Монетизация льгот
ТРАНСПОРТНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЬГОТНИКОВ
М.В. ГОНЧАРОВА, кандидат экономических наук Волгоградское отделение Сбербанка России
В ряду мер государственной поддержки отдельных категорий населения важное место занимают транспортные услуги, предоставление лекарственных средств, санаторно-курортное обеспечение. С начала 2005 г. бюджетное финансирование указанных видов социальной помощи имеет существенные особенности как в части расходных обязательств Федерального центра, так и на уровне обязательств регионов.
Исполнение расходных обязательств РФ
Расходы на финансирование мер социальной поддержки более 14 млн человек отнесены на федеральный бюджет (федеральные льготники), из них, например, в Волгоградской области проживают около 240 тыс.
Доведение до федеральных льготников единых денежных выплат производится в сроки, установленные для выплаты пенсии. Одновременно с ежемесячной денежной выплатой предоставляется набор социальных услуг1, который оценивается в 450 руб.:
• 400 руб. направляется на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе на обеспечение лекарствами по рецептам врача, предоставление при наличии показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
• 50 руб. направляется на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а
1 Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обших принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 125 / СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В 2005 г. набор социальных услуг предоставляется в обязательном порядке, его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат. В 2006 г. льготник может отказаться от получения набора социальных услуг (полностью или частично), подав с 1 января по 30 сентября 2005 г. заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ, тогда ему будут выплачены деньги.
При предоставлении набора социальных услуг реализуется солидарный принцип. Один человек болеет редко, ему лекарства, санаторно-курортное лечение, проезд нужны реже, поэтому бюджетные расходы на него будут меньше 5 400 руб. в год (450 12 = 5 400). Другой человек, напротив, нуждается в систематическом медицинском обеспечении дорогостоящими препаратами. Финансируя его социальную поддержку, государство потратит больше денежных средств. Но в среднем, исходя из общего количества федеральных льготников, бюджетные расходы должны составить примерно 450 руб. в месяц на человека.
Дополнительное лекарственное страхование реализуется по аналогии с обязательным медицинским страхованием. Ежемесячно в Фонд обязательного медицинского страхования поступает 350 руб. за каждого федерального льготника, независимо от наличия (отсутствия) факта его заболевания. Учитывая, что в 2004 г. во всех российских аптечных учреждениях были приобретены медикаменты на сумму около 125 млрд руб., а в 2005 г. на лекарственное обеспечение федеральных льготников в бюджете РФ предусмотрено 50,8 млрд руб., очевидно, что на 10 % населения (145 млн человек — все население России) указанных ассигнований вполне достаточно.
Для федеральных льготников Министерством здравоохранения и социального развития РФ утвержден специальный список лекарственных средств, в котором 322 наименования2. Однако в январе-марте 2005 г., например, в Волгоградскую область поступали медикаменты только 150-200 наименований. Практически заявки, которые направляются федеральному фармацевтическому дистрибьютору — ЗАО «СИА-Интернейшнл»3, покрывались на 1/3, поступало много лекарственных средств, которые не были заказаны.
В административном центре региона — Волгограде насчитывается 96 тыс. льготников, включенных в федеральный регистр, и более 117 тыс. льготников — в областной регистр. В Волгограде определены 73 медицинские учреждения, в которых врачи выписывают бесплатные лекарства; организованы единые центры выписки рецептов и выдачи лекарственных препаратов при 20 лечебных учреждениях. Например, в Дубовском районе Волгоградской области фельдшеры, приезжая из отдаленных населенных пунктов, оформляют рецепты в центральной районной больнице для пациентов-льготников и получают для них в аптеке необходимые лекарства. За январь 2005 г. из 2 500 льготников, проживающих в названном районе, 1 227 выписаны рецепты на бесплатные лекарства, но только по 919 рецептам препараты были сразу получены4.
Финансирование расходов по обеспечению социальных услуг для федеральных льготников осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в текущем году на следующие цели:
Федеральному фонду обязательного медицинского страхования — на реализацию мер социальной поддержки граждан по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе обеспечению необходимыми лекарственными средствами;
Фонду социального страхования РФ — на реализацию мер социальной поддержки граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.12.2004 № 296 «Об утверждении перечня лекарственных средств».
3 Считается, что в России лишь 4 фармацевтические компании имеют все необходимое, включая денежные средства, чтобы организовать обеспечение льготников медикаментами.
4 Волгоград, правда. 2005. 8 фсв.С. 3.
5 Приказы Федеральногофонда обязательного медицинского страхования от 29.12.2004 № 87 «О порядке финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами»; от 31 декабря 2004 г. № 93 «Об утверждении порядка формирования и использования средств страхового резерва из средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами».
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию — на реализацию мер социальной поддержки граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Средства федерального бюджета на обеспечение граждан лекарствами доводятся до федерального фармацевтического дистрибьютора через страховые медицинские организации. Эти организации оплачивают лекарства после их отпуска гражданам по ценам, не превышающим цен, зарегистрированных в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства оптовых фармацевтических фирм. В Южном федеральном округе указанную работу выполняет ОАО «Московская акционерная страховая компания» («МАКС»).
Средства федерал ьного бюджета, направляемые на оплату лекарств, включают компенсацию фармацевтическим фирмам и аптечным учреждениям предельной торговой надбавки к ценам на лекарства и расходов на обеспечение организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходов на ведение дела), определяемые Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Минфином России в размере до 3 % общего объема средств, направленных на эти цели.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования в виде субвенций на их отдельные счета в учреждениях ЦБ РФ. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования на основании договора со страховой медицинской организацией осуществляют ежемесячное перечисление средств на лекарственное обеспечение граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи исходя из подушевых нормативов (в рублях, в расчете на 1 человека в месяц), утверждаемых Минздравсоц-развития по согласованию с Минфином России5.
Страховые медицинские организации представляют в территориальные фонды обязательного медицинского страхования отчетность в формах, утвержденных Минфином России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ. Аналогично аптечные учреждения и фармацевтические фирмы ведут учет средств, израсходованных на бесплатные для граждан лекарства, а также количества отпущенных лекарств и отчитываются перед страховой медицинской организацией по соответствующей форме.
Расходы на перевозки льготников, включенных в федеральный регистр, в основном, компенсируются из средств, направляемых на финансирование социального набора услуг.
С марта 2005 г. в отделениях федеральной почтовой связи Волгоградской области начата продажа единых социальных проездных билетов для льготников федерального регистра по 175 руб. за билет6. Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета для Волгоградской области на обеспечение равной доступности транспортных услуг для льготников и от продажи единого проездного билета, определено Управление транспорта и коммуникаций Администрации области. Получателями средств являются транспортные организации всех форм собственности, заключившие государственные контракты на перевозку пассажиров. В случае если фактические расходы транспортных организаций от перевозки пассажиров превышают размер средств, полученных от продажи единого социального проездного билета, разница компенсируется за счет средств федерального и областного бюджетов.
В 2004 г. Правительством РФ заключен договор с ОАО «Российские железные дороги», в котором проезд льготника на электричке оценен в 40 руб. в месяц. Льготники федерального регистра ездят в пригородных поездах на всей территории России без оплаты билетов (эти средства включены в стоимость набора социальных услуг). Для получения билета в кассу предъявляются удостоверение личности и документ, подтверждающий право на льготу. Если предполагаются регулярные поездки, человек может бесплатно получить проездной на период до 3 месяцев.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ежемесячно финансирует проезд граждан — получателей набора социальных услуг, оплачивая счета, предоставляемые ОАО «РЖД», в размере, равном 1/12 цены, предусмотренной договором на год.
В 2005 г. не менее I млн федеральных льготников будут обеспечены санаторно-курортным лечением, что в 4 раза превышает показатели 2004 г. На финансирование данных расходов в федеральном бюджете 2005 г. предусмотрено 9 570 млн руб. Из них 700 млн руб. направляется на обеспечение бесплатного проезда граждан к здравницам. На начало 2005 г. в регистр нуждающихся в санаторно-курортном лечении были включены 1,1 млн человек7.
Граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инва-лиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном
Постановление Главы администрации Волгоградской области от 28.12.2005 № 148 «О введении на территории Волгоградской области единого социального проездного билета».
7 Пенсия. 2004. № U.C. 26.
транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Средствами федерального бюджета на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно оплачиваются:
• стоимость путевок в санаторно-курортные учреждения, отобранные по конкурсу и включенные в перечень, утверждаемый Минздравсоц-развития России. Путевка выдается гражданину Фондом социального страхования РФ при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения и санаторно-курортной карты. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется Минздравсоцразвития по согласованию с Минфином России (в первом квартале 2005 г. -400 руб.);
• расходы транспортных организаций по перевозкам граждан к месту санаторно-курортного лечения и обратно: железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения.
Расходы по перевозкам граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на основании договора с ОАО «РЖД» и другими транспортными организациями финансирует Фонд социального страхования РФ.
Существует особая группа лиц, которым с 1 января 2005 г. для проезда в городском транспорте приобретаются проездные билеты ведомствами и учреждениями. Финансирование этих расходов необходимо для эффективного решения государственных задач и к социальным выплатам не относится. Прокурорские работники, судьи, судебные приставы, почтальоны федеральной почтовой связи, работники, осуществляющие социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, получают проездные документы по месту работы. В том же числе: военнослужащие внутренних войск МВД, федеральных органов охраны, работники милиции (право бесплатного проезда предоставляется сотрудникам МВД только в случае осуществления действий по пресечению правонарушений, а также в связи с задержанием и доставлением правонарушителей), сотрудники, военнослужащие и работники государственной противопожарной службы, депутаты Государственной Думы РФ и их помощники, работники ФСБ, учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Например, согласно ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» Правительством РФ установлены следующие размеры денежных выплат для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)8:
• солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву, — до 100 руб. в месяц;
• курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения первого контракта о прохождении военной службы — до 200 руб. в месяц.
Расходы на указанные выплаты отнесены на счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству обороны РФ.
Также Правительством РФ утверждены Правила проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, внутреннем водном (речном), морском и воздушном транспорте. Возмещение данных расходов по проездным документам (билетам), выданным в обмен на талоны к служебным транспортным требованиям, осуществляется ежеквартально органами прокуратур субъектов РФ на основании счетов, предъявляемых транспортными организациями9.
Следует учесть и утвержденные Правительством РФ Правила обеспечения прокурорских работников, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения. Проездные документы приобретаются соответственно органами прокуратуры, судами, управлениями (отделами) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами у транспортных организаций.
К мерам социальной поддержки особой категории населения можно отнести утвержденные Пра-
* Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N9 816 «Об обеспечении военнослужаших, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) / СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5487.
* Постановление Правительства РФ от 24.12.2004 N? 839 «О порядке проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, внутреннем водном (речном), морском и воздушном транспорте»/СЗ РФ. 2004. № 52. Ст. 5503.
10 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 851 «О порядке выплаты компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского. пригородного и местного сообщения судьям РФ после ухода или удаления их в отставку» / СЗ РФ. 2004. N® 52. Ст. 5515.
вительством РФ Правила выплаты компенсаций на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения судьям РФ после ухода или удаления в отставку.
Размер компенсации определяется исходя из стоимости проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, установленной в субъекте РФ, на территории которого проживает судья в отставке. Компенсация выплачивается ежемесячно (в счет будущего месяца)10.
Исполнение расходных обязательств субъектом РФ
В Волгоградской области льготники федерального регистра сами оплачивают проезд на всех видах транспорта (кроме пригородного железнодорожного), поскольку получают из федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты.
Всего регистр области насчитывает 510 тыс. граждан, имеющих право на те или иные меры социальной поддержки. В число региональных льготников вошли: ветераны труда, труженики тыла и граждане, подвергшиеся политическим репрессиям (впоследствии реабилитированные),— 277 тыс. человек.
По территории области всеми видами транспорта (междугородный, внутриобластной, городской и пригородного сообщения, включая электричку) до 30 июня 2005 г. ездят бесплатно: Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, полные кавалеры ордена Славы, реабилитированные лица члены семей реабилитированных посмертно граждан, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны военной и государственной службы, депутаты городского Совета и областной Думы, пенсионеры — члены организаций «Дети военного Сталинграда» и «Дети героического Стал и нграда», ветераны труда города-героя Волгограда, почетные граждане Волгограда, члены семей военнослужащих срочной службы, погибших в армии в мирное время, члены областного общества воинов-интернационалистов Кубы, проживающие в Волгограде, учащиеся общеобразовательных школ.
Реабилитированным гражданам, являющимся пенсионерами и постоянно проживающим на территории области, из регионального бюджета возмещаются расходы по проезду на железнодорожном транспорте один раз в год (туда и обратно). В районах области, не имеющих железнодорожного сооб-
щения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом — компенсируется 50 % стоимости проезда.
Обыкновенные пенсионеры по старости в будни оплачивают 50 % стоимости проезда в городском транспорте общего пользования. В выходные и праздничные дни скидка для них не действует.
Объемы бюджетных средств, необходимых области для финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, отражены в табл. 1. Объемы средств в разрезе мер социальной поддержки отражены в табл. 2.
Расходы транспортных организаций по перевозкам льготников компенсируются из средств областного бюджета на основании государственных контрактов перевозчиков с Управлением транспорта и коммуникаций администрации области. Для полу-
чения бюджетных средств перевозчики представляют названному Управлению отчеты о фактических перевозках пассажиров.
Возможности региона по медицинскому обеспечению льготников ограничены жесткими рамками областного бюджета.
Право на предоставление бесплатных лекарств за счет областного бюджета имеют граждане (имеющие регистрацию по месту жительства) из числа:
1) лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
2) реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Таблица 1
Расходы бюджета Волгоградской области и федерального бюджета на финансирование мер социальной поддержки (млн руб.)11
Цели мер социальной поддержки Потребность бюджета области Компенсации федерального бюджета Обеспеченность потребности,%
Ветераны труда, труженики тыла репрессированные 1 782,3 219,9 12,3
Почетные доноры СССР и России 49,3 43,5 88,3
Детские пособия 310,0 65,8 21,2
Льготы специалистам сельской местности по оплате услуг ЖКХ 121,0 - -
ВСЕГО: 2 262,3 329,2 14,6
Льгота Расходы В том числе:
натуральные льготы денежное покрытие
Бесплатный проезд в городском транспорте 805 948 255 709 433 630
50 % стоимости проезда пригородными маршрутами железных дорог 5217
Бесплатное зубопротезирование 50 151
Льготные лекарства 45 782
Бесплатный проезд 1 раз в год железнодорожным транспортом 15 458
Почтовые расходы 7 052 988 6 064
Абонентская плата за телефон 62 848 62 848
50 % оплаты за радио и антенну 7 820 7 820
Обеспечение протезно-ортопедическими изделиями 4 375 4 375
50 % оплаты за жилплощадь 236 916 236 916
50 % оплаты за ЖКУ 559 598 559 598
50 % оплаты за твердое топливо 96 270 96 270
Компенсации за установку телефона 1 486 1 486
ВСЕГО: 1 782 313 1 342 619 439 694
11 Деловое Поволжье. 2005. № 4. С. 7. 17 Там же.
Таблица 2
Расходы бюджета Волгоградской области на финансирование мер социальной поддержки в 2005 г. (тыс. руб.)12
Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) имеют граждане, указанные в пп. 1-2, и
3) лиц, имеющих звание «Ветеран труда», а также лиц, имеющих звание «Ветеран военной службы», достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Главное финансово-казначейское управление администрации области в пределах, предусмотренных бюджетом на 2005 г., ассигнований на льготное медицинское обеспечение указанных в пп. 1 -3 граждан производит распределение, утверждение и перечисление бюджетных средств муниципальным образованиям. Главы администраций муниципаль-
ных образований области организуют финансирование медицинского обеспечения указанных льготников через структурные подразделения органов местного самоуправления.
По нашему мнению, действующий механизм финансирования социальных выплат на транспортное и медицинское обеспечение отдельных категорий населения является весьма громоздким и имеющим множество лишних звеньев. Льготники вполне способны сами приобретать необходимые им товары и услуги на рынке при условии персонального доведения до них денежных средств. Прямое адресное финансирование льготников представляется наиболее эффективным механизмом реализации мер социальной поддержки.
Уважаемые коллеги !
КОНГРЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА - 2005
Приглашаем Вас принять участие в Конгрессе профессиональных бухгалтеров и аудиторов Московского региона 2005
Конгресс состоится 30 мая 2005 года в здании Правительства Москвы
(ул. Новый Арбат, 36)
ТЕМАТИКА КОНГРЕССА: Тенденции развития бухгалтерского учета, аудита и налогообложения
на современном этапе
Для участия в пленарном заседании и конференциях приглашены представители Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Москвы, ведущие специалисты в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения. В рамках Конгресса состоится бесплатная выставка, пройдут конкурсы с вручением призов. Регистрационный взнос для участия в Конгрессе 1900 рублей. Для действительных членов, своевременно уплачивающих членские взносы - 400 рублей. Действительным членам ИПБ России, оплатившим регистрационный взнос и принявшим участие в Конгрессе, выдается сертификат о 10-часовом повышении квалификации. За дополнительной информацией обращаться по телефону : 411 -90-77.