Экономика
ПРОБЛЕМЫ ЗАЕМНОЙ ПОЛИТИКИ, ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНОГО И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
С. Б. ПАХОМОВ,
председатель Комитета государственных заимствований
города Москвы
В Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция, на которой Сергей Борисович Пахомов рассказал об итогах заемной политики города Москвы, ее проблемах и перспективах, о повышении инвестиционной привлекательности строительства дорог и жилых домов. В пресс-конференции приняли участие заместитель Генерального директора СТУП «Мосфинагентство» A.B. Коваленко и начальник Управления маркетинга ЗАО «Га-рант-М» И.Е. Шилкин.
ПАХОМОВ С.Б.: Думаю, у тех, кто собрался в этом зале, есть уникальная возможность получить информацию о состоянии долга города Москвы, о результатах нашей работы. Фактически мы уже выполнили Программу заимствований г. Москвы в области выпуска облигационных займов. Однако у нас еще осталась работа в этом году. Мы должны привлечь в бюджет города Москвы примерно 7,4 млрд руб. Пока мы планируем сделать это через банковские кредиты в рублях. Я не исключаю, что, возможно, произойдут некоторые изменения в Программе заимствований и с учетом складывающейся конъюнктуры рынка мы проведем еще какие-то действия, разместим дополнительные облигации на внутреннем рынке.
Что хотелось бы сказать о 2004 годе? Он был достаточно трудным для нас. Это был по цифрам рекордный год в нашей истории. Общий оборот Программы заимствований г. Москвы в этом году с учетом 7-летнего еврооблигационного займа, который начал свою жизнь 12 октября 2004 г., составил почти 55 млрд руб. Никогда в своей истории город так много не предпринимал на рынке заимствований.
Мыв общем-то довольны этим годом, тем, что удалось достичь, не побоюсь такого слова, прорыва на внутреннем рынке наших облигационных займов. В начале года мы очень успешно разместили облигации Москвы сроком обращения 7 лет - облигации, деноминированные в рублях. Ну и, наконец, 6 октября мы разместили наши облигации сроком обращения 10 лет. Таким образом, мы расширили горизонт долговых обязательств г. Москвы до 2014 г. Размещение прошло очень успешно. Вторичные торги показали, что эти облигации востребованы российскими и иностранными инвесторами. В дальнейшем доходность по облигациям г. Москвы сроком обращения 10 лет снизилась с 8,3 до 8,1%. То есть это показывает очень большой интерес банков и инвестиционных компаний к облигациям г. Москвы в рублях с длительным сроком размещения. Очень успешно прошло размещение нашего евро-облигационного заема. Впервые в истории города нам удалось разместить полноценный среднесрочный еврооблигационный заем со сроком обращения 7 лет. И мы, и весь рынок признает, что это было очень агрессивное размещение. Купон по еврозайму г. Москвы составил в итоге 6,45%. Это, конечно же, по доходности самый дешевый еврооблигационный заем в нашей истории, в истории всех российских еврооблигационных займов, которые выпускали и резиденты, и государство, и российские регионы.
Планы на следующий год не будут такими масштабными, как в этом году. В следующем году у нас отсутствуют какие-либо операции на внешнем рынке. Мы сосредоточим свою деятельность на рефинансировании внутреннего долга, погашаемого в
2005 г. Ну и конечно, мы будем продолжать работу по привлечению новых облигационных займов с целью финансирования инвестиционной программы г. Москвы. Пока в проекте бюджета на 2005 г. предусматривается общий объем операций города на рынке заимствований примерно в 39,4 млрд руб. Большая часть этих операций, естественно, будет проходить на нашем рынке облигационных займов в рублях. Через размещение ценных бумаг мы планируем привлечь примерно 29,5 млрд руб. Значительная часть этих средств пойдет на рефинансирование наших облигаций, погашаемых в следующем году. И 20 млрд руб., как это планируется сейчас, пойдет на финансирование инвестиционных программ г. Москвы 2005 г. То есть мы остаемся очень активным игроком на рынке внутренних займов. Мы будет и в дальнейшем улучшать структуру нашего долга. По показателям долговой нагрузки Москва находится в очень благоприятной ситуации. Абсолютно нет никакой опасности какого-либо финансового или долгового кризиса. В конце этого года общий долг г. Москвы по отношению к бюджетным доходам 2004 г. составит сумму примерно в 28,5%. В следующем году планируемые цифры говорят о том, что наш долг составит 32-33% к нашим годовым бюджетным доходам. То есть по всем показателям, по всем мировым, российским, бюджетным критериям это совершенно управляемая долговая нагрузка, и не стоит ожидать никаких сенсационных новостей негативного плана в отношении заимствований г. Москвы, что бы ни говорилось и что бы ни писалось в нашей прессе, иногда из ка-ких-то политических соображений.
Вопрос: Когда можно ожидать какого-то решения по поводу аукционов, если они будут в этом году? И не планируете ли вы разместить в следующем году еще более длительный заем?
ПАХОМОВ С.Б.: В этом году пока не планируются аукционы. Я говорю «пока», потому что программа заимствований г. Москвы — это достаточно гибкий документ. Конъюнктура рынка позволяет нам эту программу варьировать, не меняя общих показателей. Мы можем каким-то образом варьировать нашу активность между рынком банковских кредитов и рынком облигационных займов. Но пока мы не планируем размещения облигационных займов в этом году. В следующем году, я думаю, первое размещение пройдет в конце января — первых числах февраля. Мы обычно стараемся корректировать нашу деятельность в соответствии с рыночными ожиданиями. Облигации, которые имеются у нас в портфеле, уже зарегистрированы, они и рынку, и
читателям, и СМИ хорошо известны. Таких длинных облигаций, как облигации, размещенные 6 октября, у нас в портфеле пока нет, но думаю, что мы будем держать горизонт наших заимствований достаточно длительным в следующем году. Мы планируем, как только будет одобрен и принят бюджетный закон 2005 г., обратиться в Министерство финансов для регистрации новых условий эмиссии и обращения ценных городских бумаг. Там мы будем предусматривать срок обращения, который будет достаточно реальным. Мы пока считаем, что сроки обращения, выходящие за 10-летний горизонт, будут пока все-таки дорогими для г. Москвы. Конечно же, развитие ситуации на рынке корректирует наши ожидания. Я, например, высказал ранней весной такое предположение, что мы попытаемся в этом году разместить наши облигации сроком обращения 10 лет. Развитие ситуации, рост рынка и спроса на облигации в нашей стране превзошли все мои самые оптимистические ожидания. Причем нарастание событий было достаточно стремительным, и могу признать, что еще в начале сентября мы достаточно осторожно относились к идее разместить наши облигации сроком обращения в 10 лет. Однако реальность показала, что это возможно, более того, этот инструмент оказался очень востребованным. Поэтому, я думаю, у нас будет пакет облигаций сроком обращения не более 10 лет. Возможно, подумаем над тем, чтобы были облигационные займы в рублях и с более длительным сроком обращения. Я думаю, в следующем году мы будем ориентироваться на займы где-то до 10 млрд руб. и на сроки обращения от 2 до 10, может быть, до12 лет.
Вопрос: Какие структуры наиболее охотно пытаются скупать заем, как наши, так и иностранные ? И во что они вкладывают деньги?
ПАХОМОВ С.Б.: На внутреннем рынке у нас очень активно работают три категории инвесторов. Это российские банки, они очень активно скупают наши облигации, во-первых, для того, чтобы включать их в свои собственные портфели и, во-вторых, для того, чтобы продавать их своим клиентам. Значительное число наших облигаций на внутреннем рынке приобретается инвестиционными компаниями, фондами, паевыми инвестиционными фондами. Появились в небольшом объеме страховые компании. Существует небольшой процент негосударственных пенсионных фондов. И еще одна группа инвесторов — это иностранные инвесторы. Они действуют, как правило, через российские дочки иностранных банков, это все иностранные банки, которые присутствуют здесь, в Москве. Они очень активно при-
обретают наши облигации, и мы видим, что это не только приобретение в целях инвестирования средств банка, но там и очень много средств клиентов.
Среди иностранных инвесторов очень показательным было размещение нашего еврооблигаци-онного займа. В общей сложности спрос на наши еврооблигационные займы превысил предложение примерно в 4 раза, то есть на 374 млн евро. Книга заказов, сформированная нашими банками-менеджерами, составила почти 1,4 млрд евро. Подали заявки на участие около 170 инвестиционных банков, компаний, фондов. В итоге наши облигации были распространены среди 160 институциональных инвесторов. Показательным было следующее: у нас появился класс инвесторов, которые раньше не приобретали ни московских, ни российских еврооблигаций. То есть это инвесторы, которые ориентируются уже на высококачественных заемщиков, тех, кто имеет инвестиционный рейтинг. И в целом у нас создалось твердое впечатление, что Москву рассматривают как город с инвестиционным рейтингом, который такого рейтинга пока еще на бумаге не имеет, но фактически входит уже в эту категорию по своим макроэкономическим показателям, по показателям задолженности, по своему финансовому положению. Это для нас было очень лестно, очень отрадно. Географически наши инвесторы — это в основном европейские инвесторы. У нас примерно 27-28% было куплено инвестиционными банками, компаниями и фондами, которые базируются в Великобритании. Немножко меньше, примерно 22-23%, было приобретено немецкими инвесторами, на третьем месте инвесторы, базирующиеся в Швейцарии. Появились азиатские инвесторы, это приблизительно 15% от размещенного займа. Американских инвесторов было немного - где-то около 5%. Это понятно: заем был деноминирован в евро, а традиционная валюта для американских инвесторов — это доллар. Ну и второе — мы юридически не готовили этот заем под американский рынок. То есть ряд ограничений в США не позволяют американским инвесторам напрямую приобретать заемы, размещаемые в Европе, без соответствующего юридического обеспечения. Так вот, наш займ был как раз рассчитан на распространение в Европе, поэтому профессиональные американские инвесторы использовали какие-то свои офшорные возможности. Италия, которая очень активно принимала участие в наших предыдущих займах, в этот раз была менее активной. Но причина здесь не связана с Москвой, это последствия латиноамериканского долгового кризиса, особенно аргентинского кризиса. Итальянские инвесторы очень сильно обожглись на аргентинских облигациях, которые они покупали
очень много, и в Италии был введен ряд ограничений научастие частных инвесторов на рынке акций так называемых зарождающихся рынков, к которым принадлежит и г. Москва. Где-то только порядка 7% займа было продано в Италии, и это все только институциональные инвесторы.
Вопрос: Не подскажете в общих чертах, куда идут эти деньги, на какие программы они тратятся?
ПАХОМОВ С.Б.: Заемные деньги по нашему бюджетному законодательству тратятся по двум направлениям: первое — рефинансирование существующего долга, и второе — то, ради чего мы работаем, - это финансирование программы капитального строительства и инвестиционной программы г. Москвы. В нее входит большой спектр проектов. Прежде всего, это дорожное строительство, это муниципальное жилищное строительство. Практически в каждом московском доме, построенном в рамках Программы строительства муниципального жилья, есть доля займов. Это объекты инженерной инфраструктуры: водопровод, канализация, теплоснабжение. Наконец, это объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, больницы, общественные здания. Не надо думать, что инвестиционная программа финансируется исключительно за счет займов, это неверно. Объем наших займов в финансировании инвестиционной программы составляет примерно 20-25% - на 75-80% средств из бюджета г. Москвы.
Вопрос: Есть ли займы, которые, как в сталинские времена, рассчитаны на частных лиц?
ПАХОМОВ С.Б.: Присутствующим хорошо известно, что мы успешно разместили осенью 2003 г. 2 московских займа в рублях. Мы их назвали сбер-займами. Они хорошо разошлись, может, далеко не весь объем попал именно к частному инвестору, там был большой процент инвесторов профессиональных, которые выступали под прикрытием частных инвесторов. Но, тем не менее, несколько сотен миллионов рублей дошли до частных инвесторов. Дело в том, что эти займы по своей структуре, юридическому обеспечению и по технологии обращения ничем не отличаются от наших займов, которые размещаются на бирже. Любой инвестор может обрести их в рублях, и в целом не имеет никакого значения такая особая структура займа. Мы и сейчас продаем уже напрямую (это новый проект) наши облигации в рублях. Пока мы это делаем осторожно, проект полностью обкатан, первые продажи пошли. Вот такие первые клиенты уже появились, звонки идут,
телефон «горячей линии» тот же, что и в прошлом году: 788-99-00. Их немножко разочаровывает доходность, которую мы можем предложить, потому что она ниже доходности на рынке наших займов в 2003 г. Тем не менее мы рассчитываем, что число клиентов будет расти.
Вопрос: А в каких величинах выражается доходность, от чего она зависит ?
ПАХОМОВ С.Б.: Конечно, она зависит от срока обращения займа. Я думаю, Андрей Владимирович, который непосредственно занимается продажей таких облигаций частным клиентам, может сказать о доходности, сложившейся на нашем рынке.
КОВАЛЕНКО A.B.: На сегодняшний день цены, устанавливаемые Комитетом государственных заимствований, основываются на аналогичных выпусках, торгуемых на бирже. Поэтому дать доходность для населения выше мы позволить себе не можем. Соответственно с учетом того, что самые длинные бумаги с погашением в 2014 г. торгуются с доходностью 8,1% годовых, вы можете представить себе, что вся остальная доходность с погашением в 2007 г. — это будет меньше 8% годовых. Однако население приобретает эти облигации, потому что не всегда человек гонится за доходностью, очень важен момент надежности. Банковский кризис, как считают специалисты, тоже внес определенную напряженность. Многие вышли из банковских депозитов и покупали облигации, в том числе и наши.
Вопрос: Вы сказали, что средства от размещения займов идут на рефинансирование и финансирование инвестиционных программ. Очевидно, что строительство больниц, дорог и т.д.— это все неприбыльные вещи. А за счет чего тогда обеспечивается доходность?
ПАХОМОВ С.Б.: В вашем вопросе, по-моему, сразу три вопроса. Первое — что это за долг, который мы рефинансируем? Мы рефинансируем тот долг Москвы, который возник в свое время через финансирование той же самой инвестиционной программы, программы капитального строительства. С самых своих первых шагов в 1997 г., когда Москва вышла на рынок займов уже в своем новом качестве, мы использовали поступившие средства исключительно для финансирования инвестиционных проектов. Поэтому вот эти старые долги, которые рефинансируются постепенно, они также вызваны инвестиционной программой.
Второе — а за счет чего же мы берем деньги на выплату по займам и обслуживание долга? Да, про-
екты инвестиционной программы и строительства не носят коммерческого характера, не приносят городу дохода, и в принципе это как раз та сфера деятельности, которую государственная власть должна финансировать. Потому что если проект имеет в себе коммерческую составляющую, коммерческий риск, если он имеет хорошие перспективы с точки зрения прибыли, такими проектами должен заниматься частный капитал, и он ими занимается вполне успешно. То есть государство в области инвестиционной деятельности и развития инфраструктуры должно брать на себя именно те сферы деятельности, куда частный капитал не идет. Но не следует думать, что инвестиционная программа города Москвы экономически неэффективна. Как раз экономически это достаточно эффективный инструмент, который очень серьезно стимулирует развитие экономики города. Инвестиции за счет бюджета и привлечения займов — это очень серьезный экономический локомотив для города, создание внутреннего спроса. Если вы посмотрите на инвестиционную программу вместе с займами, то это около 2 млрд дол., или 60-70 млрд руб. Естественно, этодаеточень серьезный дополнительный экономический эффект, экономика Москвы развивается гораздо быстрее, чем экономика России в целом.
Наконец, вы прекрасно знаете, что уровень жизни, уровень оплаты в столице выше. Инвестиционную программу выполняет множество подрядчиков, Москва — это большой и емкий трудовой рынок, причем не только для москвичей, но приезжих из России и зарубежья. Все это дает эффект экономического мультипликатора. Поэтому имеется серьезный и динамичный рост доходов городского бюджета, который опережает инфляцию. Общие бюджетные доходы Москвы в этом году составят очень серьезные суммы, цифра составит 374 млрд руб., и мы довольно оптимистично смотрим и в следующий год — цифра планируется в 390 млрд руб.
Вопрос: Каков общий долг Москвы?
ПАХОМОВ С.Б.: На 11 октября внутренний долг составил примерно 71 млрд руб. Внешний долг, если реально говорить, состоит из 2 еврозаймов общей суммой 774 млн евро. У нас еще имеется небольшая часть — некоторые кредиты в долларах, есть гарантии г. Москвы. То есть внешний долг, если мы пересчитаем в доллары с учетом курса, — это примерно сумма в 980 млн дол. И есть еще около 10 млн дол. — это долг банковский. Имеется еще гарантия на 50 млн дол. в городском бюджете. Таким образом, общий долг, если мы пересчитаем его в рубли, прямой долг составит 94,3 млрд руб., ну и гарантии.
К концу года мы планируем, что общий долг составит 107 млрд руб., что составит примерно 29% от планируемых доходов бюджета.
Кстати, обращаю внимание, что имеется наш сайт — www.moscowdebt.ru. Там имеется полная информация о нашем долге, о Программе заимствований, о финансово-экономическом положении г. Москвы. Мы ее обновляем в онлайновом режиме.
Вопрос: Не подскажете ли конкретные сроки размещения облигаций ? И правильно ли мы поняли, что в следующем году будут облигации со сроком обращения 12 лет?
ПАХОМОВ С.Б.: Я думаю, мы начнем их размещать ближе к середине следующего года, потому что нам надо их оттестировать. Реально это май следующего года. Возможно, если ситуация с бюджетными доходами будет очень хороша, это начнется и раньше. Что касается конкретно сроков обращения наших облигаций следующего года — я всегда стараюсь очень осторожно говорить о наших планах, потому что они меняются. Мы очень гибко подходим к состоянию рынка, ликвидности рынка, наличию средств и интереса к нашим облигациям. Нам придется проанализировать все это очень детально и самим себе ответить на вопрос, а каково будет соотношение цены и срока обращения облигации?
Если рынок будет требовать значительной премии за срочность обращения облигации, тогда, вероятно, нам придется воздержаться от выпуска облигаций с очень большим сроком обращения. Если же кривая нашей доходности, которая есть сейчас, будет оставаться «плоской» и если разница в стоимости обслуживания 15-летней облигации мало чем будет отличаться от стоимости обслуживания 10-летней облигации, наверное, это нас будет стимулировать к выпуску 15-летних облигаций. Но эта картина не очень соответствует классическому состоянию рынка, что говорит о том, что наш рынок еще пока только формируется. Потому что классика требует того, чтобы была большая разница в размере купона, например, между 5-летней и 10-лет-ней облигацией.
КОВАЛЕНКО A.B.: Я хотел бы добавить немного. В сентябре Центральный банк РФ принял реше-
ние о включении московских облигаций в ломбардный список. И с 18 октября на ММВБ начнутся торги московскими облигациями. Торговля будут проходить параллельно в двух секциях: фондовой и государственных бумаг. Это, безусловно, для нас хорошая новость, потому что повышает ликвидность этих бумаг.
ПАХОМОВ С.Б.: Я добавлю два слова к тому, что сказал Андрей Владимирович. Центральный банк и г. Москва будут выступать как дополнительные источники ликвидности на рынке. Обороты возрастут на нашем рынке, и вообще он получит новый динамичный толчок.
Вопрос: Сейчас обсуждается идея частногосудар-ственного партнерства. Как вы к этому относитесь ?
ПАХОМОВ С.Б.: Я считаю, что в г. Москве уже существует наработанная практика частногосудар-ственного партнерства. Это, прежде всего, в сфере рыночного жилищного строительства. Там фактически уже существует партнерство между частным капиталом и городом. Город строит за свой счет, допустим, инженерные сети, предоставляет землю, а частные инвесторы предоставляют свои капиталы для частного жилищного строительства. И потом все это реализуется на рынке. Город получает свою определенную долю. Это достаточно отработанная сфера деятельности, которая, на мой взгляд, есть пример частногосударственного партнерства. Сточки зрения выполнения конкретных проектов у нас пока в России, конечно, не отработана и не создана законодательная база для такого партнерства, здесь потребуется еще ряд законодательных актов, которые дадут Правительству Москвы еще большую степень гибкости. Пока что федеральное законодательство, которое существует, и построенное на его основе городское законодательство накладывают достаточно жесткие рамки на то, что может делать городское правительство и чего оно не может делать в этой сфере. Например, создание каких-либо совместных предприятий с частным капиталом — это достаточно регламентированная сфера деятельности, где законодательство не облегчает их создание. Но интерес к этому есть. Мы со своей стороны некоторые проработки ведем, насколько они реализуемы, покажет будущее.
От редакции. Если у наших читателей возникнут вопросы или предложения, касающиеся исключительно актуальной темы статьи, то их можно сообщить либо по телефону прямой связи Правительства Москвы с жителями города 200-67-30, либо по телефону «горячей линии» 788-99-60. Очевидно, поможет вам и знакомство с сайтом www.moskowdebt.ru.