УДК 332.144
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Г. СОЧИ в связи с подготовкой
К ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЕ 2014 Г.
®2011 Беликов М.Ю., Рябошапко В.П., Мысливка Е.В., БуттС.В.
Кубанский государственный университет
Выбор Сочи в качестве столицы XXII Олимпийских и XI Параолимпийских игр обусловливает необходимость подготовки проведения комплекса мероприятий, направленных на реализацию олимпийских программ. Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив олимпийского строительства с учетом местной природно-хозяйственной специфики.
The choice of Sochi as the capital of the 22nd Olympic and the 11th Para-Olympic games causes the necessity of preparation and holding the complex measures aimed at the Olympic programmers realization. The given work is devoted to the analysis of problems and perspectives of Olympic building accounting the local specific character.
Ключевые слова: Олимпийские игры, олимпийские объекты, целевая программа, инвестиции.
Keywords: Olympic games, Olympic objects, target program, investments.
В рамках подготовки XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. Российская Федерация реализует целевые программы развития сочинского горнорекреационного курорта. В статье рассматриваются основные вопросы реализации инвестиционных программ Сочинской Олимпиады в контексте проблем регионального развития.
Согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развития города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)», на подготовку к зимним Олимпийским и Параолимпийским играм планируется выделить 313,8 млрд руб. (в т.ч. 185 млрд руб. из федерального бюджета). Наряду с федеральным финансированием
существуют другие источники: 4,6 млрд руб. за счет средств Краснодарского края и 4,6 млрд руб. - из муниципального бюджета г. Сочи. Предполагается, что иностранные инвестиции в олимпийское строительство превысят 120 млрд. рублей. Таким образом, основная тяжесть инвестирования ложится на общероссийские и международные структуры. Бюджет Сочинской
Олимпиады вдвое превышает суммарный бюджет всех трех предыдущих зимних Олимпиад, проходивших в Японии, США и Италии [1].
Второй аспект темы - выполнение инвестиционных программ. Судя по докладу председателя Счетной палаты РФ от 4 февраля 2008 г., из
предусмотренных на 2007 г. 20,2 млрд руб. профинансировано 14%. Объем выполненных работ по государственным федеральным контрактам составил менее 80 млн руб., по региональным договорам - 45 млн руб. В ходе составления программы недостаточно обоснованы расходы на специализированные мероприятия. ФЦП развития Сочи не согласована с другими программами. Это привело к завышению расходов федерального бюджета на
строительство, а также к несоответствию отдельных объектов (например, комплекса трамплинов) требованиям Международного Олимпийского
комитета.
Строительство спортивных объектов и инфраструктуры Олимпийских игр-
2014 г. курирует государственная корпорация «Олимпстрой», которая в соответствии с ФЦП не только возведет олимпийские объекты, но и до 2016 г. будет отвечать за их эксплуатацию. Позже объекты будут переданы частично федеральным органам власти, частично - муниципалитету Сочи.
Среди частных инвесторов Олимпиады выделяются компании «Базовый элемент» и «Интеррос». «Базовый элемент» (владелец О.
Дерипаска) намерен вложить в Игры 5-7 млрд долл., что сопоставимо с государственными инвестициями. Среди основных проектов компании -
«Имеретинская Ривьера» (до 3 млрд долл.), портовая инфраструктура и энергетика Сочи, туапсинский цементный завод. Компания «Интеррос» (президент В. Потанин) планирует
инвестировать в олимпийские объекты 1,5 млрд долл. на строительство
горнолыжного комплекса «Роза Хутор», сноуборд-парка, гостиничного
комплекса [4].
Значительные компенсационные выплаты потребуются для выкупа земли и иной недвижимости в Сочи. Данный аспект, судя по полемике государственных органов власти и общественных объединений, становится самым конфликтогенным. По оценке министерства регионального развития РФ, для возведения олимпийских
объектов потребуется 4,23 тыс. га земли. Большая их часть (3,55 тыс. га) находится в федеральной или муниципальной собственности и только 679 га - во владении частных лиц и юридических организаций. Основная часть компенсаций (216 и 243 землеотводов) должна быть оформлена в 2008 г. Однако до сих пор не завершена инвентаризация земель, которую администрация Краснодарского края должна была организовать в феврале 2008 г. Не определена и точная сумма, выделяемая на выкуп земель. По сообщению агентства РБК, средства
будут выделены вследствие оценки земель группой независимых
оценщиков, которых выберут продавцы.
С учетом дифференцированных условий рыночная стоимость земель ныне колеблется от 5 до 70 тыс. долл. за сотку (в среднем 20-25 тыс. долл.). В текущих рыночных ценах выкуп 679 га может обойтись от 1,0 до 1,7 млрд долл. Однако многие эксперты сомневаются в том, что государство предложит выкуп именно по рыночным ценам. В
соответствии с действующим
федеральным законом полномочиями
«по резервированию, изъятию и предоставлению земли для
государственных нужд в целях размещения объектов Олимпиады»
наделена администрация
Краснодарского края. Владельцам участков на оспаривание предложенной им цены и другие претензии отводится по закону лишь один месяц [3].
Сочинская городская агломерация относится к моноцентрической,
протяженностью 145 км, состоящей из ядра (Центральный район) и ряда курортных центров, которые тянутся узкой (до 1,5-2 км) полосой - Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Дагомыс, Мамайка, Хоста, Кудепста, Адлер. Город-курорт является полимагистральным транспортным
коридором, по которому идет мощное транзитное движение. Через осевую магистраль Сочи проходит до 40 тыс. автомобилей в час, на дороге Адлер-Красная Поляна - 20 тысяч. На
сегодняшний день в Сочи зарегистрировано более 130 тыс. транспортных средств, исходя из чего можно сказать, что каждая третья сочинская семья имеет автомобиль, причем в некоторых семьях их несколько [1]. В Сочи получили развитие все виды транспорта. Международный аэропорт, морской порт, железнодорожные станции, многочисленные
автотранспортные предприятия являются скрепляющей основой сочинской городской агломерации. Чрезмерно разветвленная железнодорожная сеть стала одной из главных преград на пути реализации масштабных экономических проектов в одном из районов Сочи -Адлерском. Только переездов, пересекающих оживленные
автомобильные магистрали, здесь не меньше десятка. Все это тормозит создание горноклиматического курорта и выступает серьезной угрозой для безопасности движения.
С распадом СССР резко изменилось геополитическое положение города - он оказался одним из самых южных пограничных пунктов страны, что явилось предпосылкой включения его в систему внешнеэкономических связей. Город не только сохранил, но и развивает свою рекреационную базу. С учетом требований международных стандартов реконструируются и строятся отели и пансионаты. Но, с другой стороны, все меньше становится зеленых, парковых зон.
В соответствии с выбором Сочи олимпийской столицей уже выполняется федеральная программа по развитию его как горноклиматического курорта. Это предполагает возведение нового комплекса транспортной и инженерной инфраструктур в местах сосредоточения олимпийских объектов. В зону проведения Олимпиады попадают приморский поселок Адлер, горное селение Красная Поляна, села Аибга, Веселое, Ермоловка, Молдовка, Нижняя Шиловка, Черешня, Эстосадок. Фактически будет создан новый горнолыжный курорт России.
В данном районе функционирует пока единственный горнолыжный курорт близ поселка городского типа (ПГТ) Красная Поляна, потенциал которого ограничен не столько природными факторами, сколько степенью освоения горнолыжных трасс. Недостатком ПГТ является сравнительно короткий лыжный сезон - не более 3,5 месяца. В перспективе, по мере освоения высокогорных трасс, он может быть увеличен до 5 месяцев. На вершине горы Аибга есть три цирка, в которых снег лежит до июля. На высоте 2300-2400 метров находятся языки достаточно слежавшегося снега глубиной 3-4 м и длиной около 300-400 м. Этот снег можно использовать для лыжных катаний в то время, когда морская вода на Адлерском взморье достигает 20-22, а воздух - 300С. Однако пока
горнолыжный сезон для большинства лыжников в Красной поляне
заканчивается в мае, когда купаться в море еще рано. Но в недалеком будущем временные границы горнолыжного и купального сезонов сольются.
Олимпиада-2014 - это реальная
возможность качественно улучшить инфраструктуру города. Эффект реализации олимпийской концепции -11 новых крупных спортивных объектов, десятки отелей, туристических и торговых комплексов. Подготовка к Олимпиаде дает такой же эффект, как и 20 лет непрерывного экономического развития. В итоге получится
круглогодичный курорт, способный принимать ежегодно более 6 млн туристов.
Комплексную реконструкцию
ожидает порт Сочи. Строительство морского грузового терминала в Имеретинской бухте привело к отчуждению мелкогаличных пляжей, имеющих в некоторых местах ширину до 50 м и переселению почти 18 тыс. местных жителей, а также ликвидации плодоовощеводческих и
цитрусопроизводящих хозяйств,
включая крупные тепличные комплексы [1].
Указанные перспективы, с одной стороны, позволят оживить развитие курортного комплекса Сочи, а с другой, кардинально повысит нагрузку на природу. Кроме того, после завершения Олимпиады могут возникнуть трудности с эксплуатацией и уходом за бывшими олимпийскими объектами.
Одной из главных проблем является удорожание жизни населения не только на Черноморском побережье, но в пределах всего региона.
Подготовка и проведение Белой олимпиады станут мощным стимулом развития экономики Краснодарского края. Но и другие субъекты ЮФО в стороне не останутся. Олимпийское строительство потребует большого количества стройматериалов, рабочих рук, понадобится увеличить пропускную способность транспортной сети региона. Уже возникают новые и расширяются существующие предприятия по
обслуживанию олимпийских заказов. В частности, в г. Апшеронске реконструируется
деревообрабатывающий комбинат,
который будет производить продукцию для нужд олимпийского строительства.
Примечания
1. Баранов А. В. Реализация инвестиционных программ по подготовке XXII Олимпийских игр в Сочи: проблемы и перспективы / Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы развития / отв. ред. В. И. Черный / Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. Адлер : Традиция, 2008. С. 32-36. 2. Беликов М. Ю., Рябошапко В. П., Скрипниченко И. А., Бутт С. В. Экологическое состояние города-курорта Сочи в условиях подготовки к зимней Олимпиаде 2014 г. // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий / Мат-лы XXIII Межресп. науч.-практ. конф. с международным участием / отв. ред. М. В. Нагалевский. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2010. С. 145. 3. Бутт С. В., Беликов М. Ю., Рябошапко В. П., Скрипниченко И. А., Коркина Д. В. Подготовка к зимней олимпиаде 2014 г. и развитие спорта на юге России // Рациональное природопользование: управление человеческими и природными ресурсами в контексте устойчивого развития. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 180 с. 4. Сущенко Е. Н. Модели стратегического развития города-курорта Сочи / Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы развития / отв. ред. В. И. Черный / Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. Адлер : Традиция, 2008. С.
272-276.
Статья поступила в редакцию 11.05.2011 г.