Научная статья на тему 'Социальные программы: перспективы реальны'

Социальные программы: перспективы реальны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шанцев В. П.

Позволит ли бюджет Москвы на 2004 г. выполнить намеченные социальные программы? Вопрос непраздный, экономическая ситуация складывается достаточно напряженная, но Правительство Москвы никогда не отступало от своих обязательств, даже в печально известный 1998 г. Неслучайно поэтому в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция вице-мэра Москвы Валерия Павловича Шанцева «Бюджет Москвы и реальность социальных программ». Итак, о чем же свидетельствуют цифры и факты?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные программы: перспективы реальны»

Экономика

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛЬНЫ

В. П. ШАНЦЕВ,

вице-мэр Москвы

Позволит ли бюджет Москвы на 2004 г. выполнить намеченные социальные программы? Вопрос непраздный, экономическая ситуация складывается достаточно напряженная, но Правительство Мосты никогда не отступало от своих обязательств, даже в печально известный 1998 г. Неслучайно поэтому в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конфе-ренция вице-мэра Москвы Валерия Павловича Шанцева «Бюджет Москвы и реальность социальных программ». Итак, о чем же свидетельствуют цифры и факты?

Проект бюджета Москвы на 2004 г. сформирован с объемом доходов - 342 290,1 млн руб., расходов - 370 595,2 млн руб. и с превышением расходов над доходами (дефицит) в сумме 28 304,3 млн руб. Объем дефицита бюджета по отношению к доходной части бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета составляет 8,3%, что не превышает уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации (15%).

На погашение дефицита бюджета предполагается направить: привлечение средств по государственным ценным бумагам г. Москвы; поступления от продажи имущества, находящегося в собственности г. Москвы; выступления от продажи акций, находящихся в собственности г. Москвы; поступления от продажи земельных участков, а также от продажи права на заключение договоров их аренды.

Бюджет г. Москвы на 2004 г. по доходам, без учета доходов целевых бюджетных фондов, проектируется в сумме 290 789,5 млн руб., или с ростом к утвержденным показателям 2003 г. в 1,14 раза.

Доходная часть бюджета г. Москвы по налоговым доходам сформирована в условиях действующего в текущем году налогового законодатель-

ства и с учетом утвержденных Федеральным бюджетом на 2003 г. нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов.

Прогноз доходов бюджета г. Москвы на 2004 г. не включает поступления по налогу с продаж, который отменяется с 1 января 2004 г. Минимальные потери бюджета г. Москвы в связи с этим оцениваются на уровне 25,7 млрд руб.

В структуре налоговых доходов основную часть составляют отчисления от федеральных регулирующих источников - 71,8%. Основная доля по-прежнему принадлежит прямым налогам: налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, соответственно 39,6 и 28,5% от общего объема доходов.

Доля региональных налогов сокращается до 9% против 16,8% в 2003 г. В связи с отменой налога с продаж в числе региональных налогов сохраняются налог на имущество предприятий (8,6%), транспортный налог и единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При формировании расходной части проекта бюджета особое внимание уделялось предельной оптимизации предстоящих в 2004 г. бюджетных расходов при сохранении минимально необходимого уровня финансового обеспечения социальной сферы, городского хозяйства, инвестиционной деятельности и других важнейших направлений функционирования столицы, а также безусловного выполнения принятых ранее долговых обязательств. Общий объем прогнозируемых на 2004 г. расходов определен в сумме 370 595,2 млн руб.

Средства бюджета г. Москвы будут сконцентрированы на вводных объектах социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры, на решении задач, обеспечивающих комплексное развитие города, реализацию жилищных программ, первоочередными из которых являются: рекон-

струкция пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, обеспечение жильем молодых семей, решение жилищных проблем очередников.

В проекте бюджета г. Москвы на 2004 г. на развитие малого предпринимательства предусмотрены ассигнования в сумме 1 200 млн руб. Указанные ассигнования позволят в полном объеме обеспечить финансирование мероприятий Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2004 - 2006 гг.

На финансирование отраслей социальной сферы в 2004 г. предполагается направить 111604,3 млн руб., или с ростом против показателей 2003 г. в 1,21 раза.

По всем отраслям социальной сферы применялся единый подход при планировании расходов на следующий год, что позволит создать равные условия для функционирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обеспечения затрат на текущее содержание, оснащение оборудованием и ремонт материальной базы.

В целях социальной защиты работников отраслей социальной сферы при проектировании фонда оплаты труда на 2004 г. учтены все изменения условий оплаты труда, ожидаемые до конца базового года, в том числе: увеличение первого разряда ETC с 01.10.2003 до 600 руб. и городских доплат с 01.09.2003 на 30%. Предусмотрена дальнейшая индексация оплаты труда бюджетников, повышение ставки первого разряда ETC с 01.10.2004 на 20% с сохранением абсолютного размера доплат к ETC, установленных Правительством Москвы. В результате этих мер возрастет и городской минимум оплаты труда, размер которого на 01.01.2004 составит 1 800 руб. в месяц. В целом на оплату труда с начислениями по учреждениям социальной сферы запланировано 33 137,5 млн руб.

В проекте бюджета г. Москвы на 2004 г. расходы на «социальную политику» проектируются в объеме 35 364,8 млн руб., или с ростом против

2003 г. более чем на 25%.

На содержание учреждений «социального обеспечения» предусматриваются ассигнования в объеме 5 142,6 млн руб., что позволит обеспечить нормальное функционирование действующих учреждений системы социальной защиты.

На финансирование Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы на

2004 г. из бюджета г. Москвы планируется направить 25 552,7 млн руб., или с ростом на 17%. Расходы на выплату городских доплат к пенсии определены в объеме 19 596 млн руб., сохранен

уровень доплат неработающим пенсионерам, который будет достигнут к декабрю 2003 г. Расходы на финансирование бесплатного и льготного питания школьников запланированы в сумме 2 687,4 млн руб. На проведение оздоровительных мероприятий для детей и подростков в период школьных каникул предполагается направить 1 306,3 млн руб. Остальные мероприятия Программы запланированы с индексом 1,11 против уровня 2003 г.

В бюджете города на 2004 г. предусматриваются значительные средства на реализацию в Москве мероприятий федеральных законов в области социальной поддержки ветеранов и инвалидов. На мероприятия, подлежащие финансированию из бюджета субъекта Российской Федерации по выполнению Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», проектируются ассигнования в объеме 1 975,3 млн руб., на реализацию Закона «О ветеранах» предусматривается 554 млн руб.

На обеспечение проведения мероприятий по подготовке к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне запланировано в 2004 г. 336 млн руб.

На 2004 г. расходы на молодежную политику определены в объеме 903,9 млн руб., из которых 354,9 млн руб. предполагается направить на обеспечение работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, содержание детского приюта, Городского и межрайонных центров «Дети улиц», Московского городского штаба студенческих отрядов и ряда других досуговых учреждений, выполнение молодежных городских программ, являющихся существенным звеном городской социальной политики и предупреждением подростковой безнадзорности, наркомании и преступности среди детей, подростков и молодежи.

В целях реализации проекта Закона «О молодежи» в проекте бюджета г. Москвы на 2004 г. запланированы средства в сумме 549 млн руб. на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: 1-го ребенка - в 5 кратном размере прожиточного минимума, 2-го ребенка - в 7 кратном размере, и на 3-го ребенка - в 10 кратном размере.

Расходы на государственную поддержку туризма предусмотрены в сумме 270 млн руб., или на уровне 2003 г. Указанные средству позволят реализовать основные мероприятия в сфере развития туризма в г. Москве.

В проекте бюджета г. Москвы на 2004 г. на оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований предусмотрено 278 млн руб.

В ходе пресс-конференции представители средств массовой информации задали вице-мэру Москвы В.П. Шанцеву много злободневных вопросов по рассматриваемой теме. Ответы были даны также и тем, кто прислал сообщения по сети Интернет.

ШАНЦЕВ В.П.: Добрый день! Мы рады, что вы пришли на нашу пресс-конференцию. Тема у нас о бюджете города и о том, как бюджет позволяет выполнять социальные программы. Нами все проектировки бюджета проведены. Материалы утверджены заседанием Правительства и переданы на рассмотрение в Мосгордуму.

Предварительные встречи с профильными комиссиями, которые проводились и по комплексам, и в целом, показывают, что каких-то серьезных разногласий нет. Хотя процесс этот проходит в течение 2-3 месяцев. Какие проектировки бюджета предполагаются? Бюджет будет сформирован с превышением доходов. Объем дефицита бюджета составляет 8,3%. Эта цифра в два раза меньше, чем разрешается по нашему бюджетному кодексу. Она должна быть не меньше 15%. Та налоговая реформа, которая перманентно проходит у нас каждый год, не позволяет нам сегодня сделать окончательные выводы об объемах доходов. На сегодняшний цень мы имеем реальных источников на половину 11 млрд руб. Сегодня такая ситуация, это осложняет экономику, но дефицит будет восполнен несколькими действиями. Привлечение средств по заимствованию за счет размещения ценных бумаг, поступления от продажи имущества, продажи акций и поступления от заключения договоров на аренду. Все это сбалансировано конкретными планами, заданиями и пока на сегодняшний день мы идем в таком режиме, если Минфин найдет нам те целевые источники, которые заменят выпадение доходов за счет отмены налога с продаж, то нам надо будет меньше делать заимствований.

Если говорить по цифрам, на которые мы опирались, то индекс фонда роста оплаты труда 18%, в следующем году темп роста объема производства будет не менее 5%. Если говорить о структуре, то налоговые поступления составят 82% от всех поступлений в доходную часть бюджета. Доля региональных налогов сокращается до 9% против 16,8% в 2003 г., связано с отменой НСП. Сохраняется региональный налог на имущество, транспортный налог и единый налог. Неналоговые поступления планируются 15%, и основой являются доходы от использования имущества. Если говорить о расходах, расходы спланированы с превышением, реально по всем отраслям, в частности, если говорить о комплексе городского хо-

зяйства, будет выделено порядка 79 млрд руб., и рост составит около 12%. Если говорить о социальной сфере, то выделяется 111,5 млрд руб., и рост составит 21%. Мы сумели с учетом средств, которые предполагаем по программе заимствования, сохранить уровень инвестиционной составляющей бюджета на уровне 72%. Он будет равен объему, который мы имеем в 2003 г. Я не буду развивать дальше направление расходов средств по всем комплексам, учитывая то, что у нас социальная направленность бюджета стоит как основная тема.

Сам объем этого финансирования говорит о том, что мы увеличиваем средства, которые мы выделяем на социальные программы. Это значит, что все нами проектируемые краткосрочные и долгосрочные программы финансируются в полном объеме. Строительство объектов образования - в 2,6 больше средств, оснащение образовательных учреждений - в 3 раза больше, комплексная программа защиты жителей города - на 20% больше, реабилитация инвалидов - в 2,7 раз больше. В целом это направление является стратегической целью Правительства Москвы. Первое, мы хотим увеличить финансовые ресурсы для создания материально-технической базы в области образования, культуры, спорта, молодежной политики, считая это одним из главных направлений на ближайшую перспективу. Строительство жилья для переселения -такого рода программы идут с превышением. Для переселения мы построим на 200 000 больше. Если говорить о программах строительства школ, детских садов, то их будет больше или столько же, сколько в 2003 г. В целом на сегодняшний день сомнений в том, что мы не обеспечим базу 2004 г., нет, потому что все проанализировано. Мы встречались со всеми бюджетообразующими системами, договорились о темпах роста производства, услуг. Мы для этого в бюджете предусмотрели финансирование и программу помощи бюджетообразующим отраслям. Для поддержки науки выделяется 1 млрд 100 млн руб. Это цифры, которые ежегодно помогают нам эффективно работать на тех предприятиях, которыми пополняется наш бюджет. Эта система работы очень выгодна для бюджета города. Эта программа будет продолжаться, развиваться. Я бы на этом и закончил основную часть. Готов ответить на вопросы.

Вопрос: Продолжает ли город финансирование программы «Мой двор, мой подъезд»?Кто его контролирует ?

ШАНЦЕВ В.П.: Есть отдельная статья по этой программе. Финансовые ресурсы выделяются в полном объеме. Программу эту заканчивать в бли-

жайший период времени мы не собираемся. Если мы начинали реконструировать дворы по 7 направлениям, сегодня их 20. Сегодня входит в систему работа по комплексному проектированию дворов, где бы были предусмотрены все аспекты для реализации потребностей всех проживающих людей, в том числе программа спорта. Контролируется эта работа Департаментом финансов. Каждый распределитель кредитов отчитывается перед Департаментом финансов о том, на что были выделены средства и на что потрачены.

Вопрос: Реально ли расселить все коммунальные квартиры в Москве к 2010 г. ?

ШАНЦЕВ В.П.: Такая программа по расселению коммунальных квартир, предполагается ее завершить до 2007 г. Но программу расселения всех коммунальных квартир невозможно обеспечить, потому что они образовываются каждый месяц (люди делят лицевые счета и т.п.). Но вы помните, с чего мы начинали? В Москве на время начала реализации программы расселения коренных москвичей из коммунальных квартир было около 40%, а мы планируем довести до 2%.

Вопрос: Планируете ли вы выдвигаться на выборы на должность мэра?

ШАНЦЕВ В.П.: Выдвигаются те, кто хочет где-то участвовать. У нас есть кандидат в мэры из команды Правительства Москвы - Ю. М, Лужков, поэтому я не планирую никуда выдвигаться. Хотя знаю, что меня уже пристраивают мэром Костромы, Губернатором Московской области и т.д. Я еще должен свой долг выполнять: меня избрали вице-мэром, когда мэр уходит в отпуск, го кто будет исполнять обязанности мэра? Я доведу свою работу до конца. В связи с тем, что принято решение Верховным Судом, Дума приняла решение об изменении закона и статуса вице-мэра, это будет назначаемая должность со всеми полномочиями.

Вопрос: За счет сокращения региональных налогов в пользу федеральных уже был сокращен Дорожный фонд. В какой сумме он компенсировался для города? Теперь сокращение от ликвидации НСП. Но от федералов мы компенсацию получим?

ШАНЦЕВ В.П.: На сегодня по НСП мы имеем только около половины. Получаем пока, набором всех увеличений федеральных налогов, на 11,5 млрд руб. С отменой Дорожного налога мы потеряли около 40 млрд руб.

Вопрос: Госбюджет был внесен до рассмотрения федерального бюджета. За исполнение столичных функций запланированы ли поступления?

ШАНЦЕВ В.П.: Никакие доходы в наши проектируемые источники поступлений не записаны. Если мы получим какие-то субвенции и компенсации, это снизит объем наших заимствований и позволит свести бюджет с меньшим дефицитом.

Вопрос: Вы не боитесь, что не хватит поступлений?

ШАНЦЕВ В.П.: Доходная часть просчитана объективно. Была тенденция в течение ряда лет, когда мы старались сделать доходную часть как бы «реальной» (мы так говорим). Получалось, что за счет более эффективной работы реального сектора экономики мы получали больше. Но мы не могли прогнозировать рост больше 17%, идти на это было нельзя, не было объективных показателей, прямо показывающих на такой рост. Потом наша совместная работа, целый ряд объективных причин, сложившихся на мировом рынке, помогли нам это сделать, и мы получили такой рост. Нужно стараться планировать реальные доходы, но не уменьшать их, любая сумма, которая приходит в течение года, трудно реализуется. Экономика рыночная, значит, если ты заранее не сумел подготовиться к заключению контракта и т.п., то в аварийном порядке ты должен тратить больше. Поэтому мы все время проводили такую политику и к в 2004 г. подошли с полным пониманием, что мы должны сделать реальными доходы. Если появятся дополнительные, то только потому, что изменится ситуация, на что мы не рассчитывали.

Вопрос: Каков общий долг Москвы, как его планируется погашать?

ШАНЦЕВ В.П.: Наш объем долговых обязательств составляет всего лишь 20% от годового дохода. Этот долг постоянно обслуживается, мы не имеем никаких долгов перед кредиторами, либо мы переструктурируем, либо пролонгацию обеспечиваем. У нас самый маленький долг из всех крупных городов мира. Мы реально смотрим в будущее и каждый год внимательно следим, чтобы возможности нашего бюджета не были меньше, чем необходимо для обслуживания наших долговых обязательств.

Вопрос: Что имеется в виду под решением задач, обеспечивающих комплексное развитие города?

ШАНЦЕВ В.П.: Мы говорим об инвестиционной программе, которая включает весь комплекс градостроительных задач. Мы должны строить жилье, объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта. Мы предусмотрели средства с увеличением по целому ряду социально значимых отраслей на развитие города. Комплекс не охватывается только бюджетным финансированием инвестиций. Ряд отраслей (гостиничное хозяйство, торговля и другие) развиваются из привлекаемых инвестиций. Там, вы видите, строятся целые торговые сети, там бюджет не участвует. Мы и там имеем взаимоотношения. Только по иностранным инвестициям привлекли 8,5 млрд дол. за прошлый год. Это несравнимые цифры с бюджетным финансированием. Есть специальные программы развития торговли: выделены в градостроительном плане участки и зоны. То есть каждая отрасль городской жизни предусматривает развитие материально-технической базы и ее осовременивание. Например, Военторг построен в 1912 г. Оставить его с тем же самым объемом задач и ничего там не делать? Просто смешно! Будет сохраняться его архитектурный облик, но проводится реконструкция для превращения его в современный торговый центр. Это действующий объект, это не музей.

Вопрос: В этом году заканчивается Комплексная программа по поддержке малого предпринимательства. В следующем году она будет «начинаться снова». Значит ли это, что она положительно себя зарекомендовала?

ШАНЦЕВ В.П.: Мы имеем долговременные цели по различным отраслям. И чтобы достигать стратегических целей, надо иметь среднесрочные программы (три года). Поэтому, когда заканчиваются очередные три года, то в конце их утверждается новая трехлетняя программа. Это и сделано с программой поддержки малого предпринимательства: она пролонгирована на очередные три года. Эта программа одна из приоритетных, около 200 тыс. малых предприятий в Москве -70% от числа малых предприятий в России. Там работают около 1,5 млн москвичей. Если учесть, что средняя семья состоит из 3 человек, то 4,5 млн москвичей, то есть практически половина, имеют доход от малого бизнеса. Около 40% бюджета в доходной части мы имеем от эффективной деятельности малого предпринимательства. В рыночной экономике на сегодня малые предприятия наиболее эффективны, им не надо крупных капиталовложений для постановки новых видов продукции и услуг. Поэтому мы поддер-

живаем малое предпринимательство, это одно из целевых направлений.

Вопрос: Как реализуется программа создания магазинов, находящихся в шаговой доступности?

ШАНЦЕВ В.П.: Эта программа апробирована в Зеленограде на примере сети магазинов «Утконос». Запланировано построить 465 магазинов в 10 округах за три года. Эти магазины будут со своими распределительными центрами в каждом округе. Под эти системы выделяются помещения, например на первых этажах (квартиры выкупаются у жителей первых этажей, на что мы с удовольствием идем, потому что на первом этаже жить гораздо труднее).

Вопрос: Органам местного самоуправления дано 2 тысячных бюджета. Много это или мало?

ШАНЦЕВ В.П.: Им выделены функции, в соответствии с законодательством. Выделено столько средств, сколько нужно для реализации этих функций. Никакого дефицита финансовых ресурсов у них нет.

Вопрос: Когда снесут все пятиэтажки панельного типа, будут ли сносить панельные девятиэтажки?

ШАНЦЕВ В.П.: Программа снесения рассчитана до 2010 г. Сейчас составлены адресные списки до 2007 г. По этим планам последняя пятиэтажка будет снесена в 2010 г. По сносу девятиэтажных домов вопрос не рассматривается. У нас нет необходимых финансовых возможностей, да и срок эксплуатации этих домов еще не истек. Но там, где целесообразно, когда реконструируется целый микрорайон, если инвестору выгодно сносить будет девятиэтажный панельный дом и на его месте строить другой, мы на это с удовольствием пойдем.

Вопрос: Скажите, предусмотрена ли бюджетом Москвы на 2004 г. дотация на ЖКХ? И будет ли компенсация тем, у кого низкий доход?

ШАНЦЕВ В.П.: Дотации будут. Сейчас рассматривается вопрос, чтобы все дотации через лицевые персонифицированные счета квартиросъемщиков направлять тем организациям, которые эксплуатируют жилой фонд. Тогда это создаст рыночную ситуацию, когда услуга будет стоить 100%, а будет оплачиваться из двух источников. Порог субсидий сегодня составляет

13%, что существенно ниже, чем в среднем по России. Смысл этого порога заключается в том, что если коммунальные платежи выше 13% совокупного дохода семьи, то эта сумма возмещается из регионального бюджета. В связи с тем, что в ближайшее время будет переход на рыночные отношения, планируется, для того чтобы не увеличивать расходы, понизить этот порог до 10 или 9%. Сейчас идут экономические расчеты. Они позволят нам оптимизировать бюджет и доходы населения. Давно уже об этом говорим, по России коммунальные платежи существенно меньше, по причине того, что жилье менее комфортабельно. Любая услуга для эксплутационной организации должна что-то стоить, если эксплута-ционная организация работает в убыток, то эта услуга будет прекращена. Мы обеспечим этот шаг с учетом доходов населения. Если доходы населения не смогут обеспечивать эти платежи, то их просто не будет.

Вопрос: По строительству жилого дома на ул. Алабяна. Дом строится, и планом предусмотрен снос детской спортивной школы. Говорят, что детям будет предоставлена возможность ходить в специальный спортивный зал. Так ли это?

ШАНЦЕВ В.П.: Любая ликвидация объекта предусматривает его полную компенсацию. Убежден на 100%, что если сносится детская спортшкола, то будет дана лучшая. Это необходимое условие, но будет это в доме или рядом, надо смотреть проект.

Вопрос: Есть ли сведения о размещении сберегательного займа среди населения? Не могли бы вы назвать объем долговых обязательств?

ШАНЦЕВ В.П.: Долговые обязательства - это 28 млрд, и половину мы будем занимать. Второе - займ. Мы осуществляем сейчас займ среди населения в объеме 1 млрд руб. Два банка организуют процесс - Сбербанк и Внешторгбанк.

Вопрос: Довольны ли вы тем, как представлен малый бизнес в системе городского хозяйства? Приносит ли какие-то результаты программа формирования кондоминимумов?

ШАНЦЕВ В.П.: Нет системы 100%-го финансирования услуги в жилищном хозяйстве. Дотации получают ГУПы. Через сам дом непосредственно эта услуга не идет. Если кто-то из малых предпринимателей желает взять на эксплуатацию дом, то он этих средств не получит. Нам надо

выстроить систему, когда услуга считаема. Если мы это сделаем, то эти предприятия будут, как грибы, расти. Они должны расти, исходя из объективной экономической ситуации. Мы создаем систему единых расчетных центров, чтобы объединить бюджетные деньги и средства жильцов. Каждый будет смотреть в объеме своей экономики, сможет ли он выполнить эту услугу за свои деньги или нет. Что касается кондоминимумов, то мы пытаемся это создать. Но они сталкиваются с такими же явлениями, что и малый бизнес. Как будут использоваться нежилые помещения в этом доме? Ведь по многим заключены договоры на 49 или 15 лет, некоторые выкуплены и т.д. Как будет использоваться территория вокруг домов? Опять здесь мы пошли неправильным путем, мы начали приватизировать квартиры, не определяя собственника общей площади. Мы внимательно смотрим и пытаемся создать экономические условия, когда они будут нормальными, эти товарищества будут возникать сами. Когда люди за свои деньги строят дом, то они нанимают компанию, которая будет обслуживать этот дом по своим тарифам. Когда мы это сделаем, тогда все начнет работать на более ци-вилизованых условиях.

Вопрос: Какие перспективы у экологической программы?

ШАНЦЕВ В.П.: Есть специальный экологический фонд, и там предусмотрены и озеленение, и рекультивация тех участков, которые были заняты под городские нужды, и приведение в порядок русл малых рек и водоемов. Все там расписано.

Вопрос: По поводу пятиэтажек. Вы сказали, что последнюю снесут в 2010 г. А как же часть пятиэтажек которые принадлежат различным ведомствам?

ШАНЦЕВ В.П.: Дело в том, что надо различать пятиэтажки сносимых и несносимых серий. Если, например, у Минатома есть пятиэтажки сносимых серий, то там инвестиционные проекты будут вести они, а мы будем создавать им условия. Должен осуществлять инвестиционный проект хозяин. Работа ведется.

Вопрос: Будет ли вводиться повременная оплата за телефон в Москве?

ШАНЦЕВ В.П.: Мы считаем, что вводить повременную оплату преждевременно и нецеле-

сообразно. Об этом говорит наш анализ и изучение опыта ведущих стран мира, которые имеют полную телефонизацию. Там, где ввели повременную оплату, работы не получилось. Есть тарифная система, она везде применяется. Нам надо решить, чтобы опять велось распределение доходов от работы телефонной сети между уровнем федерации и уровнем регионов. Нигде в мире местные переговоры не являются рентабельными. Все телефонные компании живут за счет высокой рентабельности междугородных и между-

народных переговоров. В России распределение этих доходов идет в размере 70% региональным а 30% федеральному, а в Москве все наоборот. Нам должны создать либо одинаковые условия, либо на конкурсе получить оператора.

ОТ РЕДАКЦИИ. Если при прочтении статьи у вас возникли вопросы или предложения, их охотно рассмотрят в Информационном центре Правительства Москвы. Телефон прямой связи Правительства Москвы с жителями города: 200-67-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.