4(19) - 2005
Инвестиции
ЗАЙМЫ, УСКОРЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
С.Б.ПАХОМОВ,
председатель Комитета государственных заимствований города Москвы
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная программе заимствований города Москвы на 2005 г. и путям ее осуществления. Сергей Борисович Пахомов отметил, что деятельность Комитета государственных заимствований города Москвы отмечена целым рядом принципиальных новшеств, достижением новых рубежей в сфере государственных заимствований и управления долгом. Принципиальным явилось дальнейшее усиление роли публичных инструментов заимствований, то есть облигаций. Выпуск внутренних облигаций в рублях и успешное размещение еврозайма в сентябре прошлого года позволили создать хорошую структуру долга. Сейчас публичный долг в объеме общего долга города составляет 93%. Произошло снижение валютных рисков для города Москвы.
В пресс-конференции приняли участие A.B. Коваленко, заместитель Генерального директора СГУП «Мосфинагентство»; И.Е. Шилкин, начальник Управления маркетинга ЗАО «Гарант-М».
В ходе пресс-конференции председатель Комитета государственных заимствований города Москвы С.Б. Пахомов ответил на многочисленные вопросы представителей средств массовой информации.
ПАХОМОВ С.Б.: Прежде чем перейти к 2005 г., хотелось бы очень коротко подвести итоги прошлого года. Он внес целый ряд принципиальных новшеств и позволил достичь новых рубежей в нашей деятельности. Принципиальным для нас явилось дальнейшее усиление роли публичных инструментов заимствований, то есть наших облигаций. Это, прежде всего, внутренние облигации в рублях и успешное размещение еврозайма в сентябре 2004 г. Это позволило создать хорошую, здоровую структуру московского долга. Сейчас наш публичный долг в объеме общего долга города составляет 93%. Это очень хороший показатель, мы и дальше его будем улучшать. Принципиально положительным фактором явилось снижение валютных рисков для города
Москвы. Мы наращивали наш долг исключительно за счет операций на внутреннем рынке облигаций, поэтому доля наших облигаций, номинированных в рублях, возрастает и, пропорционально, доля нашего долга снижается. В течение 2004 г. удалось снизить долю внешней задолженности Москвы в общей структуре долга с 49 до 39%. Конечно, эта тенденция продолжится и в 2005 г.
Хорошими темпами развивался наш рынок внутренних облигационных займов, и сейчас наряду с рынком облигаций федерального правительства, рынком ГКО и ОРЗ, это рынок, принципиально важный для страны, это второй в стране рынок публичного долга после федерального правительства. Я назову конкретные цифры в отношении доли и значения нашего рынка. Следует отметить, что это очень ликвидный рынок, это тоже принципиальное достижение 2004 г. Среднемесячный оборот вторичного рынка на рынке облигаций Москвы в рублях приблизился к 20 млрд руб. Сейчас объем облигаций в обращении составляет 66,5 млрд руб. Следует отметить, что все новые займы города размещались на внутреннем рынке, внешний рынок играет сейчас подчиненную роль. Мы осуществляем только рефинансирование наших внешних обязательств, осуществляем это в те годы, когда у нас имеются еврозаймы, подлежащие погашению. В прошлом году на рынок внутренних облигаций города пришлось 64% размещения всех наших долговых обязательств. Доходность, по которой мы привлекали средства в экономику города, в зависимости от конъюнктуры, периода, срочности размещения и обращения облигаций, составила от 6,3 до 8,9%. Вы видите, что это значительно ниже уровня инфляции, и это, я хочу подчеркнуть, значительно ниже темпов роста дохода города. Это говорит о том, что рост нашей задолженности и стоимость обслуживания этой задолженности значительно отстают от темпов роста доходов города Москвы. То есть своей деятельностью мы ни в коей мере не ухудшаем кредитоспособности
города. Сейчас в совокупном объеме долга города доля облигаций составляет 57%.
Ну и принципиально новым в 2004 г. явилось размещение полноценных среднесрочных облигаций города в рублях и в иностранной валюте. Прежде всего хотелось бы отметить, что нам удалось разместить внутренние облигационные займы сроком обращения в 7 и 10 лет, и нам удалось разместить 7-летний еврозайм, причем по доходностям, которые находятся на очень хорошем уровне для Москвы и, естественно, удовлетворяют и инвесторов. Все эти принципиально новые займы пользовались очень большим спросом и очень охотно приобретались как зарубежными, так и отечественными инвесторами. Хочу отметить, что на эти три займа в 2004 г. пришлось 60% всех наших заимствований. Хорошее исполнение бюджета города Москвы привело к тому, что решением Правительства Москвы были сокращены наши операции, программа заимствований была сокращена, потому что хорошо собирались доходы, была довольно хорошая экономия в расходах нашего городского бюджета. Поэтому фактически вместо запланированных 26 млрд руб. на финансирование бюджетного дефицита нами был привлечен 21 млрд руб. Мы также считаем, что это привело к тому, что долг города не достиг той величины, которою он мог бы потенциально достичь. Естественно, объем долга сейчас на 5 млрд руб. меньше того объема, который был запланирован в бюджете 2004 г.
Следует отметить, что сейчас подавляющую долю внутреннего долга составляют облигационные займы в рублях и объем банковских кредитов в нашем портфеле сейчас незначителен, составляет всего лишь 2 млрд руб. В итоге в 2004 г. мы привлекли в результате наших операций на внутреннем и внешнем рынке сумму, эквивалентную 47,8 млрд руб. Это, прежде всего, наши государственные облигации на внутреннем рынке объемом в 32,4 млрд руб. Это, как я уже сказал, рублевые кредиты в 2 млрд руб. Это еврозайм в 374 млн евро или примерно в 13,4 млрд руб. по курсу на момент размещения. В 2004 г. мы погасили долговых обязательств города на сумму, эквивалентную 27,9 млрд руб. Были погашены наши облигационные займы в рублях на 9,4 млрд руб., банковские кредиты в рублях на 4,8 млрд руб., кредиты в иностранной валюте на31 млндол., еврозайм на сумму 350 млн евро (примерно 12,8 млрд руб. по курсу на момент погашения).
Мы также проводили активные операции на рынке наших облигаций по управлению долгом. Могу сказать, что было откуплено наших государственных облигаций в рублях на сумму в 3,6 млрд руб.,
досрочно были погашены банковские кредиты на сумму в 4,8 млрд руб. Обслуживание долга в 2004 г., то есть процентные выплаты города составили 8,6 млрд руб. Успешно проводились аукционы. Все наши облигации, размещавшиеся в 2004 г. на внутреннем рынке, пользовались очень большим спросом. Очень хорошим спросом пользовался внешний займ. Я думаю, вы помните, что переподписка на спрос на наш внешний займ 2004 г. превысила 1 млрд 300 млн евро. Следует напомнить, что в тот период это был еврозайм, размещенный с рекордно низкой доходностью за всю историю российских еврозаймов, а именно в 6,45% годовых. Сейчас, конечно, в связи с дальнейшим улучшением экономической, финансовой конъюнктуры, в связи с повышением рейтинга РФ российские корпоративные эмитенты размещают займы с еще более низкой доходностью. Это процесс, который не может нас не радовать.
Во внешнем займе 2004 г. мы впервые увидели очень хорошее присутствие таких инвесторов, которые раньше не только московских займов не покупали, но и не покупали и российских займов. То есть это были инвестиционные фонды, которые ориентируются на приобретение облигаций только инвестиционного рейтинга. То есть уже тогда, хотя у города в тот момент инвестиционного рейтинга не было, тем не менее, уже предвидя скорое присвоение нам инвестиционного рейтинга, инвестиционные фонды именно такой категории приобретали наши облигации. Вот это как раз и позволило нам снизить значительно доходность по облигациям, создало здоровую структуру размещения нашего еврооблигационного займа.
40% займа было приобретено как раз инвестиционным фондами. Инвестиционные банки для себя и своих клиентов приобрели 40% этого займа, на частных инвесторов пришлось 40% нашего еврозайма, спекулятивная составляющая, представленная хеджевыми фондами, составила в общем-то вполне скромную цифру в 5%. Впервые появились пенсионные фонды среди наших инвесторов, они составили примерно 2% приобретений облигаций внешнего займа. Географически структура распределения также была традиционной: 27% пришлось на инвесторов в Великобритании, 20% - это немецкие инвесторы, 12% - австрийские, 11% - швейцарские. Несмотря на то, что облигации размещались в валюте евро, все-таки 5% облигаций было приобретено американскими инвесторами. Был хороший спрос внутренний, российский - 4%. Что интересно, появились такие страны, которые раньше не участвовали в наших внешних займах, например Греция - 4% было приобретено, азиатские страны хорошо представлены - 3% займа было
Инбеспшщш
4(19) -2005
приобретено инвесторами, базирующимися в Сингапуре. То есть все это было хорошее, качественное размещение, мы им, конечно, довольны.
По результатам 2004 г., внутренний долг города составил 72,5 млрд руб., внешний долг - примерно 31 млрд руб. То есть по результатам исполнения бюджета 2004 г. общий долг г. Москвы составляет 103,5 млрд руб., при этом прямой долг - это 98 млрд 600 млн руб. Естественно, имеется небольшой объем гарантий, где-то примерно на сумму 5 млрд руб. Сформирован очень хороший профиль долга, у нас отсутствуют какие-то напряженные периоды вплоть до 2014 г. Немножко большим будет напряжение в 2006 г., потому что параллельно с нашим займом в рублях погашается достаточно крупный еврооблигационный займ объемом в 400 млн евро. Мы, естественно, планируем вести работу по его рефинансированию и имеем вполне обоснованные надежды говорить о том, что этот займ будет нами также в 2006 г. успешно рефинансирован.
На внутреннем рынке нам значительно удалось сократить разрыв между кривой займов федерального правительства и московских облигационных займов, поскольку ликвидность на нашем рынке внутренних займов значительно превышает ликвидность на рынке облигаций федерального займа, фактически именно кривая наших займов служит отправной точкой при определении рыночной цены для последующих размещений всех муниципальных, региональных и корпоративных эмитентов в нашей стране. Мы, естественно, будем прилагать все усилия к тому, чтобы качество нашего рынка облигаций в рублях оставалось на таком же высоком уровне, и ликвидность ни в коей мере не снижалась.
В цифрах на 1 января 2005 г. объем рынка облигаций федерального правительства составил 566 млрд руб., объем рынка корпоративных облигаций — 245 млрд руб., муниципальные региональные облигации составили 122,4 млрд руб. Конечно, заметна доля г. Москвы — это около 60 млрд руб.
Мы можем совершенно спокойно смотреть в будущее, потому что показатели имеющейся и планируемой долговой нагрузки ни в коей мере не выходят за те параметры и ограничения, которые предусмотрены как Бюджетным кодексом РФ, так и концепцией управления долгом Москвы. Можно сказать, что ни в 2005, ни в 2006, ни в 2007 гг. планируемый общий объем долга Москвы не превысит 33% от годовых бюджетных доходов. Незначительной будет доля городских расходов на обслуживание долга. За указанный период до 2007 г. расходы города на обслуживание долга не превысят 3,5% от годовых бюджетных доходов. Точно так же ровный профиль
погашения долга, предстоящий в 2005-2007 гг., позволяет нам утверждать, что и здесь доля расходов города по этой статьей не превысит 8% городских бюджетных доходов. Мы намерены и дальше поддерживать управление долга на таком же уровне.
Следует отметить, что 2004 г. явился годом повышения рейтинга Москвы, нам был присвоен рейтинг инвестиционной категории от международных рейтинговых агентств Fitch Ratings и Moody's Investors Service. В начале 2005 г. последовало присвоение нам инвестиционного рейтинга от агентства Standart&Poor's. В настоящий момент наш рейтинг равен от всех трех рейтинговых агентств рейтингу РФ, и пока Москва является единственным региональным эмитентом, единственным регионом РФ, который имеет инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих рейтинговых агентств. Ну, и наши агентства российские, которые ведут рейтинг на основе так называемой национальной шкалы, они также присвоили нам рейтинг максимально возможной категории, а именно: от агентства «Мудис Интерфакс» - Ааа, от агентства «Эксперт РА» - А++.
Не секрет, что 2 февраля мы размещали два наших облигационных займа в рублях, и присвоение нам инвестиционного рейтинга всех трех рейтинговых агентств очень резко подняло спрос среди инвесторов-нерезидентов на наши внутренние облигации. Мы видели, что примерно на 8 млрд руб. предложений наших облигаций спрос инвесторов составил более 27 млрд руб. Все это позволило нам разместить эти займы очень удачно.
В 2005 г. основные задачи управления долгом остаются, конечно же, прежними. У нас планируется достаточно большой объем операций. Мы планируем привлечь заимствования в объеме почти 45 млрд руб., в том числе примерно 25,5 млрд руб. пойдет на финансирование дефицита бюджета города. Мы будем продолжать приоритетное использование внутренних облигационных займов, мы рассматриваем их как основной инструмент наших заимствований. Весь прирост нашего долга примерно в 25,5 млрд руб. будет проведен за счет размещения наших облигаций в рублях. Мы планируем, что это размещение превысит 35 млрд руб. в течение 2005 г., срочность облигаций будет, скорее всего, в диапазоне от 2 до 10-12 лет. Не исключено, что мы, возможно, при условии благоприятной конъюнктуры в течение года выпустим облигации срочностью в 15 лет.
Конечно же, при выпуске этих облигаций и планировании профиля нашего долга мы будем придерживаться принципа создания такой ситуации, когда ни в один из предстоящих годов не будет создаваться чрезмерной нагрузки на город-
ской бюджет в сфере обслуживания и погашения долга. Мы не скрываем, что будем вести активные операции по управлению долгом. Мы будем откупать ряд наших заимствований на внутреннем рынке, дальнейшее увеличение прозрачности наших операций подтверждается тем, что мы будем примерно с недельным интервалом делать достоянием и профессионалов, и всей общественности объем наших операций на вторичном рынке как по размещению облигаций, так и по откупу. Мы эти операции довольно активно проводили во второй половине января, и в самые первые дни февраля откупили определенный объем наших внутренних облигационных займов, погашаемых в 2005 г., в целях экономии средств бюджета. Конечно, мы используем ту ситуацию, что доходы городского бюджета хороши, есть определенные финансовые резервы для проведения этой деятельности.
Пока предварительно мы планируем сохранять свое присутствие на рынке банковских кредитов в рублях, осуществлять предусмотренное в бюджетном законе 2005 г. привлечение банковских кредитов на сумму примерно в 8,9 млрд руб. Но я не исключаю, что будет происходить гибкая корректировка параметров нашей программы заимствований, мы, естественно, будем очень тщательно и быстро учитывать складывающуюся текущую конъюнктуру на рынке капитала в России. Не исключена возможность, что мы увеличим долю привлечения средств через размещение облигаций в рублях и, возможно, сократим долю банковских кредитов в нашем портфеле.
Пока, опираясь на индикаторы, которые нам дает Центробанк России, мы прикидываем, что суммадолга города составит примерно 130 млрд руб. на конец 2005 г. Эквивалент в долларах — примерно 4,6 млрд дол. В ходе операции в 2005 г. мы планируем провести погашение внутренних долговых обязательств на сумму в 19,5 млрд руб. На обслуживание долга будет потрачено примерно 12,3 млрд руб.
Вопрос: Сергей Борисович, если, прикинуть соотношение, то сумма 3,8 млн евро кажется весьма небольшой, и не совсем понятно, зачем вообще их брать?
ПАХОМОВ С.Б.: У нас в этом году погашается часть синдицированного кредита, привлеченного от консорциума венгерских банков на финансирование программы сборки городских автобусов «Икарус». Вот это те самые несколько миллионов евро. В нашей практике предусмотрено, что все-таки мы этот маленький объем рефинансируем, по всей видимости, мы привлечем небольшой банковский кредит в
валюте евро или в долларах от одного из российских банков. А в 2006 г. также предстоит помимо еврозайма погашение небольшой доли этого синдицированного кредита, потому что он погашается определенными фиксированными долями. Мы добавим и сумму, рефинансированную в этом году, и сумму, погашаемую в следующем году. Таким образом мы ведем работу по рефинансированию нашего внешнего долга. Это, я согласен, небольшой объем, но, тем не менее, решено долги рефинансировать, не погашать. Поэтому эту работу мы будем продолжать.
Вопрос: По вашей оценке, ситуация не вызывает особых тревог, если не будет, конечно, изменений в распределении доходов и обязанностей между регионами и федерацией. А вдруг в Москве будут неожиданности ?
ПАХОМОВ С.Б.: Я думаю, что нет. Бюджет 2005 г. сверстан уже и на федеральном уровне, и все параметры взаимоотношений между федеральными и региональным правительствами уже ясны. Тем более что бюджет 2005 г. готовился в 2004 г. с полным пониманием того, что будет очень непростая ситуация в сфере монетизации льгот. Политические решения московского правительства и мэра Москвы вам хорошо известны. Московский бюджет спланирован таким образом, что практически все льготы в номенклатуре льготникам Москвы сохраняются. То есть уже все негативные последствия, какие могут быть, они уже в бюджете этого года предусмотрены. Поэтому мы не ожидаем никаких катастрофических или неожиданных изменений. Думаем, что это будет непростой год, но который Москва в финансовом плане завершит достойно.
Вопрос: В прошлом году был еврозайм на 350млн евро. А в нынешнем году будет ?
ПАХОМОВ С.Б.: В этом году еврозайма не будет. В прошлом году был погашен займ в 350 млн евро. Но поскольку у нас рефинансировались еще и банковские кредиты примерно на 30 млн дол., все это было вместе соединено в один еврозайм объемом 374 млн евро. Дюрация займа — 7 лет, доходность — 6,45% годопых. Сейчас этот займ торгуется на рынке с доходностью, слегка превышающей 5%.
Вопрос: Сейчас, вроде бы, укрепляется рубль, и России присвоен инвестиционный рейтинг по всем трем шкалам ведущих агентств. Почему Москва вообще не обращается к займам в инвалюте, например к долюровым?
ПАХОМОВ С.Б.: Существует известное ограничение, наложенное на нас, как и на другие регионы, Бюджетным кодексом РФ. Согласно Бюджетному кодексу запрещено регионам привлекать внешние займы на иные цели кроме рефинансирования имеющейся внешней задолженности. То есть мы можем оперировать на внешнем рынке только в то время и в том объеме, когдау нас погашаются внешние займы. В целом, вы совершенно правы — макроэкономически, с сточки зрения учета экономической конъюнктуры, повышения курса рубля, долларовой инфляции, вероятно, имело бы серьезный экономический смысл для Москвы привлекать внешние займы в долларах, допустим. Это экономически вполне оправданно. Такой займ, вполне возможно, был бы в пересчете на стоимость обслуживания в рублях практически бесплатен. Его бы съела инфляция. Но не можем, к сожалению. Возможно, будут внесены поправки в Бюджетный кодекс, но пока ситуация такая, какая есть.
Вопрос: Известно, что Москва собирается занимать до 2010 г. С чем связана эта дата, есть ли корректировки по срокам?
ПАХОМОВ С. Б.: Москва занимает не только до 2010 г. На рынке уже присутствуют наши облигации в рублях, погашаемые в 2014 г., далее - еврозайм, погашаемый в 2011 г. Поэтому, конечно же, мы и дальше намерены увеличивать сроки обращения наших облигаций, тем самым формируя безопасный, хороший для города профиль долга.
Вопрос: Значит ли это, что общий долг города вырастет ?
ПАХОМОВ С.Б.: Да, конечно, на 25,5 млрд руб.
Вопрос: А хорошо ли это ?
ПАХОМОВ С.Б.: Философский вопрос. Понимаете, это извечный спор, он ведется еще со времен Аристотеля: что лучше — жить по средствам или привлекать займы. История делает выбор в пользу второго варианта. Надо жить по средствам, но при этом еще и активно пользоваться кредитом, и направлять эти средства на ускоренное развитие экономики. Кстати, если мы посмотрим на темпы роста валового городского продукта, они значительно превышают темпы роста ВВП России, причем стабильно и регулярно. Это связано с тем, что в городе ведется очень активная инвестиционная деятельность. И она ведется не тол ько за счет притока иностранного капитала и российского частного капитала, но и в то же время крупнейшим
инвестором является городское Правительство, сам город. Объем инвестиций города регулярно составляет от 25 до 30% расходов городского бюджета, то есть это сумма в несколько миллиардов долларов. Это все способствует ускоренному, динамичному развитию экономики и, конечно же, темпам роста благосостояния и повышению качества жизни, несмотря на споры, которые ведутся в Москве, и проблемы, связанные с жилищным и дорожным строительством.
Поэтому все-таки мы считаем, и это линия Правительства Москвы и мэра нашей столицы, что да, займы должны быть, но должны носить характер подчиненный, ни в коем мере мы не должны вгонять город в неплатежеспособное положение. А отсюда и проистекает совершенно четкая, ясная политическая линия на то, что наша задолженность не может превышать трети от годовых доходов городского бюджета, и наша задолженность может расти темпами, не превышающими темпов роста доходов бюджета. Поэтому мы как бы соблюдаем здесь золотую середину. Мы привлекаем дополнительные деньги и в то же время в этом извечном споре «что такое хорошо и что такое плохо» оказываемся на хорошей половине.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а вот это финансирование дефицита бюджета и означает рост задолженности ?
ПАХОМОВ С.Б.: Да, совершенно верно. Но дефицит бюджета — это инвестиционные расходы, и бюджетным законодательством РФ и всеми законами г. Москвы в этой сфере запрещается использовать займы на иные цели кроме как на финансирование инвестиционных программ. Никакие средства городских займов на финансирование текущих расходов не идут, все это финансируется за счет текущих доходов городского бюджета.
Материал подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ. Вопросы, поднятые на пресс-конференции председателя Комитета государственных заимствований города Москвы С.Б.Пахомова, могут вызвать предложения и пожелания наших читателей. Связаться с Правительством Москвы можно по телефону прямой связи 200-67-30. Заданные вами вопросы будут использоваться при планировании пресс-конференций.