Научная статья на тему 'Дефицит бюджета закрыт, удвоение ВВП стало реальным'

Дефицит бюджета закрыт, удвоение ВВП стало реальным Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дефицит бюджета закрыт, удвоение ВВП стало реальным»

Экономика региона

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ЗАКРЫТ, УДВОЕНИЕ ВВП СТАЛО РЕАЛЬНЫМ

Ю.В.РОСЛЯК,

первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития

В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная итогам экономического развития столицы в 2005 г. Юрий Витальевич Росляк рассказал о том, что одним из основных итогов прошедшего года можно считать реализацию бюджета города. Дефицит, с которого начиналось утверждение бюджета-2005, полностью закрыт. Очень важно, что для покрытия дефицита не было использовано заимствований. То есть бюджет полностью сбалансирован по доходам и расходам.

РОСЛЯК Ю.В.: Можно с уверенностью сказать, что самый главный наш закон — закон о бюджете реализован полностью. Мы закрыли дефицит, с которого мы начинали утверждение нашего городского бюджета. Если вы помните, эта цифра составляла более 31 млрд руб., так вот, мы полностью сбалансировали этот дефицит за счет дополнительных доходов, за счет активной работы с имуществом, в том числе. Заимствований, которые были предусмотрены законом, не использовали. То есть вся наша работа, которая проводилась и с облигациями, и с иными ценными бумагами, она в основном была нацелена на то, чтобы улучшить структуру нашего кредитного портфеля. Так что прироста долговых обязательств в этом году у города фактически нет, бюджет полностью сбалансирован по доходам и расходам. За счет этого и с учетом достаточно активной работы реального сектора экономики темпы роста промышленного производства за 10 месяцев составляют 18,6%. Достаточно уверенно рос товарооборот, на 6,5%. Средний рост заработной платы фактически приблизился к 24%. Реально с учетом социальной ориентации бюджета города Москвы нам удалось повысить заработную плату в бюджетной сфере с

темпом практически 43% в среднем по сравнению с уровнем 2004 г. И соответствующий темп роста мы запланировали для заработной платы в бюджетной сфере и на 2006 г.

Мы перешли на тарифную систему оплаты труда в бюджетной сфере, и минимальная ставка заработной платы первого разряда составляет 2000 руб. При этом средняя заработная плата выросла с 2500 до 3600 руб., то есть это тот минимум заработной платы, который мы установили для себя на трехсторонней комиссии вместе с профсоюзами, промышленниками и предпринимателями. Какие еще итоги характеризуют выполнение программ города? Мы обеспечиваем дополнительный пакет социальных гарантий на территории города, в том числе в вопросах монетизации. То есть наши ветераны, льготники, которые нуждаются в социальной защите, полностью воспользовались правом бесплатного проезда на территории города Москвы, притом этим же правом пользовались и федеральные категории льготников, несмотря на то, что Минфин нам полностью не покрыл прямые затраты, которые город понес на обеспечение реализации этой льготы. Наши расходы составили за 11 месяцев 2,7 млрд руб., а федеральный бюджет предусмотрел нам компенсацию пока что в размере только 1 млрд руб. Могу сразу сказать, что никаких отмен существующего порядка в будущем году не предвидится. Право бесплатного проезда будет сохранено как для москвичей федеральных категорий (мы будем надеяться, что Минфин все-таки рассчитается за то полномочие, которое является исключительно федеральным), так и для наших социальных категорий льготников и льготных категорий Московской области. Нет никаких оснований для того, чтобы снова возникала ситуация

начала января 2005 года: исключены сами условия ее возникновения.

Следующий позитивный момент, который хотелось бы отразить, это реализация всех наших инвестиционных намерений. Об этом еще будет идти предметный разговор на заседании правительства города Москвы. Инвестиционная программа выполнялась ритмично, была обеспечена финансированием, по этой программе мы ожидаем 4,5 млн. кв. м жилья. Введены уже в эксплуатацию 17 школ, 3 помещения для начальных классов, 23 детских сада, другие крупные объекты, в том числе объекты культуры.

Большой объем работ был выполнен в транспортном строительстве. Вы уже знаете, что открыты новые транспортные развязки на пересечении улицы Беговой с Ленинградским шоссе, закончено и открыто движение на Шереметьевской улице, на пересечении с 3-м транспортным кольцом. Работы здесь будут продолжаться и в 2006 году. Мы начнем работы по реконструкции Ленинградского шоссе, на нем предстоит произвести достаточно большую перекладку инженерных коммуникаций, а также в ближайшие 2 года построить транспортные развязки. Во-первых, для пешеходов — как минимум 4 подземных перехода. Это позволит убрать светофоры, которые сегодня препятствуют нормальному движению. Параллельно с этим уже начато проектирование большой транспортной развязки в районе метро «Сокол», на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе, также будет построен тоннельный выезд от Ходынского поля. То есть появится связка Ленинградского шоссе с достаточно крупным жилым массивом и теми объектами культуры, которые будут строиться в этом районе, включая вводимый в следующем году хоккейный стадион. Его строительство, как все помнят, уже начато. Плюс к этому — музей авиации и космонавтики, строительство которого на Ходынском поле также будет начато. Все это в целом требует устройства нормальных подъездов.

Теперь еще раз по вопросам коммунальной реформы. Еще раз хочу сказать, что никаких решений о выходе на 100-процентную оплату коммунальных платежей не предвидится. При проведении жилищно-коммунальной реформы мы уделяем больше внимания экономии ресурсов, которые в том числе собираются коммунальными и энергетическими компаниями для обеспечения города. Включаем соответствующую программу развития, максимально возможную. В энергетический комплекс город вкладывает и свои деньги помимо

средств энергетических компаний. Главная задача — обеспечить надежность электроснабжения, в том числе для тех новых районов и новых массивов, которые продолжают в городе строиться.

Следующий момент — это то, что в 2006 году предстоит реализовать целевую задачу по дальнейшему росту заработной платы в бюджетной сфере. На это предусмотрены соответствующие средства в проекте бюджета 2006 г. Этот объем роста составит 40% к уровню, который нам удалось достичь в прошлом году. Естественно, будет проводиться индексация пособий, пенсий. Постоянно будем обеспечивать прожиточный минимум пенсионера в том объеме выплат и пенсий, который мы на сегодня выплачиваем, включая и иные меры социальной защиты.

Один макропоказатель, который, на мой взгляд, является всеобъемлющей характеристикой того, как город работал в прошлом году: по четырем базисным индексам выпуска продукции и услуг за 10 месяцев темп роста составляет 8,8% к уровню 2004 г. Фактически этот индекс является достаточно твердым показателем роста регионального валового продукта. Задачу, которую мы для себя поставили — обеспечить удвоение валового регионального продукта к 2010 г. — мы считаем абсолютно посильной.

Вопрос: Как известно, в Москве планируется продолжить работу по ликвидации перекрестного субсидирования и сближению тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей. Что конкретно следует ожидать?

РОСЛЯК Ю.В.: Вы знаете, что до сего времени существует так называемое перекрестное субсидирование. Особенно это касается тарифов на воду. Промышленность платит практически в 3-4 раза больше, чем население и, таким образом дотирует население. Поэтапно мы проводим систему ликвидации этого перекрестного субсидирования, не превышая предельной нагрузки на население. Эта задача ближайших 3-4 лет. Сейчас рассматривается законопроект на уровне Государственной Думы — о внесении изменений в систему тарифного регулирования, в том числе коммунальных платежей. Нами сделано все для того, чтобы минимизировать нагрузку на население. Мы идем в пределах темпа роста доходов. При этом работает система гарантированных выплат субсидий на жилищно-коммунальное хозяйство. Это значит, что все, кто имеет нагрузки семейного бюджета более 10% по выплатам, получают государственную

субсидию, делающую жилищно-коммунальные услуги доступными для всех в г. Москве.

Вопрос: Прироста долговых обязательств города в 2005 г. не произошло, однако программа заимствований была значительно сокращена, что вызвало некоторое разочарование рынка, банковского, в частности. Скажите, а каковы планы на 2006 г.?

РОСЛЯК Ю.В.: Не могу полностью с вами согласиться в отношении разочарования. Мы активно занимались реструктуризацией нашего портфеля и за счет этого сокращали обслуживание нашего городского долга. Мы только на обслуживании долга сократили практически миллиард рублей по расходам. На следующий год наш бюджет тоже сформирован с дефицитом. Объем дефицита составляет 56 млрд руб. Отмечу: мы от конструкции бюджета не отказываемся, это наша принципиальная позиция. Нужно сделать как можно больше, укладываясь в нормальные экономические и финансовые параметры. То есть привлечение займов под 7% при темпе инфляции — 12%, согласитесь, очень выгодное предприятие. Все это для того, чтобы как можно больше программ реализовать, покрыть дефицит за счет целого ряда источников. Вы обратили внимание, что мы продаем, в том числе, наши активы, которые мы считаем непрофильными. Притом делаем это исключительно на рыночных условиях. Это тоже одно из достижений этого года, и принципиальная, стратегическая позиция на будущее.

Мы будем все выставлять на конкурсы и аукционы. Последний аукцион реально подтвердил преимущества такого ведения дел. Вы все помните, стартовая цена, реально просчитанная, в том числе международными экспертами, оценщиками по гостинице «Украина», составляла 150 млн дол. А продали мы ее за 270 с лишним! То есть даже выверенная, отработанная по методикам система оценок сегодня не отвечает тем особенностям рынка, которые реально складываются, в том числе в г. Москве. Выход на подготовленные, открытые аукционы, в которых участвуют те, кто подтвердил свою дееспособность и платежеспособность, дает очень хороший результат. Кстати, сумма, вырученная от продажи гостиницы «Украина», тоже повлияла на сокращение объема заимствований. Принцип наш такой: пока деньги дешевы, особенно на внутреннем рынке, мы будем занимать эти деньги, обслуживать, но проводя при этом очень осторожную политику. Объем наших долговых обязательств — это наша внутренняя норма, мы

сами ее для себя установили, и она не может превышать 31% от наших собственных гарантированных доходов.

Вопрос: Юрий Витальевич, вы упомянули о гостинице «Украина». Могли бы вы назвать еще какие-то крупные объекты, значимые для городской недвижимости, которые в ближайшее время поступят на торги?

РОСЛЯК Ю.В.: Сейчас готовится конкретная программа по тем объектам, которые мы будем выставлять на рынок. Она будет утверждаться в начале 2006 г. Поэтому пока ничего конкретного по этому вопросу я сказать не могу. Там есть и гостиничный бизнес, и целый ряд других объектов.

Вопрос: Кто будет рассчитывать тарифы ЖКХ? Как в течение будущего года они будут повышаться?

РОСЛЯК Ю.В.: На территории города Москвы тарифы по ЖКХ повышаются один раз в год. И никто не имеет право пересматривать тарифы в течение года. Во-первых, это понятно населению — один раз пересчитали и с нового года получили новый документ, во-вторых, это очень полезно для бизнеса. По-хорошему, необходимо выстраивать долгосрочную систему тарифной политики, чтобы иметь возможность говорить: в пределах ближайших 3-х лет темпы повышения будут такими-то. Эту цифру можно закладывать и в привлечение инвестиций, и в бизнес-планы того или иного предприятия. Сегодня по действующему порядку муниципалитеты регулируют коммунальные тарифы. На уровне федерального регулирующего органа будут установлены предельные индексы роста коммунальных тарифов, при этом федеральный орган будет обязан учитывать долговые обязательства, которые есть у субъектов или коммунальных компаний. Например, мы в Москве привлекали ресурсы для строительства новых, высокоэффективных мощностей. Мы строили очистные сооружения с привлечением схемы долгосрочного кредитования. В течение 12-ти лет будем расплачиваться по этому долгу. Поэтому тариф должен покрывать эти долговые нагрузки. Они вполне умеренные, в них нет ничего сверхъестественного. Например, в прошлом году мы провели конкурс на строительство 4-х генерирующих станций на территории г. Москвы. Инвестор, который вкладывает деньги, должен быть защищен. Эту защиту должны ему гарантировать тарифы. Должны быть учтены потребности в развитии региона. И здесь у нас, к сожалению, еще имеются различные перекосы. В частности, о про-

тиворечиях в отношениях с РАО ЕЭС все вы знаете. При регулировании части тарифа по генерации и высоковольтным сетевым компаниям с тем, что регулируют сегодня региональная энергетическая комиссия по сетевым тарифам. Мы, например, ужесточая требования к своим системам и заставляя их работать над повышением эффективности, условно постоянные расходы заложили на уровне 4,5%. По отношению к инфляции, согласитесь,

— это супержесткая мера. Есть резервы, которые компания должна в ходе исполнения своего бюджетного года и бюджетного плана задействовать и сократить расходы. А почему-то по Федеральной сетевой компании (ФСК), по другим структурам РАО ЕЭС такой темп составил 10-11%. У нас что, все благополучно на территории г. Москвы настолько, что мы можем на федеральные структуры и на федеральные объекты передать такой процент по эксплуатационным и текущим расходам, а себе оставить только 4,5%? Наша собственная генерация нам сегодня обходится в 53,8 копейки за киловатт. Однако все генерирующие мощности, выведенные на рынок, нам теперь говорят, что с рынка мы будем теперь брать электроэнергию за 59,95 копеек. И это при условии, что нам сейчас необходимо развиваться и за услуги рынка за последние 5 лет мы заплатили почти 20 млрд руб. При этом ни рубля не вернулось на территорию Москвы и области, как единой энергосистемы. Поэтому вопросов регулирования очень много. Абсолютно правильная мера — ограничить коммунальные платежи по темпу роста. На каком уровне это сделать

— это второй вопрос. Нельзя, конечно, срезать слишком много, ведь система должна развиваться и оказывать услуги.

Вопрос: Существуют ли тарифные зоны? Почему москвичи, проживающие в центре города, должны платить больше?

РОСЛЯК Ю.В.: Как таковых, тарифных зон у нас не существует. У нас есть разграничение по качеству и классу жилья, а также объему услуг, которые оказывает соответствующий жилой фонд. Там, где у нас электрические плиты, тарифы на электроэнергию иные, чем в домах с газовыми плитами или с газовыми колонками. А по зонам никакого разграничения нет. Тарифы на электроэнергию общие

— что в Южном Бутово, что в центре Москвы.

Вопрос: Какие округа Москвы вы могли бы назвать самыми передовыми по темпам промышленного производства?

РОСЛЯК Ю.В.: Я бы не стал делить такие показатели, которые представляют общий экономический потенциал, на отдельные территории. Вот, например, есть у нас округ Зеленоград. Фактически изолированная территория с промышленностью, у которой немало проблем. И вы знаете, что проект, который мы готовили 12 лет, стал победителем на всероссийском конкурсе по созданию особой экономической зоны. Это дополнительный импульс для того, чтобы там создавать новые предприятия, новые производства и внедрять научные разработки, которые генерирует наш научный центр. Сработала вся экономика города, сработали все механизмы, которые поддерживали деятельность реального сектора. Есть отрасли, которые дали темпы роста и до 85%. Это говорит о том, что умело складывая потенциалы, складывая федеральную политику с региональной (а они едины по своим целям), мы получаем агрегированный экономический результат. За счет того, что у нас сработали те меры, которые мы в долговременном режиме проводили в поддержку малого бизнеса, предпринимательства, в реализации, например, проекта на Автофрамосе. Ведь при банкротстве АЗЛК он дает возможность производить нормальные качественные автомобили, в том числе по доступным ценам. Вот эти все многоплановые меры и усилия и дают тот результат, который сегодня получила Москва.

Вопрос: Что нового ожидается в Москве на рынке ипотеки?

РОСЛЯК Ю.В.:. Одна из существенных побед города — создание социальной ипотеки. Не секрет, что рыночная ипотека на сегодняшний день для большинства жителей города недоступна. А вот внедрение социальной ипотеки, которая была разработана городом, уже в прошлом году дала возможность порядка 42 тыс. квадратных метров жилья передать очередникам. В чем отличие социальной ипотеки от коммерческой? Люди имеют возможность покупать жилье практически по его себестоимости. То есть город строит жилье — нормальное и современное — но в этом жилье при его продаже отсутствуют стоимость земельных ресурсов и различные рыночные надбавки. По отношению к массовому жилью эти сокращения очень существенные — в 2 раза. Человек имеет возможность заплатить 30% единовременного первого взноса и получить рассрочку на 10, 15 и даже до 30-ти лет. И под достаточно оптимальную (хотя я и говорил, что все-таки ипотека должна работать при 4%-ной ставке) процентную ставку — 10,5%

годовых — можно получить кредит, и в рассрочку всей семьей работать на то, чтобы улучшить свои жилищные условия. На 2006 г. эта система будет развиваться дальше, мы доведем объем жилой площади для социальной ипотеки как минимум до 200 тыс. квадратных метров жилья в год. Мы поставили себе такой ориентир!

Вопрос: По некоторым данным, Грузия намерена продать здание своего культурного центра, которое находится на Арбате. Что вы знаете об этом и возможно ли это в принципе?

РОСЛЯК Ю.В.: С нами грузинское руководство свои намерения не согласовывало. Как собственники, они имеют право со своей собственностью поступить так, как считают для себя наиболее правильным. Если они считают, что центр грузинской культуры в Москве для установления нормальных культурных и деловых контактов с Москвой и с Россией в целом им не нужен, то я считаю, что это большое заблуждение с их стороны. Тем не менее, продать грузинское руководство может только те объекты, которые находятся в их собственности.

Вопрос: Правда ли, что найдены инвесторы на достройку «Фермы мастеров»? И если это так, то на каких условиях?

РОСЛЯК Ю.В.: Да, это действительно так, причем условия те же, на которых строился прежний проект. Мы новому инвестору даем возможность сбалансировать проект, притом по самой жесткой модели. Мы подобрали те фирмы, которые уже проявили себя как добропорядочные и эффективные, с тем, чтобы обеспечить достройку объектов в минимально сжатые сроки. Часть этих объектов будет введена в строй в пределах первого полугодия 2006 г.

Вопрос: Как вы оцениваете работу технопарков, будет ли продолжаться работа по их развитию в 2006 г.?

РОСЛЯК Ю.В.: Система технопарков зарекомендовала себя как абсолютно эффективная система. Мы будем продолжать программу развития технопарков. Наша задача — найти оптимальное решение: что могут вложить в эти проекты инвесторы, а что мы можем профинансировать за счет города? Конечно, было бы более интересно, если бы в развитие технопарков инвесторы вкладывали деньги. Кстати, технопарк в Нагатино уже в настоящее время строится по инвестиционной схеме. Я думаю, что он достаточно серьезно решит проблему

предприятий малого бизнеса в отношении обеспечения помещениями для работы.

Вопрос: Возрастут ли в 2006 г. ассигнования на поддержку малого бизнеса в г. Москве?

РОСЛЯК Ю.В.: Этот вопрос мне задают достаточно часто. Все те ассигнования, которые предусмотрены бюджетом, будут реализованы. Мы с М.М. Вышегородцевым нашли достаточно интересную схему, по которой сможем эффективность использования этих средств увеличить в несколько раз. Речь идет о создании соответствующего паевого фонда. К деньгам, которые мы сами использовали на дотации, мы собираемся привлечь еще деньги инвесторов, заинтересованных в работе через механизм паевого фонда. То есть практически в ближайшие 1-2 года эффективность будет повышена в два, а то и больше, раза.

Вопрос: Газета «Московская промышленность» уже несколько лет бьет тревогу по нехватке энергетических мощностей в г. Москве. Сейчас все мы знаем, какая возникла чрезвычайная ситуация. Повлияет ли она на работу московской промышленности так, как это обещает Чубайс?

РОСЛЯК Ю.В.: Никаких негативных влияний на промышленность быть не должно. Г-н Чубайс забывает об одном: в соответствии с законом об электроэнергетике он не имеет права ограничивать тех потребителей, которые обеспечивают оплату потребляемых ресурсов. Это категорически запрещено федеральным законом! Все, о чем шел разговор, о морозах в 25 градусов — это все подпадает под закон. Все схемы, о которых говорил г-н Чубайс, возможны только в одном случае: в случае возникновении аварий, носящих форс-мажорный характер (катастрофический снегопад, обледенение). Но к этим крайним ситуациям не относятся технические аварии, которые связаны с нормальной эксплуатацией сетей и сооружений. Если авария связана с тем, что не была обеспечена нормальная работоспособность оборудования, это ответственность РАО ЕЭС, они обязаны обеспечить своевременное обновление оборудования за счет амортизационных отчислений и иных источников, которые формируются через тарифную политику. За такие отключения и г-н Чубайс, и его работники могут понести уголовную ответственность, что предусмотрено действующим законодательством. Так что промышленность должна быть спокойна и уверена. Мы, в свою очередь, сделаем все, чтобы этот закон соблюдался беспрекословно на терри-

тории Москвы. Кроме того, как я уже говорил, мы вкладываем свои деньги в развитие того хозяйства, которое не в состоянии было обеспечить Мосэнерго. На 2006 г. такая программа есть, она планомерно реализовывается, мы уже в прошлом году оплачивали закупку оборудования, трансформаторов, ячеек и т.п.

Вопрос: Как складываются взаимоотношения с федеральным центром? В частности, сколько выделено из федерального бюджета на дорожное строительство, и какова доля Москвы в других федеральных программах? И еще — какова судьба 4-го транспортного кольца?

РОСЛЯК Ю.В.: Вы знаете, что цифры федерального бюджета уже опубликованы. Вы можете убедиться, что Москве предусмотрено 4 млрд субвенций по отношению к 10 млрд и 500 млн, которые были предусмотрены в 2005 г. Но в числе первоочередных расходов, которые необходимо будет покрыть в ходе исполнения федерального бюджета, предусмотрено, что Москва должна получить до 10 млрд средств государственной поддержки дорожного строительства на территории Москвы. К этой же отрасли отнесено, в том числе, и метростроение. Программу мы формируем очень жесткую. Во-первых, в 2006 г. общая сумма наших доходов должна составить порядка 48 млрд руб. За счет этих средств мы продолжим строительство Звенигородского проспекта. Щитовой комплекс работает уже над вторым тоннелем. В 2006 г. сама проходка должна быть закончена, мы приступим к обустройству. Начато строительство большого и очень интересного вантового моста через Москву-реку. Он свяжет трассу между Крылатским и проспектом Маршала Жукова. Активные работы начнутся в следующем году, в том числе, и над сложными развязками на проспекте Маршала Жукова. Эта трасса за счет проспекта Маршала Жукова замыкается на Кудринской площади, на Садовом кольце. Ввод этой трассы должен быть обеспечен в 2007 г. Я уже говорил, что мы начнем работу и на Ленинградском шоссе. Будет продолжена работа на Боровском шоссе, на участке от аэропорта Внуково до Переделкино. Открытие движения мы будем стараться произвести уже в течение 2006 г. Фактически это будет как бы дублер Киевского шоссе. И после многих споров и большой работы по обсуждению эффективности различных вариантов мы начнем разворачивать работы по 4-му транспортному кольцу. Эта магистраль признана одной из самых эффективных, поэтому проектные

работы в 2006 г. будут вестись активно. 2007-2009 годы — это будет время активной работы по 4-му транспортному кольцу.

Вопрос: Какова будет инвестиционная программа на 2006 г.?

РОСЛЯК Ю.В.: Инвестиционная программа сформирована, она достаточно напряженная, с сохранением основных достигнутых показателей. Это и строительство жилья — миллион квадратных метров как минимум для переселения людей из ветхого пятиэтажного фонда. Я уже называл 200 тыс. кв. м — на социальную ипотеку, 400 — на социальное жилье. Будет продолжена очень хорошо зарекомендовавшая себя программа «Молодой семье — доступное жилье». Будет строиться и коммерческое жилье, однако площадки под коммерческое жилье будут предоставляться только на конкурсной основе, как это уже и делалось. Эта система высоко эффективная, она себя хорошо зарекомендовала. Будут строиться объекты социально-бытового, культурного назначения, в том числе школы, детские сады. Кстати, сейчас активно проводится работа по возврату зданий детских садов — порядка 22 детских садов. В следующем году мы завершаем работы по Боткинской больнице, театра под управлением Фоменко, целый ряд иных объектов.

Вопрос: Какие крупные зарубежные партнеры, финансовые организации будут привлекаться в качестве инвесторов в крупные мега-проекты?

РОСЛЯК Ю.В.: У нас достаточно много партнеров, наш рынок открыт. Мы сегодня разрабатываем проект строительства терминала во Внуково совместно с немецкими партнерами. Не исключаю, что и на комплектацию оборудования возможно привлечение соответствующих подобранных по конкурсу фирм — особенно это будет касаться систем обработки багажа. Будем привлекать деньги с финансовых рынков. Целый ряд банков является победителями международного конкурса. Лидер — Дойче Банк. Я думаю, что суммарный объем привлеченных инвестиций в городскую систему всех видов и форм превысит примерно 18 млрд дол.

Вопрос (Из Интернета): Кто конкретно формирует расценки на арендную плату на коммерческие помещения, и ожидается ли их рост в этом году?

РОСЛЯК Ю.В.: Мы поднимаем плату, это так, но — допустимыми темпами. Рост состоится в размере 20-25%, не более. При этом малый бизнес как пользовался льготами, так и будет пользоваться.

Никаких изменений здесь не планируется. А коммерческая цена на свободные рыночные помещения определяется конкурсами и аукционами. Мы эту систему продолжаем. Два раза в неделю проходят аукционы по передаче в коммерческую аренду зданий и помещений. Иногда цена, назначенная реальным победителем, превышает стартовую цену в 4-5 раз. Рынок есть рынок.

Вопрос: Какие отрасли позволяют удваивать ВВП, какие являются убыточными, и какие формы поддержки они будут получать?

РОСЛЯК Ю.В.: О формах поддержки я уже говорил. У нас существует бюджетный фонд поддержки промышленности, и аналогичный фонд работает на малый бизнес и предпринимательство. Общая сумма их почти 3,5 млрд руб. Это достаточно большие деньги. Особенно, когда речь идет о дотировании ставок как основной форме или о дотировании купонного дохода на ценные бумаги, которые размещают предприятия. Говорить о каких-то провальных отраслях достаточно трудно. Например, машиностроение дает нам 180%, даже больше. Активный темп дает химическая промышленность — порядка 38,2%. Легкая промышленность, в части производства изделий из кожи, тоже достойный темп, ведь обычно нас обували в импортную обувь, а тут отечественная промышленность дает 21,2%. Целлюлозно-бумажная и полиграфическая промышленность — 51%, производство машин и оборудования — 71%. В принципе, это те базисные отрасли, которые за счет целого ряда мероприятий получили сегодня возможность выходить на большие объемы производства. А это значит, что будет и большая заработная плата, и отчисления соответствующих налогов и целый ряд иных позитивных факторов.

Вопрос: Хотелось бы спросить о заводах АЗЛК и ЗИЛ. Появилась информация о том, что начато производство малолитражных автомобилей, а также о «реанимации» Москвича. Что вы можете об этом сказать?

РОСЛЯК Ю.В.: Сам завод АЗЛК находится в стадии процедуры банкротства. Конкурсный управляющий распродает активы этого предприятия. Часть имущества мы хотели бы приобрести в городскую собственность. Будем принимать участие в конкурсах, к примеру, в части ДК АЗЛК, который должен работать для всего района. Наш совместный проект Автофрамос будет развиваться, будем принимать участие в торгах и приобретать помещения,

которые нужны для реализации этого проекта. В ближайшее время мы планируем выйти на темпы производства, которые обеспечат до 200 000 автомобилей в год. По ЗИЛу тоже имеется проект реформирования. В 2005 году была утверждена концепция реформирования всей территории ЗИЛа. ЗИЛ должен избавиться от ненужных ему сегодня активов и ресурсов. Условия для реализации, в том числе и малолитражных автомобилей, позволят укрепить экономику данного предприятия. Главное, чтобы это была конкурентоспособная машина.

Вопрос: Ожидаются ли в 2006 г. какие-либо изменения в работе Московского казначейства?

РОСЛЯК Ю.В.: В соответствии с записанной нормой предусмотрено, что после того, как будет принято принципиальное решение о переводе исполнения региональных бюджетов в федеральное казначейство, может быть подписано соглашение по делегированию целого ряда полномочий на уровень соответственного субъекта Федерации. Наше казначейство создано с применением самых современных средств вычислительной техники, программного продукта, мы имеем свой собственный терминал в Центробанке, то есть расчеты производим напрямую, через счета Центробанка. Никаких коммерческих банков в обслуживании городского бюджета не задействовано. Поэтому мы рассчитываем, что такое соглашение будет подписано. С точки зрения развития нашего казначейства — наша задача построить систему, которая называется АИС УБП-2. Это автоматизированная система управления бюджетным процессом на уровне наших распорядителей кредитов. Эта программа сейчас разрабатывается. Поставить эту программу и соответствующее оборудование в течение 2006 и начала 2007 гг. во всех наших подразделениях, главных распорядителей кредитов — такая поставлена задача. Это позволит упростить и ускорить проведение платежей.

Вопрос: В прошлом году дефицит бюджета закладывался в количестве 31 млрд. В этом — уже 51 млрд. С чем это связано? Не опасно ли это?

РОСЛЯК Ю.В.: Доходы нашего бюджета тоже выросли. Выросли фактически на 14%. Поэтому такой дефицит — это адекватный рост. Мы должны максимально использовать наши финансовые возможности. Не раз об этом говорил мэр Москвы Ю.М. Лужков. Вся система должна работать на конечный результат. Часть средств мы будем брать с рынка, как я уже говорил, чтобы реконструировать

систему питающих центров на территории города. Еще раз хочу подчеркнуть — для нас этот размер долга абсолютно посилен и безопасен.

Вопрос: В энергетику пришел частный бизнес, в том числе иностранный. Наблюдается ли такое же развитие в коммунальной сфере?

РОСЛЯК Ю.В.: Я сегодня уже говорил о необходимости защиты инвестиций, которые вложены в коммунальные инфраструктуры. Как вы помните, мы около 3-х лет назад открывали новые очистные сооружения в Южном Бутово. Это — иностранные инвестиции. Они привлечены по схеме, при которой в течение 12 лет мы у иностранного инвестора выкупали то современное сооружение, которое экономит энергоресурсы и вообще — работает более эффективно. Мы возвращаем деньги инвестору, и инвестор готов с нами дальше работать. Особенно, когда речь идет о стабильных, постоянно действующих системах. Американские и турецкие инвесторы вложили средства в строительство питающих центров в Переделкино. Очень эффективная, современная система. Они тоже гарантированно вернут свои инвестиции, они будут являться собственниками этих генерирующих систем, что очень

полезно для конкуренции с нашей городской монополией и с монополией Мосэнерго. Чем больше будет таких инвесторов, тем существеннее будет снижаться стоимость жилищно-коммунальных услуг. Однако прежде чем добиваться снижения, необходимо вначале инвестировать. На устаревшей системе добиться снижения стоимости тарифов невозможно.

Вопрос (из Интернета): Недавно появилось сообщение о выделении 3 млн. руб. для покупки новых животных для Московского зоопарка, в частности, для покупки гепардов. Означает ли это, что зоопарк начинает новую жизнь?

РОСЛЯК Ю.В.: Я думаю, что гепард тоже имеет право на личную жизнь. Обычно приобретаются новые животные, когда речь идет о получении потомства. Наш зоопарк развивается, речь идет не только о закупке гепардов, но и о варанах. Зоопарк хорошо привели в порядок, и жизнь там будет продолжаться — на радость москвичам, гостям столицы и их детям.

Подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 921 -69-49, ННр:ЛЛлллллг.Апапсерге88.ги

(495) 921 -91 -90 Е-таМ: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.