Научная статья на тему 'Устойчивому росту экономики способствуют инвестиции и малый бизнес'

Устойчивому росту экономики способствуют инвестиции и малый бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Росляк Ю. В.

Деятельность Правительства Москвы, направленная на реализацию запланированных на 2007 г. мероприятий социальных и инвестиционных программ города, обеспечила повышение уровня жизни москвичей и стабильное развитие экономики города. Экономическая система в городе работала устойчиво. Все основные задания Программы Правительства Москвы на 2007 г. выполнены. Фактором стабильности явилось также переизбрание мэра Москвы на новый срок работы. Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики (ВРП) Москвы за 10 месяцев 2007 г. вырос на 7,7% по сравнению с 10 месяцами 2006 г. Рост промышленного производства по крупным и средним предприятиям составил за январь-ноябрь 2007 г. 13%. Оборот розничной торговли в целом вырос на 5,2% (январь-октябрь), а оборот организованной розничной торговли на 13,5%. Рост инвестиций в основной капитал состоялся на уровне 6,5%. Среднемесячная заработная плата росла темпами 27,8%. Ожидаемый сводный индекс потребительских цен на товары и услуги по итогам года 109,7. Устойчивому экономическому росту способствовала активизация малого предпринимательства, на поддержку которого направлено около 2 млрд. руб. бюджетных средств. Объем выручки организаций малого бизнеса увеличился на 11%. Темпы экономического развития обеспечили стабильность на рынке труда. Создано более 50 тыс. рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы не превысил 0,5% от экономически активного населения и был одним из самых низких в стране…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивому росту экономики способствуют инвестиции и малый бизнес»

устойчивому росту экономики способствуют инвестиции и малый бизнес

Ю. В. росляк,

первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы

Деятельность Правительства Москвы, направленная на реализацию запланированных на 2007 г. мероприятий социальных и инвестиционных программ города, обеспечила повышение уровня жизни москвичей и стабильное развитие экономики города. Экономическая система в городе работала устойчиво. Все основные задания Программы Правительства Москвы на 2007 г. выполнены. Фактором стабильности явилось также переизбрание мэра Москвы на новый срок работы.

Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики (ВРП) Москвы за 10 мес 2007 г. вырос на 7,7 % по сравнению с 10 мес 2006 г. Рост промышленного производства по крупным и средним предприятиям составил за январь — ноябрь 2007 г. 13 %.

Оборот розничной торговли в целом вырос на 5,2 % (январь — октябрь), а оборот организованной розничной торговли — на 13,5 % (январь — октябрь).

Рост инвестиций в основной капитал состоялся на уровне 6,5 % (январ — октябрь). Среднемесячная заработная плата росла темпами 27,8 % (январь — октябрь). Ожидаемый сводный индекс потребительских цен на товары и услуги по итогам года — 109,7.

В целом дополнительные доходы по итогам 2007 г. складываются в объеме свыше 70 млрд руб. Уточненные ожидания по общим доходам бюджета — более 930 млрд руб. Основное перевыполнение плана ожидается по двум базовым источникам: налогу на прибыль (свыше 50 млрд руб.) и налогу на доходы физических лиц (более 9 млрд руб.).

Объем инвестиций в основной капитал в январе — октябре составил 462,1 млрд руб. Поступление иностранных инвестиций за 9 мес 2007 г. увеличилось в 4,1 раза к уровню аналогичного периода 2006 г., достигнув 54,6 млрд долл.

Устойчивому экономическому росту способствовала активизация малого предпринимательства, на поддержку которого направлено около 2 млрд руб. бюджетных средств. Объем выручки организаций малого бизнеса увеличился на 11 %.

Темпы экономического развития обеспечили стабильность на рынке труда. Создано более 50 тыс. рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы не превысил 0,5 % от экономически активного населения и был одним из самых низких в стране.

Важнейшим достигнутым социальным результатом развития экономики является повышение уровня заработной платы в январе — октябре 2007 г. на 27,8 % по сравнению с январем — октябрем 2006 г., что значительно превысило инфляцию за этот период — 8,7 %. Оплата труда работников образования, здравоохранения и других бюджетных организаций города выросла в 1,35 раза. Ставка 1 разряда Единой тарифной сетки увеличена с 2 530 до 3 640 руб., городской минимум оплаты труда — с 4 900 до 6 100 руб.

Успешно решалась задача, поставленная Правительством Москвы в 2005 г. — приблизить городской минимум оплаты труда к уровню прожиточного минимума трудоспособного москвича. В 2007 г. это соотношение составило 85 % против 62 % в 2005 г. и 72,5 % — в 2006 г. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 17,3 % в январе — сентябре 2006 г. до 15,6 % в январе — сентябре 2007 г.

На социальные программы и мероприятия направлено около 44,2 % всех расходов бюджета города Москвы. Обеспечено выполнение всех мероприятий Комплексной программы социальной защиты жителей города Москвы, общие расходы бюджета на эти цели составили 323,3 млрд руб.

- 85

Проблемы развития мегаполиса

2 (23) - 2008

Около 2 млн. пенсионеров получали городские доплаты к пенсиям, которые составляли от 826 руб. до 4276 руб. на человека в месяц. Общая сумма пенсии и ежемесячной доплаты обеспечили прожиточный минимум пенсионера в городе Москве.

Принят бюджет Москвы на 2008 г., а также подготовлена программа развития города, которая будет официально представлена на ближайшем заседании Правительства города. Бюджет принят с дефицитом 170,6 млрд руб. (на 81,8 млрд больше показателя 2007 г.). Доходная его часть составляет 998,7 млрд руб. (на 258,4 млрд больше по сравнению с доходами бюджета на 2007 г.), а расходы — 1,169 трлн. руб., что на 340 млрд руб. превышает расходную часть, предусмотренную бюджетом на 2007 г.

Адресная инвестиционная программа города сформирована в объеме 409,4 млрд руб.

На 2008 г. запланировано: обеспечить необходимые условия для роста валового регионального продукта на 7,3 %, промышленного производства — на 12 %, розничного товарооборота — на 5 %, инвестиций в основной капитал — на 7 %, заработной платы — на 21 %; направить из бюджета города на оплату труда работников социальной сферы города 156,5 млрд руб. с ростом на 48 % против 2007 г.; поэтапно увеличить минимальную заработную плату работников бюджетных организаций: с 1 мая 2008 г. — с 6 100 руб. до 6 800 руб., с 1 сентября 2008 г. — с 6 800 руб. до 7 500 руб., что позволит довести минимальную заработную плату работников бюджетных организаций до прожиточного минимума трудоспособного москвича.

2008 г. объявлен Годом семьи. Москва будет оказывать социальную поддержку семьям с детьми, установленную в 2007 г. программой «Год ребенка». С 6 до 10 тыс. руб. в мес. увеличится размер выплат на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). Для неработающих инвалидов 1 и 2 группы, воспитывающих несовершеннолетних детей, будут введены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 4 500 руб. Расширится круг семей, имеющих право на ежемесячное пособие за счет распространения права на него семей, имеющих среднедушевой доход менее полуторакратной величины прожиточного минимума. Детям в возрасте до 18 лет из многодетных семей будет предоставлено бесплатное лекарственное обеспечение.

На реализацию Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы из бюджета города Москвы будет направлено 456,8 млрд руб. (с ростом по сравнению с 2007 г. в 1,41 раза).

Предполагается обеспечить к концу 2008 г. минимальный уровень получаемых пенсий не ниже

86 -

1,5-кратной величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в городе Москве, выделив из бюджета города на эти цели 55,3 млрд руб.

Программа предусматривает: направление на ежемесячные городские денежные выплаты региональным льготным категориям 3,1 млрд руб.; направление на оказание адресной социальной поддержки ветеранам, инвалидам и малообеспеченным семьям в виде продовольственной, вещевой помощи и товаров длительного пользования 366 млн. руб.; направление на социальную поддержку в оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан 16,8 млрд руб., направление на выплату субсидий по оплате ЖКУ малообеспеченным семьям 9,1 млрд руб.

В 2008 г. продолжится выполнение приоритетных национальных проектов и городских социальных программ. Предполагается инвестировать в развитие системы образования 29,9 млрд руб. Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение определенных групп населения будет профинансировано из средств бюджета города в размере 4,2 млрд руб.

На реализацию мероприятий городской комплексной программы «Спорт Москвы-2», призванной обеспечить доступность жителям занятий физической культурой и спортом, предусмотрено выделить из бюджета Москвы 18,8 млрд руб.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и программы жилищного строительства в Москве на территории города будут построены жилые дома общей площадью 5,3 млн. кв. м. Для решения общегородских социальных задач будут направлены жилые помещения площадью 2 584 тыс. кв. м.

В целях повышения надежности электроснабжения города предусмотрено ввести в эксплуатацию 5 газотурбинных электроподстанций общей мощностью более 600 МВт, строящихся по инвестиционным контрактам, и 12 электроподстанций общей мощностью около 4 000 МВА по программе ОАО «МОЭсК» и ОАО «Энергокомплекс». Программа предусматривает завершение строительства парогазовой установки на РТС «Строгино» мощностью 260 МВт, газотурбинной электростанции «Внуково» мощностью 90 МВт и 270 Гкал/час, строительство и реконструкцию 9 районных тепловых станций.

В целях создания условий для развития научно-промышленного потенциала Москвы и достижения темпов роста промышленного производства не менее 112 % к уровню 2007 г. предусмотрено направить в 2008 г. бюджетные ресурсы на финансирование

Комплексной программы промышленной деятельности на 2007 — 2009 гг. в объеме 3,347 млрд руб. и расходов на разработку научно-технических проектов в интересах города в объеме 1,6 млрд руб.

Программой развития Москвы на 2008 г. также предусмотрено: не допустить роста уровня безработицы населения выше 0,6 %; создать 52,1 тыс. новых

рабочих мест; трудоустроить 165 тыс. граждан, ищущих работу.

Таким образом, очевидно, что город продолжает развивать социально ориентированную политику. Усилия Правительства Москвы и в 2008 г. будут направлены на то, чтобы также выполнить все поставленные задачи с высоким качеством.

объекты культурного наследия под надежной охраной

В. А. ШЕВЧУК,

председатель Комитета по культурному наследию города Москвы

Комитет по культурному наследию г. Москвы — это орган исполнительной власти, уполномоченный проводить мероприятия в области сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия. В 2007 г. Комитетом была проведена тщательная работа по инвентаризации всех памятников истории и культуры, расположенных на территории Москвы, и в результате сформирован подробный перечень, который сегодня включает 6,5 тыс. памятников истории и культуры. Это объекты федерального значения, которых свыше 2,5 тыс., объекты регионального значения — их около 2 тыс., так называемые выявленные объекты культурного наследия — таких около 1,5 тыс., и заявленные объекты, то есть те, по которым поступили заявки от отдельных граждан, — их более 900.

Перечень памятников истории и культуры опубликован на официальном сайте Комитета по культурному наследию и направлен во все заинтересованные органы исполнительной власти. Благодаря этому документу те или иные градостроительные решения будут приниматься гораздо быстрее и эффективнее, с учетом статуса объектов культурного наследия, который необходим при принятии тех или иных градостроительных решений.

Более того, Комитет по культурному наследию города Москвы разработал информационную систему — Городской реестр и историко-культурный опорный план города Москвы. Это комплексная информационная база, включающая в себя все дан-

ные по поводу того или иного объекта — где, когда и кем построен, кто владелец, пользователь, какие переделки и реставрационные работы осуществлялись, и многое другое. Также реестр содержит сведения обо всей территории памятника. Реестр поможет повысить прозрачность принимаемых решений, возрастет оперативность доступа к информации. Все это поможет избежать ошибок при принятии градостроительных решений.

Сведения реестра будут опубликованы на сайте Москомнаследия. Пока что информация по выписке из реестра становится доступной на основании адресных запросов. Но в будущем система в основном будет открыта для любого пользователя, для коммерческих, общественных организаций, за исключением некоторой закрытой информации (о собственнике, пользователях объекта).

По последним данным городского реестра, на территории города Москвы расположено более 4 893 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, а также 1 446 выявленных объектов наследия. В 2007 г. список объектов культурного наследия регионального значения пополнился двумястами сооружениями. Под охрану взят приют Бахрушина. Статус региональных объектов культурного наследия получили 184 объекта, включая воинский некрополь в Зеленограде — братские могилы и мемориал; мосты — Большой каменный мост, Москворецкий, Крымский. Статус объекта культурного наследия регионального значения придан ценному ансамблю застройки

- 87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.