Научная статья на тему 'Механизм обеспечения льгот'

Механизм обеспечения льгот Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСДУМА / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стасова Ольга

Итак, закон, условно называемый в народе «о замене льгот денежными компенсациями», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, с 1 января 2005 г. вступает в силу. И значит, всем федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, а также государственным внебюджетным фондам предстоит подготовиться к его практической реализации. О том, какие конкретные шаги будут предприняты в этом направлении, шла речь на пресс-конференции министра здравоохранения и социального развития Михаила Юрьевича ЗУРАБОВА, проведенной при участии группы компаний «РосБизнесКолсантинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения льгот»

Ольга СТАСОВА

Механизм обеспечения льгот

Итак, закон, условно называемый в народе «о замене льгот денежными компенсациями», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, с 1 января 2005 г. вступает в силу. И значит, всем федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, а также государственным внебюджетным фондам предстоит подготовиться к его практической реализации. О том, какие конкретные шаги будут предприняты в этом направлении, шла речь на пресс-конференции министра здравоохранения и социального развития Михаила Юрьевича ЗУРАБОВА, проведенной при участии группы компаний «РосБизнесКолсантинг».

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН, ЭТОТ ЗАКОН?

Вначале о том, почему вообще возникла необходимость в этом законе. Раньше Госдума принимала законы, в т.ч. социальной направленности, не особенно заботясь о их финансовой обеспеченности. В итоге объем обязательств

консолидированного бюджета чуть не вдвое превысил его реальные возможности. Поэтому закон о федеральном бюджете каждый год просто-напросто отменял обязательства, на которые не хватало средств. В апреле этого года решением Конституционного суда подобная практика была запрещена — гос-

РИСУНОК 1

Федеральная программа льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (53 млрд. руб.)

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПЛАТЕЖ

ПОСТАВЩИК

Поставка ЛС установленных

объемов, номенклатуры и цены; контроль качества ЛС

Отчет по поставке

Заявка на поставку

Контроль цен и оплата поставок

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН

Формирование

и ведение Федерального регистра граждан;

организация и контроль за ходом реализации Программы

Списки участников программы

Отчеты по каждому пациенту

Учет, экспертиза

СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Ведение реестров и лицевых счетов; экспертиза объемов и качества лекарственной помощи; защита прав потребителей

Организация и контроль

Отпуск лекарственных средств

Назначение и выписка лекарственных средств

A law substituting benefits for cash indemnity, passed by The State Duma and approved by the Council of Federation, will come in force from Januarylst, 2005.

A press-conference of Minister Michael ZURABOV highlights what particular steps will be taken by federal executive power authorities, under the jurisdiction of the Ministry of Health and Social Development, as well as by offbudget funds.

обязательства следовало привести в соответствие с бюджетными возможностями. Основу реформирования составили принятые летом прошлого года законы, разграничивающие доходные источники и расходные полномочия федерального центра, субъектов Федерации и муниципалитетов. Закон о монетизации льгот — один из многих в широком круге вопросов реформирования межбюджетных отношений, намеченных к осуществлению с 1 января 2005 г.

РЕАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ ИЛИ ДЕНЬГИ

Разграничение бюджетов потребовало разделения всех льготных категорий граждан на «федералов» и «регионалов». При этом в ведении РФ оказались Герои СССР и Герои России, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, лица, принимавшие участие в боевых действиях, дети-инвалиды, «чернобыльцы» и приравненные к ним пострадавшие в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и аварии на комбинате «Маяк», а также инвалиды I, II и III групп. Все эти категории по действующему законодательству имели достаточно широкий перечень льгот, обеспечение которых в финансовом отношении было наиболее затратным. По новому закону за ними сохраняются льготы по предоставлению бесплатных лекарств, сана-

36

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЬГОТ

РИСУНОК 2

| Затраты на лекарственную помощь пенсионерам (по данным лицевых счетов за 2003 г.)

В среднем на одного обратившегося 1 199,34 руб.

1 — до 1000 руб., 73%

2 — от 1000 до 5000 руб., 22%

3 — свыше 5000 руб., 5%

РИСУНОК 3

| Формирование перечня лекарственных средств

1

Стандарты лекарственной помощи

и и и

Требования к лекарственной помощи

Перечень ЛС

Средства для лечения сердечной недостаточности

Ингибиторы АПФ Сердечные гликозиды Мочегонные средства Гипотензивные средства

3

2004 сентябрь РШШШШ

торно-курортного обслуживания, проезда в пригородных поездах и проезда к местам лечения и отдыха, — так называемый социальный пакет стоимостью 450 руб. Напомним, что в течение 2005 г. эта сумма будет автоматически вычитаться из ежемесячной денежной выплаты, определенной законом для каждой категории льготников. По словам министра, «по новой модели гражданин будет иметь право на льготные лекарства без ограничения, так же как и получать путевки на лечение, а 450 руб. — всего лишь расчетный показатель, который не имеет отношения к финансированию». Человек имеет право отказаться от льгот, подав соответствующее заявление до 1 октября 2005 г., и тогда его пенсия увеличится на 450 руб.

За счет средств федерального бюджета предусмотрена и социальная поддержка доноров.

На попечении региональных властей остались ветераны труда, труженики тыла и лица, подвергшиеся политическим репрессиям. Перечень льгот и денежных выплат для этих категорий будут устанавливаться в зависимости от возможностей местных бюджетов.

180 МЛРД. РУБЛЕЙ — МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО?

Выделить на реализацию льгот 180 млрд. руб. позволила исключительно выгодная экономическая конъюнктура. Сумма, по словам министра, огромная; всего лишь три-четыре года назад такое не представлялось возможным. «Вся система здравоохранения, вся система медицинского страхования потребляет ежегодно 188 млрд. рублей», — сказал он. При этом общая стоимость социального пакета на 2005 г. при установлении льготных выплат составит 67,5 млрд. руб.: на предоставление бесплатных лекарств льготникам будет выделено 51 — 53 млрд. руб., на санаторно-курортное лечение — 9 млрд. руб., на транспортные расходы — 7,5 млрд. руб. Остальные средства составят льготные выплаты. Много это или мало? По словам министра, на сегодняшний день весь отпуск медикаментов в розничной аптечной сети для всех 140 млн. российских граждан оценивается в 125 млрд.

руб. В то же время с введением нового закона на лекарственное обеспечение 12 с небольшим млн. льготников выделено 51 — 53 млрд. руб. Сумма весьма и весьма значительная даже при условии, что льготники, как правило, болеют чаще, и их потребность в лекарствах выше, чем у среднестатистического человека. Сверх названных сумм Министерство здравоохранения и социального развития намерено финансировать программы по профилактике и лечению таких социально значимых заболеваний, как СПИД, туберкулез, сахарный диабет. Установленные законом социальные выплаты люди начнут получать с января будущего года вместе с пенсиями, а сумма выплат будет ежегодно индексироваться. Исключение составят лишь Герои СССР и Герои РФ, в отношении которых Госдума примет осенью особый закон. Но если с федеральными категориями льготников все более или менее понятно, то вопрос о том, в какой мере будут способны регионы обеспечить защиту своих декретированных категорий населения, установив меру их социальной поддержки, волнует многих. МЮ.Зурабов при-

знался, что «позволить себе это смогут только регионы-доноры и ряд крупных мегаполисов», при всем том, что инвалидов I, II и II групп, которые раньше находились на попечении субъектов, забрал на себя Федеральный центр, и средства в местных бюджетах освободились. Однако правительство не намерено бросать субъекты Федерации на произвол судьбы: Минфин предусматривает создание специального стабилизационного фонда, средства которого будут направляться «в том числе и на помощь тем регионам, которые приняли решение о монетизации льгот или решение о выработке мер поддержки в рамках закона, а денег для этого у них не хватает».

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Чтобы оказывать реальную помощь и производить денежные выплаты льготникам, нужно наладить персонифицированный учет всех 12 млн. льготообладателей, т.е. составить поименный регистр граждан, коим по закону положены те или иные льготы. «На сегодняшний день такого исчерпывающего регистра в Российской Фе-

дерации нет», — сожалел министр. Готовиться он будет совместно с органами социальной защиты населения, военкоматами и другими ведомствами. Его создание на 85% предполагается завершить до 1 декабря 2004 г., а за оставшееся до нового года время «исчерпывающим образом уточнить этот перечень». М.Ю.Зурабов подчеркнул, что составляться регистр будет без участия самих граждан, «поскольку все ведомства, задействованные в этой работе, сами в состоянии это сделать». Естественно, что с течением времени поименный список льготополучателей будет меняться, поэтому одной из задач, которые предстоит решить в процессе работы по организации ежемесячной денежной выплаты, будет актуализация базы данных, или приведение ее в соответствие с текущей ситуацией. Соответствующие процедуры и регламенты министерством уже разрабатываются, как и нормативные документы, которые лягут в основу регламента.

Предполагается, что созданную систему учета льготных категорий населения можно будет использовать и для нужд субъектов Федерации. Законом предусматривается, что регионы могут присоединить своих льготников к этой программе, например, приняв решение об отпуске бесплатных лекарств или приобретении путевок на санаторно-курортное лечение на тех же условиях, что и федеральный центр.

СНИЖАЕМ ЦЕНЫ ДЛЯ ВСЕХ!

По мнению авторов закона, отдаленный положительный результат его действия коснется не только льготников, но и населения в целом. Прежде всего, прекратится необоснованный рост цен на проезд в железнодорожном транспорте. Раньше, не получая достаточной компенсации от государства за перевозку льготников, железнодорожники вынуждены были поднимать тарифы на грузовые перевозки, что незамедлительно увеличивало цену товаров, а если этого оказывалось недостаточно, поднимали стоимость проезда для реальных плательщиков. Цены на билеты росли, поток пассажиров падал, перевозка льготников вновь приводила к финансовому дефициту в отрасли, и все повторялось сначала.

Предполагается, что реализация нового закона позволит вывести железнодорожный транспорт из финансового тупика, и рост цен на билеты прекратится: по словам министра, «проезд из любой точки РФ туда и обратно в купейном вагоне может стоить 700 руб.». Аналогичная ситуация складывается и в сфере санаторно-курортного обслуживания. Дороговизна путевок отпугивает большинство наших граждан от поездок в санатории и дома отдыха. В результате чего те по полгода пустуют, автоматически накручивая цену на путевки в летний сезон. Предполагается, что при стопроцентной загруженности санаторно-курортных учреждений, которую отныне гарантирует министерство, путевки станут для большинства россиян доступными, что вкупе со снижением цен за проезд позволит им активнее оздорав-ливаться.

Л

ЕКАРСТВА СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ!

Выступая перед журналистами, министр также подчеркнул, что в 2005 г. правительству удастся снизить стоимость льготных лекарств. Это будет достигнуто за счет заключения тарифного соглашения с производителями и дистрибьюторами, поставляющими лекарства в розничную сеть. В том случае, если производители будут необоснованно завышать цены, то правительство не станет компенсировать им расходы по производству лекарств для льготников. Размер снижения цен пока не оценивается, но «он будет заметен гражданами». В ближайшее время Минздравсоцразви-тия внесет в Правительство РФ новый перечень лекарственных средств для льготников. М.Ю.Зурабов подчеркнул, что он будет «более широким» по сравнению с существующим, и в него войдут препараты, ранее не подлежащие бесплатному распространению среди льготных категорий граждан. Эта работа предполагает установление такой системы взаимодействия с персоналом лечебных учреждений, которая позволит прогнозировать потребность в лекарствах и добиться того, чтобы их отпуск проходил с минимальной задержкой. В настоящее время министерство прорабатывает эту технологию.

Механизм реализации целого ряда норм нового закона о льготах должен быть прописан в медицинских законах. Их три: закон о госгарантиях бесплатной медицинской помощи в РФ, закон об обязательном медицинском страховании и закон о расширении хозяйственной самостоятельности лечебных учреждений. Все они «должны изменить здравоохранение, насытить его дополнительными финансами». В частности, закон об ОМС будет внесен в Думу до 15 сентября, после того, как на рассмотрение нижней палаты парламента поступят законопроекты о бюджетах Федерального фонда ОМС, Фонда социального страхования и Пенсионного фонда.

«НЕ НАТВОРИТЬ ОСОБЫХ БЕД...»

Трудно припомнить законопроект, который бы вызвал столь бурную реакцию народа в ходе его обсуждения, как законопроект о монетизации льгот. Он имел отчетливую политическую окраску, а сопровождающие его эпитеты крайне по-лярны: от «реформаторский» и «многострадальный» до «преступный» и «антинародный». В процессе работы 400-стра-ничный документ был основательно доработан, почти из 6 тыс. внесенных поправок 800 приняты. «То, что сначала негативно интерпретировалось, комментировалось и вызывало естественную тревогу и озабоченность у людей, в закон не вошло. Ничего такого, что могло бы так сильно драматизировать ситуацию, в нем нет, — заверяет нас министр. — Негативная реакция многих людей на этот закон вполне объяснима, потому что является элементом массового сознания. Но как выйти из совершенно тупиковой ситуации, которая сформировала «ненормальную» экономику? Подняться на другой уровень, максимально использовав момент и наличие у государства денег, было, конечно, непросто. Сейчас у нас единственный способ доказать свою состоятельность — не натворить особых бед, чтобы люди не разуверились в разумности тех действий, которые предпринимает власть. А затем практическими делами подтвердить то, что мы им обещаем».

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.