Научная статья на тему 'Страсти по льготам (по материалам пленарного заседания, на котором обсуждались законопроекты о монетизации льгот)'

Страсти по льготам (по материалам пленарного заседания, на котором обсуждались законопроекты о монетизации льгот) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгушина Наталья

2 июля в Государственной Думе рассматривался пакет правительственных законопроектов, вызвавший большие споры не только внутри депутатского корпуса, но и в стране. Если правительство считает, что после принятия законов, входящих в пакет, жизненный уровень наименее защищенных слоев населения резко возрастет, то многие депутаты уверены в обратом. Некоторые даже считают, что правительство отменяет права россиян на гарантированную государством социальную защиту и по-прежнему пытается провести непопулярные реформы, не используя доходы от реализации природных богатств страны, не поставив жесткий кордон оттоку капитала, не занимаясь грамотным хозяйствованием, не проводя умелую налоговую политику, но залезая при этом в карман нищего населения. Да, ВВП таким образом действительно можно удвоить, сказали многие депутаты: не за счет ли ухудшения жизни половины населения страны? Чего же хочет правительство, о чем спорили депутаты, кто окажется прав? Об этом рассказывается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страсти по льготам (по материалам пленарного заседания, на котором обсуждались законопроекты о монетизации льгот)»

8(11) - 2004

В Государственной Думе

СТРАСТИ ПО ЛЬГОТАМ

(По материалам пленарного заседания, на котором обсуждались законопроекты о монетизации льгот)

Как известно, 2 июля в Государственной Думе рассматривался пакет правительственных законопроектов, вызвавший большие споры не только внутри депутатского корпуса, но и в стране. Если правительство считает, что после принятия законов, входящих в пакет, жизненный уровень наименее защищенных слоев населения резко возрастет, то многие депутаты уверены в обратом. Некоторые даже считают, что правительство отменяет права россиян на гарантированную государством социальную защиту и по-прежнему пытается провести непопулярные реформы, не используя доходов от реализации природных богатств страны, не поставив жесткого кордона оттоку капитала, не занимаясь грамотным хозяйствованием, не проводя умелую нало -говую политику, а ... залезая в карман нищего населения. Да, ВВП таким образом действительно можно удвоить, сказали многие депутаты: не за счет ли ухудшения жизни половины населения страны?

Чего же хочет правительство, о чем спорили депутаты, кто в конце концов окажется прав ? Покажет время.

Настоящие деньги лучше условных льгот

Представляя проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательный акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин заявил: «Сегодня мы можем обеспечить справедливое распределение средств».

Обязательства бюджетной системы, включая необеспеченные, оцениваются в 6,5 трлн руб. Ресурсы бюджетов всех уровней в 2004 г. - 4,5 трлн. Поэтому со следующего года правительство предлагает прекратить практику приостановления норм законов, не обеспеченных финансированием. Но для этого ему нужно четко определить обязательства и гарантии, которые оно будет исполнять в полном объеме.

Тщательные расчеты, проведенные кабинетом министров, показали, что для выполнения задуманного необходимо ликвидировать систему льгот для наиболее незащищенных слоев населения, а вместо них ввести денежную компенсацию. Зачем? Как считает министр финансов, «ответ несложный». По его мнению, действующая система несправедлива: «одни имеют льготы, другие нет. Нам предстоит не только показать льготникам, что мы восстановим справедливость и равноправие между ними, но и то, что деньги лучше льгот. Деньги в

экономике решают все, ......и гражданин будет

выбирать, что он на эти деньги будет покупать. А государство обеспечит доступность услуг в рамках выделенных средств... Как министр финансов, могу сказать, что деньги на это есть».

В рамках проводимого разграничения прошла централизация ряда расходных полномочий. В первую очередь из субъектов Федерации в федеральный бюджет переведено финансирование семи категорий ветеранов по Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, в ведение центра переданы воинский учет и призыв, льготы для военнослужащих и федеральных служащих. Однако проводится не только централизация, но и децентрализация полномочий: правительство переводит выплаты детских пособий на уровень субъектов Федерации. Социальная поддержка ветеранов труда и тружеников тыла тоже будет осуществляться на уровне субъектов Феде-

рации. Профтехобразование и учреждения, по полномочиям финансируемые из бюджетов субъектов Федерации, также полностью переходят на их уровень. Адресные жилищные субсидии, финансовое обеспечение учебного процесса в школах, платежи за неработающее население в системе обязательного медицинского страхования - тоже.

В ценах 2005 г. за субъектами Федерации закрепляются налоговые доходы на сумму 1 814 млрд руб., неналоговые - 182, финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов - 505. По мнению правительства, это позволит обеспечить объем расходных полномочий субъектов Федерации, а в случае, если эти доходы будут выше уровня инфляции, регионы получат дополнительные средства, которые можно будет использовать в последующие годы - «для наращивания обеспечения», уточнил министр финансов.

171 миллиард рублей на компенсацию - много это или мало?

На денежную компенсацию льгот в федеральном бюджете предусмотрен 171 млрд руб., кроме того, 25 млрд - на финансирование льгот по оплате услуг ЖКХ. По этой сфере правительство предлагает отложить замену льгот на один год, чтобы коммунальщики успели «подготовиться, проверить свои возможности, дойти до каждого льготника...».

Что касается инвалидов, то, по мнению кабинета, жить им станет гораздо лучше. Раньше на их социальное обеспечение государство тратило 13,1 млрд руб., в следующем году на эти цели запланировано 116 млрд - почти десятикратное увеличение. «Причем это реальные деньги, предназначенные всем гражданам, которые подпадают под эту категорию».

Если говорить о росте расходов на социальную защиту ветеранов, то в этом году в бюджетах субъектов и федеральном предусматривалось 2,5 млрд руб. В следующем году будет выделен 41 млрд: «рост... почти в двадцать раз. Казалось бы, чего и желать лучшего-то?

Социальный пакет стоимостью 440руб.

Выступление министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова было конкретным: «В части, в которой льготы будут сохранены, будет оставлено право гражданина на получение бесплатных лекарственных средств при амбулаторном лечении по рецептам врача, на санаторно-курортное обслуживание

по медицинским показаниям, на пользование пригородным железнодорожным транспортом и на льготный проезд на железнодорожном и других видах транспорта в случае получения гражданином путевки на санаторно-курортное лечение»... С 2006 г., сказал министр, гражданин сможет выбирать между лекарственным обеспечением, санатор-но-курортным лечением, транспортным обслуживанием, либо предпочесть их денежное выражение:

«......тогда с 2006 г. размер денежных выплат ему

соответственно увеличится. На 2005 г. стоимость социального пакета на человека планируется на уровне 440 руб. С 2006 г., если гражданин откажется от предлагаемого набора натуральных льгот, размер его денежной выплаты (и, следовательно, пенсии) возрастет на сумму более 440 руб.».

Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и приравненных к ним категориям ежемесячная денежная выплата предполагается на уровне 3 500 руб.; для инвалидов войны -2 000 руб.; для участников Великой Отечественной войны -1 500. Для военнослужащих, проходивших военную службу в частях недействующей армии в период Великой Отечественной войны, в том числе и тех, кто относится к так называемой категории последнего военного призыва, ежемесячная денежная выплата составит 600 руб. в месяц; для жителей блокадного Ленинграда -1 100; для инвалидов первой группы - 1 400; второй - 1 000; третьей группы, или первой степени утраты трудоспособности, - 800.

На санаторно-курортное лечение кабинет выделяет 11 млрд руб.. Это, уверен М. Зурабов, позволит обеспечить путевками в следующем году более миллиона человек. Сегодня же за счет федерального бюджета санаторно-курортных путевок приобретается чуть более двухсот тысяч.

Что касается транспортных услуг, то на покрытие этих расходов правительство намерено выделить 6 млрд руб., чего, по мнению министра, вполне достаточно, «чтобы профинансировать в полном объеме и приобрести проездные транспортные документы в пригородном сообщении для всех льготников». Договоренности об этом уже имеются с компанией «Российские железные дороги». Кроме того, частично предполагается оплачивать и проезд к месту лечения в случае, если, по уточнению М. Зурабова, гражданин получает санаторно-курортную путевку в соответствии с медицинскими показаниями.

Два года назад, сказал он, правительство решило изыскать дополнительные средства для медицинского страхования неработающих пенсионе-

ров. Правительство начало эксперимент, в котором участвовало тридцать два субъекта Федерации, в тринадцати эту категорию граждан обеспечивали доступными бесплатными лекарственными средствами. Расходы на 70% финансировались за счет средств субъектов Федерации и на 30 - за счет средств федерального бюджета. Эксперимент показал, «что даже при нормальном лекарственном обеспечении расходы, связанные с предоставлени-' ем бесплатных медикаментов гражданам, укладываются в тысячу рублей», констатировал М. Зурабов. Правительство же, сказал он, предполагает превысить этот уровень, в среднем, более чем в пять раз. Сегодня, по его мнению, на медицинскую помощь пенсионеру государство тратит порядка 1 800 руб. в год. В представленном законопроекте речь идет о том, что «только на лекарственное обеспечение гражданина в среднем ежемесячно будет направляться сумма до 350 рублей». По словам М. Зурабова, этого совершенно достаточно.

«Единая Россия» выбирает ответственность»

Такими словами резюмировал свое выступление заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов. «Правительство показало, что умеет неплохо считать, но абсолютно не умеет разговаривать со страной и с народом», заявил он.

«......Бухгалтерский подход чуть было не погубил

совершенно правильную идею: если человек имеет право на льготы, он должен иметь право их получить, в том числе в денежной форме». Однако законопроект внесен в Думу в таком виде, что без кардинальных изменений, на которых настаивает «Единая Россия», не имеет шансов на прохождение, считает О. Морозов. Фракция, по его мнению, согласна с концепцией закона, но есть то, с чем она не согласна категорически.

Система льгот социально несправедлива для огромного числа граждан: равные в правах льготники неравноправны в их получении. Она корруп-ционна: везде, где существует распределительная система, обязательно находятся желающие создать искусственный дефицит и нагреть на этом руки. Из средства поощрения система превратилась в механизм наказания: льготнику не доплачивают. Она не просто неэффективна, она порочна и убийственна для экономики и для самых обездоленных слоев населения, потому что именно они, заявил депутат, из своего скудного кармана оплачивают повышающиеся тарифы на ЖКХ, на транспорт, на лекарства. Экономика сегодня развивается за счет этих людей. Нужно набраться решимости и сделать

ее социально справедливой. Этим согласие фракции «Единая Россия» с правительством пока ограничивается, констатировал О. Морозов.

В ходе обсуждения законопроектов в Думе, в субъектах Федерации выяснилось, что правительство к ряду вопросов подошло весьма поверхностно, недальновидно. По мнению Морозова, первоначальные предложения о размерах компенсаций вызвали шок в обществе и выглядели как издевательство над льготниками.

Не сразу правительство согласилось предоставить человеку возможность самому выбрать форму получения льгот. Абсолютно неприемлемым было нежелание правительства отказаться сохранить понятие «МРОТ» (минимальный размер оплаты труда) и поднять его до уровня прожиточного минимума. «Мы будем настаивать на этой норме», заявил депутат, как и на увеличении размеров денежных компенсаций для некоторых категорий льготников, в частности для детей-инвалидов. Фракция ищет источники денежных компенсаций для жертв политических репрессий, настаивала на том, чтобы в процедуре второго чтения отдельно был рассмотрен вопрос об особо заслуженных согражданах - Героях Советского Союза, труда, России и кавалеров ордена Славы. В данном случае, по мнению депутата, вопрос не о льготах и даже не об их денежной компенсации, а об оценке заслуг этих людей перед страной. Сегодняшнее голосование, заключил О. Морозов, - это выбор между ответственной позицией и стремлением уйти от решения насущных и назревших вопросов. Фракция «Единая Россия» выбирает ответственность.

«Государство опять бесцеремонно залезает в карман россиян»

Эта фраза руководителя фракции Коммунистической партии Российской Федерации Геннадия Зюганова стала кратким выражением кредо лидера думских коммунистов. По его мнению, представленные в Думу законопроекты антисоциальны. Недаром 55 млн россиян отказались их принять. Правительство обесценивает все, даже боевые заслуги Героев. И это - накануне Дня Победы, что не только аморально, но и кощунственно. Отменяются все трудовые вклады: ведь то, что пытаются отобрать сегодня, по мнению Г. Зюганова, граждане в свое время дали государству в долг, а оно опять бесцеремонно залезает к ним в карман. Впервые за всю историю отменены льготы вузам - такого не было даже во времена Гражданской войны. Бедный солдат лишается права выйти из гарнизона и бесплат-

но проехать на трамвае или троллейбусе, а на питание ему положено только 55 руб.

Представленные правительством законы, по словам Г. Зюганова, антигосударственны. Если государство на протяжении всей истории было для своего народа жестким, но отцом, то сегодня стало рэкетиром. В любой европейской стране, той же Франции, академик, ученый, специалист, талантливый человек получают колоссальные льготы. Женщина, родившая двоих детей, даже если она гражданка России, получает от правительства столько, что семье хватает на несколько лет. В Норвегии - бесплатное образование, медобслуживание, спорт и т. д. Государство гарантирует детям даже поездки в другие страны, чтобы те знали, что в мире происходит.

Законы - совершенно аморальны, охарактеризовал Г. Зюганов пакет «антильготных» законопроектов. Возьмите любую старушку. Батон хлеба теперь обойдется ей в 30 руб.: во многих кварталах нет булочных, значит, ей придется пользоваться городским транспортом. 10 руб. она заплатит за батон и 20 - за билеты. Государство выручило 150 млрд дол. только от продажи нефти и газа, резервных фондов. И даже на этом фоне обирает население, оставив тому же Ельцину и себе такие льготы, которые никогда никому не снились.

По мнению Г. Зюганова, Кудрин и его министры ликвидируют основные социальные гарантии, которые сложились в государстве не за семьдесят пять лет советской власти, а за всю историю его развития. И поскольку правительство создает в стране революционную ситуацию, Г. Зюганов от имени КПРФ заявил, что фракция не будет голосовать за закон.

«Мы окончательно прощаемся с социализмом»

Такова оценка закона по снижению льгот, прозвучавшая из уст заместителя Председателя Государственной Думы Владимира Жириновского от фракции ЛДПР. Абсолютное большинство депутатов фракции не поддерживает законопроект - доверия к нему нет, пояснил лидер либеральных демократов.

Правительство, по мнению В. Жириновского, могло бы предложить поэтапный отказ от льгот: в 2005 г. отказаться, например, от бесплатного проезда на транспорте, на следующий год - от бесплатного лекарственного обеспечения, затем - от санаторно-курортного лечения и т. д. Но оно ...торопится. И это понятно: если по населению ударить

сейчас... выборы 2007 и 2008 гг. - в Госдуму и президентские - можно будет провести спокойнее. Это стратегия, уверен В. Жириновский, но, обращаясь к представителям правительства, он заявил: «У вас ничего не получится.........не надо принимать избирателей за идиотов».

«Что можно было бы сделать? - обратился к залу с вопросом депутат и сам же ответил - дать деньги армии, жилье офицерам. Средств как раз хватит на двух-трехкомнатные квартиры. Тогда можно было бы сказать: теперь у нас нет бесквартирных офицеров». «Но армия, как опора режима, правительству не нужна... Тогда дайте детям России - все будут согласны, - продолжил зампред Госдумы от ЛДПР и опять уличил, - На 1 июня, у вас, уважаемый министр финансов, четыре миллиона человек не получили зарплату - каждый восьмой работающий! Откуда же возьмутся деньги платить старикам, инвалидам, убогим, если вы даже тем, кто работает, платить не хотите?! Такого правительства нет нигде! Конечно, в первую очередь вы должны платить тем, кто работает, иначе вообще не сможете ничего делать».

Предложение «дайте на науку - мы сделаем рывок вперед, у нас же всего хватает!» также было адресовано правительству. В. Жириновский обвинил его в том, что в свое время кабинет продал американцам оружейный плутоний в тысячу раз дешевле, чем мог бы. (А ведь недополученные деньги могли пойти на развитие науки и образования). Вице-председатель ГД перечислил и другие потери для бюджета и социальной сферы от нерадивого хозяйствования: «На рыбе каждый год теряете 3 миллиарда долларов - это 90 миллиардов рублей:

На алмазах - 90 миллиардов......Значит, деньги в

государстве есть. (Просто их надо уметь и хотеть взять). И идея хорошая: заменить льготы деньгами. Деньги - универсальное средство. Но только дайте их так, чтобы они дошли до адресата. Вы же социальные выплаты специально отдаете на откуп регионам, зная, что губернаторы и мэры ничего людям не дадут! Потому что передадут деньги на другие нужды. А Дума не принимает поправку ЛДПР к Уголовному кодексу об уголовном наказании за нецелевое использование бюджетных средств».

«Депутаты не слышат мнения народа»

Проблема современного парламента в том, что большая часть депутатов Государственной Думы не слышит критики оппонентов и мнения народа, упрекнул парламент депутат Олег Шеин от имени фракции «Родина». По его мнению, заявления о

том, что Дума «принимает концепцию закона о замене льгот на деньги» не соответствует действительности. Кроме того, уверен депутат, стабильная замена будет действовать лишь для небольшого числа льготников - участников войны и их вдов, приравненных к ним лиц. Это порядка двух миллионов человек. Но и тут компенсации будут съедены ростом цен. О. Шеин сослался на расчеты Всероссийского общества инвалидов: из десяти миллионов обездоленных денежные компенсации достанутся только трем. Остальные не пройдут через сито Министерства здравоохранения и социального развития. Поскольку вместо групп инвалидности вводится понятие «степень утраты трудоспособности», то, по установкам Минздрава, многие инвалиды, особенно третьей группы, будут считаться... полностью трудоспособными.

О. Шеин перечислил список категорий, которые теряют все. Это ветераны труда, труженики тыла, репрессированные, сельские врачи и учителя - для них даже льготы по ЖКХ останутся без денежной компенсации. Статьи законов о ветеранах, об образовании, об охране здоровья граждан фактически ликвидируются. Федеральных льгот у них не будет, если только регионы не введут их местными законами. Но это маловероятно, и всем придется платить в два раза больше денег за коммунальные услуги, да еще и компенсировать инфляцию. Жизненный уровень россиян, очевидно, резко пойдет вниз, причем в первую очередь это ударит по селянам, потому что там все услуги гораздо дороже, чем в городе. Есть опасность, сказал О. Шеин, что коммуналка рухнет: сегодня ей хоть льготные деньги, но приходят, а завтра не будет и их. И многие люди рискуют оказаться на улице.

Особый разговор в ходе обсуждения возник о том, как закон может сработать на понижение заработной платы. Дело в том, что правительство ликвидирует еще и Единую тарифную сетку. Поэтому, если сегодня учитель самого высокого, четырнадцатого, разряда гарантированно получает примерно 1 850 руб., то завтра, когда зарплату будут утверждать органы местного самоуправления, денег может стать значительно меньше, предупредил коллег О. Шеин.

О ликвидированном 70-рублевом детском пособии депутат говорил столь же критически. Ведь Дума сначала собиралась поднять его до 300 - 400 руб., а правительство решило не поднимать, а передать эту функцию регионам. Однако финансовой возможности у тех нет. И проблема - в тупике.

Северные надбавки, которые распространяют-

ся на Урал, Сибирь, Дальний Восток, Север России (кроме Юга, Черноземья и Нечерноземья), остаются только у считанных работников: от 7 до 50% зарплаты. А вот диабетики, больные туберкулезом, детским церебральным параличом лишаются права на получение бесплатных лекарств. Авторы законопроекта не говорят о том, что отменяемые льготы стоят почти 3 трлн руб., в то время как компенсация, предлагаемая правительством, всего 170 млрд, то есть в 18 раз меньше! И поэтому не мудрено, что всего в пяти субъектах Российской Федерации из 89 законодательные собрания и губернаторы согласились с концепцией, предложенной правительством, - привел статистические данные О. Шеин. Только двадцать четыре губернатора дали положительные заключения. Остальные - против.

Уже сегодня, по оценке Счетной палаты РФ, регионы имеют 15 млрд руб. долга по заработной плате, детским пособиям, льготам репрессированным. А правительство забирает у них долю налога на прибыль - 7,4 млрд и говорит: у вас будет куча денег! Но откуда и как, спросил депутат, компенсировать ликвидируемые федеральные нормы, если 71 регион из 89 дотационный и не может свести концы с концами?!

Неслучайно общественные организации ветеранов, инвалидов, «чернобыльцев», «афганцев», профессиональные союзы категорически против законопроекта. От имени членов фракции «Родина» было заявлено, что будет предпринято все от них зависящее, чтобы законопроект был отклонен в Совете Федерации либо на него было наложено вето Президента Российской Федерации.

«Впервые за 10 лет парламент испугался своих избирателей»

Такой вердикт вынесла Оксана Дмитриева, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении, наблюдая плотный кордон оцепления при подходе к зданию Государственной Думы 2 июля. Данный закон - первый в истории подобный акт, резюмировала она. Одним законом меняются 155 законодательных актов и отменяется 41, причем ряд из них никакого отношения к монетизации льгот и разграничению полномочий не имеет. Уточняя вал поправок, она конкретизировала, что в таком случае будут отменены также и закон о поддержке малого предпринимательства, о моратории на приватизацию государственных и муниципальных учреждений. В корне изменится закон о науке. Однако, как укорила правительство О. Дмитриева, этим вопросам депутаты в трехча-

совом обсуждении не уделили времени. Поэтому, по ее мнению, «данным законодательным актом фактически проводится полная ревизия системы управления образованием, культурой и сферой социальной защиты...» и продолжила список потерь: «.. .Федерация отказывается от единой федеральной политики в области образования, однако и субъект не обязан ее осуществлять. Это может привести к дезинтеграции страны и подрыву основополагающей нормы Конституции - равных прав и равных свобод. И если, по мнению депутата, права у нас уже не равные, то будут не равными и свободы.

Самое страшное, что предлагаемый закон утверждает порочный принцип «разделяй и властвуй», сказала независимый депутат Светлана Горячева. А по-другому, как она считает, и нельзя расценить то, что уровень заработной платы предлагается признать зависимым не от трудового вклада, не от характера труда, а от принадлежности служащего к федеральному уровню власти или субъекта Федерации. Критикуя правительство за отмену надбавок северянам, С.Горячева спросила: «Неужели правительство не понимает, что проживание в Москве и в Магадане - не одно и то же и по ценам, и по климатическим условиям?». Отсюда и ее вывод о том, что «благими намерениями правительство мостит дорогу в ад», что «это - путь к началу распада России», если даже «элементарный уровень социальной гарантии законами не устанавливается» и «все будет зависеть от места, в котором ты живешь: на Дальнем Востоке или в Москве...».

Независимых депутатов очень беспокоит разрыв в региональных бюджетах в 2005 г., уже видимый по проекту бюджета-2005, сказал другой независимый депутат, Михаил Задорнов. Так происходит потому, что на субъекты Федерации возлагается ряд принципиально новых обязательств, при этом часть налогов вновь консолидируется в федеральном бюджете, а федеральная помощь регионам планируется в следующем году практически на том же уровне, что и в этом. Не случайно большинство регионов против законопроекта.

Независимые депутаты предложили обеспечить льготникам право выбора. Ответственность за репрессированных, тружеников тыла и ветеранов труда поднять на федеральный уровень - чтобы не делить ветеранов по разным категориям и не устанавливать им разные компенсации. Они также предложили индексировать компенсацию по индексу платных услуг, который отражает их реальную стоимость. Еще одно предложение - прописать все механизмы компенсации в законе, а не

отсылать, как это делается сегодня, к постановлениям правительства. И еще было требование - убрать из закона акты, не относящиеся к разграничению полномочий. В нынешней же редакции, подытожил Михаил Задорнов, поддерживать законопроект невозможно.

«Пора прекратить обманывать людей!»

С таким призывом обратился к бывшим коллегам заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Жуков. Многим из тех, кто сидит в зале, сказал он, наверняка приходится часто общаться с избирателями. «Скажите, не к вам ли обращаются тысячи людей, которые говорят, что в аптеках нет лекарств по льготным рецептам, что ничего нельзя купить? Не к вам ли обращаются люди, которые годами стоят в очереди на телефон и его не получают? Не к вам ли обращаются те, кто не может воспользоваться бесплатным проездом в городском транспорте, потому что он стал платным и их не хотят сажать? Есть ли в зале хоть один человек, который встанет и скажет: я удовлетворен тем, как сегодня выполняются законы по льготам?». Когда никто не встал, А. Жуков продолжил убеждать депутатов в добрых намерениях правительства. «Предложение направлено на улучшение системы распределения, поскольку на это выделено значительно больше средств. То, что предлагается, в полном объеме сохраняет имеющиеся льготы, к тому же те, до кого они никогда не доходили, особенно сельские жители, получат реальные, живые деньги».

Отвергая обвинения в адрес правительства, Жуков констатировал: «Вы говорите, что мы вводим неравенство по разным регионам страны, но есть ли большее неравенство, чем сегодня, когда человек, живущий в городе, имеет возможность пользоваться льготами, а льготник такой же категории на селе никаких льгот не имеет?» Предлагаемые механизмы, убеждал депутатов зампред правительства, «безусловно, правильные, абсолютно справедливые» и поэтому, по словам А. Жукова, есть все шансы реально провести их в жизнь, поскольку ежегодно на протяжении многих лет при рассмотрении бюджета действие законов, не обеспеченных финансированием, приостанавливалось. Эту ситуацию зампред правительства назвал настоящим обманом и разъяснил, что в таких условиях именно правительство предлагает перестать обманывать россиян.

Подготовила к печати Наталья ДОЛГУШИНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.