22. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
23. Федоров, А. В. Терминология медиаобразования [Текст] / А. В. Федоров // Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
24. Хлызова, Н. Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Ю. Хлызова. - М., 2011. - 210 с.
25. Шариков, А. В. Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации [Текст] / А. В. Шариков, Е. А. Черкашин. - М. : Академия педагогических наук, НИИ средств обучения, 1991.
- 43 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Гладилина Ирина Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора центра воспитательной и социально-психологической работы ФГБОУ "Московский городской университет управления правительства Москвы", Москва, Россия
УДК 378 ББК 74.5
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
Подготовка компетентных специалистов в области государственных и муниципальных заказов - одна из важнейших задач формирования Федеральной контрактной системы. Примером решения этой задачи может быть организация обучения в магистратуре по направлению «Менеджмент», программа «Управление государственными и муниципальными заказами» в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Основная цель данной магистерской программы - сформировать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции в области управления государственными и муниципальными заказами в контексте актуальной социально-экономической ситуации; привить навыки ведения научно-исследовательской работы с целью изменения научной и методической базы государственных закупок. Миссия программы - подготовка высококвалифицированных мобильных кадров управленческого звена для государственной гражданской службы в области государственных и муниципальных заказов.
Ключевые слова: компетентные специалисты; государственные и муниципальные заказы; федеральная контрактная система; магистерская программа.
HUMAN RESOURCE DEVELOPMENT OF STATE AND MUNICIPAL
CONTRACTS IN THE FEDERAL CONTRACT SYSTEM FORMATION
The article deals with human resource development of state and municipal contracts that is one of the most important tasks of the federal contract system. The purpose is to show the way to meet this challenge on the example of "Management" MA course of the curriculum "Management of public and municipal contracts" in Moscow City Government University of Management.
Key words: competent professionals; state and municipal contracts; federal contract system; MA courses.
Подготовка компетентных специалистов в области государственных и муниципальных заказов - одна из важнейших задач формирования Федеральной контрактной системы. Сегодня идет большая работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы. Но никакие самые серьезные нововведения не принесут реальных результатов, если подготовка специалистов в области госзаказа не будет поставлена на качественно новый уровень.
Для понимания важности вышеобозначенной проблемы необходимо рассмотреть вопросы, позволяющие определить роль госзаказа в развитии экономики страны. Ученые отмечают, что государственный заказ как элемент экономической деятельности государства выполняет ряд важных функций, среди которых необходимо выделить:
• функция воспроизводства, заключающаяся в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций;
• функция регулирования цен, посредством государственных заказов (оказывается косвенное влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг);
• стимулирующая функция, расширение государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики;
• социальная, направленная на содействие реализации социально -экономической политики государства, в том числе вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс;
• инновационная функция, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
Процесс развития и становления отечественной системы государственных и муниципальных заказов принято подразделять на четыре этапа.
1992-1997 гг. - первый этап - был принят целый ряд документов, позволяющих говорить о формировании нормативно-правовой базы государственных закупок (Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. №826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы», постановление Правительства РФ о реализации вышеназванного Указа; Федеральный закон №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и др. Конкурсная система государственных закупок товаров, работ установлена Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Была разработана определенная методология, установлены процедуры и технология государственных закупок, приняты необходимые нормативно-правовые документы. Но позже были приняты законодательные акты, которые сузили сферу применения конкурсного размещения заказов (к примеру ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 гг.).
1997-2006 гг. - второй этап - общие принципы обеспечения полной и свободной конкуренции, действующие также и в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных ) нужд были определены Федеральным законом от 26 июня 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2006-2009 гг. - третий этап - принят Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Детальное нормативное правовое регулирование стадии размещения государственного заказа было обеспечено данным законом, который определил требования к процедурам организации торгов, отбора поставщиков, заключения контракта, юридического оформления сдачи-приемки работ и другие.
2009 г. - по настоящее время - характеризуется, в первую очередь, отказом от использования очных аукционов в пользу аукционов в электронной форме (Ф №93-ФЗ от 08.05.2009 г.). Приняты Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства ФР от 10 сентября 2009 г. № 722.
Рассмотрим управление государственными и муниципальными заказами на примере Москвы.
Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет) был основан в 2004 г. в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 90-ПП от 17.02.2004 г., а в июле 2006 г. Поста-
новлением Правительства Москвы № 462-ПП от 04.07.2006 г. комитет был преобразован в Департамент города Москвы по конкурентной политике. В настоящее время деятельность Департамента регулирует постановление Правительства Москвы от 12.04.2011 г. № 123-ПП.
В начале 2004 года в рамках деятельности комитета был сформирован единый подход в области функционирования системы торгов в Москве. Среди основных преимуществ такого подхода необходимо отметить:
• обеспечение полного контроля за состоянием процесса проведения торгов;
• возможность приведения к общему стандарту всех процедур подготовки и проведения конкурсов;
• устранение дублирования проведения однотипных конкурсов;
• более эффективное использование кадров, площадей, оборудования, новых технологий.
С принятием Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. деятельность Департамента значительно расширяется. Департамент города Москвы по конкурентной политике стал одним из центров выработки единых механизмов и правил реализации конкурентных процедур.
С 1 января 2011 г. вступил в силу новый порядок размещения заказа, в соответствии с которым все заказчики размещают информацию о заказах на Официальном общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru при проведении торгов на пяти электронных торговых площадках, отобранных Минэкономразвития и ФАС России. В городе Москве сформирована Единая система размещения заказа, которая является централизованной и унифицированной по нормативнометодическому и информационному обеспечению (Единая автоматизированная система торгов города Москвы, Официальный общероссийский сайт) и распределенной (двухуровневой) в части организации размещения заказа (торги, проводимые Тендерным комитетом и непосредственно заказчиками в соответствии с функциональными обязанностями и полномочиями). Это позволяет обеспечить системное планирование проведения торгов, открытость и гласность процедур проведения торгов, соблюдение законных прав и интересов участников торгов, методическое и нормативно-правовое обеспечение конкурентных процедур. Необходимо отметить, что обеспечено проведение аукционов в электронной форме в режиме реального времени.
Одна из актуальных задач размещения госзаказа развитие конкуренции на торгах. В целях усовершенствования системы размещения заказа 25 августа 2011г. был утвержден «План мероприятий по дополнительным мерам развития конкуренции на торгах», предусматривающий проведение скоординированной работы органов исполнительной власти города Москвы по следующим направлениям:
- взаимодействие с ФАС России;
- организационные мероприятия, требующие утверждения нормативноправовыми актами; рассмотрение Правительством Москвы проектов нормативно-правовых актов Правительства Москвы;
- организационные мероприятия в части дополнительного межведомственного контроля за подготовкой и размещением заказа;
- организационные мероприятия в части стандартизации размещения заказа;
- дополнительные мероприятия по повышению ответственности заказчиков при подготовке и размещении заказа;
- дополнительные мероприятия по повышению ответственности поставщиков;
- кадровое обеспечение мероприятий;
- мероприятия по обеспечению конфиденциальности и анонимности сведений об участниках на электронных торговых площадках;
- взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами;
- законодательные предложения.
Основные мероприятия по развитию конкуренции определены в Государственной программе города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.».
Данная программа направлена на достижение уровня экономического и социального развития города Москвы, характерного для государств с развитой экономикой.
Основной целью Программы является увеличение ВРП на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов.
Для развития конкурентной среды будут реализованы мероприятия, направленные на совершенствование контрактной системы города Москвы и повышение конкуренции в отраслях:
- создание системы информационного обеспечения размещения заказа города Москвы от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов;
- разработка механизмов пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на торгах;
- обеспечение гарантированного размещения заказа города Москвы среди субъектов малого и среднего предпринимательства от пятнадцати до двадцати процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- разработка и реализация предложения по снижению доли государственного сектора в строительстве жилья, пассажирских перевозках наземным транспортом, ритуальных услугах и других отраслях;
- создание банка потребности города Москвы в привлечении инвестиций для выполнения показателей государственных программ на Едином информационном инвестиционном портале города Москвы (ЕИИП).
В рамках Программы конкуренции создан Общественный Совет по развитию конкуренции в городе Москве. Общественным советом были утверждены составы 8 рабочих групп при Общественном совете по отраслям. В рабочих груп-
пах работают представители общественных и научных организаций, Московской торгово-промышленной палаты, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), Московского комитета по науке и технологиям, независимые эксперты, предприниматели. Рабочими группами при Общественном совете были разработаны следующие рекомендации:
- по формированию показателей оценки предложений участников торгов по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» при проведении торгов по выбору специализированных организаций;
- по отбору банков на право размещения временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах и организации размещения временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах;
- государственным учреждениям и органам государственной власти города Москвы по отбору банков для выплаты заработной платы своим сотрудникам.
Во всех органах исполнительной власти созданы сайты, на которых публикуется информация об их деятельности: основные виды деятельности, цели, предоставляемые услуги, информация о ценах на услуги, о ценах на товарных рынках, информация о размещении заказа города Москвы для нужд заказчика города Москвы со ссылкой на сайт Департамента города Москвы по конкурентной политике и/или на официальный сайт Российской Федерации по размещению информации о размещении заказа.
- Обеспечен равный доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы для всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности и жителей.
Среди предложений по формированию требований к составу информации с учетом потребностей бизнес - сообщества необходимо отметить следующие: о реализуемых конкурентных процедурах, состоянию и показателям рынка товаров и услуг (цены в разрезе номенклатуры товаров, аренды имущества, соотношении стартовых и фактических договорных цен и др.), о предоставлении субсидий и грантов, а также о регламенте проведения ежегодного мониторинга раскрытия информации органами исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.06.2009 г. № 597-ПП «О неотложных мерах по стимулированию инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве» Департаментом города Москвы по конкурентной политике во взаимодействии с органами исполнительной власти города Москвы создан Единый информационный инвестиционный портала города Москвы www.mosinvestportal.ru (Инвестиционный портал). Основным предназначением Инвестиционного портала является информационное обеспечение деятельности, проводимой органами исполнительной власти города Москвы, государственными и частными инвесторами в сфере инвестиционного строительства и земельно-имущественных отношений в городе Москве. Во внешней части портала пользователи могут ознакомиться с информацией о проводимых аукционах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для целей строительства, а также с актуальными сведениями
об объектах учета, поступающими в базу данных из внешних информационных ресурсов.
Внутренняя (корпоративная) часть портала выполняет задачи по автоматизации и информационному обеспечению деятельности Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (РГ ГЗК) и согласованию проектов инвестиционных документов, заключаемых по результатам рассмотрения инвестиционных контрактов на ГЗК города Москвы.
Кроме этого, аналитический блок позволяет предоставить аналитическую и статистическую информацию об объектах учета Инвестиционного портала. Дальнейшее развитие Инвестиционного портала предусматривает:
- расширение взаимодействия с ведомственными информационными системами (www.torgi.gov.ru, www.gorod.mos.ru и т.д.);
- автоматизацию процесса создания и сопровождения банка инвестиционных проектов, мониторинга и контроля подготовки инвестиционных проектов для инвестиционной комиссии города Москвы, процесса заключения контракта;
- расширение функциональных возможностей «Личного кабинета» пользователя и реализацию персональных сервисов;
- расширение презентационных возможностей (онлайн видеотрансляции, трансляция Роуд-шоу, имиджевые видео-ролики, 3D моделирование инвестиционных проектов и градостроительных ограничений территории).
Особый интерес в области размещения заказа города Москвы представляет электронная площадка Москвы. Основными аукционерами ОАО «Единая электронная торговая площадка» являются Правительство города Москвы в лице Департамента имущества (52%), Банк Москвы (16%), ООО «Когнитивные технологии» (16%) и ОАО «НПП «Гранит-Центр» (16%). ЕЭТП одной из первых начала проводить процедуру открытого аукциона в электронной форме по новой редакции Федерального закона 94-ФЗ в рамках эксперимента по осуществлению пилотных электронных торгов для заказчиков. С 1 июля 2009 г. Распоряжением Правительства РФ № 755-Р ОАО «ЕЭТП» было включено в состав трех площадок, уполномоченных на проведение электронных аукционов.
25 января 2009 г., в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2009 г. № 428, ОАО «ЕЭТП» вошло в число победителей конкурсного отбора электронных площадок и стало национальным оператором электронных торгов по госзаказу с аккредитацией до 2015 года.
ЕЭТП является одним из крупнейших операторов электронных торгов в России. Компания специализируется, в первую очередь, на проведении открытых аукционов в электронной форме для федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, действующих в рамках федерального закона № 94-ФЗ.
ЕЭТП обладает обширной региональной сетью распространения услуг и поддержки пользователей, включая партнерскую сеть и региональные офисы компании. В настоящее время функционирует 4 операционных офиса (Москва, Чебоксары, Томск, Хабаровск) и 12 офисов поддержки клиентов.
Законодательные инициативы являются предметом особого внимания в деятельности Департамента. Так, департаментом города Москвы по конкурентной политике выпущено распоряжение Правительства Москвы от 11.10.2011 г. №792-РП «Об утверждении Регламента проверки заказчиками города Москвы банковских гарантий и поручительств, представляемых победителями торгов в качестве обеспечения контракта» в целях недопущения представления победителями торгов, не соответствующих требованиям действующего законодательства обеспечения исполнения контракта.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2012 г. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Департаментом города Москвы по конкурентной политике разработано Примерное Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд предприятия. Данное положение разработано в целях единообразного осуществления закупок государственными унитарными предприятиями города Москвы и отдельными видами юридических лиц. Разработан пакет распорядительных документов Правительства Москвы о совершенствовании системы размещения заказа города Москвы: «О системе закупок города Москвы», «О создании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных заказчиками закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей» и др.
Распоряжением Департамента от 30.09.2011 г. №70-01-119/1 утвержден Регламент размещения предварительной информации по торгам с начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) свыше 100 млн. рублей на официальном интернет-сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике для проведения общественной антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, опыт управления государственными и муниципальными заказами в Москве, формирование и развитие Федеральной контрактной системы позволяет говорить о том, в настоящее время возникла острая необходимость в новых подходах к подготовке кадров в области госзаказа. Примером тому организация обучения в магистратуре по направлению «Менеджмент», программа «Управление государственными и муниципальными заказами», в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Основная цель программы - сформировать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции в области управления государственными и муниципальными заказами в контексте актуальной социально-экономической ситуации и навыки ведения научно-исследовательской работы с целью изменения научной и методической базы государственных закупок. Миссия программы - подготовка высококвалифицированных мобильных кадров управленческого звена для государственной гражданской службы в области государственных и муниципальных заказов. Задачи программы:
• создать психолого-педагогические условия эффективной подготовки конкурентоспособных, высокопрофессиональных, мобильных, креативных выпускников программы;
• сформировать у выпускников программы общие и профессиональные знания; способности к конструктивному общению (в том числе, на иностранном языке), к формированию личных управленческих компетенций (лидерство, ответственность, целеустремлённость и др.);
• воспитывать стремление к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с правовыми и этическими нормами;
• сформировать у выпускников программы потребность в творчестве, способность к выдвижению и реализации инновационных идей в области госзаказа;
• подготовить выпускников программы к решению профессиональных задач в области:
- повышения качества управления результатами размещения государственных заказов;
-достижения целевых результатов размещения государственных заказов;
- стимулирования добросовестной конкуренции;
- оценки деятельности государственных заказчиков;
- повышении профессионального уровня государственного заказчика в размещении государственного заказа.
В ходе обучения у магистров будут сформированы следующие специальные компетенции:
СК-1 обоснование эффективности и представления государственному заказчику возможности в режиме реального времени оценивать качество процесса государственных закупок и принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности процесса закупок;
СК-2 разработка стратегии и тактики развития федеральной контрактной системы на основе современных управленческих технологий: бюджетирование, ориентированное на результат госзаказа; объективно-ориентированное моделирование ситуации в области государственных и муниципальных заказов; управление рисками госзакупок;
СК-3 управление эффективной реализацией целей и целевых показателей госпрограмм (подпрограмм) за счет повышения качества управления госзакупками;
СК-4 мониторинг объективного расхождения государственных бюджетных средств;
СК-5 развитие личностных управленческих компетенций: лидерство, организованность, ответственность и др.;
СК-6 определение направлений исследований в области госказаза, разработки и последующего внедрения технологий инноваций.
Конкурентные преимущества данной программы видятся в следующем:
• Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры, приглашенные специалисты Департамента города Москвы по конкурентной политике.
• Практико-ориентированная направленность подготовки магистров на основе формирования актуальных профессиональных компетенций в соответствии с социальным заказом общества, государства и запросами рынка труда в области госзакупок, включая особенности формирования федеральной контрактной системы.
• Устойчивая связь с работодателями магистров, позволяющая магистрам работать над собственными проектами в области госзакупок под руководством ведущих ученых и опытных консультантов-практиков.
• Уникальное содержание мониторинга качества подготовки выпускников и степени соответствия их подготовки требованиям рынка труда, а также механизмов внесения соответствующих изменений в ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
• Разработка научно-методического обеспечения и учебно-методических материалов, соответствующих миссии, цели и задачам программы.
• Прохождение практик в Департаменте города Москвы по конкурентной политике, Департаменте по развитию информационных технологий, Федеральной антимонопольной службе и др.
Таким образом, формирование и развитие Федеральной контрактной системы будет успешным при условии подготовки высокопрофессиональных специалистов в области государственных и муниципальных заказов.
Библиографический список
1. Дегтев, Г. В. Технология экспертного отбора членов конкурсных комиссий по размещению заказов [Текст] / Г. В. Дегтев, И. П. Гладилина, Г. М. Королева, А. А. Гладилин. - М. : ООО «Коллаж», 2011. - 36 с.
2. Доронин, С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления [Текст] / С. Н. Доронин, Н. А. Рыхтикова, А. О. Васильева. - М. : Форум, 2012. - 232 с.
3. Госзакупки: новые правила игры [Текст]. - М. : Инфотропик Медиа, 2011.
- 368 с.
4. Концепция проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе» [Текст] // «Российская газета». - 2011 (17 авг.).
5. Строганов, А. А. Госзаказ и контроль за его размещением [Текст] / А. А. Строганов. - М. : Юриспруденция, 2010. - 208 с.
Г речман Людмила Николаевна
Кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
Ушева Татьяна Фёдоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 37.0 ББК 74.00
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
В статье анализируются общепрофессиональные особенности студентов, выбравших специальность «Конфликтология». Содержание статьи показывает