Проблемы развития мегаполиса
3 (12) - 2007
государств СНГ, Финляндии и Швеции. В ходе вечера было проведено награждение сотрудников и активистов, чествование ветеранов Оборонной организации, чемпионов мира, Европы и РФ по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта. В торжественном мероприятии приняли участие мастера искусств.
Планом работы Московской городской организации РОСТО предусмотрено проведение разнообразных мероприятий: открытие и проведение месячника оборонно-массовой работы; городского праздника и соревнований по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта; показательных выступлений спортсменов во всех округах города; научно-практические, исторические конференции. По образному выражению Николая Никифоровича Котловцева, занимавшего должность председателя ЦК ДОСААФ СССР с 1988 по 1991 гг., оборонное общество смогло пережить крутые и сложные времена перемен в стране, провести собственную внутреннюю перестройку
и остаться самой крупной и авторитетной организацией. Однако урон тех лет все же не мог не сказаться на состоянии дел.
Залог хорошего будущего — сама многогранная деятельность РОСТО, ответственное отношение к делу ее специалистов. Заслуженный тренер РФ по автоспорту Михаил Борисович Коганов, возглавляющий учебно-спортивный центр в Перово, сказал, что такие виды спорта, как авиация, легкая авиация, моделирование, стрельба, радиоспорт, мотоциклетный, автомобильный спорт, всегда будут привлекательными для мальчишек и девчонок: «У них глаза горят, и нет никакой необходимости их специально зазывать и приглашать. Они с громадным удовольствием идут в наши секции и охотно занимаются. Самое главное, что мы их успешно отвлекаем от улицы, потому что времени на все остальное у них не остается. И в этом одна из наших главных задач — оторвать ребят от улицы и дать в перспективе возможность через спорт получить специальность».
ДОЛГИ МОСКВЫ
КАК ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
С. Б. ПАхОМОВ,
председатель Комитета государственных заимствований города Москвы
20 февраля исполнилось 10 лет с тех пор, как Москва возобновила свою деятельность на рынке займов. Тогда был размещен небольшой краткосрочный пилотный займ в рублях, ставший первой ласточкой. Сейчас Москва находится на пике своей кредитоспособности, финансовое положение ее прекрасно, уровень задолженности минимален. В Москве сформировалась и развилась профессиональная система управления долгом, которая пока остается уникальной для России. Таковы основные достижения в деятельности Комитета государственных заимствований.
В рамках выполнения Программы государственных заимствований города Москвы на 2006 г. Комитет должен был привлечь за счет размещения государственных внутренних облигаций города Москвы 53,3 млрд руб.; внутренних кредитов от кредитных организаций — 5 млрд руб. и внешних креди-
тов — 407 млн евро. Однако высокая обеспеченность расходов бюджета поступлениями из налоговых и неналоговых источников позволила Правительству Москвы в рамках реализации Закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2006 год» направить дополнительные доходы, поступающие в бюджет города, на сокращение объемов заимствований.
В результате фактическое исполнение программы государственных заимствований Комитетом выглядит следующим образом: за счет размещения государственных внутренних облигаций города Москвы было получено 17,4 млрд руб.; за счет размещения внешнего займа в объеме 407 млн евро. От привлечения кредитов от кредитных организаций на внутреннем рынке было решено отказаться. Таким образом, общий объем заемных средств, привлеченных Комитетом государственных заимствований в 2006 г., составил 31,2 млрд руб.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
3 (12) - 2007
Проблемы развития мегаполиса
Объем обязательств, погашенных в прошлом году через Комитет государственных заимствований города Москвы, составил сумму, эквивалентную 21 млрд руб., включая: облигации городского облигационного (внутреннего) займа Москвы — 7,1 млн руб., в том числе 2,6 млн руб. по номинальной стоимости за счет досрочного откупа облигаций; внешний заем города Москвы — 407 млн евро (13,6 млрд руб.); валютные кредиты — 4,8 млн долл. (132 млн руб.) и 3,8 млн евро (131 млн руб.).
В 2006 г. Комитет осуществлял своевременное и в полном объеме обслуживание всех долговых обязательств, находящихся в его управлении. Всего на эти цели (включая обслуживание долга в иностранной валюте) за период с начала года было направлено 7,5 млрд руб.
В рамках работы по управлению государственным долгом города Москвы в течение 2006 г. было принято решение о направлении части дополнительных доходов города Москвы на досрочное погашение долговых обязательств (откуп облигаций государственного облигационного (внутреннего) займа города Москвы). Всего в течение года Комитетом было откуплено облигаций государственного облигационного (внутреннего) займа города Москвы на сумму 2,6 млн руб. по номинальной стоимости, кроме того, был досрочно погашен кредит Банка Москвы в объеме 3,8 млн евро. Указанные мероприятия позволили сэкономить расходы бюджета города на обслуживание госдолга в объеме 117,2 млн руб. и 65,8 тыс. евро.
В этом году у города нет необходимости и целесообразности размещать какие-либо займы до тех пор, пока не будет потрачен переходящий с 2006 г. в бюджет 2007 г. остаток в 100 млрд руб. Эта сумма далеко перекрывает весь объем бюджетного дефицита, запланированного на 2007 г., и это потребует кардинального пересмотра городского бюджетного закона с точки зрения прогноза доходов, уточнения расходов и программы заимствований. Нынешний год по конъюнктуре и исполнению бюджета тоже будет благоприятным.
Правительство Москвы в лице Комитета государственных заимствований города Москвы планирует осуществить обмен краткосрочных выпусков облигаций города, погашаемых в 2007 и 2008 гг., на среднесрочные выпуски облигаций, погашаемые в период с2009 по 2015 г.
Первый раунд обмена состоится на Межбанковской валютной бирже. В общей сложности предлагаются к обмену облигации на сумму 23 млрд руб. Обмен — сугубо добровольное действие со стороны инвесторов. Те из них, которые по каким-то причинам не хотят обменивать облигации, вправе не делать этого. Их облигации будут погашены четко в отведенный срок и в полном объеме.
Обмен направлен на вывод из обращения краткосрочных выпусков с относительно небольшим объемом в обращении (3 — 5 млрд руб.) и низкой ликвидностью и замещением их на среднесрочные крупные выпуски с объемом в обращении до 10 млрд руб. Целью обмена является сокращение краткосрочной долговой нагрузки на бюджет города, улучшение временной структуры долга, повышение срочности портфеля облигаций города, а также дальнейшая концентрация ликвидности в крупных эталонных (bench-mark) выпусках. Важным результатом замещения краткосрочных выпусков небольшого объема на среднесрочные крупные выпуски станет рост ликвидности рынка облигаций Москвы.
К сожалению, действующее в сфере государственных заимствований законодательство не отвечает требованиям дня. Чтобы можно было более эффективно и активно работать с государственным долгом, необходимо внести поправки в Бюджетный кодекс РФ. В частности, остро необходим закон, регулирующий производные финансовых инструментов. Такой документ позволил бы ввести весь спектр финансовых инструментов, который уже давно используется на развитых рынках. Нет также развитого законодательства о секьюритизации активов, которая во всем мире активно применяется в сфере региональных и муниципальных заимствований.
Политика Москвы в области долга является гибкой, учитывает и текущую конъюнктуру, и положение с бюджетными доходами. Усилия Комитета направлены на то, чтобы Москва поднялась на более высокую ступеньку своей кредитоспособности. Благодаря деятельности заемной системы Москвы в городскую экономику максимально дешево, безопасно и своевременно привлекаются (за счет эмиссии долга) дополнительные финансовые ресурсы. За 10 лет своего существования профессиональная заемная система Москвы стала одной из лучших в Восточной Европе. В период 1996 — 2006 гг. экономика Москвы дополнительно получила за счет заемной деятельности 240 млрд руб.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность