Юрий
БАРЗЫКИН,
председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, курортнорекреационной и гостиничной деятельности, вице-президент Российского союза туриндустрии
Александр
ТРУШИН
После бала
После Олимпиады в Сочи появится возможность создать курорт мирового уровня.
— Каково значение зимней 0лимпиады-2014 для превращения Сочи в курорт мирового класса?
— В первую очередь надо отметить развитие транспортной инфраструктуры. С 1993 года не могли реконструировать аэропорт Адлер — и вот теперь он стал действительно международным. Вскоре в Сочи будут летать бюджетные авиакомпании low cost (предлагающие низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. — Ред .), что, конечно же, уменьшит стоимость турпакета. Значительно улучшено железнодорожное сообщение. В ноябре в Сочи пойдут пассажирские составы из двухэтажных вагонов. Перестроен морской порт, и теперь открываются возможности для круизного туризма. Построены прекрасные автомобильная и железная дорога в Красную Поляну. Все это повышает доступность Сочи для потребителей.
И еще один важный момент. Сочи стал единственным городом в России, где введена обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения. Это предусмотрено Олимпийскими правилами. Пока у нас на территории России эта классификация добровольная. А классификация подразумевает соответствие гостиниц и средств размещения определенным требованиям, обеспечивающим качество предоставляемых услуг. Это важнейшие долгосрочные факторы наследия Олимпиады.
Из Программы строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта (утверждена Постановлением Правительства РФ №991 от 29.12.2007)
Общая сумма инвестиций —
1,314 трлн руб., из них:
• 909,16 млрд руб. — из федерального бюджета;
• 31 млрд руб. — из бюджета Краснодарского края;
• 373,99 млрд руб. — затраты частных инвесторов.
Дополнительные расходы:
• 123,5 млрд руб. — на строительство объектов энергетической инфраструктуры, из них:
• 106 млрд руб. — из федерального бюджета;
• 95,38 млрд руб. — на обеспечение безопасности технического содержания и материально-технического оснащения построенных стадионов, из них:
• 91,8 млрд руб. — из федерального бюджета.
Строительство новых гостиниц (по первоначальному плану)
КЛАССИФИ- КАЦИЯ КОЛ-ВО ГОСТИНИЦ КОЛ-ВО НОМЕРОВ
5 звезд 13 4299
4 звезды 5 6382
3 звезды 8 17675
Всего 26 28356
Мы сделали серьезную ставку на стратегический прорыв Сочи в число мировых туристических центров. Олимпиада дает колоссальный импульс развитию города.
Но я хочу подчеркнуть: Олимпиада — не самоцель. Все крупные мероприятия, которые проводили и будут проводить в стране (Универсиада, чемпионат мира по легкой атлетике, соревнова-
Гния «Формула-1» и чемпионат мира по футболу 2018 года), — это важные вехи развития туризма. Важно, чтобы они стали стимулом для развития туризма. Можно утверждать, что наша страна уже интегрирована в международное сообщество в плане оказания услуг на самом высоком уровне.
У олимпийских столиц разные судьбы. Об одних никто сейчас и не помнит — они как были провинциальными городками, хорошими и удобными, так и остались в том же статусе. В их истории была праздничная страничка, но она не повлияла на их стратегическое развитие.
Основная цель — развитие Сочи, и этой целью необходимо руководствоваться. Олимпиада пройдет, и нам сейчас важно понять, что и как будет работать в городе после нее, какие туристические продукты мы сможем предложить на международном и внутреннем рынке.
— Кроме спортивных состязаний, есть и какая-то другая задача?
— Мы делаем это прежде всего для себя, для россиян. У нас внутренним турпродуктом пользуются 36 млн человек в год. А из-за рубежа въезжают чуть меньше 3 млн. Поэтому крупные инвестиции в Олимпиаду в сумме около 1,5 трлн руб. нельзя рассматривать только как вложения в собственно спортивные мероприятия. Это вложения в Сочи как в туристический центр и точку экономического роста юга России. Сегодня на повестке дня стоит вопрос отработки механизмов развития города-курорта. Это одинаково важно не только для Сочи и Краснодарского края, но и в целом для России.
— Поток туристов в Сочи после Олимпиады увеличится?
— Да. Обычно в города, где проводилась Олимпиада, поток туристов сначала снижается, а потом растет, и не сразу, а через год-другой. Этому есть свои объяснения. У нас же мы ожидаем увеличение потока уже в 2014 году. И одна из причин этого — улучшение транспортной доступности. Другая причина — строительство новых крупных гостиниц, в том числе отелей мировых сетей. «Рэдиссон» в Сочи присутствует давно, сейчас добавляются еще более 20 новых отелей. Они привносят мировые стандарты качества услуг и привлекают сюда своих потребителей. В результате Сочи как туристский центр будет расти.
— Одно время говорили о возможности превращения Сочи в круглогодичный курорт.
— Сколько ни говори «халва» — слаще не будет. Это мечта многих курортов, обеспечивающая и рост показателей средней заполняемости отелей, и возможность работы для местного населения, и рентабельность всего курортного комплекса. Но для этого надо многое сделать.
Безусловно, Сочи сегодня — сезонный курорт, как и большинство курортов в мире. Это связано
EAST NEWS
Сочи может не только остаться всероссийской здравницей, но и стать реабилитационной базой для спортсменов с использованием санаторнокурортного комплекса города.
с объективными климатическими факторами. Хоть это у нас и единственные субтропики в России, но с ноября по май здесь царит межсезонье. Что нужно, чтобы мечта стала былью? Необходима диверсификация тур-продукта. В первую очередь надо развивать лечебнооздоровительный, деловой, круизный, экологический и другие виды туризма. Пляжному туризму (его предпочитают 37% россиян) отдадим лето. А в межсезонье надо проводить деловые, научные, технические конгрессы, выставки, форумы. В январе в Сочи пройдет крупное мероприятие по олимпийскому наследию, где будут обсуждать эти вопросы. Деловой туризм в мире и в России имеет наиболее высокую динамику роста. Мы можем выйти на этот рынок. Но готовиться к этому надо заблаговременно. Уже сейчас проходят тендеры на проведение таких мероприятий на два года вперед. У нас в России спохватываются за месяц до начала какого-нибудь форума. Пока устойчивого календаря делового туризма у Сочи нет.
А появившиеся крупные гостиничные комплексы требуют круглогодичной загрузки, иначе рентабельность их будет снижаться, они станут убыточными. Это отразится и на ценах путевок для туристов, и на кадрах обслуживания, и на инвестициях. Инвесторы не будут вкладываться в объекты, у которых разумная окупаемость где-то за горизонтом. Понятно, что Красная Поляна будет востребована в любое время года. Она уникальна, это самый лучший спортивный и туристический комплекс на уровне мировых стандартов. Но надо развивать и другие конкурентные преимущества Сочи.
— А кроме солнца, воздуха и воды, а также спортивных сооружений, чем может привлечь Сочи?
— Лечебно-оздоровительными услугами, например. Здесь мы вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Бальнеология, грязе- и водолечение. В Сочи есть уникальный курорт Мацеста. Источники Чвижепсе с минеральной водой, продлевающей жизнь, ее называют «живая вода». Сейчас более 100 источников в районе Красной Поляны законсервированы.
Сочи может не только остаться всероссийской здравницей, но и стать реабилитационной базой для спортсменов с использованием санаторно-курортного комплекса города. Российский союз туриндустрии неоднократно заявлял о том, что крайне важно поддержать развитие Сочи не только как горноклиматического, но и морского, бальнеологического курорта в период подготовки к XXII зимним Олимпийским и XI Паралимпийским играм 2014 года. При этом строительство олимпийских объектов и другой инфраструктуры для превращения города в мировой туристский и спортивный центр не должно нарушать функционирование курорта. Возможности восстановительной и реабилитационной медицины здравниц нужно активнее продвигать и использовать для спортсменов как до Олимпиады 2014 года и других соревнований, так и во время и после их проведения.
Россия по природным лечебным ресурсам входит в первую десятку мировых курортов. Наши бальнеологические услуги в 4-5 раз дешевле, чем в других странах. А вот по конкурентоспособности турпродукта мы в шестом десятке. Отсюда основная задача: конвертировать наши потенциальные возможности в ликвидный конкурентоспособный продукт.
— Что еще можно предложить туристам?
— У Сочи большой культурный потенциал. Там живут представители 102 национальностей, даже эстонцы, которые переехали в XIX веке. И у каждой национальности есть свои традиции, своя кухня. Это показывают туристам во всем мире. Но у нас этнокультурная составляющая пока представлена слабо. Среди известных есть только, пожалуй, ресторан «Амшенский двор» с армянской кухней и рестораны греческой кухни. Сочи мог бы стать «лицом» России. Мало иметь инфраструктуру размещения туристов, надо их пребывание наполнить инфраструктурой досуга, развлечений. Сочинский государственный университет туризма и курортного дела проводил исследование, которое показало, что около половины гостей (чуть более 40%) не тратят все свои деньги. Мало сувенирной продукции, недостаточно экскурсионных маршрутов. То есть нужно расширять сферу услуг, чтобы люди могли ею пользоваться, а местные жители могли работать и зарабатывать. Олимпиада даст импульс к такому развитию. Но надежда, что олимпийский бренд вывезет и на туристском рынке, — это ошибка. Да, мы станем известны. Но нужно понять, для чего потребитель приедет в Сочи. Море и солнце есть и в других местах. Уникальность продукта должна быть подкреплена его продвижением на рынке.
— А кто поставщики и подрядчики, сколько их работает на Олимпиаду?
— Они работают на разные коммерческие и госструктуры. Но «Олимпстрой» не координирует привлечение подрядчиков. Их выбирают либо строительные организации,
\ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА \
000?- " У> V "
Практически все сочинские спортивные объекты готовы к старту соревнований разных уровней. В нынешнем сезоне уже было проведено множество тестовых испытаний. Но инфраструктура этих объектов находится в различных стадиях готовности.
Горный кластер
Спортивные объекты горного сектора расположены в Красной Поляне. Они все готовы для старта тестовых соревнований, ведется благоустройство прилегающей территории, обустраиваются подъездные дороги. Там уже были проведены соревнования по двоеборью, лыжным гонкам, предстоит провести Кубки мира по скелетону, бобслею, санному спорту, биатлону, многие из которых смогут посетить зрители.
ГОРНОЛЫЖНЫй КУРОРТ «РОЗА ХУТОР» к настоящему времени уже является крупным центром горнолыжного спорта в СевероКавказском регионе и местом проведения ряда крупных международных соревнований. Общая протяженность олимпийских горнолыжных трасс, получивших гомологацию Международной федерации горнолыжного спорта (ПБ), составляет 13 км и предлагает самую современную систему
искусственного оснежения трасс: продолжительность лыжного сезона от 140 до 180 дней в году, в зависимости от высоты пролегания трасс. Ответственный исполнитель — ООО «КОМПАНИЯ ПО ДЕВЕЛОПМЕНТУ ГОРНОЛЫЖНОГО КУРОРТА «РОЗА ХУТОР».
ГОРНО-ТУРИСТИЧЕСКИй ЦЕНТР ОАО «ГАЗПРОМ» — всесезонный горнолыжный курорт, расположен в 45 км от аэропорта Адлер и берега Черного моря. В состав горно-туристического центра входят: пятизвездочный «Гранд Отель Поляна», четырехзвездочный «Пик Отель», комплекс канатных дорог с горнолыжными трассами мирового уровня, «Горный приют» с рестораном быстрого обслуживания, бутиками и детским клубом, лыжно-биатлонный комплекс и лыжный стадион. Ответственный исполнитель —
ОАО «ГАЗПРОМ».
Гостиничный комплекс горнолыжного курорта «Роза Хутор».
РИА«НОВОСТИ»
Лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» в Красной Поляне.
Туристско-спортивный комплекс ОАО «Газпром» «Гранд Отель Поляна
в Красной Поляне
СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ГОРНАЯ КАРУСЕЛЬ» расположен на территории поселка Эсто-Садок в районе Красной Поляны. Всего 40 км отделяет вершины Красной Поляны от теплых вод Черного моря. С конца 2013 года, благодаря открытию нового пассажирского терминала, построенного РЖД к Олимпиаде, туристам понадобится менее получаса, чтобы добраться сюда из сочинского аэропорта на комфортабельном электропоезде «Ласточка». Ответственный исполнитель — ОАО «КРАСНАЯ ПОЛЯНА».
Комплекс трамплинов расположился на северном склоне хребта Аибга, в непосредственной близости к поселку Эсто-Садок. Комплекс состоит из самых современных олимпийских трамплинов К-95 и К-125. Название «Русские Горки» вызывает ассо-
Комплекс олимпийских трамплинов К-125 и К-95.
циации с формой объекта (трамплины). Ответственный исполнитель — ОАО «КРАСНАЯ ПОЛЯНА».
ЦЕНТР САННОГО СПОРТА «САНКИ» расположен на склоне Кавказских гор, близ поселка Красная Поляна, в месте, закрытом от прямых солнечных лучей и защищенном от ветра. В состав центра санного спорта входят здания старта и финиша, взвешивания саней, операторская, хладоцентр, пожарное депо, единый центр управления, площадки для размещения зрителей, олимпийской семьи, прессы, телевидения, официальных церемоний. Олимпийский комплекс успешно прошел предварительную гомологацию — международную сертификацию в санном спорте, бобслее и скелетоне. Ответственный исполнитель — ГК «ОЛИМПСТРОЙ».
Из Вспомогательного медиацентра в Красной Поляне будут вести прямые трансляции соревнований горного кластера.
РИА «НОВОСТИ»
либо регион. Есть и негативный момент. В Сочи было завезено очень много строителей из разных регионов, но ими практически никто не занимается. Они в выходные выходят в город, смешиваются с гостями курорта. Это не улучшает атмосферу в городе. Даже в гостинице есть два входа и выхода — один для персонала, другой для гостей. Безусловно, если бы для строителей были предусмотрены какие-то досуговые мероприятия, это удерживало бы их в каком-то понятном пространстве. Так было, когда в Сочи строили объекты бригады из Югославии, Турции. Сейчас дисциплины и контроля абсолютно никакого нет. Часть сегодня работающих людей может остаться в Сочи. Этот вопрос должны регулировать местные или региональные власти, но они этим не занимаются. Мы можем получить большие проблемы, и уже их получаем. В Сочи таких ошибок сделано немало, но, думаю, что положение заставит их исправлять.
— В Сочи будет построено более 20 новых гостиниц. Для того чтобы они могли принять гостей, нужно много всего: мебель, текстиль, посуда и т.д. Огромное хозяйство. Кто все это делает?
— Сейчас проводят тендеры на закупку всего необходимого для гостиниц. Сетевые отели используют своих
традиционных поставщиков. Другие привлекают поставщиков из Турции и Италии. Известно, что участвуют в этом и мебельные предприятия России и Белоруссии. Но единого центра закупок нет.
— А кто готовит кадры для отелей?
— Одно из недавних заседаний Торгово-промышленной палаты было посвящено этой теме. Это сложная задача, масштабы ее сравнимы с подготовкой инфраструктуры. В зависимости от класса отеля необходимо на одного посетителя два-четыре человека обслуживающего персонала. Поэтому нам надо специально готовить и линейный персонал — горничных, портье и, конечно, менеджеров, руководителей.
Минобрнауки проводило тендеры, были отобраны несколько российских вузов. В том числе вузы и в самом Сочи: Университет туризма и курортного дела, филиал Российского университета дружбы народов и др. Они занимаются подготовкой и переподготовкой кадров для гостиничного бизнеса. Но конечно, нехватка кадров всегда будет ощущаться. Тем более что хорошие кадры всегда в цене, и отели не гнушаются переманивать лучших к себе на более высокие зарплаты.
транспорт
Инфраструктура, которая создается в Сочи в ходе подготовки Игр 2014 года, станет важнейшим наследием для города и Краснодарского края. Всего к 2014 году в Сочи строят и модернизируют 183 объекта инфраструктуры. Все они имеют колоссальное значение для повышения качества жизни жителей Сочи.
К 2014 году в Сочи будет построено 260 км автомобильных дорог. Пропускная способность трасс увеличится в 1,8-2,5 раза, а средняя скорость движения в городе — на 25%. Самая дорогая автомобильная дорога — дублер Курортного проспекта. Ответственный исполнитель данного объекта — РОС-АВТОДОР. 9 из 20 км трассы будут проходить под землей с выездами в Центральный район.
Решать транспортную проблему планируется за счет развития не только автомобильных дорог, но и железнодорожной инфраструктуры. Железная дорога станет в Сочи городским транспортом, как в Москве — метро. Строится 30 железнодорожных платформ, электричка будет останавливаться практически у каждого населенного пункта Большого Сочи.
Самый масштабный проект РЖД — СОВМЕЩЕННАЯ (АВТОМОБИЛЬНАЯ И ЖЕЛЕЗНАЯ) ДОРОГА ИЗ АДЛЕРА
ДО ГОРНОЛЫЖНОГО КУРОРТА «АЛЬПИКА СЕРВИС» в Красной Поляне. Бюджет строительства — более 200 млрд руб.
Это самый дорогой из олимпийских проектов, но изначально он был еще больше, так как автомобильную дорогу планировалось построить четырехполосной, а железнодорожную — двухпутной.
В 2009 году проект ужали: автомобильных полос осталось две, а железнодорожный путь — один, разъезжаться поезда будут через специальные карманы. Пропускная способность железной дороги составит 8500 чел./час. Во время Олимпиады поезда будут ходить с интервалом в 10 минут.
Из частных инвесторов самые крупные вложения в сочинскую транспортную инфраструктуру сделал «БАЗЭЛ». Компания достраивает новый терминал аэропорта, инвестировав в него более 6 млрд руб. В июне 2012 года пропускная способность аэропорта составляла 1600 чел./час. К 2014 году, после окончания строительства аэропорта она вырастет до 3800 чел./час. В мае Институт Адама Смита признал сочинский терминал лучшим региональным аэропортом России.
Энергетика
В Сочи развернули строительство или обновление множества энергетических объектов. Энергетики уверены, что
ИТАР-ТАСС
Как один из способов решения кадровой проблемы рассматривается вариант использования специалистов вахтовым методом на время Олимпиады. Их будут привлекать из разных регионов, а потом они вернутся домой.
Но останется проблема, связанная с сезонностью. В том числе и по Красной Поляне. Поэтому надо готовить местное население, привлекать как можно больше людей в «высокий» сезон. Недавно я был в Греции, участвовал в форуме, проходившем в пятизвездочном отеле. Меня поразило обслуживание на завтраке. Официантками были седовласые женщины. Обычно этим занимаются студенты. Но эти женщины обслуживали на таком уровне, какого я не видел нигде. Конечно, у греков есть корпоративный интерес — возрождение туристического потока. Женщины зимой собирают оливки, занимаются домашними делами. А летом, пройдя соответственное обучение, работают в отелях. И делают это очень достойно. Ведь это один из способов привлечения туристов: если они довольны обслуживанием, то возвращаются вновь. Нанятый персонал интересен, но лишь на какой-то период. Бесконечно за счет легионеров не проживешь. Они сегодня здесь — завтра там, не знают местной
специфики, не ценят местную культурную традицию. Поэтому нужно привлекать жителей города к обслуживанию гостей. И при этом за счет обучения будет расти их интеллектуальный уровень.
— В процессе подготовки к Олимпиаде возникли новые бренды?
— Есть официальные партнеры Оргкомитета: «МегаФон», «Аэрофлот», РЖД и др. В основном это все известные бренды. Из ниоткуда никто не появился. И, наверное, не может появиться.
Другой вопрос, что нужно использовать партнерство, возникшее в процессе подготовки к Олимпиаде и которое будет в ходе ее проведения скреплено господдержкой и госвлиянием. Это должно сохраниться и в посто-лимпийский период. Чтобы тот же «Аэрофлот» или РЖД и после Олимпиады сохранили высокий уровень обслуживания. Чтобы «МегаФон» продолжил развивать мобильную связь в городе. Это касается и гостиничных сетей, и всех, кто связал свою судьбу с проведением такого масштабного мероприятия. Мы все понимаем проблемы, которые стоят перед Сочи после Олимпиады, и решать их нужно уже сейчас.
ИТАР-ТАСС Скоростной поезд «Ласточка» у платформы железнодорожного вокзала Сочи.
РИА «НОВОСТИ» Завод ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс».
новые объекты и линии электропередач смогут обеспечить бесперебойное питание олимпийских объектов и курорта на период проведения Игр.
АДЛЕРСКУЮ ТЭС за 23 млрд руб. построил «ГАЗПРОМ». Для нее монополия протянула газопровод «Джубга-Лазаревское-Сочи» длиной 170 км, из которых 150 км проходят по дну Черного моря. У ТЭС высокий КПД (52%), а уровень выбросов в атмосферу в среднем на 30% ниже по сравнению с традиционными паросиловыми установками.
ИНФРАСТРУКТУРУ СВЯЗИ строят «МЕГАФОН» и РОСТЕЛЕКОМ. Обе компании являются спонсорами Олимпийских игр — каждая выложила за спонсорский пакет $130 млн. Ростелеком развивает фиксированную связь, «МегаФон» — мобильную. Ростелеком проложит более 300 км оптоволоконного кабеля и обеспечит телекоммуникационными сервисами 33 олимпийских объекта. Речь идет о проводном и беспроводном доступе в Интернет, 1Р-телефонии, выделенных каналах связи, например, для таких специализированных систем стадиона, как оценка результатов, счет, тайминг. После Игр вся эта инфраструктура будет работать на город. «МегаФон» завершил работы в Красной Поляне на 100%, в Олимпийском парке — на 60%.
На олимпийских объектах во время
Олимпиады оператором мобильной связи будет только «МегаФон».
Экология и ЖкХ
К Играм построены БЗУГИНСКИЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ на 140 тыс. куб. м стоков, которые покрывают Центральный район и Хосту, АДЛЕРСКИЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ на 100 тыс. куб. м и новые ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В КРАСНОЙ ПОЛЯНЕ объемом 15 тыс. куб. м. Они радикальным образом улучшат качество очистки сточных вод и экологическую обстановку в городе. Вместо химикатов на новых очистных сооружениях будет применяться ультрафиолетовое обеззараживание. В сооружениях установлены мешалки и насосы германского производства, а также система аэрации российского производства и финские насосы. Все оборудование уже испытано и опробовано. Ранее в Сочи весь мусор свозили на свалку у пос. Лоо, которую официально закрыли в 2006 году, черные сточные воды со свалки текли в реку Питху и далее — в море, свалка постоянно горела, отмечали аудиторы. Вместо свалок построен МУСОРОСОРТИРОВОЧНЫЙ ЗАВОД В ХОСТЕ. Он сортирует 15% бытовых отходов, остальное прессует и вывозит за пределы города. Ответственность за строительство — ОАО «СОЧИНСКИЙЙ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС».