Научная статья на тему 'Монетизация льгот и проблемы экономического развития'

Монетизация льгот и проблемы экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монетизация льгот и проблемы экономического развития»

МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

М.Е. ОГЛОБЛИ НА,

руководитель Департамента экономической политики и развития

г. Москвы

В Информационном центре правительства Москвы прошла пресс-конференция, на которой Марина Евгеньевна Оглоблина рассказала о том, как в столице проходит монетизация льгот и с какими это связано экономическими проблемами. Мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители правительства Москвы не раз указывали в выступлениях, что интересы москвичей не будут ущемлены, что денежные компенсации в 2005 г. должны возместить отмену льгот в полном объеме. Как же это происходит на самом деле, вносит ли жизнь коррективы и какие они? Волна митингов протеста, прокатившаяся по столице так же, как и по всей стране, говорит о сложной ситуации, требующей новых решений.

- Монетизация льгот и все вопросы, связанные с ней, неразрывно связаны с экономическим развитием города, бюджетом города и его возможностями. Поэтому немного остановлюсь на оперативных итогах социально-экономического развития города за прошедший год и скажу о наших оценках по 2005 г. По предварительной оценке, валовый внутренний продукт в 2004 г. вырос по сравнению с 2003 г. на 8 %. Это приблизительно та величина, которую мы и ожидали согласно своим прогнозам. Отметим, что в целом по России, по тем оценкам, которые сейчас есть в прессе, рост ВВП оценивается в 7,1 %. Объем промышленной продукции вырос на 9,1 %. Розничный товарооборот увеличился на 8,3 %. Интересно то, что рост розничного товарооборота в 2004 г. на 4,2% выше, чем в 2003 г. (в 2003 г. по отношению к 2002 г. товарооборот вырос на 4,1 %). Таким образом, за прошлый год мы стали больше покупать, у нас увеличились для этого возможности.

Уровень зарегистрированной безработицы остается стабильным, практически не растет и составляет 0,7 % к экономически активному населению.

Индекс потребительских цен — 10,2 %, или ниже на 3 %, чем рост в 2003 г. относительно 2002-го. Индекс цен производителей достаточно стабилен: в 2003 г. к 2002 г.. - 112,6 %, в 2004 г. к 2003 г. - 112%. Среднемесячная заработная плата, по оценке Мосгорстата и нашей оценке, составила 10 637 руб.

Вроде бы все отрадно, но есть один показатель, который нас волнует и который, к сожалению, показал тенденцию к снижению. Это инвестиции в основной капитал. Фактически рост состоялся — 103,2 % относительно 2003 г., а в 2003 г.отно-сительно 2002 г. рост был 105,3 %. В обшем, это не очень отрадная тенденция.

Бюджет города исполнен и подоходной части, и по расходной. В ходе его исполнения вносились изменения, бюджет увеличивался, уточнялись некоторые его статьи. В целом выполнены все задачи, которые стояли перед городом по финансированию, профинансированы все виды расходов. Кредиторская задолженность не растет, она имеет тенденцию к сокращению, т. е. мы учимся жить по средствам, соизмерять возможности с потребностями. В 2004 г. дважды повышался минимум оплаты труда по трехстороннему соглашению: с 1 мая — 2 000 руб., и с 1 октября — до 2 500 руб. Практически выполнены все задачи в инвестиционной программе.

В 2004г. мы утвердили прогноз социально-экономического развития города на три года. Как я уже сказала, во многом мы оказались правы, нам это отрадно. Есть и определенные неудачи в планировании, есть вопросы, которые надо еще дополнительно рассмотреть. Мы готовим сейчас уточненный прогноз. В мае 2004 г. на заседании правительства было принято решение, что прогноз будет вноситься ежегодно на рассмотрение Правительства Москвы, с постоянной прибавкой на один год вперед. Мы сейчас готовим прогноз

социально-экономического развития уже на 2005-2007 гг., уточняя 2005 и 2006 гг. В первую очередь эти уточнения связаны с тем, что поменялась наша налоговая политика, изменилось распределение налога на прибыль между федеральным и городским бюджетами, что внесло свои коррективы в расчеты возможностей города.

С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, который, как известно, меняет методический подход к исчислению земельного налога. По новому законодательству, налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога в процентах. При этом Налоговым кодексом установлены предельные размеры ставок в зависимости от целевого использования земель. Изменение суммы земельного налога для каждого налогоплательщика будет зависеть от кадастровой стоимости и целевого использования земельного участка. При этом следует иметь в виду, что с 1 января 2005 г. для целеис-числения земельного налога территория г. Москвы была разбита на 69 зон, а в будущем таких зон будет не менее 1,5 тысяч. Вообще это очень серьезная работа, у нас сейчас в бюджет города заложена определенная сумма ожидаемого земельного налога, мы считаем, что это первые шаги. В течение этого года нашим Департаментом земельных ресурсов должна быть проведена очень большая работа, налоговые платежи по земельному налогу с 2006 г. должны быть определены уже в большей сумме. Мы, конечно, понимаем, что стоит очень большая задача по оформлению документов на землю. У нас сейчас из возможных 27 тысяч потенциальных плательщиков земельного налога только 7 тыс. платят этот налог, остальные платят арендные платежи за землю. Здесь очень много работы, она должна быть проведена в течение 2005 г.

Есть еще один налог, который недостаточно предсказуем. Мы просчитали возможные поступления на этот год от данного налога, но здесь нужны время и практика, чтобы понять правильность наших подсчетов. Я говорю о едином налоге на вмененный доход по рекламе. Это новый вид налога, непонятно, как будет сформирована налогооблагаемая база. Сейчас Комитет по рекламе очень много работает в данном направлении. Посмотрим, что мы получим, какие коррективы надо будет вносить в наше законодательство и в наши подходы к этому вопросу.

Вы знаете, что с 2005 г. в соответствии со 122-м законом отменена субвенция для компенсации расходов на выполнение столичных функций. Это непростой вопрос, он много дебатировался, мы

внесли определенные коррективы в нашу политику по арендным платежам на нежилые помещения и на землю, что также вносит свои коррективы в прогноз социально-экономического развития города на ближайшие три года.

По поводу монетизации льгот. Мы полностью поддерживаем все принятые решения по 122-му закону, всю логику этих принятых решений. Да, льготы должны доходить до людей и не должны быть всеобщими. Но вместе с тем руководство города, Юрий Михайлович ставили перед нами задачу, чтобы ни у одного человека, который получал льготы, не ухудшилось материальное положение, жизненные возможности. Эта задача была поставлена и Президентом РФ. В русле этих проблем мы и действовали. Определены категории льгот. Для всех льготников город сохранил бесплатный проезд на транспорте, оплату телефона, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Для всех категорий сохранены также услуги ЖКХ, но здесь часть льгот восстанавливает федеральный бюджет. То есть сейчас уже можно с уверенностью сказать, что практически 100% ранее действующих льгот в городе сохранены.

Есть проблемы другого плана, связанные с тем, что недостаточно четко налажено обеспечение бесплатными медикаментами льготных категорий граждан, расходы которых у нас являются расходными обязательствами федерального бюджета. На людях это не отразилось, они получают все, как и получали. Сейчас есть решение, что деньги пойдут, минуя страховые компании, напрямую, сразу на закупку лекарств, т. е. без тех потерь, которые мог понести бюджет РФ. Я считаю, что это совершенно правильное решение, и город долго его доказывал. Деньги должны пойти сразу производителям лекарств и на поставку лекарств. Затраты, которые мог бы понести бюджет в связи с тем, что деньги могли бы пройти через страховые компании, оцениваются в 1,5 млрд руб. Это были бы совершенно никчемные траты. Система в городе прекрасно действует и без страховых компаний, и в стране, мы считаем, она тоже может действовать без страховых компаний.

Льготы на поддержку малого бизнеса отменены.

Будут ли они компенсироваться малым предприятиям ? За счет чего минируется создание

10 000рабочих мест в малом бизнесе?

- Позвольте с вами не согласиться, что льготы отменены. Льготы малому бизнесу по аренде нежилых помещений не отменены. Планировалось, и мы считаем это совершенно правильным, про-

анализировать те льготы, которые предоставлены. Понимаете, малый бизнес — это общее понятие, и ресторан тоже относится к малому бизнесу. Если предприятие вышло на экономические возможности жить самостоятельно, нашло свое место на рынке, правильно ли это будет, что мы будем сохранять льготы? В целом льготы малому бизнесу по аренде помещений будут сохранены. Ставки будут повышены на 25%, такое решение было принято на заседании правительства Москвы. Но все равно это льготы, все равно неполная оплата. Как будут созданы 10 ООО рабочих мест? Во-первых, мы приняли в городе программу создания технопарков, бизнес-инкубаторов. Сейчас такие строятся в Южном округе в районе метро Нагатинская, в районе Нагатино-ЗИЛ на юго-западе в районе Бутово, в Зеленограде, вообще они должны быть созданы в каждом административном округе. Мы проводили расчеты, что это будет очень выгодно и с точки зрения льготной арендной платы, и с точки зрения того, что малые предприятия могут заниматься и производством, и в качестве посредников выступать, к тому же в одном месте они могут быстрее найти друг друга. Поэтому программа бизнес-инкубатора — одна из очень важных программ. На заседании правительства рассматривался вопрос о малом предпринимательстве в сфере бытового обслуживания, ЖКХ. Это сейчас один из острых вопросов, потому что все-таки мы с вами много слышим, и москвичи об этом говорят — о качестве обслуживания в ЖКХ. И одним из путей преодоления этих проблем является создание малых предприятий, которые бы могли занять свою нишу.

Социальная поддержка населения с низкими доходами запланирована в размере 155 млрд руб. Какая

часть этой суммы будет покрыта из доходов населения и какая — усилиями чиновников?

- В городе в течение последних 8-10 лет принимается комплексная программа мер социальной защиты населения. Она в первую очередь направлена на поддержку тех категорий, которые по тем или иным причинам не могут зарабатывать средств, чтобы самим себя содержать. Это одна из функций государства — поддержка слоев населения, которые не могут сами себе заработать: инвалиды, люди пожилого возраста. А мы знаем, что, к сожалению, еще и пенсионное обеспечение не может дать возможности людям, которые вышли на пенсию, жить без поддержки государства. Это бюджетные деньги, наши с вами деньги налогоплательщиков, деньги, которые мы получаем от работы промышленности, банковской сферы, всех отраслей городского хо-

зяйства. Это расходы, которые бюджет несет, нес и будет нести до того момента, когда пенсии станут такими, которые позволят жить нормально. Хотя, я думаю, всегда останутся люди, которые нуждаются в поддержке со стороны бюджета.

Вы сказали, что полностью поддерживаете решения по монетизации льгот. Тем не менее Юрий Лужков сказалу что намерен обжшовать в Конституционном суде некоторые положения 122-го закона. Прокомментируйте, пожалуйста, эти решения, какие положения все-таки не устраивают мэра ?

- 122-й закон касается не только монетизации льгот. В нем приняты решения, которые меняют наши межбюджетные взаимоотношения, взаимоотношения по собственности. Из этих изменений вытекает еще одна вещь. Федеральным законом принят на расходные обязательства федерального бюджета ряд видов расходов. Это расходы, связанные, предположим, с ЗАГСами или правоохранительной деятельностью. Те же учреждения ЗАГСов сейчас располагаются в зданиях, которые строились за счет средств городского бюджета, компьютеры, мебель — тоже покупались за счет этих средств. В 122-м законе есть норма, что учреждение передается вмес те с имуществом, вместе со зданием, причем эта передача должна быть проведена безвозмездно, т. е. расходы, которые город понес на создание этой собственности, не компенсируются. Такая норма есть в законе, она не касается монетизации, она касается межбюджетных отношений, перераспределения полномочий по разным уровням власти. В Конституционный суд направлен запрос о конституционности этого решения.

Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые испытывает правительство Москвы в связи с новой системой монетизации льгот?

— Проблемы есть, но они решаются, постепенно уходят. Определены категории льготников. У нас в городе ведется регистр всех социальных категорий. 122-м законом определены те категории, расходные обязательства по которым отнесены к ведению субъектов Федерации и к ведению Российской Федерации. Если человек является ветераном труда и одновременно инвалидом второй категории, он сам может выбрать по 122-му закону, по какой принадлежности ему зарегистрировать ту или иную льготу. Это больше проблема человеческого выбора. Если он регистрируется как ветеран труда, то он получает за счет бюджета города деньги, если как инвалид — он получает деньги за счет федерального бюджета.

Сейчас очень многие стали перерегистрироваться, это их право. Статистку мы получим только к концу года и поймем, сколько людей, по каким льготам зарегистрировались. Здесь стоит задача маневра, постоянного мониторинга и отслеживания данного процесса. Эта проблема в значительной степени техническая, мы ее решаем.

Есть проблема с социальной картой москвича. Карта — это тот механизм, который помогает нам отследить и понять, сколько человек той или иной категории пользуются бесплатным проездом, в том числе и на пригородном транспорте. Не все еще, к сожалению, получили социальные карты. Поставлена задача, чтобы до конца февраля карты были вручены всем. Такая работа органами социальной защиты города ведется. Но здесь встает такая проблема. Да, социальная карта будет в метро действовать, соответствующая аппаратура и технологии имеются. Вы знаете, что с позапрошлого года эти технологии устанавливаются в наземном транспорте. К сожалению, в наземном транспорте еще не везде поставлены валидаторы (турникеты, прим. ред.). Мы рассчитываем, что до 70% всего наземного транспорта вскоре будет оборудовано валидаторами, и мы будем иметь четкую информацию, какие расходы несет городской бюджет и, соответственно, какие деньги мы должны планировать на следующие годы. Здесь возникает другая проблема. Валидатор — удобно это или неудобно?В первую очередь неудобно для инвалидов, особенно на колясках, беременных женщин или людей, которым тяжело ходить. Кроме того создается очередь. Нужно искать схемы и возможные решения, чтобы это было удобно и пассажирам, и чтобы в то же время мы могли подсчитать затраты.

Бесплатные медикаменты — существует эта проблема или нет? Да, город обеспечил полностью все категории льготников, полностью предусмотрены средства, чтобы все получили бесплатные медикаменты. В то же время федеральные органы, как вы знаете, делают список и доводят его до субъектов Федерации — список лекарств, которые должны входить в перечень бесплатных медикаментов. Этот перечень, к сожалению, несколько уже, чем тот перечень, который действует в городе. Как в этом случае быть? Если человек по своему заболеванию получал это лекарство, его организм привыкает, адаптируется к нему, особенно к сильному лекарству. Наверное, нужно сохранить то, что было, и Департамент здравоохранения работает над этим. Небезызвестный приказ Зурабова, который был издан в начале февраля — приказ, по которому норма денег, которые идут на бесплатное лекарственное

обеспечение одного льготника, составляет 197 руб. 50 коп. Хотя мы с вами знаем, что в социальном пакете, утвержденном 122-м законом, у нас идет 350 руб. на обеспечение бесплатными медикаментами. Как можно уместить то, что должно составлять 350 руб., в 197,50? Непонятно. Придется работать с Министерством здравоохранения и социального развития. Это не входит в функции нашего департамента, это область Л И. Швецовой, ее подразделения. Я думаю, данные вопросы будут решены.

Есть еще одна проблема. Федеральный бюджет должен восстанавливать те средства, которые город тратит на оплату жилищно-коммунальных услуг категорий, отнесенных к компетенции федерального бюджета. Мы сделали расчеты, наши расчеты не совпали с расчетами Минфина больше чем на 1 млрд! Предусмотренные сегодня средства в федеральном бюджете, по нашим расчетам, не позволят полностью компенсировать затраты города на оплату жилищно-коммунальных услуг категорий, отнесенных к компетенции федерального бюджета. Юрий Михайлович обращался с несколькими письмами и к министру финансов, и к премьер-министру. Много проводил работы в этом направлении Ю.В.Росляк. В итоге в федеральном бюджете была записана норма, по которой по итогам фактического использования средств на оплату жилищно-коммунальных услуг по федеральным категориям за первое полугодие необходимо пересматривать расходование средств и принять решение об их перераспределении. Такая же проблема есть по донорам. При расчете количества доноров Министерству финансов были даны данные, которые несколько отличаются от наших данных. Мы тоже с ними договорились, что по итогам первого полугодия они пересмотрят расходы и найдут возможность увеличить средства субвенций города на оплату этих расходов.

О проблемах, связанных с протезированием. Вы знаете, что эти проблемы по федеральным категориям также взяли на себя федеральные органы исполнительной власти. Если раньше в городе обеспечение протезами занимало максимум неделю-две, то сейчас, к сожалению значительно больше. Поступает очень много жалоб, что данный процесс забюрократизировался. Так же, как и при присвоении инвалидности в федеральных органах, людям приходится собирать очень много справок, достаточно тяжел и процесс оформления. Департамент социальной защиты населения с федеральными органами опять занимается рассмотрением этого вопроса, предлагает свои решения. Мы надеемся, что вопрос будет решен.

Об обеспечении санаторно-курортным лечением. Предусмотрено 400 руб. в день. Для того чтобы наши ветераны пользовались нормальными учрежден ия м и, этих средств совершен но недоста-точно. Средняя стоимость проживания в наших санаториях составляет 570-600 руб. вдень. Тяжело за 400 руб. предоставить нормальные условия. Все эти проблемы знаем, они будут решаться.

Расскажите, пожалуйста, о городском минимуме ошаты труда, который планируется поднять с 1 мая. И почему бы не сдыать это с 1 марта или с 1 апреля?

- Вы знаете, все можно сделать, если есть деньги. Мы очень долго обсуждали это с профсоюзами, Конфедерацией промышленников и предпринимателей. Вы знаете, что каждый год в городе подписывается трехстороннее соглашение. И мы пришли к общему мнению, что надо поднять минимум до 3 000 руб. именно с 1 мая, а с 1 октября — до 3 600 руб. При этом по прожиточному минимуму у нас складывается такая картина: для трудоспособного населения на 3-й квартал 2004 г. в Москве он составляет 4 190 руб., а по РФ — 2 629 руб. Доведение до 3 600 руб. в общем-то позволит даже первый разряд единой тарифной сетки почти подтянуть до прожиточного минимума. Поверьте, что бюджет несет большие затраты для обеспечения поднятия заработной платы. Но это тоже одна из основных социальных функций и одна из задач, которые ставит мэр города.

Хотелось бы прояснить вопрос относительно дорожного строительства. Поскольку бюджет у нас все-таки не резиновый, а 40 % идет на социалку, хватит ли средств реализовать все те проекты, которые планировались. Будут ли приоритеты?

- Вы совершенно правильно сказали: «Бюджет не резиновый». Территориально-дорожный фонд этого года сформирован, приоритеты определены. Сейчас мы готовим распоряжение правительства Москвы об утверждении сметы дорожного фонда на этот год. Мы с вами все понимаем, что сначала надо закончить все начатое. В городе будет продолжено строительство Краснопресненского проспекта, Киевского, Боровского шоссе, третьего транспортного кольца, участка от Беговой. Будет завершено строительство развязки на Митино, будет строиться развязка в Новокосино. Продолжится строительство ряда других дорог в городе. В целом дорожный фонд город сформировал в размере около 40 млрд руб. вместе с теми субвенциями, которые

мы получаем из федерального бюджета на строительство дорог федерального значения. В целом неплохие планы. Конечно, в городе стоят задачи по строительству четвертого транспортного кольца. Дорожное строительство вообще относится к видам строительства, которые обходятся недешево. Зато дороги в городе стали намного лучше, ездить по ним намного проще.

В интервью депутат Мосгордумы приводи! цифры, что жилищное строительство Москвы дает рентабельность 200 %. Исходя из этого, город на на^югах на прибыль мог бы быть «завален» деньгами. Почему этого не происходит ? - Город, по-моему, проводит здесь последовательную политику. Опять же наш департамент занимается такой задачей, как разработка методик по расчету страховых цен тех участков, которые выносятся на аукцион для последующего жилищного, других видов строительства. В прошлом году мы имели определенный план в бюджете города по неналоговым доходам, по поступлению средств от реализации инвестиционных контрактов. К сожалению, план не был выполнен. Почему? Потому что мы не смогли спрогнозировать всех тех явлений в банковской сфере, которые происходили у нас в мае-июне-июле. В 2004 г. была определенная стагнация и даже падение рынка по продаже недвижимости, это общеизвестный факт. Поэтому та методика, которую мы заложили, не сработала, она оказалась несколько завышенной. В 2005 г. в январе было принято постановление, вводящее понижающий коэффициент 0,7 к методике, принятой в прошлом году. Сейчас постоянно проводим мониторинг рынка недвижимости. Начался небольшой рост, если говорить про строительство жилья в районах массовой застройки. Не точечное элитное жилье, а массовое. На него сейчас спрос на рынке, не падает и, может быть, где-то на 0,5% начался рост. По элитному жилью просматривается более значительный рост — по стоимости одного метра. Но его мы строим не очень много, потому что в городе очень мало свободных, чистых, необремененных площадок. Чтобы построить что-то, нужно площадку освободить. Затраты на освобождение площадки очень высокие.

Кроме того, мы с вами достигли такого уровня развития городской промышленности в целом, когда потребности города в создании инженерной инфраструктуры очень большие, нужны новые питающие центры, новые мощности по энергетике. Это большие затраты, и наше строительство инженерных коммуникаций не всегда успевает за планами наших инвесторов. Если вы помните, в

1981, 1990, 1992 гг. перестали вкладывать деньги в развитие всех инженерных коммуникаций. Сейчас это дает свои результаты. Да, в течение последних 5-6 лет город вкладывает значительные средства в развитие инфраструктуры, но не так просто наверстать упущенное, для этого нужны ресурсы. На инженерию в инвестиционной программе этого года идет 18 млрд руб. Это значительная сумма, но вместе с тем она еще не позволяет говорить о том, что эти проблемы решены. Они будут решены. Вместе с тем по расчету компенсации мы считаем, что мы не ошиблись. Имеется среднее повышение по аукционам по продаже контрактов — в районе 35 %. Хотя, например, было превышение стартовой стоимости совершенно невероятное — с 1 кв. м инвестор заплатит городу 6 ООО дол. Поэтому я не думаю, чтобы инвесторы мало приносили городу или что эти суммы занижены.

Проблема монетизации льгот нуждается в уточнении. Скажите, пожалуйста, в следующем году планируется также сохранить все льготы?

- Все-таки думаем, что часть льгот может быть и монетизирована. Вы знаете, что в 122-м законе предусмотрена возможность каждого льготника прийти в орган социальной защиты и по социальному пакету выбрать либо натуральную льготу, либо заявить, что льготу он хочет получать деньгами. Мы тоже предполагаем такую возможность. Любой житель города может заявить о своих дальнейших намерениях, каждый человек волен изъявить свое желание. Сложнее с монетизацией льгот по бесплатному проезду. Здесь, я думаю, не должны делаться поспешные шаги, надо сто раз взвесить, прежде чем переходить на монетизацию льгот. Да, это дорогая льгота, она в достаточно большую сумму средств городу обходится. Сможет ли человек покупать единый проездной билет, осуществлять свои общественные связи? Все надо продумать и взвесить, поспешных шагов делаться не будет.

Монетизация на транспорте частично объясняется стремлением развивать общественный муниципальный транспорт в регионах. Л может быть, все-таки это нужно делать не за счет унижения пенсионеров и других льготников, а за счет развития малого и среднего бизнеса на транспорте, развития сети маршруток, то есть развивать коммерческую составляющую? Как вы считаете?

— Я с вами, наверное, не соглашусь. Ведь у нас не только льготные категории находятся в тяжелом положении. Ведь мы все-таки дотируем городской транспорт, если бы не это, то реальная стоимость была бы не 11 руб. в автобусе и 13 руб. в метро, а значительно выше. Да, у нас есть автолайны, чуть ли не 20 компаний, которые занимаются частным извозом. Но, как правило, люди ими пользуются от безысходности, когда не приходит общественный транспорт, либо он куда-то не доходит. А вообще-то, все-таки население города в большей мере пользуется общественным транспортом, который город дотирует. Во всяком случае, для Москвы совершенно неприемлемо сокращать общественный транспорт.

Наверное, уместно так сказать: не сокращать,

а оставить ?

— Оставить... Учтите, что дороги ведь еще имеют и пропускную способность. По одной и той же дороге пойдут не два, а пять маршрутов. Дальше мы столкнемся с другой проблемой. У нас и так с «пробками» совсем непросто. Сейчас в городе нормально отработанная периодичность интервалов движения автобусов. Есть где-то места, где люди долго ждут. А в регионах... Ну чего они достигнут тем, что будут развивать коммерческий транспорт? У них же доходы ниже, уровень жизни ниже. Если это город небольшой, там вообще не нужен этот транспорт. Почему сейчас, когда предлагали федеральные органы компенсировать льготникам проездной билет по минимальной выплате, ведь чем они руководствовались? Есть города, где этот льготник ездит в автобусе один раз в неделю. Там, наверное, можно компенсировать поездку несколькими рублями и этого хватит. Коммерческие маршруты там не окупятся. Регион сам должен решать.

Материы подготовит к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Завершилась пресс «конференция Марины Евгеньевны Оглоблиной, но поднятые ею проблемы еще ждут решения. И помочь в этом могут предложения и пожелания наших читателей. Связаться с правительством Москвы можно по телефону прямой связи 200-67-30. Заданные вами вопросы будут использоваться при планировании пресс-конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.