчас выстроена система, которая просто предусматривает это мздоимство. Я не могу понять, почему тариф на рыночной стоянке с охраной, той же самой, которая победит в этом конкурсе, вдруг взлетает в десятки раз. Какая тут экономическая обоснованность? Те же трудозатраты, те же люди занимаются тем же самым, загоняют машину и ее охраняют.

РОСЛЯК Ю.В.: Вопрос принципиальный. Не надо из штрафстоянок устраивать паркинги для хранения. Назначение штрафстоянки — как раз стимулировать автовладельца как можно быстрее забрать свой автомобиль, поэтому она носит частично фискальный характер. Штрафстоянка должна работать так: поставили автомобиль, к ночи этот автомобиль должен оттуда уехать. Потому что это наказание. Я сторонник того, чтобы не было возможности работать в режиме «дыхни в карман».

Вопрос: Есть программа вывода предприятий из города. Вот вопрос вдогонку к предыдущему вопросу о темпах снижения роста производства. Не связано ли это с тем, что сотни предприятий закрываются, ликвидируются, перепрофилируются ?

РОСЛЯК Ю.В.: К сожалению, процесс банкротства и прекращения некоторых видов деятельности происходит. Но те предприятия, которые находятся в сложном финансовом положении, не участвовали в росте, находятся на уровне нулевой или даже отрицательной рентабельности. Поэтому для того, чтобы обеспечивать управляемый процесс перевода предприятий, в городе начата программа Промсити. Одна из таких зон — это зона Промсити-Север в районе Молжаниновки, где целевым образом будет создаваться новая промышленная зона с технопарками. На сегодня активно ведется разработка проекта застройки, прорабатываются все схемы инженерного обеспечения. Наша основная задача в рамках генерального плана - не допустить снижения промышлен-

ного производства, а наоборот, обеспечить создание промышленных производств нового качества, с новым объемами производствами, новой продукцией, с большим экономическим эффектом.

Вопрос: Сообщалось, что будет оказана финансовая поддержка малому предпринимательству на сумму около 1,3 млрд руб., из которых 200 млн руб. — на поддержку инновационной деятельности. А на что пойдут остальные деньги? И второй вопрос, тоже касается малого бизнеса. По поводу арендной платы сказано, что в отношении малого бизнеса будут проводиться меры целевой поддержки. Какие же это меры?

РОСЛЯК Ю.В.: Эти расходы у нас уже традиционны, на следующий год сумма будет сохранена по объему. Там есть различные формы: дотирование процентных ставок по привлекаемым ресурсам, существует лизинговый фонд и другие формы, то есть это целая программа. На следующий год арендная плата по нежилым помещениям в среднем должна вырасти на 50 %, для малого бизнеса установлен потолок, этот предельный рост - 25 %. Кроме того, эти предприятия, в зависимости от видов деятельности, могут проходить по льготной минимальной ставке, которая на следующий год будет составлять 760 руб. за кв. м годовой аренды. Это суперльготная ставка, она покрывает только наши издержки по страхованию, поддержанию и учету нашего нежилого фонда. Поэтому поддержка через такого рода платежи уже осуществляется, и мы рассматриваем сейчас вопрос снижения ставок по аренде земельных участков.

ОТ РЕДАКЦИИ. Очевидно, у наших читателей могут возникнуть различные предложения, пожелания или вопросы при знакомстве с материалом. Все их можно сообщить по телефону прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 200-67-30. Заданные Вами вопросы будут использоваться при планировании пресс-конференций в 2005 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.