Научная статья на тему 'По законам перспективы'

По законам перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Росляк Ю.В.

В Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная первым итогам и дальнейшим перспективам деятельности нового Комплекса экономической политики и развития столицы. Как сообщил Юрий Витальевич Росляк, социально-экономическая ситуация в Москве улучшается, о чем свидетельствует сохранение и продолжение основных положительных тенденций в 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По законам перспективы»

6(9) - 2004

Экономика

ПО ЗАКОНАМ ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю.В.РОСЛЯК,

первый заместитель мэра Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития

города Москвы

В Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная первым итогам и дальнейшим перспективам деятельности нового Комплекса экономической политики и развития столицы. Как сообщил Юрий Витальевич Росляк, социально-экономическая ситуация в Москве улучшается, о чем свидетельствует сохранение и продолжение основных положительных тенденций в 2004 г.

Итоги социально-экономического развития Москвы в первом квартале 2004 г. свидетельствуют о положительной динамике важнейших показателей. Наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов роста цен как на потребительском рынке, так и на промышленную продукцию. В январе-марте индекс потребительских цен на товары и услуги составил 110,3% (в январе-марте 2003 г. -113,2%), индекс оптовых цен в промышленности - 109,8% (в январе-марте 2003 г. - 114,5%). Производство промышленной продукции выросло по сравнению с первым кварталом 2003 г. на 5,3% в сопоставимых ценах.

Увеличение выпуска промышленности в целом достигнуто, главным образом, за счет наращивания объемов выработки продукции для внутреннего потребления. Производство потребительских товаров на предприятиях легкой и пищевой промышленности составило более 30% от общего объема выпуска промышленной продукции в городе. Рост производства в этих отраслях д ости г107,8%и107% соответственно. Высокие темпы роста наблюдались на предприятиях цветной металлургии — 141,7%, медицинской промышленности — 121%, полиграфической промышленности — 112%.

Увеличились объемы услуг, оказанных крупными и средними предприятиями транспорта и связи, соответственно на 20,8% и 34,1%.

На территории столицы построены жилые дома площадью 1 162,7 тыс. кв. метров (рост по сравнению с 1 кварталом 2003 г. - 19,4%).

На потребительском рынке Москвы отмечался устойчивый рост оборота розничной торговли (109,1%), во многом обусловленный увеличением реальных денежных доходов населения. Среднемесячная заработная плата работающих в январе-феврале составила 9,5 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 23,3%. Рост заработной платы опережал темпы инфляции на 12,8%.

Инвестиции в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. выросли на 1,5%.

Как известно, одной из основных задач Комплекса экономической политики и развития города (КЭПР) на текущий год было проведение преобразований в системе организации городских конкурсов и торгов.

Поэтому с целью создания единой системы проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов в городе Москве, по размещению городского заказа, для становления единых принципов правовых и экономических отношений был создан Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов, вошедший в структуру КЭПР, и единая Городская конкурсная комиссия по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов. Основополагающим для создания единой системы явилось подготовленное Департаментом экономической политики и развития города Москвы и выпущенное Правительством Москвы постановление от 27 апреля 2004 г. №255-ПП «О поряд-

ке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов». Данное постановление предусматривает проведение Комплексом экономической политики и развития Москвы единой экономической политики города, привлечение внебюджетных средств на реализацию городских программ, создание прозрачной системы конкурсов и аукционов. Постановление регулирует вопросы подбора инвесторов на строительство и реконструкцию объектов на территории Москвы за счет внебюджетных источников, оптимизирует этот процесс благодаря созданию системы «одного окна» в Комитете по организации и проведению конкурсов и аукционов.

Кроме того, меры, прописанные в постановлении, позволят более эффективно реализовы-вать единую градостроительную политику. В частности, в нем устанавливается, что размещение объектов недвижимости на территории Москвы осуществляется исключительно в соответствии с действующим градостроительным законодательством, на основе Генерального плана развития города Москвы до 2020 г., схем развития отраслей и размещения объектов, среднесрочных и долгосрочных программ, градостроительных планов административных округов, разработанной градостроительной документации и проектов планировки районов реконструкции и строительства.

Основными задачами образованного Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов являются организация конкурсов по заявкам государственных заказчиков, ведение общегородских реестров закупок и заключенных государственных контрактов, общая координация конкурсной работы на территории города. Решение этих задач позволит сделать все проводимые в городе государственные закупки прозрачными, а за счет их централизации обеспечить соблюдение требований действующего законодательства и экономию бюджетных средств.

Предусматривается создание единой городской площадки размещения городских заказов в части приема и выдачи документов претендентам, получения справочной информации о планируемых закупках и др.

Согласно прогнозам, результаты деятельности Комитета будут следующими: • увеличение доходной части бюджета города по

итогам торгов на 10-30% по сравнению с планируемыми показателями;

• достижение экономии бюджетных средств по итогам торгов на 3-10%;

• экспериментальное проведение электронных торгов и аукционов;

• создание реестра надежных поставщиков и реестра конкурсных историй инвесторов;

• наличие в любой момент времени данных по всем зарегистрированным инвестиционным и государственным контрактам;

• переход на долговременное планирование торгов в масштабах города;

• выход на утверждение плана конкурсных закупок в составе программы развития города на соответствующий год;

• введение системы обязательной регистрации государственных контрактов, договоров.

В полном объеме свои функции Комитет будет выполнять со второго полугодия 2004 г. В настоящее время централизованная закупка для нужд организаций социальной сферы города осуществляется структурными подразделениями Комплекса экономической политики и развития города. Кроме того, для предприятий-заказчиков Комплекса городского хозяйства за прошедший период 2004 г. было проведено 90 конкурсов, в результате чего уже получена экономия бюджетных средств в размере 5,3%.

В рамках реализации задач по проведению преобразований в системе конкурсов и аукционов в городе Москве, в текущем году Комплексу экономической политики и развития предстоит решить следующие задачи:

• создать и ввести в эксплуатацию первую очередь единой городской автоматической информационной системы (АИС), обеспечивающей регистрацию всех государственных контрактов и закупок на территории города;

• сформировать двухуровневую систему закупок по территориальному (городская или территориальные комиссии) и отраслевому (в рамках утвержденных границ компетенции) принципам. Для реализации этих задач будут использоваться уже имеющиеся наработки комплексов городского управления, включая систему АИС «Управление бюджетным процессом», рабочие места которой созданы в отраслевых департаментах и комитетах, а также городском казначействе.

В ходе пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Ю.В. Росляк ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.

РОСЛЯК Ю.В.: У нас последняя встреча была в январе. Этот период был достаточно сложным, напряженным, потому что Комплекс проходил процедуру формирования, некоторой реорганизации, о чем мы говорили на прошлой нашей встрече. Начну я с состояния экономики города за первый квартал, потому что подведены уже первые итоги. Можно уверенно сказать, что основные тенденции, которыми отличалась экономика города, сохранены и продолжены. Продолжен рост промышленного производства, что является для нас основным фактором, потому что от объема промышленного производства, от развития реального сектора во многом зависит полнота наполнения бюджета города и возможность реализации тех долгосрочных программ, которые в городе намечены, и от которых город отступать не собирается. Нужно сказать, что особо выделяется целый ряд отраслей, которые связаны с производством потребительских товаров, и товаров, которые ориентированы на внутреннее потребление. Этот объем производства превысил 30%. Это отрадный факт, который говорит, что программа поддержки и та технология, которая избрана Правительством Москвы для поддержки промышленности и реального сектора, ориентированного на внутреннее потребление, срабатывает и дает положительный эффект.

Достаточно активно развивались такие отрасли, как цветная металлургия, медицинская промышленность, полиграфическая промышленность — здесь темпы роста значительно превышают средние темпы, которые достигнуты сегодня по Москве. Например, по той же цветной металлургии темп прироста составил 40%. Активно развиваются средства связи. Достаточно устойчиво растет товарооборот, за первый квартал рост превысил 9%, это особенно отрадно, когда темпы инфляции серьезно снижаются и укладываются в те прогнозные показатели, которые были заложены при расчете и формировании программ социально-экономического развития города на 2004 г.

Ну и самый главный, наверное, факт, которому мы уделяем особое внимание, — это рост реальной заработной платы на территории Москвы. Этот рост продолжается устойчиво, срабатывают наши договоренности в рамках трехсторонней комиссии о стимулировании роста заработной платы, введении минимума заработной платы на территории Москвы поэтапно к тому прожиточному минимуму, который складывается на сегодня. Так вот, средняя заработная плата за первый квартал превысила уровень 9,5 тыс. руб., и темп ее роста к соответ-

ствующему периоду 2003 г. составляет 23,3%, то есть это темп, который более чем на 12% превышает темп инфляции на потребительском рынке.

Таким образом, выполнены плановые задания формирования доходов в бюджет, как за счет налоговой составляющей, так и за счет неналоговых доходов. Это позволило нам профинансировать в первую очередь защищенные статьи расходов бюджета, — все социальные программы, и соответственно выполнить те задания, которые были установлены по программам развития города.

Что касается новых задач, которые возложены сегодня на Комплекс экономической политики и развития города. Главное, что нам удалось сделать — это закончить формирование Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Комитета. Напомню, что было принято принципиальное решение в конце декабря прошлого года, что надо сделать новый последовательный шаг вперед в части вопросов размещения городского заказа, расширения возможностей использования внебюджетных инвестиций, в решении целого ряда проблем через создание нового, более прозрачного и эффективного механизма. Ну и разобраться во многих вещах, которые связаны с закупками и организацией исполнения городского заказа за счет средств городского бюджета. Поэтому 27 апреля Правительством Москвы было принято постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов». Это серьезный нормативный документ, и в него заложены следующие принципы. Город должен для себя подготовить соответствующий инвестиционный проект как товар. Это значит, что те, кто связан с этими вопросами, — архитекторы, органы регулирования природоохранной деятельности и целого ряда других моментов, которые предшествуют принятию решений по подбору инвестора, — должны выполнить работу по подбору земельного участка и согласованию возможного размещения на нем того объекта, который соответствует генеральному плану развития города. Есть определенные показатели того или иного бизнеса до 2020 г. На основании этих показателей соответствующие отраслевые департаменты и комитеты разрабатывают схемы размещения тех объектов, которые нужны, чтобы достичь этих показателей. Например, показатели по развитию гостиничного фонда, объектов торговли, потребительского рынка, офисного фонда. Под каждое направление разрабатываются соответствующие отраслевые схемы. Это

делается на этапе подготовки прогнозов социально-экономического развития на соответствующие годы. Мы сегодня выходим на трехлетний цикл планирования финансового баланса и показателей городской системы. Вот аналогичным образом должны быть выстроены и отраслевые схемы размещения этих объектов. Далее на их основании за счет средств городского бюджета производится разработка мест и подбор территории для размещения этих объектов. Проводится, опять же за счет городских средств, полное согласование всей исходно-разрешительной документации. И на этом работа чиновников, которые занимаются регулированием этой деятельности, заканчивается.

Дальше подготовленная и согласованная документация, уже без права пересмотра поступает в экономический блок. Здесь происходит расчет экономических показателей, решаются вопросы снятия обременений, так как, к сожалению, у нас уже нет свободных территорий. Это часто связано с урегулированием взаимоотношений с арендаторами, собственниками зданий и сооружений. Производятся экономические расчеты: а сколько должен инвестор компенсировать городу в части того, что городом уже вложено в подготовку данного земельного участка. На этом функция экономии блока тоже закончена, когда закончены все согласования и определены экономические параметры этого инвестиционного проекта.

После этого законченная, или, согласно выработанному термину, «защитная» в виде готового пакета документация переходит в Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов, который выполняет одну задачу — создание условий для максимального оповещения и привлечения всех потенциальных инвесторов для участия в конкурсе; выполнение всех процедур, которые связаны с обеспечением требований антимонопольного законодательства; обеспечение публикаций. Объявление этого конкурса — в установленном порядке. При этом мы склоняемся все больше к тому, что именно аукционная форма является лучшим способом определения реального победителя. Инвестор, который пришел на городской конкурс, должен подтвердить свою дееспособность, свою благонадежность, предоставить соответствующие гарантии, что если он берется за реализацию данного проекта, то он выполнит его строго в те сроки, которые установлены контрактом. После проведения процедуры аукционов, а многие из вас уже были участниками уже проведенных в прошлом году аукционов, победителю

предоставляется право заключить с городом инвестиционный контракт и приступить к его реализации.

Некоторая особенность, которая введена этим распорядительным документом, о котором я говорил. В обязательном порядке все'инвестиционные контракты проходят в данном комитете государственную регистрацию. Она касается не только инвестиционных контрактов, но и всех других видов договоров, которые будут заключаться посредством реализации через этот конкурсный комитет. То есть размещение госзаказа на подрядные работы, реализация закупок для городских нужд товаров, ресурсов и иных видов городского заказа также подлежат в обязательном порядке регистрации в этом едином реестре. Эта система, во-первых, позволяет нам проверить соответствие заключенных договоров тем условиям, на которых этот заказ был размещен на конкурсной основе, асдругой стороны, установить действенный контроль за сроками и полнотой реализации того заказа, который город сформировал. Там, где речь идет о бюджетных средствах, без процедуры регистрации ни один из такого рода договоров не будет приниматься московским городским казначейством для финансирования. Это еще одна форма, которая дает нам возможность твердо знать, что любой расход, который город предусматривает для реализации своих программ, прошел нормальную конкурсную процедуру и расходы городского бюджета при этом минимизированы.

Хотел бы сказать о системе планирования наших расходов. С учетом того, что ситуация стабилизируется, и это отрадный факт, мы считаем, что возможность применения такого метода, который нами уже разработан, опробован — это программ-но-целевой метод. Для его наиболее оптимального использования нужна твердая оценка наших финансовых возможностей, и не в условиях одного бюджетного года, а более твердые показатели, которые мы могли бы установить на среднесрочный период. Поэтому город в этом году разрабатывает трехлетний финансовый баланс, баланс наших финансовых возможностей и ресурсов. Именно для того чтобы иметь возможность мобилизовать средства на реализацию самых приоритетных городских программ. Это связано с такими вопросами, как опережающий рост заработной платы в бюджетной сфере, гарантированная социальная защита отдельных категорий населения, реконструкция ветхого и пятиэтажного фонда и целый ряд аналогичных долгосрочных программ.

Организационный этап Комплекса был непростым, мы считаем его завершенным. Теперь наша задача - идти вперед и повышать эффективность

использования ресурсов, которыми обладает город, активно использовать их в интересах всех москвичей.

Вопрос: Можно ли однозначно ответить, выпол -няет ли московская промышленность социальные функции по трудоустройству москвичей ? Доходы от деятельности предприятий сопоставимы со стоимостью земли, которую они занимают ? И можно ожидать, что после определения статуса земельных участков предприятия будут все-таки выводиться за пределы города ?

РОСЛЯК Ю.В.: Это достаточно многоаспектный вопрос, спасибо вам за него. Я не раз уже эту тему освещал. Промышленность — это кормилица городского бюджета, причем одна из основных. Малый бизнес тоже имеет большое значение в целом в экономике, но основной налогоплательщик — это все-таки реальный сектор экономики. Поэтому никогда не ставился вопрос, что мы должны избавиться от промышленного производства на территории Москвы. Речь шла о том, что размещение промышленности должно соответствовать генплану города, а для этого в некоторых местах, особенно на территории ЦАО или даже в заповедных зонах, перебазирование предприятий нужно для выполнения функций, предусмотренных генпланом. Но делать это можно, когда сохраняется объем промышленного производства на новой территории, и мы стараемся при реализации таких проектов дать возможность получить предприятиям новые качества с точки зрения новых технологий и передового оборудования, всего, что способствует повышению производительности труда.

Что касается вопросов земельных отношений, это тема достаточно острая. Последние 3-4 месяца работа с федеральными ведомствами, конкретно с Минэкономразвития, развивается очень конструктивно. По многим вопросам нам удалось найти положительные, нормальные, хорошие взвешенные решения, позволяющие успешно преодолевать проблемы приватизации земли, а с другой стороны, не создавать класса спекулянтов земельными ресурсами, об опасности которого мы не раз говорили. Мы, я думаю, нашли золотую середину, которая дает нам возможность договориться о реализации этих задач.

Вопрос: О чем вы договорились?

РОСЛЯК Ю.В.: Я не хотел бы говорить об итогах этой работы, она еще не завершена, но о

принципах я могу сказать. Вопрос необходимости регулирования функционального и разрешенного использования земли специалистами Минэкономразвития принимается. Мы договорились, что для предприятий, которые соответствуют по функциональному назначению, должен быть установлен механизм выкупа земельных участков по льготной ставке. Мы нашли такую интересную форму, по которой, если предприятие собирается поменять свой профиль, то тогда по этому предприятию мы должны выйти на нормальную кадастровую оценку стоимости этого земельного участка. То есть если предприятие занимается реорганизацией производства, может реализовать проект реконструкции, заплатив минимальную стоимость при выкупе земли в свою собственность. Но если оно меняет функцию и собирается эту территорию использовать в коммерческих целях, — пожалуйста, заплати государству рыночную стоимость участка.

И один вопрос, который пока еще не решен, но я думаю, что у нас есть все основания достичь здесь согласия. Пресловутое разграничение земли перед приватизацией на государственную собственность регионов и федерации. Мы все больше приходим к убеждению, что эта процедура не нужна. Если будет четко прописано, что приватизация земли ведется в Российской Федерации по определенным правилам и стандартам, и они едины, то нет необходимости держать два аппарата только для того, чтобы подготовить этот товар для приватизации. Это будет полностью соответствовать той административной реформе, которая на сегодня проводится Президентом и Правительством РФ. И единственным регулятором будет распределение доходов от приватизации между тремя уровнями бюджетов: региональным, федеральным и муниципальным. То есть все можно сделать намного проще, эффективнее и без скандалов, которые кому-то, похоже, просто выгодны. Я думаю, такое решение после консультаций будет поддержано на уровне Правительства РФ и будет внесено в виде законодательной инициативы в Федеральное собрание, наверное, в этой весенней сессии.

Вопрос: Если можно, несколько слов о наиболее интересных зарубежных инвесторах. Из каких они стран?

РОСЛЯК Ю.В.: Ну, я не хотел бы устраивать рекламную кампанию отдельным инвесторам. Скажу только, что Москва готова к тому, чтобы нормальный и эффективный инвестор приходил и

вкладывал средства в городские программы на взаимовыгодных условиях.

Вопрос: По поводу архитектурных памятников. Сейчас обострился этот вопрос, деятели культуры обмениваются письмами. Скандалы вокруг этого можно считать политическим шагом или это что-то другое?

РОСЛЯК Ю.В.: Я бы не хотел, чтобы этой проблеме, очень важной в целом для России, кто-то пытался присваивать ранг политической. Проблема сохранения памятников культуры очень остра в силу того, что во многих вопросах она не зарегулирована, и многие законы не реализованы, в первую очередь тем же Министерством культуры в его прежнем составе. Поэтому нужно выполнить тот закон, который был принят в 2002 г. и определил проведение ряда мероприятий. Должен быть наконец-то принят закон о разграничении собственности, четко и ясно выстроен реестр памятников культурного наследия, проведена единая сквозная государственная регистрация. И главное, должны быть приняты принципиальные решения, что собственник должен отвечать, стопроцентно нести ответственность за их сохранность. Когда эти базовые условия будут реализованы, тогда и не будет проблем, которые сегодня носят политическую окраску.

Вопрос: Какой ожидается экономический эффект от работы Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов? И вообще, насколько мобильная, активная предполагается работа Комитета ?

РОСЛЯК Ю.В.: Я уже говорил о некоторых плановых основах работы Комплекса. Доходы от реализации инвестиционных проектов, которые город направляет на реализацию задач сноса и реконструкции ветхого и пятиэтажного фонда, должны составить не менее 18 млрд руб. Фактически это основной источник для финансирования жилья, которое бесплатно предоставляется переселенцам и по бесплатной очереди. Поэтому мы считаем, что как минимум на 20% мы сможем через этот механизм повысить эффективность реализации этой составляющей. Ну и до 10%, наверное, удастся сэкономить городские средства за счет более открытого, ясного, справедливого размещения городского заказа на конкурсной основе.

Но это не предел, нами готовится еще ряд предложений. Есть, например, проблема парковок,

достаточно острая. Нами подготовлены на сегодня предложения: продажа 100% строительства гаражей в периферийной части города на коммерческой основе инвесторам, которые должны уже предлагать эти гаражи гражданам для размещения автотранспорта. А доходы от этих коммерческих проектов целевым образом аккумулировать в бюджете, и за счет этих дополнительных доходов строить паркинги в центральной части города и других местах.

Вопрос: Как известно, Правительство Москвы уникально еще и тем, что, наверное, единственный такой властный орган из субъектов Федерации, который ведет активную хозяйственную деятельность, что, в общем-то, раздражает определенные силы в нашем политическом бомонде. В дальнейшем такая хозяйственная деятельность будет продолжена или будут внесены какие-то коррективы?

РОСЛЯК Ю.В.: Спасибо за комплимент, но я думаю, может быть, вы все-таки ошибаетесь в своих оценках. Просто по-другому в сегодняшних условиях ни одна администрация себя по-другому вести не должна. В сегодняшних условиях нужно использовать максимально те возможности, которые могли бы привести к нормальному хозяйственному результату в интересах москвичей. Поэтому мы стараемся вести эту работу в системном режиме, делать это абсолютно прозрачно, в рамках действующего бюджетного и налогового кодекса, не нарушая ни одного закона. Думаю, со временем, когда нормально будет работать промышленность, когда выйдем на определенный уровень доходов граждан на территории РФ, эта система заработает более эффективно, чем сегодня. И мы выйдем на сопоставимые уровни с европейскими странами. Тогда в этой предпринимательской, как вы ее называете, деятельности, необходимости не будет, тогда нужно будет сделать новый шаг в разграничении полномочий в управлении. Но на ближайшие годы, мы считаем, это абсолютно нормальная система. Главное — не создавать почвы для коррупции и злоупотребления чиновников и органов управления.

Вопрос (пришедший из Интернет в Информационный Центр Правительства Москвы): Как вы считаете, под силу ли городу выполнение поставленных Президентом РФ задач по удвоению ВВП до 2010 г. ?

РОСЛЯК Ю.В.: А кто-то в этом сомневается? Мы активно поддерживаем четко поставленную цель, что России необходимо как минимум удво-

ить валовой продукт. И когда кто-то пытался размывать эту задачу и говорил: ну, это надо сделать к уровню 2000 г. У Президента это не звучало, что удвоение ВВП должно быть к уровню 2000 г. Речь шла о том, что уровень, достигнутый к 2002 г., должен быть удвоен к 2010 г. Поэтому это абсолютно правильная стратегическая задача, и город готов к этому и направлен на достижение этих показателей. А если это удастся сделать раньше, это не помешает ни москвичам, ни в целом России.

Вопрос: У меня более приземленный вопрос, но он беспокоит многих жителей — относительно работы Москомрегистрации. Очень сильно затягиваются сроки оформления документов на собственность, и не видно, чтобы этот вопрос как-то был в ближайшее время решен, потому что люди по полтора года ждут, ну вы сами понимаете. Что можно сделать?

РОСЛЯК Ю.В.: Ну, мне не надо разъяснять эту проблему, я ее хорошо знаю. То, что этот порядок надо ломать, это понятно всем. Сейчас отрабатывается система. Ведь это даже не обязанность собственника — заниматься оформлением и регистрацией своей собственности, которую он приобрел у города. Поэтому в рамках реализации проекта «одно окно» сейчас целый ряд мероприятий проводится так, чтобы город самостоятельно регистрировал права своей собственности и передачи этой собственности в другие руки. В ближайшие месяцы постараемся резко сократить сроки оформления регистрационных документов в этом органе Минюста России.

Вопрос: Вы сказали, что поступления в городской бюджет были на уровне, в том числе и за счет налогообложения. Скажите, а были ли предприняты какие-то меры именно в этой области? И второе — что касается государственной регистрации инвесторов. Если можно, хотелось бы уточнить, как это будет происходить, на какой организации будет лежать ответственность ?

РОСЛЯК Ю.В.: Изменения в системе налогообложения город не имеет право производить, поэтому эти изменения проходили в соответствии с изменением российского законодательства и целый ряд этих изменений оказал позитивное влияние. Достаточно давно были снижены ставки по подоходному налогу, перешли на единую ставку. Это уже было позитивное мероприятие, оно дава-

ло предприятиям больше заработной платы в большем объеме, многие перешли стопроцентно на открытую, а не серую схему. Была снижена ставка налога на добавленную стоимость. Поэтому у нас стал расти подоходный налог, который является одним из основных источников формирования доходов бюджета. Целый ряд мероприятий, связанных с отменой оборотных налогов, привел к росту прибыли предприятий, и это соответственно формирует наши налоги на прибыль. Мы надеемся, что достаточно эффективно должен сработать налог на имущество. С 1 января этот закон вступил в действие, он предусматривает равное и справедливое обложение всего имущества, которое имеется на территории РФ, включая, например, имущество ЦБ. Мы фактически этим годом закончим тот недоимок, который образовался с 1998 г. Очень серьезные шаги были предприняты в прошлом году, это дало нам возможность получить 12 млрд руб. дополнительного дохода в бюджет Москвы. В этом году мы подведем черту по недоимкам прошлых лет, потому что сегодня фактически остался недоимок по безнадежным предприятиям, которых уже нет.

Что касается регистрации контрактов и договоров, то, как я уже сказал, будет создано такое регистрационное подразделение в составе Комитета конкурсов и аукционов.

Вопрос: Как вы относитесь к налогообложению имущества церквей?

РОСЛЯК Ю.В.: Я думаю, когда речь идет о самом культовом здании и сооружении, то здесь, поскольку речь идет о реальных пожертвованиях, наверное, государство облагать не должно. А если речь идет о доходных предприятиях, которые образованы разными конфессиями, то здесь наверняка должны быть единые общие правила.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, планируется ли процесс передачи части госзаказа малым предприятиям. И второе. Неоднократно говорилось, что первые этажи строящихся жилых домов планируют передавать малым предприятиям в аренду по льготным ставкам. Как вы работаете в этом направлении ?

РОСЛЯК Ю.В.: Функцией комитета является размещение заказа на первичном уровне. Определением организаций, привлекаемых на субподряд, Комитет заниматься не будет. Но на сегодня все зависит от уровня услуг, которые может предложить предприятие малого бизнеса. На многих стройках в качестве субподрядчиков они работают.

По второму вопросу. Это уже не обещание, а наша практика. Все вновь строящиеся объекты максимально предусматривают нежилые этажи для передачи предприятиям малого бизнеса и только в аренду, с тем чтобы не потерять той функции, которая предназначена. То есть, если запланирован там магазин, он должен сохраняться, а вот фирма-арендатор может быть разная. Принципиально принято Правительством Москвы решение о том, что для льготных категорий, в том числе для малого бизнеса и науки, право субаренды будет запрещено. То есть надо закрыть эту лазейку для создания категории рантье, в том числе в малом бизнесе. Если ты пользуешься льготами, занимайся той деятельностью, для которой ты создавал малое предприятие. Но если ты под крышей малого предприятия платишь льготную ставку и сдаешь в субаренду по коммерческой стоимости, такие доходы мы с удовольствием зачислим в доходы бюджета и откажем в аренде такому малому предприятию. Для такого рода помещений на первых этажах будут проводиться конкурсы для привлечения дееспособных малых предприятий.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о доходах города за первый квартал 2004 г. от продажи долей столичных предприятий. И второй вопрос. Подтвердите, пожалуйста, факт переговоров между Правительством Москвы и «Интерросом» о продаже акций города в книжной системе «Московский дом книги».

РОСЛЯК Ю.В.: Начну со второго. Ни о каких переговорах на предмет продажи пакета города речи не идет. «Интеррос» вышел с предложением создания достаточно крупного предприятия, в которые город может войти своими долями имущества «Мос-книги». Но речь идет не о перепродаже городом. Наоборот, нам удалось создать достаточно эффективную систему, которая сможет заниматься эффективно книжной торговлей и оказывать целый ряд других услуг, связанных с досугом. Поэтому от этого бизнеса город отказываться не собирается.

С точки зрения доходов от реализации. Мы стараемся сократить продажу имущества. На продажу будет направляться только имущество, которое недостаточно эффективно. А также будет продолжать выполнять свои обязательства по договорам о приватизации, там, где право на продажу имущества присутствовало в договорах о приватизации. Общие доходы от продажи имущества, включая пакеты акций, составили 1,1 млрд руб. за первый квартал.

Вопрос: На одном из последних заседаний правительства, где заслушивалась работа Департамента недвижимости, речь шла ГУПах, что очень много там фиктивных, несуществующих предприятий и что они также пользуются правом субаренды. Какая конкретная работа сейчас ведется для наведения порядка в этой области ?

РОСЛЯК Ю.В.: То, о чем я говорил в части малых предприятий, касается и государственных предприятий. Лишнее имущество также будет у них изыматься, а там, где оно используется не по целевому назначении, все оно будет вовлекаться в нормальный коммерческий оборот города. Поэтому здесь мы отступать не собираемся.

Вопрос: Юрий Витальевич, в одном из интервью Вы обещали разобраться с тарифами на эвакуацию машин на автостоянку. Что-нибудь изменилось?

РОСЛЯК Ю.В.: Да, на сегодня этот тариф подвергается пересмотру, сейчас наконец-то представлено нормальное обоснование по затратам. И после проведения соответствующей экспертизы новый, экономически обоснованный тариф будет утвержден и введен в действие.

Вопрос: Юрий Витальевич, в январе на пресс-конференции вы сказали, что Управление городского заказа и его аналог — Управление городских инвесторов — войдут в состав Комплекса. Вошли ? И как строятся ваши отношения ?

РОСЛЯК Ю.В.: Они оба уже вошли в состав Департамента экономической политики и развития, на сегодня это единая структура, возглавляет его Оглоблина Марина Евгеньевна. Сложным был процесс реорганизации, но он уже завершен. Осталось только решить вопрос размещения департамента.

Вопрос: Из вашего ответа надо понимать, что обязательная 15-процентная доля в госзаказе малому бизнесу не грозит ?

РОСЛЯК Ю.В.: Для малого бизнеса подготовлены отдельные программы, которые целевым образом на них ориентированы. А с точки зрения городского заказа малый бизнес имеет право принимать участие в конкурсах наряду со всеми предприятиями. Кстати, малый бизнес показывает более эффективную работу в производстве некоторых видов продукции. Все зависит от того, что город

будет выставлять на этих аукционах. Малые предприятия часто только по названию малые, а порой это достаточно эффективные и хорошо оснащенные предприятия, и есть предприятия, которые льгот, например, по той же аренде, у города не просят. И, слава Богу.

Вопрос: Татьяна Чемоданова. Телерадиокомпания «ТВ Подмосковья». Юрий Витальевич, мы с вами знакомы давно, и сегодня у вас такая важная пресс-конференция.

РОСЛЯК Ю.В.: Да она обычная, плановая. Я обещаю вам, что наши пресс-конференции будут носить плановый характер.

Вопрос: Разрешите вам вручить кассету с первой пресс-конференции в январе и цветы от всех нас, журналистов, поскольку вы всегда находите для нас время.

(Аплодисменты в зале).

РОСЛЯК Ю.В.: Спасибо.

Вопрос: Присвоение высокого рейтинга Москве как-то повлияло на приток инвестиций в Москву?

РОСЛЯК Ю.В.: Дело в том, что рейтинг наш не очень влияет на приток иностранных инвестиций, потому что инвесторы рейтинговые оценки используют для оценки рисков своих собственных вложений. Нас, естественно, рейтинг интересует с точки зрения цены привлечения нами ресурсов, в том числе заемной практики, которую город проводит на протяжении уже восьми лет. Если честно, мы недовольны той оценкой, которая нам была дана тем самым агентством «МУДИС». У нас существует разница в одну ступеньку между суверенным рейтингом и рейтингом города Москва. Мы надеемся, что рейтинговое агентство приедет с очередной миссией в Москву и эта историческая ошибка будет исправлена, потому что по своим показателям развития город, как минимум, не отстает от то го уровня, который характеризует состояние финансов РФ. Мы достаточно эффективно провели целый ряд размещений в пределах первого квартала, полностью выполнили задание по покрытию за счет этих источников дефицита городского бюджета, а это плановый дефицит. Поэтому, я считаю, этот рейтинг повлиял на цены размещения, в том числе на внутреннем рынке, они достаточно успешны.

Вопрос: В продолжение вопроса о размещении. В апреле вы не размещали, а какие планы на май?

РОСЛЯК Ю.В.: Общий план наших займов опубликован в составе бюджета. В течение мая мы не будем размещаться, а в июне-июле мы выйдем на рынок, но мы ведь не только используем заемные деньги для покрытия дефицита, но планируем привлекать займы для реструктуризации наших долговых обязательств, и мы активно используем этот инструмент.

Вопрос: Разрабатывается ли система контроля за выполнением контрактных обязательств? Были ведь прецеденты, когда инвесторы долгое время не затрагивали ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОСЛЯК Ю.В.: Сейчас первое, что мы поставили своей задачей как норма деятельности, — это никаких претензий инвесторов к невыполнению обязательств городскими структурами быть не должно по определению. Поэтому сейчас ведется достаточно серьезная работа, с тем чтобы исключить даже возможность возникновения ошибок, и самое главное — строго выполнять обязательства перед инвестором, которые город берет на себя, например, с точки зрения подготовки территорий, отселения, освобождения от арендатора и т.п. Ну а с точки зрения выполнения инвестором своих обязательств ужесточается система контрактов. То есть в контракте уже предусматриваем целый ряд мер ответственности инвесторов за выполнение условий контракта, в том числе по срокам. Там есть и штрафные санкции, и с достаточно серьезными процентами, вплоть до обращения на имущество этого инвестора. И сейчас завершается работа по инвентаризации всех ранее оформленных в городе контрактов с одной задачей. Там, где инвестор не справился с возложенными обязательствами, расторгать эти контракты и возвращать эти территории, здания, сооружения в нормальный хозяйственный оборот. Я думаю, до конца мая будет завершена эта работа, и целый ряд постановлений, контрактов будут отменены в связи с невыполнением обязательств инвестором.

Вопрос: Есть уже кандидаты ?

РОСЛЯК Ю. В.: И есть уже кандидаты, и есть уже произведенная замена, то есть изъятый контракт был передан для размещения на конкурсной основе. То есть вот эти невыполненные контракты будут одним из источников формирования новых инвестиционных предложений на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.