Научная статья на тему 'Новые законы ведут к оптимизации расходов'

Новые законы ведут к оптимизации расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблина М.Е.

В Информационном Центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Оглоблиной Марины Евгеньевны на тему: "Проблемы социально-экономического развития города, связанные с изменением федерального законодательства, и пути их решения". В частности, она сообщила, что доходы города в этом году составляют 373,8 млрд. руб., расходы 420 млрд. руб. Это план доходов с последними уточнениями, которые были внесены Мосгордумой в июле. Москва имеет дефицитный бюджет, но это дефицит, который закладывается сознательно для того, чтобы предприятия и организации более напряженно работали, экономили средства, рационально их использовали. Имея дефицит бюджета, город имеет и твердые источники покрытия этого дефицита. Это доходы от продажи имущества и земли, переходящий свободный остаток средств, получение городом компенсационных выплат при строительстве за счет средств инвесторов...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые законы ведут к оптимизации расходов»

9(12) - 2004

Экономика

НОВЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДУТ К ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ

М.Е. ОГЛОБЛИ НА,

руководитель Департамента экономической политики и развития

города Москвы

В Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция, на которой Марина Евгеньевна Оглоблина рассказала о проблемах социально-экономического развития города, связанных с изменениями федерального законодательства. Ситуация очень непростая, но драматизировать ее не стоит: нет безвыходных положений, есть положения, из которых пока не найден выход.

Как известно, в текущем году был принят ряд федеральных законов, вносящих существенные изменения в налоговое законодательство, которые в целом направлены на упорядочение налоговой системы Российской Федерации, а также на совершенствование правовой основы системы межбюджетных отношений в части разграничения налоговых доходов и полномочий между уровнями власти. При этом в законах учтены особенности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, определенные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но, вместе с тем, ряд изменений налогового Законодательства неизбежно приведет к дальнейшему сокращению доходов бюджета города Москвы, в частности, потери от отмены местного налога на рекламу составят примерно 5 млрд руб. Потери городского бюджета от изменения распределения налога на прибыль -1,5 %, или около 11 млрд руб. Вследствие снижения общей максимальной ставки единого социального налога с 35,6% до 26% Московский городской Фонд обязательного медицинского страхования сократится на 8,4 млрд руб. В связи с отменой платы за пользование водными объектами

понадобятся дополнительные средства из бюджета города на регулирование тарифов (порядка 240 млн руб.). Поправки в Бюджетный кодекс РФ в целом направлены на совершенствование принципов бюджетного законодательства, однако, некоторые изменения вряд ли пойдут на пользу бюджетному процессу в регионах. Отмена субвенций Москве на выполнение столичных функций обременяет московский городской бюджет невосполнимыми расходами. К примеру, необходимая сумма компенсации в 2005 г. составит порядка 14,5 млрд руб.

Однако решение социально-экономических проблем москвичей не выпадает из числа приоритетных задач. Несмотря на все вышеперечисленные метаморфозы, одним из самых важных направлений экономической политики Правительства Москвы остается повышение уровня жизни москвичей и решение их насущных проблем. Но даже действующие механизмы социальных гарантий и адресной защиты малообеспеченных слоев населения требуют совершенствования. В городе действует порядок, при котором в случае недостатка средств, выделяемых на очередной финансовый год бюджету города из федерального бюджета на реализацию федеральных законов, возникающий дефицит покрывается за счет средств городского бюджета.

В ходе пресс-конференции руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы М.Е. Оглоблина ответила на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.

ОГЛОБЛИ НА М. Е.: Несколько слов о предмете нашей встречи и тех вопросах социально-экономического развития, которые решаются в городе, и как мы предполагаем их решать в следующем году. Вначале — несколько цифр. Доходы города в этом году составляют 373,8 млрд руб., расходы — 420 млрд руб. Это план доходов с последними уточнениями, которые были внесены Мосгордумой в июле. Как вам известно, город имеет дефицитный бюджет, но это дефицит, который закладывается сознательно для того, чтобы мы более напряженно работали, экономили средства, рационально их использовали. Имея дефицит бюджета, город имеет и твердые источники покрытия этого дефицита. Это доходы от продажи имущества и земли, переходящий свободный остаток средств, получение городом компенсационных выплат при строительстве за счет средств инвесторов.

На следующий год мы сделали предварительные просчеты по бюджету, и 24 августа на заседании Правительства Москвы будет слушаться вопрос о проекте бюджета и адресная инвестиционная программа на 2005 год. Мы предполагаем сохранить и даже несколько увеличить все цифры доходов и расходов. Как я уже сказала, расходы в этом году у нас около 420 млрд руб. В следующем году мы предполагаем расходы в объеме 421 млрд руб. Это пока предполагаемые цифры, они должны быть рассмотрены, будут приняты в таком виде ил и будут внесены корректи вы. Б юджет и меет тра-диционную социальную направленность. Расходы на социальную сферу в этом году составляют порядка 40%. В следующем году мы рассчитываем, что эти расходы возрастут.

Как вам известно, в течение последних лет реализуется налоговая реформа. Это привело к тому, что доходы бюджета города сократились приблизительно на 140 млрд руб. Сейчас уже принят ряд федеральных законов, которые внесут дополнительные коррективы в наши доходы. Это и закон об отчислениях по налогу на прибыль, вы знаете, что 1,5% от налога на прибыль будут зачисляться дополнительно в федеральный бюджет, то есть от тех 19%, которые были доходной базой бюджета города. По расчетам, 1,5% - это 11 млрд руб. Налог на рекламу со следующего года уже не будет налогом— это еще 5 млрд руб. Вместе с тем, при расчете наших возможностей на следующий год мы досконально все посчитали — снижения доходов, наверное, все-таки не будет. Город выполнит все свои социальные обязательства, все социальные программы в полном объеме, мы уверены в этом, хотя

это будет очень тяжело. Внесены и некоторые изменения в другие законы. Например, отменяется плата за пользование водными объектами и пр.

Несколько слов о льготах, о проблеме монетизации льгот. Наш Департамент принимал самое активное участие в слушаниях в бюджетном комитете, когда рассматривались поправки ко всем законам. Количество этих поправок было больше 3 тысяч. Ряд тех предложений, которые предлагало правительство города, нашли свое отражение в законах, проходящих в Госдуме второе чтение. Так, мы считаем очень немаловажным фактором, что в тех законах, которые будут приняты, появилось положение, которое дает право субъектам Российской Федерации осуществлять дополнительные меры социальной поддержки в отношении тех категорий льготников, которые сейчас будут получать деньги из федерального бюджета. Если кто-то из вас знаком с этими поправками и формулировками, то вы, наверное, обратили внимание, что сейчас присутствует формулировка не «меры социальной помощи», а «меры социальной поддержки». По закону 95 мер социальной поддержки отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Те категории, расходные обязательства по которым несут субъекты РФ, вам тоже известны, и мы готовим предложения. Основная наша позиция — никакие меры социальной поддержки не будут сокращены, город сохранит все, что было.

Особый вопрос - столичные функции. Вы знаете, что прошло голосование, не была принята та поправка, которая вносилась рядом депутатов. Вместе с тем, появилось сообщение, что А. Л. Кудрин предложил, чтобы еще раз был рассмотрен (уже как новый) Закон о статусе столицы. Такое же положение с Законом о дорожных фондах, сейчас он отменен, хотя субъект Федерации может формировать деньги на дорожное строительство так, как он считает нужным. Но вместе с тем какие-то дополнительные законотворческие действия будут проведены, и какой-то новый закон по дорожным фондам, видимо, все-таки появится. В связи стем, что сейчас принимается этот новый блок поправок, многие законы отменяются. В числе отменяемых законов есть и Закон о минимальной заработной плате и Закон о ставке первого разряда в бюджетных организациях. Вся эта работа и нас ориентирует на то, что город должен принять ряд своих законодательных актов, которые бы определили в городе принципы подходов к тем или иным вопросам. Так, в самое ближайшее время мы должны будем подготовить и вынести на рассмотре-

ние нашей городской Думы Закон о заработной плате в социальной сфере. Вторым блоком законов, который мы должны будем вынести, это законы о льготах, которые будут предоставляться за счет средств, расходных обязательств субъектов РФ. Кроме того, нам нужно будет подготовить и ряд нормативных документов в Правительство. Конечно, при подготовке всех этих документов в первую очередь мы будем учитывать механизмы, предложенные федеральными законами, и выстраивать свои позиции с учетом тех моментов, которые уже нашли в них отражение.

Вопрос: Марина Евгеньевна, в пресс-релизе есть фраза: «В связи с отменой платы за пользование водными объектами понадобятся дополнительные средства из бюджета города на регулирование тарифов». Каше именно тарифы ? И второе: поправки в бюджетный кодекс «врядли пойдут на пользу бюджетному процессу в регионах». Какие именно поправки пойдут не на пользу?

ОГЛОБЛИ НА М.Е.: У нас есть Мосводоканал. Он не платил раньше за пользование водными объектами. Сейчас вырабатывается некая система, по которой заключены соглашения или договорные отношения по поводу пользования водными ресурсами и, безусловно, Мосводоканал тоже должен будет платить. Мы считаем, что это не приведет к росту тарифов для населения по оплате за воду. Мы сейчас рассматриваем структурирование этого тарифа, накладные издержки, которые несет Мосводоканал, и решаем этот вопрос уже внутри утвержденного тарифа. Повышения тарифа не будет, но структурирование этого тарифа и возможность поиска этих денег сейчас рассматриваются.

По поводу поправок в Бюджетный кодекс. Самая принципиальная поправка из внесенных - это поправка в 215-ю статью касательно исполнения бюджетов субъектов Федерации и касательно единых счетов бюджетов. Сначала эта поправка звучала достаточно жестко. Вы лучше других, наверное, знаете, что предполагалась сначала жесткая централизация всех бюджетных потоков через единые счета, открытые в федеральном казначействе. При этом город имеет свое казначейство, оно очень хорошо налажено, оснащено, имеет хороший программный продукт, достаточно четко работает и выполняет бюджет города. В результате работы в бюджетном комитете и позиции руководства города, в результате длительных переговоров, сейчас та формулировка, которая звучит по 215-й статье, ста-

ла несколько мягче. Поправка, которая позволяет разумно решить эту проблему, сейчас звучит таким образом: во-первых, перевод всех на единые счета федерального казначейства откладывается до 1 января 2006 года. Мы можем говорить об этом только в сослагательном наклонении, потому что окончательно закон все-таки не прошел Госдуму. Будет дана возможность федеральному казначейству заключать соглашения с казначействами субъектов Федерации по передаче им обслуживания бюджетом того или иного региона.

Вопрос: Вы неоднократно говорили на заседаниях Правительства, что очень большим резервом для городского бюджета является взыскание недоимок. Сколько на будущий год вы намерены взыскать таковых и сколько в связи с изменениями законодательства вы вынуждены будете простить?

ОГЛОБЛИНА М.Е: Вы знаете, необходимо уточнить сказанное на заседании Правительства. Взыскание недоимок не является на сегодняшний день серьезным резервом для пополнения доходной части бюджета города Москвы. В результате очень серьезной работы сейчас недоимка осталась весьма незначительная — всего порядка 417 млн руб. по налоговым платежам. Имеется в виду просроченная недоимка, текущие недоимки не берутся в расчет, так как они могут быть погашены в течение финансового года. Недоимка числится за предприятиями, которые в общем-то уже невозможно разыскать. Мы рассчитываем, что от этих 417 млн половину еще можно будет взыскать, а остальная половина, увы, безнадежна.

Вопрос: Речь идет о потерях в связи с отменой субвенций на выполнение столичных функций. Но, насколько мне известно, Ю.В. Росляк говорит, что мы уже в течение многих лет их не получаем. В каком состоянии этот вопрос?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: В этом году в федеральном бюджете заложено 3,3 млрд рублей на передачу городу за выполнение столичных функций. Безусловно, город будет выполнять все, что выполнял, но все-таки что представляют собой столичные функции? Это, в первую очередь, необходимость городских расходов на уборку, например, Красной площади, Александровского сада, Лосиного острова. Это объекты, которые находятся в юрисдикции РФ. Вместе с тем, их надо убирать, благоустраивать, вкладывать деньги. Все равно это

наш любимый город! Поэтому город, безусловно, будет вкладывать деньги, но нам будет делать это тяжелее. Что такое столичные функции еще? К сожалению, раньше этого не было, а сейчас есть ликвидация последствий или предотвращение террористических актов. Город несет ощутимые расходы в связи с террористическими актами.

Вопрос: Однако давайте все же уточним: получали мы субвенции или нет?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Да, мы получали субвенции, в основном, в виде акций тех или иных предприятий. Например, мы получили почти 61% акций аэропорта «Внуково», которое возрождается, туда вкладываются сейчас большие деньги. Мы получили акции Тушинского завода, фабрики «Свобода».

Вопрос: Последние два года в бюджет закладывается дефицит, и говорят, что этот дефицит бюджета искусственный. В этом году никто ни разу не сказал, что это искусственный бюджет. Это означает, что он реальный ? И второй вопрос. Вы не могли бы о структуре проекта бюджета на будущий год рассказать немного подробнее ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Дефицит бюджета — это категория, которая придумана не городом, это категория, которая заложена в Бюджетном кодексе. Это, можно так сказать, техническая категория. Это порядок, правила формирования бюджета, которые определены в том числе и федеральным законодательством. Определенные виды доходов могут направляться только на определенные расходы. Как раз есть виды доходов, которые покрывают вот этот самый так называемый дефицит. Это не дефицит, связанный с тем, что город берет непомерные обязательства и искусственно покрывает кредиторскую задолженность. Это все-таки технический дефицит.

Теперь по поводу структуры доходов. По предполагаемым доходам следующего года основной процент в доходах составляют так называемые налоговые доходы: налог на прибыль, на совокупный доход, на имущество, ряд других. Если сказать в процентах, то от общего объема доходов следующего года это составляет больше 80%. Остальные городские доходы — неналоговые и очень незначительная часть так называемых прочих поступлений, которые исчисляются единицами процента. К неналоговым доходам относятся доходы от ис-

пользования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от продажи материальных активов, административные сборы и другие.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, за счет чего предусматривается, что социальные обязательства будут выполнены ? Придется ли пересматривать бюджет ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Чтобы было понимание полное: есть прямые льготы, есть опосредованные, через какие-то другие механизмы. А вот те прямые деньги, которые заложены в бюджете города, стоят в этом году около 21 млрд руб. В следующем году мы обеспечим те категории, которые остаются из льготников у субъектов Федерации — это тоже известно, это ветераны труда. По данным нашего Департамента социальной защиты, ветеранов труда в городе сейчас около 751 тыс. человек. Общее количество категорий, которые остаются, если в городе всего около 1 млн 950 тысяч, то у города остается 900 тысяч, то есть почти половина льготных категорий, и остаются соответственно расходные обязательства. Нам хватит денег на выполнение всех социальных обязательств в рамках того бюджета, который сейчас есть.

Вопрос: Хотелось бы уточнить: за счет каких источников?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: За счет налоговых и неналоговых, за счет того, что наша промышленность и торговля растут. Вы, наверное, смотрели темпы роста промышленного производства и товарооборота в этом году. Промышленное производство выросло в этом году за 7 месяцев на 6,9%, товарооборот вырос на 9%. Все-таки налоговая реформа имеет положительную сторону. В связи с тем, что налоговое бремя сокращено, сейчас впервые за последние пять лет увеличиваются поступления от налога на прибыль из промышленности и торговли. Мы наблюдаем эту тенденцию в течение года, и она нас очень радует. Очень много разговоров о том, что Москва живет за счет налогов от нефти, ресурсов. Я должна вам сказать, что доходы по налогу на прибыль от нефти у нас падают в этом году несмотря на то, что общая масса поступлений по налогу на прибыль растет. Это свидетельствует о том, что определенный промышленный подъем есть, ВВП растет, и соответственно изменения налогового законодательства дают положительный результат.

Вопрос: Проект нового Градостроительного кодекса предусматривает прокладку инженерных коммуникаций за счет средств местного бюджета. Насколько это учтено в бюджете? И насколько принятие нового Градостроительного кодекса и внедрение ипотечного кредитования скажется на рынке недвижимости и строительства жилья для социально незащищенных слоев населения ? В Жилищном кодексе планируется введение налога на недвижимость. Будет ли выполнение бюджета города за счет вот этого налога?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Ежегодно при формировании обычной инвестиционной программы город закладывает значительные средства на строительство инженерии. В этом году эта цифра больше 20 млрд руб., в следующем году эта цифра будет тоже около 20 млрд руб. При инвестиционном строительстве инвестор строит сам дом и то, что под домом, всю магистральную инженерию берет на себя город.

По ипотечному кредитованию. Это очень важная тема, тема, которой активно занимаются несколько городских подразделений. Тема непростая. Потому что сейчас основная наша задача — как удешевить ипотечные кредиты. От ипотеки людей отпугивают два момента. Высокая стоимость кредитных ресурсов и высокая стоимость метра на свободном рынке. Кто может купить сам, те идут и покупают на свободном рынке. Тем, кто стоит в очереди, тяжело купить самим квартиру. Здесь мы предполагаем найти механизмы, которые могли бы позволить то жилье, которое строится по заказу города за счет бюджета, направить для решения вопроса ипотеки для очередников. Вы знаете, что создано ипотечное агентство в городе. Посредством механизма ипотечного агентства, привлечения субсидий, которые город предусматривает в бюджете на строительство жилья, предполагается удешевить ипотеку. Мы рассчитываем на ощутимые результаты, и в следующем году сможем сделать уже реальные шаги для решения задачи. А вот по третьему вашему вопросу, к сожалению, пока нет информации.

Вопрос: Если можно, чуть поподробнее о подготовке и принятии закона об оплате в социальной сфере. Что это, просто повышение зарплаты или что-то другое?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Нет, сейчас существует следующая система оплаты труда работников со-

циальной сферы. Федеральным законом определен размер первой ставки единой разрядной сетки в размере 600 руб. Дальше у нас с вами 18 разрядов существует и межразрядные коэффициенты. Сейчас на основании этого проводится квалификации всех работников социальной сферы, присваивается тот или иной разряд и соответственно платится зарплата по тому или иному разряду. Кроме того, есть отраслевые доплаты. Помимо этого, есть городские доплаты. Вы знаете, что в течение ряда лет из городского бюджета в социальной сфере доплачиваются городские средства, и тем самым город записывает в трехстороннем соглашении определенную сумму, ниже которой у работников не может быть заработной платы. Что предлагается теперь? Отменить единую тарифную сетку, отменить стоимость первого разряда, эти самые 600 руб. И предлагается субъектам РФ принять свои законы по принципам выплаты заработной платы. Здесь, наверное, не надо изобретать велосипед. Существует система, на мой взгляд, хорошая, которая позволяет не уравнивать в заработной плате директора и уборщицу. Наверное, директор школы и начинающий преподаватель должны получать разную заработную плату. На мой взгляд, надо просчитать, сколько у нас реально со всеми выплатами составляет 1-й разряд, сколько составляет 18-й разряд, посмотрим еще раз это соотношение и выведем эту сумму. Кстати говоря, в бюджете следующего года предполагается заложить рост заработной платы по бюджетной сфере на45%. И таким образом мы введем наши подходы и предложим Мосгордуме наш закон.

Вопрос: Вы сказали, что в связи с монетизацией льгот правительство готовит предложения по поддержке льготных категорий. Какие льготы готовятся? И, касаясь пресс-релиза, хотелось уточнить такие слова: «Но даже действующие механизмы социальных гарантий и адресной защиты малообеспеченных слоев населения требуют совершенствования». Какого именно совершенствования?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: В ходе обсуждения федеральных законов была внесена норма, которая не существовала в первом варианте, принятом в первом чтении. Это пакет социальных услуг: бесплатные медикаменты, курортно-санаторное лечение и проезд на пригородном транспорте. Мы с вами знаем, что в городе всегда существовали такие виды социальной поддержки, как бесплатный проезд на транспорте. И, наверное, будет неправильно, если

люди лишатся этой льготы. Это натуральная льгота. Сейчас некоторые виды льготников будут в юрисдикции РФ: инвалиды, ветераны войны, Герои Советского Союза. Представим себе ситуацию: живут в одной семье жена — ветеран труда, муж -инвалид второй группы. Льготы разные. Понять это невозможно. Поэтому бесплатный проезд на транспорте — это та льгота, по которой должно быть принято решение. Москва — город, где много ездят, где иногда дети и родители живут в разных районах, надо добираться, не пройдешь пешком, как в каком-нибудь другом месте. Транспорт — это способ общения людей, а для многих и способ проживания. Дальше — протезирование. Надо думать, искать подходы. Телефон — тоже льгота, которой пользовались многие москвичи, тоже будем искать, предлагать, пока нет окончательного решения.

Касаясь совершенствования социальных гарантий. Ну вот, мы начали внедрять социальную карту москвича, надо это продолжать и довести до логического конца. Начали мы ставить турникеты и валидаторы в двух районах: Зеленограде и Солнцево. По телевидению была одна передача, в которой студенты МГУ добровольно провели обследование количества поездок льготных категорий на московском наземном транспорте. Они подсчитали, что закладывается среднестатистический показатель - 48 поездок, а на самом деле не так. Но это мы и так знаем прекрасно. Реально — это около 30 поездок. И расчет мы свой ведем от выборки двух районов - Зеленограда и Солнцево. Мы понимаем, что могут быть и межрайонные перемещения. То есть человек мог выйти из автобуса на границе района и поехать дальше. У нас уже эта поездка остается неучтенной. И при планировании расходов из бюджета мы тоже, видимо, ошибаемся, погрешность существует. Поэтому в этом году программа установки валидаторов и турникетов будет продолжена, мы надеемся найти механизмы, которые помогут нам полностью отследить и правильно понять, как нам планировать деньги, сколько нам платить транспорту за расходы по поездкам.

Вопрос: Отменяются ли субвенции Москве за выполнение столичных функций ? Об этом говорили уже давно. И второе. Как Москва будет справляться с этими обязательствами: будет сокращать на них расходы, либо изыскивать как-то деньги?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Вы знаете, это, наверное, не ко мне вопрос. А насчет того, как Москва будет справляться с этими обязанностями, вопрос рито-

рический. Вы действительно считаете, что Красная площадь у нас будет стоять неубранной? Будем оптимизировать расходы, будем пытаться заключать договора с федеральными ведомствами, которых в городе очень много. У федеральных ведомств должны быть заложены эти деньги, которые позволяют оплачивать те или иные виды работ.

Вопрос: Вы называли сумму потерь бюджета Москвы за последние пять лет от налоговых изменений. А сколько потеряет Москва в следующем году за счет последних изменений?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: И млрд руб. - это 1,5 % налога на прибыль, и 5 млрд — это реклама. То есть 16 млрд руб. потерь просчитывается уже! Когда принималось решение об отмене налога на рекламу, было принято решение о введении налога на вмененный доход по наружной рекламе. Но, к сожалению, расчет показывает, что вмененный доход не компенсирует потери, которые будут от отмены налога на рекламу. Плюс 3 млрд на столичные функции.

Вопрос В качестве конкретного примера: в прошлом году был отменен налог с продаж. Сколько Москва потеряла от этой отмены, и откуда были изысканы резервы на его покрытие?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Потери от налога с продаж обошлись-около 23 млрд руб. Ввели налог на имущество для бюджетных учреждений, в том числе и учреждения, находящиеся на федеральном бюджете. Это налог несколько смягчил потери от отмены налога с продаж.

Вопрос: Зурабов ранее предлагал субъектам Федерации купить у них социальный пакет. Что это значит?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: В тех предложениях, которые мы вносили и прорабатывали с Госдумой, были обсуждения по этому поводу. Сейчас в тех поправках, которые внесены, записано, что набор социальных услуг будет реализовываться через Фонд обязательного медицинского страхования и через Фонд социального страхования. Мы предлагали найти механизм, который позволял бы передать эти деньги из бюджета Пенсионного фонда или Фонда обязательного медицинского страхования, или Фонда социального страхования в бюджет города. Город на себя брал бы в этом варианте обяза-

тельства по подстраховке ситуации в случае недостатка средств. Я, честно говоря, не слышала, чтобы Зурабов что-то предлагал. Мы предлагали, чтобы он нам перевел те средства, которые у него есть, и мы бы тогда добавили свои или решили как-то организационно дело. Потому что по тем же бесплатным медикаментам — дело даже не в том, чтобы добавить деньги, а в том, что в городе организационно обеспечение бесплатными медикаментами очень четко выстроено. У нас с 1999 года бесплатные медикаменты выдаются через систему аптечных киосков в поликлинике, совершенно прозрачная схема прохождения денег, рецептов. На наш взгляд, возврат к страховой схеме — это то, что мы уже проходили, что в городе уже было. Поэтому мы и предлагали свой организационный административный ресурс, чтобы решить в городе эту проблему кардинально.

Вопрос: Марина Евгеньевна, как изменения налогового законодательства могут отразиться на малом бизнесе?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Никак не отразятся, это отразится на бюджете города. А какие для малого бизнеса ощутимы изменения в законодательстве? Как платили налоговую ставку, так и будут платить. Ничего не изменится.

Вопрос: Сейчас усилилось недружественное поглощение предприятий в связи с земельными участками. Как эта проблема решается?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Юрий Михайлович придает этому вопросу особое значение. И неслучайно: эта проблема — одна из самых важных. Есть выражение «деньги застят глаза». Многие готовы на все, чтобы получить участок, человек переступает через дозволенное. Сейчас мы готовим необходимые документы, конкретные предложения, систему мер, которые бы позволили юридически решить эту проблему. Это в значительной степени проблема на уровне криминала, а с другой стороны, должны быть юридические нормы, которые помогут пресечь этот процесс. Одной силой ее не решишь.

Вопрос: Одна из самых значительных программ в Москве — это социальная карта москвича. В связи с выпадением налоговых доходов ожидается ли внесение каких-либо корректив в реализацию этой программы? И какие сейчас организации вступают в программу социальной карты?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: В программу социальной карты москвича вступают не организации, а люди. Сейчас в городе выдано 1,6 млн социальных карт для пенсионеров льготных категорий и 230 тыс. карт студентам и учащимся. Социальная карта -это некий продукт, который может использоваться следующим образом. Во-первых, туда зачисляется пенсия, она может использоваться как простая кредитная карта при оплате в магазинах. В городе создана сеть социальных магазинов, где при предъявлении карты ее владелец получает льготу на оплату товаров. Как правило, эта льгота составляет 10%, в некоторых 8% или 15%. Эта карта дает право бесплатного проезда на метрополитене и на пригородных электричках, правда, не на всех. Нам это дает точный учет количества пассажиров, которые воспользовались льготами и совершенно четкую сумму, которую мы должны заплатить метрополитену или железной дороге за эти льготы. Сейчас заключены договора с группой аптек, которые по предъявлении этой социальной карты будут продавать лекарства со скидкой. Пока что эта скидка составляет 5-7%, в дальнейшем будем рассматривать возможность ее увеличения. Предполагается сделать социальную карту единым документом, с которым пенсионер мог бы ходить везде, то есть довести туда и необходимую информацию по социальному и медицинскому страхованию, чтобы это был как дубликат полисов, чтобы не гонять людей за справками. Сейчас темп обращения за картой — 60 тыс. человек в месяц. Мы рассчитываем, что осенью 80 тыс. будут обращаться.

Вопрос: Марина Евгеньевна, как складывается судьба московского МРОТа?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Такой закон нужен, и он должен быть. Ну, вы знаете, что одна неудачная попытка была, закон был принят, а затем отменен. Вот в рамках подготовки закона о минимальной заработной плате и системе оплаты в социальной сфере, я думаю, будет правильным как раз и рассмотреть вопросы по минимальному размеру оплаты труда. Хотя в федеральном законодательстве есть в поправках в Трудовой кодекс такая запись, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума. А дальше записано, что процесс сближения МРОТа и прожиточного минимума будет растянут во времени и будет проводиться поэтапно. Такая расплывчатость формулировок невольно заставляет нас задуматься над тем, как мы должны это все сформулировать.

Экономика

9(12) - 2004

Вопрос: Когда вы говорите о налоге на имущество, имеется ли в виду перспектива налога на приватизированное жилье?Потому что народ стал волноваться, что придется много платить. В прессе было написано, что за однокомнатную квартиру налог составит 2 тыс. дол. в год.

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Ну, в прессе чего только не напишут. Хотя налог есть налог. Ни о каких 2 тыс. дол. речи идти не может. Это нереальная информация. Все-таки это вопрос, наверное, к законодателям.

Вопрос: Недавними заявлениями Валентина Матвиенко дала повод заговорить о возможности переноса столицы из Москвы в Петербург. Если вдруг захотят претворить такой план в жизнь, не могли бы вы сказать о возможных потерях Москвы, и каковы будут расходы федерального бюджета ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Нет, не могу этого сделать.

Вопрос: Вопрос по социальной карте москвича. Сегодня, получая социальную карту, москвич лишен возможности выбирать банк, который будет его обслуживать. Не планирует ли Правительство Москвы расширить перечень банков?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Стоит такой вопрос на повестке дня. Как будет решен, пока трудно сказать.

Вопрос: Как зеленоградцев коснутся изменения в законодательстве ?

ОГЛОБЛИНА М.Е.: Давайте вспомним очевидное: Зеленоград ведь у нас — один из округов Москвы. Я думаю, никаких эксклюзивов для Зеленограда не будет. Мы живем с вами в одном городе!

ОТ РЕДАКЦИИ. Очевидно, актуальность вопросов, поднятых на пресс-конференции М.Е. Ог-лоблиной, вызовет ряд пожеланий и предложений у наших читателей. Все их можно сообщить по телефону прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 200-67-30.

11-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА НЕДВИЖИМОСТИ

и на вторичном рынке

: ВЫЯ

Загородные дом* и элитное жилье

Недвижимость за рубежом 4

Коммерческая ь

недвижимость

Ремонт и отделка помещений

организаторы:

■Л, шш

информационная поддержка: ■1*1 —' ДМишШ 8Е=~ Ш(ШЕ Щ

Нвмйи эстрад ^жмости ?-»»., ±

12

Теп/факс: 258-87-64;181-66-02. www.domexpo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.